Латинское слово «инвенцио» означает «выдумка», «изобретение». Такое название (или подзаголовок) композиторы XVII—XVIII вв. давали своим пьесам, в которых применяли разнообразные сложные приемы изложения, разработки и развития музыкального материала. Это слово не стало обозначать какой-то определенной музыкальной формы со своими отличительными признаками. Этим словом, означающим по-латыни «изобретение» (inventio), И. С. Бах назвал небольшие полифонические пьесы, которые он сочинял специально для своих учеников. Это были своего рода упражнения, необходимые для того, чтобы овладеть приемами исполнения сложных полифонических произведений, в частности - фуг. Название для своих пьес композитор подобрал чрезвычайно точно, так как его инвенции действительно полны выдумок, остроумных сочетаний и чередований голосов. Инвенции И. С. Баха играют и юные учащиеся, и опытные мастера. В изданиях весь цикл пьес Баха, и двух-, и трехголосных, носит название инвенций. Но если говорить более строго, оно относится только к двухголосным пьесам, а трехголосным композитор дал наименование симфоний.
Инвенция в
музыке
Статьи о музыке » Музыкальные
интересности
Латинское слово «инвенцио» означает
«выдумка», «изобретение». Такое
название (или подзаголовок)
композиторы XVII—XVIII вв. давали
своим пьесам, в которых применяли
разнообразные сложные приемы
изложения, разработки и развития
музыкального материала. Это слово не
стало обозначать какойто
определенной музыкальной формы со
своими отличительными признаками.
Этим словом, означающим полатыни«изобретение» (inventio), И. С. Бах
назвал небольшие полифонические
пьесы, которые он сочинял специально
для своих учеников. Это были своего
рода упражнения, необходимые для
того, чтобы овладеть приемами
исполнения сложных полифонических
произведений, в частности фуг.
Название для своих пьес композитор
подобрал чрезвычайно точно, так как
его инвенции действительно полны
выдумок, остроумных сочетаний и
чередований голосов. Инвенции И. С.
Баха играют и юные учащиеся, и
опытные мастера. В изданиях весь
цикл пьес Баха, и двух, и
трехголосных, носит название
инвенций. Но если говорить более
строго, оно относится только к
двухголосным пьесам, а трехголосным
композитор дал наименование
симфоний.
Баховские инвенции — это
полифонические пьесы, написанные в
двух или трехчастной форме
старинного типа. Однако строение и
характер их чрезвычайно
разнообразны. Одни инвенции близкик форме фуги или фугетты, часто
отличаясь от нее только тем, что тема
вначале проводится не одноголосно, а
сопровождается свободным голосом;
другие — к жанру прелюдий,
вокальноинструментальных арий и
дуэтов, старинных танцев.
В инвенциях Бах постоянно
использует приемы имитаций, иногда
канонов, двойного контрапункта. Во
многих инвенциях тема сразу
сопровождается контр темой, что
позволяет композитору применить при
их повторении вертикальные
перестановки. Использует Бах и
другие полифонические приемы,
например обращение тем или их
частей. Если одна из тем при
повторении проходит в обращении, а
вторая в неизменном виде, то И. С.
Бах. «Инвенция ре минор». возникает
неполно обратимый контрапункт (в
обратимом контрапункте обращению
подвергаются все сочетающиеся
одновременно голоса). В двухголосной
инвенции № 11 вторая тема не только
обращена, но и «опаздывает» на пол
такта по сравнению с первоначальнойих комбинацией. Это прием
горизонтальноподвижного
контрапункта: темы взаимно сдвинуты
по горизонтали. Красота и
выразительность музыки инвенций
приковывают к себе внимание
слушателей, сложность полифонии
незаметна.
Но инвенции не только упражнения.
Это яркие художественные
произведения, в каждом из которых
воплощено определенное настроение.
