Статья "Классный час как средство формирования общих компетенций студентов педагогических колледжей."

  • Руководства для учителя
  • docx
  • 28.03.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Материал данной статьи рассчитан на преподавателей системы СПО и преподавателей средних школ, организующих профориентационную работу. Цель статьи: показать возможности использования классного часа для формирования общих компетенций студентов педагогических колледжей. Статья раскрывает особенности подготовки будущих учителей в системе СПО. В статье описано проведение классного часа с использованием приемов "технологии развития критического мышления". Описано содержание деятельности студентов, позволяющее судить о формировании общих компетенций в рамках проведенного занятия.
Иконка файла материала Статья 2019.docx
Классный час как средство формирования общих компетенций студентов педагогических колледжей. Автор: Шубина Татьяна Владимировна, преподаватель  Государственного бюджетного профессионального образовательного  учреждения «Педагогический колледж №4 Санкт – Петербурга» Анализируя   возможное   будущее,   академик   Н.Н.Моисеев   писал: «Человечество подошло к порогу, за которым нужны и новая нравственность, и новые знания, новый менталитет, новая система ценностей. Создавать их будет учитель  …  тот, кто создает систему формирования, сохранения и развития  коллективных  знаний, нравственности   и памяти  народа, передачи всего накопленного следующим поколениям, и всех людей, которые способны внести в мир элементы душевной тревоги за их будущность и будущность своего   народа,   а   в   нынешних   условиях   –   и   будущность   планетарной цивилизации. Вот почему учитель  … превращается в центральную фигуру общества,   центральный   персонаж   разворачивающейся   человеческой   драмы» [4, стр.17]. Сегодня   проблема   подготовки   учителя   нового   поколения   становится особенно   актуальной,   т.к.   нашим   выпускникам   придется   столкнуться   с динамичным   изменением   жизни,   неопределенностью   будущего,   появлением новых технологий и средств связи, множественностью культуры, отсутствием канонов   в   культуре,   искусстве   и   поведении,   утверждением   нового   типа личности. Профессиональную подготовку будущих учителей в системе среднего профессионального   образования   можно   рассматривать   как   процесс становления   субъектного   опыта   будущей   профессиональной   деятельности. 1Под   субъектностью   мы   понимаем   «способность   человека   быть   стратегом своей   деятельности   ставить   и   корректировать   цели,   осознавать   мотивы, самостоятельно   выстраивать   планы   жизни»   [1,   стр.299].   Фундаментом профессиональной педагогической деятельности наших студентов мы видим сформированность у них общих и профессиональных компетенций, которые позволяют решать различные профессиональные педагогические задачи. Рассмотрим   один   из   способов   формировании   общих   компетенций учащихся  I  курса,   база   9   классов,   обучающихся   по   специальности   440202 «Преподавание в начальных классах» в рамках организации классного часа «Великие педагоги нашего города». «Классный   час   –   это   форма   воспитательной   работы,   при   которой учащийся   под   руководством   педагога   включается   в   социально­ организованную   деятельность,   способствующую   формированию   у   них системы отношений к окружающему миру [1, стр.292]. Формой   проведения   классного   часа   выбрано   внеклассное воспитательное   занятие   с   использованием   приемов   технологии   развития критического мышления:  синквейн,   способствует   умению   интерпретировать,   творчески перерабатывать   новую   информацию,   давать   рефлексивную   оценку пройденного;  вопросы   «Верите   ли   вы…?»   способствуют   умению   планировать собственную учебную деятельность. При   подготовке   к   воспитательному   занятию   были   реализованы следующие действия:  определена   тема   занятия,   в   качестве   конкретной   персоналии   был выбран К.Д.Ушинский;  сформулированы   цели   продолжить   работу   по   формированию   общих компетенций: 2 понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес (ОК.1.);  осуществлять  поиск, анализ и  оценку  информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития (ОК.4.);  использовать   информационно­коммуникативные   технологии   для совершенствования профессиональной деятельности (ОК.5.); самостоятельно  определять  задачи  профессионального  и личностного развития,   заниматься   самообразованием,   осознанно   планировать повышение квалификации (ОК.5.); воспитывать культуру поведения при фронтальной и индивидуальной   работе;  тщательный   отбор   материала   с   учетом   поставленных   задач (актуальность,   связь   с   жизнью,   опытом   учащихся,   образность   и эмоциональность, личность и последовательность);  составление плана подготовки и проведения, мы предусмотрели приемы привлечения учащихся к активной деятельности:  вопросы «Верите ли вы…?»;  синквейн;  слайды, презентации;  цитирование;  тест по определению готовности к педагогический деятельности     [2, стр.21­23];  анкета для рефлексии [3, стр.40­42].  подготовка презентации о жизни К.Д.Ушинского в Петербурге. Важно,   что   презентация   о   жизни   и   профессиональной   деятельности К.Д.Ушинского завершилась рассказом о музеях нашего города, в которых можно увидеть школу времен К.Д. Ушинского. Два из которых были выбраны студентами для посещения (музей Смольного, музей Политической истории России) 3Приведем   примеры   содержания   деятельности   студентов  I  курса, позволяющие   судить   о   формировании   общих   компетенций   в   рамках проведенного занятия:  слушают цитату Я.А.Коменского о том, что профессия учителя самая прекрасная под солнцем, поскольку деятельность учителя способствует тому, чтобы «менее было мрака, смятения и разлада, а больше света, порядка, мира и спокойствия», мысленно фиксируют и осознают смысл высказывания   Я.А.Коменского   о   сущности,   социальной   значимости своей будущей профессии (ОК.1.);  при рассказе о деятельности К.Д.Ушинского с использованием слайдов презентации:  рассматривают слайды, анализируют услышанную информацию (ОК.4.);  используют информационно­коммуникативные технологии (ОК.5.);  стараются понять сущность и социальную значимость своей будущей профессии   через   рассказ   о   профессиональной   деятельности К.Д.Ушинского (ОК.1.).  при   произношении   клятвы   учителя   [4,   стр.18­19],   через   содержание клятвы   осознают   сущность   и   социальную   значимость   своей   будущей профессии, проявляют к ней устойчивый интерес (ОК.1.);  при проведении рефлексии работают с бланком анкеты [3, стр.40­42], анализируют материал, дают оценку информации (ОК.4.);  при индивидуальной или парной работой над синквейном, по желанию афишируют   результат   своей   работы.   Другие   учащиеся   слушают, осознают   результат   своей   работы   и     работы   товарищей.   Используют информационно­коммуникативные технологии для совершенствования своей профессиональной деятельности. Примеры синквейнов: 4Наш колледж: неповторимый, грациозный обучает, наставляет, радует всегда такие красивые девушки! и я                  Иванов Даня             Дом родной: такой холодный, но уютный дает, берет и наставляет о мой ты дом второй родной ты ж колледж мой                   Б.М.         Подводя   итог,   можно   утверждать,   что   общие   и   профессиональные компетенции  не действуют  независимо  друг  от  друга, без  них невозможно решение   профессиональных   педагогических   задач.   Проведение   подобных классных часов способствует формированию общих компетенций у студентов педагогических колледжей в системе внеурочной воспитательной работы. Список литературы: 1. Коджаспирова Г.М. Педагогика. – М: Владос, 2003. 2. Пинская   М.А.,   И.М.Улановская.   Новые   формы   оценивания,  –  М., Просвещение, 2014, стр. 40­42. 3. Полякова А.А. Педагогика. Тесты и задачи. – М: Владос, 2004. 4. Тряпицина А.П. «Педагогика», – Питер, 2014, стр. 14­29, стр. 97­101; 5