Статья: Критериальное оценивание в обновленном содержании образования.
Оценка 4.6

Статья: Критериальное оценивание в обновленном содержании образования.

Оценка 4.6
Повышение квалификации
docx
география
Взрослым
27.03.2017
Статья: Критериальное оценивание в обновленном содержании образования.
Система оценивания результатов учащихся – это ключевая тема в новых образовательных стандартах. Безотметочное обучение предполагает: • изменение характера контрольно-оценочной деятельности на всех уроках в двух направлениях: постепенно происходит передача контроля и оценивания от учителя к ученику и переход от контроля по результату к контролю за процессом учебной деятельности; • ученик имеет первоочередное право на оценку собственной работы; • наличие понятных учащемуся критериев, по которым он осуществляет действие оценки; • специальную педагогическую работу, направленную на формирование у ребёнка умения оценить без помощи взрослого стоящую перед ним задачу (в плане определения возможностей и способов её решения) и результаты выполнения своей работы.Система оценивания результатов учащихся – это ключевая тема в новых образовательных стандартах. Безотметочное обучение предполагает: • изменение характера контрольно-оценочной деятельности на всех уроках в двух направлениях: постепенно происходит передача контроля и оценивания от учителя к ученику и переход от контроля по результату к контролю за процессом учебной деятельности; • ученик имеет первоочередное право на оценку собственной работы; • наличие понятных учащемуся критериев, по которым он осуществляет действие оценки; • специальную педагогическую работу, направленную на формирование у ребёнка умения оценить без помощи взрослого стоящую перед ним задачу (в плане определения возможностей и способов её решения) и результаты выполнения своей работы.
Киселев М.А.Критериальное оценивание в обновленном содержании образования...docx
Статья. Критериальное оценивание в обновленном содержании образования. Киселев Максим Александрович, учитель географии и истории. Система   оценивания   результатов   учащихся   –   это   ключевая   тема   в   новых образовательных стандартах. Безотметочное обучение предполагает:     изменение   характера   контрольно­оценочной   деятельности   на   всех   уроках   в   двух направлениях: постепенно происходит передача контроля и оценивания от учителя к ученику   и   переход   от   контроля   по   результату   к   контролю   за   процессом   учебной деятельности; ученик имеет первоочередное право на оценку собственной работы; наличие   понятных   учащемуся   критериев,   по   которым   он   осуществляет   действие оценки; специальную   педагогическую   работу,   направленную   на   формирование   у   ребёнка умения оценить без помощи взрослого стоящую перед ним задачу (в плане определения возможностей и способов её решения) и результаты выполнения своей работы. Основные принципы безотметочного обучения:     критериальность   (содержательный   контроль   и   оценка   строятся   на   критериальной, выработанной совместно с учащимися основе. Критерии должны быть однозначными и предельно чёткими.) приоритет самооценки (самооценка ученика должна предшествовать оценке учителя) гибкость   и   вариативность   (содержательный   контроль   и   оценка   предполагают использование различных процедур и методов изучения результативности обучения, изучение как индивидуальных,так и групповых, коллективных результа тов учебной деятельности) естественность процесса оценки и контроля (контроль и оценка должны проводиться в естественных для ученика условиях, снижающих стресс и напряжение)     Основными   показателями   успешности   ребенка   являются   личная   динамика   развития   и желание   учиться.   Чтобы   научиться   сравнивать   вчерашние   результаты   ребенка   с   его сегодняшними достижениями, надо кардинально изменить систему оценивания. Оценивание ­ один из важных факторов, влияющих как на результат обучения, так и на весь его процесс. Верно   выбранные   стратегии   оценивания   позволяют   организовать   процесс   обучения   таким образом, чтобы ученики реально видели свои успехи, осознавали свое влияние на результат обучения,   получали   удовольствие   от   учебы   и   могли   бы   выстраивать   перспективы   своего развития.  Термин «оценивание» применяется непосредственно к методам и стратегиям, которые дают   информацию   о   процессе   обучения.  