Статья "КОММУНИКАТИВНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ПОДРОСТКОВ: РАЗВИТИЕ, УСПЕХ, СОЦИАЛИЗАЦИЯ"
Оценка 4.9
Научные работы
docx
психологическая работа +1
9 кл
22.05.2018
Статья освещает проблемы, возникающие в общении современных подростков и мешающие им в социализации, самореализации. Как помочь подростку преодолеть барьер в общении, совершенствовать коммуникативные навыки? Какова роль учителя в формировании коммуникативных компетенций обучающихся? В данной статье Вы найдёте ответы на эти вопросы.
статья Кузнецовой.docx
КОММУНИКАТИВНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ПОДРОСТКОВ:
РАЗВИТИЕ, УСПЕХ, СОЦИАЛИЗАЦИЯ
Легко ли современному подростку общаться? Умеет ли он строить
диалог в зависимости от речевой ситуации? Соблюдает ли он правила этикета
при коммуникации? Эти вопросы всё чаще звучат в современной педагогике и
психологии. Коммуникативная направленность современного образования
характеризуется тем, что приоритетной целью обучения становится
формирование компетенций, лежащих в основе общения. И это правомерно,
своевременно, объективно.
На развитие устной речи обучающихся педагоги зачастую уделяют
недостаточное внимание, поэтому лексикон учеников скудный, речь бедная и
невыразительная. Какие коммуникативные проблемы возникают у учащихся
при формальном подходе к обучению? Они испытывают затруднения при
выступлении перед классом, построении связного текста по опорному
конспекту, анализе и синтезе языкового явления, а также не всем удается
удерживать внимание при выступлении одноклассника или объяснении
учителем нового материала. Следовательно, вопрос формирования
коммуникативных компетенций у обучающихся среднего и старшего
школьного возраста – одна из важнейших проблем социализации и
успешности.
Педагогу необходимо дать возможность учащемуся овладеть умением
свободно выступать перед классом, строить связное высказывание по
иллюстрации, личным наблюдениям, опорному конспекту. Кроме того,
обучающиеся испытывают затруднения в коммуникации в процессе обучения:
учащимся нелегко внимательно слушать одноклассника, не перебивая
выступающего, чтобы высказать свое мнение, аргументировать его. Это может привести к определенному дискомфорту, который испытывают обучающиеся
во время формального и неформального общения, что напрямую связано с
недостаточно сформированными коммуникативными компетенциями.
Многие современные педагоги считают,
что отсутствие
коммуникативных навыков обучающихся ведёт к психологическим проблемам
и снижению интереса к учёбе, занятиям по интересам. По мнению учителей,
большинство учащихся испытывает трудности в построении монологического
высказывания, не умеют аргументировать собственное мнение. Это
объясняется тем, что у них скудный словарный запас, отсутствие эрудиции,
узость кругозора. Неумение логично и связно строить высказывания;
выражать собственное мнение по поводу обсуждаемого вопроса;
ограниченность в использовании изобразительновыразительных средств;
бедность лексикона; нарушение законов риторики уважения приводит к
коммуникативным неудачам. Следовательно, можно проследить взаимосвязь
между проблемами формирования коммуникативных навыков и речью
учителя, которая должна быть образцовой. Подчеркнём, что речевая
деятельность учителя на уроке не должна быть доминирующей, так как это
негативно сказывается на развитии речевых навыков учащегося. Чрезмерная
активность педагога нередко приводит к пассивности и незаинтересованности
обучающихся, провоцируя их деструктивное поведение. Это формирует
негативное отношения к учёбе, ведет, с одной стороны, к снижению
познавательной активности обучающихся и, с другой стороны, к
неудовлетворенности результатами своей деятельности педагога. На
современном уроке педагог должен отдавать предпочтение активной позиции
ученика, а сам становится координатором учебного процесса. Следовательно,
возрастает необходимость целенаправленной работы на каждом уроке по
повышению коммуникативной культуры обучащегося. Важным аспектом
становится понимание педагогом необходимости повышения собственной
коммуникативной культуры. Только эффективное коммуникативное общение даст возможность педагогу и обучающимся ощутить успех от учебного
занятия.
