Gemini CS 02
Музыкальное оборудование, техника » Диджейское оборудование, Музыкальное оборудование, техника » Микшеры
Gemini CS 02 (Gemini CS 02)
Диджейский микшер CS 02 имеет пять стереоканалов, на каждом две пары линейных входов (RCA, у первых трех каналов первая пара переключается на входы для проигрывателей винила, есть терминалы заземления, первые два канала также имеют микрофонный вход на джеке, каналы 4 и 5 могут использовать вспомогательные входы), селектор входа, регуляторы чувствительности и трехполосного эквалайзера, пятисегментный префейдерный светодиодный индикатор уровня, кнопка назначения на обработку, кнопка включения мониторинга, трехпозиционный переключатель назначения на кроссфейдер, фейдер уровня (сменный).
Микрофонный вход (комбинированный разъем XLR/джек на передней панели) имеет регуляторы уровня и трехполосного эквалайзера, кнопку назначения на обработку, трехпозиционный переключатель режима работы (выключен, включен, включен с функцией автоматического понижения уровня остальных каналов).
Есть кроссфейдер (сменный) с переключателем характеристики, кнопка включения режима раздельного мониторинга с регулятором баланса уровней (программный/мониторный), выключатель заземления.
Процессор эффектов имеет селектор алгоритма (25 вариантов, в том числе дилеи, паннер, фейзер, фленджеры, фильтры, тремоло, вокодер и др.), регулятор параметра, регулятор баланса прямого и обработанного сигналов, пять кнопок для сохранения и вызова настроек, жидкокристаллический дисплей с подсветкой, кнопку включения. Возможна обработка одного из каналов или мастер-шины. Есть кнопка ввода темпа или включения автоматического счетчика, кнопка включения синхронизации параметров эффектов с темпом, селектор отношения между параметрами и темпом.
Микшер имеет два вспомогательных входа и два выхода для записи (RCA на передней панели), два параллельных выхода для записи (RCA), два мониторных выхода (RCA) с регулятором уровня, два зонных выхода (RCA) с селектором источника (один из пяти каналов или мастер-шина) и регулятором уровня, выход для наушников (джек на передней панели) с регулятором уровня, две пары основных выходов (симметричные на XLR и несимметричные на RCA) с аттенюатором (0, -10, -20 дБ), регуляторами уровня и баланса, переключателем в моно, двумя десятисегментными светодиодными индикаторами уровня.
Прилагается набор для установки в рэк. Габариты микшера 318 x 107 x 356 мм, масса 5,44 кг.
Музыканту
: о
микшерных
пультах
Если систему соединений в концертном
комплексе сравнить с системой
кровообращения, то микшерный пульт,
несомненно, будет являться сердцем
концертного комплекса. Если с пультом
чтото не в порядке, изза этого
нарушается работа всего комплекса. И
пока вы не отладите пульт, вы не
сможете настроить работу всех
остальных систем этого комплекса.
Микшерный пульт это устройство,
предназначенное для сбора
электрических сигналов от всех систем
концертного комплекса микрофонов,
музыкальных инструментов, звуковых
эффектов и устройств обработки звука
и смешивания их в общий выходной
сигнал, предназначенный для
воспроизведения
звуковоспроизводящей системой. С
помощью микшерного пульта
осуществляется операция посогласованию уровней сигналов
различных источников, называемая
сведением, а также регулировка
уровней выходного сигнала.
Основным условием, на котором
строится хорошее звучание, является
правильный подбор коэффициента
усиления входных блоков пульта,
называемого чувствительностью. Чем
больше внимания вы уделите подбору
чувствительности каждого из каналов,
тем лучше.
Рассмотрим более подробно основные
функции управления микшерного
пульта.
ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ
Эта функция иногда называется
«Уровень входного сигнала» или
«Усиление». Регулятором
чувствительности подбирается
требуемое усиление входного канала
микшерного пульта в диапазоне от
уровня выходного сигнала микрофонов
до уровня выходных сигналов линейных
источников, таких как электронныеклавишные инструменты, магнитофоны
и т.п. Более наглядно его функцию
можно представить, как регулирование
количества сигнала, подаваемого на
пульт. Если этого сигнала
недостаточно, его можно добавить, если
излишек, убрать. Например, если
задний вокал звучит тихо, то
регулятором чувствительности можно
увеличить его уровень, а если басовый
барабан ударной установки заглушает
все остальные звуки, то этим же
регулятором можно привести его
громкость к среднему уровню.
