Статья: Какие есть вокодеры

  • Занимательные материалы
  • docx
  • 30.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Вокодер (англ. voice coder — кодировщик голоса) — устройство синтеза речи на основе произвольного сигнала с богатым спектром. Изначально вокодеры были разработаны в целях экономии частотных ресурсов радиолинии системы связи при передаче речевых сообщений. Экономия достигается за счет того, что вместо собственно речевого сигнала передают только значения его определенных параметров, которые на приемной стороне управляют синтезатором речи. Основу синтезатора речи составляют три элемента: генератор тонального сигнала для формирования гласных звуков, генератор шума для формирования согласных и система формантных фильтров для воссоздания индивидуальных особенностей голоса. После всех преобразований голос человека становится похожим на голос робота, что вполне терпимо для средств связи и интересно для музыкальной сферы.
Иконка файла материала 9.docx
Какие есть  вокодеры Справочные данные, Статьи о музыке » Всё о звуке » Работа со звуком Вокодер (англ. voice coder —  кодировщик голоса) —  устройство синтеза речи на основе  произвольного сигнала с богатым  спектром. Изначально вокодеры  были разработаны в целях  экономии частотных ресурсов  радиолинии системы связи при  передаче речевых сообщений.  Экономия достигается за счеттого, что вместо собственно  речевого сигнала передают только  значения его определенных  параметров, которые на приемной  стороне управляют синтезатором  речи. Основу синтезатора речи  составляют три элемента:  генератор тонального сигнала для  формирования гласных звуков,  генератор шума для  формирования согласных и  система формантных фильтров  для воссоздания индивидуальных  особенностей голоса. После всех  преобразований голос человека  становится похожим на голос  робота, что вполне терпимо для  средств связи и интересно для  музыкальной сферы. Вокодер как необычный эффект  был взят на вооружение  электронными музыкантами и в  последствии стал полноценным  эффектом благодаря фирмам­ изготовителям музыкального  оборудования, которые придали  ему форму и удобство  музыкального эффекта. Вокодеркак музыкальный эффект  позволяет перенести свойства  одного (модулирующего) сигнала  на другой сигнал, который  называют носителем. В качестве  сигнала­модулятора используется  голос человека, а в качестве  носителя — сигнал, формируемый  музыкальным синтезатором или  другим музыкальным  инструментом. Так достигается  эффект «говорящего» или  «поющего» музыкального  инструмента. Помимо голоса  модулирующий сигнал может быть и гитарой, клавишными,  барабанами и вообще любым  звуком синтетического и «живого» происхождения. Так же нет  ограничений и на несущий сигнал.  Экспериментируя с  моделирующим и несущим  сигналом можно получать  совершенно разные эффекты —  говорящая гитара, барабаны со  звуком пианино, гитара звучащая  как ксилофон.  Современные вокодеры можноподелить на аппаратные (с  которых все и началось) и  виртуальные (появились гораздо  позже с развитием компьютерных  технологий создания музыки). В  практике компьютерного  музыканта значительно чаще  используются вокодеры  виртуальные, реализованные в  виде VST­плагинов (VST­pugins),  так как они более гибкие в  настройке. Применяются  подобные решения вокодеров не  сами по себе, а совместно с  программой­хостом. В качестве  таковой может быть использована  любая виртуальная студия,  поддерживающая технологию  VST, например, Cakewalk SONAR, Steinberg Cubase или Fruity Loops  Studio. Программа хост позволяет  подключать собственно сам  вокодер, и выбирать откуда будет  поступать несущий и  модулирующий сигнал (некоторые  вокодеры имеют встроенный  синтезатор несущего сигнала) — с  синтезаторов и семплеров  (которые, кстати, имеют тожеформат VST), или c микрофонов и других подключенных к звуковой  карте инструментов. А управление несущим сигналом осуществляется посредством MIDI команд,  поступающих из MIDI­секвенсора  или MIDI­клавиатуры в VST­ плагин (синетзатор или  сэмплер).