Использование информационных технологий в образовании
Аннотация
Цель статьи-выявить проблемы использования информационных технологий в образовательных учреждениях. На основе анализа нормативно-правовой базы, научно-методической литературы по предмету исследования определена специфика внедрения информационных технологий в изучение отдельных предметов. Особое внимание уделено вопросам влияния информатизации на качество образования, приведены примеры использования информационных технологий в образовании. В статье рассмотрены три основных компонента информационных технологий как совокупность аппаратных, программных средств и систем организационно-методического обеспечения; описание аналоговых и цифровых информационных технологий. Авторы перечисляют наиболее распространенные многофункциональные офисные приложения и ИТ-инструменты; выделяют преимущества применения ИТ в образовательном процессе. Авторы приходят к выводу, что использование информационных технологий в образовании позволяет диверсифицировать широкий спектр форм и методов обучения, которые являются одним из современных путей совершенствования образовательного процесса. Статья предназначена для преподавателей, методистов, студентов, сфера деятельности которых связана с разработкой и использованием современных информационных технологий в образовании.
Введение.
В настоящее время многие граждане нашей страны активно интересуются современной системы образования. Зачастую многие из них являются родителями школьников, которые заботятся об образовании своих детей. Даже люди, которые непосредственно не вовлечены в образовательный процесс, могут заметить проблемы в сфере образования, но наиболее остро чувствуют существующие проблемы и противоречия, конечно, учителя.
Информационные технологии используются во всех сферах человеческой деятельности, распространение посредством информационных потоков в обществе, образуя мировое информационное пространство. Сегодня в мире они становятся все более распространенными, потому что обществу было необходимо обновлять информацию. Информационные технологии используются практически во всех сферах жизни общества. Центральным элементом этого процесса является компьютеризация образования. На сегодняшний день Министерством образования Российской Федерации уделяет большое внимание информатизации образовательного процесса, как использование информационных технологий существенно повышает количество педагогических методов обучения студентов [1]. В 2002 году Министерство образования РФ разработало "проект федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по информатике и информационным технологиям" [7].
Компьютерные технологии проникли и продолжают проникать во все сферы человеческой деятельности. Невозможно представить себе отрасль, в которой не использовались бы электронные компьютеры. Образование не является исключением и также компьютеризированы. Причем компьютеры рассматриваются не как дополнительное средство обучения, а как неотъемлемая часть всего учебного процесса, призванная существенно повысить его эффективность [12].
Но компьютер не всегда в полной мере используется для решения образовательных вопросов.
Это связано с тем, что информационные технологии еще не нашли должного применения в школе. В школах, однако, реализуются далеко не все возможности компьютерных технологий. Многие преподаватели знакомы с новыми информационными технологиями и не имеют информации о том, как их использовать в обучении. В большинстве случаев занятия в школе с использованием компьютера проводятся преподавателями информатики, в силу специфики их подготовки, которые слабо представляют условия, необходимые для использования компьютерных технологий при обучении отдельным предметам.
Появление новых компьютерных технологий также оказало существенное влияние на расширение количества учебных тем в обучении информатике.
Проблема широкого применения компьютерных технологий в сфере образования в последние годы вызывает повышенный интерес в отечественной педагогической науке.
Из этого следует, что преподаватель информатики обязан постоянно совершенствовать свои знания и методы обучения. Но не все учителя готовы к этому. Иногда учителя говорят следующее: "Нас этому не учили. Нам не дали такого материала. Этого не было в курсе."Но, тем не менее, требования к современным педагогам предусматривают наличие у педагогов компетенций в области самообразования.
Основная часть. Модернизация системы образования расширяет потенциал инновационного развития общества. Она основана на реализации новых концептуальных подходов к развитию образования.
В настоящее время новые ФГОС позволяют внедрить системно - деятельностный подход в обучение учащихся на основе использования новейших педагогических технологий, направленных на формирование определенных компетенций и универсальных учебных действий (УУД) [9].
Осуществление является одним из важнейших направлений модернизации. Это позволяет не только повысить уровень подготовки, но и развивать информационную компетентность, раскрыть интеллектуальный потенциал личности.
В последнее десятилетие школьное образование переживает широкомасштабную компьютеризацию: все больше классных комнат оснащаются компьютерами, все больше средств массовой информации предлагают учебники. Теперь невозможно представить школьный класс без компьютера учителя, интерактивной доски и другого компьютерного оборудования.
