Забавно наблюдать за людьми, которые не понимают, в насколько шумном мире мы живём…
Пока у них не появляется своей студии звукозаписи.
Все эти фоновые шумы, которые мы не замечаем…
Внезапно становятся очевидными, когда их записывает качественный конденсаторный микрофон.
Из этого следует вопрос, который задают все новички:
Как мне звукоизолировать помещение?
И в сегодняшнем посте я на него отвечу.
Начнём. Первое…
Чего НЕ делает звукоизоляция
Зачастую новички спрашивают про звукоизоляцию, на самом деле имея в виду акустическую обработку.
Как звукоизолировать помещение домашней
студии звукозаписи
Забавно наблюдать за людьми, которые не понимают, в
насколько шумном мире мы живём…
Пока у них не появляется своей студии звукозаписи.
Все эти фоновые шумы, которые мы не замечаем…
Внезапно становятся очевидными, когда их записывает
качественный конденсаторный микрофон.
Из этого следует вопрос, который задают все новички:
Как мне звукоизолировать помещение?
И в сегодняшнем посте я на него отвечу.
Начнём. Первое…
Чего НЕ делает звукоизоляция
Зачастую новички спрашивают
про звукоизоляцию, на самом деле имея в
виду акустическую обработку.Проясним побыстрому:
Звукоизоляция
тише, блокируя внешние шумы, а…
делает комнату
Акустическая обработка позволяет добиться
лучшего звука на записях, поглощая излишние
окружающие шумы.
В идеале, в любой студии звукозаписи должно быть и
то, и другое. Но если вам нужна именно акустическая
обработка… то вам в этот пост:
Основы акустической обработки: как сделать
так, чтобы ваша комната зазвучала
Если же нет, то продолжим…
Для чего нужна звукоизоляция
Когда помещение идеально изолировано:
1. внешние шумы остаются снаружи и не мешают
записи.
2. внутренние шумы остаются внутри и не
беспокоят соседей.
Но пока вы не запишетесь в неизолированной комнате,
вы не почувствуете, сколько на самом деле шума
вокруг. Например:1. Обычные внешние шумы — это люди, машины,
погода, коммуникации.
2. Обычные шумы оборудования — это
компьютерные вентиляторы, стойки для
оборудования и кондиционеры.
3. Звуки ударов — это шаги и вообще что угодно,
контактирующее с полом.
Всё это потенциально угробит ваши записи. Далее в
посте я расскажу, как справиться с внутренними
шумами…
Но для начала давайте разберёмся с шумами
внешними, используя…
4 метода звукоизоляции
Процесс звукоизоляции помещения — это комбинация
из 4 действий:
1. Добавление массы
2. Гашение колебаний
3. Устранение связей
4. Заполнение воздушных промежутков
Вот как это работает:1. Добавление массы/плотности
Для того, чтобы звук не проникал и не выходил из
комнаты…
Стены комнаты должны быть оченьтяжёлыми… чтобы
не вибрировать от энергии звука.
Создавая комнату с нуля, можно увеличить массу
стены, просто делая её толще из плотного материала
вроде бетона.
Но чтобы добавить массу в существующую комнату,
можно использовать такой материал,
как нагруженный винил, также известный как
ш умоблок — (Amazon), являющийся стандартным
решением как для профессиональных, так и
самодельных проектов.Чтобы измерить, насколько материал хорош для
звукоизоляции, используется такой критерий,
как класс перемещения звука (КПЗ). У твёрдых
материалов вроде бетона КПЗ выше, а у мягких
изоляционных КПЗ будет ниже.
Вот что значат эти цифры:
20–30 — плохо
30–40 — средне
40–50 — хорошо
Другой используемый критерий, известный как потери
при передаче звука(ППЗ), который некоторые
считают лучшим, поскольку он измеряет изоляцию в
дБ на конкретных диапазонах частот…
В отличие от КПЗ, использующего один показатель
для всего частотного спектра, что может вводить в
заблуждение, говоря о фактических характеристиках.
Далее…
2. Гашение колебанийКак и добавление массы, гашение колебаний — это
метод звукоизоляции, рассеивающий кинетическую
энергию звуковых волн, превращая её в тепло.
Green Glue (Amazon) сейчас считается самым
эффективным составом для гашения колебаний.
