Статья "Использование тестовых заданий на уроках химии"

  • Научно-исследовательская работа
  • Научные работы
  • Руководства для учителя
  • doc
  • 10.12.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Тестовые задания по общеобразовательным предметам часто вызывают споры между противниками и сторонниками их использования на уроках. К минусам использования тестовых заданий относят невозможность с их помощью оценить глубину, полноту знаний тех или иных вопросов предмета. Однако использование тестовых заданий позволяет быстро и достаточно качественно оценить сущность, основу определенной темы, выяснить проблемы обучающегося, возникшие при изучении данной темы. Актуальность использования тестовых заданий неоспорима, особенно в век компьютерных технологий, при наличии мультимедиа оборудования в кабинете.Материал представляет собой статью "Использование тестовых заданий на уроках химии". Может быть интересен и полезен преподавателям химии старших классов, образовательных учреждений системы СПО, готовящихся к аттестации, обобщающих свой профессиональный опыт.
Иконка файла материала использование тестовых заданий на уроках химии.doc
Использование тестовых заданий на уроках химии  в учебных заведениях системы СПО как инновационный метод оценивания результатов обучения. Оценка знаний ­ один из существенных показателей, определяющих степень усвоения учащимися учебного материала, развития мышления, самостоятельности. Оценка должна побуждать учащегося к повышению качества учебной деятельности [1]. В   настоящее   время   оценивание   результатов   обучения   в  системе СПО   не   всегда   является   объективным   методом   педагогических измерений. Большое значение в развитии СПО является поиск инновационных методов   контроля   знаний,   отвечающих   требованиям   объективности, надежности, технологичности при небольших затратах. Одной из таких форм контроля являются тестовые задания. Тест (от англ. test — испытание, проверка) — стандартизованные, краткие,   ограниченные   во   времени   испытания,   предназначенные   для установления количественных и качественных индивидуальных различий [2]. В педагогической  практике  проверки  знаний  учащихся сложились две основные формы контроля: устный опрос  и  письменная  работа. Эти формы контроля имеют как положительные стороны, так и обладают   отнимает рядом   значительных   значительный     объем   времени   от   урока.   Письменная   работа   является   недостатков.     Устный     опрос   очень   трудоемкой   для   учащихся.   Форма   контроля   в   виде   тестовых заданий   не   имеет   таких   недостатков,   какие   имеют   устный   опрос   и письменная проверка знаний. Она может   применяться   для   текущейпроверки   знаний   студентов   на   уроках   химии   в   системе   СПО. Оперативность   проверки тестовых заданий,  позволяет преподавателю своевременно   сообщить   учащимся   о   результатах   их   работы,    уделить большее   внимание   плохо   усвоенным     разделам   и     изложению   нового материала. Отсутствие   трудоемкости   проверки         работ     позволяет достаточно     часто     проводить     контрольные мероприятия,   и делает возможным тотальный  контроль  знаний. Важно выбирать наиболее приемлемую форму ответов на задания по   химии.   Учитывая,   что   задаваемый   вопрос   должен   быть сформулирован   коротко,   желательно   также   кратко   и   однозначно формулировать   ответы.   Например,   удобна   альтернативная   форма ответов, когда учащийся должен подчеркнуть одно из перечисленных решений “да­нет”, “верно­неверно” [3]. Применение  тестовой  методики   на уроках   химии  в  системе   НПО позволит осуществлять количественный анализ успешности обучения, что невозможно   в   рамках   традиционной   системы   оценивания   результатов обучения.  В   связи   с   потребностью   модернизации   системы   СПО   необходима стандартизированная   разработка   тестовых   методик.   Преподаватели химии   достаточно   широко   применяют   тестовые   задания   собственной разработки, преподавателями, удовлетворяют требованиям, предъявляемым к ним.   но   не   всегда   тестовые   задания,   разработанные Для   эффективности   внедрения   стандартизированных   тестов   в педагогическую   практику   системы   СПО   необходимо   разработать   и утвердить: единые   унифицированные   требования   к   составлению тестовых заданий;   стандартные   требования   к   тесту   как   инструментальному средству педагогической диагностики;   единые требования к технологии проведения тестирования;   общие   научно­обоснованные   подходы   к   интерпретации результатов тестирования.  