Статья из опыта работы «Формы и методы мотивации на уроках русского языка и литературы»
Оценка 4.8

Статья из опыта работы «Формы и методы мотивации на уроках русского языка и литературы»

Оценка 4.8
Педсоветы
doc
русская литература +1
5 кл—11 кл
03.03.2018
Статья из опыта работы «Формы и методы мотивации на уроках русского языка и литературы»
Представлен опыт работы по использованию форм и методов на уроках русского языка и литературы активизирующих ученическую мотивацию. Перечислены приемы: игровые, наглядные, информационные, проектная деятельность и др. Кроме того, представлены практические упражнения мотивирующие обучающихся. Данная статья является представление педагогического опыта для учителей русского языка и литературы
Статья МОТИВАЦИЯ Курганова.doc
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Садовская средняя школа» Быковского муниципального района Волгоградской области Статья из опыта работы «Формы и методы мотивации на уроках русского языка и литературы» Выполнила учитель русского языка  и литературы Курганова  О.И. 1 с. Садовое 2018 В современной школе вопрос о мотивации учения без преувеличения может   быть   назван   центральным,   так   как   мотив   является   источником деятельности   и   выполняет   функцию   побуждения   и   смыслообразования. Каждый проработавший в школе хотя бы несколько лет задаёт себе вопрос: «Почему   в   наше   время,   в   век   компьютерных   технологий   и   их   широкого применения в образовательном процессе, дети относятся к учёбе совершенно безразлично?»   Постоянно   слышатся   жалобы   и   реплики   о   том,   что   у школьников нет мотивации к обучению.  Развитие школьника будет более интенсивным и результативным, если он включен в деятельность, соответствующую зоне его ближайшего развития, если   учение   будет   вызывать   положительные   эмоции,   а   педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса будет доверительным, усиливающим роль положительных эмоций. Считается, что, для того чтобы ребенок учился успешно, необходимо сочетание   познавательной   и   социальной   мотивации.  Если   мотивация   будет только   познавательной,   знания   школьника   скорее   будут   однобокими   и, возможно,  оторванными   от   практики.   Если   желание   учиться   имеет   только социальную   природу,   то   интерес   ко   всем   предметам   будет   довольно поверхностным, школьник станет учиться ради оценки.  Важнейшая   задача   учителя  состоит   в   том,   чтобы   обучить   детей способам овладения разными видами деятельности, не дать угаснуть интересу к ним. На   сегодня   государство   требует   от   школы   выпускника,   социально­ориентированной соответствующего   критериям   творческой, 2 личности,   которая   имеет   способности   к   самопознанию,   самооценке, непрерывному личностному и профессиональному совершенствованию. А для этого необходимо решать следующие задачи  :    Формирование   положительной   мотивации   к   учебно­познавательной деятельности при изучении предметов гуманитарного цикла.  Формирование толерантности в учебных взаимодействиях.  Развитие коммуникативной компетенции у обучащихся.  Создание   благоприятного   психологического   климата   в   учебном коллективе. Чтобы реализовать поставленные задачи, необходимо создать условия для развития мотивации  школьников на каждом уроке, в том числе и на уроках русского языка и литературы. Этому способствует использование:  Разнообразных форм и методов работы на уроках;  Возможности   каждому   ученику   выступить   активным   участником образовательного процесса;  Дифференцированного   и   индивидуального   подходов   в   обучении детей;  Приемов развития коммуникабельных навыков, умения работать в сотрудничестве со сверстниками и самостоятельно. Необходимо   создать   атмосферу   доверительного   отношения   между учителем и учащимися, при этом уместно создать ситуацию успеха на уроке (атмосфера   доверия,   обращение   по   имени,   доброжелательный   визуальный контакт,   постоянно   проявление   интереса   к   ученику,   сопереживание   ему). Помогаю   ученику   снять   чувство   страха,   не   боюсь   авансировать   ученика, называя его достоинства, так как авансирование в присутствии коллектива 3 мобилизует   активность   ребёнка,   и   он   прилагает   максимум   усилий,   чтобы оправдать данную ему характеристику. Стараюсь сделать ситуацию успеха достижимой, выбирая такие задания, при выполнении которых ученики чаще добиваются успехов, чем неудач. В   своей   языковой   и   литературной   практике   использую   следующие приёмы, которые позволяют мне мотивировать работу учащихся на различных этапах урока: ­  лирическое вступление к уроку: читаю стихотворение или предлагаю прослушать музыкальный