Нанося Green Glue между двумя жёсткими панелями,
такими как гипсокартон, фанера или
древесноволокнистыми плитами средней жёсткости
(ДВП), используя два тюбика на каждый лист
размером метр на два…
С лёгкостью можно создать импровизированный
звуковой барьер для вашей студии, который можно
разместить в любом месте комнаты, будь то пол,
потолок, стены или даже дверь.Далее…
3. Устранение связей
Когда 2 конструкции в вашей комнаты
соприкасаются…
Вибрации могут свободно передаваться от одной к
другой, только усугубляя проблему.
Устранение связей — это процесс блокировки этого
перехода путём изолирования точек соприкосновения,
обычно слоем плотной гибкой резины.
Другие примеры устранения связей:
плавающий пол — используя резиновые
изоляторы, такие как Auralex UBoats. двойные стены — оставляющие воздушный
просвет для блокировки звука. Их можно сделать
более эффективными, добавляя изоляцию в
свободное пространство.
изолирующие слои —
используя виброизолирующие
опоры и несгибаемые зажимы для создания
“плавающих” стен/потолка.
изолирование болтов на полу/стенах/потолке —
уплотняя соединение прокладкой.
Используя сочетание этих техник, любой возникающий
резонанс остаётся в своём источнике, а не усиливается
окружающими поверхностями.
Далее…
4. Заполнение воздушных промежутковПоследняя задача звукоизоляции — удостовериться,
что все микротрещины и дырки в комнате заделаны и
герметичны.
Потому что даже выполнив 3 первых задачи, любые
открытые пространства позволяют звуку пробираться.
3 самых популярных инструмента для закупоривания
щелей:
Акустический герметик (Amazon), который
можно использовать для закупоривания любых
трещин в комнате, да и вообще любых щелей. Этот
тип герметика остаётся мягким и гибким, поэтому
промежутки заделываются навсегда. Поролоновая прокладка для заполнения
воздушных промежутков возле розеток, окон,
дверей и т. д.
Автоматическая нижняя часть двери (Amazon),
блокирующая зазор между нижней частью двери и
полом.
Это — краткое изложение основ звукоизоляции.
Сейчас вы должны интересоваться…
Звукоизоляция РЕАЛЬНО нужна?
Как видите, звукоизоляция комнаты — сложная
задача, для которой нужны время, деньги и навыки,
которых у большинства из нас попросту нет.
Поэтому большинство домашних студий полностью
пропускают этот пункт или просто делают максимум,
исходя из своего бюджета. И это хорошо…
Потому что хоть внешние шумы могут быть
раздражающими, они происходят время от времени, и
в течение дня можно найти время, чтобы спокойно
поработать и без какойлибо звукоизоляции.
Внутренние шумы, с другой стороны, вроде
издаваемых вашим компьютером, постоянны… ипоэтому гораздо труднее найти подходящее решение
этой проблемы.
Поэтому далее…
Как убрать компьютерный шум с записей
В наши дни, когда однокомнатная компоновка — это
норма…
Компьютерный шум — это болезнь практически всех
домашних студий…Поскольку микрофоны и компьютер сосуществуют
рядом.
Если это — проблема, с которой вы тоже боретесь…
Вот 5 возможных решений:
1. Максимально разделите звуки
Хоть это и не решит проблему полностью…
Максимальное разделение звуков между
компьютером и микрофоном может как минимум
снизить уровень шума до допустимого уровня.
Вот как это делается:
1. Увеличьте расстояние, разместив компьютер в
одном конце комнаты, а микрофоны — в другом.
2. Поработайте с углами, развернув микрофон от
компьютера и используя по возможности
микрофоны с кардиоидной диаграммой
направленности.
3. Используйте динамические микрофоны,
работающие с низким гейном и менее
чувствительные к высокочастотному звуку
компьютеров.4. Используйте акустическую обработку, особенно
ЗА исполнителем, где микрофон наиболее
чувствителен, так, чтобы любой отражённый
компьютерный шум поглощался. Акустические
экраны — тоже хороший вариант.
Если этих вариантов недостаточно для решения
проблемы, то…
2. Используйте подставку для ноутбука
Медицинский факт: когда ноутбуки нагреваются,
включаются шумныевентиляторы.
Поэтому отличный способ держать ноутбук в холоде
— использовать подставку…
Приподнимающую ноутбук над столом, позволяя
воздуху проходить снизу.Вентилятор всё равно будет включаться, но не так
часто.
