Статья "Исследовательская деятельность при изучении физики"
Оценка 5

Статья "Исследовательская деятельность при изучении физики"

Оценка 5
Исследовательские работы +1
doc
физика +1
Взрослым
06.04.2018
Статья "Исследовательская деятельность при изучении физики"
В материалах данной статьи " Исследовательская деятельность при изучении физики " рассматриваются основные виды учебно - исследовательской деятельности , цели и задачи организации научно - исследовательской деятельности , деятельность ученика и учителя , классификация творческих работ , этапы самостоятельного исследования.
УИД.doc
Работу выполнила Бавкун Татьяна Николаевна учитель физики МБОУ «Очерская СОШ № 3» г. Очер Пермский край Исследовательская деятельность при изучении физики. Учебная исследовательская деятельность — это специально организованная познавательная творческая  деятельность учащихся, по своей структуре соответствующая научной деятельности, характеризующаяся целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью и   сознательностью,  результатом которой является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений,  субъективно новых для учащихся знаний или способов деятельности. Физика — наука экспериментальная, основанная на опытах и наблюдениях. Поэтому как учебный  предмет физика обладает объективными возможностями для развития исследовательских умений  учащихся. Организация исследовательской деятельности учащихся при изучении физики позволяет  повысить интерес как к науке, сделать её увлекательной, полезной и понятной. Основными видами учебно­исследовательской деятельности являются:  ­       Экспериментально­исследовательская деятельность  ­       Проектно­исследовательская деятельность  ­       Исследовательские задания  В организации исследовательской работы большое значение имеет отбор учебного материала для всех  исследований, который должен строго соответствовать основным принципам дидактики: научности,  систематичности, последовательности, доступности, наглядности, индивидуальному подходу  к учащимся в условиях коллективной работы, развивающему обучению, связи теории с практикой. Основной целью организации научно­исследовательской деятельности школьников по физике является:  ­       выявление и педагогическая поддержка одарённых учащихся;  ­       развитие интеллектуальных и творческих способностей детей;  ­       поддержка научно­исследовательских интересов школьников.  Задачами организации научно­исследовательской деятельности школьников по физике являются:  ­       приобщение учащихся к творческой деятельности;  ­       реализация в научных исследованиях творческих идей, создание научных работ и проектов;  ­       создание условий для расширения среды общения и получения информации;  ­       участие в научно­практических конференциях;  ­       формирование навыков исследовательской работы;  ­       развитие интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей. Деятельность ученика :                                                      ­Подбор интересной информации, продумывание проблемных ситуаций  ­Проявление заинтересованности в изучении того или иного объекта, желания понять процесс  или явление  ­Определение темы исследования  ­Определение целей и задач исследования  ­Выработка гипотезы.  ­Построение модели  ­Планирование и разработка методики проведения исследования, создание экспериментальной установки ­Сбор и систематизация полученной информации  ­Анализ, объяснение и обобщение полученных данных и материалов  ­Подготовка отчёта  ­Презентация и защита результатов исследования  ­Обсуждение хода и полученных результатов работы  ­Организация рефлексии Деятельность учителя  ­Поощрение поиска, помощь в самоопределении в отношении объекта исследования ­Помощь в определении темы исследования  ­Оказание помощи в формулировке целей и задач исследования ­Предлагает учащимся найти объяснение выдвинутой гипотезе  ­Предложение учащимся различных методов решения задач исследования ­Оказание помощи в фиксации результатов теоретического или экспериментального исследования ­Помощь учащимся в анализе различных точек зрения в литературе на исследуемую проблему, в анализе  экспериментальных данных, в формулировке собственного взгляда на проблему. ­­­­   ­Предложение различных подходов, схем, шаблонов для обобщения информации ­Консультирование по подготовке отчёта и публичной защиты исследования ­Помощь и поддержка непосредственно перед защитой Развитие современного общества невозможно без соответствующей подготовки квалифицированных  специалистов, способных осваивать новые, передовые технологии, добывать новую информацию (новые  знания) и использовать её для решения образовательных, производственных, социальных и других  задач.             Не все способны написать научно­исследовательскую работу, но всем по силам сделать творческую  работу. Существует несколько видов творческих работ.  Классификация творческих работ: 1.Реферативные. Особенно подчеркиваю это название ­ не просто реферат, а реферативная работа. Ведь  рефератом можно назвать и краткое изложение в письменной форме содержания одной работы.  Реферативная работа подразумевает не просто осмысление существующего текста, а  преобразование  информации и создание нового текста. Особенности реферативной работы:       это творческая работа, написанная на основе нескольких научных и литературных  источников; она предполагает сопоставление данных разных источников и на основе этого выработку  собственной точки зрения на  проблему; главной целью реферативной работы является представление максимально полной  информации по избранной теме, автор должен выработать и представить собственную  точку зрения на проблему. 