Статья МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ БИОЛОГИИ В РАМКАХ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ
Оценка 4.7

Статья МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ БИОЛОГИИ В РАМКАХ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ

Оценка 4.7
Научно-исследовательская работа +1
docx
биология +2
Взрослым
28.02.2017
Статья МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ БИОЛОГИИ В РАМКАХ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ
Переход на Федеральный государственный образовательный стандарт II поколения – закономерный процесс совершенствования системы образования. В современном мире, когда любой человек может найти необходимую информацию без особых затруднений, преподнесение готовых знаний в школе становится неприемлемым. Одной из главных задач современного образования является научить ребенка осознанному и объективному отбору необходимой для самообразования и самосовершенствования информации, помочь выработать универсальные учебные действия.Авторы рассмотрели основные изменения в методике преподавания биологии, произошедшие при переходе на Федеральный государственный образовательный стандарт II поколения
Федосеева Д.Н., Кокина В.Н..docx
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ БИОЛОГИИ В РАМКАХ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ Кокина Валентина Николаевна Учитель биологии, г. Муром, МБОУ СОШ №2 Федосеева Дарья Николаевна Частный преподаватель биологии и химии, г. Владимир   Аннотация: Авторы рассмотрели основные изменения в методике  преподавания биологии, произошедшие при переходе на Федеральный  государственный образовательный стандарт II поколения Ключевые слова: Федеральный государственный образовательный стандарт  (ФГОС), межпредметный подход, социальная функция биологического  образования Annotation: The authors discussed the major changes in methodology of teaching  biology that occurred when moving to the Federal State Educational Standard II  generation Key words:  Federal State Educational Standard (FSES), interdisciplinary  approach, the social function of biological education Переход на Федеральный государственный образовательный стандарт II  поколения – закономерный процесс совершенствования системы образования. В  современном мире, когда любой человек может найти необходимую информацию  без особых затруднений, преподнесение готовых знаний в школе становится  неприемлемым. Одной из главных задач современного образования является  научить ребенка осознанному и объективному отбору необходимой для  самообразования и самосовершенствования информации, помочь выработать универсальные учебные действия. Педагогу отводится роль координатора, а не  руководителя процессом обучения, как было раньше.  Курс   биологии   в   рамках   ФГОС   второго   поколения   направлен   на формирование   у   учащихся   не   только   представлений   об   отличительных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, но и на формирование экологического мировоззрения детей, воспитание творческой личности. В связи с этим,   отбор   содержания   образования   должен   проводиться   с   учетом культуросообразного   подхода,   в   соответствие   с   которым   учащиеся   должны усвоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья; для повседневной жизни и практической деятельности [2].  Биологическая   грамотность   становится   социально   необходимой,   так   как   в современном   мире   остро   стоят   вопросы   существования   человека   в   природе, вопросы уменьшения техногенного влияния. Каждого жителя Земли коснутся в жизни выдающиеся открытия в биологии, сделанные за последние годы: 1. Открытия в области биотехнологии 2. Достижения в генной инженерии 3. Работы по клонированию организмов 4. Расшифровка генома человека В современном образовании необходимо предоставить учащимся возможность освоить   методологию   биологических   исследований,   овладеть   умениями проведения   наблюдений   за   живыми   организмами   и   экосистемами.   Школьникам необходимо   помочь   овладеть   системой   знаний   об   общих   биологических закономерностях, проявляющихся на разных уровнях организации живой природы. Изучение   биологии   дает   возможность   учащимся   глубоко   познакомиться   с собственным   организмом   и   особенностями   его   функционирования,   с   мерами профилактики   наследственных   и   инфекционных   заболеваний.   Это   позволяет грамотно подходить к вопросам сохранения своего здоровья, а также комфортно сосуществовать во взаимосвязи с природой, поддерживать хрупкое равновесие в биосфере,   формировать   правила   поведения   в   ней,   обеспечивать   безопасность собственной жизнедеятельности. Учащимся   необходимо   познакомится   фундаментальными   биологическими теориями и законами, учится использовать их для обоснования единства живой и неживой   природы.   