Статья: Как научиться петь

  • Занимательные материалы
  • docx
  • 01.05.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В первую очередь нужно сказать о том, что процесс обучения пению, прямо скажем, не быстрый и не простой. Люди много лет учатся петь. В идеале нужно продолжать заниматься вокалом даже тогда, когда вы стали профессионалом. Поэтому в любом случае не ждите чудес. Встречаются люди с так называемой "природной постановкой голоса", но это - исключение из правил, это - уникальное явление. Собственно говоря, даже термин "научиться петь", пожалуй, не совсем корректен, потому что научиться петь по сути невозможно: совершенству нет предела. Понимать это необходимо!
Иконка файла материала 6.docx
Как научиться петь В первую очередь нужно сказать о том, что процесс обучения пению, прямо  скажем, не быстрый и не простой.  Люди много лет учатся петь. В идеале  нужно продолжать заниматься вокалом даже тогда, когда вы стали  профессионалом. Поэтому в любом  случае не ждите чудес. Встречаются  люди с так называемой "природной  постановкой голоса", но это ­  исключение из правил, это ­  уникальное явление.  Собственно говоря, даже  термин "научиться петь", пожалуй,  не совсем корректен, потому  что научиться петь по сути  невозможно: совершенству нет  предела. Понимать это необходимо!  Ровно в тот момент, когда вы решите,  что научились ("всё, я мастер, я гуру,  я умею всё"), вы перестанете  развиваться и начнёте деградировать.  Пение ­ это искусство, и здесь нельзя  останавливаться, иначе вы больше  ничего не достигнете. Второй момент, о котором нельзя не  сказать. В процессе обучения пениюогромную роль играют способности и  одарённость. Здесь важна сама ваша  природа, так называемые вокальные  данные (хотя голос во многих случаях  можно развить, "достать"). Речь идёт о  том, как вас одарила природа  касательно силы, "массы" голоса  (грубо говоря, громкости), красивого,  богатого, приятного (или не очень)  тембра. А также важны музыкальные  способности, такие, как музыкальный  слух, координация между слухом и  голосом, чувство ритма, музыкальная  память, способность чувствовать  музыку (музыкальность), умение при  пении выразить эти эмоции  (выразительность). Для настоящего вокалиста важен и  вопрос внешности ­ не все это  озвучивают, но это правда. На  вокалиста смотрят. Он должен не  только красиво петь, но и хорошо  выглядеть, приковывать взгляд,  радовать его. Говорят, "сцена любит  высоких". И красивых, добавлю я. Но за действительно выдающиеся  вокальные и музыкальные таланты  публика может простить всё! Помните,что у каждого правила есть  исключение! Я понимаю, что многих будут  интересовать вопросы "как научиться петь в домашних условиях с нуля" и  "как научиться петь  самостоятельно". Я расскажу об этом  ниже. Всё же это не совсем  правильный и "твёрдый" путь ­  примерно так же, как заниматься  самолечением, путь этот может быть  чреват. Правильный путь таков: Вам нужен наставник, преподаватель  по вокалу. Именно он поможет  избежать ошибок, которые вы  наделаете, пытаясь обучаться в  интернете с помощью видео­уроков.  Вы можете найти частного  преподавателя и заниматься с ним,  либо поступить куда­нибудь учиться.  Здесь возникает отдельная большая  тема "как  найти своего преподавателя". Напишу  кратко. Рекомендации преподавателя,  какими бы они ни были ­  техническими, рациональными или  сравнительными, оперирующими к  ассоциациям ­ должны быть вампонятны, и от урока к уроку вы  должны чувствовать прогресс, вы  должны чувствовать, что мелкими,  крохотными шажками, но вы  двигаетесь вперёд! Неважно, какая у  педагога методика, главное, чтобы она  давала результаты! Кроме того, вы  должны доверять своему  преподавателю по вокалу, в противном случае смените его. Частный преподаватель по вокалу ­  правильный путь, доступный  практически всем в любом возрасте, но чтобы научиться петь, этого  недостаточно! Вам будут необходимы  (если вы не хотите остановиться на  уровне "попеть караоке с компанией  друзей или родственников")  сольфеджио и музыкальная  грамотность. Конечно, можно найти  частного преподавателя и по  сольфеджио, или худо­бедно  заниматься сольфеджио  самостоятельно. Но лучше искать  место, музыкальное образовательное  учреждение, где будет какая­то  системность в образовании: и вокал, и  сольфеджио, и, вероятно, музыкальнаялитература, и хор, и общее  фортепиано, и, может быть, что­то  ещё. Чем вы старше, тем сложнее  найти такое учреждение.  Если вы хотите, чтобы научился петь  ваш ребёнок, ищите сначала  музыкальные школы. Или же вокально­ хоровые студии (или просто хоровые  студии) ­ такие студии часто  функционируют при домах и дворцах  детского творчества. Как таковых  вокальных отделений вы в этих  учреждениях, вероятно, не найдёте.  Серьёзно вокалом начинают  заниматься с 16 лет (в музыкальных  училищах), после окончательного  формирования голоса. Но отдать  ребёнка в музыкальную школу или  хоровую студию ­ это верный путь.  Пение в хоре прекрасно развивает  первоначальные навыки пения (и не  только пения, и не только  первоначальные). Занятия в  музыкальной школе дают музыкальную грамотность, развитие слуха и всех  других музыкальных способностей. Классический путь  любого академического певца: музыкальная школа (специальность не  слишком важна: фортепиано  прекрасно подойдёт) ­ музыкальное  училище по классу вокала ­  консерватория по специальности  "вокал". Итого: 7 лет + 4 года + 5 лет = 16 лет. Это если без аспирантуры  (ассисентуры­стажировки). Бывает и  дольше. Впрочем, самородки  поступают в училище и/или в  консерваторию и без предыдущей  ступени ­ поэтому бывает и меньше.  