Критериальная   система   оценивания   ­   процесс, основанный   на  сравнении   учебных   достижений  учащихся  с   четко  определенными,   заранее известными всем участникам процесса критериями, соответствующими целям и содержанию образования,   способствующими   формированию   учебно­познавательной   компетентности учащихся. В основе критериального оценивания лежит критериальный подход  ­ определение степени индивидуального приближения ученика к ожидаемым результатам образования, это способствует   сохранению   познавательного   интереса   ребенка,   развивая   в   нем   желание учиться, делая его успешным. На своих занятиях, при критериальной системе оценки, учитель каждую мыслительную операцию или практическое действие ученика оценивает на основании представленных критериев, с которыми знакомы не только учащиеся, но и их родители. Формативное   оценивание   обеспечивает   учащимся   обратную   связь   по   поводу   их успехов в процессе обучения. Суммативное оценивание осуществляется в конце темы/раздела и дает учащимся и учителям представление о полученных навыках и знаниях. В   условиях   21   века   приходится   постоянно   учиться.   Работа   усложняется,   требует владения   все   большим   количеством   навыков,   а   поскольку   окружающий   мир   все   больше использует технологии для общения, индивиду необходимо развивать собственные навыки, чтобы не отстать от других в такой среде. Основная цель образования ­ помочь учащимся контролировать и управлять своим обучением.  Внедрение педагогом современных методов оценивания   в  практику  работы   не  так  трудоемко,   как  это  кажется  на  первый  взгляд,  но требует решимости и определенной методической подготовки. Интеграция критериального оценивания в обучение создает сложности и для учителей и для учеников. Стоит ли она того? Исследования,   проведенные   в   1998   году   Блэком   (Black)   и   Виллиамом   (William)   дают определенный ответ: Да, стоит. Они выяснили, что «инновации, направленные на внедрение практики   оценивания»,   ведут   к   значимым   и   существенным   результатам   обучения. Формативное   оценивание   повышает   успеваемость   всех   учащихся   (Black   и   др.,   2003),   но наиболее полезным, как показали исследования, оно оказывается для отстающих учеников, которым требуется дополнительная помощь. Результаты, полученные даже на первых уроках, свидетельствуют о его эффективности.  Сегодня в одном классе обучаются дети с разным культурным прошлым, с разными способностями и интересами. Формирующее оценивание не повышает успеваемость учащихся само по себе, ученики увеличивают свои знания, если информация, полученная в ходе такого оценивания, используется конструктивно, помогая ученикам стать независимыми в обучении, учитывая   их   индивидуальные   потребности.   Учитывать   индивидуальные   потребности учащихся возможно через дифференциальное обучение.  Сегодня известно, что ученики усваивают больше информации, когда преподавание соответствует   их   готовности   и   стратегии   обучения   (Tomlinson,   2000).   Так,   в   частности Томлинсон (Tomlinson) (2000) перечисляет четыре способа дифференциации обучения: 1. Содержание: уточните, что именно учащимся нужно узнать и как они это будут делать. 2. Процесс: предложите разные варианты подхода к проблеме. 3.   Работа:   позвольте   учащимся   повторить,   применить   и   расширить   приобретенные знания разными способами. 4. Учебная среда: создайте легко изменяемую обстановку в классе, обеспечьте тихие места, места для общения и учебной работы, чтобы сформировать независимость. Прежде   чем  применять  дифференцированное   обучение,   учащимся   нужно  научиться распознавать   и   вычленять   собственные   мыслительные   процессы   во   время   упражнений   на рефлексию.     С  помощью   обсуждений,   нацеленных   на   раскрытие   мыслительных   процессов учащихся,   учителя   могут   предоставить   обратную   связь,   которая   вдохновит   учащихся   на использование новых стратегий мышления и совершенствование уже знакомых. Используя различные   методы   оценивания,   применяемые   во   время   урока,     учитель   получает   полную информацию о процессе обучения каждого ученика в отдельности, что помогает раскрыть сильные   и   слабые   стороны   школьника.   Если   учителя   формируют   ключевые   предметные навыки учащихся посредством оценивания, то они сумеют разработать подходящую и легко изменяемую систему обучения, а применение формирующего оценивания позволит ученикам сформировать навыки самостоятельного обучения.  Учащимся   со   слабой   учебной   мотивацией,   не   всегда   обязательно   осваивать определенный   учебный   материал,   для   них   важнее   формировать   и   развивать   навыки социализации,  чтения,   письма   и  математики  в   рамках  своих   возможностей.  