Информационные технологии включают в себя методы и способы сбора, накопления, хранения, поиска, обработки, анализа, доставки данных, информации и знаний в соответствии с требованиями, предъявляемыми к пользователям на основе использования программных аппаратных средств. Существуют три основных компонента информационных технологий: комплекс технических средств; программное обеспечение; системы организационно-методического обеспечения.
С помощью средств коммуникации и информации Информационные технологии дают людям возможность быть в курсе событий не только текущего времени, но и прошлого. Информационные технологии делятся на два типа: аналоговые; цифровые.
Аналоговые технологии получения информационной информации в виде непрерывной случайной величины;
Цифровая информационная технология использует дискретный способ представления информации в виде двоичной арифметики.
Цифровое представление информации надежно защищает от помех, в том числе и при передаче по каналам связи.
Таким образом, информационные технологии и информатика тесно взаимосвязаны. Информатика-это наука о методах, средствах и технологиях их автоматизации, создания и функционирования. Информатика как учебный предмет охватывает такое содержание, которое может формировать мышление студентов. Например, это темы "концепции", "структурирование информации", "рассуждение" и др. Таким образом, информатика как предмет призвана формировать его содержание у студентов методами работы с информацией, методами мышления [8].
На уроках информатики развивается системное восприятие мира, развитие единых информационных связей различных природных и социальных явлений, развивается системное мышление, уровень которого во многом определяется способностью быстро обрабатывать информацию и принимать на ее основе обоснованные решения, что требует дополнительных возможностей от студентов, а от преподавателей – использования новых методов и средств обучения [9].
Опыт преподавания предмета информатики показывает, что зачастую преподаватели информатики не осознают богатый резерв своего предмета и не стремятся участвовать в развитии психических функций студентов при изучении предмета информатики и ИКТ [10].
В каждом школьном предмете компьютерные технологии могут оказать большую помощь, предоставляя возможность продемонстрировать графику, аудио и видео файлы. Кроме того, существует множество различных программ, которые могут быть использованы для всестороннего изучения объектных моделей, моделирования любого явления или процесса, выполнения любых сложных вычислений и предоставления подробной аналитики. Все это позволяет сэкономить время, которого так часто не хватает, она позволяет делать то, что в реальной жизни часто трудно или невозможно [12].
Например, на уроках биологии стоит задача рассмотреть рост растений. В реальных условиях это заняло бы не один месяц, но с помощью компьютерных технологий можно моделировать рост растений и отслеживать ключевые этапы всего за несколько минут. Или в химии, когда вы смешиваете реагенты и следите за химической реакцией. На самом деле нам понадобились бы эти же реагенты, подготовка, а процесс смешивания таит в себе как минимум минимум, но опасность. С помощью компьютеров все делается мгновенно.
И еще один пример, на этот раз из математики. После решения примера в течение длительного времени вы обнаружите, что ответ не соответствует. Вместо того, чтобы решать с самого начала, вы можете просто ввести этот пример в компьютер, он будет решать в доли секунды и дать подробное решение и ответ. Проанализировав решение, вы можете найти ошибку в своих расчетах и вернуться на место, чтобы внести исправления [12].
Фактически такая подготовка в настоящее время не соответствует требованиям ФГОС второго поколения. Напомним, что это нормативный, необходимый для реализации документ, который содержит требования к формированию у студентов познавательной, а именно логической комплексной учебной деятельности, такой как сравнение, обобщение, уточнение, анализ, синтез, подведение итогов под понятие и др. Эти действия необходимо использовать в процессе учебной деятельности, то есть при изучении нового, выполнении учебной деятельности, решении задач. Для практики обучения это означает необходимость организации соответствующей интеллектуальной деятельности на всех этапах урока и на уроках различной направленности.
В современных системах образования наиболее распространены многофункциональные офисные приложения и it-инструменты:
• электронные таблицы;
• текстовые редакторы;
• программы подготовки презентаций;
• органайзеры;
• системы управления базами данных;
• графические пакеты.
Использование ИТ в учебном процессе помогает:
• улучшить познавательную деятельность обучающихся;
• рассмотреть моделирование и визуализацию сложных процессов и явлений;
• проявить интерес в изучении отдельных предметов;
• пользоваться сетью Интернет при нахождении искомой информации.
Преимущества применения ИТ:
• использование аудио- и видео-информацию при проведении занятий;
• усвоение предмета при помощи графической информации;
• возможность использования дифференцированного подхода к учащимся разных уровней готовности;
• возможность наиболее быстрого контакта между педагогами и учениками[10].
Все преимущества, которые дают нам информационные технологии, несомненно, облегчают процесс обучения.