И учитывая низкую цену такого устройства, это стоит
того.
Далее…
3. Купите изоляционный короб
Isobox, изображённый справа, — это стойка премиум
класса, решающая несколько проблем, с которыми не
справляются обычные студийные стойки.
Проблема компьютерного шума решается
звукоизолирующим корпусом, защищающим от
перегрева благодаря тихому вентилятору и сиреной,
предупреждающей о возникновении проблем.Как вы можете догадаться, Isobox очень популярен в
крутых студиях… поскольку это, возможно,
идеальное решение для всех, кто может себе
позволить купить их за бешеные деньги.
Для тех, кто не может, вот альтернативный
вариант…
4. Соберите свой изоляционный короб
Он, может быть, будет выглядеть не так прикольно,
как настоящий Isobox…
У многих получилось построить свой изоляционный
короб из фанеры и акустического поролона.
Вот видео, где показано, как можно собрать свой
короб (англ.яз.): (этот чел использует его для
гитарного усилителя, но такой же можно сделать
и для компьютера)
Если вы БУДЕТЕ пробовать… ПРЕДУПРЕЖДАЮ:
Каждый раз, когда вы помещаете компьютер в такой
корпус, вы рискуете перегревом. Конструируя свой,
обязательно продумайте вентиляцию, и собирайте на
свой страх и риск.
Понятно? Хорошо.И последний способ…
5. Используйте несколько комнат
Что хорошо в профессиональных студиях…
Когда у вас несколько комнат, вам проще не мешать
микрофонам компьютерным шумом.
Дома, однако, лучшее, что вы можете сделать, —
переместить компьютер в соседнюю комнату.
Конечно, это работает только с настольными
компьютерами… и возникает сложная ситуация, когда
вам надо протягивать компьютерные кабели на
большее расстояние.
Нет какойто одной стратегии, которая работала бы со
всеми комнатами, но люди обычно делают так: Ставят компьютер в шкафчик в той же
комнате
Покупают удлинители кабелей, чтобы
прокладывать их в другую комнату
Используют Apple AirPlay для соединения
компьютера и телевизора по вайфаю
Сверлят дырки в стенах, чтобы проводить
короткие кабели в соседнюю комнату
(возможно, лучший вариант)
Поэтому вам лучше посмотреть планировку вашей
комнаты и решить, что из этого вам подходит больше.
Далее…
Как не записывать шум кондиционераЕщё один “внутренний шум”, от которого страдают
студии, — это шум от кондиционера.
Если вы живёте в месте с тёплым климатом, то вы
наверняка знаете, как ужасно записываться в жаркой
душной комнате.
И вы можете подумать, что проще всего выключить
кондиционер, когда вы записываетесь…
Когда вы попробуете, вы поймёте, как это трудно. Когда он включён, вы забудете его выключить,
и запишете шумный, но по остальным
показателям идеальный трек.
Когда он выключен, вы забудете его включить
и не вспомните, пока не станет жарко, как в
аду.
И когда все постоянно отвлекаются на кондиционер,
то забывают о поставленной задаче. И хотя
это работает, это — не долгосрочное решение.
Предполагая, что вы уже сделали 4 шага
к максимальной акустической изоляции, чтобы
избавиться от компьютерного шума… а
кондиционер всё равно слишком громкий…
Вот что я посоветую:
1. Заделайте щели
Многие не знают этого… но большая часть шума от
кондиционера идёт не от самого устройства, а из
внешнего мира.
В оконных кондиционерах каждая маленькая щель
позволяет звуку просачиваться внутрь.Поэтому убедитесь, что они все заделаны. При
необходимости обратитесь к мастеру, чтобы
переустановить его.
2. Уберите клапаны
В центральных кондиционерах проблема иногда не в
компрессоре или вентиляторе, а в клапанах.
Некоторые клапаны грохочут от потока
воздуха.
Другие резонируют, когда играет музыка.
Поэтому от греха подальше уберите клапаны,
закрывающие воздуховоды в комнате.
Побочным положительным эффектом будет более
эффективное охлаждение благодаря лучшему
воздушному потоку, позволяя вам включать
кондиционер на меньшей мощности.
3. Установите гаситель звука
Как и самодельные изоляционные короба, о которых
мы говорили раньше, простой гаситель звука
кондиционера можно сконструировать из фанеры,
поролона и лёгкого движения рук.
