Статья "Критерии межпредметной интеграции как показатели формирования профессиональных компетенций студентов"
Оценка 5
Особые потребности
doc
химия
Взрослым
11.05.2018
Современное общество испытывает потребность в специалистах широкого профиля, владеющих системными и функциональными знаниями о мире, месте и роли в нем человека и обладающих творческим, системным стилем мышления. Ознакомление студентов с результатами интеграции наук стало насущной задачей любого учебного заведения, не менее важной, чем приобщение их к конкретным знаниям. Интеграция усиливает развивающее влияние на личность каждого студента.
Межпредметная интеграция. докладdoc.doc
Сергеева Любовь Юрьевна
ГБПОУ РМ «Темниковский сельскохозяйственный колледж»,
преподаватель высшей категории, г.Темников
КРИТЕРИИ МЕЖПРЕДМЕТНОЙ ИНТЕГРАЦИИ КАК ПОКАЗАТЕЛИ
ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ.
Современное общество испытывает потребность в специалистах широкого профиля,
владеющих системными и функциональными знаниями о мире, месте и роли в нем человека и
обладающих творческим, системным стилем мышления. Ознакомление студентов с
результатами интеграции наук стало насущной задачей любого учебного заведения, не менее
важной, чем приобщение их к конкретным знаниям. Интеграция усиливает развивающее
влияние на личность каждого студента.
В истории научного естествознания несколько столетий господствовала тенденция
дифференциации наук, предметы научных исследований были разграничены, это позволяло
каждой науке изучить их достаточно детально. Таким образом, был создан мощный
фундамент для дальнейшего развития естествознания, но вместе с тем это породило
объективные предпосылки интеграции наук и привело в конечном итоге к появлению таких
наук, как физическая химия, химическая физика, биохимия, геохимия и т.д.
Такое соединение – не просто сочетание двух наук, а по – новому систематизированное
их внутреннее слияние, способствующее углубленному познанию закономерностей природы,
подъему научных знаний на более высокий теоретический уровень нескольких ведущих
отраслей научного естествознания. Таким образом, появление так называемых «мостиковых»
или «гибридных» наук – ярко выраженный вариант интегративного подхода к научному
знанию. [5]
Изучение естественных дисциплин должно способствовать формированию у
их интеллектуальному развитию, воспитанию
обучающихся научной картины мира,
нравственности, гуманистических отношений, готовности к труду. Кроме того, недостаточно
механически перенести в обучение основные направления интеграции наук, необходимо
построить эффективную дидактическую систему межпредметных связей.[1] Без этого трудно
убедить студентов в том, что многие процессы и явления, изучаемые, различными
предметами, едины по своей природе; сформировать у них представления о системах
понятий, универсальных законах, общих теориях и комплексных проблемах.
Под интегративным подходом к обучению следует понимать особый тип
взаимодействия преподавателя и студента, при котором преподаватель организует и направляет деятельность студента на обобщение знаний, полученных из курсов различных
дисциплин, при этом реализуются межпредметные связи этих курсов в конкретной
исследовательской работе (теоретической, практической).
В условиях интегративного подхода ведущими становятся следующие принципы
организации и функционирования процесса обучения:
принцип межпредметной интеграции, предполагающий систематическую и
целенаправленную реализацию межпредметных связей как основного механизма знаний и
способов действий в обучении, а также ведущего способа создания проблемных ситуаций,
постановки и решения межпредметных учебных проблем;
принцип единства внутри и межпредметной интеграции знаний и способов действий,
отражающих диалектическое единство и взаимосвязь внутри и межпредметных связей в
обучении химии и других естественных дисциплин;
принцип горизонтальной и вертикальной динамики и координации познавательной
деятельности обучающихся, определяющей динамику развития познавательной деятельности
студента в течение каждого учебного года (т.е. по горизонтали) и ее преемственность
(скоординированность) при переходе от одного года обучения к другому (т.е. по вертикали)
[5].
Межпредметная проблемная ситуация и межпредметная учебная проблема являются
основой вовлечения студентов в процесс самостоятельной проблемнопоисковой
деятельности, а также важнейшим средством ее направленной мотивации и управления.
