Статья: "Исследовательская деятельность учащихся как направление работы с одаренными учащимися"
Оценка 4.6
Научно-исследовательская работа
doc
информатика
Взрослым
04.04.2017
Статья: «Исследовательская деятельность учащихся как направление работы с одаренными учащимися»
Смолкина К.К.,
учитель информатики
КГУ «Чистовская СШ»
с.Чистовское,
р-н М.Жумабаева,
СКО
«В душе каждого ребенка есть невидимые струны.
Если тронуть их умелой рукой – они красиво зазвучат»
В.А. Сухомлинский
В современном государстве одновременно с внедрением новых стандартов общего образования должна быть выстроена разветвленная система поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождения в течение всего периода становления личности. Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей и реализация их потенциальных возможностей, является одной из приоритетных социальных задач современного общества. В настоящее время широко обсуждается вопрос о создании условий для повышения качества учебно-воспитательного процесса. Выпускник современной школы должен обладать практико-ориентированными знаниями, необходимыми для успешной интеграции в социум и адаптации в нём.
Работа по выявлению с целью дальнейшего развития одаренной личности успешно проходит в каждой современной средней общеобразовательной школе, гимназиях и лицеях. Работает концепция современного качественного образования. Но педагогов для одаренных детей не готовят специально. Поэтому каждый учитель, постоянно занимаясь самообразованием, учится работать и в этом аспекте тоже. В системе работы с одаренными детьми необходимо выделять следующие цели и задачи: выявление одаренных детей; создание условий для оптимального развития одаренных детей; мотивация учащихся, т.е вызвать интерес; развитие у учащихся навыков исследовательской деятельности, оформления результатов исследований; развитие у учащихся навыков публичного выступления.
Что же такое одаренность? И какого ребенка можно считать одаренным?
Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Какого ребенка можно назвать одаренным?
На данный момент одаренными детьми считаются дети, интеллектуальный уровень которых на порядки превосходит уровень других детей в его возрастной категории. Однако, одаренными можно считать и тех детей, которые самостоятельно проявляют знания в одной или нескольких областях или проявляющие способности, не свойственные возрасту.
Какие условия необходимы для того, чтобы возник интерес?
Учитель должен уметь, иметь возможность и желание вызвать такой интерес, чтобы заинтересовать детей своим предметом. Ребенок должен иметь не только природные способности, но и самое главное, быть настойчивым, очень трудолюбивым и видеть, что учитель искренне хочет ему помочь. Многое зависит от родителей. В семье закладывается личность ребенка, она же играет и большую роль в ее формировании. Родители обязаны стремиться развивать в своих детях следующие личные качества:
- Уверенность, которая основывается на сознании самооценки.
- Понимание достоинств и недостатков в себе самом.
- Интеллектуальную любознательность и готовность к исследовательскому риску.
- Уважение к доброте, дружелюбию, сопереживанию.
- Привычку опираться на собственные силы и готовность нести ответственность за свои поступки.
- Умение помогать находить общий язык и радость в общении с людьми
Родителям следует принимать детей такими, какие они есть, а не рассматривать их в качестве носителей талантов. Их таланты произрастают из индивидуальности личности, а достижения, в конечном счете, зависят от того, как эта личность разовьется. Одаренный ребенок не сможет реализовать свои способности без создания для этого условий.
Ребенок – существо само по себе деятельное. Ему нужно все пощупать, потрогать, познать. Учиться – значить исследовать. Ребенок не должен получать образовательный опыт в отсутствии интереса к учебе, учение должно быть важным и интересным занятием. Все формы работы с одаренными детьми должны в полной мере учитывать личностные особенности ребенка и ориентироваться на эффективную помощь в решении его проблем. Одаренные дети отличаются друг от друга и степенью одаренности, и познавательным стилем, и сферами интересов.
Повсеместно в школах должна предусматриваться целенаправленная работа с одарёнными учащимися, начиная с начальной школы и до осознанного выбора жизненного пути. С целью выявления и поддержки учеников, стремящихся к научной деятельности, во многих школах действует научное общество учащихся.
Научное общество учащихся (НОУ) – добровольное объединение школьников, которые стремятся к более глубокому познанию достижений в различных областях науки, техники, культуры, к развитию творческого мышления, интеллектуальной инициативе, самостоятельности, аналитическому подходу к собственной деятельности, приобретению умений и навыков исследовательской работы. Именно для таких ребят научное общество является надежной опорой и средством самоутверждения.
