Статья из опыта работы "От решения проектных задач к проектно-исследовательской деятельности младших школьников" (руководство для учителя).
Оценка 5

Статья из опыта работы "От решения проектных задач к проектно-исследовательской деятельности младших школьников" (руководство для учителя).

Оценка 5
Руководства для учителя
docx
воспитательная работа +1
2 кл—4 кл
03.06.2019
Статья из опыта работы "От решения проектных задач к проектно-исследовательской деятельности младших школьников" (руководство для учителя).
В данной статье описывается система работы с учащимися начальной школы по формированию умений решения проектных задач через изучение курсов внеурочной деятельности "Развитие интеллектуальных способностей" и "Поиск". Представлена модель компетентностного типа по формированию проектно-исследовательской деятельности младших школьников. Приведены примеры проектной деятельности.
От решения проектных задач к проектно-исследовательской деятельности.docx
1 От решения проектных задач к проектно­исследовательской деятельности. Штурн   Елена   Владимировна,   учитель   начальных классов МБОУ «СОШ № 13» г.Усолье ­ Сибирское, Иркутская область. Динамичность   изменения   современного   мира   ставит   перед   школой   новые задачи. Согласно требованиям   федеральных государственных образовательных стандартов, приоритетом     компетенций учащихся, среди которых важное место занимает проектно­исследовательская деятельность. Это   актуальный   вопрос   современной   педагогической   науки,   которому   посвящены исследования В.В. Краевского, Г.В. Селевко, В.В. Серикова, А.В. Хуторского, И.А. Зимней.    образовательной   деятельности   становится   формирование   Перед   педагогами   стоит   проблема,   как   осуществить   переход   от   предметно­ знаниевой к более целостной модели компетентностного типа. Сложившаяся в школе система работы   с   одаренными   детьми   позволила   нам     решить   эту   проблему   через   деятельность научного  общества   учителей   и  учащихся  «Радуга».  В  рамках   данного  общества   работают образовательные   программы.   Таковой   являются   программа   внеурочной   деятельности «Развитие интеллектуальных способностей» (РИС).  Цель   программы:  трансформация   процесса   развития   интеллектуально­ творческого потенциала личности младшего школьника путем совершенствования его общих способностей,   основополагающая  задача:  формирование   компетентности   младших школьников в области исследовательской и проектной деятельности как способе познания окружающей действительности через решение проектных задач. Характеристика программы «Развитие интеллектуальных способностей»: Содержательная направленность: надпредметная Функциональное предназначение: учебно­познавательная Форма организации: от коллективной к групповой и индивидуальной Время реализации:  4 года (период начальной школы). Главным приоритетом  в реализации данного курса является краеведение. Опыт работы позволяет считать краеведение отправной точкой обучения, воспитания и развития юного исследователя. Краеведение как психолого­педагогическая проблема всегда вызывала у   исследователей   огромный   интерес,   так   как   включает   в   себя   всеобъемлющее   средство образования   и   воспитания   человека:   природа,   история,   хозяйство,   политика,   культура, жизнедеятельность   людей   родного   края.   Ведущим   направлением   является   внеурочная проектная   деятельность.   Проектная   деятельность   в   начальной   школе   подкреплена любознательностью младших школьников, а также мотивированностью родителей показать успехи своих детей. На одном из занятий обучающиеся были введены в проблемную (квазиреальную, модельную) ситуацию: «Мы живем в Иркутской области,  много путешествуем и много знаем, но хотелось бы все эти знания объединить и создать справочник Иркутской области, который бы помог создать общую полную и многообразную картину о нашей области. Как справочник будет   выглядеть   и   какие   разделы   в   него   войдут?».   Мы   определили   это   как   проблему, похожую на мозаику и определили разделы справочника: 2 ­ достопримечательности Иркутской области ­ история моего края в литературных произведениях ­ города Иркутской области ­природные ресурсы Иркутской области Работа   над   созданием   справочника   дала   возможность   прикоснуться   к   таким вопросам   как   «КБЖД»,   «Авторские   произведения   усольского   поэта   Адама   Прокопьева», «История   г.