Из опыта работы по организации летнего городского профильного экологического лагеря.
Особенности летних городских экологических лагерей является синтез в их работе различных видов деятельности. В первую очередь это научно – исследовательское направление. Оно включает в себя проведение лекций по основам экологии, методикам изучения окружающей среды, практических занятий по отработке, а также индивидуальных исследований по выбранным направлениям. Данная работа сочетает в себе как учебную, так и практическую часть. Их проведение способствует формированию экологического мышления обучающихся. На основе полученных сведений о состоянии окружающей среды возникает наибольшая заинтересованность детей в ее улучшении.
Ежегодно во время лагеря ребята участвуют в благоустройстве города и охраняемых территорий области. Поездки с целью волонтерской помощи получили название «экодесант».
Работа в группах, парах, походы за город направлены на формирование чувства коллективизма, взаимопомощи, ответственности за порученное дело. В этом нам помогает и психолого – педагогическая служба школы: систематически проводятся тренинги на сплочение коллектива и улучшения взаимопонимания в отряде.
Проведение утренней гимнастики, ежедневных спортивных часов, походы, практические занятия в зеленой зоне школы, Петровского сквера, городской больницы, посещения бассейна, прием витаминов способствует физическому оздоровлению детей в течение лагерной смены.
Посещение музеев, выставок, концертов, способствует повышению уровня воспитанности обучающихся.
В этом 2002 году экологический отряд городского лагеря школы № 4 работал в соответствии с вышеперечисленными принципами. Особенностью функционирования отряда стало проведение недельной экспедиции в национальный парк «Русский Север». Основу отряда составили ребята, имевшие за плечами не один одно-трехдневный поход. В первые две недели кроме отработки стандартных методик по изучению окружающей среды, были введены занятия по основам туризма, оказания первой медицинской помощи ( с последующей сдачей зачета ), правилам поведения на природе и обеспечению жизнедеятельности в экстремальных ситуациях, психологический тренинг. Проведенная подготовительная работа способствовала успешному проведению похода. Каждый участник экспедиции имел свои обязанности, распределенные задания, имел возможности научиться готовить в полевых условиях. Кроме ежедневной работы по заказу Парка, состоящей в описании парковых посадок усадьбы Бриллиантова и расчистки аллеи, каждый день включал в себя большое количество интересных дел. Мы побывали на экскурсии в Ферапонтовском монастыре, музее фресок Дионисия, ходили на Цыпину гору и вершину Роскина. В этом путешествии нам удалось посетить деревню Оденьево, увидеть дом в котором жил свое последнее лето Николай Рубцов. С огромным интересом ребята отнеслись к резке по дереву, изготовлению мечей, луков и стрел.
Наш спортивный турнир включал в себя не только соревнования на отжимание, поднятие туловища, прыжкам на скакалке, шахматные и шашечные сражения, но и борьбу на палках. В этой игре принимали участие все.
Самая короткая ночь в году стала для нас самой незабываемой. Девочки плели венки, пускали их в реку, прыгали через костер, казавшийся по началу таким страшным, затянулось надолго. Не один человек не остался в стороне от этого праздника. В день Ивана Купалы мы отпраздновали день рождения Ивана Мухина. Походный торт, берестяная открытка с пожеланиями, сочиненная специально песня – наши подарки имениннику.
22 июня – день Памяти и Скорби. Мы приурочили к нему военно- патриотическую игру «Зарница». Три команды боролись за звание победителя в конкурсах: приветствия, эстафете и творческом. Победителю – сладкий приз (банка сгущенки ). В игре раскрылись такие качества ребят, как фантазия, задор, чувство юмора, коллективизм, владение знаниями о Великой Отечественной войне, оказание первой помощи.
Ежедневные купания в озере, солнечные ванны, физический труд, походы, сон в палатках способствовали укреплению здоровья ребят. Они возвратились домой отдохнувшие, загорелые и веселые. Три дня после поездки было посвящено индивидуальным работам и подготовке к конференции. Она стала своеобразным итогом всей нашей смены.
Проведение профильных лагерей является хорошим примером воспитания, обучения, оздоровления школьников, повышение их интереса к научно-исследовательской работе, осознания значимости их практических дел, формированию экологического мышления.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.