Статья "Казусы на страницах литературы в объяснении физических и астрономических явлений
Оценка 4.9

Статья "Казусы на страницах литературы в объяснении физических и астрономических явлений

Оценка 4.9
Занимательные материалы
docx
физика +1
Взрослым
07.05.2019
Статья "Казусы на страницах литературы в объяснении физических и астрономических явлений
Художественная, научно-популярная литература, а также народный фольклор – это живительные источники, разумное использование которых приносит большую пользу учителю физики в обучении и воспитании учеников. Применение фрагментов из художественных произведений на уроках стимулирует творческое мышление, заставляет задуматься над прочитанным, содействует скорейшему пониманию изучаемых вопросов, более прочному усвоению знаний, служит дополнением к демонстрационному эксперименту, создавая словесную наглядность, а яркие образы являются опорой для формирования понятий. А чтобы привить интерес к предмету, я предлагаю ребятам покопаться в литературе и найти погрешности (их еще можно назвать литературные курьезы), то есть расхождения научных данных с текстом в художественной литературе.
Чернышев А.Н. статья.docx
Казусы на страницах литературы  в объяснении физических и астрономических явлений  Чернышев Алексей Николаевич, учитель физики и астрономии муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №21 с.Пушкинского муниципального образования Гулькевичский район Аннотация       Наука и искусство так же тесно связаны между собой, как лёгкие и сердце. Л.Н. Толстой  Физика   –   необыкновенная   наука!   Она   изучает   самые   основные, фундаментальные законы окружающего нас мира. Ее законы универсальны. Они объясняют свойства атомов, кристаллов и живых клеток, а также полет ракеты   и   работу   холодильника,   телевизора   и   электронной   машины.  Еще   с давних времен астрономия была составной частью обучения. Связано это с важным   значением   астрономических   знаний   для   развития   цивилизации.   У астрономии были две основные задачи: научить человека ориентироваться в пространстве и во времени и задача определения места и роли человека во Вселенной.  К сожалению, на изучение астрономии в школе отводится мало времени, поэтому   изучить   глубоко   этот   предмет   очень   сложно,   но   влюбиться   в восхитительный   мир   планет   и   звезд,   окутанный   мифами   и   легендами, загадками и тайнами можно с первого урока, с первой странички учебника.       Художественная,   научно­популярная   литература,   а   также   народный фольклор   –   это   живительные   источники,   разумное   использование   которых приносит большую пользу учителю физики в обучении и воспитании учеников. Применение   фрагментов   из   художественных   произведений   на   уроках стимулирует творческое мышление, заставляет задуматься над прочитанным, содействует   скорейшему   пониманию   изучаемых   вопросов,   более   прочному усвоению знаний, служит дополнением к демонстрационному эксперименту, создавая   словесную   наглядность,   а   яркие   образы   являются   опорой   для формирования понятий. А чтобы привить интерес к предмету, я предлагаю ребятам покопаться в литературе и найти погрешности (их еще можно назвать литературные  курьезы),  то  есть  расхождения  научных  данных  с текстом  в художественной литературе. Это их  заинтересовало. В. Брюсов. «Месяца свет электрический» Месяца свет электрический В море дрожит, извивается; Силе подвластно магической,  Море кипит и вздымается. Волны взбегают упорные,  Мечутся, дикие, пленные, Гибнут в борьбе, непокорные,  Гаснут разбитые, пенные… Месяца свет электрический В море дрожит, извивается; Силе подвластно магической,  Море кипит и вздымается. Что   за   магические   силы,   под   действием   которых   море   кипит   и вздымается? Это стихотворение напоминает нам о том, что на явление приливов и отливов действует сила гравитационного притяжения Луны. Но   мы   знаем,   что   Луна   не   светится   сама,   тем   более   «электрическим светом», а отражает свет Солнца. В сочинениях Козьмы Пруткова есть такие стихотворные строки:  Но вот уж меркнет солнца луч,  Выходит месяц из­за туч И освещает на пути Все звёзды Млечного Пути. Свет Луны полностью затмевает слабое свечение Млечного Пути.  У современного поэта Ивана Олейникова есть такие строки: На Камчатку из Владивостока Нас ведёт Полярная звезда,  И глядит Вселенная стооко,  Как в ночи беснуется вода. Камчатка не только севернее Владивостока, но и значительно восточнее него.   (Долгота   Владивостока   ­   132о,   долгота   самой   западной   точки полуострова Камчатка ­ 155о).  К северу от Владивостока лежит материк, и плыть из этого порта в направлении Полярной звезды просто невозможно.  Отрывок из стихотворения Некрасова:  «Ой, тени, тени черные,  Кого вы не нагоните?  Кого не перегоните?       Вас только, тени черные,        Нельзя поймать­обнять!»   Может ли человек бежать быстрее своей тени? Когда?  Ответ: может, если тень образуется на стене, параллельно которой бежит  человек, а источник света движется быстрее в том же направлении, что и  человек.      «Земля недвижна, неба своды, Творец, поддержаны тобой, Да не падут на сушь и воды И не подавят нас с тобой» Ошибка: неправильно, что Земля неподвижна «Она жила и по стеклу текла       Но вдруг ее морозом оковало,       И неподвижной льдинкой капля стала       И в мире поубавилось тепла». Ошибка: так как в процессе кристаллизации выделяется тепло, то неверно,      что «в мире поубавилось тепла». А чтобы заинтересовать ребят, предлагаю найти такие тексты, где ярко  сформулированы законы физики – найти и объяснить.    История о том, как лебедь, рак и щука везти с поклажей воз взялись, известна  всем: «…Лебедь рвется в облака, Рак пятиться назад, а щука Тянет в воду…» Но едва ли кто пробовал рассматривать басню с точки зрения механики. Басня  утверждает, что «воз и ныне там». Назовите   закон   физики,   которому   подчиняется   это   утверждение. Ответ:   второй   закон   Ньютона,     равнодействующая   всех   сил   равна   нулю. «Часами измеряется время, а временем жизнь человеческая, но чем скажи, измеришь ты глубину Восточного океана?»  Эта   глубокая   мысль   принадлежит   Кузьме   Пруткову,   а   может   быть   глубокое раздумье.   В его высказывании содержится намек на сделанное изобретение, в основе которого лежит использование часов для измерения глубины океана.  Что это за изобретение?  Ответ: эхолот. «Упадешь в воду ­ сухим не выйдешь».  Что нужно сделать, чтобы кожа человека не намокала при попадании воды Ответ.   Вода   хорошо   смачивает   кожу.   Чтобы   вода   скатывалась   с   нее, необходимо уменьшить смачиваемость кожи, т.е. покрыть ее кремом, жиром.   Решение задач. Отрывки стихов, рассказов, повестей, загадки, пословицы и поговорки   позволяют   сформулировать   множество   интересных   физических задач, как качественных, так и количественных. Решение этих задач вызывает у ребят поток нестандартных мыслей, они с оживлением выдвигают разные версии, с большим интересом узнают верный ответ.  "На гору десять тянут, под гору и один столкнет". Вопрос: Какие и как направлены силы, которые действуют на тело, когда оно поднимается по наклонной плоскости и когда спускается.      Таким образом, использование художественных произведений на уроке даёт возможность   ученикам   отдохнуть   и   расслабиться,   не   прекращая   умственную деятельность  и не отвлекаясь  от  темы  урока.   Психологами установлено,  что эмоции   человека   тесно   связаны   с   его   творческой   активностью.   Литература позволяет   внести  в  урок  положительные   эмоции  и тем  самым  стимулировать умственную деятельность учеников. Литература 1 В.М. Позднякова. О связи астрономии и искусства. – Физика в школе, № 3, 199 2 Тихомирова   С.А.   Мир   физики   в   художественной   литературе.   –   М.: Школа­Пресс, 1997.  3 http://planetarium­kharkov.org 4 Усольцев А.П. Задачи по физике на основе литературных сюжетов. – Екатеринбург: У­Фактория, 2003.

Статья "Казусы на страницах литературы в объяснении физических и астрономических явлений

Статья "Казусы на страницах литературы в объяснении физических и астрономических явлений

Статья "Казусы на страницах литературы в объяснении физических и астрономических явлений

Статья "Казусы на страницах литературы в объяснении физических и астрономических явлений

Статья "Казусы на страницах литературы в объяснении физических и астрономических явлений

Статья "Казусы на страницах литературы в объяснении физических и астрономических явлений

Статья "Казусы на страницах литературы в объяснении физических и астрономических явлений

Статья "Казусы на страницах литературы в объяснении физических и астрономических явлений

Статья "Казусы на страницах литературы в объяснении физических и астрономических явлений

Статья "Казусы на страницах литературы в объяснении физических и астрономических явлений
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.05.2019