Материал данной статьи рассчитан на преподавателей системы СПО и преподавателей средних школ, организующих профориентационную работу.
Цель статьи: показать возможности использования классного часа для формирования общих компетенций студентов педагогических колледжей.
Статья раскрывает особенности подготовки будущих учителей в системе СПО. В статье описано проведение классного часа с использованием приемов "технологии развития критического мышления". Описано содержание деятельности студентов, позволяющее судить о формировании общих компетенций в рамках проведенного занятия.
Классный час как средство формирования общих компетенций
студентов педагогических колледжей.
Автор: Шубина Татьяна Владимировна, преподаватель
Государственного бюджетного профессионального образовательного
учреждения «Педагогический колледж №4 Санкт – Петербурга»
Анализируя возможное будущее, академик Н.Н.Моисеев писал:
«Человечество подошло к порогу, за которым нужны и новая нравственность,
и новые знания, новый менталитет, новая система ценностей. Создавать их
будет учитель … тот, кто создает систему формирования, сохранения и
развития коллективных знаний, нравственности и памяти народа, передачи
всего накопленного следующим поколениям, и всех людей, которые способны
внести в мир элементы душевной тревоги за их будущность и будущность
своего народа, а в нынешних условиях – и будущность планетарной
цивилизации. Вот почему учитель … превращается в центральную фигуру
общества, центральный персонаж разворачивающейся человеческой драмы»
[4, стр.17].
Сегодня проблема подготовки учителя нового поколения становится
особенно актуальной, т.к. нашим выпускникам придется столкнуться с
динамичным изменением жизни, неопределенностью будущего, появлением
новых технологий и средств связи, множественностью культуры, отсутствием
канонов в культуре, искусстве и поведении, утверждением нового типа
личности.
Профессиональную подготовку будущих учителей в системе среднего
профессионального образования можно рассматривать как процесс
становления субъектного опыта будущей профессиональной деятельности.
1Под субъектностью мы понимаем «способность человека быть стратегом
своей деятельности ставить и корректировать цели, осознавать мотивы,
самостоятельно выстраивать планы жизни» [1, стр.299]. Фундаментом
профессиональной педагогической деятельности наших студентов мы видим
сформированность у них общих и профессиональных компетенций, которые
позволяют решать различные профессиональные педагогические задачи.
Рассмотрим один из способов формировании общих компетенций
учащихся I курса, база 9 классов, обучающихся по специальности 440202
«Преподавание в начальных классах» в рамках организации классного часа
«Великие педагоги нашего города».
«Классный час – это форма воспитательной работы, при которой
учащийся под руководством педагога включается в социально
организованную деятельность, способствующую формированию у них
системы отношений к окружающему миру [1, стр.292].
Формой проведения классного часа выбрано внеклассное
воспитательное занятие с использованием приемов технологии развития
критического мышления:
синквейн,
способствует умению интерпретировать,
творчески
перерабатывать новую информацию, давать рефлексивную оценку
пройденного;
вопросы «Верите ли вы…?» способствуют умению планировать
собственную учебную деятельность.
При подготовке к воспитательному занятию были реализованы
следующие действия:
определена тема занятия, в качестве конкретной персоналии был
выбран К.Д.Ушинский;
сформулированы цели продолжить работу по формированию общих
компетенций:
2 понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии,
проявлять к ней устойчивый интерес (ОК.1.);
осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для
постановки и решения профессиональных задач, профессионального и
личностного развития (ОК.4.);
использовать информационнокоммуникативные технологии для
совершенствования профессиональной деятельности (ОК.5.);
самостоятельно определять задачи профессионального и личностного
развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать
повышение квалификации (ОК.5.);
воспитывать культуру поведения при фронтальной и индивидуальной
работе;
тщательный отбор материала с учетом поставленных задач
(актуальность, связь с жизнью, опытом учащихся, образность и
эмоциональность, личность и последовательность);
составление плана подготовки и проведения, мы предусмотрели приемы
привлечения учащихся к активной деятельности:
вопросы «Верите ли вы…?»;
синквейн;
слайды, презентации;
цитирование;
тест по определению готовности к педагогический деятельности [2,
стр.2123];
анкета для рефлексии [3, стр.4042].
подготовка презентации о жизни К.Д.Ушинского в Петербурге.
Важно, что презентация о жизни и профессиональной деятельности
К.Д.Ушинского завершилась рассказом о музеях нашего города, в которых
можно увидеть школу времен К.Д. Ушинского. Два из которых были выбраны
студентами для посещения (музей Смольного, музей Политической истории
России)
3Приведем примеры содержания деятельности студентов I курса,
позволяющие судить о формировании общих компетенций в рамках
проведенного занятия:
слушают цитату Я.А.Коменского о том, что профессия учителя самая
прекрасная под солнцем, поскольку деятельность учителя способствует
тому, чтобы «менее было мрака, смятения и разлада, а больше света,
порядка, мира и спокойствия», мысленно фиксируют и осознают смысл
высказывания Я.А.Коменского о сущности, социальной значимости
своей будущей профессии (ОК.1.);
при рассказе о деятельности К.Д.Ушинского с использованием слайдов
презентации:
рассматривают слайды, анализируют услышанную информацию (ОК.4.);
используют информационнокоммуникативные технологии (ОК.5.);
стараются понять сущность и социальную значимость своей будущей
профессии через рассказ о профессиональной деятельности
К.Д.Ушинского (ОК.1.).
при произношении клятвы учителя [4, стр.1819], через содержание
клятвы осознают сущность и социальную значимость своей будущей
профессии, проявляют к ней устойчивый интерес (ОК.1.);
при проведении рефлексии работают с бланком анкеты [3, стр.4042],
анализируют материал, дают оценку информации (ОК.4.);
при индивидуальной или парной работой над синквейном, по желанию
афишируют результат своей работы. Другие учащиеся слушают,
осознают результат своей работы и работы товарищей. Используют
информационнокоммуникативные технологии для совершенствования
своей профессиональной деятельности.
Примеры синквейнов:
4Наш колледж:
неповторимый, грациозный
обучает, наставляет, радует
всегда такие красивые девушки! и
я
Иванов Даня
Дом родной:
такой холодный, но уютный
дает, берет и наставляет
о мой ты дом второй родной
ты ж колледж мой
Б.М.
Подводя итог, можно утверждать, что общие и профессиональные
компетенции не действуют независимо друг от друга, без них невозможно
решение профессиональных педагогических задач. Проведение подобных
классных часов способствует формированию общих компетенций у студентов
педагогических колледжей в системе внеурочной воспитательной работы.
Список литературы:
1. Коджаспирова Г.М. Педагогика. – М: Владос, 2003.
2. Пинская М.А., И.М.Улановская. Новые формы оценивания, – М.,
Просвещение, 2014, стр. 4042.
3. Полякова А.А. Педагогика. Тесты и задачи. – М: Владос, 2004.
4. Тряпицина А.П. «Педагогика», – Питер, 2014, стр. 1429, стр. 97101;
5