фрагмент для последующих рассуждений; ­ использую притчи, басни; ­ конкурс находчивых; ­ выбор (задания для себя, выбор целей); ­ телеграмм; ­ инсценирование; ­ жизненная ситуация; ­ разгадывание грамматических загадок и др. методы и приёмы. Связь с жизнью – необходимое условие поднятия интереса учащихся к изучению грамматики. Эта связь осуществляется через языковой материал, используемый   в   упражнениях,   основу   которого   составляют   произведения великих русских писателей. Как показывает практика, задания, составляемые из   не   связанных   между   собой   предложений,   являются   одной   из   причин равнодушия детей к изучению родного языка. Через используемый материал на уроках мы можем воспитывать у детей интерес к труду, науке, к людям, к Родине.   Жизненный   материал   обычно   воспринимается   ими   как   менее трудный.   Кроме   того   интерес   вызывают   приёмы,   показывающие,   что 4 произведения, изучаемые на уроках литературы, ­ это не только материал для заучивания, но это то, что может заинтересовать и в свободное от уроков время.   Так,   на   уроке   по   изучению   любовной   лирики   В.   Маяковского   я демонстрирую ребятам аудиозапись  чтения одного из стихотворений поэта нашим современником. В обучении русскому языку и литературе особую роль играет принцип наглядности. Правильное использование наглядности на уроках способствует формированию четких представлений о правилах и понятиях, содержательных понятий,   развивает   логическое   мышление   и   речь,   помогает   на   основе рассмотрения и анализа конкретных явлений прийти к обобщению, которые затем   применяются   на   практике.  Одним   из   средств   наглядности,   на   мой взгляд, является схема. Работая со схемой на уроке русского языка, учитываю и   этапы   обучения,   и   степень   подготовленности   учеников   к   восприятию   и анализу   схемы,   и   их   способность   самостоятельно   составить   и   записать подробную   информацию,   проговорить   ее   и   умение   пользоваться   ею.  Для предмета   русский   язык   значимы   элементы   наглядно­изобразительного материала. Например, репродукции картин для уроков обучения грамоте и развития речи, которые используются при составлении предложений и текстов различных   типов   речи,   таблицы   по   пунктуации   и   орфографии,   портреты писателей и поэтов, иллюстративный материал к изучаемым произведениям, схемы   и   таблицы,   которые   предлагается   заполнить   и   ли   составить самостоятельно.   Иногда   практикую   изготовление   наглядного   материал самими учащимися: викторина по сказкам, конкурс загадок, пословиц и др., ребусы,   кроссворды.   Учащиеся   с   удовольствием   готовят   творческие домашние   задания,   привлекая   помощь   родителей   при   записи   загадок, пословиц, книжек – малышек, составлении сочинений и др. Так, сделать урок красочным и познавательным часто помогают выставки рисунков, например, при   изучении   цикла   стихотворений,   рассказов   или   сказок   ребята   с 5 удовольствием иллюстрируют произведения:  литературных героев, предметы быта,   пейзажные   зарисовки.  Использование   кроссвордов,   иллюстраций, рисунков, различных занимательных заданий, тестов, воспитывают интерес к уроку; делают урок более интересным.  Использование   на   уроках   современных   информационных технологий, с одной стороны, способствуют повышению учебной мотивации учащихся, формированию ключевых  компетенций, а с другой – организует работу   учащегося   и   учителя.   Компьютер   используется   с   самыми   разными целями:   способ   как   средство   обучения,   источник   информации, диагностирования   учебных   возможностей   учащихся,   средство   контроля   и оценивания   качества   обучения,   для   проведения   интегрированных   уроков. Теперь   есть   возможность заранее подготовить весь необходимый материал, расположить его в нужной последовательности и поместить на слайды. На слайдах  можно, например, разместить иллюстрации, которые заменят  старые таблицы. Понятно, что качество изображения на слайдах значительно лучше, чем   на   классной   доске,   а   учитель,   освобождаясь   от   постоянной   работы   у доски, имеет возможность больше внимания уделить ученикам. Презентации позволяют   оживить   урок,  внести   игровые   моменты   и   в  объяснение   нового материала, и даже в опрос. Изготовление собственных презентаций процесс очень   интересный   и   важный,  но   довольно   долгий.  Для   уроков   литературы учащиеся готовят информацию в виде сообщений, презентаций. На уроках с интересом делятся знаниями, демонстрируя слайдовые презентации, сообщая исторические   сведения   из   жизни   авторов   и   литературных   героев.   