Статья Использование краеведческих материалов в курсе дисциплин "Биология" и "Экология"""
Оценка 5
Руководства для учителя
doc
биология +1
Взрослым
29.12.2018
В статье описаны формы и методы применения краеведческих материалов в курсе дисциплин "Биология" и "Экология". Материал может быть использован преподавателями СПО и учителями для старшеклассников Использование этого материала в преподавании помогает правильно организовать работу по экологическому воспитанию студентов, формирует у них экологическую культуру, умение и привычки природоохранной деятельности.
статья.doc
«Использование краеведческих материалов в курсе дисциплин «Биология»
и «Экология»
Педагогическое значение краеведения заключается в том, чтобы привлекать
студентов ко всестороннему изучению своей местности, обеспечение необходимой
связи глобальных, национальных и региональных аспектов в изучении современных
проблем экологии и охраны природы и накопление экологокраеведческого
материала; использование этого материала в преподавании, которое помогает
правильно организовать работу по экологическому воспитанию студентов,
формирует у них экологическую культуру, умение и привычки природоохранной
деятельности.
Формы и методы использования местного материала в процессе изучения
дисциплин «Биология» и «Экология» могут быть разнообразными. Это и
заслушивание докладов по определенной тематике, проведение научно
теоретических и научнопрактических конференций. Использование краеведческого
материала на семинарских занятиях, который, может быть иллюстрацией того или
иного теоретического положения, событий, конкретизацией и подтверждением
теоретического материала.
При подготовке к семинарскому занятию можно:
внести в план семинара несколько вопросов, которые касаются сугубо
местных проблем и рассмотреть их в общем контексте. Например, к теме
"Экологические проблемы Донбасса и его регионов"; прибавить вопрос
"Экологическая ситуация в родном городе"; к теме "Заповедное дело" вопрос
"Заповедные территории Донбасса и Шахтерского района".
рекомендовать студентам вместе с обязательной литературой заранее
подобранный местный материал к теме. По индивидуальным заданим студенты сами
могут подбирать соответствующие источники, пользоваться фондами библиотеки , а
также местной печатью;
поручить нескольким студентам подготовить сообщение на семинарском
занятии об экологических проблемах местного характера. Они могут быть информативного характера (на 56 мин.), в форме презентаций, статистических
данных, фотодокументов и т.п.
В техникуме изучения местных экологических проблем возможно с помощью
организации ролевых игр. Для проведения таких игр возможно использование в
первую очередь краеведческих материалов. В процессе игры обсуждаются основные
проблемы. Поиск решений осуществляется путем обсуждения, дискуссии. В
заключительный период проводится анализ результатов игры ее делового эффекта
(подведение педагогических и воспитательных итогов).
Примеры из местной природы и местного хозяйства, очень оживляют изложение
и делают его более понятным и доступным. Формируется ответственное отношение
студентов к окружающей природной среде на основе воспитания экологического
сознания, мышления и экологически компетентного обращения. Содержание курса
обеспечивает овладение системными знаниями о единстве природы, о
взаимодействии человека и общества с природой, об экологических проблемах и
способах их разрешения, оказывает содействие выработке основ экологически
целесообразного обращения и деятельности, умений прогнозировать развитие
экологических ситуаций и способов разрешения экологических проблем на уровне
бытового обращения.
Использование краеведческих материалов направлено на решение таких задач,
как:
1) формирование у студентов целостного представления о природе;
2) представление знаний всех исследуемых предметов во взаимосвязи, осознание
общей связи явлений;
3) развитие взаимообогащения и взаимодействия понятий,
закономерностей, рассмотренных в естественнонаучных областях знаний;
явлений и
4) использование экологических знаний для формирования экологической культуры
и основ безопасности жизнедеятельности в окружающей среде;
5) формирование условий для развития краеведческих знаний.
Еще одним важным направлением экологокраеведческой работы есть
исследовательское. Суть экологокраеведческой работы заключается в том, чтобы отыскать,
изучить и раскрыть всю совокупность особенностей, сосредоточенных на
определенной территории и таким образом дать комплексную характеристику
определенной территории. Объектом экологокраеведческих исследований является
совокупность географических, биологических, археологических, геологических и
других объектов.
Объединяя краеведческие материалы с теоретическими знаниями о
естественных компонентах и закономерностях развития , студенты имеют
возможность написать исследовательские работы. Наиболее удачными за последние
годы были такие работы: "Развитие лесоводства в Донбассе", "Природно
"Заповедные территории
территориальные комплексы твоей местности",
Шахтерского района", "Туристическорекреационный потенциал Донецкой области",
"Определение видового состава лишайников и составление коллекции",
"Биоиндикация воздушного загрязнения по состоянию хвои сосны "; " Проект
«Балка Грабовская заказник орхидей " и др.