Но я бы на вашем месте не стала  считать себя самородком ­ я и на  своём месте самородков видела  слишком мало, и себя самородком не  считаю, это вообще вредно для  саморазвития, я так думаю;) Если вы не хотите петь в опере или в  филармонии, ваш путь может быть  другим, но в любом случае на всём  сроке обучения вам будет необходим  "живой" преподаватель по вокалу и  музыкальная грамотность, знание  сольфеджио. А желательно и  системное, комплексное музыкальное  образование. Если вы мечтаете быть  вокалистом в группе или сделать  эстрадную сольную карьеру, можетбыть, вам и не жизненно необходим  будет навык пения нот с листа и  сольфеджио вообще, особенно, если вы готовы быть не слишком грамотным  музыкантом (представьте, например,  насколько хорошо вы будете себя  чувствовать, если, например, ваш  "звукарь" окажется более музыкально  грамотным, чем вы, попросит вас на  записи в студии спеть поувереннее ту  кварту в кадансовом обороте, а вы не  будете знать, о чём он вообще). Теперь о том, Как научиться петь в домашних  условиях Ни один адекватный  профессиональный преподаватель не  посоветует вам учиться петь  самостоятельно в домашних условиях.  С нуля ­ тем более! Не потому, что все мы жадные и хотим заработать  побольше. А потому что по сути  научиться петь самому в домашних  условиях практически невозможно. Да, в интернете есть огромное количество  разнообразных пособий и видео­уроков по вокалу ­ просто потому, что разесть спрос ­ будет и предложение.  Очень немногие из этих видео­уроков  записаны и составлены  профессионалами. И даже если они  таковы, человек из видео­урока не  сможет исправить своевременно ваши  ошибки. А ошибки эти могут стать  неправильным навыком, от которого  впоследствии будет крайне сложно  избавиться. Здесь как в спорте: нужно  сразу формировать правильную  технику, потому что переучиваться  сложнее, гораздо сложнее! Занимаясь с помощью самоучителей и интернет­ уроков дома, вы можете "напеть"  неправильные навыки, а при самом  худшем раскладе ­ испортить голос.  Но всё же. Не у всех есть возможность  ­ и финансовая, и техническая ­  заниматься с профессиональным  преподавателем. Что всё­ таки можно делать в домашних  условиях? Вам наверняка нравится какая­то  музыка. Может быть, какая­то группа  или какой­то исполнитель. И  некоторые песни вы послушали уже  несколько сотен раз. Попробуйте(сначала тихонечко и аккуратно)  попеть под запись любимого  исполнителя, петь вместе с этим  исполнителем. Выучите как следует  мелодию и попробуйте подражать  манере вокалиста, скопировать его  голос, красиво спеть с ним вместе  дуэтом. Запишите потом всё это на  диктофон. Послушайте сами.  Ужаснитесь. Попойте ещё. Запишите  снова. Дайте послушать знакомым. Не  слушайте особо тех, кто сказал "Вау,  круто", слушайте тех, кто сказал "Да  ты в ноты не попадаешь", "ты врёшь  мелодию", "голос у тебя какой­то  поджатый" и высказал другую какую­ либо конструктивную или не очень  конструктивную критику. Можно ли научиться петь  самостоятельно с нуля? Честно говоря, вряд ли. Правда, ещё  это зависит от манеры пения.  Теоретически можно себе представить, что талантливый человек мог бы сам с  нуля научиться петь в эстрадной  манере. Но научиться петь  самостоятельно в академическойманере невозможно! Более того, на  этапе формирования первых навыков  большинство преподавателей по  вокалу запрещает ученикам петь  дома самостоятельно! Чтобы они не  испортили того, что на уроках вокала  было едва нащупано, едва создано, но  ещё абсолютно не закреплено и не  стало устойчивым навыком. А научиться петь и вовсе  самостоятельно... Есть исключения из  правил, есть самородки и уникальные  таланты, но согласитесь, даже по  теории вероятности слишком много  шансов, что вы к ним не относитесь (с  огромным уважением к тебе, мой  читатель!))). Но ­ что делать ­ конечно, пойте! Это  лучше, чем совсем не петь! Но при  первых признаках дискомфорта  прекращайте самостоятельные  занятия! Это важно! При первых  признаках любого дискомфорта! Наши голосовые складки ­ довольно  нежный инструмент. Самостоятельно  можно "напеть" и узелки на связках, и  "сорвать" голос. Так что будьтеосторожны. Могу дать несколько рекомендаций,  чтобы по крайней мере вы не сорвали  голос при самостоятельных занятиях:  Никогда не начинайте петь с  высоких или крайних низких нот.  Начинайте распевку с удобной  тесситуры, т.е. начинайте петь с  нот, которые вам однозначно  удобны и которые находятся в  середине вашего голосового  диапазона (в примарной зоне).  Будьте очень аккуратны с  высокими нотами. Подходите к  ним, когда голосовые связки уже  достаточно разогреты, то есть вы  уже некоторое время попели.  Старайтесь не переходить на крик  при пении высоких нот.  Помните, что любая зажатость  вредит (но, по правде говоря, вы  вряд ли сможете самостоятельно  это контролировать). Старайтесь петь дома так, чтобы  ваш голос звучал красиво (хотя бы в какой­то мере вы, наверное,  сможете руководствоваться этим  критерием).  Соблюдайте  элементарную гигиену голоса.  Слушайте свои ощущения и при  любом дискомфорте (я ещё раз  повторюсь, потому что это  важно!), при чувстве усталости в  горле немедленно прекращайте  занятие. А лучше ищите хорошего,  профессионального преподавателя. Итак, подытожим? Чтобы научиться красиво петь: 1. Вам нужен "живой" преподаватель по вокалу. Желательно, конечно,  опытный. Желательно такой, с  которым вы будете делать успехи,  и пусть медленно двигаться, но  двигаться последовательно и вправильном направлении. 