Межпредметная проблемная ситуация это создание преподавателем состояния
интеллектуального затруднения студента, когда он обнаруживает, что для решения
поставленной перед ним задачи ему недостаточно имеющихся предметных знаний и умений, и
осознает необходимость их внутри и межпредметной интеграции.
В процессе обучения любая межпредметная проблемная ситуация реализуется в виде
конкретной межпредметной учебной проблемы.
Под межпредметной учебной проблемой понимается форма практической реализации
возникающей в предметном обучении проблемной ситуации межпредметного характера.
Таким образом, при интегративном подходе в обучении дисциплинам естественно
экологического цикла обязательным условием является раскрытие перед студентами
межпредметного характера решаемых учебных проблем как основы мотивации и управления
их познавательной деятельностью. В последнее время интенсивно обсуждается проблема интегрированных курсов взамен
предметного обучения, особенно по основам наук. Сторонники интегрированных курсов
считают, что с их помощью мы избавимся от перегрузки обучающихся, а главное – создадим у
них целостное представление о науке [3]. Наиболее органично создание интегрированных
курсов на основе того, что уже интегрировано в науке с позиции общих идей. Целостность
интегрированного курса возможна при взаимопроникновении наук в учебной дисциплине. При
создании интегрированного курса должно учитываться такое дидактическое условие его
усвоения, как степень новизны информации: первичное ее предъявление или предъявление на
базе пропедевтических или систематических знаний.
Интегрированный курс призван рассматривать один сложный объект с точки зрения
разных наук или разные объекты на основе общего подхода.
Например, интегративный курс «Естествознание для гуманитариев» ставит своей
задачей передать содержание естественнонаучных дисциплин в объеме программы 1011
классов[2]. В целом объект один – основы наук, но они освещаются с позиций истории,
философии, художественной литературы, даже религиозных воззрений.
В указанной дисциплине реализован междисциплинарный синтез: включены вопросы
физики, биологии, экологии, астрономии, вопросы философского, методологического и
историконаучного знания, единство исторического и современного знания (включены,
например, вопросы физики Аристотеля и квантовой механики, учение о ноосфере В.Н.
Вернадского); отношение научного и религиозного знания (говорится о возникновении
христианства и ислама); соотношение художественного и научного восприятия мира
(сопоставляется «Божественная комедия Данте Алигьери и «Диалог о двух главенствующих
соотношение философского и художественного осмысления
системах мира»);
действительности (в поэме Лукреция «О природе вещей»). Курс содержит задания на
выделение разных методов познания, сравнение их, обобщающие уроки, посвященные картине
мира в разные исторические периоды.
Другие интегрированные курсы рассматривают разные объекты, на основе единого
подхода – синергетического. Элементы синергетики вводятся во все преподаваемые
дисциплины и, кроме того, есть интегрированный курс, цель которого – создание у
обучающегося современной картины мира – естественнонаучной и социальной.
В концепции естественнонаучного образования говорится о том, что формирование
гуманистических и экологических представлений является одной из важнейших задач (курса
химии) современного обучения[4]. Межпредметные связи (химии с другими учебными дисциплинами) должны строиться на основе материала, отражающего отношение к человеку,
к природе.
И действительно, воспитание у обучающихся гуманистических норм и принципов
отношения к природе очень важно в условиях прогрессирующего воздействия человека на
окружающую среду, которое достигло уже такого размаха, что естественные механизмы
природы часто не в состоянии нейтрализовать нежелательные и вредные (воздействия)
последствия производственной деятельности человека.
Поэтому изучаемые на уроках химии, физики, биологии законы и явления природы,
основные направления научнотехнического прогресса, необходимо рассматривать во
взаимосвязи с экологическими проблемами.
Очевидно, что в становлении экологического сознания велика роль учебных заведений.
Трудность в формировании экологической культуры у обучающихся обусловлено
многоаспектностью экологического образования. Оно носит междисциплинарный характер,
поэтому раскрытие соответствующих аспектов экологического образования через
интегративный подход (в том числе на интегрированных уроках) должно стать
приоритетным[4].
Для нашего времени характерно проникновение в науку идеи всеобщей связи явлений.
