Урок русского языка по теме "Сила слова"
Оценка 4.6

Урок русского языка по теме "Сила слова"

Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
русский язык
5 кл—11 кл
18.01.2017
Урок русского языка по теме "Сила слова"
Сила слова, проблема, которую поднял Д,Лихачев-«экология языка» вопросы бережного отношения к слову, к лексическому богатству языка, как к мировому наследию- вопросы урока. В ходе разговора ставятся лингвистические эксперименты, выполняются упражнения, доказывающие мысль урока. Домашнее задание - написать свои размышления о том, как говорить.Разработка урока о бережном отношении к языку.
Сила слова.doc
Сила слова Урок­мастерская ценностных ориентаций Цели урока: 1.Воспитание   любви   к   слову,   бережного, ответственного отношения к русской речи. 2.Раэвитие   навыков   работы   с   художественным текстом. 3.Воспитание   нравственно­ восприятия мира, любви к творчеству..   эстетического                                                  4.Закрепление умений работать в группе. Интрига. Звучит колыбельная в записи:          Баю­ баю,баю, бай,          Ты, собаченька, не лай.          Петушок, не кричи,          Мою детку не буди.          Моя детка будет спать,          Да большой вырастать.         Она поспит подольше,         Вырастет побольше. На песню накладывается наговор: «Встану я, раб божий … на утренней заре, на солнцесходе красного солнца и  пойду из дверей в двери, из ворот в вороты, на восточную сторону, в чистое  поле : в том чистом поле гуляет буйный ветер. Пойду поближе , поклонюсь  пониже и скажу : «Гой еси буйный ветер, пособи и помоги мне закон получить от сего дома и взять кого я хочу….» Звучит зачин сказки : В тридевятом царстве, в тридесятом государстве стоит стол точеный, на нем  бык печёный…. Он прерывается стихотворением:                          О как на склоне наших лет       Сильней мы любим и суеверней .                                                   Сияй, сияй, вечерний свет                           Любви последней, зари вечерней!(ф. Тютчев) Движение темы. Слово учителя. Здравствуйте, ребята! Великий дар нам дан в жизни­ слово. Во все века и времена знали его силу: прятались от неприятностей  заклинаниями, заговорами, утешались шутками­ прибаутками, небыличками,. Сегодняшний урок посвящен роли слова в жизни человека( запись числа и  темы урока) Задание.  Вспомните русские пословицы о слове и объясните  их значение .     Слово не воробей, вылетит – не поймаешь.    Слово лечит, слово и калечит.    На языке мед, а под языком – лёд.   То же слово, да не так бы молвить и т д.  Итак, слово и язык нам даны для общения. С этим вы согласны? А как вот со  следующим утверждением? Каждый человек живет в своем мире и сам   создает свой уникальный мир. Попробуйте объяснить. В результате получается вот такая схема (запись в тетради)                       РЕАЛЬНОСТЬ 1­ й фильтр: нейрофизиологический аппарат ( органы зрения, слуха,  осязания, обоняния и вкуса.)­ 5 каналов восприятия мира. 2­ ­й фильтр: социальные предписания (семья, национальность, вера,  традиции, язык) 3­ Й фильтр: индивидуальные особенности (мысли, образы, чувства,  эмоции) Измененная реальность. (наша модель мира) Исходя из этого совершенно другим смыслом наполняются такие понятия,  как семья, нация, вера. Это то, что выстраивает нашу жизнь определённым  образом. Да и так называемые органы восприятия становятся  инструментами творения мира. А при помощи языка  мы создаем свой мир. У каждого человека есть  волшебная палочка под названием слово. И все люди пользуются ею. Одни  с её помощью преображают свою жизнь, помогают окружающим. Другие­  создают болезни себе и другим.  Мы говорим, что слова воздействуют на человека. Давайте проверим это.  