2. Вам необходимо изучение  музыкальной грамоты и  сольфеджио, а ещё лучше ­  системное музыкальное  образование. 3. Запаситесь терпением. Научиться петь за 1 день невозможно! Пойте! И пусть пение приносит вам  радость! Дыхание и пение Певческое дыхание Наверняка вы слышали,  что правильное дыхание при пении ­  это дыхание животом. И не только при пении! Я знаю, что и будущих актёров  учат дышать так же, такой же тип  дыхания используется при игре на всех духовых инструментах. Но как именно  нужно дышать животом, я расскажу на  этой странице.Хотя бы чему­то можно  самостоятельно научиться с помощью  статей в интернете!)) Да, и я вам  постараюсь помочь) Осваивая  упражнения на развитие  правильного певческого дыхания, вы,  по крайней мере, не напоёте себе  узелков на связках и не наделаете  проблем) Физиологически различают  несколько типов дыхания: 1. Верхнерёберное, оно же  ключичное, оно же клавикулярное  дыхание. 2. Среднерёберное, кастальное или  грудное дыхание. 3. Нижнерёберное, оно же  абдоминальное, оно же брюшное  или диафрагматическое дыхание. Первый тип ­ ключичное дыхание ­  характеризуется преимущественно  участием плеч и ключиц: при вдохе  плечи поднимаются, и это заметно.  Кислород в этом случае поступает по  большей части лишь в верхушкилёгких. Участие диафрагмы  незначительно. Считается, что  физиологически так дышат школьники  и женщины. При втором типе дыхания  преобладают движения средних рёбер  и грудной кости: более всего заметно  движение в груди ­ "вздымается  грудь".  Нас в своё время учили, что  так дышат младенцы и подростки. При брюшном дыхании движется  только живот, в значительной степени  подключается диафрагма (но её  движение мы не увидим и  почувствовать в большинстве случаев  не сможем), а воздух  наполняет нижние части лёгких.  Считается, что так дышат мужчины. Самое удивительное и невероятное,  что за 10 с лишним лет обучения  пению я не видела ни одного человека,  который бы пришёл и изначально  дышал животом!!! Даже взрослые  мужчины чаще всего дышат плечами.  Есть женщины, которые  физиологически дышат грудью, но и  женщины чаще всего дышатклавикулярно. В общем, с этим полная беда. Певческое дыхание ­ вопрос,  актуальный для 99,5% людей, которые  учатся петь. При пении правильным типом дыхания считается смешанный кост­ абдоминальный тип, который  предполагает брюшное дыхание с  некоторым подключением дыхания  грудного. В первую очередь важно  именно брюшное, диафрагматическое  дыхание! Поэтому мой вам искренний  совет опытного преподавателя:  учитесь дышать животом! Научитесь  дышать животом, и лишь потом можно  чуть подключить грудь! Упражнения. Перейдём от теории к практике.  Подойдите к зеркалу. Положите руки  на живот. На середину живота, в  районе пупка. Вдохните и заметьте, где вы видите небольшое движение.  Скорее всего, вы увидите движение в  районе плеч или груди. Это  неправильное дыхание. То есть,  конечно, петь вы сможете, только этот  тип дыхания будет вам мешать.Также стоя перед зеркалом, также  положив руки на живот (плечи при  этом расслабьте, опустите),  постарайтесь вдохнуть так, чтобы  движение было только в животе.  Чтобы живот толкнул ваши руки чуть  вперёд. Буквально на пару  сантиметров. При это плечи и грудь не  должны двигаться ­ ни на миллимметр! В плечах не должно быть и  микроскопического движения!!!  Представьте себе, что в животе у вас  воздушный шарик, и он слегка  надувается (так детям объясняют)).  Живот двигается чуть вперёд. Плечи и  грудь не шелохнутся. Получилось? У большинства  получилось! Не получилось? В плечах по­прежнему есть микроскопическое, но движение?  Ок! Тогда представьте, что вашу  макушку, и плечи, и грудь ­ всё залили  цементом, и только живот остался  свободным, только животом вы  можете двинуть :­D Нет, серьёзно,  должно помочь. Вам всего лишь нужно добиться, чтобыпри вдохе двинулся живот ­ слегка  вперёд, двигая вашу руку. Буквально  на 1­2 сантиметра, больше и не нужно!  При этом ни в коем случае не  допускайте движения в плечах! Если всё равно не очень получается,  попробуйте лечь. Не двигайте плечами  и грудью, двигайте только животом.  Знайте: вдохнуть животом могут  абсолютно все!!! Вне зависимости от  возраста и прочих ваших уникальных  сторон и качеств! Получилось? Ура! Я в вас верила!!!  Повторите опус стоя перед зеркалом.  Продемонстрируйте упражнение  домочадцам! Получается?  Прекрасно!!! Но не обольщайтесь! Только лишь вы  начнёте петь и подумаете о чём­то  другом, кроме дыхания, например, о  высоте ноты, гарантирую вам, вы снова вдохнёте неправильно, снова начнёте  пользоваться своим физиологическим,  обычным типом дыхания! За  правильным дыханием нужно всё  время следить! Пока это не  превратилось в навык: в умение,  которое вы используете при пении ужебессознательно!!! В этой статье я не буду касаться  вопроса постановки звука "на  дыхание" и пения на опоре. Считаю,  что здесь уже нужен контроль  профессионала, иначе можно наделать  бед. Но остались ещё несколько вопросов  относительно того, как именно нужно  дышать при пении. 1. Носом или ртом? В вокальной  литературе нет однозначного  мнения и нет согласия  специалистов. Одни говорят,  нужно дышать обязательно ртом,  другие ­ исключительно носом!  