Разумеется, подобная операция имеет
смысл, если ее проводить при
номинальном положении основных
регуляторов уровней микшерного
пульта. Если эти регуляторы частично
выведены при настройке
чувствительности, то попытка ввести
их во время сведения может привести к
возникновению перегрузки, а если они
находились в максимальном
положении, то может случиться, что
сигнала источника просто не хватит для
того, чтобы получить ровное
сбалансированное звучание. Кроме
того, в этом случае увеличиваетсяуровень шума.
Таким образом, к подбору
чувствительности нужно относиться
очень внимательно. Звук
настраиваемого канала должен быть
предельно четким и ясным.
Оптимальному положению регулятора
чувствительности соответствует
минимум шумов и искажений. Неточная
настройка регуляторов
чувствительности микшерного пульта
приведет к некачественной настройке
концертного комплекса.
Микшерный пульт сердце концертного
комплекса
При крайнем левом положении
регулятора чувствительности звук
вовсе не обязательно должен пропадать
полностью. Это положениесоответствует только минимальному
значению чувствительности,
характерному для линейных входов и
выходов, и минимальному значению
коэффициента усиления входных
блоков микшерного пульта. Тем не
менее, даже такое значение
чувствительности может оказаться
слишком высоким. Для того, чтобы его
уменьшить, на пульте предусматривают
специальные переключатели,
ослабляющие уровень входного сигнала
еще на 20 30 дБ. Если такого
переключателя на пульте нет, то вместо
него можно применить делитель
напряжения, подключаемый ко входу
микшерного пульта. Схема такого
делителя, который собирается в
соединительном разъеме кабеля,
приводится в следующих статьях.
КАНАЛЬНЫЙ ЭКВАЛАЙЗЕР
Канальным эквалайзером называется
секция входного канала микшерного
пульта, предназначенная для настройки
амплитудночастотной характеристики
канала. Регуляторами этой секции,
можно менять окраску звучания всехисточников, подключенных к каналу,
где эта секция расположена. К помощи
канального эквалайзера прибегают в
двух случаях:
1. При необходимости изменить звук
голоса или инструмента.
2. При необходимости удалить из
звука инструмента различные
помехи призвуки, шумы, фоны и
т.п. Простейший канальный
эквалайзер представляет собой
двухполосный регулятор тембра,
позволяющий изменять уровень
высоких и низких частот в
исходном сигнале. Более сложный
эквалайзер может содержать
четыре полосы регулировки
амплитудночастотной
характеристики канала с
переменным значением частот, на
которых производится
регулировка. Такой эквалайзер
называют параметрическим, так как
он позволяет управлять значениями
параметров амплитудночастотной
характеристики канала.
Независимо от исполнения
эквалайзеров, все онипредназначены для одной и той же
цели изменять и корректировать
характеристики исходных
звучаний.
МНОГОПОЛОСНЫЕ
РЕГУЛЯТОРЫ ТЕМБРА
Многополосные регуляторы тембра в
отличие от параметрических
эквалайзеров не позволяют изменять
значение частоты, на которой
происходит регулировка амплитуды
сигнала. Они позволяют лишь поднять
или ослабить компоненты спектра
сигнала, лежащие в определенной
полосе частот. В зависимости от числа
полос, на которые делится весь
частотный диапазон канала, функции
регуляторов эквалайзера могут
различаться.
2х полосный эквалайзер
«Низкие» и «Высокие»
3х полосный эквалайзер
«Низкие», «Средние» и «Высокие» 4х полосный эквалайзер
«Низкие», «Средние низкие»,
«Средние высокие» и «Высокие»
Перемещением ручки регулятора
эквалайзера влево и вправо от среднего
положения можно добиться спада или
подъема уровня сигнала в выбранной
полосе частот от ±12 до ±15 дБ.
Преимущество многополосного
регулятора тембра перед другими
типами эквалайзеров заключается в
том, что с ним достаточно просто
обращаться, его работа является
наглядной, он создает мало искажений
и помех, и стоимость его невысока. Но,
к сожалению, его работу можно
охарактеризовать поговоркой «почти
хорошо это еще не хорошо».
Многополосным регулятором тембра
вы не сможете изменить уровень одной
выбранной компоненты спектра
исходного звукового сигнала, не
затронув соседних компонент. Вам
придется одновременно изменять
амплитуду всех спектральных
составляющих, попадающих в диапазонполосы, в которой производится
регулировка.
2х полосный и 4х полосный
регуляторы тембра
КВАЗИПАРАМЕТРИЧЕСКИЙ
ЭКВАЛАЙЗЕР
Этот тип эквалайзера представляет
собой упрощенную разновидность
параметрического эквалайзера, от
которого отличается отсутствием
регулятора ширины полосы
пропускания. Полный параметрический
эквалайзер имеет по три регулятора на
каждую частотную полосу регулятор
значения средней частоты частотнойполосы, регулятор ширины этой полосы
и регулятор коэффициента усиления
сигнала в этой полосе.