Для примера, как это может выглядеть…Вот диаграмма, идеально иллюстрирующая концепт,
которую я нашёл на сайте Auralex:
Как и любой совет в этом посте, гасители звука
работают ПОХОЖЕ, но не СОВСЕМ.
И если 3 предыдущих совета вместе не могут решить
проблему, то, может быть, ваш кондиционер не
работает как надо.
Поэтому далее я вам помогу найти новый.
Начнём с…4 типа кондиционеров
Все домашние кондиционеры относятся к одной из
четырёх категорий:
1. Мобильные
2. Оконные
3. Центральные
4. Сплитсистемы
Вот в чём разница между ними:
1. Мобильные кондиционеры
Изза лёгкости перемещения и отсутствия
необходимости установки мобильные
кондиционеры кажутся отличным вариантом для
домашней звукозаписи…
Но на самом деле… это — худший вариант из
четырёх. Вот почему:1. Они не всегда хорошо охлаждают комнату.
2. Они на удивление дорого стоят.
3. Они не осушают воздух, как другие модели.
4. Самое ужасное… они ШУМНЫЕ.
Поэтому если вы используете мобильный
кондиционер, я советую поискать чтото ещё.
2. Оконные кондиционеры
По сравнению с мобильными
моделями, у оконных кондиционеров есть несколько
преимуществ:
Наружный сток осушает комнату.
Они дешевле.
Они менее шумные.
Я говорю МЕНЕЕ шумные, потому что каждый
оконный кондиционер, которым я пользовался, всё
равно был слишком шумным для записи. Хотя
некоторые источники сообщают, что новые модели
стали гораздо тише.Как бы то ни было, они всё равно далеки от идеала.
3. Центральные кондиционеры
ОГРОМНЫЙ шаг вперёд по сравнению с оконными
кондиционерами, центральные
кондиционерыохлаждают весь дом, а не только одну
комнату.
Большое преимущество этой конструкции —
компрессор, располагающийся не в комнате, далеко от
микрофонов…
Что в теории должно дать вашей студии очень тихое
решение для охлаждения студии.
Однако… в доме ДОЛЖНЫ БЫТЬ качественные
воздухозаборники для адекватного потока воздуха с
минимальным шумом.
К сожалению, в большинстве домов ужасные
воздухозаборники, а в некоторых их вообще нет.К счастью, есть ещё вариант…
4. Сплитсистемы
Гибрид оконного и центрального
кондиционеров, сплитсистема состоит из двух
блоков:
внешнего
внутреннего
Для студии, которой нужно тихое охлаждение, сплит
системы — идеальный вариант, поскольку, как и
оконные кондиционеры…
им не нужны воздухозаборники, поэтому их
легко устанавливать.
они охлаждают только одну комнату, поэтому
стоят дешевле центральных кондиционеров.
А их сходство с центральными кондиционерами —
компрессор вынесен на улицу, поэтому внутри
комнаты он шум не создаёт.И хоть я не люблю советовать чтото, чего сам не
пробовал, если вам уж очень нужен совет, с чего
начать, очень тихий кондиционер Mitsubishi MSZ
GE Series выглядит многообещающе.
Вот цитата с сайта производителя:
Наши кондиционеры — одни из самых тихих. Их
уровень шума — 19 дБ. Для сравнения, фоновый шум
в библиотеке — 30 дБ.
Полезный совет: покупайте модель, спроектированную
для комнат, БОЛЬШИХ по размеру, чем ваша. Это
позволит кондиционеру работать на меньшей
мощности для охлаждения ВАШЕЙ комнаты и
оставаться максимально тихим.
И, завершая статью…
Ещё одна мысль о плагинах для шумоподавления
Поскольку шум — это сложный вопрос, когда дело
касается домашней звукозаписи, некоторые люди
перестают париться на эту тему…
И полностью доверяются плагинам для
шумоподавления, которые в последний годы стали
дико популярны.Но с ними есть одна проблема… Они не могут
избавить вас от плохого звука (шума) без ухудшения
качества хорошего звука (музыки).
И они не созданы для этого. Потому что изначально их
придумали для криминалистической звукозаписи…
НЕ для музыки.
Поэтому лучше избавляться от шума ДО того, как он
записывается… не ПОСЛЕ.
