Великий композитор умер в ночь на 5 декабря 1791 г. И практически сразу пошли слухи: убили, убили завистники гения!.. Так, в берлинской газете «Musikalisches Wochenblatt» прозвучал недвусмысленный намек на криминал: «Моцарт мертв...Поскольку его тело опухло после смерти, некоторые полагали, что он был отравлен».
С течением времени попытки представить кончину Моцарта как нечто роковое возникали вновь и вновь. Однако, возможно, стоит искать злой рок не в кончине гения, а в его жизни?
МОЦАРТ: ЛЕГЕНДЫ И ФАКТЫ
Великий композитор умер в ночь на 5 декабря
1791 г. И практически сразу пошли слухи: убили,
убили завистники гения!.. Так, в берлинскойгазете «Musikalisches Wochenblatt» прозвучал
недвусмысленный намек на криминал: «Моцарт
мертв...Поскольку его тело опухло после смерти,
некоторые полагали, что он был отравлен».
С течением времени попытки представить
кончину Моцарта как нечто роковое возникали
вновь и вновь. Однако, возможно, стоит искать
злой рок не в кончине гения, а в его жизни?
ЛЕГЕНДА ПЕРВАЯ: ВИНА САЛЬЕРИ
Моцарт умер, не дожив до 36 лет. Его кончина
была мучительной, поэтому сразу же возникли
подозрения: не обошлось без яда!..
Повод для подобных сплетен дала и вдова
композитора Констанца, неоднократно
повторявшая слова мужа, сказанные незадолго до
смерти: «Конечно, мне дали яд!». Но кто же былпредполагаемым отравителем? Спустя 30 лет
после смерти Моцарта молва «нашла» имя
«виновника» — Антонио Сальери.
К тому времени популярнейший некогда
композитор был стар и немощен: прикован к
креслу параличом, страдал расстройством
психики. Както больной старик в помутнении
ума попытался перерезать себе горло, и это тут
же приписали угрызениям совести изза убийства
Моцарта. Подробности истории известны всем
благодаря трагедии А.С. Пушкина «Моцарт и
Сальери». Однако причин брать на душу
смертный грех у Сальери не было. Он, по
сравнению с постоянно нуждавшимся в деньгах
Моцартом, считался очень успешным
музыкантом: занимал высокое положение при
дворе Иосифа II, пользовался огромнымавторитетом среди коллег и не испытывал ни
малейших материальных затруднений. Перед
смертью он сказал посетившему его музыканту
Игнацу Мошелесу: «Я могу с полной верой и
правдой уверить вас, что ничего справедливого в
абсурдном слухе нет... Скажите об этом миру,
дорогой Мошелес: старый Сальери, который
скоро умрет, сказал это вам».
Кстати, парадоксально, но факт: Пушкин, сделав
Антонио Сальери виновником смерти Моцарта,
помог реабилитации Сальери: творение гения
русской словесности было столь будоражащим и
ярким, что положило начало расследованиям — а
виновен ли Сальери на самом деле? Большинство
серьезных исследователей его оправдали...
ЛЕГЕНДА ВТОРАЯ: КОВАРНЫЙ УЧЕНИКВторым подозреваемым в смерти Моцарта стал
его ученик Франц Ксавьер Зюсмайер. В доме
Моцарта он появился за год до смерти
композитора и жил на правах члена семьи.
Зюсмайер был весьма амбициозен, тяжело
переживал подтрунивания насмешника Моцарта.
Вот и возникли предположения, что он мог
поспособствовать учителю отправится прежде
времени на тот свет — изза банальной зависти. О
нем, наверное, никто бы и не вспомнил, если бы
не «Реквием», который он заканчивал уже после
смерти мастера. Ходили слухи, что Зюсмайер был
настоящим отцом младшего сына Моцарта,
получившего, кстати, имя Франц Ксавьер. Но
никаких серьезных подтверждений этой коллизии
нет, напротив — у Франца Ксавьера Моцартаобнаружен тот же врожденный дефект ушной
раковины, что и у отца, а значит, генетическое
родство можно считать доказанным. Тем не
менее, его роман с Констанцей, увы, ни для кого
не был тайной.
ЛЕГЕНДА ТРЕТЬЯ: РЕВНИВЫЙ МУЖ
Помимо Сальери и Зюсмайера, в качестве
возможного убийцы упоминается друг и собрат
Моцарта по масонской ложе, делопроизводитель
верховного суда Франц Хофдемель.
Его жена Магдалена брала уроки у Моцарта, и
поговаривали, что занимались они не только
музыкой, более того, плодом интрижки стала ее
беременность.
После смерти Моцарта в доме Хофдемеля
разыгралась кровавая драма: едва Маргаритавернулась с похорон учителя, муж в порыве
ревности исполосовал ее бритвой — и сплетни о
неверности мадам Хофдемель разгорелись с
новой силой. Мол, Франц подозревал, что
Моцарт — настоящий отец будущего ребенка, и
расправился сначала с ним, а потом решил и с
неверной женой. Однако Магдалену спасли
соседи, и покончено было как раз с ревнивым
мужем — он перерезал себе горло той же
бритвой.
ЛЕГЕНДА ЧЕТВЕРТАЯ: МЕСТЬ МАСОНОВ
Масонская ложа «Увенчанная надежда», куда
входил Моцарт, обладала огромными
богатствами и пользовалась большим влиянием.