Моё мнение таково. Лучше  дышать носом ­ если нет каких­ либо затруднений с носовым  дыханием ­ например,  заложенности носа. Если вы  духовик и привыкли дышать ртом,  переучиваться и "ломать" себя не  стоит ­ при пении вполне  допустимо дышать ртом.2. Как много воздуха следует брать  при пении? Не берите много  воздуха! Ваш вдох при пении  должен быть таким же по объёму,  как и обычный вдох в состоянии  покоя.  3. Как быстро следует дышать ­ то  есть как быстро нужно втянуть в  себя этот "обычный для себя"  объём воздуха? Это зависит от  темпа произведения ­ в быстром  произведении вы дышите быстрее,  в медленном ­ более плавно и  медленно. Не циклитесь на этом.  Следите лучше, чтобы плечи не  двигались, а двигался только  живот. Что даёт правильное певческое  дыхание:  Воздух, который вы вдохнули,  более контролируемый. Вы  можете более экономно  расходовать его, лучше управлятьим.  Если тип певческого дыхания  правильный, выдох может быть  гораздо более длительным, чем  при неправильном типе дыхания.  Вдох, наполняющий воздухом  нижние доли лёгких, способен  создать в перспективе "столб"  воздуха (повышенное давление в  бронхиальном дереве!), который  при прохождении через голосовые  связки заставит их колебаться с  большей амплитудой, а значит,  будет способствовать более  яркому и сильному звуку.  Собственно, без правильной  техники дыхания невозможно  пение на опоре, пение на дыхании!  Но это уже отдельная тема... Сложно не процитировать в конце этой статьи известную фразу "Искусство  пения ­ это искусство дыхания".  Только, если честно, отражает она  лишь одну из сторон этогосложнейшего искусства. Само по себе  правильное певческое дыхание не  обеспечивает вам красивое и  правильное пение, научиться  петь непросто, но без правильного  дыхания красивое и правильное пение  вряд ли возможно!  Гигиена голоса Голос ­ инструмент довольно хрупкий.  Если вы не хотите остаться без голоса,  необходимо знать элементарные  правила ухода за вашим природным  инструментом. Гигиена голоса важна  не только для певцов, но и для  актёров, учителей, преподавателей,  дикторов, экскурсоводов, словом, для  всех людей, чья профессия связана с  голосом. Но в данной статье я напишу  о гигиене голоса применительно для  певцов. О том, что нужно делать,  чтобы сохранить голос. Элементарная гигиена голоса  Берегите голос. Не ходите в холодное  время года по улице с открытым  горлом. Не переохлаждайтесь.  Желательно, не выходите на мороз  сразу после пения (когда связкиразогреты, холод может быть опасен).  И уж тем более не пойте и не кричите  на морозе! Петь на открытом воздухе  можно лишь в тёплое время года при  температуре выше 15 градусов.  Старайтесь не простужаться и не  болеть: иногда бывает, что после  простуды, гриппа или ОРВИ голос не  может прийти в норму месяц и более!  Но к счастью, обычно через неделю  уже всё в порядке. Я не знаю, от чего  это зависит, боюсь, это  непредсказуемо. В любом случае  лучше предпринимать меры  профилактики, чем болеть. Конечно, важен здоровый образ жизни  (но он важен и не только для голоса),  оптимальный режим восстановления,  сна, закаливание ­ безусловно, всё это  полезно и для вашего голоса тоже.  Распевайтесь! Правильнее петь с  предварительной распевкой.  Она аналогична разминке, которая  всегда должна проводиться перед  тренировкой. Распевание не только  разогревает голосовые связки, но и  настраивает, концентрирует певца  перед основной вокальной работой.Увы, бывает, что в реальной жизни  распеться перед пением не всегда  возможно и не всегда получается. Тем  не менее, старайтесь перед пением  хотя бы немного распеться. Избегайте форсированного звука,  постоянной твёрдой атаки и перехода  на крик. Избегайте многократного  повторения высоких нот, ни в коем  случае не занимайтесь высокими  нотами самостоятельно, когда рядом  нет педагога. Сухость в помещениях ­ ещё один враг  голоса. К сожалению, с этим трудно  бороться. Центральное отопление для  голоса вредно, но проще принять это  как данность нашего времени.  Пробуйте использовать увлажнители  воздуха. Когда­то ещё, кажется,  Шаляпин говорил о том, что певцам  рекомендуется жить в помещениях с  печным, а не паровым отоплением. У  многих из нас с вами вряд ли есть  выбор;) Общеизвестно, что голос  "просыпается" часа так через 3­4 после того, как проснулся остальнойорганизм. То есть утром голос звучит  плохо, а чтобы распеться, требуется  гораздо больше времени, чем обычно и  т.д. Есть вокалисты, которые  предлагают не напрягать голос в  утреннее время, пока голос не  проснулся, "иначе вы рискуете его  потерять". Не могу с этим согласиться. Если вы профессионально занимаетесь  пением, вы наверняка знакомы с таким  словосочетанием, как "петь надо" ­ так вот, бывает, надо петь и утром. Да, утром голос просыпается  медленнее, чем вы сами. Да, если  хотите, чтобы он звучал ­ распевайтесь заранее. Но петь утром, сразу как вы  встали, не вредно! Более того,  постепенно голос привыкает  просыпаться раньше! Отдельная тема для женщин ­ можно  ли петь во время месячных. Ещё одна отдельная тема ­ занятия  пением детей в период мутации.  Мутация ­ период изменения голоса во время полового созревания. Если  коротко, то петь в период мутации не  запрещено, но показан щадящий  голосовой режим, интенсивные занятияне рекомендуются. В этот период не  нужно планировать и участие в  вокальных конкурсах. Мальчики,  которые занимаются пением серьёзно,  в идеале должны хотя бы раз в погода  показываться фониатру. У девочек  мутация происходит проще и легче,  так как и рост голосовых связок менее  значителен, и увеличение гортани не  настолько заметно. Нагрузка на голос. Обычная и  нормальная для  профессионала нагрузка на голос ­ это  пение в течение дня на протяжении 3­4 часов с небольшими перерывами. Это  теория. На практике часто бывает  больше. Иногда ­ гораздо больше.  