Мир, как и в древние времена, это единое органическое целое. Только теперь такое
представление базируется не на интуиции и наглядных умозаключениях, а на научных
теориях. В естествознание чувство единства принесли идеи Вернадского, квантовая механика,
теория относительности Эйнштейна. Во время утверждения в науке этих идей и теорий
близкий друг К.Э. Циолковского биолог А.Л.Чижевский писал: «Теперь мы можем сказать,
что в науках о природе идея о единстве и связанности всех явлений в мире и чувство мира как
неделимого целого никогда не достигали той ясности и глубины, какой они малопомалу
достигают в наши дни» [2].
У любого преподавателя рано или поздно возникает потребность в осуществлении
межпредметных связей с другими дисциплинами, так как он начинает чувствовать, что иначе
невозможно сформировать у студентов всестороннюю научную картину мира.
Для того, чтобы в полной мере реализовать весь потенциал, заложенный в изучаемом
материале, необходима система межпредметных связей, интегративный подход к обучению
студентов. Важнейшая составная часть интегративного подхода к обучению химии –
специально организуемые интегрированные уроки. В отличие от занятий, на которых для установления межпредметных связей материал
по химии иллюстрируется сведениями из других дисциплин, на интегрированных уроках
обозначенная тема или проблема рассматривается с разных точек зрения средствами
нескольких предметов. Такие занятия преподаватели естественнонаучных дисциплин готовят
и проводят совместно. Используемый материал показывает единство процессов,
происходящих в окружающем нас мире, позволяет обучающимся видеть взаимозависимость
различных наук.
В своей педагогической практике часто использую интегрированные занятия. Являясь
преподавателем дисциплин естественно экологического цикла, на занятиях биологии и
экологии формирую у студентов интегрированные знания по темам: «Обмен веществ.
Фотосинтез», «Биосинтез белка», «Химический состав клетки. Белки. Жиры. Углеводы»,
«Экология водных ресурсов», «Физикохимическая эволюция в развитии Земли»,
«Определение химических загрязнений воздуха», «Природопользование в истории
человечества».
Реализую принцип интегративности и в преподавании химии, проводя занятия по
темам: «Химические элементы в организме человека», «Влияние спиртов на организм
человека», «Вода в природе и жизни человека», «Роль металлов в науке и технике»,
«Особенности строения dэлементов и их влияние на окружающую среду и здоровье
человека», «Состав и свойства кислот», «Дисперсные системы», «Химические свойства
углеводородов» и др.
Практически все интегрированные учебные занятия провожу с применением
информационнокоммуникативных технологий и программированных заданий.
В этом направлении предстоит еще обновить тематику интегрированных уроков,
разнообразить формы и методы этих уроков, активно применять межпредметные связи,
экологизацию естественнонаучных дисциплин.
Список использованных источников
1. Валеев А.А. Профессиональное становление студентов в условиях гуманитаризации
образования.– Казань: Издво «Печать СервисХХI век», 2011. – с.2930.
2. Зверев И.Д. Взаимосвязь учебных предметов. – М.: Знание, 1997. – 164 с.
3. Максимова В.Н., Зверев И.Д. Межпредметные связи в учебновоспитательном
процессе в современной школе. – М.: Просвещение, 1987. – 180 с. 4. Озерникова Т.Г., Лаптева И.Б., Чиркова Е.Л. Исследование конкурентоспособности
выпускников и способы ее повышения. URL: http: //www.trud.isea.ru – 13.12.2012.
5. Пузанкова Е.Н. Современная педагогическая интеграция, ее характеристики / Е.Н.
Пузанкова, Н.В. Бочкова // Образование и общество. – 2009. – № 1. – с. 913.
Статья "Критерии межпредметной интеграции как показатели формирования профессиональных компетенций студентов"
Статья "Критерии межпредметной интеграции как показатели формирования профессиональных компетенций студентов"
Статья "Критерии межпредметной интеграции как показатели формирования профессиональных компетенций студентов"
Статья "Критерии межпредметной интеграции как показатели формирования профессиональных компетенций студентов"
Статья "Критерии межпредметной интеграции как показатели формирования профессиональных компетенций студентов"
Статья "Критерии межпредметной интеграции как показатели формирования профессиональных компетенций студентов"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.