Статья "Ментальная карта как способ усвоения лексического и грамматического материала"
Оценка 4.7

Статья "Ментальная карта как способ усвоения лексического и грамматического материала"

Оценка 4.7
Научные работы
doc
английский язык
5 кл—6 кл
06.01.2017
Статья "Ментальная карта как способ усвоения лексического и грамматического материала"
В данной статье представлено описание одной из самых современных техник визуализации и структурирования материала - ментальной карты (mindmapping), описано применение данной технологии в обучении английскому языку. В ходе проведения эксперимента учитель приходит к выводу о том, что с помощью ментальной карты учащиеся научаются структурировать и запоминать как грамматический материал, так и необходимую лексику.
Ментальные карты.doc
Ментальная карта как способ усвоения лексического и грамматического материала На данный момент одной из новейших и самых эффективных технологий в обучении   является   ментальная   карта.   Ментальные   карты   (майндмэппинг, mindmapping) — это удобная и эффективная техника визуализации мышления и   альтернативной   записи.   Ее   можно   применять   для   создания   новых   идей, фиксации идей, анализа и упорядочивания информации, принятия решений. Это   не   очень   традиционный,   но   очень   естественный   способ   организации мышления, имеющий несколько неоспоримых преимуществ перед обычными способами записи. Ментальная карта представляет собой радиальную структуру, в которой от центрального   ядра   ­   общей   идеи   ­   вытягиваются   "ветки".   Неоспоримым плюсом ментальных карт, по сравнению с привычными линейными способами записи идей, является возможность "беспорядочного" добавления объектов, а также слияния "веток" в одну, если на определенном этапе они несут схожие идеи.   Карты   помогают   окинуть   взглядом   проблему   целиком,   выделив   при этом   важные   особенности.   Карты   способствуют   целостному   видению ситуации, даже в том случае, когда в ней не хватает логики, необходимой для построения линейного списка. Кроме того, важно отметить, что и сам мозг действует по такой схеме ­ для каждого "куска" информации, поступающего извне, мозг формирует до десяти, а, может быть, и до тысячи ассоциативных цепочек. Таким образом, получается, что ментальная карта ­ это графическое выражение деятельности нашего мозга. Тони Бьюзен (Tony Buzan), автор техники ментальных карт, предлагает нам перестать  бороться  с  собой  и начать  помогать  своему  мышлению. Учёный предлагает действовать следующим образом: Вместо линейной записи  использовать радиальную. Это значит, что 1. главная тема, на которой будет сфокусировано наше внимание, помещается в центре листа. То есть действительно в фокусе внимания.  Записывать   не   всё   подряд,   а  только   ключевые   слова.   В   качестве 2. ключевых   слов   выбираются   наиболее   характерные,   яркие,   запоминаемые, «говорящие» слова.  Ключевые слова помещаются на ветвях, расходящихся от центральной 3. темы.   Связи   (ветки)   должны   быть   скорее   ассоциативными,   чем иерархическими.   Ассоциации,   которые,   как   известно,   очень   способствуют запоминанию, могут подкрепляться символическими рисунками.  Идея   Тони   Бьюзена   как   раз   и   заключается   в   создании   такой   «несущей конструкции», призванной помочь восстановить живые мысли, находящиеся за скучным текстом, или создать их, если использовать майндмэппинг в качестве инструмента   для   создания   новых   идей.   Ведь   память   и   креативность   —   в сущности,   две   стороны   одного   процесса:   память   воссоздаёт   прошлое,   а креативность создаёт будущее. Диапазон   применения   ментальных   карт   в   работе,   научной   деятельности, повседневной жизни достаточно широк. И, конечно, ментальные карты можно и   даже   необходимо   использовать   для   изучения   иностранных   языков. Во­ первых, переработка конспектов или любых линейных записей сама по себе способствует   развитию   креативности   мозга,  что   в  свою   очередь   влияет   на качество и глубину запоминания информации.  Во­вторых, с помощью ментальных карт удобно изучать новые лексические единицы, ведь многие слова имеют разные значения, а в английском одно и то же   слово   даже   может   относиться   к   разным   частям   речи.   В   этом   случае воспользоваться   ментальной   картой   будет   намного   удобнее,   чем   просто карточкой с переводом.  