Статья "Использование метода моделирования на уроках географии как условие достижения метапредметных результатов обучения"
Оценка 4.8

Статья "Использование метода моделирования на уроках географии как условие достижения метапредметных результатов обучения"

Оценка 4.8
Повышение квалификации
docx
география
5 кл—10 кл
13.03.2018
Статья "Использование метода моделирования на уроках географии как условие достижения метапредметных результатов обучения"
Настоящая статья посвящена проблеме использования метода моделирования на уроках географии, как средства достижения метапредметных результатов. Цель использования данного метода на уроках географии, как одного из способов деятельностного подхода – развитие ассоциативного мышления путем формирования географического образа мира. Автор приводит примеры практического использования метода моделирования. Ключевые слова. Деятельностный подход, метапредметные умения, метод моделирования.
Безбородова. Статья.docx
МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «ТЮМЕНСКОЕ ПРЕЗИДЕНТСКОЕ КАДЕТСКОЕ УЧИЛИЩЕ» ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ Использование метода моделирования на уроках географии как условие достижения метапредметных результатов обучения Секция 2. Инновации в школьном образовании Предметная область: общественно­научные предметы (география) Безбородова Татьяна Борисовна,  преподаватель географии     ФГКОУ «Тюменское президентское кадетское училище» Тюмень, 2018 г. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА МОДЕЛИРОВАНИЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ КАК УСЛОВИЕ ДОСТИЖЕНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ  Аннотация.  Настоящая   статья   посвящена   проблеме   использования метода   моделирования   на   уроках   географии,  как   средства   достижения метапредметных   результатов.  Цель   использования   данного   метода   на уроках   географии,   как   одного   из   способов   деятельностного   подхода  – развитие ассоциативного мышления путем формирования географического образа мира. Ключевые   слова.  Деятельностный   подход,   метапредметные   умения, метод моделирования. Сегодня   все   более   актуальным   в   образовательном   процессе   становится использование   в   обучении   приемов   и   методов,   которые   формируют   умения самостоятельно добывать новые знания, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения.   Общая   дидактика   и   частные   методики   в   рамках   каждого учебного   предмета   и   географии   в   частности   призывают   решать   проблемы, связанные с развитием у обучающихся умений и навыков самостоятельности и саморазвития  [3].  Основа стандарта: каждый урок  –  деятельностный подход к обучению.   Поэтому,   главная   задача   учителя  –  организовать   деятельность ученика на уроке «научить учиться», организовать деятельность, направленную на   формирование   универсальных   учебных   действий.   Возникает   вопрос,   как направить   деятельность   обучающихся   в   процессе   урока,   чтобы   можно   было эффективно развивать метапредметные умения? Ответ на этот вопрос я нашла, анализируя   метапредметные   результаты   освоения   основной   образовательной программы основного общего образования. В ней говорится, что обучающиеся должны уметь создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач  [5].   Слово «модели» и 2 натолкнуло меня на идею об использовании метода моделирования на уроках как средства  достижения метапредметных  результатов. Мод ль (фр. modèle, «мера,   аналог,   образец»)   —   это   упрощённое   представление   реального устройства и/или протекающих в нём процессов, явлений [3]. ее В   чем   преимущество   метода   моделирования   в   сравнении   с   другими методами обучения? С помощью метода моделирования на одном комплексе данных   можно   разработать   целый   ряд   различных   моделей,   по­разному интерпретировать  исследуемое явление и выбрать наиболее плодотворную из них   для   теоретического   истолкования.   С   помощью   моделирования   легко осуществить   деятельностный   подход   к   обучению,   что   соответствует   идее стандарта. Цель использования метода моделирования на уроках географии: развитие ассоциативного мышления путем формирования географического образа мира; формирование комплексного мышления и сближение его с процессом научного познания, подготовка обучающихся к самостоятельному решению возникающих перед   ними   задач,   самостоятельное   добывание   знаний.   Моделирование применяется   для:   мотивации   учебной   деятельности,   при   изучении   нового материала, при проверке знаний, умений и их обобщения. На уроках географии мы постоянно используем физические модели разных типов – модели (макеты) оврага,   холма,   речной   долины   и   т.п.   Это   трехмерное   отображение   реальных объектов в уменьшенном виде. Другой тип моделей – рельефные карты. Есть модели­разрезы,   показывающие   строение   вулкана,   почвенного   разреза   и   т.п. Особый тип моделей – динамические, воспроизводящие процессы  и явления, например, «Теллурий», «Планеты Солнечной системы» и др. Модели позволяют представить   в  наглядной   форме  объекты  и   процессы,   недоступные   для непосредственного восприятия. На уроках географии, мы учимся сами строить модели,   для   того   чтобы   изучить   какие­либо   объекты   и   явления.  Метод моделирования  выделяется  в качестве  одного    из  ведущих  средств   научного 3 познания в учебнике по географии автор Летягин А. А. «География. 5 класс» издательства «Вентана­Граф» [1, 2].  Анализируя учебник, пришла к выводу, что возможностей для такого действенного овладения предметным моделированием в школьном курсе географии в 5 классе немало. Начиная с первого параграфа, ребятам   предлагается   построить   модель,   которая   позволит   понять   принцип действия   солнечных   часов,   а   также   определять   положения   географических объектов.  