Статья Использование краеведческих материалов в курсе дисциплин "Биология" и "Экология"""
Оценка 5

Статья Использование краеведческих материалов в курсе дисциплин "Биология" и "Экология"""

Оценка 5
Руководства для учителя
doc
биология +1
Взрослым
29.12.2018
Статья Использование краеведческих материалов в курсе дисциплин "Биология" и "Экология"""
В статье описаны формы и методы применения краеведческих материалов в курсе дисциплин "Биология" и "Экология". Материал может быть использован преподавателями СПО и учителями для старшеклассников Использование этого материала в преподавании помогает правильно организовать работу по экологическому воспитанию студентов, формирует у них экологическую культуру, умение и привычки природоохранной деятельности.
статья.doc
«Использование краеведческих материалов в курсе дисциплин «Биология» и «Экология»   Педагогическое значение краеведения заключается в том, чтобы привлекать студентов ко всестороннему изучению своей местности, обеспечение необходимой связи глобальных, национальных и региональных аспектов в изучении современных проблем   экологии   и   охраны   природы   и   накопление   эколого­краеведческого материала;   использование   этого   материала   в   преподавании,   которое   помогает правильно   организовать   работу   по   экологическому   воспитанию   студентов, формирует   у   них   экологическую   культуру,   умение   и   привычки   природоохранной деятельности.  Формы   и   методы   использования   местного   материала   в   процессе   изучения дисциплин   «Биология»   и   «Экология»   могут   быть   разнообразными.   Это   и заслушивание   докладов   по   определенной   тематике,   проведение   научно­ теоретических и научно­практических конференций. Использование краеведческого материала на семинарских занятиях, который, может быть иллюстрацией того или иного   теоретического   положения,   событий,   конкретизацией   и   подтверждением теоретического материала. При подготовке к семинарскому занятию можно: ­   внести   в   план   семинара   несколько   вопросов,   которые   касаются   сугубо местных   проблем   и   рассмотреть   их   в   общем   контексте.   Например,   к   теме "Экологические   проблемы   Донбасса   и   его   регионов";   прибавить   вопрос "Экологическая   ситуация   в   родном   городе";   к   теме   "Заповедное   дело"   ­   вопрос "Заповедные территории Донбасса и Шахтерского района". ­   рекомендовать   студентам   вместе   с   обязательной   литературой   заранее подобранный местный материал к теме. По индивидуальным заданим студенты сами могут подбирать соответствующие источники, пользоваться фондами библиотеки , а также местной печатью; ­   поручить   нескольким   студентам   подготовить   сообщение   на   семинарском занятии   об   экологических   проблемах   местного   характера.   Они   могут   быть информативного   характера   (на   5­6   мин.),   в   форме   презентаций,   статистических данных, фотодокументов и т.п. В техникуме изучения местных экологических проблем возможно с помощью организации   ролевых   игр.   Для   проведения   таких   игр   возможно   использование   в первую очередь краеведческих материалов. В процессе игры обсуждаются основные проблемы.   Поиск   решений   осуществляется   путем   обсуждения,   дискуссии.   В заключительный период проводится анализ результатов игры ее делового эффекта (подведение педагогических и воспитательных итогов).          Примеры из местной природы и местного хозяйства, очень оживляют изложение и делают его более понятным и доступным. Формируется ответственное отношение студентов   к   окружающей   природной   среде   на   основе   воспитания   экологического сознания, мышления и экологически компетентного обращения. Содержание курса обеспечивает   овладение   системными   знаниями   о   единстве   природы,   о взаимодействии   человека   и  общества   с  природой,  об   экологических   проблемах   и способах   их   разрешения,   оказывает   содействие   выработке   основ   экологически целесообразного   обращения   и   деятельности,   умений   прогнозировать   развитие экологических ситуаций и способов  разрешения экологических проблем на уровне бытового обращения.   Использование краеведческих материалов направлено на решение таких задач, как: 1) формирование у студентов целостного представления о природе; 2)   представление   знаний   всех   исследуемых   предметов   во   взаимосвязи,   осознание общей связи явлений; 3)   развитие   взаимообогащения   и   взаимодействия   понятий, закономерностей, рассмотренных в естественно­научных областях знаний;   явлений   и 4) использование экологических знаний для формирования экологической культуры и основ безопасности жизнедеятельности в окружающей среде; 5) формирование условий для развития краеведческих знаний. Еще   одним   важным   направлением   эколого­краеведческой   работы   есть   ­ исследовательское. Суть   эколого­краеведческой   работы   заключается   в   том,   чтобы   отыскать, изучить   и   раскрыть   всю   совокупность   особенностей,   сосредоточенных   на определенной   территории   и   таким   образом   дать   комплексную   характеристику определенной территории. Объектом эколого­краеведческих исследований является совокупность   географических,   биологических,   археологических,   геологических   и других объектов. Объединяя   краеведческие   материалы   с   теоретическими   знаниями   о естественных   компонентах   и   закономерностях   развития   ,   студенты   имеют возможность написать исследовательские работы. Наиболее удачными за последние годы   были   такие   работы:   "Развитие   лесоводства   в   Донбассе",   "Природно­   "Заповедные   территории территориальные   комплексы   твоей   местности", Шахтерского района", "Туристическо­рекреационный потенциал Донецкой области", "Определение   видового   состава   лишайников   и   составление   коллекции", "Биоиндикация   воздушного   загрязнения   по   состоянию   хвои   сосны   ";     "   Проект «Балка Грабовская ­заказник орхидей " и др. Выполняя исследовательские работы, студенты стараются не только описать  природу родного края, а и указать на экологические проблемы и предложить пути их  решения.  