Изменение взаимодействия в парадигме «ученикучитель» приводит к
пробуждению интереса к учёбе, формированию положительной мотивации к
у обучающихся
обучению и самообразованию.
прослеживается рост собственных учебных достижений, повышается
Следовательно,
самооценка, уверенность в своих силах, самостоятельность в суждениях. Они
свободно взаимодействуют при организации парной и групповой работы. При
этом повышается эффективность урока, изменяется ситуация общения на
уроке: учащиеся активно принимают позицию педагога, вследствие чего
повышается эффективность учебного занятия, реализуется творческий
потенциал как учащихся, так и педагога.
Реализуя коммуникативную цель обучения, предполагается, что речевая
деятельность проявляется во всех ее видах: чтении, говорении, письме.
Коммуникативная компетентность – более широкое понятие, включающее
знания основных понятий, умение составлять тексты разных типов речи:
описания, повествования, рассуждения. Немаловажным фактором успешного
общения является формирование умений и навыков моделирования речевой
ситуации в разных сферах. Коммуникативная культура отличается
сложностью структуры, многоплановостью и многогранностью. Она
характеризует общение, главные компоненты которого культура слушания,
говорения и эмоциональная культура. Эффективными средствами создания
возможностей успешного общения на уроке являются коммуникативные
целевые установки, т.е. вербальные действия учителя, организующие учебную
деятельность учащихся; система ситуативных упражнений; обучение
оптимальным приемам работы с учебниками, справочной литературой,
ресурсами интернета. Кроме того, важно научить подростков работать в паре,
команде, группе, потому что такое общение требует умения прислушиваться
к чужому мнению, критически оценивать свой ответ, договариваться и Речевая компетентность ученика
принимать совместные решения.
формируется через обучение терминологического аппарата предмета,
прикладных исследовательских умений,
развитие
коммуникативных умений.
социально
Немаловажен и личностноориентированный аспект учебной
коммуникации, который предполагает не только овладение теоретических
сведений по различным предметам (правил, фактов, терминов, дат, формул и
т.д.), но и понимание причинно следственных связей явлений. Кроме того,
важно учить подростков не только отвечать на вопрос по предмету, но и
самим формулировать его. Умения структурировать учебный материал в
планировать собственную учебную
логической последовательности,
деятельность, слушать, участвовать в беседе, дискутировать и презентовать
лежат в основе формирования коммуникативных компетенций. Важной
составляющей навыков коммуникации является преодоление неуверенности и
неверия в себя, формирование положительной мотивации к учёбе,
самокритичности. На формирование умения различать главное и
второстепенное, устанавливать межпредметные связи, аргументировать и
обосновывать выводы каждый учитель должен уделять время на современном
уроке.
Общеизвестно, что к формам учебной коммуникации на уроке
относятся монологические (выступление ученика с подготовленной речью,
ответ у доски, рассказ, пересказ, сообщение, презентация, аргументация,
доказательство и опровержение) и диалогические (эвристическая беседа,
взаимодействие между педагогом и учащимся, диалог между обучающимися
при организации групповой и парной работы, дискуссия, ролевая игра,
инсценировка, театрализация, защита проекта).
Для формирования коммуникативных компетенций, совершенствования
культуры общения в Базовой общеобразовательной школе Филиала СГПИ в г.
Железноводске с 2006 года в вариативную часть программы включён элективный курс «Риторика» (5 – 9 классы). Цель данного курса – научить
эффективному, грамотному общению с людьми разного социального статуса и
возраста. Результаты успешного изучения курса «Риторика» можно увидеть на
защите научно – исследовательских работ НОО Базовой школы «Сфера»,
Малой Академии наук ЮРЛК и НК, на общешкольных и городских
Победа во Всероссийском конкурсе сочинений
мероприятиях.