Одним словом, если сам учащийся заинтересуется   материалом, он активно будет стараться   донести     полученные   знания   до   окружающих,   сообщая   новые сведения и факты, приводя примеры, доказывая свою точку зрения. Учащиеся готовят   презентации   «Музейные   литературные   места»,   «В   мире   поэзии», «Фразеологизмы вокруг нас» и др. 6 Использование игр – упражнений для развития интереса к урокам русского языка. На уроках русского языка я использую ряд упражнений и педагогических приёмов, позволяющих формировать и развивать мотивацию. Некоторые из них я предлагаю вашему вниманию. Эти упражнения могут быть использованы и на других предметах. Игра  «Четвертый лишний».  В каждом ряду из четырех элементов нужно назвать   лишний   –   тот,   у   которого   нет   качества,   характерного   для   всех остальных. Участник должен пояснить ответ.  крик, кричать, квакать, кукарекать (имя существительное)  золото, ураган, молоко, болото (не содержит полногласных сочетаний)  лебедь, воробей, ворона, попугай (остальные мужского рода) Игра «Одна минута» Упражнение способствует формированию внимания, углубляет знания учащихся по обсуждаемой теме. Учитель   объявляет   тему,   например,   «Способы   сжатия   текста»   или «Виды придаточных предложений».  Дается несколько минут на подготовку. Каждый ученик высказывает любую информацию по заданной теме, говорить нужно 1 минуту, повторяться нельзя. Выслушать несколько человек. «Знаете   ли   вы,   что…?   учащихся на работу, заинтересовать изучаемой темой.  »  ­  эффективный   прием,   помогающий   настроить Взаимоопрос – ученики опрашивают друг друга.    «Кто больше?» Упражнение помогает обогатить словарный запас учащихся. 7 Подобрать   к   данным   выражениям   синонимичные   фразеологизмы, крылатые выражения. Приготовить карточки, например: Бежать очень быстро (со всех ног, во всю прыть, без оглядки, сломя голову, на всех парусах, только пятки сверкают, на всех парах) Сделать что­нибудь очень быстро (в один миг, в мгновение ока, в два счета) Бездельничать,  заниматься   несерьезным   делом  (бить   баклуши,  валять дурака) Быть   невнимательным,   пропускать   главное   в   каком­нибудь   деле (считать ворон, считать мух) (Жирным   шрифтом   выделены   ответы).Придумать   предложения   с данными выражениями или небольшой рассказ. “Суд”. Можно устраивать целые суды над темой вместо обобщающего урока. Это   и   возможность   ещё   раз   рассказать   вкратце   об   этапах   её   изучения,   с помощью   прокурора   и   адвоката   выделить   сильные   и   слабые   стороны   в освоении классом материалов по теме. Присяжные, свидетели предоставят неопровержимые “улики” данного процесса обучения, судья подведёт итог. А все вместе сделают урок интересным, весёлым и запоминающимся Театрализация.  Благодатный   прием   на   уроках   литературы,   ведь,   чтобы понять, как играть того или иного героя, необходимо “почувствовать” пьесу и всех   героев. В  качестве   материалов,  используемых  с целью  театрализации, могут служить басни и сказки.  Безусловно,  освобождение от домашнего задания, зачёта и других форм   контроля  –   сильное   мотивирующее   средство.   Заблаговременно вывешиваю   на   стенд   информацию   о   критериях   оценивания   результатов изучения темы и оговариваю, что нужно сделать, чтобы освободить себя от тяжкого испытания. Некоторые стараются. Проблемность обучения 8 На   каждом   из   этапов   урока   необходимо   использовать   проблемные мотивации, задания. Если учитель делает это, то обычно мотивации учащихся находятся   на   достаточно   высоком   уровне.   Важно   отметить,   что   по содержанию она является познавательной, т.е. внутренней. Основная   движущая   пружина   поискового,   проблемного   обучения   –   это система   интересных   вопросов,   творческих   заданий   и   исследовательских проектов,   которые   ставятся   перед   учениками. использовать: ▪ вопросы, адресованные ученикам, в которых сталкиваются противоречия.  Необходимость преодолеть противоречие ­ самый мощный двигатель мысли.    Необходимо   широко Например,  определи и докажи, где какая часть речи: (В)пустую комнату; спорить (в)пустую; подняться (на)верх; прикрепить (на)верх шеста;  Одним из видов активного поиска являются  действия выбора, работа по  работать (по)новому; идти (по)новому шоссе ). ▪ вопросы, требующие установления сходства и различия. Чем менее  очевидно это различие или сходство, тем интереснее его обнаружить; ▪ вопросы по установлению причинно–следственных связей. Открытие  каждой причины – шаг к более глубокому пониманию. ▪ желанию. (Например, выучить понравившееся стихотворение или отрывок по  выбору). ▪ обнаружения грамматических закономерностей. ▪ школьников исправления логических, фонетических, стилистических и  прочих ошибок. Постоянная систематическая работа по обнаружению,  исправлению и объяснению ошибок, редактирование текстов – один из  действенных методов обучения и развития учащихся.  