Основные педагогические цели информационных технологий на занятиях развивают личность студента, в том числе: развитие коммуникативных навыков, развитие творческого мышления, умение принимать нестандартные решения в сложных ролевых ситуациях; совершенствование знаний в экспериментальной деятельности.
Потенциал информационных технологий в современном российском образовании определяется широким развитием личности человека (эмоции, интеллект, мировоззрение, независимое творческое и критическое мышление, эстетическое сознание и др.).). Вопросы развития ресурсов информационных технологий в основном привлекают внимание российских педагогов, работающих над концепцией "электронная педагогика". Они считают, что информационная технология дает много преимуществ для обучения в целях развития.
Наиболее распространенным сейчас является дистанционное обучение. Представления и мнения о рациональности этой формы образования весьма различны, а зачастую и весьма диаметральны. Это связано с тем, что до недавнего времени дистанционным обучением считался практически любой метод обучения, при котором хотя бы небольшая доля материалов выдавалась для самостоятельного изучения. Дистанционное образование все чаще связывают с замкнутой системой обучения. В нем основным средством коммуникации для предоставления информации во всемирной паутине. Специально разработанная оболочка должна обеспечивать набор инструментов, который позволяет индивидуально поезда, обеспечивает информационную поддержку, необходимые для изучения, проверки и самопроверки, система контроля итоговых мероприятий и др. Для этого достаточно, учитывая разнообразие уже созданных вычислительных технологий.
Дистанционное обучение рассматривает взаимодействие между преподавателем и учащимися на расстоянии, которое отражает все компоненты, присущие стандартному процессу обучения. Идея использования компьютеров в школах, где в какой-то степени необходимо заменить учителя в смешанном образовании в начальной школе, или в качестве компенсации профессиональной неподготовленности учителя-заочника не совсем новая, но не менее перспективная [2].
Многие университеты уже имеют систему электронного обучения, благодаря которой студенты имеют возможность учиться не только в университете, но и дома. Дистанционное обучение является более важным для учащихся сельских школ, чем для их городских сверстников. Дистанционное образование предоставляет равные возможности для получения образования всем желающим. Благодаря этому виду образования вы можете поступить в любой иностранный университет и получить диплом, который будет оценен по достоинству. Положительной стороной дистанционного обучения является выбор места и времени учебного процесса. Препятствием для развития дистанционного образования является низкая информированность населения об этой системе. Но, несмотря на это, дистанционное образование опетационное. Считается, что в ближайшее время около 40-50% людей будут учиться дистанционно [9].
Международный интернет предоставляет большие возможности для учреждений образования. Широко распространенный, безопасный, он дает наиболее удобные возможности для дистанционного обучения. Internetshare несколько видов услуг, которые включают в себя системы поддержки дистанционного обучения.
Важно отметить наличие компьютера в школе с доступом к Овсемирово сети. Это позволит использовать образовательное учреждение в качестве локального центра системы открытого образования, что позволит абитуриентам продолжить обучение на расстоянии в различных профессиональных и высших учебных заведениях [2].
Компьютеры играют огромную роль в образовании. Они экономят время, автоматизировать многие процессы, осуществлять контроль качества знаний, способствуют лучшему усвоению знаний и т. д. Но ни один компьютер не может полноценно функционировать без человека, сидящего за ним, потому что, как бы хорош ни был компьютер, никто не научит детей лучше, чем учитель [11].
Также информационные технологии позволяют разрабатывать игровые методы и организовывать обучение как коллективную деятельность студентов. Место и роль информационных технологий в современном обществе высоки, потому что высока роль информации. Информационные технологии в образовании позволяют разнообразить палитру форм и методов обучения для более детального объема информации за счет такой важной составляющей образовательной системы, как наглядность, которую информационные технологии могут обеспечить в полной мере.
Одним из современных способов совершенствования учебного процесса в школе является информатизация образования, и в частности, использование информационных технологий. Информатизация образования предполагает не только обучение информационным технологиям. Это информатизация образовательной деятельности, контроль и измерение результатов обучения, процессов обучения, внеучебной, научно-исследовательской и научно-методической деятельности, а также организационно-управленческой деятельности. Информационные технологии в учебном процессе помогают лучше усваивать информацию при изучении предметов и облегчают работу преподавателей во время занятий.
