Статья "Метапредметность в образовании. Коммуникативная компетенция""
Оценка 5

Статья "Метапредметность в образовании. Коммуникативная компетенция""

Оценка 5
Научные работы
ppt
администрации
Взрослым
21.06.2017
Статья "Метапредметность в образовании. Коммуникативная компетенция""
Что включает в себя коммуникативная компетенция? В статье определяется понятие «коммуникативная компетенция», выделяются и описываются её составляющие: языковая, речевая, дискурсивная, культуроведческая и риторическая компетенции. Предлагаются подходы к оцениванию коммуникативной компетенции школьников. В проекте Федерального государственного образовательного стандарта общего образования наряду с другими декларируются и цели, связанные с коммуникативным развитием личности.
metapredmetnost (для доп.изучения).ppt

Статья "Метапредметность в образовании. Коммуникативная компетенция""

Статья "Метапредметность в образовании. Коммуникативная компетенция""
Метапредметность   в образовании

Статья "Метапредметность в образовании. Коммуникативная компетенция""

Статья "Метапредметность в образовании. Коммуникативная компетенция""
В древнегреческом языке предлог μετά (metá) и  приставка μετα­ имеет значения: «после»,  «следующее», «за», а также «через», «между».         «Мета­» как часть сложных слов имеет несколько  значений:   промежуточность, следование за чем­либо, переход к    в эпистемологии и психологии приставка «мета­»  •    чему­либо другому, перемену состояния, превращение     (метагалактика, метацентр); •    означает «о себе» (метаданные, метапамять,       метатеория);  •   вслед за метафизикой, описывающей принципы, на     которых основана физика, приставка «мета­» стала     означать более высокий уровень обобщения,     универсальности, интегральности.

Статья "Метапредметность в образовании. Коммуникативная компетенция""

Статья "Метапредметность в образовании. Коммуникативная компетенция""
На роль идеологов и реализаторов  метапредметного подхода претендуют прежде  всего две школы:     Громыко Юрий Вячеславович. Организация –    институт инновационных стратегий развития  общего образования при Департаменте  образования Москвы. Монография  «Мыследеятельностная педагогика» 2000 г.            Хуторской Андрей Викторович. Организация –  центр дистанционного образования (ЦДО) РАО  «Эйдос», Москва. В марте 2011 года ЦДО  учредил Институт образования человека.  Вопросами метапредметного содержания  образования занимаются с 1980­х гг.

Статья "Метапредметность в образовании. Коммуникативная компетенция""

Статья "Метапредметность в образовании. Коммуникативная компетенция""
Метапонятия – метадеятельность, метапредмет,  метазнание, метаумение (метаспособ).  Аналогичные понятия – универсальные знания и способы;   – мыследеятельность. Метадеятельность – универсальный способ  жизнедеятельности каждого человека; отражает  уровень развития личности. Имеет надпредметный  характер.  Две составляющие – метазнания и метаспособы.  Метаспособы – это мышление (теоретическое,  критическое, творческое, образное…) +  информационные и регулятивные умения.  Метазнания – это знания о знании, о структуре и  способах получения знания. характеристика метазнания  – надпредметность и интегративность.

Статья "Метапредметность в образовании. Коммуникативная компетенция""

Статья "Метапредметность в образовании. Коммуникативная компетенция""
Суть метапредметного подхода         Метапредметный подход обеспечивает переход  от существующей практики дробления знаний на  предметы к целостному образному восприятию  мира, к метадеятельности. Метапредметность как  принцип интеграции содержания образования,  как способ формирования теоретического  мышления и универсальных способов  деятельности обеспечивает формирование  целостной картины мира в сознании ребёнка. При  таком подходе у учащихся формируется подход к  изучаемому предмету как к системе знаний о мире,  выраженном в числах и фигурах (математика), в  веществах (химия), телах и полях (физика),  художественных образах (литература, музыка, ИЗО) и т.д.