Выполняя исследовательские работы, студенты стараются не только описать
природу родного края, а и указать на экологические проблемы и предложить пути их
решения.
Одна из наиболее доступных и эффективных форм это экскурсия. Ни один
рассказ, иллюстрации не способны создать такого глубокого впечатления, как
знакомство с объектами во время экскурсий. Собранные и обработанные материалы
используются на занятиях экологии. Они помогают усвоению экологических понятий
и закономерностей.
Главными целями таких поездок и экскурсий есть: определение
местоположений памяток природы и проведение наблюдений за ними; наблюдение
явлений и процессов природы; изучение состояния объектов природы, которые
охраняются с целью контроля над соблюдением и выполнением норм
природоохранного законодательства на территории края и экологических
последствий деятельности человека. Собранные и обработанные материалы
используются на занятиях. Студентами техникума были сняты видеоролики «Заповедные территории Шахтерского района», «Экологические проблемы города»,
«Региональный ландшафтный парк «Донецкий кряж»».
Таким образом, в каждом регионе существует довольно большая и
разнообразная экологическая информация краеведческого характера. Эту
информацию следует шире использовать как в учебном процессе, так и во
внеклассных мероприятиях.
В Шахтерском техникуме Дон НУЭТ уже традиционными стали экскурсии в
национальный природный парк "Святые горы", Донецкий ботанический сад и
региональный ландшафтный парк "Донецкий кряж", расположенный в Шахтерском
районе. Ни один рассказ, иллюстрации не способны создать такого глубокого
впечатления, как знакомство с объектами во время экскурсий.
Другой формой краеведческой работы есть подготовка презентаций на
тематику родного края. Например "Охраняемые растения и животные, Донбасса»,
"Заповедные территории родного края" и т.п..
Изучение местных экологических проблем возможно с помощью организации
ролевых игр. Для проведения таких игр возможное использование в первую очередь
краеведческих материалов. Такая ролевая игра проводится по теме "Экологические
проблемы Донбасса и его регионов".
Краеведение не только наука, а и деятельность. Это деятельность направлена
на сохранение окружающей среды. Для этого в техникуме каждый год проводятся
натуралистические компании "День окружающей среды", "День Земли",
практические работы по очищению берегов городского пруда и парка, озеленению
территории техникума, конкурсы студенческого плаката ко Всемирному дню охраны
окружающей среды. Каждый год студенты техникума принимают участие в
региональном экологическом фестивале, где занимают призовые места .
Использование краеведческого материала является важной составляющей
формирования экологической культуры студентов, которая сыграет важную роль у
необходимых убеждений и практических привычек, определенной ориентации и
активной жизненной позиции в области охраны, сохранение и приумножение
природных ресурсов родного края. Таким образом, краеведческий подход в преподавании биологии и экологии
подводит студентов к глубокому пониманию окружающей среды и оказывает
содействие пробуждению уважения и любви к тому месту, где они родились и
выросли, укрепляет и расширяет познавательные интересы студентов, готовит их к
будущей профессии, формирует экологическую культуру молодого гражданина
нашей республики.
Список литературы
1. Трайтак Д.И. Отражение природоохранительных понятий в курсах
природоведения и ботаники // Природоохранительное образование в средней школе.
(по материалам издания 1978 г.).С.5763. // DVD – диск «Педагогика и психология».
– М., 2015.
2. Будаков В.П., Симонов И.С. Вопросы краеведения в школе. Л.: Брокгауз
Ефрон, 1926.54с. // DVD – диск «Педагогика и психология». – М., 2015.
3. Гринкевич В.К. Краеведение в школе. Л.: ГубОНО, 1925.38с. // DVD –
диск «Педагогика и психология». – М., 2015.
4.
Деев А.Ф. Краеведение в школе: Методическое пособие. Мурманск.:
МИУУ, 2011. 96с.
5.
Донченко Г.Я. Краеведение как средство активизации познавательной
деятельности учащихся. (п изданию 1976 г.) Ставрополь.: СГПИ, 2012.162 с.
6. Махов С.И., Махова И.П. Краеведческая подготовка в условиях
регионализации образования / В сб. Экологопедагогическое образование: проблемы
и перспективы развития: СПб.: издво РГПУ им. А.И. Герцена, 2011.
7. Макаров, Ю. Работа над экологическими проектами /Ю.Макаров //
Школьные технологии. 2012.№ 6.С.9399.
Статья Использование краеведческих материалов в курсе дисциплин "Биология" и "Экология"""
Статья Использование краеведческих материалов в курсе дисциплин "Биология" и "Экология"""
Статья Использование краеведческих материалов в курсе дисциплин "Биология" и "Экология"""
Статья Использование краеведческих материалов в курсе дисциплин "Биология" и "Экология"""
Статья Использование краеведческих материалов в курсе дисциплин "Биология" и "Экология"""
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.