Статья Компетентностный подход в преподавании гуманитарных дисциплин в системе среднего профессионального образования
Оценка 4.6
Научные работы
docx
история +1
Взрослым
23.12.2018
В статье раскрывается сущность компетентностного подхода в преподавании гуманитарных дисциплин в системе среднего профессионального образования. Указаны компетенции, осовение которых предполагается в процессе изучения истории и обществознания, раскрываются методы и приемы, обеспечивающие компетентностный подход в изучении гуманитарных дисциплин; делается вывод о значении компетентностного подхода в обучении.
формирование компетенций доклад.docx
Компетентностный подход в преподавании гуманитарных дисциплин в
системе среднего профессионального образования
Автор: Кошеленко И.П.
БУ «Югорский политехнический
колледж»
Модернизация среднего профессионального образования опирается на один из
главных критериев оценки ресурсных составляющих человеческого потенциала –
компетентность.
Компетентность – непосредственный результат образования, выражающийся в том,
что студенты овладевают определенным набором способов деятельности. Компетенция в
образовании – совокупность знаний, навыков, умений, формируемых в процессе обучения
той или иной дисциплине, а также способность к выполнению какойлибо деятельности.
Именно компетентностный подход в профессиональном образовании, его
ориентация на формирование ключевых компетенций позволят повысить
конкурентноспособность выпускника СПО на рынке труда. Поэтому новое поколение
стандартов разрабатывается на модульно – компетентностной основе, при этом ключевым
принципом выступает ориентация на цели, имеющие большое значение для сферы труда.
Цель гуманитарной подготовки студентов учреждений СПО – сформировать
личность с высоким уровнем общей культуры и профессионализма, свободно
ориентирующуюся в системе современного знания о природе, обществе, человеке,
способную к выбору стратегии последующего непрерывного образования и образа жизни в
соответствии с нормами морали, гражданского долга и ответственности.
В процессе разработки модели формирования ключевых профессиональных
компетенций в ходе преподавания гуманитарных дисциплин в учреждениях среднего
профессионального образования определены следующие основные аспекты разработки
модели:
актуализация гуманитарного образования в контексте глобализации образования
необходимость компетентностного подхода в профессиональной подготовке будущих
специалистов среднего звена в соответствии с образовательными стандартами третьего
поколения.
интеграция профессиональной и гуманитарной подготовки
Развитие студента как компетентной личности происходит путем включения его в
различные виды ценностной человеческой деятельности: учебная деятельность, познание,
коммуникация, профессиональнотрудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные
ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности.
История, обществознание, право как общественные науки обладают широким
спектром возможностей для формирования общих компетенций.
В процессе преподавания истории и обществознания предполагается освоение
следующих компетенций:
Информационной компетенции: умение извлекать учебную информацию на основе
сопоставительного анализа рисунка, исторических карт, схем, умение работать с
историческими справочниками и словарями в поиске необходимых знаний Познавательные компетенции: сравнение, сопоставление, классификация объектов по
одному или нескольким предложенным основаниям, творческое решение учебных и
практических задач, комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не
предполагающих стандартное применение одного из них.
Коммуникативные компетенции: владение монологической и диалоговой речью, умение
вступать в речевое общение, участвовать в диалоге, способность передавать содержание
прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного
задания
Рефлексивные компетенции: владение умениями совместной деятельности, объективное
оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива, владение навыками контроля
и оценки своей деятельности
Научить студента быть деятельным возможно, исходя из шести компонентов: цель,
мотив, средства, действия, результат, оценка.
Свою задачу в формировании общих компетенций вижу в следующем: на занятиях по
общественным дисциплинам подготовить студентов к восприятию материала по
специальным дисциплинам.
На уроке применяю методы и приемы, обеспечивающие компетентностный подход в
обучении:
развитие мыслительной активности (создание проблемной ситуации и интеллектуального
затруднения, конкретизация теоретического материала)
развитие умений и навыков в общеучебной и будущей деятельности (формирование
аналитического мышления путем анализа статистических данных таблиц, карт,
документов, схем, диаграмм; использование типовых планов характеристик; обучение не
только методам комплексного использования картографического материала, но и методам
его обработки и анализа; формирование умения делать выводы и осуществлять простейшее
прогнозирование.)
формирование готовности студента к самооценке, саморазвитию, самоконтролю
(используем такие приемы, как выполнение тестовых заданий; взаимоконтроль в парах при
выполнении заданий на знание понятийного аппарата; работа по оценочным листам для
само и взаимоконтроля; работа с использованием различных образцов – ответов,
выполнения практических заданий, анализа таблиц и др.)
Формирование готовности к взаимодействию и сотрудничеству (использование различных
приемов организации работы в парах; группах, включение элементов игр); обучение под
руководством консультанта рецензированию, оппонированию
Таким образом, Компетентностный подход к обучению в системе профессионального
образования позволяет решить одну из основных задач СПО – повышение качества
подготовки будущих специалистов.
Использованная литература:
1. Болотов, В.А., Сериков, В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной
программе. Педагогика, 2003, №10.2. Якушин Е.В. Мультимедийные и интерактивные
возможности современного урока.// Народное образование. – 2012. – № 2. 2. Ильязова М.Д. Компетентность, компетенция, квалификация – основные направления
современных исследований. Научные исследования в образовании, 2008, № 1.
3. Стратегия модернизации содержания общего образования: материалы для разработки
документов по обновлению общего образования. М., Национальный фонд подготовки
кадров, 2001.
Статья Компетентностный подход в преподавании гуманитарных дисциплин в системе среднего профессионального образования
Статья Компетентностный подход в преподавании гуманитарных дисциплин в системе среднего профессионального образования
Статья Компетентностный подход в преподавании гуманитарных дисциплин в системе среднего профессионального образования
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.