Статья "Метапредметность в образовании. Коммуникативная компетенция""

Статья "Метапредметность в образовании. Коммуникативная компетенция""
Задачи/результаты  метапредметного подхода Когнитивный аспект: 1. Понимание  2. Интеграция; уровни:       – всеобщий (философский)       – общий       – внутрипредметный Деятельностный аспект: 1. Мышление 2. Метадеятельность 3. Рефлексия 4. Коммуникации

Статья "Метапредметность в образовании. Коммуникативная компетенция""

Статья "Метапредметность в образовании. Коммуникативная компетенция""
Предлагаемые средства достижения 1. Определенные технологии 2. Метапредметы 3. Надпредметные программы 4. Метапредметные темы в рамках  предметных курсов 5. Специальная деятельность  6. Специальные приемы  7. Специальная дидактика

Статья "Метапредметность в образовании. Коммуникативная компетенция""

Статья "Метапредметность в образовании. Коммуникативная компетенция""
Предлагаемые средства достижения 1. Технологии  ­ Развивающее обучение Эльконина­Давыдова ­ Мыследеятельностная педагогика ­ Коммуникативная дидактика ­ Эвристическое обучение ­ Технология логико­смыслового моделирования ­ Школа М.Щетинина     Также упоминаются: ­ «Экология и диалектика» Л.Тарасова ­ Эпистемотека (эпистемология – наука о знании и его основаниях)  ­ Детско­взрослые научно­промышленные комплексы ­ Технология развивающего обучения  ­ Технология критического мышления ­ ТРИЗ (АРИЗ) ­ Технологический компонент личностно­ориентированного урока ­ Общеучебные умения и навыки (ремейк­программа Пономаревой и др.)

Статья "Метапредметность в образовании. Коммуникативная компетенция""

Статья "Метапредметность в образовании. Коммуникативная компетенция""
Предлагаемые средства достижения 2. Метапредметы  Это новая образовательная форма, которая  выстраивается поверх традиционных учебных  предметов, это учебный предмет нового типа, в  основе которого лежит мыследеятельностный  тип интеграции учебного материала • Знание • Проблема  • Задача • Знак • Смысл (в разработке)

Статья "Метапредметность в образовании. Коммуникативная компетенция""

Статья "Метапредметность в образовании. Коммуникативная компетенция""
Предлагаемые средства достижения 3. Надпредметные программы Курсы различной продолжительности,  направленные на формирование УУД. 4. Метапредметные темы в рамках предметных  курсов Метапредметные темы – «Пространство и время»,  «Мир как система систем», «Знание – незнание»,  «Пространство и время», «Модель – способ –  рисунок», «Гармония» «Порядок и хаос» и т.д. Метапредметные задания – «Образ», «Идея»,  «Задача», «Закономерность», «Знак», «Опыт»,  «Сочинение», «Конструкция», «Счастье»,  «Любовь», «Здоровье» и т.п.

Статья "Метапредметность в образовании. Коммуникативная компетенция""

Статья "Метапредметность в образовании. Коммуникативная компетенция""
Предлагаемые средства достижения 5. Специальная деятельность              Деятельность – исследовательская,  эвристическая, проектная, коммуникативно­ диалоговая, дискуссионная, игровая, различного  рода практики.            Суть заключается в том, что усвоение любого  материала (понятия, предметного или  универсального способа действия и т.п.)  происходит в процессе решения практической  или исследовательской задачи, познавательной  проблемной ситуации.

Статья "Метапредметность в образовании. Коммуникативная компетенция""

Статья "Метапредметность в образовании. Коммуникативная компетенция""
Предлагаемые средства достижения 6. Специальные приемы  «Принцип «метапредметности» состоит также в  обучении школьников общим приемам, техникам,  схемам, образцам мыслительной работы, которые  лежат над предметами, поверх предметов, но  которые воспроизводятся при работе с любым  предметным материалом» (Ю.Громыко). Это  составление ментальных карт, деревьев понятий,  кластеров, денотатных граф, схем «фишбоун» (рыбьи  косточки – технология «за и против»), различные техники  графических моделей знания, приемы сворачивания  информации (конспект, таблица, схема) и пр. 7. Специальная дидактика Эвристические, игровые задания.

Статья "Метапредметность в образовании. Коммуникативная компетенция""

Статья "Метапредметность в образовании. Коммуникативная компетенция""
Стандарты Метапредметные результаты  образовательной деятельности –  способы деятельности, применимые как  в рамках образовательного процесса,  так и при решении проблем в реальных  жизненных ситуациях, освоенные  обучающимися на базе одного,  нескольких или всех учебных предметов.

Статья "Метапредметность в образовании. Коммуникативная компетенция""

Статья "Метапредметность в образовании. Коммуникативная компетенция""
Метапредметные результаты Освоенные  обучающимися метапредметные  понятия и универсальные учебные действия  (регулятивные, познавательные,  коммуникативные), способность их  использования в учебной, познавательной и  социальной практике, самостоятельность  планирования и осуществления учебной  деятельности и организации учебного  сотрудничества с педагогами и сверстниками,  построение индивидуальной  образовательной траектории.