Но на этапе обучения вокальная  нагрузка 3­4 часа в день может  считаться максимальной. А если вы  только­только начинаете учиться петь, делаете свои первые шаги, час в день ­  более чем достаточно.  Однако, меня всегда умиляли  преподаватели вокала, которые  считали дополнительный час пения в  неделю(!) значительным увеличениемнагрузки на голос для вокалиста.  Действительно большая нагрузка (для  профессионала) ­ 6 и более часов  пения в день с перерывами. Самый сложный для голоса режим ­  сочетание пения и громкой речи.  Сочетание пения и крика ­ режим,  убийственный для голоса. В моём  случае голос в таком режиме  "кончается" в течение часа. При усталости голоса. Молчите. Это  самый надёжный рецепт. Хорошо  отдохните и выспитесь! Не ленитесь  использовать кальций и витамины (об  этом подробнее ниже). Питание, витамины, вредные  привычки Перед пением не употребляйте:  шоколад,  орехи, семечки,  мороженое,  чипсы,  напитки с газом, особенно сладкиегазировки. Питайтесь правильно: включайте в  свой рацион достаточное количество  белка и не забывайте про витамины,  особенно группы B. При повышенных нагрузках на  голос фониатры рекомендуют  препараты кальция, например, Кальций Сандоз (растворимые шипучие  таблетки, принимать по 1000 мг в  сутки, лучше во время еды), витамины  группы B, женьшень, элеутерококк. Отдых для голоса ­ это молчание. Если хотите, чтобы голос эффективней  отдохнул ­ не слушайте музыку,  особенно вокальную. Известно, что  голосовые связки неосознанно,  непроизвольно напрягаются, когда вы  слушаете музыку. Это называется  пассивным пением. Если голос очень  устал ­ не разговаривайте, даже  шёпотом, и не переписывайтесь в чатах и соцсетях (связки и при этом  "работают"!). Полное молчание и  тишина! Петь лучше не на голодный желудок,но и не на переполненный. Если вы  занимаетесь пением, вы наверняка уже  почувствовали это сами. Считается,  что оптимально принимать пищу за 2­3 часа до пения. В реальной жизни ­  как  получится) Но перед выступлением  действительно стоит позаботиться о  том, чтобы покушать заранее)) Голос и алкоголь Про вред алкоголизма я писать не  буду. Понятно, что алкоголь может  разрушить вашу жизнь. Многие  талантливые певцы спивались и  переставали быть талантливыми. Но  сейчас немного о другом. Напишу  несколько слов об употреблении  небольшого количества крепких  алкогольных напитков перед пением  (как правило, это коньяк). Многие  певцы интуитивно поняли, что крепкий алкоголь влияет на работу голосовых  связок, и есть иллюзия, что влияет  благоприятно. Нет! Ни в коем случае  не употребляйте алкоголь перед  пением ­ хотя бы потому, что не нужно и нельзя ни репетировать, ни выходить  на сцену в состоянии алкогольного  опьянения, даже незначительного!!!Лишь в экстренных случаях,  если голос звучит плохо, если голос  уставший, севший, а петь НАДО,  возьмите несколько граммов коньяка,  глотните медленно, постарайтесь как  бы прополоскать связки ("как бы",  потому что реально это сделать не так  просто). И у вас есть шанс чуть­чуть  реанимировать голос. Но помните, что  эта мера ­ крайний, экстренный  случай! Она вредна для голоса, ни в  коем случае не прибегайте к ней часто! Такая тонизация даёт лишь временный  эффект, затем наступает  пересушивание связок и потеря  эластичности. Курение и голос Влияет ли курение на голос? Если  совсем честно, ответ не будет  однозначным. Да, бывали случаи, мне  приходилось наблюдать у своих  учеников т.н. "прокуренные" голоса.  Они грубые, имеют характерный сип,  некую надломленность. Часто  абсолютно отсутствует звонкость,  полётность. Если человек курит много  лет, несмыкание связок у него  случается гораздо чаще, чем унекурящих. Но, не буду скрывать, мне  приходилось встречаться с людьми,  которые курят много лет, и на голосе  это как будто абсолютно никак не  сказывается. Присутствует и яркий,  сочный тембр, и здоровый звонкий  голос.  Курение может оказывать крайне  пагубное влияние на голос ­ на его  тембр и здоровье в целом. А может и  не оказывать. Хотите испытать судьбу? Курение наносит вред слизистым  оболочкам дыхательных путей и  лёгких, табачный дым сушит связки.  Вы можете продолжать курить до тех  пор, пока не отметите, что голос  меняется. Но скорее всего, вы не  сможете отметить первые  незначительные изменения, а когда  голос изменится в значительной  степени, эти процессы уже будут  необратимы... Дыхание и пение Певческое дыхание Наверняка вы слышали,что правильное дыхание при пении ­  это дыхание животом. И не только при пении! Я знаю, что и будущих актёров  учат дышать так же, такой же тип  дыхания используется при игре на всех духовых инструментах. Но как именно  нужно дышать животом, я расскажу на  этой странице. Хотя бы чему­то можно  самостоятельно научиться с помощью  статей в интернете!)) Да, и я вам  постараюсь помочь) Осваивая  упражнения на развитие  правильного певческого дыхания, вы,  по крайней мере, не напоёте себе  узелков на связках и не наделаете  проблем) Физиологически различают  несколько типов дыхания: 1. Верхнерёберное, оно же  ключичное, оно же клавикулярное  дыхание. 