Применение квазипараметрического
эквалайзера в качестве канального
эквалайзера микшерного пульта
позволяет легко и весьма точно
управлять звучанием исходных
звуковых сигналов. В микшерных
пультах квазипараметрический
эквалайзер часто включают в состав 3х
или 4х полосного регулятора тембра в
качестве регулятора средних частот.
Настройку квазипараметрического
эквалайзера производят следующим
образом.
Прежде чем устанавливать значение
спада или подъема, как в
многополосном регуляторе тембра, на
квазипараметрическом эквалайзере
нужно сначала определить значение
средней частоты полосы, в которой это
должно производиться. Это можно
сделать следующим образом. Сначала
вы устанавливаете регулятор
эквалайзера «Подъем/спад» в крайнее
положение, соответствующее подъему.Затем, слушая внимательно звук
инструмента, например, барабана, вы
вращаете регулятор частоты до тех пор,
пока не почувствуете максимальной
громкости звука. Барабан при этом
начинает звучать очень гулко. Обычно
это происходит в диапазоне от 250 до
300 Гц. Определив резонансную частоту
инструмента, можно управлять его
громкостью, используя для этого
регулятор «Подъем/спад», причем
уровни всех остальных инструментов,
подключенных к этому же каналу,
будут изменяться очень незначительно.
4х полосный регулятор тембра с
квазипараметрическим эквалайзером
С помощью квазипараметрического
эквалайзера можно выделить
недостающие гармоники в вокале, неувеличивая его среднюю громкость.
Такая регулировка производится в
полосе средних частот, так как эти
гармоники обычно находятся в области
3.5 КГц. Этот эквалайзер также
позволяет эффективно бороться с
самовозбуждением, возникающим в
мониторной системе.
В микшерных пультах средней
сложности обычно применяются 3
полосные регуляторы тембра.
Квазипараметрический эквалайзер,
входящий в состав такого регулятора
тембра представляет собой
однополосный перестраиваемый фильтр
средних частот. Более сложный
регулятор тембра может содержать в
качестве квазипараметрического
эквалайзера несколько таких фильтров,
настроенных на разные
перекрывающиеся частотные полосы,
например, в 4х полосном регуляторе
тембра содержится два
перестраиваемых фильтра средних
низких и средних высоких частот.Разновидности исполнения
квазипараметрического эквалайзера
Регулятор или переключатель частоты
квазипараметрического эквалайзера
может находиться как выше, так и ниже
его регулятора уровня. Иногда они оба
располагаются на одной оси. В этом
случае внешний регулятор используется
для установки значения частоты, а
внутренний для установки
коэффициента усиления. Такой
сдвоенный тип исполнения ввиду
экономии рабочего пространства
микшерного пульта часто применяется
в полных параметрических
эквалайзерах, которые могут иметь до
четырех перестраиваемых полосовыхфильтров.
Экономия рабочего пространства
микшерного пульта весьма актуальная
конструкторская проблема. Сравните
между собой три типа входных каналов,
изображенных на рисунке. Первый из
них имеет только пять регуляторов и ни
одного переключателя. Зато на третьем
располагается 12 регуляторов и 12
переключателей. Теперь представьте
себе, что одна только секция канальных
эквалайзеров может иметь 12
регуляторов, и вы можете понять,
насколько сложной и громоздкой может
стать конструкция 40канального
микшерного пульта. Заодно вы можете
прикинуть, сколько все это должно
стоить!Три разновидности типового
исполнения входных каналов
микшерных пультов: с 2х полосным
регулятором тембра и двумя
дополнительными выходами, с 4х
полосным регулятором тембра и тремя
дополнительньши выходами, с 4х
полосныл. эквалайзером, содержащим
два перестраиваемых фильтра средних
частот, и шестью дополнительными
выходами.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ
МИКШЕРНЫХ ПУЛЬТОВФантомное питание
Некоторые из микрофонов, например,
конденсаторные, нуждаются в
дополнительном источнике энергии. Во
многих типах таких микрофонов
предусматривается подключение
внешнего источника постоянного
напряжения 48 В. Это напряжение
можно подавать на микрофон,
используя для этого тот же
соединительный кабель, которым этот
микрофон подключается к микшерному
пульту. Такое питание называется
неявным или фантомным. Фантомное
питание требует осторожного
обращения. Если его подать на
микрофон, который для этого не
предназначен, то его напряжение может
вывести этот микрофон из строя. Это
обстоятельство нужно иметь ввиду,
если конструкция микшерного пультане предусматривает раздельной подачи
питания на каждый входной
микрофонный канал. В таких пультах
фантомное питание всех каналов
включается одновременно при нажатии
одной кнопки. В этом случае
микрофоны, не рассчитанные на
подключение фантомного питания и
имеющие несимметричное подключение
к микшерному пульту, могут
перегореть.