Статья "Метапредметность в образовании. Коммуникативная компетенция""

Статья "Метапредметность в образовании. Коммуникативная компетенция""
Личностные результаты Готовность и способность обучающихся к  саморазвитию и личностному  самоопределению, сформированность их  мотивации к обучению и  целенаправленной познавательной  деятельности, системы значимых  социальных и межличностных отношений,  ценностно­смысловых установок,  отражающих личностные и гражданские  позиции в деятельности, социальные  компетенции, правосознание, способность  ставить цели и строить жизненные планы,  способность к осознанию российской  идентичности в поликультурном социуме.

Статья "Метапредметность в образовании. Коммуникативная компетенция""

Статья "Метапредметность в образовании. Коммуникативная компетенция""
Управленческие и педагогические  задачи 1. Определить те метапредметные и личностные  результаты, достижение которых вы хотите  обеспечить прежде всего для той или иной  категории учащихся; обосновать выбор. 2. Разработать средства (содержание, формы,  методы), обеспечивающие получение учащимися  этих результатов в ходе активной деятельности. 3. Разработать систему мониторинга, позволяющую  достаточно объективно фиксировать получаемые  результаты. Поэтому проектируемые средства достижения  метапредметных и личностных результатов мы  называем инновационными образовательными  практиками (ИнОП).

Статья "Метапредметность в образовании. Коммуникативная компетенция""

Статья "Метапредметность в образовании. Коммуникативная компетенция""
Инновационные образовательные практики  Инновационные – потому что к ним предъявляются  новые требования, еще не вошедшие в массовую  практику. Образовательные – потому что в процессе должно  происходить обучение, воспитание и развитие  учащихся. Практики – потому что в основе должна лежать  деятельность учащихся, в которой они будут иметь  возможность применить в ситуации, выходящей за рамки сугубо учебной, осваиваемые метаспособы; эта деятельность должна быть для учащихся значимой и осмысленной и связывать содержание образования с социальной реальностью, в которой учащиеся существуют и действуют.

Статья "Метапредметность в образовании. Коммуникативная компетенция""

Статья "Метапредметность в образовании. Коммуникативная компетенция""
Характеристика проектируемой деятельности  (требования) • Содержание деятельности носит над­ или внепредметный (по  отношению к учебным предметам) характер; оно непосредственно  или опосредованно связано с их реальной жизнью в стенах школы  или за ее пределами, с их жизненным опытом. • Деятельность должна быть осознанной (учащиеся должны  понимать, что, как и зачем они делают) и мотивированной (видят  смысл, испытывают интерес). • Деятельность должна приводить к получению конкретного  результата, выраженного в форме объективированного  показателя, по возможности – продукта; результат должен быть  варьируемым (неоднозначным); желательно, чтобы результат имел  значимость хотя бы в рамках ученического коллектива. • Высокий уровень самостоятельности и ответственности за  результат, преобладание активных форм работы, минимизация  репродуктивности и заданной алгоритмизации. • Возможность содержательной дифференциации и  индивидуализации деятельности каждого учащего в рамках  ученического коллектива. • Наличие объективированной прозрачной системы диагностики  результатов деятельности учащихся с использованием балльной  шкалы и/или определением рейтинга.

Статья "Метапредметность в образовании. Коммуникативная компетенция""

Статья "Метапредметность в образовании. Коммуникативная компетенция""
Примерные направления ИнОП 1. Развитие понимания и мышления,  надпредметных способностей,  познавательного интереса и познавательной  активности 2. Освоение интеллектуальной  метадеятельности – исследование,  конструирование, моделирование, учебное  проектирование 3. Развитие коммуникативной компетентности  4. Профильное  и профессиональное  самоопределение, построение  индивидуальной образовательной траектории  5. Формирование активной общественной  позиции, навыков самоорганизации и активной  самостоятельной деятельности в социуме

Статья "Метапредметность в образовании. Коммуникативная компетенция""