Активная поисковая деятельность стимулирует собственные примеры   Поисковую умственную активность вызывают задания, которые требуют от  9 Необходимо также стремиться к организации и использованию в  процессе обучения различных «обратных связей» между учителем и  учащимися (взаимный опрос­диалог, собеседование, дискуссия, групповые  формы обучения и т.п.) В настоящее время принцип деятельностного подхода  в образовании становится ведущим, и школьная практика  требует  конкретных технологий, обеспечивающих его реализацию. Поэтому, на наш  взгляд, особое место должна занять организация общения сверстников, чему  могут способствовать особые (например, проектные) формы организации  учения. В чем же суть обучения учащихся в форме проектной деятельности? Приемы и методы проектной технологии С   точки   зрения   учащегося   проект   –   это   возможность   делать   что­то интересное самостоятельное, в группе, самому. На уроках русского языка и литературы школьники выполняют разные проекты: история словарей, схем, сообщения по истории слов, фразеологизмов, сочинения на лингвистические темы, проекты на определенную тему.  Приемы, направленные на развитие критического мышления.  ∙       Прием «толстые и тонкие вопросы». Цель: формирование  грамотного задавания вопросов и осознание их уровня сложности. Он  может быть применен для самостоятельной учебной и домашней  работы. «Тонкими» называют простые, односложные вопросы,  требующие ответа да/нет. «Толстые» вопросы выводят учеников на  более высокий уровень мышления: сравнение, анализ, синтез, оценку. «Толстые» вопросы «Тонкие» вопросы 10 Объясните, почему…? Почему вы считаете…? Кто? Что? Когда…? Может…? В чем различие…? Предположите, что будет если…? Будет…? Мог ли…? Было ли…? Согласны ли вы…? На что похоже…?  Верно ли…?  «  Кластер  »  ­  прием   графической   систематизации   материала.   Автор   приема – Гудлат. Он предполагает выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определенном порядке в виде грозди.    Прием  Цель:   способствовать   формированию   умения   критически   оценивать результат.   Можно   использовать   этот   прием   с   целью   проверки   знаний  «  Верите ли вы…?  »    обучающихся с возможной последующей самопроверкой.      «  Рефлексивные вопросы  Прием  Цель:   получение   эмоционального   отклика   одной   личности   на  ». переживания   другой.   Применяется   на   стадии   рефлексии   в   конце урока. Набор рефлексивных вопросов:  Что показалось вам сегодня трудным?  Что в изученном сегодня для вас самое главное?  Что показалось неубедительным, с чем вы не согласны?  Какие новые мысли, чувства у вас появились? Оценка – не отметка. Отмечаю вслух или жестом каждый успех ученика. Главная цель оценки – стимулировать познание. Детям нужен Успех. Степень успешности во многом определяет   наше   отношение   к   миру,   самочувствие,   желание   работать, узнавать новое. 11 Кроме различных форм и методов работы, создающих положительную мотивацию,   важным   является  благоприятный   психологический   климат. Для   его   создания   используем  «эмоциональные   поглаживания»   (термин американского   психотерапевта   Э.Берна).   Это   обращение   к   учащимся   по имени,   опора   на   похвалу,   на   одобрение,   на   добрый,   ласковый   тон,   на ободряющее прикосновения. Анализируя полученные результаты, можно сделать следующие выводы:  Мотивация   –   один   из   факторов   успешного   обучения   учащихся   на уроках русского языка.  Снижение   положительной   мотивации   учащихся   ведет   к   снижению успешности и эффективности обучения.  Развитие   мотивов,   связанных   с   содержанием   и   процессом   учения, позволяет   повысить   результативность   обучения   по   всем общеобразовательным предметам, в том числе и по русскому языку.  Использование в учебной деятельности методов и приемов современных педагогических   технологий   формирует   положительную   мотивацию детей,   способствует   развитию   основных   мыслительных   операций, коммуникативной компетенции, творческой активной личности. Таким   образом,   учение   только   тогда   станет   для   детей   радостным   и привлекательным,   когда   они   сами   будут   учиться:   проектировать, конструировать,   исследовать,   открывать,   т.е.   познавать   мир   в   подлинном смысле   этого   слова.   Познание   через   напряжение   своих   сил,   умственных, физических, духовных. А это возможно только в процессе самостоятельной учебно­познавательной деятельности на основе современных педагогических технологий.  12