Примером виртуальных  вокодоров могут служить VST  плагины такие как — Steinberg  Vocoder, Fruity Vocoder, Akai DC  Vocoder, Voctopus, AC vocoder,  Formulator, Lpc­vocoder, Darkoder,  Cylonix (как работающий  самостоятельно (standalone).  Любой, знакомый с его  принципиальным устройством,  может собрать собственный  вокодер в любой модульной  програме типа NI  Reactor/Generator, Max MSP, Buzz  Composer.Примером аппаратного  вокодера могут служить  Электроника ЭМ­26 со  встроенным синтезатором, Korg  KAOSS PAD 3 (цифровой), Korg  VC­10 Vocoder, Boss Vt1­Vocoder,  Sennheiser Vocoder, Korg R3 Synth& Vocoder, KORG MicroKORG  SYNTHESIZER & VOCODER,  MAM VF11 Vocoder, Analog Lab  Vocoder X32, Roland VP­330  Vocoder Plus, EMS Vocoder.  Итак, вкратце, обычный  абстрактный вокодер  представляет собой устройство, с  двумя входами и одним выходом.  На вход подается два сигнала:   Carrier — сигнал, задающий  основной тон или  гармоническую составляющую выходного сигнала, т.н.  «несущая»  Modulator — речевой сигнал,  требующий обработки (или  сигнал, модулирующий  «несущую»). Рассмотрим на конкретном  примере, как работает вокодер,  встроенный во всем известном  секвенсоре FL Studio. Это очень  хороший, классический вокодер,он имеет вход и для несущей и для модулирующего сигнала.  Создадим новый проект и добавим на него две дорожки. Одна из них  будет наша обрабатываемая  вокальная партия (modulator), а  вторая — дорожка задающая  «мелодию» (carrier)  Далее добавляем на свободный  канал микшера (пусть это будет  FX1) Fruity Vocoder. Обе наши  дорожки отправляем на этот же  канал.  А теперь делаем следующее:  регулятор  панорамы carrier сдвигаеммаксимально вправо, а регулятор  панорамы modulator максимально  влево (вынужденная хитрость  Fruity Vocoder’a, ведь у эффекта  только один стерео вход,  следовательно, левый канал будет  доставлять внутрь вокодера  несущую, а правый — голос):  Теперь, для того чтобы услышать  результат, нужно  чтобы carrier издавал какие либо  звуки. Это может быть протяжная  нота или даже целый аккорд — начто у вас хватит фантазии:  Нажимаем Play и восторгаемся  результатом. Далее, я думаю, не  нужно объяснять, что для партии  вокала можно задавать любую  партитуру, автоматизировать  высоту звука другие тембровые  характеристики. Тут вы уже  наиграетесь с параметрами сами.  Не стоит, также, зацикливаться  только на голосе.  Экспериментируйте. Вокодеру  совершенно все равно, что вы  подадите на вход. Он простомодулирует один сигнал другим.  Конечно, у него есть определенные ограничения на входящие  параметры, так, например, хорошо модулируют «несущую» звуки с  четкой атакой: голос, ритм гитара, партия ударных. Сама же несущая  должна быть максимально тягучей, плавной и без провалов, чтобы не  глотать «слоги». Хотя это, опять­ же, не догма. Комбинируя сигналы модулятора и несущей, можно  получить сложные и интересные  текстурные звуки для ваших  произведений.  В одной из аранжировок мне  понадобилась ритм­гитара и у  меня был очень подходящий риф,  однако его подгонка под  тональность произведения  оказалась довольно мучительной,  тогда я просто взял гитарный риф  в качестве модулятора, а для  несущей подобрал пэд. Немного  покрутив эквалайзер вокодера и  укоротив его атаку получился,  хоть и не похожий на настоящую  гитару, но очень необычный иинтересный синтетический ритм,  прекрасно вписавшийся в трек.  Очень интересным подходом  также является автоматизация  некоторых параметров вокодера.  Ведь никто не мешает нам  изменять тембр несущей?  Ассортимент Приведенный ниже список — это,  отнюдь, не полный перечень  программных вокодеров  представленный на рынке, а  просто наиболее яркие и  интересные представители  семейства.  