Усолье­Сибирское»,   «Водные   ресурсы   Иркутской   области»,   «Муравейник   как модель   экологических   связей».   Проектная   деятельность   является   технологией,   ведущей ребенка   по   ступенькам   от   решения   проектных   задач   к   проекту.   Проект   был   запущен   на внеурочных   занятиях   как   индивидуальный,   но   по   ходу   в   него   включился   весь   класс.   На следующий   год   он   трансформировался   в   групповой.   Продуктами   проекта   стали:   макет КБЖД,   сборник   стихов   А.Прокопьева,   буклет,   посвященный   г.Усолье­Сибирское,   схема рационального   использования   водных   ресурсов   Иркутской   области,   буклет   «Охрана муравейников». Уникальность этой работы заключается в том, что данный подход можно легко перенести на любой краеведческий материал. Выбор тем обоюдно мотивирован интересом учеников   и   педагога,   традиционные   отношения   «мастер­ученик».   Стараемся,   чтобы   тема представляла интерес для учащегося не только на данный, текущий момент, но и вписывалась в общую перспективу развития ученика, находилась в «зоне ближайшего развития».   Одним из наиболее значимых проектов, который оказал позитивное воздействие   является на   духовно­нравственное   становление   личности   младшего   школьника, информационный проект «Мой край родной ­ Иркутская область». Название проекта Актуальность проекта Цель проекта Задачи проекта «Мой край родной­ Иркутская область». Воспитание гражданственности и патриотизма. 1.Формирование   сопричастности   к   судьбе   своего   края,   чувства гордости   за   свою   Родину,   бережного   отношения   к   ресурсам   и природе родной земли.   эмоционально­ценностное   отношение   к обогащать и систематизировать знания детей о своём крае; развивать достопримечательностям родного края; способствовать   вовлечению   родителей   в   совместную деятельность с ребёнком, научить детей работать со справочным материалом; дать   возможность   детям   продемонстрировать   свою фантазию, способности и возможности      Учитель, учащиеся, родители Практико­ориентированный, семейно­групповой, индивидуальный. Поисковая, исследовательская, проектная. Участники проекта Вид проекта Ведущая деятельность Сфера   применения результатов проекта Форма   продуктов Макет   Кругобайкальской   железной   дороги,   буклеты,   сборник Уроки   окружающего   мира,   истории,   географии,   литературного чтения, внеурочная деятельность. проектной деятельности Информационно­ техническое оснащение Принципы реализации проекта Формы   и   методы реализации проекта Этапы проекта 1.Подготовительный .   и 2.Организация планирование деятельности. 3.Осуществление деятельности. литературных   произведений   А.   Прокопьева   «Диалог   поколений», презентации, фотографии. библиотека,   Интернет,   краеведческий   музей,   музей   курорта г.Усолье­Сибирское,   экскурсия   по   Кругобайкальской   железной дороге, семейные архивы­рукописи Адама Прокопьева. 3 1. Принцип развития 2. Принцип дифференциации и индивидуализации 3. Принцип доступности 4. Принцип системности 5. Принцип диалогического общения 1. Познавательные занятия. 2. Продуктивная деятельность. 3. Выставки рисунков и фотографий. 4. Интервьюирование и анкетирование. Деятельность учителя Мотивация участников, обсуждение цели, консультации. Координирует по организации групп, распределению ролей, планированию деятельности. деятельность       Консультирует, контролирует деятельность учащихся, помогает в поиске необходимой   информации,   сопровождает при подготовке «продукта» и презентации проекта. Деятельность учащихся Уточняют информацию, обсуждают   задания, определяют   критерии успеха,   выдвигают гипотезы. Разбиваются на группы,   распределяют роли, планируют работу, выбирают формы   и   способы презентации предполагаемых результатов.       Работают индивидуально   и   в группе, консультируются, добывают «недостающие» готовят знания, для «продукт» презентации   проекта, подтверждают   или опровергают гипотезы, делают выводы.     