Бах считал, что его инвенции могут
помочь начинающему музыканту не
только исполнять, но и сочинять
музыку. Вот как он определил в
предисловии к инвенции их
назначение: «Чистосердечное
руководство, дающее возможность
любителям клавирного искусства и в
особенности жаждущим его изучения
не только научиться чисто играть
двухголосие, но при дальнейших
успехах уверенно и умело обращаться
и с трехголосием... выработать
певучую манеру игры и, вместе с тем,
развить в себе сильное
предрасположение к композиции...»В наше время инвенция также не
потеряла своего значения. Она
встречается в опере австрийского
композитора А. Берга «Воццек», в
фортепьянных циклах, например в
«Полифонической тетради» Р. К.
Щедрина, в «Инвенциях для органа»
Б. И. Тищенко.Что такое токката
Справочные данные, Статьи о
музыке » Музыкальные
интересности
Токката (итал. toccata от toccare
— трогать, толкать) —
первоначально всякое произведение
для клавишных инструментов, в
современном смысле —
инструментальная пьеса быстрого,
чёткого движения равными
короткими длительностями.
Обычно токката пишется для
фортепиано или органа, но
встречаются также токкаты для
других инструментов.
В эпоху Возрождения так называли
праздничную фанфару для духовых
инструментов и литавр; в XVII в. —
фанфарного типа вступления к
операм и балетам.Интонация
в музыке
Справочные данные, Статьи о
музыке » Музыкальные интересности
Интонация (от латинского «интоно» —
«громко произношу») — в широком
смысле: воплощение художественного
образа в музыкальных звуках. Ее
называют душой музыки, основой
музыкального мышления и общения.
Как она устроена? Подобно слову,
интонация — единство звука и смысла.
Но и звук, и смысл, и характер их связи
радикально отличны в слове и
интонации. Звуковой материал слова —
строго ограниченный набор фонем.Можно сказать, что фонема — основная
единица звукового строя языка,
предельный элемент, выделяемый
линейным членением речи. Музыкальная
интонация опирается на звук во всей
полноте его свойств. Вместо нескольких
десятков фонем здесь бесконечные
тембровые оттенки, способы
артикуляции, различие темпа,
ритмических рисунков, уровней
громкости, меняемых во времени. Слово
называет явление, интонация же
заставляет ощутить и пережить его.
Интонация в музыке это:
1. музыкальнотеоретическое и
эстетическое понятие, имеющее
несколько взаимосвязанных
значений. Интонация, в самом
широком смысле — это высотная
организация музыкальных звуков
(тонов) в их последовательности
(сравни с временной организацией
— ритмом). Музыкальная интонация
отличается от речевой,
фиксированностью звуков по высоте
и подчинением их системе лада. Под
интонацией понимают, также,
манеру («склад», «строй»)музыкального высказывания,
обусловливающую его
экспрессивное (определяющееся
выражаемыми в музыке чувствами),
синтаксическое (утвердительное,
вопросительное и т. п.),
характеристическое (национальное,
социальное и т. п.) и жанровое
(интонация песенная, ариозная,
речитативная и т. п.) значения.
Выразительность музыкальной
интонации опирается на
обусловленные слуховым опытом
людей ассоциации с другими
звучаниями, прежде всего с речью, и
некоторые психофизиологические
предпосылки. Интонация, в узком
смысле — это наименьшее
сопряжение тонов в музыкальном
высказывании, обладающее
относительно самостоятельным
выразительным значением,
семантическая ячейка (единица) в
музыке. Обычно подобная
интонация состоит из 2—3, иногда и
из одного звука. Чаще всего это
частица мелодии, попевка, хотя на
её выразительность оказывают
влияние ритм, гармония, тембр.Иногда интонацию метафорически
называют музыкальным словом.
Однако, в отличие от слова,
музыкальная интонация не имеет
точно определенного конкретного
смысла. Лишь условно можно
говорить и об «интонациональном
словаре» как совокупности
интонаций, применяемых каким
либо композитором, группой
композиторов, а также
встречающихся в музыке многих
стран в определённый период
(«интонациональный словарь
эпохи»).