Современные   подходы   в   преподавании   биологии   позволяют освоить   умение   анализировать,   критически   осмысливать   и   использовать информацию о живой природе. В преподавании биологии в рамках современных стандартов перед педагогами встает   необходимость   в   реализации   глобальных   целей   образования,   которые определяются социальными требованиями – ростом информационных перегрузок, изменение социальных взаимодействий, способов и характера общения. Наиболее продуктивным с точки зрения решения задач развития школьника становится социоморальная и интеллектуальная взрослость [2] Основные цели обучения формируются на основе межпредметных связей – биологическое   образование   является   компонентом   целостной   системы   географическим   и образования,   связано   с   химическим,   физическим, геологическими   знаниями.   Осознание   целостной   картины   мира   является общественно значимой целью, поэтому изучение биологии становится не только обязательность школьной программы, но и социально значимым явлением. В рамках ФГОС второго поколения глобальные цели преподавания биологии следующие:  1. Социализация школьников   ­ включение школьников в социальную среду как носителя ее традиций, ориентированных на естественные права, нормы и ценности, формируемые при изучения природы 2. Формирование целостной системы познавательных ценностей при изучении биологии в рамках межпредметного взаимодействия 3. Правильное   ориентирование   в   системе   моральных   норм,   ценностей   и традиций на основе биологических знаний и естественного права, заложение основ здорово образа жизни как основы бережного отношения к своему организму,   формирование   экологического   мировоззрения   и   любви   к природе. 4.   Развитие мотивационной сферы за счет необходимости изучения своего тела и окружающей среды, как основы долгой и полноценной жизни  5. Формирование   у   учащихся   культуры   познавательной   и   эстетической,   за счет учебной деятельности и приобщения к природе. Необходима   разработка   полноценных   программ   по   предмету   с   учетом следующих содержательных линий: 1. Многообразие и эволюция органического мира 2. Биологическая природа и социальная сущность человека 3. Уровневая организация живой природы С  учетом   этого  общее   содержание  школьного  биологического   образования подразделяется на три раздела: «Живые организмы» (6­7 класс), «Человек и его здоровье» (8 класс), Общие биологические закономерности (9­11 класс).  В   разделе   «Живые   организмы»   должна   быть   представлена   научная информация  об отличительных признаках царств Растения, Животные и Грибы, их разнообразии и многообразии, систематики. В соответствие с ФГОС 2 поколения важным становятся не отличительные черты строения отдельных представителей, а рассмотрение процессов их жизнедеятельности и особенностей эволюционного развития, приспособление к среде обитания и экологическая роль. Таким образом, формируется   эколого­эволюционный   и   функциональный   подход   к   изучению организмов.  В разделе «Человек и его здоровье» в равной мере необходимо затронуть как биологическую,  так   и   социальную   сущность   человека,   их   взаимосвязь.  Помимо классического   рассмотрения   строения   человеческого   организма,   процессов   его жизнедеятельности,   новыми   стандартами   предусмотрено   изучение   психических процессов человека, его социальной сущности. Содержание   раздела   «Общие   биологические   закономерности»   должно формировать у школьников знания об основных биологических закономерностях, способствовать складыванию целостной картины живого мира, всей его сложности и   многогранности,   взаимосвязи   организмов   между   собой.   Материал   данного раздела базируется на ранее пройденном материале, что позволяет школьникам самим   раскрывать   биологические   закономерности   в   процессе   познавательного творчества.  Помимо изменения программ и целей преподавания ФГОС второго поколения регламентируют и основную форму преподавания в школе – урок, так как при традиционной форме проведения занятий невозможно реализация целей обучения, развития и воспитания школьников.  Урок   должен   стать   проблемным,   чтобы   формировать   познавательную активность школьников. В основе проблемного урока стоит поисковая ситуация, которая мотивирует школьников на ее самостоятельное анализирование и решение. Такие ситуации можно условно разделить на несколько типов: 1. Проблема между имеющейся у школьника научной информацией и новым знаниями 2. Невозможность   обоснования   ответа   из   множества   решений   в   силу отсутствия предметной теоретической базы . 