Музей в твоём классе
Тимофеева Лидия Парфирьевна,
учитель высшей категории
МБОУ «СОШ №2» г.Чебоксары
В программе начальной школы при преподавании «Литературного чтения» по системе «Перспективная начальная школа» существует комплект репродукций картин известных художников. Издано это пособие в издательстве «Академкнига/Учебник» под редакцией Чураковой Н.А. в виде демонстрационного альбома с методическими рекомендациями, сведениями о художниках, описанием картин, указанием, где они находятся (Государственная Третьяковская галерея, Государственный Русский музей, Государственный Эрмитаж).
Рассматривая альбом на уроках с учащимися, учитель получает возможность научить младших школьников осмысленно рассматривать картину, не бояться делиться своими наблюдениями и размышлениями с одноклассниками, делать выводы на основе собственных впечатлений и переживаний. Постепенно школьники подготовятся к развернутому устному высказыванию и письменному сочинению по картине. Они не только научатся рассматривать произведение изобразительного искусства, но и будут получать эстетическое удовольствие от встречи с прекрасным.
Уже в 1 классе учащиеся знакомятся с двумя жанрами: пейзажем и натюрмортом. Затем учитель использует для рассматривания портрет и даже интерьер.
Логика анализа, предложенная автором проста: вначале помочь ребенку «схватить» художественный образ целиком. Для этого читается название картины. Иногда оно содержательно; как, например, «Московский дворик» И.Д.Пластова, «Утренний натюрморт» К.С.Петрова-Водкина, «Стрекоза» И.Е.Репина. Затем исследуются все подробности, запечатлённые художником. Стараюсь не оставлять незамеченной ни одной детали. Например, не просто «дом», а «покосившийся, стареющий домик»; не просто «зелёная трава», а «первая нежная ослепительно яркая зелёная трава». Для исследования мы с ре6ятами, как рекомендуют авторы пособия, сделали бумажные рамки и лупы. Это наши инструменты, особое зрение.
Так мы «путешествуем»: по тропинке к дому или колодцу, возвращаемся назад, рассматриваем в лупу кусочек неба, выделяем рамкой церковь, то есть всё, что заметили интересного. А главное – это делиться своими открытиями с друзьями.
Во 2 классе рассматриваются картины: И.Левитана «Весна. Большая вода», Анри Матисса «Разговор», И.Н.Крамского «Портрет Мины Моисеева». И вновь ученикам открываются чудо и тайны, которые разлиты в окружающем нас мире, воплощены в каждой вещи. И люди с особым зрением – художники, помогают нам это увидеть.
Работа над альбомом «Музей в твоём классе» продолжается до 6 класса. В учебниках «Литературное чтение» также есть иллюстрации отличного качества. Это мини-репродукции известных художников.
Будущим первоклассникам тоже повезло. У них свой такой комплект репродукций под названием «Кронтик в музее» (автор Чуракова Н.А.). И занимаются по ним в МОУ «СОШ № 2» и в республиканском центре «Развитие». Любознательный белый барсучок Кронтик, попав в музей, задался вопросом: «А что там – внутри картин?» Вместе с друзьями Кронтика «дошколята» с помощью лупы, рамки и фишек практически осваивают пространство картин в игровой форме. Так формируются универсальные учебные действия (общеучебные умения).
Учителя с помощью такой работы не только готовят детей к школе, но и развивают речь и эстетические чувства. Уже до школы дети познакомятся с картинами «Иван-царевич на Сером Волке» (В.Васнецов), «Первые шаги» (Винсент Ван Гог), «Дамы в саду» (Клод Моне) и другими.
Ребята ещё не раз встретятся с картинами этих художников не только в учебниках, журналах, но и в настоящем музее. Думаю, что они будут готовы к эстетическому и осмысленному восприятию изобразительного искусства.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.