«Вольные каменщики» ревностно поддерживали
своих достойных членов, возносили их при жизнии торжественно провожали в мир иной. Странно,
но с Моцартом они обходились совсем не по
братски: зная о тяжелом материальном
положении, «братья» ничем ему не помогали.
Возможно, причина кроется в мировоззренческих
разногласиях между композитором и масонами,
которые достигли своего накала как раз в 1791
году. Моцарт даже собирался создать свою ложу
под названием «Грот» и работал над ее уставом.
Кстати, в том же году Моцарт написал оперу
«Волшебная флейта», которая имела
грандиозный успех. Принято считать, что
композитор в опере широко использовал
масонскую символику, раскрыл многие ритуалы,
которые положено было знать лишь
посвященным. Одни исследователи полагают, что
Моцарт в этой опере воспел «вольныхкаменщиков», другие считают ее пародией на
масонский орден. Это и породило слухи, что
масоны ускорили смерть «собрата», устранив его
«подобающим рангу» ядом — ртутью, то есть
Меркурием, идолом муз.
Однако 18 ноября 1791 г. Моцарт принял участие
в церемонии освящения нового храма масонской
ложи «Увенчанная надежда». Прозвучала его
кантата «Громко возвестим нашу радость»,
сочиненная специально к этому случаю. И по
свидетельству Констанцы, венские масоны
приняли кантату с энтузиазмом…
ЛЕГЕНДА ПЯТАЯ: БОЛЕЗНЬ
Моцарт слег 20 ноября 1791 года и больше не
поднимался: внезапно у него опухли руки, ноги,
затем появилась рвота, тело покрылось сыпью.Мучения длились 15 дней, при этом за два часа
до кончины он пребывал еще в полном сознании.
Доктора мучили больного, согласно медицинским
представлениям XVIII века: давали препараты,
вызывавшие рвоту, ставили холодные компрессы
и производили обильные кровопускания — меры,
которые современные врачи считают
губительными. В медицинском заключении,
сделанном главным врачом Вены Гульденером
фон Лобесом, записано, что Моцарт болел
«острой сыпной лихорадкой», от которой, между
прочим, в то время умирали сотни людей. К
слову, лечившие композитора врачи — Томас
Клоссет и Матиас фон Саллаба — считались
лучшими в Вене. Доктор Саллаба был
токсикологом, одним из основателей австрийскойсудебной медицины, а доктор Клоссет — автор
исследования по передозировкам препаратов
ртути. И ни один не определил отравления…
Однако в 1966 году швейцарский врач Карл Бэр
назвал поставленный современниками Моцарта
диагноз «любительским и непрофессиональным».
На основании фактов, собранных врачом
Моцарта Клоссетом, он сделал вывод, что гений
страдал от суставного ревматизма — острого
неинфекционного заболевания. А в 1984м другой
врач, Питер Дж. Девис, опубликовал еще более
тщательный анализ истории болезни Моцарта.
Девис заявил, что причиной смерти стало
сочетание стрептококковой инфекции, почечной
или сердечной недостаточности, а также
кровоизлияния в мозг и бронхопневмонии.Признаки почечной недостаточности включают в
себя депрессию и бредовые состояния. Этим, по
мнению Девиса, может объясняться убеждение
Моцарта в том, что его отравили и заказали
«Реквием» для его похорон.
ЛЕГЕНДА ШЕСТАЯ: СТРАННЫЕ
ПОХОРОНЫ
Около трех часов пополудни 6 декабря тело
Моцарта привезли к Собору Святого Стефана,
где и состоялось отпевание. Похоронили
Моцарта на кладбище Святого Марка. Причем
гроб до места погребения никто не сопровождал.
Но было бы ошибкой утверждать, что гению
устроили недостойные похороны в общей могиле:
погребение по третьему разряду (стоимостью 8
гульденов, каковые заплатил барон Готфрид ванСвитен, венский меценат, которому Моцарт по
дружбе дарил немало своих произведений)
полностью соответствовало обычаям того
времени. Практически все погребения
совершались в общие могилы на 56 покойных.
Отдельные могилы были редким
исключением — роскошью для очень богатых
людей. Согласно правилам, установленным
Иосифом II, тело опускалось в могилу в
полотняном мешке и присыпалось известью для
быстрейшего разложения, лишь много позже
император, уступая протестам граждан, разрешил
захоронения в гробах. Но каждые 78 лет могилы
перекапывались и использовались снова. Таким
образом, ничего необычного в таком погребении
весьма небогатого музыканта не было.Анастасия ГРОСС
МНЕНИЕ АСТРОЛОГА
В противовес легендам о кончине Моцарта,
которые так легко развенчать, жизнь его была
полна непридуманных злосчастий: гений, с
трехлетнего возраста поражавший европейских
меломанов своими талантами, автор
великолепных музыкальных произведений,
снискавших ему славу, всю жизнь едва сводил
концы с концами, а сильные мира сего и публика,
от которых зависело благополучие композитора,
подчас были парадоксально переменчивы…
Может, звезды способны подсказать разгадку? С
этим вопросом «Оракул» обратился к астрологу
Элеоноре Гинзбург.
