Для развития всей европейской культуры переход от античности к средневековью был колоссальным переломом глубокого исторического значения. Каковы бы ни были культурные, идеологические связи между поздней античностью и началом средневековья, культура античного мира в ее типичных, высоких образцах и определяющаяся культура раннего средневековья принципиально отличны. Творчество греческих трагиков – и произведения христиан-писателей, создания античных скульпторов и росписи христианских базилик.
Музыкальная культура раннего средневековья. Лад и
тональность
Музыкальная культура раннего средневековья
Для развития всей европейской культуры переход от
античности к средневековью был колоссальным
переломом глубокого исторического значения. Каковы
бы ни были культурные, идеологические связи между
поздней античностью и началом средневековья, культура
античного мира в ее типичных, высоких образцах и
определяющаяся культура раннего средневековья
принципиально отличны. Творчество греческих трагиков
– и произведения христианписателей,
созданияантичных скульпторов и росписи христианских базилик.
В одном случае – глубокий жизненный драматизм,
питаемый горячей любовью ко всем проявлениям
человека, в другом – дидактическое отрицание всех
ценностей земной жизни.
Переход от античности к средневековью был переходом
к новой социальноэкономической формации,
к
феодализму.
Поскольку Рим в начале н.э. (12вв.) сосредоточил по
своей властью огромную территорию, сфера античных
влияний могла к этому времени стать достаточно
широкой, но по той же причине сама позднеантичная
культура вобрала в себя самые разнообразные
культурные слагаемые. Значение Рима для новойкультуры было надолго подорвано. Все же не связи с
античностью, а отличия от нее выступают на первый план
в начале новой эпохи.
Средневековье развивалось из совершенно примитивного
состояния – пишет Энгельс – оно стерло с лица земли
древнюю цивилизацию…и начало во всем с самого
начала. Единственное что средневековье взяло от
погибшего древнего мира, было христианство и
несколько полуразрушенных, утерявших всю свою
прежнюю цивилизацию городов.
Как следствие,
образование приняло преимущественно богословный
характер. Политика и юриспруденция, как и все
остальные науки, превратились в простые отрасли
богословия.С одной стороны существовало церковное
профессиональное искусство, постепенно объединившее
различные страны, а с другой – развивалось народное,
местное искусство, постепенно проникавшее в церковное
искусство. Таким образом, признавалась церковью и
фиксировалась лишь одна область средневекового
искусства. Светское искусство той эпохи мы знаем по
позднейшим памятникам.
Христианская музыкальная культура распространялась
вместе с христианством с Востока, из эллинистической
Иудеи. Истоки раннехристианского музыкального
искусства уходят к древнееврейской, синагогальной
псалмодии, к старинным сирийским, коптским напевам.Псалмодирование было одним из новых элементов
христианской музыкальной культуры. Но еще более
важным оказалось влияние мелизматических стилей
Сирии и Египта на христианское искусство.
и
(пение
С Востока ведут свое происхождение такие древние
исполнительские приемы христианского пения, как
антифон (противопоставление двух хоровых групп) и
респонзорий
«ответы»
хора). Антифон был известен в Александрии уже в 1в.;
его вводила в обычай христианская секта терапевтов. Но
еще ранее антифон сложился в Сирии и Палестине. С 4в.
он стал обычным приемом у христиан, и его основание
приписывалось даже миланскому епископу Амвросию
(4в.).
солоНаряду с определенным стилем псалмодирования очень
рано возникает и другой вид христианской музыки –
гимны (псалмы). В противоположность псалмодии,
свободной от собственно музыкальных закономерностей,
гимны представляли собой музыкальнопоэтические
произведения, подчиняющиеся в своем развитии именно
музыкальным основам.
Гимны исполнялись как
ритмически организованные, структурно завершенные
мелодии, связанные с поэтическим стихотворным
текстом.
Расцвет христианского гимнотворчества
относится к 4в., когда христианство приобретает смысл
государственной религии.
Гимны распеваются в
еретических сектах, а с другой стороны вводятся в
церковь. Крупнейшими создателями гимнов в 4в. были
Арий – в Александрии, Ефрем Сирин – в Сирии, Иларийиз Пуатье – в Галии, епископ Амвросий – в Милане, а
затем его ученики Августин и Пруденций. Многие
напевы гимнов были признаны церковью и частично
вошли в грегорианский антифонарий.