Одна из наиболее доступных и эффективных форм ­ это экскурсия. Ни один рассказ,   иллюстрации   не   способны   создать   такого   глубокого   впечатления,   как знакомство с объектами во время экскурсий. Собранные и обработанные материалы используются на занятиях экологии. Они помогают усвоению экологических понятий и закономерностей.  Главными   целями   таких   поездок   и   экскурсий   есть:   определение местоположений   памяток природы и проведение наблюдений за ними; наблюдение явлений   и   процессов   природы;   изучение   состояния   объектов   природы,   которые охраняются   с   целью   контроля   над   соблюдением   и   выполнением   норм природоохранного   законодательства   на   территории   края   и   экологических последствий   деятельности   человека.   Собранные   и   обработанные   материалы используются   на   занятиях.   Студентами   техникума   были   сняты   видеоролики «Заповедные территории Шахтерского района», «Экологические проблемы города», «Региональный ландшафтный парк «Донецкий кряж»». Таким   образом,   в   каждом   регионе   существует   довольно   большая   и разнообразная   экологическая   информация   краеведческого   характера.   Эту информацию   следует   шире   использовать   как   в   учебном   процессе,   так   и   во внеклассных мероприятиях.  В Шахтерском техникуме Дон НУЭТ уже традиционными стали экскурсии в национальный   природный   парк   "Святые   горы",   Донецкий   ботанический   сад   и региональный ландшафтный парк "Донецкий кряж",  расположенный в Шахтерском районе.   Ни   один   рассказ,   иллюстрации   не   способны   создать   такого   глубокого впечатления, как знакомство с объектами во время экскурсий. Другой   формой   краеведческой   работы   есть   подготовка   презентаций   на тематику родного края. Например "Охраняемые растения и животные, Донбасса», "Заповедные территории родного края" и т.п.. Изучение местных экологических проблем возможно с помощью организации ролевых игр. Для проведения таких игр возможное использование в первую очередь краеведческих материалов. Такая ролевая игра проводится по теме "Экологические проблемы Донбасса и его регионов".  Краеведение ­ не только наука, а и деятельность. Это деятельность направлена на сохранение окружающей среды. Для этого в техникуме каждый год проводятся натуралистические   компании   ­   "День   окружающей   среды",   "День   Земли", практические работы по очищению берегов городского пруда и парка, озеленению территории техникума, конкурсы студенческого плаката ко Всемирному дню охраны окружающей   среды.   Каждый   год   студенты   техникума   принимают   участие   в региональном экологическом фестивале, где занимают призовые места . Использование   краеведческого   материала   является   важной   составляющей формирования экологической культуры студентов, которая сыграет важную роль у необходимых   убеждений   и   практических   привычек,   определенной   ориентации   и активной   жизненной   позиции   в   области   охраны,   сохранение   и   приумножение природных ресурсов родного края. Таким образом, краеведческий подход в преподавании биологии   и экологии подводит   студентов   к   глубокому   пониманию   окружающей   среды   и   оказывает содействие   пробуждению   уважения   и   любви   к   тому   месту,   где   они   родились   и выросли, укрепляет и расширяет познавательные интересы студентов, готовит их к будущей   профессии,   формирует   экологическую   культуру   молодого   гражданина нашей республики.   Список литературы 1. Трайтак   Д.И.   Отражение   природоохранительных   понятий   в   курсах природоведения и ботаники // Природоохранительное образование в средней школе. (по материалам издания 1978 г.).­С.57­63. // DVD – диск «Педагогика и психология». – М., 2015. 2. Будаков В.П., Симонов И.С. Вопросы краеведения в школе. ­ Л.: Брокгауз­ Ефрон, 1926.­54с. // DVD – диск «Педагогика и психология». – М., 2015. 3. Гринкевич В.К. Краеведение в школе. ­ Л.: ГубОНО, 1925.­38с. // DVD – диск «Педагогика и психология». – М., 2015.  4.    Деев А.Ф. Краеведение в школе: Методическое пособие. ­ Мурманск.: МИУУ, 2011. ­ 96с. 5.     Донченко   Г.Я.   Краеведение   как   средство   активизации   познавательной деятельности учащихся. (п изданию 1976 г.) ­  Ставрополь.: СГПИ, 2012.­162 с. 6. Махов   С.И.,   Махова   И.П.   Краеведческая   подготовка   в   условиях регионализации образования / В сб. Эколого­педагогическое образование: проблемы и перспективы развития: ­ СПб.: изд­во РГПУ им. А.И. Герцена, 2011. 7. Макаров,   Ю.   Работа   над   экологическими   проектами   /Ю.Макаров   // Школьные технологии.­ 2012.­№ 6.­С.93­99.

Статья Использование краеведческих материалов в курсе дисциплин "Биология" и "Экология"""

Статья Использование краеведческих материалов в курсе дисциплин "Биология" и "Экология"""

Статья Использование краеведческих материалов в курсе дисциплин "Биология" и "Экология"""

Статья Использование краеведческих материалов в курсе дисциплин "Биология" и "Экология"""

Статья Использование краеведческих материалов в курсе дисциплин "Биология" и "Экология"""

Статья Использование краеведческих материалов в курсе дисциплин "Биология" и "Экология"""

Статья Использование краеведческих материалов в курсе дисциплин "Биология" и "Экология"""

Статья Использование краеведческих материалов в курсе дисциплин "Биология" и "Экология"""

Статья Использование краеведческих материалов в курсе дисциплин "Биология" и "Экология"""

Статья Использование краеведческих материалов в курсе дисциплин "Биология" и "Экология"""
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.12.2018