Чаще   всего  в обычном   классе,     учителям   редко   приходится   адаптировать   обучение   к   нуждам   таких учащихся. Для них просто предусмотрено дополнительное время для обучения необходимым предметным навыкам. В большинстве случаев учащихся с серьезными трудностями обучения, оценивают по базовым предметным навыкам или социальным, при этом остальные учащиеся класса  по  этим  пунктам  оцениваться  не  будут.  Именно  поэтому  система  оценивания  для таких детей может несколько отличаться от общепринятой.  В классах, где в центре внимания находятся интересы учеников, учителя оценивают учащихся, учащиеся оценивают друг друга и, наконец, самих себя. Включение самооценки в повседневный распорядок жизни класса принципиально важно для воспитания уверенных в себе,   независимых   учащихся.   Использование   самооценки   на   учебных   занятиях   создает благоприятные   условия   для   формирования   личностных,   регулятивных,   коммуникативных способностей человека к самосовершенствованию через усвоение нового социального опыта. Самооценка помогает учащимся усвоить стандарты, согласно которым будут оцениваться их работа   и   учебная   деятельность   (Wiggis,   1990).   Когда   учащиеся   оценивают   собственные мыслительные   процессы   или   созданную   ими   работу,   они   не   просто   занимаются   поиском ошибок,   они   «делают   явным   то,   что   обычно   умалчивается»   (Noonan   и   Duncan,   2005). Оценивание   собственного   мышления   и   мышления   своих   сверстников   позволяет   учащимся отрабатывать навыки, необходимые для независимого и самостоятельного обучения. Во время работы над заданием учащиеся могут использовать такой способ оценивания, как критерии оценки, которые часто применяются для итоговых работ, чтобы определить, насколько их работа   соответствует   ожидаемым   результатам.   Они   также   учатся   находить   разногласия между   своими   рассуждениями   и   рассуждениями   специалистов   в   данной   области.   Такая практика   помогает   ученикам   развить   навыки,   необходимые   для   самооценки   собственных успехов. Блэк   (Black)   и   его   коллеги   (2003)   предлагают   следующие   правила   успешной самооценки: 1. Критерии оценивания любых учебных достижений должны быть понятны учащимся, чтобы   у   них   сложилось   четкое   представление   о   целях   своей   работы   и   о   том,   что подразумевается под ее успешным выполнением. Эти критерии могут быть абстрактными – чтобы   добиться   понимания,   в   моделирующих   упражнениях   должны   использоваться конкретные примеры. 2. Учащихся нужно обучить навыкам и способам совместной работы и обратной связи, так как, во­первых, они действительно важны, и, во­вторых, взаимное оценивание поможет в достижении объективности, необходимой для эффективной самооценки. 3. Нужно мотивировать учащихся думать о целях работы и оценивать свои успехи на пути к их достижению. Марцано   (Marzano)   (1998)   выяснил,   что   учебные   задания,   которые   заставляли учащихся размышлять о своей учебе, оказывали наибольший эффект на их достижения, чем любой другой метод. Если учащиеся честно себя оценивают, они уже не могут видеть себя в роли   пассивных   получателей   знаний   и   навыков.   Они   во   многих   отношениях   несут ответственность за собственное обучение, за то, как они воспринимают материал, и за то, насколько они вовлечены в выполнение учебных заданий. Концентрация   на   процессе,   а   не   на   цели   –   это   одно   из   условий   повышения эффективности   самооценки   (Schunk   и   Zimmerman,   1998).   Например,   учащиеся,   которые могут оценить свое умение формулировать гипотезы, делать выводы на основе данных или совмещать новые знания со старыми, скорее извлекут пользу из самооценки, чем учащиеся, которые сконцентрированы лишь на написании хорошего лабораторного отчета.   Ориентация на процесс, размышления о том, «Как я это делаю?» помогают учащимся активно   размышлять   о   различных   способах   решения   задачи   (Langer,   1989,   стр.   34).  Для учащихся, которые привыкли, что их «учат», а не они «учатся», перемены в культуре класса, связанные   с   тем,   что   они   приобретают   контроль   над   своим   обучением,   могут   оказаться некомфортными. Если для одних контроль над собственным прогрессом в обучении может выступать как мотивирующий фактор, для других такой уровень целеустремленности может оказаться   некомфортным.   Учителя   должны   иметь   это   в   виду,   когда   начинают   внедрять систему формирующей самооценки.  