Проектирование, исследование есть универсальные умения, которыми должны в той или иной мере овладеть все учащиеся. Ведь в процессе работы над проектами усваиваются не только способы деятельности, но и приобретаются новые знания, полученные в ходе самостоятельного добывания и освоения информации.
НОУ имеет для учащихся практическое значение. Во-первых, школьники приобщаются к миру науки, приобретают навыки исследовательской работы. Во-вторых, у них появляется возможность представить свои проекты не только на школьном уровне. В-третьих, ребята имеют возможность более верного выбора своего профессионального пути.
Главная особенность исследовательской и проектной деятельности НОУ заключается в том, что большинство проектов, реализованных учащимися - практико-ориентированные. Педагоги поощряют социальную активность детей и направляют их действия на решение реальных проблем. Проектная деятельность в НОУ стала для ребят мастерской развития творческого мышления, профессионального самоопределения. Учащиеся приобретают здесь навыки исследователя, натуралиста, дизайнера, экономиста, краеведа. Кроме того, создавая проекты, школьники учатся ставить перед собой цели, выясняют пути их достижения. В результате работы приобретают способность учиться на собственном опыте и опыте других.
Безусловно, главным итогом подобной деятельности обучающихся является представление своей работы на школьных и районных конференциях, на различных конкурсах более высокого уровня, организованных ведущими вузами республики. Поэтому нужно уделять особое внимание презентации работы. И здесь уже особая роль отводится и информационно-коммуникационным технологиям, и умению правильно и красиво говорить, по возможности привлекать помощников, умение выслушать и понять вопросы членов жюри и дать конкретный и правильный ответ, а для этого необходимо продумать ответы на возможные вопросы; больше репетировать, тогда успех вам улыбнется.
В заключении хочется вспомнить слова Орисона Свитта Мардена, который говорил о том, что «для успеха существует два обязательных требования». Первое – «приступить к работе», второе – «доводить работу до конца».«для успеха существует два обязательных требования». Первое – «приступить к работе», второе – «доводить работу до конца»
статья.doc
Статья: «Исследовательская деятельность учащихся как направление работы с
одаренными учащимися»
Смолкина К.К.,
учитель информатики
КГУ «Чистовская СШ»
с.Чистовское,
рн М.Жумабаева,
СКО
«В душе каждого ребенка есть невидимые струны.
Если тронуть их умелой рукой – они красиво зазвучат»
В.А. Сухомлинский
В современном государстве одновременно с внедрением новых стандартов
общего образования должна быть выстроена разветвленная система поиска и
поддержки талантливых детей, а также их сопровождения в течение всего периода
становления личности. Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие
одаренных детей и реализация их потенциальных возможностей, является одной из
приоритетных социальных задач современного общества. В настоящее время широко
обсуждается вопрос о создании условий для повышения качества учебно
воспитательного процесса. Выпускник современной школы должен обладать
практикоориентированными знаниями, необходимыми для успешной интеграции в
социум и адаптации в нём.
Работа по выявлению с целью дальнейшего развития одаренной личности
успешно проходит в каждой современной средней общеобразовательной школе,
гимназиях и лицеях. Работает концепция современного качественного образования.
Но педагогов для одаренных детей не готовят специально. Поэтому каждый учитель,
постоянно занимаясь самообразованием, учится работать и в этом аспекте тоже. В
системе работы с одаренными детьми необходимо выделять следующие цели и
задачи: выявление одаренных детей; создание условий для оптимального развития
одаренных детей; мотивация учащихся, т.е вызвать интерес; развитие у учащихся навыков исследовательской деятельности, оформления результатов исследований;
развитие у учащихся навыков публичного выступления.
Что же такое одаренность? И какого ребенка можно считать одаренным?
Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество
психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких
(необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности
по сравнению с другими людьми.
Какого ребенка можно назвать одаренным?
На данный момент одаренными детьми считаются дети, интеллектуальный
уровень которых на порядки превосходит уровень других детей в его возрастной
категории. Однако, одаренными можно считать и тех детей, которые самостоятельно
проявляют знания в одной или нескольких областях или проявляющие способности,
не свойственные возрасту.
Какие условия необходимы для того, чтобы возник интерес?
