Статья "Метапредметность в образовании. Коммуникативная компетенция""
Оценка 5
Научные работы
ppt
администрации
Взрослым
21.06.2017
Что включает в себя коммуникативная компетенция?
В статье определяется понятие «коммуникативная компетенция», выделяются и описываются её составляющие: языковая, речевая, дискурсивная, культуроведческая и риторическая компетенции. Предлагаются подходы к оцениванию коммуникативной компетенции школьников.
В проекте Федерального государственного образовательного стандарта общего образования наряду с другими декларируются и цели, связанные с коммуникативным развитием личности.
metapredmetnost (для доп.изучения).ppt
Статья "Метапредметность в образовании. Коммуникативная компетенция""
Метапредметность
в образовании
Статья "Метапредметность в образовании. Коммуникативная компетенция""
В древнегреческом языке предлог μετά (metá) и
приставка μετα имеет значения: «после»,
«следующее», «за», а также «через», «между».
«Мета» как часть сложных слов имеет несколько
значений:
промежуточность, следование за чемлибо, переход к
в эпистемологии и психологии приставка «мета»
•
чемулибо другому, перемену состояния, превращение
(метагалактика, метацентр);
•
означает «о себе» (метаданные, метапамять,
метатеория);
•
вслед за метафизикой, описывающей принципы, на
которых основана физика, приставка «мета» стала
означать более высокий уровень обобщения,
универсальности, интегральности.
Статья "Метапредметность в образовании. Коммуникативная компетенция""
На роль идеологов и реализаторов
метапредметного подхода претендуют прежде
всего две школы:
Громыко Юрий Вячеславович. Организация –
институт инновационных стратегий развития
общего образования при Департаменте
образования Москвы. Монография
«Мыследеятельностная педагогика» 2000 г.
Хуторской Андрей Викторович. Организация –
центр дистанционного образования (ЦДО) РАО
«Эйдос», Москва. В марте 2011 года ЦДО
учредил Институт образования человека.
Вопросами метапредметного содержания
образования занимаются с 1980х гг.
Статья "Метапредметность в образовании. Коммуникативная компетенция""
Метапонятия – метадеятельность, метапредмет,
метазнание, метаумение (метаспособ).
Аналогичные понятия – универсальные знания и способы;
– мыследеятельность.
Метадеятельность – универсальный способ
жизнедеятельности каждого человека; отражает
уровень развития личности. Имеет надпредметный
характер.
Две составляющие – метазнания и метаспособы.
Метаспособы – это мышление (теоретическое,
критическое, творческое, образное…) +
информационные и регулятивные умения.
Метазнания – это знания о знании, о структуре и
способах получения знания. характеристика метазнания
– надпредметность и интегративность.
Статья "Метапредметность в образовании. Коммуникативная компетенция""
Суть метапредметного подхода
Метапредметный подход обеспечивает переход
от существующей практики дробления знаний на
предметы к целостному образному восприятию
мира, к метадеятельности. Метапредметность как
принцип интеграции содержания образования,
как способ формирования теоретического
мышления и универсальных способов
деятельности обеспечивает формирование
целостной картины мира в сознании ребёнка. При
таком подходе у учащихся формируется подход к
изучаемому предмету как к системе знаний о мире,
выраженном в числах и фигурах (математика), в
веществах (химия), телах и полях (физика),
художественных образах (литература, музыка, ИЗО) и т.д.
