Статья: Музыкальная культура раннего средневековья. Лад и тональность

  • Занимательные материалы
  • docx
  • 07.05.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Для развития всей европейской культуры переход от античности к средневековью был колоссальным переломом глубокого исторического значения. Каковы бы ни были культурные, идеологические связи между поздней античностью и началом средневековья, культура античного мира в ее типичных, высоких образцах и определяющаяся культура раннего средневековья принципиально отличны. Творчество греческих трагиков – и произведения христиан-писателей, создания античных скульпторов и росписи христианских базилик.
Иконка файла материала 10.docx
Музыкальная культура раннего средневековья. Лад и тональность Музыкальная культура раннего средневековья Для   развития   всей   европейской   культуры   переход   от античности   к   средневековью   был   колоссальным переломом   глубокого   исторического   значения.   Каковы бы   ни   были   культурные,   идеологические   связи   между поздней античностью и началом средневековья, культура античного   мира   в   ее   типичных,   высоких   образцах   и определяющаяся   культура   раннего   средневековья принципиально отличны. Творчество греческих трагиков –   и   произведения   христиан­писателей,   созданияантичных скульпторов и росписи христианских базилик. В   одном   случае   –   глубокий   жизненный   драматизм, питаемый   горячей   любовью   ко   всем   проявлениям человека,   в   другом   –   дидактическое   отрицание   всех ценностей земной жизни. Переход от античности к средневековью был переходом к   новой   социально­экономической   формации,   к феодализму. Поскольку   Рим   в   начале   н.э.   (1­2вв.)   сосредоточил   по своей   властью   огромную   территорию,   сфера   античных влияний   могла   к   этому   времени   стать   достаточно широкой,   но   по   той   же   причине   сама   позднеантичная культура   вобрала   в   себя   самые   разнообразные культурные   слагаемые.   Значение   Рима   для   новойкультуры   было   надолго   подорвано.   Все   же   не   связи   с античностью, а отличия от нее выступают на первый план в начале новой эпохи. Средневековье развивалось из совершенно примитивного состояния – пишет Энгельс – оно стерло с лица земли древнюю   цивилизацию…и   начало   во   всем   с   самого начала.   Единственное   что   средневековье   взяло   от погибшего   древнего   мира,   было   христианство   и несколько   полуразрушенных,   утерявших   всю   свою прежнюю   цивилизацию   городов.   Как   следствие, образование   приняло   преимущественно   богословный характер.   Политика   и   юриспруденция,   как   и   все остальные   науки,   превратились   в   простые   отрасли богословия.С   одной   стороны   существовало   церковное профессиональное искусство, постепенно объединившее различные  страны, а с другой –  развивалось  народное, местное искусство, постепенно проникавшее в церковное искусство.   Таким   образом,   признавалась   церковью   и фиксировалась   лишь   одна   область   средневекового искусства. Светское искусство той эпохи мы знаем по позднейшим памятникам. Христианская   музыкальная   культура   распространялась вместе с христианством с Востока, из эллинистической Иудеи.   Истоки   ранне­христианского   музыкального искусства   уходят   к   древнееврейской,   синагогальной псалмодии, к старинным сирийским, коптским напевам.Псалмодирование   было   одним   из   новых   элементов христианской   музыкальной   культуры.   Но   еще   более важным   оказалось   влияние   мелизматических   стилей Сирии и Египта на христианское искусство.     и     (пение С   Востока   ведут   свое   происхождение   такие   древние исполнительские   приемы   христианского   пения,   как антифон   (противопоставление   двух   хоровых   групп)   и респонзорий «ответы» хора). Антифон был известен в Александрии уже в 1в.; его вводила в обычай христианская секта терапевтов. Но еще ранее антифон сложился в Сирии и Палестине. С 4в. он стал обычным приемом у христиан, и его основание приписывалось   даже   миланскому   епископу   Амвросию (4в.). солоНаряду с определенным стилем псалмодирования очень рано   возникает   и   другой   вид   христианской   музыки   – гимны   (псалмы).   В   противоположность   псалмодии, свободной от собственно музыкальных закономерностей, гимны   представляли   собой   музыкально­поэтические произведения, подчиняющиеся в своем развитии именно музыкальным   основам.   Гимны   исполнялись   как ритмически   организованные,   структурно   завершенные мелодии,   связанные   с   поэтическим   стихотворным текстом.   