свидетельствует о высоком уровне развития не только устной
но и письменной речи обучающихся Базовой
монологической,
общеобразовательной школы. Итоговое устное собеседование по русскому
языку в апреле 2018 года показало умение учащихся 9 класса
ориентироваться в ситуации общения, строить монологическое высказывание
и поддерживать диалог, давая при этом полные ответы. Выпускникам было
предложено выполнить четыре задания: чтение текста о выдающемся
человеке, пересказ исходного текста с включением высказывания, монолог и
диалог на одну из трёх предложенных тем. Одним из главных условий
эффективной речи является грамотность. Поэтому выпускники должны
продемонстрировать фактическую точность речи, соблюдать орфоэпические,
грамматические, речевые нормы языка. Недопустимо искажение слов при
чтении и пересказе текста. Наглядным показателем сформированности
коммуникативных компетенций является последний критерий оценки
грамотности монологического высказывания и диалога: речь отличается
используются разнообразные
богатством и точностью словаря,
синтаксические конструкции. Подводя итоги устного собеседования,
отметим: речь обучающихся Базовой общеобразовательной школы отличается
выразительностью, эмоциональностью, точностью, богатством словаря. Это
результат работы не только учителейсловесников, но и всего педагогического
коллектива школы. В дальнейшем выпускники Базовой общеобразовательной
школы успешны, востребованы в высших учебных заведениях Российской
Федерации, Чехии, Великобритании, где им помогают добиваться прекрасных результатов в обучении именно высокий уровень коммуникативных
компетенций.
Следовательно, эффективность личностного роста и социализации
учащегося зависит не только от путей, способов, средств и методов
педагогического воздействия, но и от качества их реализации педагогом в
профессиональной деятельности. Совместная образовательная деятельность
его субъектов, учителей и обучащихся, имеющая дискуссионный и
исследовательский характер, наличие обратной творческой связи является
эффективным подходом в осуществлении образовательного процесса.
Современные подростки лучше адаптируются к современным условиям, если
они хорошо владеют коммуникативными навыками. Это значит, что их ждёт
успешная реализация собственных планов и благоприятная социализация.
1. Батаршев Л.В. Организаторские и коммуникативные качества личности. Таллинн:
Список литературы
ЦИСТ, 1998.
3. Дереклеева Н.И. Развитие коммуникативной культуры учащихся на уроке и во
внеклассной работе. М., 2005.
4. Ладыженская Т.А. Культура речи учителя: Методические указания для студентов
факультета русского языка и литературы. М.: МГПИ, 1988.
5. Ладыженская Т.Д. Методика развития речи на уроках русского языка. М.:
Педагогика, 1991.
6. Немов Р.С. Общие основы психологии, кн. 1. М.: Издательский центр «Владос»,
2000. 688 с.
Статья "КОММУНИКАТИВНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ПОДРОСТКОВ: РАЗВИТИЕ, УСПЕХ, СОЦИАЛИЗАЦИЯ"
Статья "КОММУНИКАТИВНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ПОДРОСТКОВ: РАЗВИТИЕ, УСПЕХ, СОЦИАЛИЗАЦИЯ"
Статья "КОММУНИКАТИВНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ПОДРОСТКОВ: РАЗВИТИЕ, УСПЕХ, СОЦИАЛИЗАЦИЯ"
Статья "КОММУНИКАТИВНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ПОДРОСТКОВ: РАЗВИТИЕ, УСПЕХ, СОЦИАЛИЗАЦИЯ"
Статья "КОММУНИКАТИВНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ПОДРОСТКОВ: РАЗВИТИЕ, УСПЕХ, СОЦИАЛИЗАЦИЯ"
Статья "КОММУНИКАТИВНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ПОДРОСТКОВ: РАЗВИТИЕ, УСПЕХ, СОЦИАЛИЗАЦИЯ"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.