Статья "Казусы на страницах литературы в объяснении физических и астрономических явлений
Оценка 4.9
Занимательные материалы
docx
физика +1
Взрослым
07.05.2019
Художественная, научно-популярная литература, а также народный фольклор – это живительные источники, разумное использование которых приносит большую пользу учителю физики в обучении и воспитании учеников. Применение фрагментов из художественных произведений на уроках стимулирует творческое мышление, заставляет задуматься над прочитанным, содействует скорейшему пониманию изучаемых вопросов, более прочному усвоению знаний, служит дополнением к демонстрационному эксперименту, создавая словесную наглядность, а яркие образы являются опорой для формирования понятий. А чтобы привить интерес к предмету, я предлагаю ребятам покопаться в литературе и найти погрешности (их еще можно назвать литературные курьезы), то есть расхождения научных данных с текстом в художественной литературе.
Чернышев А.Н. статья.docx
Казусы на страницах литературы в объяснении физических и
астрономических явлений
Чернышев Алексей Николаевич, учитель физики и астрономии
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
средней общеобразовательной школы №21 с.Пушкинского
муниципального образования Гулькевичский район
Аннотация
Наука и искусство так же тесно связаны
между собой, как лёгкие и сердце.
Л.Н. Толстой
Физика – необыкновенная наука! Она изучает самые основные,
фундаментальные законы окружающего нас мира. Ее законы универсальны.
Они объясняют свойства атомов, кристаллов и живых клеток, а также полет
ракеты и работу холодильника, телевизора и электронной машины. Еще с
давних времен астрономия была составной частью обучения. Связано это с
важным значением астрономических знаний для развития цивилизации. У
астрономии были две основные задачи: научить человека ориентироваться в
пространстве и во времени и задача определения места и роли человека во
Вселенной.
К сожалению, на изучение астрономии в школе отводится мало времени,
поэтому изучить глубоко этот предмет очень сложно, но влюбиться в
восхитительный мир планет и звезд, окутанный мифами и легендами,
загадками и тайнами можно с первого урока, с первой странички учебника.
Художественная, научнопопулярная литература, а также народный
фольклор – это живительные источники, разумное использование которых
приносит большую пользу учителю физики в обучении и воспитании учеников.
Применение фрагментов из художественных произведений на уроках
стимулирует творческое мышление, заставляет задуматься над прочитанным,
содействует скорейшему пониманию изучаемых вопросов, более прочному
усвоению знаний, служит дополнением к демонстрационному эксперименту,
создавая словесную наглядность, а яркие образы являются опорой для
формирования понятий. А чтобы привить интерес к предмету, я предлагаю
ребятам покопаться в литературе и найти погрешности (их еще можно назвать
литературные курьезы), то есть расхождения научных данных с текстом в
художественной литературе. Это их заинтересовало.
В. Брюсов. «Месяца свет электрический»
Месяца свет электрический
В море дрожит, извивается;
Силе подвластно магической,
Море кипит и вздымается.
Волны взбегают упорные,
Мечутся, дикие, пленные, Гибнут в борьбе, непокорные,
Гаснут разбитые, пенные…
Месяца свет электрический
В море дрожит, извивается;
Силе подвластно магической,
Море кипит и вздымается.
Что за магические силы, под действием которых море кипит и
вздымается?
Это стихотворение напоминает нам о том, что на явление приливов и
отливов действует сила гравитационного притяжения Луны.
Но мы знаем, что Луна не светится сама, тем более «электрическим
светом», а отражает свет Солнца.
В сочинениях Козьмы Пруткова есть такие стихотворные строки:
Но вот уж меркнет солнца луч,
Выходит месяц изза туч
И освещает на пути
Все звёзды Млечного Пути.
Свет Луны полностью затмевает слабое свечение Млечного Пути.
У современного поэта Ивана Олейникова есть такие строки:
На Камчатку из Владивостока
Нас ведёт Полярная звезда,
И глядит Вселенная стооко,
Как в ночи беснуется вода.
