Статья "МЕЖПРЕДМЕТНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ ГЕОГРАФИИ С ДРУГИМИ ОБЛАСТЯМИ ЗНАНИЙ "
Оценка 4.8

Статья "МЕЖПРЕДМЕТНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ ГЕОГРАФИИ С ДРУГИМИ ОБЛАСТЯМИ ЗНАНИЙ "

Оценка 4.8
Научные работы
docx
администрации
Взрослым
16.11.2018
Статья "МЕЖПРЕДМЕТНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ ГЕОГРАФИИ  С ДРУГИМИ ОБЛАСТЯМИ ЗНАНИЙ "
Взаимодействие и интеграция учебных дисциплин являются условием реализации образовательного процесса в школе. Построение компетентностной модели на основе взаимодействия и интеграции учебных дисциплин в подготовке учителя географии актуализирует вопрос о содержании и особенностях данных процессов. В соответствии с научным определением, интеграция предполагает обращение к природе интегрируемых объектов, выявление сущностных взаимосвязей между интегрируемыми учебными дисциплинами. Статья посвящена опыту использования межпредметной интеграции в школе.
Статья Набиулина.docx

МЕЖПРЕДМЕТНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ ГЕОГРАФИИ  С ДРУГИМИ ОБЛАСТЯМИ ЗНАНИЙ

В.Ф. Набиулина

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение 

Отношинская средняя общеобразовательная школа

V. F. Nabiullina

Municipal budgetary educational institution

Toshinsky secondary school

 

Интеграция, межпредметная интеграция,  межпредметные связи, интегрированный урок, сущность, компетентностная  модель,  интеграция в обучении.

 

Взаимодействие и интеграция учебных дисциплин являются условием реализации образовательного процесса в школе. Построение компетентностной модели на основе взаимодействия и интеграции учебных дисциплин в подготовке учителя географии актуализирует вопрос о содержании и особенностях данных процессов. В соответствии с научным определением, интеграция предполагает обращение к природе интегрируемых объектов, выявление сущностных взаимосвязей между интегрируемыми учебными дисциплинами.

Статья посвящена опыту использования  межпредметной интеграции  в школе.

Integration, interdisciplinary integration, interdisciplinary connections, integrated lesson, the essence, the competence model, the integration in learning.

 

Interaction and integration of academic disciplines are a condition for the implementation of the educational process at school. Building a competence model on the basis of interaction and integration of academic disciplines in the preparation of a teacher of geography actualizes the question of the content and features of these processes. According to the scientific definition, integration involves addressing the nature of integrable objects, identifying the essential relationships between integrable educational disciplines.

The article is devoted to the experience of using inter-representative integration in school.

 

Интеграция (от латинского – восстановление, восполнение, целое) – это, по определению В.А.Игнатьевой, процесс и результат взаимодействия отдельных дифференциальных элементов и функций системы, приводящий к взаимосвязанному устойчивому функционированию всю систему. В обучении, по мнению В.Н.Максимовой, интеграция осуществляется путем слияния в одном синтезированном курсе (теме, разделе, программе) элементов различных учебных предметов, научных понятий и методов различных дисциплин в общенаучные понятия и методы познания.

Интеграция обучения – это органичное слияние содержания, методов и форм организации учебно-воспитательного процесса в целях достижения его эффективности. Следовательно, интеграция - это междисциплинарная категория.

Междисциплинарная интеграция – это целенаправленное усиление междисциплинарных связей при сохранении теоретической и практической целостности учебных дисциплин. Междисциплинарная интеграция расширяет образовательное пространство, создает виртуальную учебную междисциплинарную лабораторию, в которой обучающийся, многократно применяя знания по каждой дисциплине за рамками самой дисциплины, в новых условиях развивает умения применять знания в дальнейшей деятельности. Роль междисциплинарных связей закреплена общедидактическим принципом междисциплинарных связей в обучении, который подразумевает согласованное изучение теорий, законов, понятий, методов познания и методологических принципов, общих для родственных дисциплин.

Интеграция дисциплин предполагает:

ü устранение дублирования в процессе изложения учебного материала различных дисциплин;

ü усиления важности профессиональной направленности общеобразовательных предметов;

ü формирование системно-целостного взгляда на мир.

Междисциплинарная интеграция способствует формированию компетентной личности, способной мыслить широко и нестандартно.

Существуют различные способы реализации интеграции в обучении, Одна из таких форм  - интегрированный урок, который требует много времени для организации и подготовки.