В 4в. христианская церковь знала также мелизматическое
сольное пение. Здесь певцу предоставлялась свобода
импровизации. На одно слово “alleluja” приходились
обширные мелодические пассажи. Это были просто
радостные, экстатические возгласы певцов. Отсюда
возникло и название мелизматических песнопений –
«юбиляция» («восхваления»).
Лад и Тональность
Гамма это звуки лада, расположенные подряд.Слоговые и буквенные (латинские) обозначения звуков
гаммы:
Слоговые обозначения До Ре Ми Фа Соль ЛяСи Сиb
A H* B*
Буквенные обозначения C D E F G
[а] [ха] [бэ]
Тринскрипция
В американской системе буквенной нотации для
обозначения Си используется В, а Сиb Bb
[цэ] [дэ][е] [эф][гэ]
Другие
обозначения
мажор минор
диез
(#)
бемоль
(b)
Буквенные
Транcкрипция [дур]
Dur* moll* is** es**
[моль] [ис] [эс]
дубль
бемоль
(x)
isis**
[исис]
дубль
диез
(bb)
eses**
[эсэс]При обозначении названий тональностей иногда не пишут
Dur или moll, а просто обозначают тональность большой
или маленькой буквой: ADur = A, cmoll = c **При
образовании названий нот окончание присоединяется к
названию ноты, например: C + is = Cis (Додиез), D + es =
Des (Ребемоль). Исключения: Лябемоль = As, Ми
бемоль = Es, Сибемоль = B
Лады
Лад это 2 группы звуков устойчивые и неустойчивые
которые взаимосвязаны между собой. В европейской
культуре наиболее употребимы 7ступенные лады,
построенные подряд по тонам и полутонам. Эти лады
могут быть постоены от любого из 12ти звуков
темперированной системы.∙ Мажорный лад (мажор): тонтонполутонтонтон
тонполутон (например:
доремифасольлясидо)
Устойчивые звуки (IIIIV) образуют мажорное трезвучие
∙ Минорный лад (минор): тонполутонтонтон
полутонтонтон (например: лясидоремифасольля)
Устойчивые звуки (IIIIV) образуют минорное трезвучие
Неустойчивые звуки тяготеют и разрешаются в рядом
стоящие устойчивые.
Ладовые разновидности мажора и минора
∙ Гармонический∙ Мажор гармонический понижается VI ступень
(VIb) Минор гамонический повышается VII ступень
(VII#)
∙ Мелодический
∙ Мажор мелодический понижаются VI и VII
ступени (VIb, VIIb) Минор мелодический при движении
вверх повышаются VI и VII ступени (VI#, VII#), при
движении вниз повышение отменяется и используются
ступени натурального минора.
Тональность это высота лада.
Какие бывают тональности:
∙ одноименные (имеющие общую Тонику): Домажор
и доминор∙ параллельные (имеющие одинаковое количество
ключевых знаков): Домажор и ляминор
∙ энгармонически равные (одинаковые по высоте
(звучанию), различные по написанию): Домажор и Си#
мажор
∙ родственные тональности (тональности, тонические
трезвучия которых расположены на ступенях данного
лада: это будут Т, S, D и их параллельные тональности +
мажорная D в миноре и минорная S в мажоре)
Лады народной музыки и другие
1. ионийский = мажор
2. дорийский = минор + #VI (высокая VI)
3. фригийский = минор + bII (низкая II)4. лидийский = мажор + #IV (высокая IV)
5. миксолидийский = мажор + bVII (низкая VII)
6. эолийский = минору
7. локрийский (гипофригийский) = минор + bII + bV
(тоника уменьшенное трезвучие)
Простой способ запомнить лады народной музыки это
построить их подряд от всех нот Домажора:Особые лады
Пентатоника пятиступенный лад в котором
отсутствуют полутона. В мажоре без IV и VII ступеней
В миноре без II и VI ступеней
Хроматическая гамма (хромо цвет) это гамма
состоящая из 12 звуков расположенных по полутонам (то
есть, из всех звуков октавы фортепиано).Правила построения хроматической гаммы: Мажор вверх
все ступени повышаются, кроме III и VI (на месте), VII
понижается Мажор вниз все ступени понижаются,
кроме I и V (на месте), VI повышается Минор вверх все
ступени повышаются, кроме I и V (на месте), II
понижается Минор вниз также как и одноименный
мажор.