2. Среднерёберное, кастальное или  грудное дыхание. 3. Нижнерёберное, оно жеабдоминальное, оно же брюшное  или диафрагматическое дыхание. Первый тип ­ ключичное дыхание ­  характеризуется преимущественно  участием плеч и ключиц: при вдохе  плечи поднимаются, и это заметно.  Кислород в этом случае поступает по  большей части лишь в верхушки  лёгких. Участие диафрагмы  незначительно. Считается, что  физиологически так дышат школьники  и женщины. При втором типе дыхания  преобладают движения средних рёбер  и грудной кости: более всего заметно  движение в груди ­ "вздымается  грудь".  Нас в своё время учили, что  так дышат младенцы и подростки. При брюшном дыхании движется  только живот, в значительной степени  подключается диафрагма (но её  движение мы не увидим и  почувствовать в большинстве случаев  не сможем), а воздух  наполняет нижние части лёгких.  Считается, что так дышат мужчины.Самое удивительное и невероятное,  что за 10 с лишним лет обучения  пению я не видела ни одного человека,  который бы пришёл и изначально  дышал животом!!! Даже взрослые  мужчины чаще всего дышат плечами.  Есть женщины, которые  физиологически дышат грудью, но и  женщины чаще всего дышат  клавикулярно. В общем, с этим полная беда. Певческое дыхание ­ вопрос,  актуальный для 99,5% людей, которые  учатся петь. При пении правильным типом дыхания считается смешанный кост­ абдоминальный тип, который  предполагает брюшное дыхание с  некоторым подключением дыхания  грудного. В первую очередь важно  именно брюшное, диафрагматическое  дыхание! Поэтому мой вам искренний  совет опытного преподавателя:  учитесь дышать животом! Научитесь  дышать животом, и лишь потом можно  чуть подключить грудь! Упражнения. Перейдём от теории к практике.Подойдите к зеркалу. Положите руки  на живот. На середину живота, в  районе пупка. Вдохните и заметьте, где вы видите небольшое движение.  Скорее всего, вы увидите движение в  районе плеч или груди. Это  неправильное дыхание. То есть,  конечно, петь вы сможете, только этот  тип дыхания будет вам мешать. Также стоя перед зеркалом, также  положив руки на живот (плечи при  этом расслабьте, опустите),  постарайтесь вдохнуть так, чтобы  движение было только в животе.  Чтобы живот толкнул ваши руки чуть  вперёд. Буквально на пару  сантиметров. При это плечи и грудь не  должны двигаться ­ ни на миллимметр! В плечах не должно быть и  микроскопического движения!!!  Представьте себе, что в животе у вас  воздушный шарик, и он слегка  надувается (так детям объясняют)).  Живот двигается чуть вперёд. Плечи и  грудь не шелохнутся. Получилось? У большинства  получилось!Не получилось? В плечах по­прежнему есть микроскопическое, но движение?  Ок! Тогда представьте, что вашу  макушку, и плечи, и грудь ­ всё залили  цементом, и только живот остался  свободным, только животом вы  можете двинуть :­D Нет, серьёзно,  должно помочь. Вам всего лишь нужно добиться, чтобы при вдохе двинулся живот ­ слегка  вперёд, двигая вашу руку. Буквально  на 1­2 сантиметра, больше и не нужно!  При этом ни в коем случае не  допускайте движения в плечах! Если всё равно не очень получается,  попробуйте лечь. Не двигайте плечами  и грудью, двигайте только животом.  Знайте: вдохнуть животом могут  абсолютно все!!! Вне зависимости от  возраста и прочих ваших уникальных  сторон и качеств! Получилось? Ура! Я в вас верила!!!  Повторите опус стоя перед зеркалом.  Продемонстрируйте упражнение  домочадцам! Получается?  Прекрасно!!! Но не обольщайтесь! Только лишь выначнёте петь и подумаете о чём­то  другом, кроме дыхания, например, о  высоте ноты, гарантирую вам, вы снова вдохнёте неправильно, снова начнёте  пользоваться своим физиологическим,  обычным типом дыхания! За  правильным дыханием нужно всё  время следить! Пока это не  превратилось в навык: в умение,  которое вы используете при пении уже  бессознательно!!! В этой статье я не буду касаться  вопроса постановки звука "на  дыхание" и пения на опоре. Считаю,  что здесь уже нужен контроль  профессионала, иначе можно наделать  бед. Но остались ещё несколько вопросов  относительно того, как именно нужно  дышать при пении. 1. Носом или ртом? В вокальной  литературе нет однозначного  мнения и нет согласия  специалистов. Одни говорят,  нужно дышать обязательно ртом,  другие ­ исключительно носом!Моё мнение таково. Лучше  дышать носом ­ если нет каких­ либо затруднений с носовым  дыханием ­ например,  заложенности носа. Если вы  духовик и привыкли дышать ртом,  переучиваться и "ломать" себя не  стоит ­ при пении вполне  допустимо дышать ртом.  2. Как много воздуха следует брать  при пении? Не берите много  воздуха! Ваш вдох при пении  должен быть таким же по объёму,  как и обычный вдох в состоянии  покоя.  3. Как быстро следует дышать ­ то  есть как быстро нужно втянуть в  себя этот "обычный для себя"  объём воздуха? Это зависит от  темпа произведения ­ в быстром  произведении вы дышите быстрее,  в медленном ­ более плавно и  медленно. Не циклитесь на этом.  Следите лучше, чтобы плечи недвигались, а двигался только  живот. Что даёт правильное певческое  дыхание:  Воздух, который вы вдохнули,  более контролируемый. Вы  можете более экономно  расходовать его, лучше управлять  им.  Если тип певческого дыхания  правильный, выдох может быть  гораздо более длительным, чем  при неправильном типе дыхания.  Вдох, наполняющий воздухом  нижние доли лёгких, способен  создать в перспективе "столб"  воздуха (повышенное давление в  бронхиальном дереве!), который  при прохождении через голосовые  связки заставит их колебаться с  большей амплитудой, а значит,  будет способствовать более  яркому и сильному звуку.