Такого   рода   стандартизация   создаст   условия,   позволяющие проводить сравнительный анализ результатов тестирования и получать общую картину динамики развития системы СПО  региона.  Для   изучения   химии   в   системе   СПО   очень   важно   использование информационных технологий в обучении и оценивании его результатов. Одним   из   наиболее   актуальных   направлений   развития компьютерных   технологий   в   образовании   является   разработка специализированных систем проверки знаний студентов. Их активное использование   помогает   поддерживать   нужный   образовательный уровень,   предоставляет   преподавателю   возможность   уделять   больше внимания индивидуальной работе с учащимися [4]. При   проведении   он­лайн   тестирований   по   химии   возникает   ряд проблем.  Во­первых,  необходима  своевременная   подготовка   учащихся по информационным и компьютерным технологиям, во­вторых, так же необходима   подготовка   преподавателей,   проведение   компьютерных курсов и курсов повышения квалификации. Преподаватель должен сам уметь с легкостью  пройти тестирование за компьютером, прежде чем объяснять учащимся, как это сделать.   Без соблюдения этих условий проведения     тестовых   заданий   на   уроках   химии   не   будет   даватьрезультатов.   А   время,   которое   должно   отводиться   на   тестирование, будет   потрачено   на   техническую   подготовку   к   нему.   Таким   образом результаты   тестирования   будут   необъективными.   Еще   одной   важной проблемой   при   использовании   инновационных   тестовых   методик   на уроках химии в системе СПО является учет личностных особенностей, возможностей и стремлений учащихся. Проблема заключается в том, что разрабатываемые   тестовые   задания   рассчитаны   на   один   уровень сложности. В связи с этим не все учащиеся могут их выполнить. Поэтому необходимым условием при составлении стандартизированных тестовых заданий является разработка заданий разного уровня сложности.  Все эти проблемы   необходимо   в   первую   очередь   учитывать   при   составлении тестовых   заданий   по   химии,   при   разработке   учебных   планов   по специальностям и программ по учебным дисциплинам в системе СПО.  Инновационные   задания   по   химии,   использующие   возможности компьютерного тестирования, на сегодняшний день являются наиболее перспективным   направлением   развития   автоматизации   педагогических измерений в системе СПО. Основной причиной этого является большой потенциал   инновационных   заданий   для   повышения   информативности педагогических   измерений   и   увеличения   содержательной   валидности тестов. Валидность (validity) теста показывает, в какой мере он измеряет то качество   (свойство,   способность,   характеристику   и   т.п.),   для   оценки которого   он   предназначен,   т.е.   не   обладающие   валидностью   тесты   не пригодны для практического использования  [5]. Инновации   при   разработке   заданий   для   компьютерного тестирования   по   химии   охватывают   пять   связанных   между   собой направлений. К ним относятся: форма задания, действия испытуемогопри ответе, уровень использования мультимедийных технологий, уровень интерактивности и методика подсчета баллов. Наша задача: путем внедрения новых возможностей компьютерных  технологий развить преимущества и снизить недостатки тестирования к  минимуму как объективного, надежного, технологичного метода  контроля знаний. Таким   образом,   следует   заметить,   что   использование   с   1   курса тестирования учащихся поможет объективно оценивать результаты их работы и работы преподавателя на уроках химии в системе СПО.  Систематическое   проведение   контрольных   мероприятий   с помощью   составленных   на   высшем   уровне   инструментов   контроля позволяет     формировать   высококлассных   специалистов   в   различных областях   знаний,   готовых   применять   накопленный   багаж   знаний   в любую минуту. Список литературы: 1.   Рогинский   В.М.   Азбука   педагогического   труда   (Пособие   для начинающего преподавателя технического вуза). ­ М.: Высш.шк., 1990. ­ 112 с. 2. Самылкина Н.Н. Современные средства оценивания результатов обучения . М.,2007 ­ 133 с. 3. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: От деятельности к личности: Уч. пособие. М. 1995 ­ 271 с.  4.   Садовничий   В.А.   Компьютерная   система   проверки   знаний студентов.Высшее образование в России. №3, 1994.5. Богданов И., Лазарев С., Ануфриенко С., Чмыхова Е., Усольцева  И., Калинина Н. Психология и педагогика. М., 2006. – 296 с.

Посмотрите также