Cyclonix Vocoder v 2.0Довольно старая программа, тем  не менее, дающая очень хороший  результат. Я бы даже сказал,  олдскульный. Особенно ему  удаются резкие, а­ля robot voice  звуки. Один из первых  виртуальных вокодеров, который  занял меня на долгое время.  Отличается также крохотным  размером — всего 0.5 Мб.  Эквалайзер. Синтезатор  «несущей». Может обрабатывать  как звук из line­in, так и ранее  записанные WAV­файлы.Prosoniq Orange Vocoder  Тоже очень интересный  представитель. К сожалению,  использовать внешний источник  звука в качестве несущей не  разрешает, зато встроенный 8­ голосный синтезатор выдает  мягкий, воздушный саунд. RTAS /  VST.  AKAI D.C. Vocoder50­ти полосный графический  эквалайзер. Спектроанализатор.  Минимум настроек. Но очень  хорошие алгоритмы, впрочем, это  отличительная черта всех  программных продуктов этой  именитой фирмы. Несущая  задается встроенным 6­голосным  синтезатором, управляемым по  MIDI. VST.  Native Instruments VokatorМонструозный комбайн­вокодер:  1024 частотные полосы, фильтры,  модуляция, огибающие,  гранулярный синтез, степ­ секвенсор, синхронизация LFO и  огибающих с темпом, модули  динамической обработки, морфинг и много чего еще. Но по своей  сути просто очень навороченный  вокодер за $199. Standalone / VST.  Ну и по традиции несколько  абсолютно бесплатных плагинов с  кратким описанием, скриншотамии ссылками:  G200kg Vocov Vocoder  Основные характеристики:   Вокодеры двух различных  типов: цифровой (на основе  преобразования Фурье) и  аналоговый (на основе банка  фильтров).  Встроенный 8­голосый  синтезатор в качестве несущей или захваченный аудиофрагмент.  Возможность использования в  качестве модулятора до 4­х  WAV­файлов или записанных  аудио фрагментов.  Функция фриза буфера для  модулятора.  6­ти полосный графический  эквалайзер.  Встроенные эффекты  Delay/Chorus/Reverb.  С некоторыми ухищрениям  можно заставить вокодер  принимать звук с другой VST­ дорожки в качестве несущей. Сайт плагина:  http://www.g200kg.com/en/software /vocov.html  EVM Synths Syncoder 3232­полосный синтезатор/вокодер.  Основные характеристики:   32 типа осциллятора.  32 программы фильтров.  32 полосный компрессор с  трекингом частот.  Память на 32 пресета.  Возможность импортировать  WAV­файлы в качестве  модулятора. Сайт плагина:  http://evm.110mb.com/free.htm  JS­Synthese JS­EndorphinСамый навороченный из  бесплатных вокодеров.  Основные характеристики:   3 виртуальных аналоговых  осциллятора с 14 голосами, 5  формами волны, ADSR и  фильтрами 12дб на октаву  (НЧ, ВЧ, полосовой)  3 LFOs  6 ADSR огибающих  2 арпеджиатора  28 наборов ударных (более  1200 сэмплов)  7 типов фильтров: 12, 24, 36  дб НЧ, скользящий фильтр с  12дб/окт НЧ по 12 дб/окт ВЧ,  фильтр Муга, 12 дб/окт ВЧ,  12 дб/окт полосовой.  7­полосный вокодер и  некоторые эффекты: Reverb,  10­полосный эквалайзер,  стерео Delay, Distortion,Downsampling, Flanger,  Phaser).  Морфинг осцилляторов. Сайт плагина: http://www.js­ synthese.de/index.php? module=htmlpages&func=display& pid=5  Аранжировк а Статьи о музыке » Всё о звуке » Работа со звукомСуществует сразу несколько  трактовок слова "аранжировка". В  советской методике под ним  подразумевалось переложение  готовой музыки на другой  исполнительский состав, например, с  фортепиано на четырехголосный хор,  с вокального дуэта ­ на дуэт тромбона с балалайкой. Когда в музыкальном  училище начинается предмет  инструментовки, студенты начинают  путаться ­ чем же аранжировка от  инструментовки отличается. Другая  трактовка ­ варьирование, т.е.  примерно те же изменения, как при  сочинении вариаций: изменения  темпов, ритмов, размеров, стилевых  окрасок. При этом частенько вносятся существенные изменения в авторскуюмелодию.  Аранжировка может зайти так далеко, что и совсем заменяет исходную  музыку другой, даже не созвучной  оригиналу ­ но все­таки остается  аранжировкой, потому что сохранен  образ, мысль, эмоция ­ словом, нечто  уникальное для данного сочинения  Например, Элегия. "Элегия" ­ моя  самая первая работа в MIDI ­  обработка одноименного хора  В.