Собственно, без правильной  техники дыхания невозможно  пение на опоре, пение на дыхании!  Но это уже отдельная тема... Сложно не процитировать в конце этой статьи известную фразу "Искусство  пения ­ это искусство дыхания".  Только, если честно, отражает она  лишь одну из сторон этого  сложнейшего искусства. Само по себе  правильное певческое дыхание не  обеспечивает вам красивое и  правильное пение, научиться  петь непросто, но без правильного  дыхания красивое и правильное пение  вряд ли возможно!  Распевка Распевание Первая часть статьи ­ теоретическая ­  вряд ли будет интересна  профессионалам, они и без того всё  прекрасно знают. Переходите сразу к  нотам распевок, листайте ниже! Начинающим теоретическая часть к  изучению обязательна!Распевание перед пением имеет три  основные функции. 1. Распевка ­ как разминка перед  тренировкой. Перед тем, как начать  тренировку, мы подготавливаем к ней  организм, приводим его в тонус,  разогреваем мышцы для того, чтобы  они были эластичными и могли  безопасно растягиваться, чтобы  движения стали более управляемыми:  всё это делается для того, чтобы  избежать травм. Распевание перед  пением имеет абсолютно то же  назначение. В теле голосовых  складок находятся мышцы, которые  так и называются ­ мускулис вокалис.  Именно их и нужно разогреть перед  основным занятием, основной  вокальной работой. Разогретые  голосовые связки гораздо лучше и  приятнее управляются, они более  послушны. И распеванием мы в  значительной степени предохраняем  голосовой аппарат от какого­либо  травматизма.2. Распевка ­  это набор вокальных упражнений. Эти  вокальные упражнения не только  разогревают мышцы и голосовой  аппарат, но могут и решать различные  вокальные задачи. Первая и главная  такая задача ­ расширение диапазона.  К высоким и к низким нотам можно и  нужно подходить лишь  последовательно. На вокальных  упражнениях могут решаться задачи  развития музыкального слуха,  координации между слухом и голосом. Вокальные упражнения прекрасно  формируют основные вокальные  навыки, начиная с кантилены и  заканчивая ровностью диапазона,  позволяют проработать различные  штрихи, приёмы. Навыки,  наработанные на вокальных  упражнениях, затем используются впении произведений. 3. Распевание позволяет  певцу настроиться, сосредоточиться,  сконцентрироваться, включиться в  процесс, попасть "на нужную волну",  подготовиться к занятию  психологически: забыть о проблемах и  делах, привести голову в порядок:) Основные правила распевания 1. Нельзя приступать к пению  высоких нот, предварительно не  распевшись, не разогрев связки. 2. Распевание начинают с примарной  зоны ­ с середины вашего  диапазона. 3. Сначала идут по хроматической  гамме вверх, затем, не дожидаясь  предельно высоких нот, которые  певец взять просто не может,  спускаются вниз. 4. Как правило, упражнения в начале  распевки имеют небольшой  диапазон: можно начинать сраспевок на одной ноте или в  диапазоне терции, затем  переходить к вокальным  упражнениям в диапазоне квинты,  в конце распевки доходить до  упражнений в диапазоне октавы и  более. Всё это зависит от уровня  профессионализма певца.  Начинающий вряд ли справится  с октавными упражнениями даже в конце распевания. 5. Длительность и сам набор  упражнений для распевки  определяется, конечно же, исходя  из конкретных задач. На  начальных этапах обучения  вокальные упражнения могут  составлять достаточно весомую  часть урока вокала. 6. Если вы начали петь, и слышите,  что голос сегодня "как­то не  звучит", распевайтесь более  последовательно, более аккуратно, в более щадящем режиме иотведите распевке больше  времени, чем обычно. 7. Нет никакого смысла петь на  распевке тихонечко и не в полный  голос, так как в таком режиме  ваши связки не разогреются. Если  распеться необходимо, но громкие звуки издавать из­за каких­то  обстоятельств категорически  нельзя, можно распеваться с  закрытым ртом (это не столь  эффективно, но может  пригодиться иногда как выход из  положения). При распевании  нужно петь в полный голос, но  необходимо избегать и  форсированного звука (нарочно  предельно громкого и уже  некрасивого), а также жёсткой  атаки звука (резкого  акцентированного начала ноты) и  перехода на крик. 8. Обязательно ли менять  упражнения в каждом распевании?Вовсе нет. Можно распеваться на  одних и тех же любимых и  удобных упражнениях. А можно и  менять, чередовать распевки,  чтобы решать необходимые  задачи. Отличается ли распевка для  высокого голоса от распевки для  голоса низкого? По сути нет. Можно использовать  одинаковые распевки. В любом случае  распевание должно начинаться с  центра, с середины голосового  диапазона певца. Распевание для  разных певческих голосов может  отличаться только исходя из  конкретных задач. Например, для  лирико­колоратурного сопрано  значительное место в распевании  должны занимать упражнения в  быстром темпе, направленные на  выработку лёгкости и подвижности  голоса. Для низких голосов более  актуальна работа над тягучестью,  кантиленой ­ эти задачи решаются в  медленных темпах.Распевки для детей Вокальная работа с детьми  подразумевает ещё более щадящее  отношение к голосовому аппарату.  