Демонстрируют понимание   проблемы, умение  планировать  и осуществлять   работу, найденный способ   Обобщает   и   резюмирует   полученные результаты,   подводит   итоги   обучения, оценивает   умение   общаться,   слушать   и обосновывать   свое   мнение,   умение работать в группе. 4 4.Презентация деятельности. Индивидуальные проекты Готовый   продукт проекта Критерии   оценки проекта Дидактические материалы проекта Представление проекта Компетенции, которые формируются и развиваются   в   ходе проекта Возможные   точки роста         и и дают решения   проблемы, рефлексию деятельности результата, взаимооценку деятельности обсуждают перспективы проекта. «Великие   инженерные   сооружения»   (Кругобайкальская   железная дорога),   «История   моего   края   в   стихотворениях   прадеда А.Прокопьева   «Диалог   поколений»,     «Мой   город   у   соли», «Рациональное   использование   водных   ресурсов   Иркутской области», «Муравейник как модель экологических связей в лесах окрестности г.Усолье­Сибирское». Макет Кругобайкальской железной дороги, сборник стихотворений Адама   Прокопьева   «Диалог   поколений»,   буклет,   посвященный городу   Усолье­Сибирское,   схема   рационального   использования водных ресурсов, буклет «Охрана муравейников в наших лесах». Разрабатывают оценочные листы. Инструкция для учащихся «Как работать над проектом», памятка «Достопримечательности нашего края» Уроки   окружающего   мира,   литературного   чтения,   научно­ практическая конференция «Радуга» Ценностно­смысловая,   общекультурная,   учебно­познавательная, коммуникативная, информационная. Выход на новый проект «Как сохранить богатства моего края»        Создавая условия для развития индивидуальности ребенка, включая его в деятельность,   можно   рассчитывать   на   новый   качественный   результат,   необходимый современному обществу.  Решение  проектных  задач позволяет  сместить акцент  с процесса пассивного   накопления   обучающимися   суммы   знаний   на   овладение   ими   способами деятельности,   что   способствует   формированию   у   учащихся   начальной   школы   ключевых компетенций. Список использованной литературы 1. Воронцов А.Б, Заславский В.М., Егоркина С.В. Проектные задачи в начальной школе. / А.Б.Воронцов. – М: Просвещение, 2010. – 176 с. 2.   Гайденко   Е.   Проектная   деятельность   учащихся.   Шаги   в   науку   –   с   1­го   класса.// Начальная школа. – 2006. – №10. – с. 2­3. 5 3. Долгушина Н. Организация исследовательской деятельности младших школьников.// Начальная школа. – 2006. – №10. – с. 8­11. 4. Конышева Н.М. Проектная деятельность школьников//Начальная школа. – 2006. – №1. 5. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования./ Под ред. Е.С. Полат. – М., 2000.  6.   Шатилова   М.Ю.   Проектирование   в   начальной   школе:   от   замысла   к   реализации: программа, занятия, проекты / М.Ю. Шатилова. – Волгоград : Учитель, 2010. –169 с.

Статья из опыта работы "От решения проектных задач к проектно-исследовательской деятельности младших школьников" (руководство для учителя).

Статья из опыта работы "От решения проектных задач к проектно-исследовательской деятельности младших школьников" (руководство для учителя).

Статья из опыта работы "От решения проектных задач к проектно-исследовательской деятельности младших школьников" (руководство для учителя).

Статья из опыта работы "От решения проектных задач к проектно-исследовательской деятельности младших школьников" (руководство для учителя).

Статья из опыта работы "От решения проектных задач к проектно-исследовательской деятельности младших школьников" (руководство для учителя).

Статья из опыта работы "От решения проектных задач к проектно-исследовательской деятельности младших школьников" (руководство для учителя).

Статья из опыта работы "От решения проектных задач к проектно-исследовательской деятельности младших школьников" (руководство для учителя).

Статья из опыта работы "От решения проектных задач к проектно-исследовательской деятельности младших школьников" (руководство для учителя).

Статья из опыта работы "От решения проектных задач к проектно-исследовательской деятельности младших школьников" (руководство для учителя).

Статья из опыта работы "От решения проектных задач к проектно-исследовательской деятельности младших школьников" (руководство для учителя).
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.06.2019