Межпредметная интеграция – это процесс объединения нескольких учебных дисциплин для обеспечения формирования целостной картины мира. Интеграция   в обучении  это:

ü Обобщение и  систематизация  знаний по конкретной теме;

ü База для  другой области знаний;

ü Опора для  изучения  предметов или явлений, происходящих  в  природе и в  обществе.

Интеграцию  в обучении  можно  выразить  через понятия, события, тематику учебных занятий.  Высшей  формой способов реализации интеграции  и географии, как учебной дисциплины,   является, конечно же   интегрированный урок.

Как я, учитель географии,  реализую это? Начинаю с выбора тем из календарно-тематического планирования, соответствующих  межпредметной интеграции.  Среди них:  «Морской путь в Индию», «Первое кругосветное плавание», «Подземные воды, ледники», «Природный комплекс. Природные зоны», «Земля – наш дом»…. Также  обучающиеся сами участвуют в выборе темы, понятия и  события, которые  предполагают межпредметные связи географии с  другими учебными дисциплинами. Это можно представить так:

 


Рис. 1.   Связи  понятий, событий и  явлений

 

Интегрированный урок  может быть разнообразным по своей структуре: проблемный урок,  урок-путешествие, урок-практикум, презентация творческих работ и проектов и др.  На этих уроках можно применять методы и приёмы  разных современных  технологий. Я чаще использую метод проектов.  Мои   учебные занятия в основном строятся в форме кооперации.  Поставленные совместно с ребятами    цели и  достигнутый в соответствии с ними  результат в виде какого – либо продукта деятельности  направлены на межпредметные связи географии с другими  школьными предметами.   Например, урок- проект по теме  «Река Времени: Индия».

Рис. 2 Маршрутный лист «Река Времени: Индия»

 

Итак, межпредметная интеграция позволяет  не только показать предметные результаты, но  и  метепредметные:  ориентирование в различных предметных областях;   организация своей учебной деятельности; поиск причинно – следственных связей;  поиск  информации с использованием различных источников информации, и  преобразование  её в различные формы, и др. Использование межпредметной интеграции  на практике позволило: систематизировать и обобщить   понятия, события  и явления происходящие  в природе и  обществе, а также они послужили опорой  для   изучения  понятий  из других предметных областей. Междисциплинарная интеграция способствует преемственности в обучении.

      Интегрированное содержание урока фактическими примерами из нескольких дисциплин создает условия для разностороннего рассмотрения изучаемой информации, систематизирует разностороннюю трактовку сложных понятий, показывает связь между разными идеями, развивает творческие, интеллектуальные, коммуникативные способности у обучающихся, порождает инициативу, энтузиазм и мотивацию для дальнейшего обучения.

 

Библиографический список

 

1.     Ларионова Л.Ю.  Межпредметные  связи географии  как условие  естественнонаучного образования  школьников //  Современнон  состояние школьного  естественнонаучного образования: тенденции      и перспективы: материалы IV Всероссийской научно-методической  конференции учителей, преподавателей, студентов и аспирантов дисциплин  естественнонаучного цикла,  29-30  марта  2011 г. // Красноярский  государственный педагогический университет  им. В.П. Астафьева.- Красноярск, 2011.-168-173 с.

2.     Казаренков В. И. Основы педагогики: Интеграция урочных и внеурочных

занятий школьников: Учеб. Пособие. М.: Логос, 2003.

3.     Философский энциклопедический словарь / Гл. редакция С. М. Ковалёв, В. Г. Панов – М.: Сов. Энциклопедия, 1983.

 


 

МЕЖПРЕДМЕТНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ ГЕОГРАФИИ

МЕЖПРЕДМЕТНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ ГЕОГРАФИИ

The article is devoted to the experience of using inter-representative integration in school

The article is devoted to the experience of using inter-representative integration in school

Межпредметная интеграция – это процесс объединения нескольких учебных дисциплин для обеспечения формирования целостной картины мира

Межпредметная интеграция – это процесс объединения нескольких учебных дисциплин для обеспечения формирования целостной картины мира

На этих уроках можно применять методы и приёмы разных современных технологий

На этих уроках можно применять методы и приёмы разных современных технологий

Интегрированное содержание урока фактическими примерами из нескольких дисциплин создает условия для разностороннего рассмотрения изучаемой информации, систематизирует разностороннюю трактовку сложных понятий, показывает связь между разными идеями,…

Интегрированное содержание урока фактическими примерами из нескольких дисциплин создает условия для разностороннего рассмотрения изучаемой информации, систематизирует разностороннюю трактовку сложных понятий, показывает связь между разными идеями,…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.11.2018