2. Степень акустической точности
воспроизведения высоты тонов и их
соотношений при музыкальном
исполнении. Интонация
воспринимается слухом как верная в
тех случаях, когда звучащий тон
располагается внутри некоторой
области частот, близких к
абсолютно точной, — так
называемой зоны.
3. В производстве и настройке
музыкальных инструментов с
фиксированной высотой звуков(фортепиано, органа и др.) —
ровность и точность звучания
каждого тона звукоряда
инструмента по высоте, громкости и
тембру.
Музыкальная интонация черпает свою
выразительность из многих источников.
Один из самых богатых — речевая
интонация. Представим беседу на
незнакомом языке. Что можно узнать из
нее? Оказывается, очень многое. Можно
узнать о том, кто говорит: ребенок,
взрослый, девушка, старик, как они друг
к другу относятся. Можно узнать о
характере и темпераменте участников
разговора, об их физическом и
эмоциональном состоянии — усталости
или возбуждении, гневе или печали. О
тоне говорящего: просит ли он, или же
рассказывает о сокровенном.
Почувствуем мы и атмосферу беседы, ее
эмоциональный настрой.
Все эти разнообразные связи с речевым
опытом использовали музыканты, иногда
непроизвольно, но часто и вполнесознательно. Еще в 1581 г. лютнист
Винченцо Галилей, отец знаменитого
астронома Галилео Галилея, настойчиво
советовал композиторам
прислушиваться к тому, как речевая
интонация отражает характеры и
чувства людей, социально
психологические отношения, а затем
претворять услышанное в музыке. Совет
не пропал даром: «Флорентийской
камерате» — кружку музыкантов и
поэтов, участником которого был
Галилей, — человечество обязано
рождением жанра оперы с ее новым,
более жизненным типом интонирования.
Впоследствии тем же путем
вслушивания в музыку речи осознанно
шли многие композиторы, среди них —
А. С. Даргомыжский, М. П.
Мусоргский.
Музыкальная интонация опирается на
специфические средства гармонии, лада,
метра, которые музыкально ее
организуют. Другая опора музыкальной
интонации — жесты, движения, «немые
интонации тела», как их назвал
выдающийся советский музыковед Б. В.
Асафьев. Способность музыки точновоспроизводить самые разные движения
— бурные, мощные, грандиозные,
угловатые, раскованные —
поразительна. Вот несколько примеров:
вкрадчивые движения кошки, неуклюже
переваливающаяся походка утки — в
симфонической сказке С. С. Прокофьева
«Петя и волк», неслышно плывущий шаг
патера Лоренцо, спотыкающиеся
движения смертельно раненного
Меркуцио — в его же балете «Ромео и
Джульетта».
Музыкальное искусство опирается и на
свой собственный многовековой опыт
интонационного выражения. Простейшие
интонации типизировались в
обобщенные интонации музыкальных
жанров и стилей. Например, интонация
скорби — в арии «ламенто», арии плача,
характерной для ранней оперы эпохи
барокко. Иная интонация — в
музыкальной элегии сентиментализма:
печаль ее легка и просветленна.
Безошибочно различаются на слух
интонации тревожнонапряженной
баллады и безмятежной пасторали,
эпической былины и лирически
восторженной поэмы, торжественногогимна, возвышенного хорала и удалого
гопака. У каждого композитора свой
интонационный почерк. Один — у И. С.
Баха, другой — у В. А. Моцарта, третий
— у Прокофьева. И исторический стиль
тоже обладает интонационной
неповторимостью. Наполненная
разочарованием, томящаяся по
недостижимому идеалу интонация
романтической музыки непохожа,
например, на живую, общительную,
склонную к игре и неожиданностям
интонационную манеру музыки середины
XVIII в.
