Статья «Метод проектов как средство развития познавательной активности младших школьников».
Оценка 4.7
Научно-исследовательская работа
docx
классное руководство
1 кл
07.02.2018
Отчет по проделанной работе за первый этап по методической теме «Метод проектов как средство развития познавательной активности младших школьников». Изучив литературу, интернет источники, я подошла к следующему этапу - подбора тем проектов и разработок. Подробно изучив все рекомендации, создам свой проект.данная Статья содержит отчет о проделанной работе за 1 этап по методической теме «Метод проектов как средство развития познавательной активности младших школьников».
печать метод темы.docx
Статья
«Метод проектов как средство развития познавательной
активности младших школьников».
1 этап – изучение психологопедагогической и методической
литературы.
В последние годы для реформирования системы образования предлагается большое
разнообразие инноваций как в традиционной классноурочной системе, так и в не ее.
Инновационный поиск непременно отталкивается от запросов современного общества.
Перед школой поставлены новые задачи: создание обучающей среды, мотивирующей
учащихся самостоятельно добывать, обрабатывать полученную информацию, обмениваться
ею. Быстро ориентироваться в информационном пространстве; создание условий,
способствующих развитию способностей учащихся по разным предметам; снижение
перегрузки учащихся. Проблема активного, творческого восприятия знаний как никогда
остро стоит перед сегодняшней школой. Необходимо сделать учебный процесс более
увлекательным и интересным, раскрыть значение получаемых в школе знаний и их
практическое применение в жизни.
Большие возможности в этом плане открывает проектная деятельность учащихся. В
связи с этим тема моей методической работы звучит так, «Метод проектов как средство
развития познавательной активности младших школьников».
Проектная деятельность развивает творческий потенциал учащихся, позитивно влияет
на качество образовательного процесса. Применение метода проектов, влияет на
полноценное развитие личности, развивает мотивацию личности к познанию и творчеству,
расширяет познавательные возможности и творческую активность учащихся; формирует
теоретические знания и практические навыки, раскрывает творческие способности
личности в избранной области деятельности, способствует достижению повышенного
уровня знаний, умений, навыков, что помогает для самореализации, самоопределения.
Мой первый этап в работе по методической теме , был посвящен поиску психолого
педагогической и методической литературы по выбранной теме.
На данный момент я имею список литературы на эту тему , изучая ее – выношу для
себя нужные данные.
Слово «проект» (в буквальном переводе с латинского — «брошенный вперед»)
толкуется в словарях как «план, замысел, текст или чертеж чеголибо, предваряющий его
создание».
Метод учебного проекта — это одна из личностно ориентированных технологий,
способов организации самостоятельной деятельности учащихся, направленный на решение
задач учебного проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы,
рефлексивные, исследовательские, поисковые и прочие методики. «Я слышу, и я забываю. Я вижу, и я помню. Я делаю, и я понимаю», этими
словами Конфуция можно кратко и ёмко охарактеризовать метод учебного проекта.
Основной задачей обучения посредством проектов является исследование детьми
вместе с учителем окружающей жизни.
Учебный проект для учащегося — это возможность делать чтото интересное
самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности;
это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои
знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат;
это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной
самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности — найденный
способ решения проблемы — носит практический характер и интересен и значим для самих
открывателей.
Проектная деятельность – это та среда, где каждый может проявить себя.
В основе каждого проекта лежит проблема. От проблемы мы как бы отталкиваемся,
инициируя деятельность. Проблема проекта обусловливает мотив деятельности,
направленной на ее решение.
Целью проектной деятельности становится поиск способов решения проблемы, а
задача проекта формулируется как задача достижения цели в определенных условиях.
Младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в проектную
деятельность. В проектной деятельности младших школьников можно
выделить следующие этапы:
− мотивационный (учитель: заявляет общий замысел, создает положительный настрой;
обучающиеся: обсуждают, предлагают собственные идеи);
– планирующий – подготовительный (определяются тема и цели проекта,
формулируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки
результата и процесса, согласовываются способы совместной деятельности сначала с
максимальной помощью учителя, позднее с нарастанием ученической самостоятельности);
– информационнооперационный (учащиеся: собирают материал, работают с
литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект;
учитель: наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным
источником);
– рефлексивнооценочный (обучающиеся: представляют проекты, участвуют в
коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы,
осуществляют устную или письменную самооценку, учитель выступает участником
коллективной оценочной деятельности).