Статья "Метапредметность в образовании. Коммуникативная компетенция""
Конкретизация содержания направлений ИнОП 1. Развитие понимания и мышления, надпредметных  способностей, познавательного интереса и  познавательной активности. Суть –  развитие познавательных способностей учащихся: освоение  надпредметных понятий и универсальных мыслительных действий,  систематизация и обобщение материала, понимание и  интерпретация текстов, выстраивание причинно­следственных  связей и др. Используемые формы и методы работы должны также обеспечивать  развитие познавательного интереса, стимулировать  познавательную активность. Рекомендуемые формы: • Надпредметные курсы различной продолжительности,  обязательного, выборного или факультативного характера. • Система внеурочных мероприятий (олимпиады, марафоны,  интеллектуальные и деятельностные игры и др.), позволяющая  учащимся применять и отрабатывать осваиваемые метаспособы. Рекомендуемые методы: • Элементы развивающих педагогических технологий • Игровые приемы организации отработки и контроля знаний

Статья "Метапредметность в образовании. Коммуникативная компетенция""

Статья "Метапредметность в образовании. Коммуникативная компетенция""
Конкретизация содержания направлений ИнОП 2. Освоение интеллектуальной метадеятельности –  исследование, конструирование, моделирование,  учебное проектирование Суть – самостоятельная познавательная деятельности учащихся.  Результаты: • усвоение предметных понятий и предметных способов деятельности  на уровне понимания и применения в произвольной ситуации; • освоение универсальных мыслительных процедур (анализ,  сравнение, систематизация, абстрагирование, моделирование,  различение понятий и т.д.); • развитие любопытства, проявление и актуализация личных  интересов ребенка;  • опыт самостоятельного достижения результата/продукта,  ответственность за результат; • развитие информационных (поиск, отбор, структурирование  информации) и регулятивных (целеполагание, планирование  деятельности, анализ и коррекция результатов) УУД. Возможные формы организации: • Пролонгированая работа с научным руководителем • Проектные/исследовательские модули • Учебные практики • Краткосрочные курсы

Статья "Метапредметность в образовании. Коммуникативная компетенция""

Статья "Метапредметность в образовании. Коммуникативная компетенция""
Конкретизация содержания направлений ИнОП 3. Развитие коммуникативной компетентности. Суть –  создание условий для содержательных  организованных и спонтанных коммуникаций учащихся  по поводу учебной деятельности, мировоззренческих  вопросов, жизни коллектива, личных проблем и  интересов. Используемые формы и методы работы должны  обеспечивать как обучение конкретным  коммуникативным умениям, так и возможность  применения осваиваемых умений в реальной практике.  Рекомендуемые формы: • Тематические краткосрочные курсы. • Клубная форма организации внеурочной деятельности  как место обсуждений интересующих ребят тем;  дискуссионные клубы; иные коммуникативные практики. • Система внеурочных мероприятий (презентации,  диспуты, конференции и др.), позволяющая учащимся  применять и отрабатывать осваиваемые  коммуникативные умения.

Статья "Метапредметность в образовании. Коммуникативная компетенция""

Статья "Метапредметность в образовании. Коммуникативная компетенция""
Конкретизация содержания направлений ИнОП 4. Профильное  и профессиональное самоопределение,  построение индивидуальной образовательной  траектории. Суть – создание условий для осознанного,  обоснованного выбора, построения и  реализации учащимися траектории своего  школьного и профессионального образования: • система различного рода мероприятий  информирующего, ориентирующего и  проблематизирующего характера –  тематические курсы, диагностика, тренинги,  проектные семинары; • система различного рода эвристических,  профильных, профессиональных проб; • тьюторское сопровождение.

Статья "Метапредметность в образовании. Коммуникативная компетенция""

Статья "Метапредметность в образовании. Коммуникативная компетенция""
Конкретизация содержания направлений ИнОП 5. Формирование активной общественной позиции, навыков  самоорганизации и активной самостоятельной деятельности в  социуме. Суть ­ изменение принципов организации и содержательного  наполнения внеурочной деятельности:        ­ увеличение доли подростковой инициативы в жизни школы и          окружающего социума;       ­ нахождение эффективных актуальных для современных          подростков форм и содержания внеурочной деятельности.  • Работа с иными, помимо классов, ученическими сообществами:  укрупненными (параллели, вертикали), созданными по выбору  учащихся (клубы, проектные группы).  • Перевод внеурочных мероприятий (прежде всего досуговых) в  режим ученического проектирования или даже самоорганизации. • Организация совместной деятельности учащихся и родителей,  значимых взрослых, создание детско­взрослых сообществ.  • Существенное видоизменение (вплоть до отказа) института  классного руководства, нахождение эффективных способов  педагогического сопровождения внеурочной деятельности.
Скачать файл