И используя собственные сочетания методов, о
которых я рассказал в этом посте, вы не должны
встретить никаких проблем.
Полный гайд по басовым ловушкам для домашних
студий звукозаписиНовички, планируя свою студию, слишком часто…
Забывают о самом важном элементе акустической
обработки…
Которым, разумеется, являются басовые ловушки.
Потому что хоть обычные акустические панели
отлично подходят для поглощения средних и высоких
частот…
Они не так хороши для низов… а это как раз те
частоты, с которыми у большинства студий
звукозаписи возникают наибольшие проблемы…Особенно в небольших помещениях с
большими студийными мониторами.
Также это означает, что… басовые ловушки — это
один из самых сложных элементов, который подошёл
бы “в самый раз”.
Поэтому для того, чтобы вам было проще с ними
разобраться, я расскажу вам обо всём процессе выбора
и покупки.
Первое…
2 категории
2 основных категории басовых ловушек,
использующихся в студии, — это
1. Пористые — использующие материал вроде
поролона для поглощения звуковых волн.
2. Резонирующие — использующие мембрану для
поглощения басовых частот при помощи ответных
колебаний.
Давайте узнаем больше о каждом типе…
1. Пористые поглотителиВы наверняка встречали их раньше, потому что
особенно в домашнихстудиях…
Пористые поглотители — первое, к чему
обращаются при решении проблем с акустикой
помещения.
Они могут быть изготовлены из таких материалов, как:
акустический поролон
стекловата
минеральная вата
Они эффективны в решении обычных проблем, таких
как:
комнатные колебания
стоячие волны
многократное эхо отзывчивость к помехам от динамиков
Они настолько многофункциональны,
поскольку поглощают широкий диапазон частот, то
есть хорошо работают со всем частотным спектром.
Несмотря на гибкость в применении, у пористых
поглотителей есть один БОЛЬШОЙ недостаток: они
не могут поглощать самые низкие частоты, если они
не…
1. очень толстые
2. расположены далеко от стен
Вот почему:
Пористое поглощение наиболее эффективно в тех
местах, где звуковая волна имеет максимальную
скорость, в вашей комнате это расстояние в четверть
длины волны от стены.
Например, волна в 100 Гц имеет длину 3,4 м, поэтому
точка, где она достигает максимальную скорость,
расположена в 85 сантиметрах от стены.
Проблема в том, что немногие комнаты могут
отвести столько места под акустическую обработку.
Поэтому производители делают её очень толстой.И поскольку они дешевле и проще в производстве, чем
резонирующие поглотители… очевидно, почему
пористые поглотители занимают 95% рынка басовых
ловушек.
Далее…
2. Резонирующие поглотители
По сравнению с пористым поглощением, которое
отлично подходит для широкого диапазона частот, но
недостаточно для поглощения басов…Резонирующие поглотители(настроенные ловушки,
узкодиапазонные поглотители) делают наоборот…
Сводя к нулю проблемы с басовыми частотами, но
игнорируя всё в среднем/высоком диапазоне.
В отличие от пористых ловушек, которые лучше
работают, располагаясь далеко от стен…
Резонирующие поглотители (иногда называемые
поглотителями давления) работают возле стен, где
сталкиваются звуковые волны, поскольку там
наивысший уровень давления.
И это хорошо, поскольку означает, что они занимают
гораздо меньше места в комнате.
2 стандартных типа:
1. Резонаторы Гельмгольца, поглощающие басовые
частоты через небольшое отверстие в герметичной
полости.
2. Диафрагмальные поглотители, нейтрализующие
басовые частоты вибрирующей панелью или
мембраной.
Обе системы могут хорошо работать в студии, но
диафрагмальные поглотители гораздо болеепопулярны, поскольку их проще спроектировать и они
занимают меньше места.
Далее…
Как они работают вместе
В большинстве профессиональных
студий пористые и диафрагмальныепоглотители
работают вместе, поскольку у каждого из них есть
сильные и слабые стороны.
Просто изменяя их соотношение, можно
контролировать тип звука, который вам нужен.
Например:
Более сухой “студийный звук” можно
достигнуть большим количеством пористого
поглощения, или…
Рассеянный “живой звук” можно достигнуть
меньшим количеством пористого поглощения,
и большим — диафрагмального.
Некоторые студии даже придумывают “гибридные”
басовые ловушки, использующие и то, и другое.