В­третьих,   ментальные   карты   помогают   структурировать   грамматический материал. В ментальной карте можно отразить то, как используется время Present Perfect, как выглядит порядок слов в вопросительном предложении, какие   глаголы   являются   вспомогательными.   Эти   и   любые   другие грамматические блоки можно организовать с помощью mind­maps. В­четвертых,   нельзя   не   упомянуть   фразовые   глаголы   и   идиомы   с   их разнообразными   способами   использования   и   выражения,   которые   дают возможность для полноценного использования ментальной карты.  Широк диапазон применения карт памяти на уроках английского языка: 1) Работа с фонетическим материалом; 2) Работа с лексическим материалом; 3) Работа с грамматическим материалом; 4) Работа с текстовым материалом; 5) Обучение устному монологическому высказыванию; 6) Представление результатов проектной деятельности; 7) Подготовка к ГИА и ЕГЭ; 8) Проведение дискуссии, дебатов; В качестве эксперимента было решено провести занятие по майндмэппингу среди   учащихся   5   класса.   Учащимся   было   предложено   разделиться   на   4 группы.   Каждой   группе   было   дано   задание   выбрать   лексическую   либо грамматическую тему и составить по ней ментальную карту. Учащимся были даны на выбор следующие темы: 1) Степени сравнения прилагательных; 2) Seasons and weather; 3) Present Continious; 4) Animals; Учащиеся   на   примере   ментальной   карты   по   теме   «Food»   уже   имели представление о её структуре. Работая в группе, они обменивались друг с другом   идеями,   высказывали   свои   ассоциации,   ключевые   слова   по   теме, педагог  лишь  помогал  им их  конкретизировать. По  окончании  выполнения задания   ребятам   было   предложено   раскрыть   свою   тему   в   устной   форме, используя   ментальную   карту.   Учащиеся   успешно   справились   с   заданием, отметили, что с помощью ментальной карты материал усваивается намного быстрее,   чем   по   линейным   схемам,   предлагаемым   в   школьных   учебниках. Затем нескольким учащимся в качестве домашнего задания было предложено сделать ментальные карты по лексическим единицам: глагол to go, to have, to get. Посредством составления ментальных карт учащиеся раскрыли многие значения данных глаголов, открыли для себя фразовые глаголы и их значения, стали   проявлять   больше   интереса   к   этимологии   различных   лексических единиц. Для   проверки   успешности   внедрения   данной   технологии   в   обучении английскому языку учащимся было предложено поучаствовать в опросе «Do mind­maps help you?». Учащиеся отвечали на вопросы: 1) Помогают ли тебе ментальные карты в изучении языка? 2) По каким аспектам языка ты чаще всего составляешь ментальные карты? (грамматика, лексика, работа с текстом – нужное подчеркнуть). 3) Составляешь ли ты ментальные карты по другим школьным предметам? Каким именно? Результаты опроса показали, что 93,5% учащихся ментальные карты помогают в   изучении   языка.   В   основном   ребята   составляют   ментальные   карты   по лексическим   единицам   (85%   опрошенных),   на   втором   месте   –   грамматика (72%), на третьем –  работа с  текстом (49%). Также  учащиеся  составляют ментальные  карты  по  дисциплинам   гуманитарного  (русский  язык, история, литература), а также естественно­научного цикла (природоведение). Таким образом, исследование показало, что технология ментальной карты или майндмэппинга способствует успешному усвоению учащимися лексического и грамматического   материала,   а   также   способствует   укреплению межпредметных   связей.   Кроме   того,   умение   составлять   ментальные   карты пригодится   детям   не   только   в   учебной   деятельности,   но   и   в   проектной, исследовательской   деятельности,   формировании   образа   ближайшего будущего, принятии важных решений. “Великим ученым ребенок может и не быть,   а   вот   самостоятельным   человеком,   способным   анализировать   свои поступки,   поведение,   самосовершенствоваться,   реализовывать   себя   в окружающем мире ему научиться необходимо”.

Статья "Ментальная карта как способ усвоения лексического и грамматического материала"

Статья "Ментальная карта как способ усвоения лексического и грамматического материала"

Статья "Ментальная карта как способ усвоения лексического и грамматического материала"

Статья "Ментальная карта как способ усвоения лексического и грамматического материала"

Статья "Ментальная карта как способ усвоения лексического и грамматического материала"

Статья "Ментальная карта как способ усвоения лексического и грамматического материала"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.01.2017