3. Обоснование   социальной   важности   проблемы,   но     не   возможность представления научной важности 4. Достижение результата путем проб и ошибок, а не выведения заключений, основанных на теоретической базе 5. Нахождения теоретически возможного решения проблемы, но не имеющего практического подтверждения и целесообразности Каждый   урок   должен   иметь   минимум   репродуктивных   действий   и максимальное применение творчества  и сотворчества. С введением ФГОС второго поколения   сформировалась   методика   творческого   урока,   когда   перед школьниками   ставятся   задачи,   при   решении   которых   должны   использоваться различные   способы   и   обширный   объем   знаний.   Необходимо   применение времесберегающих и здоровьесберегающих технологий. Должны осуществляться разработка уроков, ориентированных на ребенка, его личные мотивы и цели для формирования дифференцированное обучение. Для достижения  заданных целей необходимо наличие обратной связи – от учеников к учителю. В рамках урока должен происходить постоянный диалог учащихся и педагога. От   учителя   необходимо   формирование   и   внедрения   специальных педагогических техник: 1. свобода выбора (в любом обучающем или управляющем действии ученику предоставляется право выбора); 2. открытости   (не   только   давать   знания,   но   и   показывать   их   границы, сталкивать   ученика   с  проблемами,  решения   которых   лежат   за   пределами изучаемого курса); 3. деятельности   (освоение   учениками   знаний,   умений,   навыков преимущественно в форме деятельности, ученик должен уметь использовать свои знания); 4. идеальности   (высокого   КПД)   (максимально   использовать   возможности, знания, интересы самих учащихся); 5. обратной   связи   (регулярно   контролировать   процесс   обучения   с   помощью развитой системы приемов обратной связи)[1] Введение Федеральных государственных образовательных стандартов  приводит к переориентации системы образования на новые подходы к  проектированию, внедрению и оцениванию образовательных программ, в первую  очередь влияющих на процесс целостного развития личности и меняющих смысл  современного общего среднего  образования в Российской Федерации [3].  Список литературы 1. Ведерникова О. В., Галл М. Ю. Полиаспектность проблемы введения ФГОС ООО // Молодой ученый. — 2015. — №10.1. — С. 2­4. 2. Сафронова И.А.  Биология. 5­9 классы. Примерные программы по учебным предметам. ФГОC  2 поколение// Просвещение. – 2015. – C. 7­8  3. http://moeobrazovanie.ru/edu/blogs/trebovaniya_k_sovremennomu_uroku_v_usl oviyah_vvedeni_180711.htm

Статья МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ БИОЛОГИИ В РАМКАХ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ

Статья МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ БИОЛОГИИ В РАМКАХ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ

Статья МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ БИОЛОГИИ В РАМКАХ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ

Статья МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ БИОЛОГИИ В РАМКАХ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ

Статья МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ БИОЛОГИИ В РАМКАХ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ

Статья МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ БИОЛОГИИ В РАМКАХ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ

Статья МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ БИОЛОГИИ В РАМКАХ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ

Статья МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ БИОЛОГИИ В РАМКАХ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ

Статья МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ БИОЛОГИИ В РАМКАХ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ

Статья МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ БИОЛОГИИ В РАМКАХ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ

Статья МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ БИОЛОГИИ В РАМКАХ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ

Статья МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ БИОЛОГИИ В РАМКАХ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ

Статья МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ БИОЛОГИИ В РАМКАХ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ

Статья МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ БИОЛОГИИ В РАМКАХ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.02.2017