Статья: Лазерная арфа

  • Занимательные материалы
  • docx
  • 01.05.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Лазерная арфа — это электронный музыкальный инструмент, состоящий из нескольких лазерных лучей, которые нужно перекрывать, по аналогии с щипками струн обычной арфы. Она знаменита тем, что используется на концертах Жана Мишеля Жарра. Лазерная арфа, которая получила свое имя из-за сходства с обычной арфой, впервые была использована JMJ во время концертов в Китае в 1981 году. Китайская публика была поражена и восхищена этим инструментом. Струнами в этой арфе являются лазерные лучи. Прототип лазерной арфы был разработан французом Бернардом Шайнером (Bernard Szajner) в 1979 году. В 1981 году, когда инструмент был впервые показан публике, он еще был в стадии разработки. С тех пор лазерная арфа претерпела много изменений.
Иконка файла материала 16.docx
ЛАЗЕРНАЯ  АРФА Лазерная арфа — это электронный музыкальный  инструмент, состоящий из нескольких лазерных лучей, которые нужно перекрывать, по аналогии с щипками  струн обычной арфы. Она знаменита тем, что  используется на концертах Жана Мишеля Жарра. Лазерная арфа, которая получила свое имя из­за  сходства с обычной арфой, впервые была использована JMJ во время концертов в Китае в 1981 году.  Китайская публика была поражена и восхищена этим  инструментом. Струнами в этой арфе являются  лазерные лучи. Прототип лазерной арфы был  разработан французом Бернардом Шайнером (Bernard  Szajner) в 1979 году. В 1981 году, когда инструмент  был впервые показан публике, он еще был в стадии  разработки. С тех пор лазерная арфа претерпела много изменений.Французский инженер Филипп Гуерр (Philippe Guerre),  интересующийся музыкой, внес в устройство  инструмента и его программное обеспечение  радикальные изменения. Его лазерная арфа была  сконструирована из лазера и вращающегося зеркала,  которое отражало лучи в разных направлениях.  Фотоэлектрические датчики определяли, где именно  на пути лазерного луча встало препятствие. Лазерная арфа с похожей конструкцией  использовалась Жарром на концерте в Хьюстоне и  дальнейших представлениях. Интеллектуальную частьинструмента составляет микрокомпьютер,  использующий программу Laserharp, разработанную  Гуерром. Каждый луч может играть разные ноты,  когда Жарр дотрагивается к световым «струнам».  Когда Жарр перемещает руки вверх или вниз, тон  ноты изменяется. Как только Жарр убирает руку с  луча, воспроизведение ноты прекращается. Лазерная арфа, которую использовал Жан­Мишель в  Париже, представляла собой алюминиевую  конструкцию высотой четыре метра и шириной два с  половиной метра с двенадцатью прозрачными  трубками из искусственного стекла для двенадцати  лазерных лучей. Жан­Мишеля часто критиковали за то, что на  концертах он одевает огромные неуклюжие перчаткиво время игры на лазерной арфе. Однако это не часть  декорации, как думают некоторые, а средство  безопасности. Перчатки сделаны из специального  материала и защищают исполнителя от лазерных  лучей. Иначе руки исполнителя просто сгорели бы.  Кроме этого, специальные темные очки защищают  глаза от лазерного излучения. Так же, лазерные арфы делает Джен Левин. У архитектора Джен Левин (Jen Lewin) необычное  хобби — она делает лазерные арфы. Что это такое?  Это одновременно и музыкальные инструменты, и  художественные инсталляции. Главный их элемент —  лазерные лучи, которые и "отвечают" за звуковой  эффект. Удивительно, не правда ли? На самом деле всё просто и понятно. Но такова уж  специфика современного искусства: автор непременно должен всё разъяснить, обязательно сдобрив свои  пояснения туманными и загадочными понятиями. И,  естественно, назвать всё это концепцией.Итак, концепция лазерных арф в истолковании Джен:  "Использование света вместо реальных струн меняет  наше восприятие пространства и материи. То, чего физически не существует (виртуальная  струна), действует так, как если бы оно там было".  Прямо поэзия!. Взяв на вооружение эту — или какую­нибудь другую  — "закрученную" формулировку, а то и вовсе без неё,  Джен занялась лазерными арфами ещё в 1997 году и с  тех пор успела сделать их 8 штук. Такое вот  увлечение.  