Проведём такой эксперимент. Я называю слово­  собака. Представили? У  каждого в сознании возник образ собаки. Какой? (учащиеся называют). У каждого он свой. Другое слово­дом. И снова – образ­ картинка. Какая? А теперь соединим  эти два образа: собака бежит к дому. Картинка ожила. И оживил её глагол  бежит. Предлог к направил действие. Итак, каким же образом наша речь и мысли воздействуют на нас самих и на окружающий мир? Слово вызывает к жизни образ. Образ, в свою очередь,  связан с чувствами и эмоциями человека. А чувства и эмоции порождают  действия, которые проявляются в жизни, поэтому каждый человек на одно  и то же слово  получает разные ощущения и эмоции. У одного они   положительные, у другого ­ отрицательные. Получается такая цепочка: Слово­образ ­ чувства, эмоции­действия ­ жизнь. Слова, фразы, предложения – это своеобразный пароль, ключ к картине  мира. Наша речь способна порождать глубокие изменения в окружающей  действительности. Это научный факт. Познакомьтесь со статьёй и озаглавьте её. Российские учёные под руководством старшего научного сотрудника  теоретических проблем РАН Петра Гаряева проделали  интересный  эксперимент. С помощью специального прибора, усиливающего   воздействие слов, «обработали» семена р..стения арабидопсис. На  семена наговаривали слова проклятия. Такое воздействие было подобно  облучению в 40 тысяч рентген. От такой ударной дозы порвались  цепочки ДНК и хромосомы, Ра..сыпались и перепутались гены.  Большинство семян погибло, а выжившие дали потомство с  мутациями. Причём независимо от того, кричали или шептали  и..следователи слова проклятия­ ра..рушительный эффект был  одинаковым. Получается, что не сила звука, а смысл сказа…ого  повлиял на растения. После проклятий учёные решили и..пытать силу благословения.  Результат был потр..сающим. Зерна пшениц, получившие дозу 10 тысяч рентген, в которых порвались и перепутались ДНК, хромосомы и гены, … после слов благословения взошли и стали нормально ра..виваться.  А ведь генетические аппараты всех живых существ от растений до  человека работают по универсальным законам. Исследования показали, что слова сильно изменяют структуру воды, а  наши тела состоят из неё на 70­80%. Под воздействием речи молекулы воды структурируются особым образом, выстраиваясь в сложные  ансамбли Работа со статьёй. 1.Понравилась вам статья? О чём  интересном она вам поведала? 2.Как вы её озаглавили? 3.К какому стилю вы её отнесёте? Аргументируйте свой ответ. Докажите  принадлежность данного текста к какой – либо науке. 4.Рассмотрим фотографии, полученные в ходе эксперимента. 5. Рефлексия.  Какие выводы можно сделать на основе данных материалов? 6.Объясните  орфограммы. Найдите предложения с причастным оборотом  и составьте схему предложения, объясняющего его пунктуацию. . Вывод учителя. Мы живём среди людей, и нам не должно быть безразлично, какими  словами мы выражаемся и какими нас  «обрабатывают »окружающие.  Недаром говорят: «С кем поведёшься, от того и наберёшься» ­ болезней  или здоровья. А сам  будешь здоров ровно настолько, насколько в тебе  преобладают созидательные или разрушительные мысли. И теперь, я думаю, вы понимаете, насколько важно говорить красиво и  правильно и нести добрые, приятные эмоции  в себе и окружающим.  Что происходит, когда  мы заходим в помещение, в котором курят? Правильно, вольно или невольно на нас воздействует ядовитый сигаретный  дым. Так же на нас  действуют агрессивные слова и мысли людей. Попадая  в их разрушительное поле, мы подвергаем свою душу и тело опасности. Как кстати вспоминаются ставшие хрестоматийными слова великого  русского писателя И.С.Тургенева: «Берегите наш язык, наш прекрасный  русский язык­ это клад, это достояние, переданное нам нашими  предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным  орудием: в руках умелых оно в состоянии совершить чудеса». В своё время академик Д.