Элеонора Гинзбург:«В карте Моцарта Венера, в сфере влияния
которой не только любовь и чувство прекрасного,
но также искусство и гармония, находится в
королевском градусе. Этого и следовало
ожидать:Моцарт — музыкальный гений и
непревзойденный мелодист. Но вот Нептун,
непосредственно отвечающий за творчество, и
особенно за музыку, находится в гороскопе
разрушительном 10 градусе Льва. К тому же,
Нептун во Льве в падении, ретроградный,
прибавить к этому разрушительный градус — и
мы получим объяснение тому, как вышло, что у
гениального композитора далеко не все
складывалось радужно, и его признание было
сопряжено с большими испытаниями и
страданиями. И хотя Белая Луна, находящаяся вКозероге — признак таланта, большого
мастерства и везения, негативное влияние
«тяжелого» Нептуна перевесило — именно
блистательный талант и композиторская
плодовитость Моцарта вызывали зависть
современников.
Еще один неблагоприятный показатель — Черная
Луна в Тельце, что указывает на накопленную
негативную карму в отношении материальных
благ. Это и обусловило незавидное финансовое
положение Моцарта: его преследовали долги,
нередко композитор не получал оплату своего
труда по достоинству.
Кстати, Моцарт умер на 36 году жизни, когда
Черная Луна возвращается на свое место в
гороскопе. То есть, можно сделать вывод, чтоМоцарта убил не яд, а бедность — отсюда
проистекали депрессия, неудовлетворенность,
обострившиеся болезни.
ВОЛЬФГАНГ АМАДЕЙ МОЦАРТ
П.И. Чайковский писал в одном из своих
дневников: «По моему глубокому убеждению,
Моцарт есть высшая, кульминационная точка, до
которой красота досягала в сфере музыки. Никто не
заставлял меня плакать, трепетать от восторга, от
сознания близости своей к чемуто, что мы называем
идеал, как он. В Моцарте я люблю все, ибо мы
любим все в человеке, которого мы любимдействительно. Больше всего «ДонЖуана», ибо
благодаря ему я узнал, что такое музыка».
к
«Вечный солнечный свет в музыке, имя тебе
«Моцарт», — воскликнул А. Г. Рубинштейн в своей
книге «Музыка и ее представители».
Если, по примеру Гёте, считать, что великие люди
своим дарованием и интеллектом обязаны матери,
то в случае с Моцартом дело обстоит не так, ибо
«Мария Анна Моцартова» ни в каком отношении не
возвышается над средним уровнем способностей
своего пола. Единственной яркой, перешедшей к
сыну чертой ее натуры является истинно
зальцбургская
грубовато
комическому. Отец его Леопольд Моцарт, родом
из немецкого города Ауксбурга, был скрипачом,
органистом, педагогом и композитором. Школа
скрипичной игры, изданная Леопольдом Моцартом
склонностьпользовалась популярностью не только в Австрии и
Германии, но и в других странах, в том числе и в
России. Работал он в качестве придворного
музыканта и камердинера у Зальцбургского
вельможи графа Турна, а затем (с начала сороковых
годов XVIII века) поступил скрипачом в дворцовый
зальцбургского
оркестр
архиепископа.
Из семи детей от этого брака
остались живы только двое дочь
Мария Анна, родившаяся 30 июля
1751 года, которую в семье
называли Наннерль,
и сын
Вольфганг, появившийся на свет
27 января 1756 года. Его рождение
едва не стоило матери жизни; очень
не скоро она смогла оправиться от слабости, внушавшей опасения за ее жизнь. Дочь проявила столь
несомненный музыкальный талант, что отец рано
начал заниматься с нею на клавире. Это произвело
большое впечатление на мальчугана, которому
было около трех лет. Он также усаживался у
клавира и мог подолгу развлекаться подбиранием
терций. Найдя их, он с радостью повторял
созвучия.
Он запоминал отдельные места музыкальных
пьес, которые слышал. Ему было четыре года, когда
отец, как бы затевая веселую игру, начал разучивать
с ним на клавире некоторые менуэты и другие
пьесы. За короткий срок он смог играть их с совер
шеннейшей чистотой и в строжайшем ритме.
Вскоре в нем пробудилось стремление к
самостоятельному творчеству.
Пятилетний
Вольфганг сочинял маленькие пьесы, которыепроигрывал своему отцу и просил записать их на
бумаге.
К шести годам маленький музыкант исполнял
сложные виртуозные произведения. Родителям не
приходилось упрашивать сына сесть за инструмент.
Наоборот, они уговаривали его прекратить занятия,
чтобы он не переутомился.
За это же время, незаметно даже для отца, мальчик
овладел игрой на скрипке и органе. Отец, его
друзья не переставали удивляться такому
невероятно быстрому развитию ребенка. Леопольд
Моцарт не хотел, чтобы жизнь Вольфганга была же
тяжелой и однообразной, как и его собственная.
Ведь, несмотря на его многолетнюю непосильную
работу, семья Моцартов вела скромный образ
жизни, часто не имела даже средств расплатиться с
долгами. Стесняло и ограничивало возможностиЛеопольда Моцарта его зависимое положение
придворного музыканта. Поэтому так рано
созревший талант сына рождает надежду устроить
его жизнь поиному — более интересно и
обеспеченно. Отец решает везти мальчика с его
талантливой сестрой в концертное путешествие.
Шестилетний музыкант отправляется завоевывать
мир!
