Муниципальное образовательное учреждение « ГИМНАЗИЯ №34» г. Саратова
Информационно - исследовательский проект
на тему: «С саратовским калачом всё будет нипочём!»
Выполнила:
Осышная Ксения
ученица 2Б класса
МОУ « Гимназия 34»
Руководитель:
Косицына
Марина Викторовна
Саратов 2020год
Оглавление:
Паспорт проекта
Введение
1.1 История появления калача.
1.2. Особенности саратовского калача.
1.3. Традиции Саратовской губернии.
2. Исследовательская часть проекта.
2.1. Проведение опроса, анализ полученных результатов.
2.2. Приготовление калача в домашних условиях.
Вывод.
Источники информации
Приложение
Паспорт проекта
Тип проекта
|
Информационно-исследовательский |
Проблема проекта |
Возрождение традиций нашего края.
|
Цель проекта |
Исследование символа Саратовской губернии - саратовского калача.
|
Задачи проекта |
1) провести опрос учащихся начальных классов и родителей, чтобы выявить знания о символе Саратовской губернии. 2) самим испечь калач; сравнить вкусовые качества различных хлебобулочных изделий с калачом, изготовленным на Саратовском хлебокомбинате имени Стружкина.
|
Методы исследования |
Работа с источниками информации, проведение опроса, приготовление калача.
|
Гипотеза |
Знают ли учащиеся нашей школы символ Саратовской губернии.
|
Предметные области |
История и традиции родного края
|
Объект исследования |
Хлебобулочные изделия и саратовский калач.
|
Сроки выполнения проекта |
Декабрь 2019г.- январь 2020г.
|
Продукт проекта: |
- анализ результатов, полученных в результате опроса; - составление диаграмм.
|
Введение
Города судьбой своей схожи,
Погостить в любом из них готов,
Но родной Саратов мне дороже
Всех иных на свете городов.
Поезжайте в разлюбые дали,
Расспросите даже москвичей:
Все, конечно, калачи едали,
Но не лучше наших калачей!
(И.Тобольский)
Саратов издавна славится не только раздольными песнями и переливчатой гармоникой с колокольчиками, но и саратовским калачом. Ведь калач – это гордость родного края, ведь именно он прославил Саратов на всю огромную страну и за её пределами. Наш саратовский калач испокон веков считался одним их лучших в стране. Калач до сегодняшних дней остаётся не просто «хлебом», а является съедобным сувениром, который сохранил не только форму, но и старинную технологию, и рецептуру выпечки. Суть калача в его незабываемом вкусе, в форме, в содержании.
О происхождении слова «калач» до сих пор идут исторические споры. Лингвисты
утверждают, что слово «калач» имеет происхождение от славянского слова «коло»,
что означает «колесо, круг», и, действительно, этот круглый белый хлеб напоминает колесо. Историки относят слово «калач» к татарскому названию, которое звучит также, и в переводе означает «будь голоден», то есть не ешь калачи, пока сыт, утоли аппетит вкусным хлебом.
1.1. История появления калача.
Калач — старейший вид белого хлеба в России. В древней Руси калачи выпекались в форме большого замка с круглой дужкой, за которую, как за ручку, держались горожане, поедая вкусный хлеб.
Из соображений гигиены за дужку калача только держались, но никогда её не ели, отдавали нищим или собакам. Отсюда дошедшее до наших дней выражение «дойти до ручки», то есть начать питаться дужками от калача, достигнуть крайней нищеты, потерять облик.
Впервые саратовские мельники продемонстрировали калач на Нижегородской ярмарке 115 лет назад. Для того, чтобы «продвинуть» саратовский калач на Российский рынок, они испекли калач чудо-гигант весом в 500 килограмм и разрешили всем желающим сидеть на нём, и даже прыгать!
У саратовского калача были свои секреты, которые делали и делают его вкус неповторимым. Сохранились легенды о том, как купцы проверяли качество калачных поставок. Они садились на хлеб, покрытый полотенцем, и если после такого пресса он легко принимал прежнюю пышную форму, покупатель-оптовик забирал его пудами.