Вывод. Таким образом, Информатизация образования приводит к трансформации отдельных аспектов учебного процесса. Деятельность ученика и учителя трансформируется в сторону информатизации. Студент может использовать большое количество различной информации, собирать ее, обрабатывать. Преподаватель освобождается от рутинных действий и имеет возможность исследовать процесс обучения, следить за развитием ученика. В целом учителя не готовы перейти от устоявшихся методов обучения к использованию информационных технологий в образовании. Компьютеры в основном используются в качестве дополнительного инструмента обучения.
Использование информационных технологий способствует совершенствованию образовательной деятельности, повышению качества учебного процесса и повышению эффективности индивидуальной деятельности студентов. Также использование информационных технологий в образовательном процессе готовит квалифицированных специалистов по разработке и применению современных технологий и средств информатизации образования.
Информатизация образования означает ориентацию на новое качество образования. Школа обязана готовить выпускников к успешной жизни и работе в условиях избытка информации. Информационно-коммуникационная компетентность, которая ранее была достоянием немногих, теперь должна быть доступна каждому. Это требует обновления стандартов образования. Информатизация образования-это процесс изменения. Школьная информатизация-вещь, несомненно, дорогая.
В результате анализа современных тенденций развития процесса информатизации образования, его обоснованной организации на будущее научно-техническое, социально-экономическое и духовное развитие общества является сложной и весьма актуальной научной,организационной и социальной проблемой. Для решения этой проблемы необходимо постоянное взаимодействие специалистов в области образования, а также эффективная поддержка этого взаимодействия со стороны государства [4].
Помимо основной образовательной функции, информационные технологии развивают творческие способности студента и расширяют его кругозор. Помимо основных предметов, студент может получить дополнительное образование, например, начать изучать язык программирования, пользоваться онлайн-курсами, тренажерами, а также общаться в любой социальной сети [9]. Вы можете получить знания независимо от места жительства и возраста. В настоящее время Всемирная паутина и различные программные продукты разнообразны по своему ассортименту. Именно благодаря развитию информационных технологий в полной мере реализуется идея продолжения дополнительного образования. Информационные технологии в большом steinerseminariet людей для обучения, проведения различных научно-исследовательских работ, инновационных проектов и статей.
Таким образом, использование информационных технологий в образовательном процессе необходимо, чтобы подготовить студентов к жизни и работе в современном информационном обществе [10].
Список литературы
1. Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации: учеб. пособие. М.: ВЛАДОС. 1994. - 336 с.
2. Алешин Л.И. Информационные технологии: Учебное пособие / Л.И. Алешин. М.: Маркет ДС. - 2011. - 384 c.
3. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании / И.Г. Захарова. — 4-е изд., стер. — М.: 2008. - 192 с.
4. Информатизация общего среднего образования: Научно-методическое пособие / под ред. Д.Ш. Матроса. – М.: Педагогическое общество России. - 2004.
5. Коваленко А.А., Красовская Л.В. Проблемы преподавания информатики в современной школе // международная научно-практическая заочная конференция «Наука и образование: Отечественный и зарубежный опыт». Белгород. - 2016. - 143с.
6. Коротков Н. Информатика в школе: настоящее и будущее / Н. К. Коротков // Народное образование. - 2008. - № 6. - С. 176 – 180.
7. Красовская Л.В. Использование современных информационных технологий при изучении информатики в школе/ Л.В. Красовская, А.С. Зубенко, Н.С. Саляева, Е.В. Чуева. – Ялта: Тенденции развития высшего образования в новых условиях. - 2016. - 218с.
8. Лыфенко А.В. Проблемы преподавания учебного предмета «Информатика и ИКТ» в средней школе // Международная конференция «Актуальные проблемы методики обучения информатике в современной школе». ФГБОУ ВО МПГУ/ Под ред. Т.Б. Захаровой, Н.К. Нателаури. – М.: МПГУ. - 2016. - 397 с.
9. Полат Е.С. Педагогические технологии дистанционного обучения - Дистанционное образование: области применения, проблемы и перспективы развития / Международная научно-практическая Интернет-конференция – М. - 2005. - С.50-55.
10. Скаковская Л.Н. По пути модернизации образовательного процесса / Л. Н.Скаковская, Н. А. Лучинина, В. В. Мигаль // Высшее образование в России. -2010. - N 3. - С. 61-67.
11. Федотова, Е.Л. Информационные технологии в науке и образовании: Учебное пособие / Е.Л. Федотова, А.А. Федотов. - М.: ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М. - 2013. - 336 c.
12. Сулла Р.В., Красовская Л.В. Информационные технологии в школьном образовании // Сборник статей Международной научно-практической конференции. – Белгород. – 2017. - С. 521-523.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.