От первых звуков колыбельной
интонация ведет человека ко все более
глубокому пониманию жизни,
воплощенной в музыке.
Слово «интонация» иногда понимается в
более узком значении. Говорят,
например, о чистой или фальшивой
интонации. Здесь имеются в виду
тончайшие оттенки высоты, градации,
возникающие в процессе исполнения.Музыковедени
е
Справочные данные, Статьи о
музыке » Музыкальные
интересности
Музыковедение — наука о музыке,одна из областей искусствознания.
Это верно, но лишь отчасти. В
музыковедении действительно есть
научное ядро — система
объективных знаний о музыке и
музыкальной культуре. Есть в нем,
однако, и литературно
художественные интерпретации
музыки, музыкальнокритические
эссе, художественно
публицистические очерки. Поэтому
музыковедение правильнее понимать
как особую сферу общественного
сознания и деятельности,
промежуточную между искусством и
наукой, связывающую
художественное и научное познание,
содействующее развитию
музыкальной культуры общества.
Отрасли музыковедения — теориямузыки, история музыки,
музыкальная этнография,
музыкальная критика. Музыкальная
акустика, изучающая акустические
предпосылки музыкального
искусства, и музыкальная
психология, изучающая психологию
музыкального творчества и
восприятия, входят в музыковедение
как самостоятельные разделы и
вместе с тем являются частью
физики (музыкальная акустика) или
психологии (музыкальная
психология). В 60—70е гг. 20 в.
выделилась как особая дисциплина
музыкальная социология, изучающая
конкретные формы жизни музыки в
обществе.
На комплексное понимание
музыковедения указывает и сам
термин. «Ведение» — знание. Знания
о музыке, оформленные в систему,
образуют музыкальную науку.
Ведение — это и интуитивное
схватывание сути вещей. Не
случайно в этимологическом
родстве с ним состоит слово
«видение». И эта сторона тожеприсутствует в музыковедении: ведь
только путем полного
непосредственного духовного
слияния с музыкой можно постичь
ее внутренний смысл.
Так рождаются проникновенные
музыковедческие толкования
произведений. Связи с
этимологически родственными
словами «совесть», «вежливый»
прочерчивают еще одну —
ценностноэтическую сторону в
музыковедении. Оно и в самом деле
оценивает музыку, стремится
отделить произведения вечные,
способные обогатить человечество,
поднять его на новую ступень
нравственного совершенства, от
произведений ложного искусства —
безликих, вульгарных, слащавых и
фальшивых, лишь внешне
занимательных. Этой задаче
посвящает себя музыкальная
критика.
Есть в этом корне еще один важный
смысловой оттенок — «заведовать».
Музыковедение несетответственность перед обществом за
состояние дел в музыкальной
культуре. Оно пронизывает собой
всю систему музыкального
образования и воспитания,
исследует эффективность бытия
музыки в обществе, с помощью
музыкальной публицистики
стремится совершенствовать
организацию музыкальной жизни и
культуры.
Наука о музыке, средоточие
объективных знаний, представляет
собой разветвленную систему
исторических и теоретических
дисциплин. История музыки
рассматривает процесс развития
музыкальной культуры (в масштабах
истории человечества в целом,
отдельных национальных культур,
различных эпох). Народная музыка
изучается фольклористикой. Бытие
музыки в обществе изучается
музыкальной социологией,
закономерности музыкальной
деятельности — психологией
музыки, физические предпосылки —
музыкальной акустикой. Комплексмузыкальнотеоретических учений
направлен на познание самого
устройства музыки: гармония
изучает высотные связи звуков,
полифония — соединения голосов
фактуры, учение о музыкальных
формах — принципы композиции.
Исследования в этих и многих
других частных дисциплинах
опираются на философско
эстетические основоположения
музыкознания. К ним относятся,
например, представления о
музыкальной культуре, о
содержании и форме в музыке, об
интонации как основе
выразительности и др. Музыкальная
наука развивается в содружестве с
науками об искусстве, культуре, о
человеке, обществе, истории. На
знания, выработанные музыкальной
наукой и проверенные практикой,
опираются музыкальная критика и
публицистика.