Она утверждает, что все арфы отличаются друг от  друга: одни выполнены в виде элегантных деревянных  скульптур, другие не так изящны, но зато водостойкие  и устойчивые к погодным воздействиям. Одну из таких арф Джен Левин сделала на грант  фонда Black Rock Art, представила её широкойпублике в прошлом году на фестивале Burning Man, а  сейчас показывает свой инструмент на Wired NextFest. Поэтому, по словам художницы, арфу пришлось  защитить не только от ветров, дождей и грязи, но и от  "физического воздействия посетителей". Чтобы получше продемонстрировать возможности  арфы и привлечь внимание зрителей, Джен решила  сделать её составной. Инсталляция состоит из трёх  арф, которые можно составлять каким угодно образом (каждая питается от автономного источника  электротока). Кстати, Джен так и переставляла свои  творения все дни выставки. То есть каждым утром  инсталляция оказывалась как бы новой. Впрочем, утром, как и днём, смотреть особо не на что  — обычные стальные каркасы. А вот ночью  происходило нечто волшебное. Вертикальные лучи,начинающиеся у самой земли и резко "обрывающиеся"  на высоте до трёх метров в открытом пространстве, в  чистом поле, так сказать, — зрелище воистину  чарующее. Но посетители не забывали и про  музыкальную составляющую конструкций. И не зря —  она тоже оказалась крайне необычной. Ведь струны — это лучи, которые не только можно  "дёргать", но и проходить насквозь. Можно даже  сыграть целую композицию — пробегая (или проходя,  в зависимости от музыкальных предпочтений) по  разным арфам: разумеется, если конфигурация  позволяет. По прикидкам, лучей­струн хватает октав на пять:  можно изобразить (до чего же подходящее слово!) что­ нибудь очень симфоничное, тем более что играть  могут несколько человек сразу. Но не для того делась  арфа лазерной, чтобы её использовали как обычную.  Поэтому Джен решила добавить в неё кое­какие  "фишки", которые и не снились композиторам,  сочинявшим партии для арф.К примеру, пересечение с одним лучом может дать два десятка самых разных сэмплированных звуков,  амплитуда которых, к тому же, меняется в  зависимости от скорости передвижения: чем быстрее,  тем громче. Джен говорит, что так можно играть  самые разные мелодии — в основном, медитативного и атмосферного характера. На сайте Джен есть видеоролики с игрой на лазерных  арфах, сделанные в 2001 и в 2004 годах — есть что  посмотреть и послушать. Заканчивая рассказ о замысле лазер­арф, Джен вдруг  вспоминает о том, что её инсталляция "оснащена  лазерами класса, признанного безопасным для  использования при прямом воздействии". После  такого интересного объяснения концепции слова о  классе аппаратуры звучат как банальность.  Но Джен можно понять: ведь эти арфы, пожалуй, одни из немногих интерактивных скульптур, для которыхнайдётся место в музыкальной индустрии — и даже не виртуальное. Итак, своё распространение лазерная арфа получила и  в России. Российские музыканты решили не следовать  западному опыту и попробовали построить лазерную  арфу с нуля. В результате у конструкторов  творческого объединения Deftaudio из Нижнего  Новгорода получилась тоже корпусная лазерная арфа,  но из восьми лучей. Как рассказали разработчики  корреспонденту Infox.ru, в конструкции  нижегородской арфы используется один  промышленный лазер мощностью до 100 мВт, а также  восемь отражателей и такое же количество сенсоров,  которые крепятся на раме высотой около двух с  половиной метров.Единственный лазер копируется по тому же принципу, что и в инструменте Гуерра, но каждый получившийся  в итоге луч принимается индивидуальным сенсором.  Положение руки по высоте относительно луча в  отечественной разработке может контролироваться  при помощи инфракрасного датчика, который  крепится к руке. Как и ее аналоги, арфа Deftaudio подключается к  синтезаторному оборудованию, что позволяет  моделировать ее звучание на усмотрение исполнителя.Мощность нижегородской лазерной арфы невелика, и  для нее не обязательно использовать асбестовые  перчатки. Поэтому лучше всего она смотрится в  небольших затемненных помещениях, где работает  дым­машина. Именно это позволяет использовать ее в  клубах и концертных залах.