Порядок ключевых знаков
Порядок ключевых знаков всегда одинаковый, только
количество знаков изменяется в разных тональностях.
Например, в Лямажоре 3 диеза: фа#до#соль#, а в Си
мажоре 5 диезов: фа#до#соль#ре#ля#
Порядок диезов: фа#до#соль#ре#ля#ми#си#Порядок бемолей: сиbмиbляbреbсольbдоbфаb
Знаки альтерации могут стоять при ключе (ключевые
знаки действуют на все произведение), либо появляться
эпизодически (случайные знаки альтерации действуют
до конца такта).
Случайные знаки бывают двух видов:
Альтерация это усиление тяготения в данном ладу
неустойчивых звуков в устойчивые путем ихприближения (повышением или понижением) к
устойчивым.
Хроматизм это изменение высоты звуков,
противоположное тяготениям в данном ладу, то есть
выходящее за рамки лада.
Знаки альтерации изменяют высоту звука:
∙ Диез (#) повышает звук на пол тона
∙ Бемоль (b) понижает звук на пол тона
∙ Дубльдиез (x) повышает звук на тон
∙ Дубльбемоль (bb) понижает звук на тон
∙ Бекар () отменяет предыдущие знаки альтерацииСпособы облегчения определения и запоминания
тональностей:
Диезные тональности последний ключевой знак будет в
мажоре VII ступенью, а в миноре II ступенью. Бемольные
тональности предпоследний ключевой знак будет в
мажоре Тоникой, а в миноре III ступенью.
хорошую подсказку дает Градусник
Также,
тональностей:
Заключение
В чем заключается сущность музыки? Если
содержательное ядро духовной культуры составляют
то музыка есть
ценности человеческого духа,интонационный способ существования этих ценностей
(Л.Закс). По определению Б.В.Асафьева, музыка – это
искусство интонируемого смысла, поскольку природа
музыки не столько звуковая (звук как акустическое,
физическое явление), сколько интонационная – от тона,
интонации человеческой речи, несущей смысл, мысль.
“Интонация в музыке, – как пишет В.Н.Холопова, – есть
выразительносмысловое единство, существующее в
невербальнозвуковой форме и функционирующее при
участии музыкального опыта и внемузыкальных
ассоциаций.”
Музыка как часть духовной культуры содержит ценности
человеческого духа. Соответственно классической
триаде высших ценностей, определившихся в эстетике
XVIII века, таких как: истина, добро, красота, можновыявить три основных группы общечеловеческих
ценностей, выраженных в музыке: мировоззренческие,
этические, эстетические. Представление о том, что у
каждого большого художника или целого
художественного направления есть свой ценностный
стержень, позволяет лучше понять мир музыки.
Как известно, музыкальное искусство относится к
наиболее чувственным среди искусств. Оно оказывает
сильное эмоциональное воздействие, с одной стороны
заряжает наши эмоции, обладает способностью вызывать
особый подъем
вызывать
непосредственную,
не затрагивающую интеллект
физиологическую реакцию в виде ритмичного движения
тела, с другой – разряжает, способствует очищению,
катарсису, успокоению и умиротворению.
может
чувств,Однако у музыки есть свой парадокс. Он заключается в
том, что приоритет чувственного начала в музыке
(известны высказывания: музыка нужна нам для души;
“там, где кончаются слова, начинается музыка”)
существует антиномно с противоположной точкой
зрения: “по традиции, идущей издревле, музыку
признают наиболее обобщенным абстрактным
искусством – художественным эквивалентом философии
и математики (Т.В.Чередниченко).
Гармония распознает гармонию, и когда человеческая
душа возвратит свое истинное достояние, она не только
услышит небесный хор, но и присоединится в вечном
гимне к Вечному Добру, контролирующему бесконечное
число частей Бытия. Греческие Мистерии включали в
себя доктрину соотношения, существующего междумузыкой и формой. Элементы архитектуры, например,
должны были быть совместимыми с музыкальными
нотами и тонами или же имели музыкальные аналогии.
Следовательно, когда воздвигалось здание, в котором
комбинировались эти элементы,
само здание
уподоблялось музыкальной струне, которая является
гармоничной только в том случае, когда она полностью
удовлетворяет
требованиям
гармонических интервалов. Реализация этой аналогии
привела Гете к мысли о том, что "архитектура есть
онемевшая музыка".
математическим