С.Лихачёв ввёл понятие «Экология языка».  Основные идеи его исследований были направлены на защиту    русского  языка как части всей русской культуры. Мы сегодня говорим о необходимости его сохранения с точки зрения  психологии. Как же нам с вами сохранить свой красивый, звучный, богатый язык, а значит, и своё здоровье и благополучие? Какие вы видите пути? (Мозговой штурм )Да, всё это правильно : не употреблять жаргонных,  бранных ,нецензурных слов, не засорять свой мир , сознание грязными  словами. А чтоб наша речь стала красивой, душа оставалась чистой,  непорочной, дружить с книгами.  Вы с детства получаете прививки от  инфекций, такими же прививками, только от словесного мусора, является  настоящий русский язык, русские сказки, русские колыбельные песни и  произведения классиков литературы. Словесный эксперимент В статье мы встретили слово  «благословение», которое спасло умирающие растения. Как оно образовалось?  Вслушайтесь в него: благое слово! А  сколько в нашем языке таких слов, начиная с приветственных. Давайте  вспомним наиболее часто нами употребляемые: Здравствуйте (будьте  здоровы); спасибо (спаси вас бог); извините (избавьте меня от вины) и т.д.  Не будем ничего откладывать на потом, начнём меняться и менять свой  мир прямо сейчас. Устроим праздник слова! Начнем его с … комплиментов! А что такое комплимент? Это лестное, приятное  замечание, похвала. Улыбнитесь своему соседу и сделайте ему  оглушительный комплимент.           Учимся у  художников слова. 1.Окружающий нас мир прекрасен, но в суете будней не всегда замечается,  а вот  писатели и поэты  обладают даром наблюдения и талантом передачи  великолепия мира до читателей… Давайте побудем в роли поэтов и  восстановим поэтический текст. (Строки стихотворения разрезаны,  перепутаны) Под звездным ласков(…) свеченьем В качающ(..)ся полумгле Скрипят шаги мои вечерние По накрахмален(…) земле. Искрится снег на узк(…) улочк.., Все звонче, звонче тишина. Луны осколок, что блесна На волоске рыбацк(…) удочк... (С.Носиков)  Запись и  чтение восстановленного текста. Какие образы показались вам  неожиданными? Какое время суток и года изображено в стихотворении? При помощи каких изобразительно­ выразительных средств это  достигается? Найдите оксюморон. Что интересного вы заметили в  рифмовке стихотворения?  Объясните орфограммы. На какие правила они даны? 2.Допишите определения – эпитеты в отрывок из рассказа И.С.Тургенева  «Лес и степь». Кто  же будет ближе к оригиналу? А в  зимний день ходить по (высоким) сугробам за зайцами, дышать  (морозным острым) воздухом, невольно щуриться от (ослепительного  мелкого) сверканья (мягкого) снега, любоваться(зеленым) цветом неба над  (красноватым0лесом!...А первые весенние дни, когда кругом всё блестит и  обрушается, сквозь ( тяжелый ) пар (талого) снега уже пахнет(согретой)  землей, на (проталинках, под (косым)лучом солнца, доверчиво поют  жаворонки, и с (весёлым) шумом и рёвом, из оврага в овраг клубятся  потоки…    Знакомство с полученными результатами.    Рефлексия по уроку. Что я открыл сегодня на уроке  для себя, в себе, в         тексте, в окружающих? Домашнее задание. 1. Написать  своим сверстникам обращение на тему «Как говорить». 2. Или написать свои размышления по теме «Сила слова» в форме эссе ,  стихотворения, синквейна.

Урок русского языка по теме "Сила слова"

Урок русского языка по теме "Сила слова"

Урок русского языка по теме "Сила слова"

Урок русского языка по теме "Сила слова"

Урок русского языка по теме "Сила слова"

Урок русского языка по теме "Сила слова"

Урок русского языка по теме "Сила слова"

Урок русского языка по теме "Сила слова"

Урок русского языка по теме "Сила слова"

Урок русского языка по теме "Сила слова"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.01.2017