Теоретическое музыковедение
исследует: вопрос о способах
отражения действительности в
музыке, основные закономерностимузыки, установившиеся в процессе
её исторического развития (в этом
смысле оно сближается с
эстетикой); композиционные
средства и приёмы, имеющие как
общее значение для всего
музыкального искусства, так и
частное, в пределах какоголибо
одного исторического периода.
Изучению отдельных элементов
музыки посвящены такие
музыкальнотеоретические
дисциплины, как мелодика, ритмика,
метрика, гармония, полифония,
инструментовка, учение о
музыкальных формах. Эти
дисциплины имеют не только
теоретическое, научно
познавательное значение, но и
представляют основу для выработки
композиторской техники и
практического овладения
различными средствами
музыкальной выразительности.
Целостное изучение конкретного
музыкального произведения на
основе совокупных данных
отдельных теоретических дисциплин
определяет сущность метода ипредмета особой дисциплины —
анализа музыкальных произведений,
рассматривающего форму и
содержание произведения в их
единстве. К области теоретического
музыковедения относятся также
научнометодические дисциплины,
разрабатывающие принципы
музыкального исполнения (сольного
и хорового пения, дирижёрского
искусства, игры на различных
инструментах) и развития
музыкального слуха (сольфеджио).
Историческое музыковедение имеет
целью воссоздание целостной
картины развития музыкальной
культуры в тесной взаимосвязи
различных её сторон и в зависимости
от изменения условий жизни
общества.
В исследовании явлениймузыкального творчества история
музыки опирается на данные
музыкальнотеоретического анализа.
Вместе с тем выводы теоретического
музыковедения не могут быть
достаточно полными и научно
обоснованными без учёта
исторической обусловленности
изучаемых явлений.
Наряду со всеобщей историей
музыки, охватывающей историю
музыкальной культуры всех времён
и народов и выясняющей общие
закономерности музыкально
исторического процесса на
различных ступенях развития
человеческого общества,
историческое музыковедения
включает в себя историю музыки
отдельных народов и стран, историю
жанров и форм музыки (например,
оперы, симфонии, сонаты), видов
исполнительского искусства
(пианизма, скрипичного искусства и
т. п.), отдельных областей
музыковедения (например, история
учения о гармонии).Изучение народной музыки
(музыкального фольклора) входит
как необходимая и органическая
составная часть во всеобщую
историю музыки, так же как и в
историю музыки каждой отдельной
страны. Вместе с тем изучением
народного музыкального творчества
и его специфических особенностей
занимается также особая наука —
музыкальная этнография.
Важная роль в музыкальной
культуре принадлежит музыкальной
критике, т. е. анализу и оценке
явлений современной музыкальной
практики.
Музыковедение зародилось во
времена античности. В настоящее
время музыковедение как особая
специальность включено в систему
музыкального образования.
Музыковедческие отделения
музыкальных училищ и вузов
готовят преподавателей
соответствующих дисциплин,
критиков, лекторов, работников
музыкальных издательств, радио ителевидения. Научная работа
ведется в исследовательских
институтах, в консерваториях и
других высших учебных заведениях.
Музыковедческой деятельностью
часто занимаются также
композиторы и исполнители.
Ценнейшее музыкальнокритическое
и музыкальнотеоретическое
наследие оставили Ж. Ф. Рамо, Р.
Вагнер, Г. Берлиоз, Р. Шуман, К.
Дебюсси, М. И. Глинка, А. Н. Серов,
Н. А. РимскийКорсаков, П. И.
Чайковский.