Анна Марияего
Старый Моцарт, видя безвыходность положения,
уговаривал сына смириться и покориться. Вольфганг
не мог этого сделать. Положение слуги его
оскорбляло. А сочинение церковной музыки,
мелких
которую особенно любил граф,
развлекательных
не
оперы, о
удовлетворяло. Он мечтал о сочинении
жизни, насыщенной интересной, серьезной музыкой,
о чутких, отзывчивых слушателях.
произведений
С величайшим трудом, получив отпуск, Вольфганг
едет вместе с матерью в Париж. Ему уже 22 года.
Неужели и во Франции не захотят вспомнить чудо
ребенка? Тем более за эти годы вырос и окреп его
талант.
Им написано уже около трехсот
произведений в самых различных жанрах. Он
заслужил признание в Италии!Но и в Париже не нашлось места для Моцарта. Его
попытки устроить концерт или получить заказ на
оперу остались без результата. Он жил в скромном
номере гостиницы и зарабатывал на жизнь, давая за
гроши уроки музыки. В довершение ко всему, не
перенеся лишений, заболела и умерла его мать.
Моцарт был в отчаянии Впереди его ожидало еще
большее одиночество и ненавистная служба в
Зальцбурге.
Творческим результатом поездки в Париж были
пять замечательных сонат для клавесина, в которых
сказалась вся сила и зрелость их таланта.
Моцарт,
В течение 17751777 годов, вновь проведенных в
Зальцбурге,
кроме многочисленных
духовных сочинений, заказанных архиепископом, и
серенад для бытового музицирования в частных
домах, написал большое количество сольныхконцертов. Среди них особенно выделяются
скрипичные и фортепианные концерты с оркестром.
Здесь Моцарт подошел к своим творческим
вершинам в жанре сольного концерта. Громадной
популярностью пользуются лямажорный и ре
мажорный скрипичные концерты, поражающие
красотой
смелостью,
тематического материала,
изяществом и
стройностью формы.
яркой образностью,
Унизительное положение музыкантаслуги делало
жизнь Моцарта в Зальцбурге невыносимой. Граф
Колоредо запрещал ему даже выступать в концертах
без своего разрешения. Чтобы еще больше унизить
всемирно известного музыканта, он заставлял его
обедать вместе со слугами в людской, где
композитор должен был сидеть выше лакеев, но
ниже поваров. А в это время с блестящим успехом вМюнхене шла новая опера Моцарта «Идоменей,
царь Крита».
В эволюции оперного творчества Моцарта
«Идоменей» является важным этапом. Значение
«Идоменея» в том, что Моцарт, взяв все лучшее, что
было в опересериа и творчестве Глюка,
Переосмыслил эти традиции в духе своих
творческих принципов и таким образом подошел к
созданию опер, являющихся вершиною его
композиторской деятельности.
Успех «Идоменея» окончательно утвердил
Моцарта в его давнем стремлении не возвращаться к
зависимому положению придворного музыканта.
Терпению Моцарта пришел конец, ничто не могло
поколебать его твердого решения ценой потери
материального благополучия покончить со своей
службой. Он подал письменное заявление обувольнении. Архиепископ только ответил отказом,
но и встретил Моцарта потоком оскорблений.
Моцарт вторично принес заявление: когда он
пришел ответом, оберкамергер архиепископа граф
Арко вытолкнул за дверь. После этого Моцарт в
течение нескольких дней был близок к душевному
расстройству. Придя в себя, он решил возвращаться
в Зальцбург, а остаться в Вене. В 1781 году Моцарт
поселился в Вене, где и прожил до конца своих дней.
«Счастье мое начинается только теперь», писал он
отцу. Так началось последнее десятилетие жизни
Моцарта, годы наивысшего расцвета его таланта.Вскоре композитор женился. Семейная жизнь
Моцарта сложилась в основном счастливо. Егоженой стала Констанца Вебер веселая,
жизнерадостная,
привлекательная девушка.
Дружеские отношения Вольфганга и Констанцы
быстро переросли во взаимную любовь. Чувство
Моцарта подогревалось совпадением имени его
невесты с именем главной героини оперы, над
которой он работал в этот период. Однако их
желание соединиться встретило препятствие со
стороны отца Моцарта и матери Констанцы. Моцарт
в августе 1782 года был вынужден увезти невесту из
дома матери и тайно с ней обвенчаться.
По заказу Немецкого театра в Вене Моцарт
написал комическую оперу «Похищение из сераля».
В это время в Вене, как и в других городах Австрии,
усиленно насаждалась итальянская музыка. Это
противоречило народным вкусам, но нравилось при
дворным кругам.Написать национальную оперу на родном
немецком языке было заветной мечтой композитора.
Опера Моцарта была восторженно принята
слушателями. Только императору она показалась
слишком уж сложной. «Ужасно много нот, мой
милый Моцарт»,
недовольно сказал он
композитору. «Ровно столько, сколько нужно, ваше
величество», с достоинством ответил Моцарт.
Сюжет «Похищения из сераля» типичен для оперы
XVIII век но, несмотря на традиционный тип
сюжета, ни в одной опере того времени не было
такой мягкой и тонкой музыкальной характеристики
героев и их чувств, глубокого проникновения в
психологию, такой задушевности и поэтичности в
воплощении лирических образов и такого остроумия
и юмора в воплощению комических образов, как в
опере Моцарта.Тяжело складывался для Моцарта начальный
период Вене. Не имея ни постоянного заработка, ни
поддержки родных и близких, потеряв былые связи,
он вынужден был работать до изнеможения:
сочинять, давать уроки, выступать. К этому
примешивалось беспокойство об отце и сестре,
которым он лишен был возможности помогать.