Учитель должен уметь, иметь возможность и желание вызвать такой интерес,
чтобы заинтересовать детей своим предметом. Ребенок должен иметь не только
природные способности, но и самое главное, быть настойчивым, очень
трудолюбивым и видеть, что учитель искренне хочет ему помочь. Многое зависит от
родителей. В семье закладывается личность ребенка, она же играет и большую роль в
ее формировании. Родители обязаны стремиться развивать в своих детях следующие
личные качества:
Уверенность, которая основывается на сознании самооценки.
Понимание достоинств и недостатков в себе самом.
Интеллектуальную любознательность и готовность к исследовательскому риску.
Уважение к доброте, дружелюбию, сопереживанию.
Привычку опираться на собственные силы и готовность нести ответственность за
свои поступки.
Умение помогать находить общий язык и радость в общении с людьми
Родителям следует принимать детей такими, какие они есть, а не
рассматривать их в качестве носителей талантов. Их таланты произрастают из индивидуальности личности, а достижения, в конечном счете, зависят от того, как
эта личность разовьется. Одаренный ребенок не сможет реализовать свои
способности без создания для этого условий.
Ребенок – существо само по себе деятельное. Ему нужно все пощупать,
потрогать, познать. Учиться – значить исследовать. Ребенок не должен получать
образовательный опыт в отсутствии интереса к учебе, учение должно быть важным и
интересным занятием. Все формы работы с одаренными детьми должны в полной
мере учитывать личностные особенности ребенка и ориентироваться на
эффективную помощь в решении его проблем. Одаренные дети отличаются друг от
друга и степенью одаренности, и познавательным стилем, и сферами интересов.
Повсеместно в школах должна предусматриваться целенаправленная работа с
одарёнными учащимися, начиная с начальной школы и до осознанного выбора
жизненного пути. С целью выявления и поддержки учеников, стремящихся к
научной деятельности, во многих школах действует научное общество учащихся.
Научное общество учащихся (НОУ) – добровольное объединение школьников,
которые стремятся к более глубокому познанию достижений в различных областях
науки, техники, культуры, к развитию творческого мышления, интеллектуальной
инициативе,
аналитическому подходу к собственной
деятельности, приобретению умений и навыков исследовательской работы. Именно
для таких ребят научное общество является надежной опорой и средством
самоутверждения.
самостоятельности,
Проектирование, исследование есть универсальные умения, которыми должны
в той или иной мере овладеть все учащиеся. Ведь в процессе работы над проектами
усваиваются не только способы деятельности, но и приобретаются новые знания,
полученные в ходе самостоятельного добывания и освоения информации.
НОУ имеет для учащихся практическое значение. Вопервых, школьники
приобщаются к миру науки, приобретают навыки исследовательской работы. Во
вторых, у них появляется возможность представить свои проекты не только на
школьном уровне. Втретьих, ребята имеют возможность более верного выбора
своего профессионального пути.
Главная особенность исследовательской и проектной деятельности НОУ
заключается в том, что большинство проектов, реализованных учащимися
практикоориентированные. Педагоги поощряют социальную активность детей и
направляют их действия на решение реальных проблем. Проектная деятельность в НОУ стала для ребят мастерской развития творческого мышления,
профессионального самоопределения. Учащиеся приобретают здесь навыки
исследователя, натуралиста, дизайнера, экономиста, краеведа. Кроме того, создавая
проекты, школьники учатся ставить перед собой цели, выясняют пути их
достижения. В результате работы приобретают способность учиться на собственном
опыте и опыте других.
Безусловно, главным итогом подобной деятельности обучающихся является
представление своей работы на школьных и районных конференциях, на различных
конкурсах более высокого уровня, организованных ведущими вузами республики.
Поэтому нужно уделять особое внимание презентации работы. И здесь уже особая
роль отводится и информационнокоммуникационным технологиям, и умению
правильно и красиво говорить, по возможности привлекать помощников, умение
выслушать и понять вопросы членов жюри и дать конкретный и правильный ответ, а
для этого необходимо продумать ответы на возможные вопросы; больше
репетировать, тогда успех вам улыбнется.
В заключении хочется вспомнить слова Орисона Свитта Мардена, который
говорил о том, что «для успеха существует два обязательных требования». Первое –
«приступить к работе», второе – «доводить работу до конца».
Статья: "Исследовательская деятельность учащихся как направление работы с одаренными учащимися"
Статья: "Исследовательская деятельность учащихся как направление работы с одаренными учащимися"
Статья: "Исследовательская деятельность учащихся как направление работы с одаренными учащимися"
Статья: "Исследовательская деятельность учащихся как направление работы с одаренными учащимися"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.