Музыковедческие труды пишутся в
самых различных жанрах. Одни из
них, направленные на
совершенствование музыкальной
науки, адресуются к самим же
музыковедам — таковы
диссертации, статьи и книги,
исследующие сложные и достаточно
специальные проблемы. Другие —
обращаются к музыкантам, третьи
— к самому широкому читателю, в
частности к детской и молодежной
аудитории. Данный словарь
представляет собой один из жанровпопулярной музыковедческой
литературы. Задаче начального
вхождения в музыку служат и
многие другие книги. Представление
о них дает список рекомендованной
литературы в конце этой книги.
Музыковедени
еСправочные данные, Статьи о
музыке » Музыкальные
интересности
Музыковедение — наука о музыке,
одна из областей искусствознания.
Это верно, но лишь отчасти. В
музыковедении действительно есть
научное ядро — система
объективных знаний о музыке и
музыкальной культуре. Есть в нем,
однако, и литературно
художественные интерпретации
музыки, музыкальнокритические
эссе, художественно
публицистические очерки. Поэтому
музыковедение правильнее понимать
как особую сферу общественного
сознания и деятельности,
промежуточную между искусством инаукой, связывающую
художественное и научное познание,
содействующее развитию
музыкальной культуры общества.
Отрасли музыковедения — теория
музыки, история музыки,
музыкальная этнография,
музыкальная критика. Музыкальная
акустика, изучающая акустические
предпосылки музыкального
искусства, и музыкальная
психология, изучающая психологию
музыкального творчества и
восприятия, входят в музыковедение
как самостоятельные разделы и
вместе с тем являются частью
физики (музыкальная акустика) или
психологии (музыкальная
психология). В 60—70е гг. 20 в.
выделилась как особая дисциплинамузыкальная социология, изучающая
конкретные формы жизни музыки в
обществе.
На комплексное понимание
музыковедения указывает и сам
термин. «Ведение» — знание. Знания
о музыке, оформленные в систему,
образуют музыкальную науку.
Ведение — это и интуитивное
схватывание сути вещей. Не
случайно в этимологическом
родстве с ним состоит слово
«видение». И эта сторона тоже
присутствует в музыковедении: ведь
только путем полного
непосредственного духовного
слияния с музыкой можно постичь
ее внутренний смысл.
Так рождаются проникновенные
музыковедческие толкования
произведений. Связи с
этимологически родственными
словами «совесть», «вежливый»
прочерчивают еще одну —
ценностноэтическую сторону в
музыковедении. Оно и в самом деле
оценивает музыку, стремитсяотделить произведения вечные,
способные обогатить человечество,
поднять его на новую ступень
нравственного совершенства, от
произведений ложного искусства —
безликих, вульгарных, слащавых и
фальшивых, лишь внешне
занимательных. Этой задаче
посвящает себя музыкальная
критика.
Есть в этом корне еще один важный
смысловой оттенок — «заведовать».
Музыковедение несет
ответственность перед обществом за
состояние дел в музыкальной
культуре. Оно пронизывает собой
всю систему музыкального
образования и воспитания,
исследует эффективность бытия
музыки в обществе, с помощью
музыкальной публицистики
стремится совершенствовать
организацию музыкальной жизни и
культуры.
Наука о музыке, средоточие
объективных знаний, представляет
собой разветвленную системуисторических и теоретических
дисциплин. История музыки
рассматривает процесс развития
музыкальной культуры (в масштабах
истории человечества в целом,
отдельных национальных культур,
различных эпох). Народная музыка
изучается фольклористикой. Бытие
музыки в обществе изучается
музыкальной социологией,
закономерности музыкальной
деятельности — психологией
музыки, физические предпосылки —
музыкальной акустикой. Комплекс
музыкальнотеоретических учений
направлен на познание самого
устройства музыки: гармония
изучает высотные связи звуков,
полифония — соединения голосов
фактуры, учение о музыкальных
формах — принципы композиции.