Статья "Метапредметность в образовании. Коммуникативная компетенция""
Статья "Метапредметность в образовании. Коммуникативная компетенция""
Предлагаемые средства достижения
1. Определенные технологии
2. Метапредметы
3. Надпредметные программы
4. Метапредметные темы в рамках
предметных курсов
5. Специальная деятельность
6. Специальные приемы
7. Специальная дидактика
Статья "Метапредметность в образовании. Коммуникативная компетенция""
Предлагаемые средства достижения
1. Технологии
Развивающее обучение ЭльконинаДавыдова
Мыследеятельностная педагогика
Коммуникативная дидактика
Эвристическое обучение
Технология логикосмыслового моделирования
Школа М.Щетинина
Также упоминаются:
«Экология и диалектика» Л.Тарасова
Эпистемотека (эпистемология – наука о знании и его основаниях)
Детсковзрослые научнопромышленные комплексы
Технология развивающего обучения
Технология критического мышления
ТРИЗ (АРИЗ)
Технологический компонент личностноориентированного урока
Общеучебные умения и навыки (ремейкпрограмма Пономаревой и др.)
Статья "Метапредметность в образовании. Коммуникативная компетенция""
Предлагаемые средства достижения
2. Метапредметы
Это новая образовательная форма, которая
выстраивается поверх традиционных учебных
предметов, это учебный предмет нового типа, в
основе которого лежит мыследеятельностный
тип интеграции учебного материала
• Знание
• Проблема
• Задача
• Знак
• Смысл (в разработке)
Статья "Метапредметность в образовании. Коммуникативная компетенция""
Предлагаемые средства достижения
3. Надпредметные программы
Курсы различной продолжительности,
направленные на формирование УУД.
4. Метапредметные темы в рамках предметных
курсов
Метапредметные темы – «Пространство и время»,
«Мир как система систем», «Знание – незнание»,
«Пространство и время», «Модель – способ –
рисунок», «Гармония» «Порядок и хаос» и т.д.
Метапредметные задания – «Образ», «Идея»,
«Задача», «Закономерность», «Знак», «Опыт»,
«Сочинение», «Конструкция», «Счастье»,
«Любовь», «Здоровье» и т.п.
Статья "Метапредметность в образовании. Коммуникативная компетенция""
Предлагаемые средства достижения
5. Специальная деятельность
Деятельность – исследовательская,
эвристическая, проектная, коммуникативно
диалоговая, дискуссионная, игровая, различного
рода практики.
Суть заключается в том, что усвоение любого
материала (понятия, предметного или
универсального способа действия и т.п.)
происходит в процессе решения практической
или исследовательской задачи, познавательной
проблемной ситуации.
Статья "Метапредметность в образовании. Коммуникативная компетенция""
Предлагаемые средства достижения
6. Специальные приемы
«Принцип «метапредметности» состоит также в
обучении школьников общим приемам, техникам,
схемам, образцам мыслительной работы, которые
лежат над предметами, поверх предметов, но
которые воспроизводятся при работе с любым
предметным материалом» (Ю.Громыко). Это
составление ментальных карт, деревьев понятий,
кластеров, денотатных граф, схем «фишбоун» (рыбьи
косточки – технология «за и против»), различные техники
графических моделей знания, приемы сворачивания
информации (конспект, таблица, схема) и пр.
7. Специальная дидактика
Эвристические, игровые задания.
Статья "Метапредметность в образовании. Коммуникативная компетенция""
Стандарты
Метапредметные результаты
образовательной деятельности –
способы деятельности, применимые как
в рамках образовательного процесса,
так и при решении проблем в реальных
жизненных ситуациях, освоенные
обучающимися на базе одного,
нескольких или всех учебных предметов.
Статья "Метапредметность в образовании. Коммуникативная компетенция""
Метапредметные результаты
Освоенные обучающимися метапредметные
понятия и универсальные учебные действия
(регулятивные, познавательные,
коммуникативные), способность их
использования в учебной, познавательной и
социальной практике, самостоятельность
планирования и осуществления учебной
деятельности и организации учебного
сотрудничества с педагогами и сверстниками,
построение индивидуальной
образовательной траектории.