Калач всегда служил символом богатства, сытости, зажиточности, калачи были лакомством, которое бедный люд мог позволить себе только по праздникам.
Множество пословиц и поговорок русского народа, в которых отражена великая мудрость, связаны с калачом:
«Хочешь есть калачи - не лежи на печи»,
«С калача лицо белеет, а от сытости краснеет»,
«Хлебушка - калачу дедушка»,
«Свой хлеб слаще чужого калача»,
«Больному помогает врач, а голодному - калач»,
«Калач хлебу не замена».
1.2. Особенности саратовского калача.
Одним из самых ярких особенностей калача – его способность долго не черстветь. Как символ русской земли, с XIX века калачи замораживали и везли из Москвы в Париж, на месте их оттаивали, заворачивая в горячие полотенца, подавали, как только что испеченный хлеб, даже спустя пару месяцев.
Саратовский калач знаменит своим ароматом, пышностью и хрустящей корочкой. Первым секретом в изготовлении калача является то, что калач изготавливался из особых, твердых сортов пшеницы – саратовской белотурки. Белотурка росла только в некоторых районах Саратовской губернии.
Еще один секрет особого вкуса и качества саратовского калача – помол. Никто на мельницах, кроме одного работника - крупчатника, не знал особых приемов помола, в его руках была тайна рождения великолепного калача.
Третий секрет саратовского калача в пекарском мастерстве саратовских хлебопеков, который передаётся из поколения в поколение. Опыт, идущий от дедов – прадедов, талант хлебопека - не заменить ничем.
Как известно, рецепт калача нашли не сразу, но по одной из версий, его открытию способствовал кондитер Дмитрий Иванович Филиппов, который в 1886 году в Саратове открыл хлебопекарню и булочную в центре города, где продавался знаменитый хлеб. Затем она стала хлебокондитерской фабрикой, известной по всему Поволжью и центру России, впоследствии получившая название хлебокомбинат имени Стружкина. В результате была выведена формула: смешивали муку твёрдых сортов пшеницы (25% объёма) с мукой мягких сортов пшеницы (75% объёма). Рецепт калача хранился в тайне долгое время, в связи с тем, что Саратовский калач поставлялся императорскому двору.
1.3. Традиции Саратовской губернии.
Саратовский калач является эксклюзивной продукцией и выпекается он только на Саратовском хлебокомбинате имени И.К. Стружкина. Сегодня это единственное место в стране, где можно купить и отведать этот чудо-хлеб. Данный комбинат выпускает калач двух размеров: большой калач - 1,5 кг и малый калач – 500 гр.
Согласно Постановлению Саратовской областной Думы от 17.07.2002 года № 70-2933 «О дне Саратовского калача», в целях восстановления и укрепления саратовской марки хлеба - саратовского калача, а также возрождения традиции праздника «Первого снопа», руководство области постановило: объявить третье воскресенье июля (ежегодно) Днём саратовского калача.
В нашем крае наивысшим олицетворением хлебного изобилия стал калач, известный в России, как калач саратовский, глядя на который кто-то вдохнет запах степного ветра и солнца, а кто-то вспомнит детство с ароматной бабушкиной выпечкой.
Именно так Николай Палькин в своей книге под название «Саратовский калач» говорит о нём:
Его любят. О нем мечтают. Его боготворят.
О нём сочиняют стихи, загадывают загадки, поют песни.
Без него свадьба – не свадьба, юбилей – не юбилей.
С ним встречают верных друзей, дорогих гостей, всякого,
Кому хотят выразить любовь и уважение.
Им венчают и величают.
К нему стремится стар и мал.
У кого он на столе, тому повезло.
У кого его нет, судьба обделила.
Ему слава и похвала.
К нему самые торжественные речи, самые душевные слова.
Да, это он…
Его величество!
Его высочество!
2. Исследовательская часть работы.
2.1. В самом начале изучения темы я задалась вопросом: а знают ли мои одноклассники о саратовском калаче? Поэтому основной задачей моего проекта стало проведение опроса среди моих одноклассников и их родителей для того, чтобы выявить знания о символе Саратовской губернии.
В опросе участвовало 60 человек (30 учеников и 30 родителей).
Всем участникам я предложила ответить на 3 вопроса, выбрав готовый вариант ответа.
Вопрос 1: Знаете ли вы, что такое саратовский калач?
- еда;
- хлебобулочное изделие;
- пирожное;
- не могу ответить.
Вопрос 2: От кого или где вы слышали о саратовском калаче?
- от родителей;
- от бабушки;
- СМИ;
- никогда не слышали.
Вопрос 3: Пробовали ли вы саратовский калач?
- да;
- нет.
После проведённого опроса я проанализировала ответы и сделала некоторые выводы: все участники опроса, отвечая на первый вопрос, дружно (100%) выбрали вариант ответа – хлебобулочное изделие.
Результаты ответов на второй вопрос меня очень порадовали, так как большинство моих одноклассников узнали о саратовском калаче от родителей (44% - 27 чел.) и бабушек (32%-19 чел). А большая часть родителей узнали о калаче из средств массовой информации (24%-14 чел).
Получив ответы на третий вопрос, я сделала вывод, что из 60 участников опроса, только 19 человек (32%)- и это школьники, не пробовали саратовский калач. А были участники, которые попробовали его, как исконно саратовский продукт, будучи в гостях и не являясь на тот момент жителями нашего города. Но, я очень надеюсь, что все те, кто ещё не получил удовольствия вкушая этот продукт - обязательно его попробуют!
2.2. Для того чтобы насладиться вкусом и ароматом саратовского калача можно без особых усилий купить его в магазине. Но, я решила усложнить задачу и пойти дальше: испечь калач самим.
В этом не лёгком и ответственном деле нам с мамой помогала моя бабушка Осышная Любовь Васильевна. Конечно, истинный рецепт саратовского калача производители держат в строгом секрете, но в результате поисков нам с мамой удалось найти наиболее подходящий. Приготовление одного калача заняло у нас целый день. Это очень тяжёлый, но интересный процесс. Я с удовольствием помогала маме и бабушке. Мы очень весело провели время, а результатом нашего труда стал наивкуснейший свежеиспечённый КАЛАЧ. Он удался на славу!
Для сравнения хлебобулочных изделий с саратовским калачом мы приобрели в магазине несколько видов этой продукции. И всей семьёй с удовольствием участвовали в занимательном эксперименте: пробуя каждый вид хлеба, мы оценивали его по нескольким параметрам (внешний вид, запах, вкус).
Я ещё никогда не ела так много хлеба! Но получила огромное удовольствие!
В результате нашего теста единогласно победил саратовский калач!
Вывод
Многие города России имеют в качестве символов, с которыми они ассоциируются, те или иные блюда или продукты. Так, Вологда ассоциируется с маслом, Кострома – с сыром, Тула- с пряником. Символом Саратова по праву считается - калач.
В целях восстановления и укрепления саратовской марки хлеба - саратовского калача, а также возрождения традиции праздника «Первого снопа» третье воскресенье июля (ежегодно) объявлено Днём саратовского калача. А первый городской фестиваль « Саратовский калач» прошёл в нашем городе на Театральной площади в 2016 году.
Работая над проектом, я даже не предполагала, что эта тема так заинтересует участников моего опроса. Некоторые задавали вопрос:
« Где можно купить настоящий саратовский калач?», а другие: « Когда будем пробовать вместе?». Затронув эту тему, я многим напомнила о традициях нашего края, а некоторые заинтересовались и задались целью попробовать саратовский калач!
Источники информации
1. Алмазов Б.А. «Наш хлеб». Издательство «Детская литература», Ленинград, 1985г.
2. Булычев М.В, Воронежцев А.В. «История Саратовского края», Саратов, Региональное Приволжское издательство, «Детская книга», 2000г.
3. Митяев А.В. «Ржаной хлебушко – калачу дедушка», Москва, Детская литература, 1990г.
4. Палькин Н. «Саратовский калач», ООО «Приволжское издательство», 2010г.
Приложение
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.