Успех «Похищения из сераля» снова открыл
Моцарту двери дворцов и салонов венской знати.
Он быстро установил связи с различными
меценатами,
познакомился с известными
европейскими музыкантами. Познакомился он и с
Гайдном. В знак глубокого уважения к
музыкальным заслугам своего старшего совре
менника Моцарт посвятил ему шесть квартетов.
Гайдн был одним из немногих, кто понял и
оценил всю глубину таланта Моцарта. «Я считаюВены
культивировалась
вашего сына величайшим композитором из тех о
ком я когдалибо слышал», сказал он отцу
Моцарта.
В аристократических, общественных и домашних
кругах
тогда
инструментальная музыка — симфоническая и
камерная, — и Моцарт написал за эти годы между
«Похищением из сераля» и «Свадьбой Фигаро»
(1782—1786 годы) большое количество концертов
для разных инструментов, клавирных сонат и
фантазий, квартетов и других камерных ансамблей.
«Свадьба Фигаро» написана в традициях оперы
сериа. Однако по музыкальнодраматическим
новаторским принципам она представляет собой
новое явление в истории музыкального театра XVIII
века. Развивая принципы, которые уже были
заложены в «Похищении из сераля» и намечены вболее ранних операх,
Моцарт создал
реалистическую комедию, в которой каждое дей
ствующее лицо имеет свою индивидуальную
музыкальную характеристику,
богатую и
многогранную, раскрывающуюся с разных сторон на
протяжении всей оперы в зависимости от сце
нической ситуации.
1 мая 1786 года в Вене состоялась премьера
«Свадьбы Фигаро» вначале публика встретила ее
восторженно.
Но неприязнь императора и
придворных кругов к новшествам Моцарта
сказалась на судьбе оперы: как и «Похищение из
сераля», она после нескольких представлений была
исключена из репертуара венского театра. Однако
музыка «Свадьбы Фигаро» приобрела огромную
популярность. Знаменитая ария Фигаро «Мальчикрезвый» распевалась и разыгрывалась на улицах
Вены, в кабачках и ресторанах, в садах и парках
Для гениального композитора наступило тяжелое
время. Моцарт бал лишен даже самых необходимых
средств для сносного существования его и семьи —
жены и детей.
Большим событием для Моцарта был
громадный успех «Свадьбы Фигаро» в Праге, она
вошла в постоянный репертуар оперного театра.
Дирекция его предложила Моцарту написать
оперу на сюжет по собственному выбору. Это
было очень выгодно Моцарту, ведь он временно
избавлялся от материальных затруднений.
Пребывание Моцарта в Праге было
счастливым. Там его ценили и понимали, он
много и с успехом выступал, слушал чешскую
народную музыку, с большим увлечением работалнад «Дон Жуаном», который вызвал восторг
исполнителей. Премьера «Дон Жуана» в Праге
состоялась 29 октября 1787 года.
Эту оперу нельзя отнести к какойлибо
определенной жанровой категории. «Дон Жуан»
представляет собой синтез и взаимопроникновение
высокой музыкальной трагедии и оперысериа. Сам
Моцарт назвал ее «веселая драма», желая тем самым
подчеркнуть драматическую сущность оперы.
В мае 1788 года «Дон Жуан» был поставлен в
Вене. Но там его приняли холоднее. После
возвращения Моцарта в Вену снова началась полоса
материальных невзгод. В конце 1788 года, после
смерти Глюка, занимавшего должность камерного
музыканта при императорском дворе, Моцарт
получил его место.В течение лета 1788 года Моцарт написал три
последние и величайшие симфонии. Симфония ми
бемоль мажор проникнув танцевальными ритмами и
интонациями. Лирикодраматическая симфония
соль минор самая популярная из симфоний Мо
царта по своей задушевности и лирической
взволнованности представляет собой уникальное
явление в симфонической музыке XVIII века и
предвосхищает многое в романтическом симфо
низме XIX века. Монументальная симфония до
мажор,
с
грандиозным финалом, сочетает сонатную форму с
тройной фугой. Ее финал демонстрирует пора
зительное полифоническое мастерство композитора.
Материальное положение семьи Моцарта не
улучшилось.
Перенапряженность в работе,
постоянные материальные трудности угнетали,
получившая название «Юпитер»,приводили в отчаяние великого композитора и
постепенно подтачивали его организм. Чтобы
облегчить свое положение, Моцарт предпринимал
концертные турне. Но они приносили ему мало
дохода. Заказов на оперу давно не было.
Лишь в начале 1790 года в Вене была поставлена
новая опера «Так поступают все». А летом 1791 года
по случаю коронования Леопольда II королем Чехии
Моцарту была заказана опера «Милосердие Тита». В
творчестве Моцарта эти оперы занимают
второстепенное место.
Последняя опера Моцарта «Волшебная флейта»
одно из величайших его созданий. По
предложению своего антрепренера и друга
Шиканедера, желавшего постановкой оперы на
сказочноволшебный сюжет поправить свои
пошатнувшиеся дела, Моцарт начал работу над«Волшебной флейтой». Шиканедер, создавая
либретто оперы, использовал поэмусказку
Виланда «Лулу».