Один из способов сделать это — разместить пористое
поглощение за резонирующей панелью.Это расширит диапазон поглощаемых частот, но
побочным эффектом будет ухудшение поглощения
средней частоты.
Теперь, когда вы знаете варианты, необходимо
выбрать один…
Выбор ВАШЕЙ стратегии
Для домашних студий обычно советуют
пропустить резонирующие поглотители и
рассматривать только пористые.
Вот почему:
Для эффективного использования резонирующих
поглотителей зачастую требуется индивидуальный
проект, включающий в себя оценку
комнаты, диагностику проблем и сборку особой
басовой ловушки специально под эту комнату.
А если её плохо соберут… то она может быть
полностью неэффективна и даже вызывать проблемы,
резонируя на неправильной частоте.
С другой стороны, пористое поглощение — это
решение “на любой случай”, которое, к тому же,
намного дешевле.Полагая, что вы уже склонились к пористому
поглощению, следующий вопрос — использовать
треугольные угловые басовые ловушки или…
плоские басовые ловушки
Угловые басовые ловушки более тяжёлые, что, как мы
узнали раньше, является одним из способов обуздать
низкие частоты.
Плоские басовые ловушки используют другой способ
поглощения басов, оставляя открытый воздушный
просвет между панелью и стеной. Благодаря этому
можно покрыть больше пространства меньшим
количеством материала.У каждого варианта есть свои преимущества, но на
самом деле… и тот, и другой хороши.
Поэтому далее… я расскажу о лучших моделях
каждого варианта.
Если вы хотите угловые ловушки, посмотрите эти:
Auralex LENRD – (Amazon)
Auralex MegaLENRD – (Amazon)
Auralex ATOM12 System – (Amazon)
Если же вам нужны плоские ловушки:
Auralex Sonolite – (Amazon) Primacoustic Cumulus Corner Trap – (Amazon)
Ultimate Acoustics Beveled Trap – (Amazon)
Выбор отправной точки
Если вы только что посмотрели мои советы и не очень
обрадовались цене… то у вас может встать вопрос:
Как много панелей мне реально потребуется?
Горькая правда: большинству комнат нужно от 20
панелей.
Но поскольку немногие могут себе это позволить, я
советую начать с 4 или 8, а потом добавить…
когда вы сможете их себе позволить и…
если вы сочтёте это нужным.
Далее…
Установка басовых панелейКак и с любым элементом акустической обработки…
То, где вы разместите басовые ловушки, будет
иметь огромноевлияние на их работу.
Обычно басовые ловушки размещают
в трёхсторонних углах помещения (на рисунке
показаны красными точками).
В этом посте я объясняю, почему.
Если у вас есть 8 ловушек, просто разместите их по
углам. Если у вас их только 4, разместите их в
4 верхних угла, чтобы сэкономить место на полу.
Если у вас больше нет, то готово.Если остались ещё ловушки — поставьте их друг на
друга в вертикальных двусторонних углах, как
показано на рисунке ниже.
А если у вас ещё остались ловушки — закрепите их
на верхних двусторонних углах комнаты, как на
картинке ниже.
Теперь поглощение басов в вашей комнате настолько
крутое, насколько это вообще возможно.А поскольку вам не понадобится столько басовых
ловушек, чтобы получить пристойный звук…
Заходить так далеко всегда остаётся на ваше
усмотрение.
ля того, чтобы на записях был хороший звук, вам
НЕОБХОДИМА акустическая обработка. Это
аксиома.
После того, как вы установите басовые ловушки,
следующим шагом станет добавление акустических
панелей.
Но у новичков часто возникают вопросы вроде этих:
Сколько мне понадобится?
Сколько это будет стоить?
Могу ли я сделать свои?
Как их повесить?
Если вы уже дошли до этой стадии…То почитайте полный гайд, который я написал для вас,
чтобы ответить на эти и не только вопросы.
Начнём. Первое…
Выбор стратегии
способа добавить акустические панели в вашу студию
— это
2 основных
1. Самому их собрать — закупиться в
строймагазине, применить навыки обивки… этот
способ, конечно, дешевле.
2. Купить панели — меньше труда, но затратней.
Если вы любите методы, как в передаче “Пока все
дома”, то вы скорее соберёте свои.
А если у вас ещё и руки из правильного места растут,
конечный результат будет гораздо круче, чем все
готовые комплекты, которые можно купить.