Когда   этот   способ   мышления   становится   неотъемлемой   частью   повседневной практики, учащиеся больше узнают, у них возрастает внутренняя мотивация, они упорствуют в решении сложных задач и приобретают больше. Преимущества критериального оценивания, можно выразить через его практическую значимость: ­ оценивается только работа учащегося; ­   работа   учащегося   проверяется   по   критериям   оценивания,   которые   известны   им заранее; ­ оценки учащимся выставляются только за то, что они изучали; ­ учащемуся известен четкий алгоритм выведения оценки, по которому он сам может определить уровень успешности своего обучения и информировать родителей;  ­ повышается мотивация учащихся к самооцениванию и обучению. Учителя   постоянно   собирают   информацию   о   том,   как   учатся   их   подопечные.   Они проверяют тесты и письменные задания, следят за работой в малых группах, наблюдают за учащимися в различных   видах деятельности. Эта информация им нужна для разных целей, начиная с бесед с родителями, заканчивая соответствием образовательным стандартам. Кроме того, когда учителя систематически собирают достоверную информацию и эффективно ее используют, они могут помочь учащимся развить свои навыки мышления и обучения. Цель оценивания заключается в том, чтобы предоставить учителям информацию, необходимую для качественного преподавания. Формирующее оценивание можно использовать, чтобы:  Оценить готовность учащихся и их прошлые знания  Поддержать самостоятельность и взаимодействие.  Обеспечить диагностическую обратную связь ученикам и учителям.  Отслеживать прогресс  Проверять понимание и поощрять метапознание  Демонстрировать понимание и навыки Мак   Милан   (McMillan)   (2000)   указывает   на   то,   что   учителя   через   оценивание, интегрированое в обучение  «получают необходимую информацию о том, какие упражнения и задания оказались наиболее эффективными, какой уровень преподавания – оптимальным, и как итоговое оценивание можно использовать для получения диагностической информации». Перед   тем,   как   начать   новый   раздел,   учитель   оценивает   потребности   учащихся. Учителя учитывают распространенные заблуждения учащихся и области, особенно трудные для их восприятия. Оценки за тесты и вопросы дают им представление об эффективности использованного метода обучения. Такая информация может быть полезной и важной как основание для планирования, но это только начало. Любой учитель знает, что все учащиеся разные   и   у   каждой   группы   учащихся   есть   свои   сильные   стороны   и   свое   лицо.   Отличия учащихся также обусловлены тем, кто и как преподавал у них раньше, и уровнем понимания и заинтересованности,   которые   они   демонстрируют   в   новой   теме.   Учителя   могут   получить представление об уровне понимания темы и общем отношении учащихся к предмету через привлечение   учащихся   к   обсуждениям,   использованию   графических   средств   и   записям   в дневниках. Сбор информации об уровне понимания отдельно взятого ученика еще до начала темы помогает учителям оценить потребности учеников и спланировать процесс обучения так, чтобы повысить их мотивацию к учебе и помочь им в этом преуспеть. В ходе изучения новой темы/раздела, оценивание служит достижению трех разных целей: • Поощряет самостоятельность и взаимодействие. • Следит за прогрессом • Контролирует понимание  Учителя собирают информацию о развитии навыков учащихся, а также о прогрессе в понимании   темы   с   помощью   разных   неформальных   способов   оценивания,   таких   как наблюдения,   оценочные   листы   учащихся,   миниконференции.   Такая   информация   помогает учителю   дифференцировать   обучение,   оперативно   принимая   решения,   например,   уделяя время на припоминание понятия, вместо выполнения запланированных упражнений, или на проверку   нескольких   упражнений,   чтобы   максимально   заинтересовать   учащихся.   Когда учитель   представляет   ход   мыслей   учащихся,   это   помогает   ему   "адаптировать   свое преподавание   к   индивидуальным   стилям   обучения,   это   может   гарантировать,   что   все учащиеся понимают и совершенствуют  каждый элемент на пути к конечному результату" (Guskey, 2005, стр. 33). Обучение, ориентированное на нужды учащихся, дает им уверенность в том, что они изучают, и способствует тому, что они окажутся вовлеченными в тему и пойдут на риск в процессе обучения. Другая важная задача оценивания состоит в развитии навыков осмысленного и самостоятельного обучения. Обычно учащиеся получают обратную связь от учителя только в конце изученной темы и только в виде оценки за тест или итоговую работу. Зачастую, к тому времени, как учащемуся становится известно, как обстоят его дела с изучением   вопроса,   класс   уже   переходит   к   другой   теме,   и   у   учащегося   не   остается   ни возможности, ни интереса исправлять свои заблуждения и корректировать навыки. В классе, где оценивание осуществляется разными способами, учащиеся начинают понимать, что такое отличная работа. У учащиеся есть возможность