Опера эта представляет собой философскую
сказку; в музыке ярко противопоставляются образы
света и тьмы, психологически тонко выражены
чувства любящих друг друга Тамино и Памины; не
менее ярки простодушно комедийные образы
Папагено и Папагены подлинных персонажей
австрийсконемецкого народного театра. Так
персонажи сказки становятся живыми людьми,
наделенными определенными индивидуальными чер
тами.
Премьера «Волшебной флейты» состоялась
незадолго до смерти Моцарта. Еще до окончания
оперы Моцарт получил заказ на Реквием при
довольно странных обстоятельствах, казавшихсядолгое время загадочными. К нему явился человек,
одетый в черное, заказал Реквием и скрылся. Моцарт
его больше не видел. Это посещение произвело на
него подавляющее впечатление: давно уже
испытывая недомогание, Моцарт воспринял этот за
каз на заупокойную мессу как пророчество своей
близкой смерти. Позднее все это объяснилось:
странный посетитель оказался слугой графа
Вальзегга цу Штуппаха, имевшего обыкновение
заказывать нуждающимся композиторам различные
произведения, покупать их за бесценок и издавать
под своим именем. Так он собирался поступить и с
Реквиемом Моцарта.
С лихорадочной поспешностью принялся Моцарт за
Реквием свое последнее произведение, сочиняя
его одновременно с «Волшебной флейтой».Композитору не удалось закончить Реквием: работу
над этим великим произведением прервала смерть.
Закончил его используя оставшиеся эскизы и
черновые записи, ученик Моцарта Зюсмайер.
Реквием написанный на традиционный латинский
текст заупокойной мессы, выходит за рамки
богослужебного культа.
Средством хора,
вокального квартета и симфонического оркестра
Моцарт воплощает глубочайший мир человеческих
чувств и переживаний: Драматизм душевных
конфликтов, стихийную, грандиозную картину
Страшного суда, великую скорбь и горе по
утраченным близким, любовь и веру в человека.
Скончался Моцарт в ночь с 4го на 5е декабря
1791 года (на тридцать шестом году жизни). За
напевал песенку
несколько часов до смерти онПапагено «Известный всем я птицелов» из
«Волшебной флейты». Причина смерти Моцарта до
сих пор являете предметом споров. Знаменитая
легенда об отравлении Моцарта композитором
Сальери и сейчас поддерживается некоторым,
музыковедами. Но документальные доказательства
этой версии отсутствуют.
Похороны Моцарта проходили при трагических
обстоятельствах. Изза отсутствия денег у его
осиротевшей семьи великий композитор был
похоронен не в отдельной, а в общей могиле. Точное
место погребения до сих пор неизвестно.Вольфганг Амадей Моцарт
Wolfgang Amadeus Mozart
По моему глубокому убеждению, Моцарт есть
высшая, кульминационная точка, до которой
красота досягала в сфере музыки.
П. Чайковский«Какая глубина! Какая смелость и какая
стройность!» Так гениально выразил Пушкин
сущность гениального искусства Моцарта.
Действительно, подобного сочетания
классического совершенства с дерзновенностью
мысли, такой бесконечности индивидуальных
решений на основе четких и ясных
закономерностей композиции мы не найдем,наверное, ни у одного из творцов музыкального
искусства. Солнечно ясным и непостижимо
загадочным, простым и безмерно сложным,
глубоко человечным и вселенским, космическим
предстает мир моцартовской музыки.
В. А. Моцарт родился в семье Леопольда
Моцарта, скрипача и композитора при дворе
зальцбургского архиепископа. Гениальная
одаренность позволила Моцарту уже с
четырехлетнего возраста сочинять музыку, очень
быстро овладеть искусством игры на клавире,
скрипке, органе. Отец умело руководил
занятиями сына. В 176271 гг. он предпринимал
гастрольные поездки, во время которых многие
европейские дворы познакомились с искусством
его детей (старшая, сестра Вольфганга была
одаренной клавиристкой, сам он пел,дирижировал, виртуозно играл на разных
инструментах и импровизировал), повсюду
вызывавшим восхищение. В возрасте 14 лет
Моцарт был награжден папским орденом
«Золотой шпоры», избран членом
Филармонической академии в Болонье.
В поездках Вольфганг знакомился с музыкой
разных стран, осваивая характерные для эпохи
жанры. Так, знакомство с И. К. Бахом, жившим в
Лондоне, вызывает к жизни первые симфонии
(1764), в Вене (1768) он получает заказы на оперы
в жанре итальянской оперыbuffa («Притворная
простушка») и немецкого зингшпиля («Бастьен и
Бастьенна»; годом раньше в Зальцбургском
университете была поставлена школьная опера
(латинская комедия) «Аполлон и Гиацинт».
Особенно плодотворным было пребывание вИталии, где Моцарт совершенствуется в
контрапункте (полифонии) у Дж. Б. Мартини
(Болонья), ставит в Милане оперуseria
«Митридат, царь понтийский» (1770), а в 1771 г.
— оперу «Луций Сулла».
Гениальный юноша меньше интересовал
меценатов, чем чудоребенок, и Л. Моцарту не
удалось найти для него места при какомлибо
столичном европейском дворе. Пришлось
вернуться в Зальцбург для исполнения
обязанностей придворного концертмейстера.