В начальной школе могут быть эффективно реализованы следующие типы проектов: 1. по числу учащихся ( индивидуальный, парный, групповой)
2. по доминирующему методу ( игровой, исследовательский, творческий т. д)
творческие проекты (декламация своих стихов, исполнение песен, участие в
инсценировках, выпуск газеты, съемки фильма и т. д.), которые позволяют ребенку
младшего школьного возраста проявить и развить свои способности;
ролевые, игровые проекты, сообразные возрасту и позволяющие младшим школьникам
«примерять» на себя чейто образ, познавать таким мир, учиться строить взаимоотношения
в нем;
ознакомительно ориентировочные (информационные), предполагающие аналитическую
работу с полученной информацией;
практико ориентированные (прикладные), завершающиеся изготовлением нужных и
полезных для окружающих вещей, что позволяет ребенку почувствовать свою социальную
значимость;
исследовательские проекты, направленные на развитие исследовательских умений и
навыков, исследовательского мышления.
3. по предметным областям
4. по продолжительности (краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные).
Методика работы над проектом включает в себя четыре этапа:
1.планирование работы над проектом
2. аналитический этап
3. этап обобщения
4. этап презентации полученных результатов.
В реальной практике чаще всего приходиться иметь дело с типами проектов, в
которых имеются признаки исследовательских и творческих проектов, каждый тип
проекта имеет сроки исполнения, этапность, количество участников.
Важно отметить, что проектная деятельность в начальной школе осуществляется
под непосредственным руководством учителя или родителей. А дети, в рамках учебной и
внеурочной деятельности, реализуют собственные идеи, проводят исследования. В
начальной школе дети открыты для творчества: они мечтают о странствиях, приключениях,
хотят стать поэтами, художниками. А потому это время нужно не упустить. Творчество не
терпит застоя. Оно существует только в динамике или развивается, или угасает.
Обучение младших школьников проектной деятельности может осуществляться в
рамках различных общеобразовательных дисциплин, а также во внеурочной деятельности. Хотя я сейчас занимаюсь только изучением психологопедагогической и
методической литературы , но в течении года с учащимися моего класса – мы пробовали
создавать проекты – первый наш минипроект «Вредные привычки» был представлен на
Декаде начальных классов «Здоровый образ жизни», так же мы работали над проектом
«Моя семья». Пусть это и два маленьких проекта , но уже какие то навыки в работе
имеются.
Также школьники с удовольствием принимают участие в различных видах учебной
работы, которые предполагают выполнение поисковых и экспериментальных заданий.
На уроках можно выполнять минипроекты. На мой взгляд, такую работу можно
проводить на любых уроках. Я очень часто провожу на уроках познания мира, литературы,
русского языка. Например, при изучении темы по познанию мира « Многообразие
животных» мы организовали заочную экскурсию по местам обитания животных. Почти
каждый ребенок побывал в роли экскурсовода и представил в виде презентации свой
проект по изучению животных – за каждым ребенком был закреплен свой вид. На уроке
литературы при изучении раздела произведений « Поэтический родник», были
подготовлены минипроекты на темы: «Жизнь и творчество А.С.Пушкина» «Жизнь и
творчество А.Фет», «Жизнь и творчество О.Сулейменова» и т.д.
Как показывает опыт, метод проектов как нельзя лучше решает задачи новой
школы. Знания перестают быть целью, а становятся средством в образовании, позволяют
каждому самостоятельно осваивать культурные ценности. Активное включение учащегося
в создание тех или иных проектов дает возможность осваивать новые способы
человеческой деятельности.
Статья «Метод проектов как средство развития познавательной активности младших школьников».
Статья «Метод проектов как средство развития познавательной активности младших школьников».
Статья «Метод проектов как средство развития познавательной активности младших школьников».
Статья «Метод проектов как средство развития познавательной активности младших школьников».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.