Камчатка не только севернее Владивостока, но и значительно восточнее
него. (Долгота Владивостока 132о, долгота самой западной точки
полуострова Камчатка 155о). К северу от Владивостока лежит материк, и
плыть из этого порта в направлении Полярной звезды просто невозможно.
Отрывок из стихотворения Некрасова:
«Ой, тени, тени черные,
Кого вы не нагоните?
Кого не перегоните?
Вас только, тени черные,
Нельзя пойматьобнять!»
Может ли человек бежать быстрее своей тени? Когда?
Ответ: может, если тень образуется на стене, параллельно которой бежит
человек, а источник света движется быстрее в том же направлении, что и
человек.
«Земля недвижна, неба своды,
Творец, поддержаны тобой,
Да не падут на сушь и воды
И не подавят нас с тобой»
Ошибка: неправильно, что Земля неподвижна
«Она жила и по стеклу текла
Но вдруг ее морозом оковало,
И неподвижной льдинкой капля стала
И в мире поубавилось тепла». Ошибка: так как в процессе кристаллизации выделяется тепло, то неверно,
что «в мире поубавилось тепла».
А чтобы заинтересовать ребят, предлагаю найти такие тексты, где ярко
сформулированы законы физики – найти и объяснить.
История о том, как лебедь, рак и щука везти с поклажей воз взялись, известна
всем:
«…Лебедь рвется в облака,
Рак пятиться назад, а щука
Тянет в воду…»
Но едва ли кто пробовал рассматривать басню с точки зрения механики. Басня
утверждает, что «воз и ныне там».
Назовите закон физики, которому подчиняется это утверждение.
Ответ: второй закон Ньютона, равнодействующая всех сил равна нулю.
«Часами измеряется время, а временем жизнь человеческая, но чем скажи,
измеришь ты глубину Восточного океана?»
Эта глубокая мысль принадлежит Кузьме Пруткову, а может быть глубокое
раздумье. В его высказывании содержится намек на сделанное изобретение, в
основе которого лежит использование часов для измерения глубины океана.
Что это за изобретение? Ответ: эхолот.
«Упадешь в воду сухим не выйдешь».
Что нужно сделать, чтобы кожа человека не намокала при попадании воды
Ответ. Вода хорошо смачивает кожу. Чтобы вода скатывалась с нее,
необходимо уменьшить смачиваемость кожи, т.е. покрыть ее кремом, жиром.
Решение задач. Отрывки стихов, рассказов, повестей, загадки, пословицы и
поговорки позволяют сформулировать множество интересных физических
задач, как качественных, так и количественных. Решение этих задач вызывает
у ребят поток нестандартных мыслей, они с оживлением выдвигают разные
версии, с большим интересом узнают верный ответ.
"На гору десять тянут, под гору и один столкнет".
Вопрос: Какие и как направлены силы, которые действуют на тело, когда оно
поднимается по наклонной плоскости и когда спускается.
Таким образом, использование художественных произведений на уроке даёт
возможность ученикам отдохнуть и расслабиться, не прекращая умственную
деятельность и не отвлекаясь от темы урока. Психологами установлено, что
эмоции человека тесно связаны с его творческой активностью. Литература
позволяет внести в урок положительные эмоции и тем самым стимулировать
умственную деятельность учеников.
Литература
1 В.М. Позднякова. О связи астрономии и искусства. – Физика в школе,
№ 3, 199
2 Тихомирова С.А. Мир физики в художественной литературе. – М.:
ШколаПресс, 1997.
3 http://planetariumkharkov.org 4 Усольцев А.П. Задачи по физике на основе литературных сюжетов. –
Екатеринбург: УФактория, 2003.
Статья "Казусы на страницах литературы в объяснении физических и астрономических явлений
Статья "Казусы на страницах литературы в объяснении физических и астрономических явлений
Статья "Казусы на страницах литературы в объяснении физических и астрономических явлений
Статья "Казусы на страницах литературы в объяснении физических и астрономических явлений
Статья "Казусы на страницах литературы в объяснении физических и астрономических явлений
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.