Творческие стремления Моцарта теперь
ограничивались заказами на сочинение духовной
музыки, а также развлекательных пьес —
дивертисментов, кассаций, серенад (т. е. сюит с
танцевальными частями для разных
инструментальных составов, звучавших не толькона придворных вечерах, но и на улицах, в домах
австрийских горожан). Работу в этой области
Моцарт продолжил впоследствии и в Вене, где
было создано его самое известное произведение
подобного рода — «Маленькая ночная серенада»
(1787), своеобразная миниатюрная симфония,
полная юмора и изящества. Пишет Моцарт и
концерты для скрипки с
оркестром, клавирные и скрипичные сонаты и др.
Одна из вершин музыки этого периода —
Симфония соль минор № 25, где отразились
характерные для эпохи мятежные «вертеровские»
настроения, близкие по духу литературному
течению «Бури и натиска».
Томясь в провинциальном Зальцбурге, где его
удерживали деспотические притязания
архиепископа, Моцарт предпринимаетнеудавшиеся попытки устроиться в Мюнхене,
Мангейме, Париже. Поездки в эти города (1777
79) принесли, однако, много эмоциональных
(первая любовь — к певице Алоизии Вебер,
смерть матери) и художественных впечатлений,
отразившихся, в частности, в клавирных сонатах
(ля минор, ля мажор с вариациями и Rondo alla
turca), в Концертной симфонии для скрипки и
альта с оркестром и др. Отдельные оперные
постановки («Сон Сципиона» — 1772, «Царь
пастух» — 1775, обе в Зальцбурге; «Мнимая
садовница» — 1775, Мюнхен) не удовлетворили
стремлений Моцарта к регулярному контакту с
оперным театром. Постановка оперыseria
«Идоменей, царь критский» (Мюнхен, 1781)
выявила полную зрелость Моцартахудожника и
человека, его смелость и независимость ввопросах жизни и творчества. Прибыв из
Мюнхена в Вену, куда направился на
коронационные торжества архиепископ, Моцарт
порвал с ним, отказавшись вернуться в Зальцбург.
Прекрасным венским дебютом Моцарта стал
зингшпиль «Похищение из сераля» (1782,
Бургтеатр), за премьерой которого последовала
женитьба на Констанце Вебер (младшей сестре
Алоизии). Однако (впоследствии оперные заказы
поступали не столь часто. Придворный поэт Л.
Да Понте содействовал постановке на сцене
Бургтеатра опер, написанных на его либретто:
двух центральных творений Моцарта —
«Свадьбы Фигаро» (1786) и «Дон Жуана» (1788),
а также оперыbuffа «Так поступают все» (1790);
в Шенбрунне (летней резиденции двора) былатакже поставлена одноактная комедия с музыкой
«Директор театра» (1786).
Первые годы в Вене Моцарт часто выступает,
создавая для своих «академий» (концертов,
организованных по подписке среди меценатов)
концерты для клавира с оркестром.
Исключительное значение для творчества
композитора имело изучение произведений И. С.
Баха (а также Г. Ф. Генделя, Ф. Э. Баха),
направившее его художественные интересы в
область полифонии, придавшее новую глубину и
серьезность его замыслам. Это очень ярко
проявилось в Фантазии и сонате до минор (1784
85), в шести струнных квартетах, посвященных И.
Гайдну, с которым Моцарта связывала большая
человеческая и творческая дружба. Чем глубже
проникала музыка Моцарта в тайнычеловеческого бытия, чем индивидуальнее
становился облик его произведений, тем меньшим
успехом они пользовались в Вене (полученная в
1787 г. должность придворного камерного
музыканта обязывала его лишь к созданию танцев
для маскарадов).
Гораздо больше понимания нашел композитор в
Праге, где в 1787 г. была поставлена «СвадьбаФигаро», а вскоре состоялась премьера
написанного для этого города «Дон Жуана» (в
1791 г. Моцарт поставил в Праге еще одну оперу
— «Милосердие Тита»), яснее всего
обозначившего роль трагической темы в
творчестве Моцарта. Такой же смелостью и
новизной отмечены «Пражская симфония» ре
мажор (1787) и три последние симфонии (№ 39
мибемоль мажор, № 40 соль минор, № 41 до
мажор — «Юпитер»; лето 1788), давшие
необычайно яркую и полную картину идей и
чувствований своей эпохи и проложившие пути к
симфонизму XIX в. Из трех симфоний 1788 г.
только Симфония соль минор прозвучала один
раз в Вене. Последними бессмертными
творениями моцартовского гения стали опера
«Волшебная флейта» — гимн свету и разуму(1791, Театр в венском предместье) — и
скорбный величественный Реквием, не
завершенный композитором.
Внезапность смерти Моцарта, чье здоровье было,
вероятно, подорвано длительным
перенапряжением творческих сил и трудными
условиями последних лет жизни, таинственные
обстоятельства заказа Реквиема (как выяснилось,
анонимный заказ принадлежал некоему графу Ф.
