Тестовые задания по общеобразовательным предметам часто вызывают споры между противниками и сторонниками их использования на уроках. К минусам использования тестовых заданий относят невозможность с их помощью оценить глубину, полноту знаний тех или иных вопросов предмета. Однако использование тестовых заданий позволяет быстро и достаточно качественно оценить сущность, основу определенной темы, выяснить проблемы обучающегося, возникшие при изучении данной темы. Актуальность использования тестовых заданий неоспорима, особенно в век компьютерных технологий, при наличии мультимедиа оборудования в кабинете.Материал представляет собой статью "Использование тестовых заданий на уроках химии". Может быть интересен и полезен преподавателям химии старших классов, образовательных учреждений системы СПО, готовящихся к аттестации, обобщающих свой профессиональный опыт.
Использование тестовых заданий на уроках химии
в учебных заведениях системы СПО как инновационный метод
оценивания результатов обучения.
Оценка знаний один из существенных показателей, определяющих
степень усвоения учащимися учебного материала, развития мышления,
самостоятельности. Оценка должна побуждать учащегося к повышению
качества учебной деятельности [1].
В настоящее время оценивание результатов обучения в системе
СПО не всегда является объективным методом педагогических
измерений.
Большое значение в развитии СПО является поиск инновационных
методов контроля знаний, отвечающих требованиям объективности,
надежности, технологичности при небольших затратах. Одной из таких
форм контроля являются тестовые задания.
Тест (от англ. test — испытание, проверка) — стандартизованные,
краткие, ограниченные во времени испытания, предназначенные для
установления количественных и качественных индивидуальных различий
[2].
В педагогической практике проверки знаний учащихся сложились
две основные формы контроля: устный опрос и письменная работа. Эти
формы контроля имеют как положительные стороны, так и обладают
отнимает
рядом значительных
значительный объем времени от урока. Письменная работа является
недостатков.
Устный
опрос
очень трудоемкой для учащихся. Форма контроля в виде тестовых
заданий не имеет таких недостатков, какие имеют устный опрос и
письменная проверка знаний. Она может применяться для текущейпроверки знаний студентов на уроках химии в системе СПО.
Оперативность проверки тестовых заданий, позволяет преподавателю
своевременно сообщить учащимся о результатах их работы, уделить
большее внимание плохо усвоенным разделам и изложению нового
материала. Отсутствие трудоемкости проверки работ позволяет
достаточно часто проводить контрольные мероприятия, и делает
возможным тотальный контроль знаний.
Важно выбирать наиболее приемлемую форму ответов на задания
по химии. Учитывая, что задаваемый вопрос должен быть
сформулирован коротко, желательно также кратко и однозначно
формулировать ответы. Например, удобна альтернативная форма
ответов, когда учащийся должен подчеркнуть одно из перечисленных
решений “данет”, “верноневерно” [3].
Применение тестовой методики на уроках химии в системе НПО
позволит осуществлять количественный анализ успешности обучения, что
невозможно в рамках традиционной системы оценивания результатов
обучения.
В связи с потребностью модернизации системы СПО необходима
стандартизированная разработка тестовых методик. Преподаватели
химии достаточно широко применяют тестовые задания собственной
разработки,
преподавателями, удовлетворяют требованиям, предъявляемым к ним.
но не всегда тестовые задания,
разработанные
Для эффективности внедрения стандартизированных тестов в
педагогическую практику системы СПО необходимо разработать и
утвердить: единые унифицированные требования к составлению
тестовых заданий;
стандартные требования к тесту как инструментальному
средству педагогической диагностики;
единые требования к технологии проведения тестирования;
общие научнообоснованные подходы к интерпретации
результатов тестирования.
Такого рода стандартизация создаст условия, позволяющие
проводить сравнительный анализ результатов тестирования и получать
общую картину динамики развития системы СПО региона.
Для изучения химии в системе СПО очень важно использование
информационных технологий в обучении и оценивании его результатов.
Одним из наиболее актуальных направлений развития
компьютерных технологий в образовании является разработка
специализированных систем проверки знаний студентов. Их активное
использование помогает поддерживать нужный образовательный
уровень, предоставляет преподавателю возможность уделять больше
внимания индивидуальной работе с учащимися [4].
При проведении онлайн тестирований по химии возникает ряд
проблем. Вопервых, необходима своевременная подготовка учащихся
по информационным и компьютерным технологиям, вовторых, так же
необходима подготовка преподавателей, проведение компьютерных
курсов и курсов повышения квалификации. Преподаватель должен сам
уметь с легкостью пройти тестирование за компьютером, прежде чем
объяснять учащимся, как это сделать. Без соблюдения этих условий
проведения тестовых заданий на уроках химии не будет даватьрезультатов. А время, которое должно отводиться на тестирование,
будет потрачено на техническую подготовку к нему. Таким образом
результаты тестирования будут необъективными. Еще одной важной
проблемой при использовании инновационных тестовых методик на
уроках химии в системе СПО является учет личностных особенностей,
возможностей и стремлений учащихся. Проблема заключается в том, что
разрабатываемые тестовые задания рассчитаны на один уровень
сложности. В связи с этим не все учащиеся могут их выполнить. Поэтому
необходимым условием при составлении стандартизированных тестовых
заданий является разработка заданий разного уровня сложности. Все эти
проблемы необходимо в первую очередь учитывать при составлении
тестовых заданий по химии, при разработке учебных планов по
специальностям и программ по учебным дисциплинам в системе СПО.
Инновационные задания по химии, использующие возможности
компьютерного тестирования, на сегодняшний день являются наиболее
перспективным направлением развития автоматизации педагогических
измерений в системе СПО. Основной причиной этого является большой
потенциал инновационных заданий для повышения информативности
педагогических измерений и увеличения содержательной валидности
тестов.
Валидность (validity) теста показывает, в какой мере он измеряет то
качество (свойство, способность, характеристику и т.п.), для оценки
которого он предназначен, т.е. не обладающие валидностью тесты не
пригодны для практического использования [5].
Инновации при разработке заданий для компьютерного
тестирования по химии охватывают пять связанных между собой
направлений. К ним относятся: форма задания, действия испытуемогопри ответе, уровень использования мультимедийных технологий, уровень
интерактивности и методика подсчета баллов.
Наша задача: путем внедрения новых возможностей компьютерных
технологий развить преимущества и снизить недостатки тестирования к
минимуму как объективного, надежного, технологичного метода
контроля знаний.
Таким образом, следует заметить, что использование с 1 курса
тестирования учащихся поможет объективно оценивать результаты их
работы и работы преподавателя на уроках химии в системе СПО.
Систематическое проведение контрольных мероприятий с
помощью составленных на высшем уровне инструментов контроля
позволяет формировать высококлассных специалистов в различных
областях знаний, готовых применять накопленный багаж знаний в
любую минуту.
Список литературы:
1. Рогинский В.М. Азбука педагогического труда (Пособие для
начинающего преподавателя технического вуза). М.: Высш.шк., 1990.
112 с.
2. Самылкина Н.Н. Современные средства оценивания результатов
обучения . М.,2007 133 с.
3. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: От
деятельности к личности: Уч. пособие. М. 1995 271 с.
4. Садовничий В.А. Компьютерная система проверки знаний
студентов.Высшее образование в России. №3, 1994.5. Богданов И., Лазарев С., Ануфриенко С., Чмыхова Е., Усольцева
И., Калинина Н. Психология и педагогика. М., 2006. – 296 с.