Статья из опыта работы «Формы и методы мотивации на уроках русского языка и литературы»

Статья из опыта работы «Формы и методы мотивации на уроках русского языка и литературы»

Статья из опыта работы «Формы и методы мотивации на уроках русского языка и литературы»

Статья из опыта работы «Формы и методы мотивации на уроках русского языка и литературы»

Статья из опыта работы «Формы и методы мотивации на уроках русского языка и литературы»

Статья из опыта работы «Формы и методы мотивации на уроках русского языка и литературы»

Статья из опыта работы «Формы и методы мотивации на уроках русского языка и литературы»

Статья из опыта работы «Формы и методы мотивации на уроках русского языка и литературы»

Статья из опыта работы «Формы и методы мотивации на уроках русского языка и литературы»

Статья из опыта работы «Формы и методы мотивации на уроках русского языка и литературы»

Статья из опыта работы «Формы и методы мотивации на уроках русского языка и литературы»

Статья из опыта работы «Формы и методы мотивации на уроках русского языка и литературы»

Статья из опыта работы «Формы и методы мотивации на уроках русского языка и литературы»

Статья из опыта работы «Формы и методы мотивации на уроках русского языка и литературы»

Статья из опыта работы «Формы и методы мотивации на уроках русского языка и литературы»

Статья из опыта работы «Формы и методы мотивации на уроках русского языка и литературы»

Статья из опыта работы «Формы и методы мотивации на уроках русского языка и литературы»

Статья из опыта работы «Формы и методы мотивации на уроках русского языка и литературы»

Статья из опыта работы «Формы и методы мотивации на уроках русского языка и литературы»

Статья из опыта работы «Формы и методы мотивации на уроках русского языка и литературы»

Статья из опыта работы «Формы и методы мотивации на уроках русского языка и литературы»

Статья из опыта работы «Формы и методы мотивации на уроках русского языка и литературы»

Статья из опыта работы «Формы и методы мотивации на уроках русского языка и литературы»

Статья из опыта работы «Формы и методы мотивации на уроках русского языка и литературы»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.03.2018