Расцвет   христианского   гимнотворчества относится к 4в., когда христианство приобретает смысл государственной   религии.   Гимны   распеваются   в еретических   сектах,   а   с   другой   стороны   вводятся   в церковь. Крупнейшими создателями гимнов в 4в. были Арий – в Александрии, Ефрем Сирин – в Сирии, Иларийиз Пуатье – в Галии, епископ Амвросий – в Милане, а затем   его   ученики   Августин   и   Пруденций.   Многие напевы   гимнов   были   признаны   церковью   и   частично вошли в грегорианский антифонарий. В 4в. христианская церковь знала также мелизматическое сольное   пение.   Здесь   певцу   предоставлялась   свобода импровизации.   На   одно   слово   “alleluja”   приходились обширные   мелодические   пассажи.   Это   были   просто радостные,   экстатические   возгласы   певцов.   Отсюда возникло   и   название   мелизматических   песнопений   – «юбиляция» («восхваления»). Лад и Тональность Гамма ­ это звуки лада, расположенные подряд.Слоговые и буквенные (латинские) обозначения звуков гаммы: Слоговые обозначения До Ре Ми Фа Соль ЛяСи Сиb A H* B* Буквенные обозначения C D E F G [а] [ха] [бэ] Тринскрипция В   американской   системе   буквенной   нотации   для обозначения Си ­ используется В, а Сиb ­ Bb [цэ] [дэ][е] [эф][гэ] Другие обозначения мажор минор диез (#) бемоль (b) Буквенные Транcкрипция [дур] Dur* moll* is** es** [моль] [ис] [эс] дубль­ бемоль (x) isis** [исис] дубль­ диез (bb) eses** [эсэс]При обозначении названий тональностей иногда не пишут Dur или moll, а просто обозначают тональность большой или   маленькой   буквой:   A­Dur   =   A,   c­moll   =   c   **При образовании названий нот окончание присоединяется  к названию ноты, например: C + is = Cis (До­диез), D + es = Des   (Ре­бемоль).   Исключения:   Ля­бемоль   =   As,   Ми­ бемоль = Es, Си­бемоль = B Лады Лад ­ это 2 группы звуков ­ устойчивые и неустойчивые ­ которые   взаимосвязаны   между   собой.   В   европейской культуре   наиболее   употребимы   7­ступенные   лады, построенные   подряд   по   тонам   и   полутонам.   Эти   лады могут   быть   постоены   от   любого   из   12­ти   звуков темперированной системы.∙        Мажорный   лад   (мажор):   тон­тон­полутон­тон­тон­ тон­полутон   (например:   до­ре­ми­фа­соль­ля­си­до) Устойчивые звуки (I­III­V) образуют мажорное трезвучие ∙        Минорный   лад   (минор):   тон­полутон­тон­тон­ полутон­тон­тон   (например:   ля­си­до­ре­ми­фа­соль­ля) Устойчивые звуки (I­III­V) образуют минорное трезвучие Неустойчивые   звуки   тяготеют   и   разрешаются   в   рядом стоящие устойчивые. Ладовые разновидности мажора и минора ∙       Гармонический∙        Мажор   гармонический   ­   понижается   VI   ступень (VIb)   Минор   гамонический   ­   повышается   VII   ступень (VII#) ∙       Мелодический ∙        Мажор   мелодический   ­   понижаются   VI   и   VII ступени (VIb, VIIb) Минор мелодический ­ при движении вверх   повышаются   VI   и   VII   ступени   (VI#,   VII#),   при движении   вниз   повышение   отменяется   и   используются ступени натурального минора. Тональность ­ это высота лада. Какие бывают тональности: ∙        одноименные (имеющие общую Тонику): До­мажор и до­минор∙        параллельные   (имеющие   одинаковое   количество ключевых знаков): До­мажор и ля­минор ∙        энгармонически   равные   (одинаковые   по   высоте (звучанию), различные по написанию): До­мажор и Си#­ мажор ∙        родственные тональности (тональности, тонические трезвучия   которых   расположены   на   ступенях   данного лада: это будут Т, S, D и их параллельные тональности + мажорная D в миноре и минорная S в мажоре) Лады народной музыки и другие 1.    ионийский = мажор 2.    дорийский = минор + #VI (высокая VI) 3.    фригийский = минор + bII (низкая II)4.    лидийский = мажор + #IV (высокая IV) 5.    миксолидийский = мажор + bVII (низкая VII) 6.    эолийский = минору 7.     локрийский (гипофригийский) = минор + bII + bV (тоника ­ уменьшенное трезвучие) Простой способ запомнить лады народной музыки ­ это построить их подряд от всех нот До­мажора:Особые лады Пентатоника   ­   пятиступенный   лад   в   котором отсутствуют полутона. В мажоре ­ без IV и VII ступеней В миноре ­ без II и VI ступеней Хроматическая   гамма   (хромо   ­   цвет)   ­   это   гамма состоящая из 12 звуков расположенных по полутонам (то есть, из всех звуков октавы фортепиано).