Входной делитель
Функция входного делителя
заключается в понижении
чувствительности микрофонного входа
микшерного пульта на 20 30 дБ. При
включении "входного делителя
подключенный источник начинает
звучать несколько тише. Обычно
входным делителем пользуются в тех
случаях, когда подключенный
источник, имеет выходной сигнал
недостаточно мощный для линейного
входа, тем не менее слишком мощный,
чтобы его можно было подключить к
микрофонному, и вызывает его
перегрузку. В этом случае введение вовходную цепь делителя напряжения
позволяет эту перегрузку устранить.
Внимательно следите за тем, чтобы
входные делители микшерного пульта
не были включены в цепь без особой
необходимости. Включенный делитель
обычно не нарушает работы канала,
однако требует дополнительного
увеличения чувствительности входных
блоков канала, если подключенный к
нему источник имеет номинальное
выходное напряжение. Излишнее
увеличение чувствительности входных
цепей микшерного пульта, необходимое
для компенсации ослабления,
вызванного делителем, приводит к
повышению относительного уровня
шумов, фонов и помех, и может вызвать
дополнительные искажения выходного
сигнала микшерного пульта.
Инверсия
При включении этой функции
происходит смена фаз входного
сигнала. При симметричном
подключении источника включатель
инверсии меняет местамиположительный и отрицательный
выводы этого источника. Такой
включатель оказывается весьма
полезным при фазировке микрофонов.
Например, если при сближении двух
микрофонов, подключенных к разным
каналам микшерного пульта, начинают
ощущаться частотные провалы,
вызывающие общее ослабление звука,
то фазы одного из микрофонов
необходимо поменять. Если на пульте
предусмотрен такой переключатель, то
у вас не будет необходимости
перепаивать выводы одного из
микрофонов, теряя напрасно рабочее
время. Кроме того, при быстрой смене
фаз выявить разфазировку
микрофонов значительно проще.
Переключатель чувствительности
Переключатель чувствительности
входного канала микшерного пульта
предназначен для установки
чувствительности этого канала в
соответствии с уровнем выходного
сигнала подключенного к нему
источника, микрофона или линейного,
например, такого, как выходмагнитофона или звукового
процессора.
Многие микшерные пульты имеют
отдельные входы для подключения
микрофонов и линейных источников. В
таких пультах микрофоны
подключаются с помощью специальных
трехвыводных разъемных соединителей
стандарта Кэннон или XLR, а линейные
источники с помощью 1/4дюймовых
джековых соединителей. Наличие двух
отдельных входов у одного канала
позволяет подключить к нему
одновременно два источника. Поэтому
для того, чтобы не возникло путаницы с
параллельным подключением, на таких
пультах переключатель
чувствительности является в то же
время и переключателем входов. У
этого конструкторского решения есть
определенные преимущества.
Например, вы можете подключить
выход звукового процессора к
микрофонному входу, уменьшив
чувствительность этого входа, а выход
магнитофона к линейному. Тогда вы
сможете прослушивать записанные
сигналы с магнитофона через каналы,используемые для записи, переключая
требуемые входы микшерного пульта.
Преимущество такого подключения
заключается в том, что у вас отпадает
необходимость в постоянных
пересоединениях входов и выходов
магнитофона и появляется
возможность сократить количество
используемых каналов микшерного
пульта.
Фильтр среза низких частот
Фильтр среза низких частот ослабляет
частоты, лежащие в диапазоне ниже 80
Гц. Этот фильтр вводится в цепь, если
спектральные составляющие сигнала
источника, лежащие в этом диапазоне
частот, не несут никакой полезной
информации или содержат помехи. К
таким источникам можно отнести все
высокочастотные источники звука, а
также вокал и, иногда, гитару. Ясно,
что на звучании .низкочастотных
источников, таких, как ударные или
басгитара, действие этого фильтра
скажется не лучшим образом.
Обход эквалайзераВо входных каналах микшерных
пультов кнопка обхода эквалайзера
обычно расположена рядом с
регуляторами этого эквалайзера. При
включении обхода эквалайзер
исключается из цепи входного канала.
Этой функцией очень удобно
пользоваться при настройке
эквалайзеров. Включая и выключая
обход эквалайзера, легко сравнивать
исходное звучание источника со
скорректированным.