Статья "Метапредметность в образовании. Коммуникативная компетенция""
Личностные результаты
Готовность и способность обучающихся к
саморазвитию и личностному
самоопределению, сформированность их
мотивации к обучению и
целенаправленной познавательной
деятельности, системы значимых
социальных и межличностных отношений,
ценностносмысловых установок,
отражающих личностные и гражданские
позиции в деятельности, социальные
компетенции, правосознание, способность
ставить цели и строить жизненные планы,
способность к осознанию российской
идентичности в поликультурном социуме.
Статья "Метапредметность в образовании. Коммуникативная компетенция""
Управленческие и педагогические
задачи
1. Определить те метапредметные и личностные
результаты, достижение которых вы хотите
обеспечить прежде всего для той или иной
категории учащихся; обосновать выбор.
2. Разработать средства (содержание, формы,
методы), обеспечивающие получение учащимися
этих результатов в ходе активной деятельности.
3. Разработать систему мониторинга, позволяющую
достаточно объективно фиксировать получаемые
результаты.
Поэтому проектируемые средства достижения
метапредметных и личностных результатов мы
называем инновационными образовательными
практиками (ИнОП).
Статья "Метапредметность в образовании. Коммуникативная компетенция""
Инновационные образовательные практики
Инновационные – потому что к ним предъявляются
новые требования, еще не вошедшие в массовую
практику.
Образовательные – потому что в процессе должно
происходить обучение, воспитание и развитие
учащихся.
Практики – потому что в основе должна лежать
деятельность учащихся, в которой они будут иметь
возможность применить в ситуации, выходящей
за рамки сугубо учебной, осваиваемые
метаспособы; эта деятельность должна
быть для учащихся значимой и
осмысленной и связывать содержание
образования с социальной реальностью,
в которой учащиеся существуют и
действуют.
Статья "Метапредметность в образовании. Коммуникативная компетенция""
Характеристика проектируемой деятельности
(требования)
• Содержание деятельности носит над или внепредметный (по
отношению к учебным предметам) характер; оно непосредственно
или опосредованно связано с их реальной жизнью в стенах школы
или за ее пределами, с их жизненным опытом.
• Деятельность должна быть осознанной (учащиеся должны
понимать, что, как и зачем они делают) и мотивированной (видят
смысл, испытывают интерес).
• Деятельность должна приводить к получению конкретного
результата, выраженного в форме объективированного
показателя, по возможности – продукта; результат должен быть
варьируемым (неоднозначным); желательно, чтобы результат имел
значимость хотя бы в рамках ученического коллектива.
• Высокий уровень самостоятельности и ответственности за
результат, преобладание активных форм работы, минимизация
репродуктивности и заданной алгоритмизации.
• Возможность содержательной дифференциации и
индивидуализации деятельности каждого учащего в рамках
ученического коллектива.
• Наличие объективированной прозрачной системы диагностики
результатов деятельности учащихся с использованием балльной
шкалы и/или определением рейтинга.
Статья "Метапредметность в образовании. Коммуникативная компетенция""
Примерные направления ИнОП
1. Развитие понимания и мышления,
надпредметных способностей,
познавательного интереса и познавательной
активности
2. Освоение интеллектуальной
метадеятельности – исследование,
конструирование, моделирование, учебное
проектирование
3. Развитие коммуникативной компетентности
4. Профильное и профессиональное
самоопределение, построение
индивидуальной образовательной траектории
5. Формирование активной общественной
позиции, навыков самоорганизации и активной
самостоятельной деятельности в социуме
Статья "Метапредметность в образовании. Коммуникативная компетенция""
Конкретизация содержания направлений ИнОП
1. Развитие понимания и мышления, надпредметных
способностей, познавательного интереса и
познавательной активности.
Суть – развитие познавательных способностей учащихся: освоение
надпредметных понятий и универсальных мыслительных действий,
систематизация и обобщение материала, понимание и
интерпретация текстов, выстраивание причинноследственных
связей и др.
Используемые формы и методы работы должны также обеспечивать
развитие познавательного интереса, стимулировать
познавательную активность.
Рекомендуемые формы:
• Надпредметные курсы различной продолжительности,
обязательного, выборного или факультативного характера.