2. Экспериментальные — творческие работы, написанные на основе проведения эксперимента. Носят  скорее иллюстративный характер, т.к. результат заранее известен. Автор только самостоятельно  трактует особенности результата в зависимости от изменения исходных условий. 3. Описательные — творческие работы, направленные на наблюдение и качественное описание какого­ либо явления. Могут иметь элемент научной новизны, но здесь не выдвигается гипотеза. Главная цель ­  фиксация результата сбора данных. 4. Проектные ­ творческие работы, связанные с планированием и достижением заранее спланированного  результата. 5. Исследовательские.   Особенностью таких работ является не предопределенность результата,  который могут дать исследования. Эти работы можно назвать самыми сложными, т.к. они вбирают в себя практически все виды ранее названных:  это творческие работы, имеющие полученный с помощью научной методики собственный  экспериментальный материал, на основании которого делается анализ и выводы о характере  исследуемого явления;  исследовательские работы обязательно включают реферативную часть; результатом исследовательской работы может стать оформление проекта.   Исследовательской деятельностью называют один из видов творческой деятельности, которая  характеризуется рядом особенностей: 1. Исследовательская деятельность связана с решением автора творческой задачи с заранее  неизвестным решением. Этим она отличается от проектной деятельности, которая предполагает  четкое прогнозирование результата и ясное представление о конечном продукте деятельности.    2. Несмотря на то, что исследовательская деятельность является самостоятельным творческим  процессом приобретения новых знаний, она обязательно должна проходить под руководством  специалиста, т.к. ее целью является уяснение сущности явления, достижение истины.      Данный вид деятельности часто называют научно­исследовательской, но она имеет ряд отличий от  научных исследований. Главной целью в науке является получение объективно нового результата,  который не был известен ранее. А в учебном исследовании главным является получение автором  субъективно новых знаний, т. е. являющихся новыми и личностно значимыми лично для него. Цели исследовательской деятельности 1. Приобретение навыка исследования. 2. Развитие способности к исследовательскому типу мышления. 3. Активизация личностной позиции. Этапы самостоятельного исследования 1. Выбор темы исследования. 2. Формулировка цели исследования (решение вопроса "зачем я собираюсь делать эту работу?").  Целью чаще всего является изучение определенных явлений. 3. Постановка задач исследования (ответ на вопрос "что следует сделать?"). 4. Выдвижение гипотезы исследования (в случае необходимости). В ходе исследования гипотеза  может быть подтверждена или опровергнута. 5. Составление развернутого плана исследования. 6. Выбор оптимальных методик исследования и практическое овладение ими (ответ на вопрос "как  это сделать?"). 7. Литературный обзор, т.е. краткая характеристика того, что известно об исследуемом явлении, в  каком направлении проходят исследования других авторов. Данный обзор показывает знакомство  с сущностью вопроса и позволяет не повторять то, что было сделано другими исследователями. 8. Изучение выбранной темы, сбор информации. 9. Планирование и проведение эксперимента (при необходимости). 10. Обработка результатов исследования. В работе не всегда требуется излагать все полученные  данные, а только самые необходимые. Данные должны быть сопоставлены друг с другом и с  литературными источниками. 11. Анализ полученных данных, обобщение, выявление закономерностей. 12. Собственные выводы (излагаются тезисно). Выводы должны соответствовать целям, задачам и  гипотезе исследования, являться ответом на вопросы, поставленные в них. 13. Написание работы. Иллюстративный материал (графики, карты, схемы, таблицы, рисунки, фото). 14. Написание тезисов. 15. Представление работы. Участие в предзащите. Подготовка к конференции.  Очень важным моментом является презентация проведенного исследования. Самой значимой  оценкой является общественное признание состоятельности (успешности, результативности).  Положительной оценки достоин любой уровень достигнутых результатов.  Можно выделить несколько форм представления исследования: 1. Доклад ­ развернутое устное сообщение на какую­либо тему, сделанное публично,    т. е. в  присутствии слушателей, зрителей. 2. Тезисы ­ текст небольшого объема, в котором кратко сформулированы основные положения  работы. 3. Научная или популярная статья. 4. Стендовый доклад, включающий основную информацию о проделанном исследовании и  иллюстративный материал. 5. Компьютерная презентация. 6. Видеофильм.

Статья "Исследовательская деятельность при изучении физики"

Статья "Исследовательская деятельность при изучении физики"

Статья "Исследовательская деятельность при изучении физики"

Статья "Исследовательская деятельность при изучении физики"

Статья "Исследовательская деятельность при изучении физики"

Статья "Исследовательская деятельность при изучении физики"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.04.2018