Приведу примеры практического использования метода моделирования. С начальной школы ребята знают, что глобус – модель Земли. Они видят идеально правильной формы шар и знают о шарообразности Земли. Придя в среднее звено, школьники узнают, что Земля не шар, а геоид, т.е. приплюснута у полюсов. Вот здесь и возникает «почему?». Наглядно и быстро это объяснить поможет модель «Приплюснутый шар» [4]. Смена времен года происходит из­за наклона земной оси и вращения Земли вокруг Солнца. Причем ось Земли всегда остается наклоненной. Это хорошо видно на модели «Прецессия». Образование горных   пород   тоже   можно   показать   при   помощи   простых   моделирований, проведения эксперимента. Например, показать смятие пород в складки можно при   помощи   модели   «Складки».   Изучении   горных   пород   –   эксперимент «Определение метаморфических горных пород». При   изучении   темы   «Вулканы   и   землетрясения»  –  эксперимент «Извержение   вулкана» (каб.  химии).  Такие  процессы   как   круговорот   воды  в природе, наличие атмосферного давления, природные явления являются общими при изучении этих географии, биологии, физики. Поэтому моделирование таких процессов позволит понять их суть, объяснить значение, роль в природе с точки 4 зрения разных наук. Например, опыт с использованием электрофорной машины «Прообраз молнии»   В   теме   «Земля   в   Солнечной   Системе»,   5   класс   нами   создана пластилиновая   модель   Солнечной   системы   и   планеты   Земля.   После «пластилиновых»   работ,   как   правило,   лучше   воспринимается   теоретический материал. В построении моделей используем не только пластилин, но и другие подручные материалы, например цветную бумагу, зубочистки, ватные палочки и диски, пластиковые бутылки и др. Модели часто делаем разборные, поэтому их удобно использовать при отработке различных умений, например, модели можно использовать на этапе обучения и контроля умений.  Учебно­методический комплект «География. Сферы» содержит большие скрытые   возможности   и   для   других   видов   моделирования,   например, информационного.  Информационные модели представляют объекты и процессы в образной или   знаковой   форме.   Такие   модели   можно   использовать   как   опору   для изложения   соответствующего   учебного   материала   в   виде   граф­логических моделей.   «Земля   среди   других   планет   Солнечной   системы»,   «Внутренне строение Земли», «Из чего состоит земная кора» и др. [4]. Умение переводить информацию из одной формы в другую, кодировать ее в виде знаков, символов – это метапредметное умение, которое обучающийся может применять на любом уроке. В ходе изучения некоторых тем возможно применения   игрового   моделирования.   Так   при   знакомстве   с   растительным   и   обучающимся животным   миром   различных   климатических   поясов,   ПЗ   присваивается   название   наиболее   распространенных   животных   и   растений степей, саванн, тропиков, тундры, арктических и антарктических пустынь. Затем предлагается собрать в группы: растения тундры, животные широколиственного леса,   растения   тайги,   животные   степи   и   пр.,   представить   флору   и   фауну определенного   климатического   пояса.   Такое   игровое   моделирование   заменит 5 физкультурную   минутку.   Собственноручное   создание   такой   модели   будет способствовать   повышению   мотивации   к   изучению   и   успешному   усвоению данной темы.  Электронное   приложение   к   учебнику   дает   возможность   использовать модели­образы для понимания некоторых процессов и явлений, происходящих в природе.   Опыт   с   перевернутым   стаканом   с   водой,   прикрытым   бумажным листком,   наглядно   демонстрирует   действие   атмосферного   давления.   При реализации   данного   УМК   применимы   модели­алгоритмы,   относящиеся   к информационному   моделированию.   При   изучении   темы   «Воды   суши.   Реки. Озера. Болота» можно использовать пятишаговую модель описания рек, озер, болот и т.д.  Современный   урок   направлен,   прежде   всего,   на   воспитание самостоятельности,   инициативы,   активности   обучающихся.   Именно   поэтому главной   задачей   учителя   становится   не   передача   знаний   в   готовом   виде,   а организация   учебной   деятельности   обучающихся   таким   образом,   чтобы значительную   их   часть   они   приобрели   самостоятельно,   в   ходе   выполнения поисковых заданий, решения проблемных ситуаций, проектной деятельности. Применяя метод моделирования на уроках географии, можно проследить развитие   активности   личности   обучающегося:   от   репродуктивной   к реконструктивной и далее к творческой активности и самостоятельности. Все четыре   вида   активности   являются   показателями   и   индикаторами эффективности   развития   личности. [5].  Освоив   моделирование,  обучающиеся легко   решают   многочисленные   разнообразные   географические   задачи, поставленные учителем, что указывает на степень усвоения ими материала. Литература 1. Летягин А.А. География 5 класс. Дневник географа следопыта. Рабочая тетрадь. – М.: «Вентана­Граф», 2014. 6 2. Летягин   А.А.   География.   Начальный   курс:   5   класс:   учебник   для учащихся   общеобразовательных   учреждений/   А.А.Летягин;   под   общ. Ред. В.П.Дронова. – М.: «Вентана­Граф», 2014. – 160 с.: ил. 3. Миронов   А.В.   Как   построить   урок   в   соответствии   с   ФГОС/ А.В.Миронов. – Волгоград: «Учитель», 2013. – 174 с. 4. Современные   образовательные   технологии   в   обучении:   опыт   работы, разработки уроков /авт. – сост. О.А. Бибекова, Л.А. Ласикова. Н.В. Приходько. – Волгоград: Учитель, 2011. 5. Образовательные   системы:   сущность,   управление. Технология развития критического мышления учащихся: Электронный   содержание, учебный курс. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://sdo.bsu.edu.ru/Edu/part3/M2_3_6.html  7