• Система внеурочных мероприятий (олимпиады, марафоны,
интеллектуальные и деятельностные игры и др.), позволяющая
учащимся применять и отрабатывать осваиваемые метаспособы.
Рекомендуемые методы:
• Элементы развивающих педагогических технологий
• Игровые приемы организации отработки и контроля знаний
Статья "Метапредметность в образовании. Коммуникативная компетенция""
Конкретизация содержания направлений ИнОП
2. Освоение интеллектуальной метадеятельности –
исследование, конструирование, моделирование,
учебное проектирование
Суть – самостоятельная познавательная деятельности учащихся.
Результаты:
• усвоение предметных понятий и предметных способов деятельности
на уровне понимания и применения в произвольной ситуации;
• освоение универсальных мыслительных процедур (анализ,
сравнение, систематизация, абстрагирование, моделирование,
различение понятий и т.д.);
• развитие любопытства, проявление и актуализация личных
интересов ребенка;
• опыт самостоятельного достижения результата/продукта,
ответственность за результат;
• развитие информационных (поиск, отбор, структурирование
информации) и регулятивных (целеполагание, планирование
деятельности, анализ и коррекция результатов) УУД.
Возможные формы организации:
• Пролонгированая работа с научным руководителем
• Проектные/исследовательские модули
• Учебные практики
• Краткосрочные курсы
Статья "Метапредметность в образовании. Коммуникативная компетенция""
Конкретизация содержания направлений ИнОП
3. Развитие коммуникативной компетентности.
Суть – создание условий для содержательных
организованных и спонтанных коммуникаций учащихся
по поводу учебной деятельности, мировоззренческих
вопросов, жизни коллектива, личных проблем и
интересов.
Используемые формы и методы работы должны
обеспечивать как обучение конкретным
коммуникативным умениям, так и возможность
применения осваиваемых умений в реальной практике.
Рекомендуемые формы:
• Тематические краткосрочные курсы.
• Клубная форма организации внеурочной деятельности
как место обсуждений интересующих ребят тем;
дискуссионные клубы; иные коммуникативные практики.
• Система внеурочных мероприятий (презентации,
диспуты, конференции и др.), позволяющая учащимся
применять и отрабатывать осваиваемые
коммуникативные умения.
Статья "Метапредметность в образовании. Коммуникативная компетенция""
Конкретизация содержания направлений ИнОП
4. Профильное и профессиональное самоопределение,
построение индивидуальной образовательной
траектории.
Суть – создание условий для осознанного,
обоснованного выбора, построения и
реализации учащимися траектории своего
школьного и профессионального образования:
• система различного рода мероприятий
информирующего, ориентирующего и
проблематизирующего характера –
тематические курсы, диагностика, тренинги,
проектные семинары;
• система различного рода эвристических,
профильных, профессиональных проб;
• тьюторское сопровождение.
Статья "Метапредметность в образовании. Коммуникативная компетенция""
Конкретизация содержания направлений ИнОП
5. Формирование активной общественной позиции, навыков
самоорганизации и активной самостоятельной деятельности в
социуме.
Суть изменение принципов организации и содержательного
наполнения внеурочной деятельности:
увеличение доли подростковой инициативы в жизни школы и
окружающего социума;
нахождение эффективных актуальных для современных
подростков форм и содержания внеурочной деятельности.
• Работа с иными, помимо классов, ученическими сообществами:
укрупненными (параллели, вертикали), созданными по выбору
учащихся (клубы, проектные группы).
• Перевод внеурочных мероприятий (прежде всего досуговых) в
режим ученического проектирования или даже самоорганизации.
• Организация совместной деятельности учащихся и родителей,
значимых взрослых, создание детсковзрослых сообществ.
• Существенное видоизменение (вплоть до отказа) института
классного руководства, нахождение эффективных способов
педагогического сопровождения внеурочной деятельности.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.