Необходимо также корректировать её  в мутационный период. Что касается  распевок для детей, можно  использовать все те же самые  вокальные упражнения, что и при  работе со взрослыми, разбавляя их при необходимости упражнениями с  шуточными, детскими текстами. Распевка для начинающих В этом случае используются  упражнения небольшого диапазона:  распевки на одной ноте, на двух­трёх  соседних нотах, в конце распевания  упражнения могут захватывать квинту, но не подразумевать решение сложных  технических задач. Избегайте большой  длительности и высокой  интенсивности занятия. Здесь важно не количество, а качество! Ни один  адекватный педагог по вокалу не  порекомендует самостоятельно  заниматься развитием голоса. Вам  нужен профессиональный контроль.Распевка для вокалистов ­ отличается ли она  от распевки для хора? Практически  нет. Можно смело использовать одни и те же упражнения. Отличие лишь в  том, что работа в хоре более  стандартизированная, а в вокале  распевки подбираются более  индивидуально, чтобы решать  конкретные для человека,  индивидуальные задачи. Прокомментирую одно устойчивое, но  неправильное выражение. Распевка для голоса. Распевки не для голоса... не бывает. Наверное, потому  что именно голос мы используем для  пения, и ничто иное! Поэтому  "распевка для голоса" ­ это абсолютно  неграмотное выражение, не  используйте его! Распевки ­ ноты Сначала размещаю ноты, а ниже ­  комментарии. Нумерацию сделала для удобства ­  если с кем­то будете обсуждать,  нумерация пригодится. Или вы можетедоговориться с учеником, что в  следующий раз работаете с  упражнениями под такими­то  номерами.  В целом я старалась поместить  упражнения в порядке от более  простого к более сложному, но всё  индивидуально: у одного певца может  легко получаться то, что с трудом  даётся большинству, и наоборот, не  получаться какие­то простые вещи. Для начинающих акцентирую внимание на том, что распевки постепенно, с  шагом в малую секунду, то есть со  смещением на пол­тона, перемещаются вверх, а затем вниз. 1)  "Ми­мэ­ма­мо­му". Одна из моих  любимых распевок для начинающих.  Гласные располагаются  последовательно от близких и светлых  к глубоким и тёмным. Удобно при  необходимости проработать отдельные гласные ­ их форму. На начальном  этапе упражнение  помогает объяснить понятия легато и кантилены, оченьудобно для начинающих и тем, что  построено всего на одной ноте.  Основные задачи: вести к последней  ноте, петь не отдельно 5 нот, а целую  фразу. Петь сквозь согласные,  проговаривая "м" очень быстро и  мягко, наполнять голосом, звуком  каждую гласную. Некоторые педагоги используют  усложнённый вариант: "бри­брэ­бра­ бро­бру". 2) Диапазон терции, что удобно для  начала распевания. Гласный "и" часто  используется в распевках, потому что  он "достаёт" звук, делает его более  ярким. Но если "и" ­ основной гласный в упражнении, всё же следите, чтобы  он не звучал слишком резко и плоско.  Последнюю ноту не "грузите",  подставьте её аккуратно. 3) Чуть усложнённый вариант  предыдущей распевки. На второй нотеувеличьте зевок! Не отрывайте ноты  друг от друга. 4) Удобная распевка, вырабатывающая  кантилену. На этом вокальном  упражнении я часто объясняю понятие  зевка, в этом случае поётся "А". Если  учащийся поёт несмело и не в полный  голос, прошу сделать его крещендо на  первой ноте: "Правильно сформируйте первую ноту: обязательно нужно  открыть рот, сделать зевок, можете  взять первую ноту аккуратно, а если  чувствуете, что всё в порядке, что  взяли ноту удобно, делайте в ней  крещендо, чтобы в конце этой длинной ноты вы пели уже в полный голос, пели максимально громко!" Не забывайте следить, чтобы нижние  ноты не звучали грубо и грузно. 5) Эта распевка в вокальном плане  является лишь усложнением  упражнения, которое опубликовано  выше. Здесь добавляется болеевысокая вторая нота, затем также идёт нисходящее движение. Задачи,  соответственно, остаются прежними,  плюс добавляется задача увеличить и  объём, и зевок на второй ноте. Не  нужно заново формировать вторую  ноту, нужно лишь увеличить форму,  сделанную для первой. 6) Аналогично и здесь: даже при пении с  закрытым ртом форма второй ноты  должна отличаться от формы ноты  первой. 7) Довольно удобная распевка. Хорошо и  мягко сказать "л" в начале, затем  мгновенно открыть рот, свободно и  быстро опустив нижнюю челюсть.  Короткий вдох в месте, отмеченном  запятой. Последнее "лё­о­о" ­ тенуто,  не стаккато. 8)Пойте активно, и вы почувствуете  движение диафрагмы. Перед каждой  шестнадцатой ноткой удобно делать  маленькую паузу.  9) Эта распевка в быстром темпе не  только хорошо разогревает связки, но  и прекрасно подходит для расширения  диапазона. На верхней ноте следите,  чтобы челюсть мгновенно "падала"  вниз, на верхних нотах это особенно  важно. 10) Это упражнение я использую в первую  очередь для работы с гортанью: на  первой нижней ноте нужно опустить  гортань, а далее оставить её в том же  положении. Усложнённый вариант: всё то же самое без паузы. 11) Удобное упражнение. Возьмите  быстрый темп, стремитесь сделать какбы волну сначала к верхней ноте,  потом от неё, то есть спеть одним  движением наверх, одним движением  вниз. Не забывайте добавлять объём  перед верхней нотой. Не отрывайте  ноты друг от друга, особенно  верхушку. Слоги запросто можно  менять. 12) Вокальное упражнение на лёгкость,  которое можно использовать для  развития диапазона. Все ноты, кроме  последней, исполняются staccato.  Стаккато должно быть достаточно  активным ­ в этом случае вы  почувствуете движение диафрагмы. 13) Пойте достаточно активно, и вы  почувствуете движение диафрагмы. 14) Упражнение, развивающее кантилену,