Калинникова. "Редеет облаков  летучая гряда... и т.д." Это ­ пример  максимального вмешательства в  авторский текст. От хора не осталось  ни ритма, ни жанра, ни стиля, ни даже  самой мелодии. Только в кульминации труба проводит кусок исходной темы  ­ специально для напоминания.  Короче, от Калинникова осталась  только форма, тональность и самый  общий гармонический план ­ и то в  немало "оджазованной" гармонизации. Тем не менее, кто знает сам хор,  всегда его узнает ­ это испытано...  Так вот, давайте сразу договоримся отом, что и как мы будем именовать.  Перекладывание музыки на другой  исполнительский состав, с  минимальным вмешательством в сам  нотный материал ­ это  инструментовка. Инструментовка в  сочетании с акустическим сведением  звука заново, то есть не только  написание нот, но и режиссура ­ это  ремикс, "пересмешивание".  Использование чужой музыки в  качестве вставки в свою ­ это цитата.  Такое же использование, но под своим именем ­ это плагиат. Сразу  оговорюсь, это не обязательно  воровство, потому что чужие мелодии или приемы часто проникают в вашу  музыку неосознанно, Вам кажется, что вы это сами сочинили, понимаете? Это ­ плагиат. Варьирование ­ это  переосмысление чужой мелодии,  намек на нее, может быть, пародия,  перенос ее в сферу другого стиля или  эпохи, изменение темпа или ритма.  Гармонизация ­ это перекрашивание  мелодии за счет других аккордов.  Простое же, художественно  неоправданное добавление  погремушек к Баху названия не имеет.Пусть не судят меня строго  уважаемые авторы, пользующиеся  этим приемом, на нашем сайте, в  частности. Я обещаю,что докажу свои  слова.  Аранжировкой же давайте  договоримся считать весь комплекс  этих изменений плюс и такие, которые совсем забыты и о которых я еще  упомяну. Аранжировка ­ это любое  переосмысление или переоформление  музыкального материала ­ но в  пределах узнаваемости оригинала.  К примеру послушайте "Артист  эстрады" ­ пример настолько  минимального вмешательства в ноты  автора, что может считаться даже не  аранжировкой, а скорее, трактовкой.  Изменен темп, шарм. Если помните, у  Джоплина этот рэг­тайм звучит как  бы неуклюже, прихрамывая. У меня ­  феерия радости, другое настроение.  Аранжировка образа, а не нот.  Писалось исключительно мышью, в  качестве доказательства того, что и  комп способен выразительно  исполнять эмоциональные тонкости, ис целью проверить свои представления о физиологии звукоизвлечения на ф­ но. (Извиняюсь за излишнюю  научность) Практически без  вмешательства в оригинал, но сильно  изменен "шарм" ­ чем не пример  аранжировки, основанной на  уважении, "любви" к автору!  Как видите, понятие получается  весьма расплывчатое, но все же так  оно и есть. Это почти композиторство. Ведь настоящий композитор сочиняет  только одну мысль, одну мелодию или даже мотивчик, все остальное лежит  на его умении аранжировать,  оформить эту мысль. И вы убедитесь,  что аранжировка способна сделать из  чего угодно ­ что угодно, на ней  держится все.  Так что можно смело считать, что вы  намерены быть композитором. Что  нужно иметь в своем багаже для такой работы? Да практически все.  1. Понимание задачи. Вы должны  точно знать, ДЛЯ ЧЕГО вы решились  сделать аранжировку. Нет, я не имею  в виду, кому вы собираетесь еепродать, или на какой аппаратуре она  должна будет исполняться. Я имею в  виду, что вы хотите внести нового в  музыку. Помогаете ли вы этим автору, станет ли музыка лучше, хотите ли вы  внести в нее другой смысл, или  пытаетесь приспособить к другим  условиям ­ ЗАЧЕМ вам понадобилось  это делать. И вам будет яснее, какие  средства нужно применять, чего  нужно избежать. И если ваша работа  окажется беднее (образно,  психологически, духовно), чем  оригинал ­ не начинайте ее совсем. И  вообще, неплохо бы знать, как  отнесется к вашей попытке автор. Вы  все же подчинены ему, не правда ли?  