индивидуально или в группах оценить то, насколько успешно они работают вместе над решением проблемы. Когда они применяют свои системы   оценивания   для   постановки   целей,   они   могут   воспользоваться   преимуществами обучения, чтобы улучшить свою работу и приблизить ее к эталону . Согласно Блэку и его коллегам   (Black,   Harrison,   Lee,   &   Marshall,   2003):   «Такая   возможность   следить   за   своим процессом обучения может явиться одним из наиболее важных преимуществ формирующего оценивания" (стр. 67). Самооценка и оценка работы в парах помогает учащимся осознавать свои сильные стороны и потребности, научиться ставить цели и контролировать свои успехи. В   конце   раздела   учащиеся   должны   показать,   что   они   узнали,   а   учителя   должны выяснить, чему те научились, и какие знания  они сохранят для следующего этапа. Такие способы   оценивания   требуют   от   учащихся   продемонстрировать   понимание   и   владение навыками. Когда учащиеся планируют и выполняют задания, они демонстрируют, насколько хорошо   они   могут   применять   знания   в   реальных   ситуациях.   Такие   задания   должны   быть хорошо   продуманными,   чтобы   выявлять   уровень   понимания   учащихся   и   предоставить   им возможности продемонстрировать свои знания. Разнообразные виды учебной деятельности, позволяют   учащимся   продемонстрировать   то,   что   они   узнали   о   предмете,   о   совместной работе, о собственных процессах обучения.  Родители и учащиеся получают регулярные отзывы об успехах учащихся и о том, над чем   им   стоит   поработать:   о  внутренней   позиции   школьника,   его   эмоционально­ положительном  отношении  к школе,  о ориентации  на содержательные  моменты школьной действительности — уроки, познание нового, овладение умениями и новыми компетенциями,  характер учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками. Критериальная система оценивания позволяет учащимся:  1. использовать многообразие стилей обучения, типов мыслительной деятельности и способностей для выражения своего понимания через сформированность мотивации учебной деятельности,   учебно­познавательные   и   внешние   мотивы, любознательность и интерес к новому содержанию и способам решения проблем, мотивации достижения результата, стремления к совершенствованию своих способностей;    включая   социальные, 2.   знать   и   понимать   критерии   оценивания   для   прогнозирования   собственного результата   обучения   и осознания   успеха   через   сформированность   самоконтроля,   включая осознание правильности своих действий  направленных на предупреждение  или обнаружение уже допущенных ошибок, планирование дальнейших действий, направленных на устранение ошибок  и,  конечно   же,   позволяя  предупредить психологические  перегрузки,  повышенную утомляемость; 3. участвовать   в   рефлексии,   оценивая   себя   и   своих   сверстников   через сформированность   самооценки,   включая   осознание   своих   возможностей   в   учении, способности адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении; умение видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех; 4. использовать знания для решения реальных задач, выражать разные точки зрения, критически мыслить через  сформированность умения планировать: определять адекватные цели деятельности операции и порядок их выполнения Родители через внедрение системы оценивания смогут: 1. получать  объективные доказательства уровня обученности своего ребенка; 2. отслеживать прогресс в обучении ребенка; 3. обеспечивать ребенку поддержку в процессе обучения;  4. устанавливать обратную связь с учителями и администрацией школы; 5. быть уверенными и спокойными за комфортность ребенка в классе и школе. Список литературы: 1. Руководство для учителя, 2015 год.

Статья: Критериальное оценивание в обновленном содержании образования.

Статья: Критериальное оценивание в обновленном содержании образования.

Статья: Критериальное оценивание в обновленном содержании образования.

Статья: Критериальное оценивание в обновленном содержании образования.

Статья: Критериальное оценивание в обновленном содержании образования.

Статья: Критериальное оценивание в обновленном содержании образования.

Статья: Критериальное оценивание в обновленном содержании образования.

Статья: Критериальное оценивание в обновленном содержании образования.

Статья: Критериальное оценивание в обновленном содержании образования.

Статья: Критериальное оценивание в обновленном содержании образования.

Статья: Критериальное оценивание в обновленном содержании образования.

Статья: Критериальное оценивание в обновленном содержании образования.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.03.2017