Правила построения хроматической гаммы: Мажор вверх ­ все ступени повышаются, кроме III и VI (на месте), VII понижается   Мажор   вниз   ­   все   ступени   понижаются, кроме I и V (на месте), VI повышается Минор вверх ­ все ступени   повышаются,   кроме   I   и   V   (на   месте),   II понижается   Минор   вниз   ­   также   как   и   одноименный мажор. Порядок ключевых знаков Порядок   ключевых   знаков   всегда   одинаковый,   только количество   знаков   изменяется   в   разных   тональностях. Например, в Ля­мажоре 3 диеза: фа#­до#­соль#, а в Си­ мажоре 5 диезов: фа#­до#­соль#­ре#­ля# Порядок диезов: фа#­до#­соль#­ре#­ля#­ми#­си#Порядок бемолей: сиb­миb­ляb­реb­сольb­доb­фаb Знаки   альтерации   могут   стоять   при   ключе   (ключевые знаки ­ действуют на все произведение), либо появляться эпизодически (случайные знаки альтерации ­ действуют до конца такта). Случайные знаки бывают двух видов: Альтерация   ­   это   усиление   тяготения   в   данном   ладу неустойчивых   звуков   в   устойчивые   путем   ихприближения   (повышением   или   понижением)   к устойчивым. Хроматизм   ­   это   изменение   высоты   звуков, противоположное   тяготениям   в   данном   ладу,   то   есть выходящее за рамки лада. Знаки альтерации ­ изменяют высоту звука: ∙       Диез (#) ­ повышает звук на пол тона ∙       Бемоль (b) ­ понижает звук на пол тона ∙       Дубль­диез (x) ­ повышает звук на тон ∙       Дубль­бемоль (bb) ­ понижает звук на тон ∙       Бекар () ­ отменяет предыдущие знаки альтерацииСпособы   облегчения   определения   и   запоминания тональностей: Диезные тональности ­ последний ключевой знак будет в мажоре VII ступенью, а в миноре II ступенью. Бемольные тональности   ­   предпоследний   ключевой   знак   будет   в мажоре Тоникой, а в миноре III ступенью.   хорошую   подсказку   дает   Градусник Также, тональностей: Заключение В   чем   заключается   сущность   музыки?   Если содержательное   ядро   духовной   культуры   составляют   то   музыка   есть ценности   человеческого   духа,интонационный   способ   существования   этих   ценностей (Л.Закс). По определению  Б.В.Асафьева, музыка – это искусство   интонируемого   смысла,   поскольку   природа музыки   не   столько   звуковая   (звук   как   акустическое, физическое явление), сколько интонационная – от тона, интонации   человеческой   речи,   несущей   смысл,   мысль. “Интонация в музыке, – как пишет В.Н.Холопова, – есть выразительно­смысловое   единство,   существующее   в невербально­звуковой   форме   и   функционирующее   при участии   музыкального   опыта   и   внемузыкальных ассоциаций.” Музыка как часть духовной культуры содержит ценности человеческого   духа.   Соответственно   классической триаде   высших   ценностей,   определившихся   в   эстетике XVIII   века,   таких   как: истина,   добро, красота, можновыявить   три   основных   группы   общечеловеческих ценностей,   выраженных   в   музыке:   мировоззренческие, этические,   эстетические.   Представление   о   том,   что   у каждого   большого   художника   или   целого художественного   направления   есть   свой   ценностный стержень, позволяет лучше понять мир музыки. Как   известно,   музыкальное   искусство   относится   к наиболее   чувственным   среди   искусств.   Оно   оказывает сильное   эмоциональное   воздействие,   с   одной   стороны заряжает наши эмоции, обладает способностью вызывать особый   подъем   вызывать непосредственную,   не   затрагивающую   интеллект физиологическую реакцию в виде ритмичного движения тела,   с   другой   –   разряжает,   способствует   очищению, катарсису, успокоению и умиротворению.   может чувств,Однако у музыки есть свой парадокс. Он заключается в том,   что   приоритет   чувственного   начала   в   музыке (известны  высказывания:  музыка  нужна   нам  для  души; “там,   где   кончаются   слова,   начинается   музыка”) существует   антиномно   с   противоположной   точкой зрения:   “по   традиции,   идущей   издревле,   музыку признают   наиболее   обобщенным   абстрактным искусством – художественным эквивалентом философии и математики (Т.В.Чередниченко). Гармония   распознает   гармонию,   и   когда   человеческая душа возвратит свое истинное достояние, она не только услышит   небесный   хор,   но   и   присоединится   в   вечном гимне к Вечному Добру, контролирующему бесконечное число   частей   Бытия.   Греческие   Мистерии   включали   в себя   доктрину   соотношения,   существующего   междумузыкой   и   формой.   Элементы   архитектуры,   например, должны   были   быть   совместимыми   с   музыкальными нотами и тонами или же имели музыкальные аналогии. Следовательно,   когда   воздвигалось   здание,   в   котором комбинировались   эти   элементы,   само   здание уподоблялось   музыкальной   струне,   которая   является гармоничной только в том случае, когда она полностью удовлетворяет требованиям гармонических   интервалов.   Реализация   этой   аналогии привела   Гете   к   мысли   о   том,   что   "архитектура   есть онемевшая музыка". математическим