ВальзагШтуппаху, намеревавшемуся выдать его
за свое сочинение), захоронение в общей могиле
— все это дало повод к распространению легенд
об отравлении Моцарта (см., например, трагедию
Пушкина «Моцарт и Сальери»), не получивших
никаких подтверждений. Творчество Моцарта
стало для многих последующих поколений
олицетворением музыки вообще, ее способностивоссоздать все стороны человеческого бытия,
представляя их в прекрасной и совершенной
гармонии, наполненной, однако, внутренними
контрастами и противоречиями. Художественный
мир моцартовской музыки словно населен
множеством разнообразных персонажей,
многогранных человеческих характеров. В нем
нашла свое отражение одна из основных черт
эпохи, кульминацией которой стала Великая
французская революция 1789 г., —
жизнедеятельное начало (образы Фигаро, Дон
Жуана, симфония «Юпитер» и др.). Утверждение
человеческой личности, активности духа связано
и с раскрытием богатейшего эмоционального
мира — многообразие его внутренних оттенков и
деталей делает Моцарта предтечей
романтического искусства.Всеобъемлющий характер моцартовской музыки,
охватившей все жанры эпохи (кроме уже
упомянутых — балет «Безделушки» — 1778,
Париж; музыка к театральным постановкам,
танцы, песни, в т. ч. «Фиалка» на ст. И. В. Гете,
мессы, мотеты, кантаты и др. хоровые
произведения, камерные ансамбли различных
составов, концерты для духовых инструментов с
оркестром, Концерт для флейты и арфы с
оркестром и др.) и давшей их классические
образцы, во многом объясняется той огромной
ролью, какую сыграло в ней взаимодействие
школ, стилей, эпох и музыкальных жанров.
Воплощая характерные черты венской
классической школы, Моцарт обобщил опыт
итальянской, французской, немецкой культуры,
народного и профессионального театра,различных оперных жанров и т. п. В его
творчестве нашли отражение социально
психологические конфликты, рожденные
предреволюционной атмосферой во Франции
(либретто «Свадьбы Фигаро» написано по
современной пьесе П. Бомарше «Безумный день,
или Женитьба Фигаро»), мятежный и
чувствительный дух немецкого штюрмерства
(«Бури и натиска»), сложная и вечная проблема
противоречия между дерзаниями человека и
нравственным возмездием («Дон Жуан»).
Индивидуальный облик моцартовского
произведения складывается из множества
типичных для той эпохи интонаций и приемов
развития, неповторимо соединенных и
услышанных великим творцом. Его
инструментальные сочинения испыталивоздействие оперы, в оперу и мессу проникли
черты симфонического развития, симфония
(например, Симфония соль минор — своего рода
рассказ о жизни человеческой души) может быть
наделена детализированностью, свойственной
камерной музыке, концерт — значительностью
симфонии и т. д. Жанровые каноны итальянской
оперыbuffa в «Свадьбе Фигаро» гибко
подчиняются созданию комедии реалистических
характеров с явным лирическим акцентом, за
названием «веселая драма» встает совершенно
индивидуальное решение музыкальной драмы в
«Дон Жуане», проникнутое шекспировскими
контрастами комедийного и возвышенно
трагического.
Один из ярчайших примеров моцартовского
художественного синтеза — «Волшебнаяфлейта». Под покровом волшебной сказки с
запутанным сюжетом (в либр. Э. Шиканедера
использовано множество источников) скрываются
утопические идеи мудрости, добра и всеобщей
справедливости, характерные для эпохи
Просвещения (здесь сказалось и влияние
масонства — Моцарт был членом «братства
свободных каменщиков»). Арии «человека
птицы» Папагено в духе народных песен
чередуются со строгими хоральными напевами в
партии мудрого Зорастро, проникновенная
лирика арий влюбленных Тамино и Памины — с
колоратурами Царицы ночи, почти
пародирующими виртуозное пение в итальянской
опере, сочетание арий и ансамблей с
разговорными диалогами (в традиции зингшпиля)
сменяется сквозным развитием в развернутыхфиналах. Все это объединяется тоже
«волшебным» по мастерству инструментовки
звучанием моцартовского оркестра, (с
солирующими флейтой и колокольчиками).
Универсальность музыки Моцарта позволила ей
стать идеалом искусства для Пушкина и Глинки,
Шопена и Чайковского, Бизе и Стравинского,
Прокофьева и Шостаковича.
Е. ЦарёваЕго первым учителем и наставником был отец,
Леопольд Моцарт, помощник капельмейстера при
дворе зальцбургского архиепископа. В 1762 году
отец представляет Вольфганга, ещё совсем юного
исполнителя, и его сестру Наннерль дворам
Мюнхена и Вены: дети играют на клавишных
инструментах, на скрипке и поют, а Вольфганг
ещё и импровизирует. В 1763 году состоялось ихдлительное турне по Южной и Восточной
Германии, Бельгии, Голландии, Южной Франции,
Швейцарии вплоть до Англии; дважды они были в
Париже. В Лондоне происходит знакомство с
Абелем, И. К. Бахом, а также певцами Тендуччи
и Манцуоли. В двенадцать лет Моцарт сочиняет
оперы «Мнимая пастушка» и «Бастьен и
Бастьенна». В Зальцбурге назначается на
должность концертмейстера. В 1769, 1771 и 1772
годах посещает Италию, где получает признание,
ставит на сцене свои оперы и занимается
систематическим образованием. В 1777 году
совершает в обществе матери поездку в Мюнхен,
Мангейм (где влюбляется в певицу Алоизию
Вебер) и Париж (где мать умирает).
Обосновывается в Вене и в 1782 году женится на
Констанции Вебер, сестре Алоизии. В том же