Тем осторожнее нужно быть, если его  мнения вы не можете спросить.  Например, если автор пребывает в  лучшем из миров.  2. Знание стиля. Вам нужно точно  знать, каков стиль той музыки,  которую вы собираетесь обрабатывать и той музыки, которую вы хотите  получить. Под стилем я подразумеваю свойства музыки старых эпох  (возрождение, классицизм, романтизм, импрессионизм и т.д.) илисовременных направлений (рэп, техно, буги, румба, блюз, би­боп, рэг­тайм,  хард­рок и т.п.). Для начала нужно  просто осознать, с чем вы имеете  дело.  3. Знание формы. Существует целая  наука о том, как устроена музыка  структурно, и несоблюдение этих  законов грозит вам лишним  утомлением. От бесформенной  музыки просто мгновенно устаешь и  тогда никто не оценит ваших  стараний, просто выключат  проигрыватель и все ваши  ритмические или стилевые изыски  пропадут зря.  4. Знание гармонии. То же самое,  существует наука о красоте созвучий.  Ее преподают в училище, и многим  она представляется скучищей, чем­то  вроде алгебры, но это глубоко не так.  Позже я приведу несколько примеров  того, что можно сделать с мелодией  только средствами гармонизации ­ Вы  будете удивлены. Наука эта  создавалась трудами сотен сильных  сочинителей и исполнителей, ее  законы столь же нерушимы, как  законы природы, и никуда Вы неденетесь от этого: неграмотная  гармонизация неизбежно приведет к  "самодельному" звучанию, даже если  слушатель не поймет, что именно ему  не нравится. Изучайте гармонию, и  чем дальше вы продвинетесь, тем  сильнее будет действовать Ваша  музыка на психику.  5. Владение ­ если не руками, то хотя  бы в теории ­ всеми инструментами.  Каждый инструмент имеет  специфические особенности  звукоизвлечения и естественные  ограничения по высотному диапазону  и по техническим возможностям, и  если этих ограничений не учитывать,  вам не добиться естественности звука. Может быть, кто­то захочет именно  диких звучаний, но, уверяю Вас, это  сразу забьет все остальное, никто не  услышит ни красоты, ни мысли, ни  Ваших композиторских находок, если  уловит что­то противоестественное в  игре хоть одного инструмента ­  внимание просто распылится. Вообще  все необычное, "неправильное" в  Вашей музыке должно применяться  очень осмотрительно, только  оправданно и только минимально. Какгорчица в пельменях. Это закон, я его  испытал на себе, поверьте мне на  слово. Позже я расскажу в общих  чертах о свойствах разных  инструментов по списку General  MIDI, Вы будете вооружены.  6. Знание основ акустики, расстановки инструментов на сцене и правила  сведения фонограммы, некоторые  приемы и эффекты акустического  плана. Поскольку здесь собрались  люди, сидящие за компьютером,  значит, ваша работа не закончится  написанием нот. Вам придется двигать ручки звукорежиссерского пульта ­  это тоже может либо свести к нулю  Ваш музыкальный труд, либо  подарить такие краски, которые  недоступны никак иначе. Правильное  сведение ­ большая сила.  7. Представление, хотя бы в общих  чертах, принципа работы вашей  звуковой платы, ради эффективного  ее использования. Тут я, не скрою, не  съел собаки, и сам имею именно  общее представление. Но и его,  возможно, кому­то недостает. В конце концов, моя цель ­ музыкальная,  творческая, просто я хочу, чтобы винтернете было место, где желающие  могли бы повариться в  профессионализме, копнуть музыку  поглубже ­ таких мест довольно мало,  к сожалению...  8. Наконец, Вам необходимо быть  внимательными. Искать новые  средства, изобретать новые фокусы.  Наши, к примеру, эстрадные звезды ­  все до единой ­ имеют на вооружении  два­три приема и в манере  аккомпанемента, и в своей вокальной  манере. Я как­нибудь укажу на них.  Прислушайтесь потом к их песням, и  вам будет смешно, до чего же  однообразно и нагло эти два приема  эксплуатируются. А таких приемов  нормальный музыкант должен иметь  сотни. Если Вы знаете только два  способа, скажем, оформить  аккопманемент, то Вы сможете  создать только две аранжировки в  Вашей жизни, все остальное будет  жвачкой, повторением без конца. Надо ежедневно изобретать новое,  подслушивать и учиться у других,  пополнять свой рабочий (да и  "черный" тоже) список выразительных средств.Особенностипремастеринг а Статьи о музыке » Всё о звуке » Работа со звуком Пока композицию нельзя вставить  между треками эталонного CD, так,  чтобы она звучала "как если бы  оттуда её вырезали", композиция не  готова.  1. Регулируем уровень низов с  помощью фейдеров треков бочки и басов, добиваясь равной  громкости с эталоном на низах.  Контроль по  спектроанализатору.  Внимательно тестируем кач  трека, подбирая баланс баса иударника. 2. Установите уровень громкости  баса и основного ударника чуть  меньше эталонного, остальное  накрутите басс­максимайзером.  Частоту его настройки  целесообразно подобрать в  тонику. 3. Регулируем уровень тарелок и  других ударных. Компрессирум  их по желанию. 4. Подбираем частотный баланс.  Сначала фейдерами, потом  финальным эквалайзером, если  никак нельзя фейдерами. Не  забываем про кач. 5. Если композиция не влезает по  громкости, приглушаем верхний  бас и повышаем громкость микса на эквалайзере. 6. Если композиция всё ещё тихая.  Самые злобные места, мешающие нормальной громкости: суббас,  верхний бас, середина 1кгц,  верхняя середина 8 кгц. Их или  компрессируем, илипереаранжируем трек. 7. Проверяем глубину, планы,  громкости треков. При  повышении RMS заметность  глубины падает, поэтому скорей  всего вам придётся подкрутить  уровень ревера. 8. Повторяем с 1­го пункта, пока не устроит качество звука. Используйте закрытые наушники для  точного контроля баса. Выставить  бас на акустике в неприглушённой  комнате практически невозможно из­ за резонансов.  Обязательно проверяйте трек на  акустике, особенно низы.  Сделайте перерыв хотя бы на пару  дней перед финальной проверкой.  Сознание быстро устаёт от музыки,  особенно, если она повторяется  многократно. Мозг просто напросто  фильтрует музыку, как фильтрует  стук сердца, звук будильника ипрочие помехи среды обитания. Вы  не будете слышать нюансы! А ваши  уши устают от верхних частот.  Несколько часов сведения и  премастеринга, и всё, что выше 12  килогерц ­ для вас будет полной  иллюзией.  Если ваща акустика позволяет  понизить громкость ВЧ, понизьте их  немного, сохранив ваши уши от  обилия ВЧ. Перед премастерингом  обязательно прослушайте несколько  эталонных треков, чтобы привыкнуть  к звуку.  Используйте спектроанализатор. Но и порой не верьте глазам своим. Т.к.  громкость ­ понятие во­многом  субъективное.  Замерьте АЧХ вашей акустики и  резонансные частоты комнаты.  Используйте эти сведения для  коррекции того, что слышите.  Прозрачность трека и его  кристальность создаётся чётными  гармониками. Используйтеэнхайсеры. Но используйте их до  финального ревербератора.Использование эффекта  реверберации Справочные данные, Статьи о музыке » Всё о звуке » Работа со звуком Использование эффекта реверберации в профессиональных приложениях В этой статье, предназначенной, в  основном, для начинающих  музыкантов, мы рассмотрим все  аспекты самого популярногоэффекта в процессе создания  музыки.  Начиная с азов теории реверберации, перейдем к краткой истории её  использования до цифровой эры,  рассмотрим, какие бывают  ревербераторы, далее перейдем к  исследованию типов и регулируемых параметров реверберации и,  наконец, закончим на практических  советах по её применению.  Сущность эффекта реверберации Реверберация сопровождает любой  звук, возникший в естественной  акустической среде. Возникает она  при отражении звуковой волны от  каких­либо препятствий и ее  возврата в точку прослушивания.  Поэтому, в восприятии  акустического звука присутствует  его прямой источник и  многочисленные отражения от  ближайших поверхностей —  преград. Графически это можно  представить следующим образом:  пусть в неком помещении (1)