Исследования в этих и многих
других частных дисциплинах
опираются на философско
эстетические основоположения
музыкознания. К ним относятся,
например, представления о
музыкальной культуре, о
содержании и форме в музыке, обинтонации как основе
выразительности и др. Музыкальная
наука развивается в содружестве с
науками об искусстве, культуре, о
человеке, обществе, истории. На
знания, выработанные музыкальной
наукой и проверенные практикой,
опираются музыкальная критика и
публицистика.
Теоретическое музыковедение
исследует: вопрос о способах
отражения действительности в
музыке, основные закономерности
музыки, установившиеся в процессе
её исторического развития (в этом
смысле оно сближается с
эстетикой); композиционные
средства и приёмы, имеющие как
общее значение для всего
музыкального искусства, так и
частное, в пределах какоголибо
одного исторического периода.
Изучению отдельных элементов
музыки посвящены такие
музыкальнотеоретические
дисциплины, как мелодика, ритмика,
метрика, гармония, полифония,
инструментовка, учение омузыкальных формах. Эти
дисциплины имеют не только
теоретическое, научно
познавательное значение, но и
представляют основу для выработки
композиторской техники и
практического овладения
различными средствами
музыкальной выразительности.
Целостное изучение конкретного
музыкального произведения на
основе совокупных данных
отдельных теоретических дисциплин
определяет сущность метода и
предмета особой дисциплины —
анализа музыкальных произведений,
рассматривающего форму и
содержание произведения в их
единстве. К области теоретического
музыковедения относятся также
научнометодические дисциплины,
разрабатывающие принципы
музыкального исполнения (сольного
и хорового пения, дирижёрского
искусства, игры на различных
инструментах) и развития
музыкального слуха (сольфеджио).Историческое музыковедение имеет
целью воссоздание целостной
картины развития музыкальной
культуры в тесной взаимосвязи
различных её сторон и в зависимости
от изменения условий жизни
общества.
В исследовании явлений
музыкального творчества история
музыки опирается на данные
музыкальнотеоретического анализа.
Вместе с тем выводы теоретического
музыковедения не могут быть
достаточно полными и научно
обоснованными без учёта
исторической обусловленности
изучаемых явлений.
Наряду со всеобщей историей
музыки, охватывающей историю
музыкальной культуры всех времён
и народов и выясняющей общиезакономерности музыкально
исторического процесса на
различных ступенях развития
человеческого общества,
историческое музыковедения
включает в себя историю музыки
отдельных народов и стран, историю
жанров и форм музыки (например,
оперы, симфонии, сонаты), видов
исполнительского искусства
(пианизма, скрипичного искусства и
т. п.), отдельных областей
музыковедения (например, история
учения о гармонии).
Изучение народной музыки
(музыкального фольклора) входит
как необходимая и органическая
составная часть во всеобщую
историю музыки, так же как и в
историю музыки каждой отдельной
страны. Вместе с тем изучением
народного музыкального творчества
и его специфических особенностей
занимается также особая наука —
музыкальная этнография.
Важная роль в музыкальной
культуре принадлежит музыкальнойкритике, т. е. анализу и оценке
явлений современной музыкальной
практики.
Музыковедение зародилось во
времена античности. В настоящее
время музыковедение как особая
специальность включено в систему
музыкального образования.
Музыковедческие отделения
музыкальных училищ и вузов
готовят преподавателей
соответствующих дисциплин,
критиков, лекторов, работников
музыкальных издательств, радио и
телевидения. Научная работа
ведется в исследовательских
институтах, в консерваториях и
других высших учебных заведениях.
Музыковедческой деятельностью
часто занимаются также
композиторы и исполнители.
Ценнейшее музыкальнокритическое
и музыкальнотеоретическое
наследие оставили Ж. Ф. Рамо, Р.
Вагнер, Г. Берлиоз, Р. Шуман, К.
Дебюсси, М. И. Глинка, А. Н. Серов,
Н. А. РимскийКорсаков, П. И.
Чайковский.