Статья "Использование метода моделирования на уроках географии как условие достижения метапредметных результатов обучения"

Статья "Использование метода моделирования на уроках географии как условие достижения метапредметных результатов обучения"

Статья "Использование метода моделирования на уроках географии как условие достижения метапредметных результатов обучения"

Статья "Использование метода моделирования на уроках географии как условие достижения метапредметных результатов обучения"

Статья "Использование метода моделирования на уроках географии как условие достижения метапредметных результатов обучения"

Статья "Использование метода моделирования на уроках географии как условие достижения метапредметных результатов обучения"

Статья "Использование метода моделирования на уроках географии как условие достижения метапредметных результатов обучения"

Статья "Использование метода моделирования на уроках географии как условие достижения метапредметных результатов обучения"

Статья "Использование метода моделирования на уроках географии как условие достижения метапредметных результатов обучения"

Статья "Использование метода моделирования на уроках географии как условие достижения метапредметных результатов обучения"

Статья "Использование метода моделирования на уроках географии как условие достижения метапредметных результатов обучения"

Статья "Использование метода моделирования на уроках географии как условие достижения метапредметных результатов обучения"

Статья "Использование метода моделирования на уроках географии как условие достижения метапредметных результатов обучения"

Статья "Использование метода моделирования на уроках географии как условие достижения метапредметных результатов обучения"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.03.2018