Будьте бдительны. При включении
обхода положения регуляторов
эквалайзера не сказываются на
характеристиках звучания. Поэтому,
перед тем, как начать работу, проверьте
положения всех переключателей
обхода.
ГруппировкаГруппировкой называется объединение
входных каналов микшерного пульта в
группы или подгруппы.
Группировка возможна только на таких
микшерных пультах, которые
подразумевают многоступенчатое
соединение входных каналов.
Большинство пультов, имеющих от 2 до
16 входных каналов, не позволяют
объединять их в отдельные группы. В
таких пультах разделение входных
сигналов на две группы производится
регуляторами панорамы.
Те микшерные пульты, в которых
группировка предусмотрена, имеют
специальные переключатели
группировки. С помощью этих
переключателей выход любого из
входных каналов может быть
подключен или к одному из выходных
каналов, как в обычном микшерном
пульте, или к любому из групповых
каналов пульта.
Например, на пульте, имеющем 4
групповых канала, вы можете
объединить часть каналов, черезкоторые идут сигналы от ударной
установки в первую группу, гитару и
басгитару во вторую, вокал подать на
третью группу, а все клавишные
инструменты объединить в четвертую.
Стереофонический пульт, позволяющий
провести такую же группировку,
должен иметь 8 групповых каналов.
Принцип группировки может
показаться слишком сложным, если
попытаться представить его в уме, но
на практике он осуществляется
достаточно легко. Групповые каналы
микшерного пульта образуют
небольшой встроенный микшерный
пульт. Их выходы подключаются
непосредственно к левому и правому
выходам пульта, как в обычном
одноступенчатом микшерном пульте,
но в многоступенчатом пульте их
регуляторы уровня являются регуля
торами уровня групп и позволяют
изменять громкость нескольких
входных источников одновременно.
Работая с многоступенчатым
микшерным пультом, помните одну
важную его особенность. Если ни одиниз переключателей группировки не
включен выход входного канала от
входа групповых каналов отсоединен,
поэтому сигнал, поданный на вход
данного входного канала, на выходе
микшерного пульта будет
отсутствовать.
В многоступенчатых микшерных
пультах регулятор панорамы часто
действует совместно с
переключателями группировки.На многих микшерных пультах,
позволяющих осуществлять очень
сложные группировки, выходные
сигналы входных каналов могут
подключаться только к одному входу
группового канала вне зависимости от
положения регулятора панорамы.
Групповые каналы многоступенчатого
микшерного пульта
Возможность группировки существенно
упрощает работу звукооператора. Вы
можете подключить любой из входных
каналов к любой группе или
непосредственно к выходу пульта.
Таким образом, можно получать самые
разнообразные виды группировок.
Например, главный вокал может быть
подан прямо на выход, а задний вокал
можно объединить в одну группу, что
после точной его отстройки позволит
вам легко управлять его уровнем, ненарушая внутреннего баланса и не
теряя времени на дополнительную
перестройку.
РЕЖИМЫ «СОЛО» И «ГРОМКО»
Режимы «Соло» и «Громко»
представляют собой различные способы
контроля сигналов во входных,
выходных и групповых каналах
микшерного пульта. Переключатели,
которыми включаются эти режимы,
существуют в каждом канале
микшерного пульта. С их помощью
любой из каналов пульта может быть
прослушан независимо от всех
остальных. Однако, между этими двумя
режимами существуют определенные
различия. Так, режим «Громко»
позволяет прослушивать сигнал канала
с максимальным уровнем, то есть с тем
уровнем, с каким этот сигнал подан на
вход канала. Для этого сигнал со входа
регулятора уровня подается прямо на
его выход. Ясно, что в этом случае
регулятор уровня канала перестает
действовать, а работа соседних каналов
не прекращается. Таким образом,
режим «Громко» позволяет выделитьзвучание одного из каналов на фоне
общего баланса.
При включении режима «Соло» работа
выбранного для контроля канала не
нарушается и сигнал продолжает
звучать с тем уровнем, который
установлен регулятором. Но при
включении режима «Соло» выходы всех
остальных каналов той же секции
отключаются.
Режимы «Соло» и «Громко»
оказываются очень полезными в тех
случаях, когда необходимо
внимательно прослушать работу одного
из каналов, чтобы откорректировать его
звук.
Следите внимательно за тем, чтобы
после окончания настройки режимы
«Соло» и «Громко» во всех каналах
были отключены. В противном случае
вы рискуете начать концертное
выступление резким нарушением
звукового баланса.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВЫХОДЫ