Статья "Из опыта работы учителя биологии"
Оценка 4.7

Статья "Из опыта работы учителя биологии"

Оценка 4.7
Лекции
doc
биология
9 кл—11 кл
06.11.2018
Статья "Из опыта работы учителя биологии"
Так как многие дети выбирают предмет биологии для сдачи ОГЭ и ЕГЭ перед учителем ставиться задача - как мотивировать учащихся к изучению биологии? Конечно, этого нельзя сделать без использования современных информационных и коммуникационных методов обучения. В статье обобщается опыт применения данных технологий на уроках биологии. Что же такое современный урок биологии с применением информационно-коммуникационных технологий?
опыт работы.doc
ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ БИОЛОГИИ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЫ (ИЗ ОПЫТА ) Как мотивировать учащихся к изучению биологии? Конечно, этого нельзя сделать без использования современных информационных и коммуникационных методов обучения. В статье обобщается опыт применения данных технологий на уроках биологии. В   настоящее   время   биология   к   сожалению   не   находится   в   списке   наиболее востребованных   предметов,   изучаемых   в   общеобразовательных   учебных   заведениях. Вместе с тем ряд учащихся ежегодно выбирают этот предмет для сдачи ЕГЭ. Он является очень   важным   для   будущих   студентов   медицинских   институтов,   студентов   – микробиологов  и   многих   других.  Каким  образом  можно  повысить  интерес   учащихся   к изучению биологии? Как воспитать будущих биологов? Естественно в настоящее время нельзя   обойтись   без   современных   методов   обучения,   без   применения   ИКТ.   Учитель, работающий с мелом и доской, как бы он не старался, не может в полной мере передать многие   особенности   процессов,   происходящих   в   биологических   системах.   Это   так   же верно, как и то, что учитель не является «толкователем истин». Его функция ­ «зажечь» учащихся. А в современных условиях ­ информационные технологии являются именно тем звеном в цепочки получения знаний, которое ближе всего по духу молодому поколению, вызывает у них неподдельный интерес и возможность к творческой деятельности. Что   же   такое   современный   урок   биологии   с   применением   информационно­ коммуникационных технологий? Когда пять лет назад я решила вплотную заняться этим вопросом, то в первую очередь начала с себя как учителя. А что я могу дать учащимся с точки  зрения современного  урока?  Ведь  знания  учащихся  в области   компьютера  часто несравнимы со знаниями и умениями учителей. Но не стоит бояться обучения, тем более что   возможностей   для   этого   более   чем   достаточно.   Несомненно,   учителю   необходимо изучить современные компьютерные технологии и в полной мере овладеть ими. Проходя обучение   на   компьютерных   курсах,   и   занимаясь   самообразованием,   я   поставила   перед собой следующие задачи:  Овладеть основными программами MS Word, MS Excel, MS Power Point.  Уметь, используя эти программы применять готовые электронные средства  обучения.  Составлять необходимые презентации в соответствии с требованием к  современному уроку с учетом интереса и уровня подготовленности учащихся.  Уметь составлять тесты, пользуясь тестовым редактором и программами  проведения тестирования Test System и Hot Potatoes.  Для работы с химическими формулами, трехмерными моделями молекул и  графикой овладеть соответствующими программами: CS Chem Draw, ISIS DRAW,  CS Chem3D, Hyper Chem, MS Paint, Adobe Photoshop.  Уметь пользоваться программами MS Asses, Fox Pro и другими для создания   системы управления базами данных (СУБД).  Использовать ИКТ, учитывая специфику преподаваемого предмета, не теряя при  этом своей педагогической индивидуальности. Когда учитель в достаточной мере овладеет данными компетенциями, ему будет значительно легче заинтересовать учащихся своим предметом через ИКТ. Стоит заметить, что на современном этапе обучения уже недостаточно пользоваться только   мультимедийным   проектором   на   уроках.   Часто,   забывая   об   этом,   учителя включают   мультимедийный   проектор,   устанавливают   электронное   учебное   пособие   и  считают, что ведут  полноценный, современный урок с использованием ИКТ. Я не согласна с тем, что это так. Чем же мы в таком случае отличаемся от « учителя­меловика»? Те же таблицы и рисунки, пусть даже с анимациями  и видеофрагментами. Все это уже было, это неинтересно современным ученикам, хотя и из этой работы можно извлечь пользу так, например: При объяснении нового материала  Учитель может демонстрировать свои презентации, составленные таким образом,  чтобы направить учащихся на «открытие истин», но не выдавать им готовый к  восприятию материал (этот прием активизирует их мыслительную деятельность,  они начинают понимать что могут «совершить открытие»).  Учитель может дать опережающее задание ученику или группе учащихся, и они  представляют свое объяснение нового материала (опыт показывает, что они  относятся к этому очень серьезно, используя не только материал учебника, но и  многочисленные ресурсы сети «Интернет».) Для этого им приходится учиться  анализировать, выбирать главное, систематизировать, структурировать знания, что  сказывается на уровне их подготовки к уроку и, естественно вызывает интерес к  предмету. На этапе закрепления изученного материала  Можно показать на экране вопросы и задания, что допускает их обсуждение в  группах или всем классом, возникает живое обсуждение, которое помогает  процессу запоминания, активизирует познавательный процесс, что опять­таки  повышает интерес к учебному предмету.  Учитель имеет возможность  не только демонстрировать тот материал, который он  объясняет, но и оперативно вернуться к материалу, изученному ранее, даже если это изучалось в других разделах биологии.  Используя готовые видеофрагменты, анимацию, 3D модели можно  проиллюстрировать сложнейшие биологические процессы, например деление  клетки, репликация молекулы ДНК, синтез белковых молекул и многое другое. На этапе проверки знаний Существуют огромные возможности по проведению контроля в форме игры (и опять практика показывает, что это бывает интересно не только учащимся среднего звена, но и старшеклассникам  Экран можно использовать и для проверки правильности выполнения тестов,  биологических диктантов и других форм контроля. Это существенно ускоряет  процесс проверки и дает возможность оперативного выставления отметок.  Учащиеся (особенно это актуально для старшеклассников) в качестве проверки  знаний могут представить защиту проекта, для подготовки которого им необходимо не просто усвоить представленный в  лекции учителя или учебнике материал, но и  расширить круг своих знаний, что они делают посредством использования ИКТ. Для успешной защиты они должны не только прекрасно владеть материалом, но и уметь  составить грамотную презентацию, что развивает их интерес к изучаемому  предмету. Однако   отдельно   хотелось   бы   остановиться   на   работе   в   мобильном   классе,   где используются   ноутбуки   или   в   компьютерном   классе.   Вот   в   таких   условиях   можно проводить современные, интереснейшие с точки зрения использования ИКТ уроки. Можно использовать следующие возможности компьютерных технологий:   При изучении нового материала Работа с текстовым редактором по составлению плана ответа (работает каждый  учащийся, или они объединяются в небольшие группы).   Возможность вставки в готовый текст элементов графики (например, построение  эволюционного древа).  Создание дихотомического определителя растений или животных. (Процесс  развивает творческое мышление учащихся и повышает их интерес, т.к они видят  продукт своего труда, который могут использовать не только сами, но и  может  быть помещен в базу данных для дальнейшего использования).  Используя программу MS Excel можно составлять диаграммы, помогающие лучше  понять новый материал, составлять вариационные ряды, решать биологические  задачи и т.д.  При помощи программы MS Paint и учитель, и ученики могут создавать так  называемые учебные изображения, их смысл в отличии от обычных таблиц  заключается в том, что учащиеся пытаются изобразить процесс так, как они сами  его представляют, это развивает у них творческое мышление. На этапе закрепления знаний  Учащиеся могут решать биологические задачи, составлять диаграммы и графики  используя те же программы, что и на предыдущем этапе.  Они могут находить дополнительные сведения, используя ресурсы сети «Интернет», копировать и обрабатывать нужные им рисунки, фотографии, фрагменты текстов и  т.д.  Учащиеся  не довольствуются уже созданными специалистами моделями, а  пытаются сами смоделировать сложные биологические процессы, т. е они будут  представлять их более наглядно, следовательно, лучше смогут усвоить изученное на уроке. На этапе проверки знаний  Как сам учитель, так, что более важно учащиеся могут создавать  программированные тесты с использованием Test System и Hot Potatoes. Для их  создания не достаточно только изучить компьютерную программу, но необходимо  в полной мере владеть материалом, что стимулирует учащихся  к изучению биологии.  При работе в мобильном классе учитель может в любой момент со своего рабочего  места провести наблюдение за работой учащегося или группы, при необходимости  поменять задание, исключить процесс списывания.  Отметка при данном опросе выставляется компьютером, что полностью исключает  ее необъективность.  Особой формой проверки знаний служат в биологии отчеты об экскурсиях.  Используя ИКТ, учащиеся могут создавать отчеты ­ презентации с включением  видеороликов, моделей, диаграмм и графиков, иллюстрирующих при  необходимости изучаемые объекты. И опять хочется отметить, что для создания   правильного отчета требуются не только знания компьютерных технологий, но и  учебного предмета, выходящие за рамки школьного учебника. Таким   образом,   прослеживается   следующая   взаимосвязь:   чтобы   учащимся   было интересно нужно этот интерес у них пробудить и постоянно развивать, чтобы его развивать необходимо их чем – то мотивировать к действию, проще всего это сделать, используя их интерес к компьютеру. Так пусть же компьютер поработает нам на пользу, пусть дети используют   его   для   добывания   знаний,   расширения   своих   возможностей   и самосовершенствования. Многолетние   наблюдения   показали,   что   применение   ИКТ   на   уроках   биологии существенно   повышает   интерес   к   предмету,   повышает   качество   знаний,   помогает   во внеурочной деятельности (проектных работах, участие в научных конференциях учащихся, участие   в   предметных   олимпиадах),   более   объективной   стала   и   самооценка   учащихся. Существенно повысился процент учащихся  выбирающих биологию для сдачи ЕГЭ.    В условиях введения новых стандартов обучения учитель ищет формы и методы в рамках   образовательных   технологий,   позволяющие   с   наибольшей   отдачей   выполнить образовательный   заказ   общества.   Наличие   интерактивной   доски   позволяет   учителю  перевести   учебный   процесс   на   качественно   новый   уровень,   так   как   возникают   новые возможности для построения системы работы учителя по организации учебного процесса как   на   уроке   (объяснение   нового   материала,   закрепление,   контроль   знаний),   так   и   во внеурочное   время   (домашние   задания,   творческие   работы,   отработка   пропущенного материала, подготовка к урокам, дополнительное образование). В   рамках   традиционного   урока   биологии   возможности   доски   по   визуализации материала, активизации внимания на непроизвольном уровне вовлекают в процесс обучения всех учащихся. На этапе вхождения в урок (перед организационным этапом) доска используется дежурными, отмечающими в перемену напротив каждой фамилии готовность к уроку (в данном случае наличие учебных комплектов и выполнения заданий в рабочей тетради).  В ходе проверки домашнего задания заготовленный материал позволяет: 1. провести тестовый иллюстрированный или текстовый опрос и проверить его  выполнение самостоятельно или взаимопроверкой (можно закрыть ответы  «шторкой»); 2. выполнить задание на соотнесение понятий; 3. установить соответствие между ключевыми  моментами нескольких тем ранее  изученного материала; 4. посмотреть на домашний материал под другим углом зрения путём представления  учебного исследования; 5. проверить решение задач; 6. решить несколько типов задач, используя схемы; 7. провести устный диктант на основе изображений и символов; 8. иллюстрировать выполнение домашних заданий по тетради с печатной основой. При   актуализации   опорных   знаний,   обеспечивающих   лучшее   восприятие   и понимание новой темы, положительный эффект даёт прием выбора нужных понятий из пройденного   материала   при   формулировании   учителем   задающих   направление систематизации вопросов. Актуализированные понятия могут складываться в кроссворд, головоломку,   ребус,   отгадывание   которые   обозначит   тему   урока.   Удачным   связующим звеном пройденного и нового материала может стать фотофакт или краткий видеосюжет, объяснение   которого   поможет   применить   изученные   понятия   в   ином   контексте. Возможности   интерактивной   доски   позволяют   накладывать   записи   и   пометки   поверх изображения,   что   повышает   информативность   этого   материала,   придает   ему   статус общеклассной рабочей тетради.  Возможности   интерактивной   доски   позволяют   варьировать   из   урока   в   урок методику подачи нового материала или же сделать упор на закрепления одного способа для сокращения времени вхождения учащихся в процесс изучения нового. Изучение нового материала можно строить в зависимости от того, насколько были задействованы возможности доски на предыдущих этапах урока. Классическая схема на основе   объяснительно­иллюстративного   метода   предусматривает   сочетание   просмотра видеосюжета   с   работой   по   тематической   презентации,   созданной   учителем   или   только работу с презентацией в ходе фронтальной беседы.  Звуковое   и  музыкальное  сопровождение,  видеоматериал,   реальные  изображения, движущиеся   объекты,   несомненно,   повышают   мотивацию   к   обучению,   работает непроизвольная   память,   ученик   получает   уже   отобранную   систематизированную информацию. Повышению качества и эффективному усвоению знаний этот момент урока будет содействовать только в том случае, если учащиеся имеют установку от учителя на активную обработку информации, представленную в форме вопросов, таблицы, требующей заполнения.   В   ходе   объяснения   изучаемый   материал   систематизируется   с   учётом причинно­следственных связей в виде схем, таблиц. Биологические   процессы   сложны   для   аудивосприятия   (пластический, энергетический   обмен,   кровообращение   и   т.д.).   Поэтому   использование   интерактивной доски   способствует   лучшему   усвоению   и   пониманию   сути,   механизмов   биологических процессов   и   явлений.   Отдельные   группы   учащихся   медленно   усваивают   абстрактные обобщения, без визуализации не способны формировать представления, не вникают в суть процессов и явлений. Использование анимационных моделей из галереи изображений или коллекции   интерактивных   ресурсов   формирует   целостную   картину   биологического процесса, способствует пониманию его закономерностей. Видеосюжет может быть предложен для анализа в группах по определённой схеме, или   как   основное   смысловое   ядро   для   мозгового   штурма.   Отдельные   кадры останавливаются и используются в качестве конкретизирующих фрагментов для доводов, выдвигаемых   учащимися.   Уместно   здесь   использовать   функцию   «лупа»,   позволяющую заострить внимание на важных деталях. Флипчарты с пометками могут сохраняться и к ним   удобно   вернуться   на   следующем   уроке   при   установлении   взаимосвязей   с   новым материалом. Усвоение нового удобно организовывать и с использованием ресурсов интернета. Дополнительный   образовательный   и   анимационный   материал   можно   взять   с   портала «Единая   коллекция   цифровых   образовательных   ресурсов»   (http//www.schcool­ collection.edu.ru).   Положительный   эффект   в   усвоении   достигается   при   повторном использовании одних и тех же слайдов при изучении нового, когда информация к ним дается   в   полном   объеме,   содержит   подписи,   схемы,   таблицы,   ряды   данных,   и   при закреплении, когда эти же слайды даны без подписей или частично скрыты «шторкой». Применение функции «Страница вверх. Страница вниз» возвращает пользователя на рабочий   стол   компьютера,   оставляя   свёрнутым   режим   интерактивной   доски. Преимущество интерактивной доски проявляется и в том случае, если необходимо изучить экспериментальное явление, подготовка и проведение которого заняли бы массу времени учителя.   Демонстрация   готовых   или   созданных   учителем   анимаций   позволяет   лучше понять суть происходящего в природе процесса,   останавливаться на трудных моментах столько раз, сколько это необходимо в конкретном классе. В   случае   использования   электронных   учебников   доска   позволяет   управлять интерактивными   таблицами,   схемами,   тестами.   Такую   форму   можно   использовать   при фронтальной   работе   с   классом   или,   вызывая   ученика   индивидуально   к   доске.   В   этом случае учитель или ученик не привязаны к  компьютерной мыши, а класс следит за ходом работы. Еще одна великолепная возможность интерактивной доски – работа с документ­ камерой и системой интерактивного голосования.В урочной практике возможности доски позволяют организовывать релаксационные паузы, физминутки. Используются специальные графические   объекты   для   восстановления   зрительной   функции   глаз,   запись оздоровительного   двух­трёхминутного   комплекса   упражнений   для   восстановления кровообращения. Если нет видеосюжета физминутки, можно включить музыку с набором слайдов, отражающих позитивные природные явления или изображения животных.  Заметный восстановительный эффект на работоспособность во время выполнения письменных работ оказывает демонстрация сюжетов природы, сопровождающаяся пением птиц,  журчанием ручья или шумом прибоя.  Этапы   осмысления   и   закрепления   нового   материала   легко   организовываются   с использованием функций доски: сборка объектов, схем, заполнение таблиц из отдельных частей, рисунков; выполнение тестов, отгадывание кроссвордов; поиск ошибок в текстах и рисунках.  В ходе рефлексии удобно вернуться к целям и задачам урока, обсудить, удалось ли выполнить намеченное и какой материал требует повышенного внимания при работе дома. Таким   образом,   возможности   интерактивной   доски   позволяют   осуществлять преемственность   и   непрерывность   подачи   материала   от   урока   к   уроку;   создавать дидактические   материалы   и   конспекты   уроков   для   самостоятельной   работы   учащихся; записывать   ход   урока   и   решение   задач   для   последующего   анализа   и   использования; динамично   и   наглядно   продемонстрировать   сходства   и   различия   свойств   и   качеств биологических  объектов. Использование  интерактивной  доски меняет подход к учению создает   новые   возможности   и   для   учителя,   и   для   ученика:   развиваются   воображение, творческие   способности   ребенка;   становится   возможным   организовать   коллективную   и групповую   работу,   используя   приемы   проблемного   обучения;   появляется   возможность работать эстетично и интересно.

Статья "Из опыта работы учителя биологии"

Статья "Из опыта работы учителя биологии"

Статья "Из опыта работы учителя биологии"

Статья "Из опыта работы учителя биологии"

Статья "Из опыта работы учителя биологии"

Статья "Из опыта работы учителя биологии"

Статья "Из опыта работы учителя биологии"

Статья "Из опыта работы учителя биологии"

Статья "Из опыта работы учителя биологии"

Статья "Из опыта работы учителя биологии"

Статья "Из опыта работы учителя биологии"

Статья "Из опыта работы учителя биологии"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.11.2018