Если вы пока только подбираете помещение для своей студии, то вы можете сэкономить немало времени и денег, которые часто потом приходится тратить на звукоизоляцию, если сразу учтёте все недостатки и достоинства помещения и сделаете правильный выбор. Если вы пока только подбираете помещение для своей студии, то вы можете сэкономить немало времени и денег, которые часто потом приходится тратить на звукоизоляцию, если сразу учтёте все недостатки и достоинства помещения и сделаете правильный выбор.
Выбираем
помещение
для студии
Музыкальная Студия » Звукоизоляция
Если вы пока только подбираете
помещение для своей студии, то вы
можете сэкономить немало времени и
денег, которые часто потом
приходится тратить на звукоизоляцию,
если сразу учтёте все недостатки и
достоинства помещения и сделаете
правильный выбор.
Прежде всего следует обратитьвнимание на структуру здания, его
расположение; выяснить, есть ли
поблизости промышленные строения.
Лучше, если студия будет
располагаться на первом этаже
кирпичного или бетонного здания.
Первый этаж имеет преимущества:
студия не будет мешать соседям
снизу
в такую студию легче попасть.
Вам также следует осмотреть
помещение, расположенное
непосредственно над будущей студией.
Если оно принадлежит не вам, а,
например, сдается в аренду какой
нибудь фирме, то будьте готовы к
тому, что сегодня ваши соседи сверху
занимаются цветочным дизайном, а
завтра на их место въехала
металлоремонтная мастерская или, что
еще хуже, ночной клуб. Вы должны
послушать также, как сильно
проникают внутрь помещения звуки
(низкие частоты) от автотранспорта сулицы.
Если поблизости проходит
железнодорожная ветка, вы тоже
должны обратить на это внимание и
определить, насколько эти звуки
слышны внутри помещения. Если
низкие частоты отчетливо слышны, вам
придется строить «плавающий пол».
Если нет других вариантов и вам
приходится открывать студию на
одном из верхних этажей, то
ознакомьтесь со всеми прилегающими
помещениями и узнайте, используются
ли они также ночью. К тому же, если
вы собираетесь делать какуюлибо
серьезную акустическую обработку
студии или строить настоящую
«комнату в комнате», имейте в виду,
что размеры помещения должны
позволять вам это сделать; в большей
степени это касается высоты потолков.
Даже если вы собираетесь поставить
простую внутреннюю перегородку, у
вас должно быть в запасе около метра
сверх того размера, который вы хотитеполучить в результате. Конечно, в
крайнем случае придется потесниться.
Несмотря на то, что новый пол займет
около десяти сантиметров, внутренний
потолок должен отстоять как можно
больше от настоящего потолка. Иначе
вы не получите желаемой изоляции
низких частот. Возможно, понадобится
также, чтобы потолок был достаточно
глубоким, чтобы можно было устроить
низкочастотные ловушки. Требуемая
глубина зависит от конкретного
дизайна и плана акустической
обработки, а также от того, есть ли в
комнате дополнительные места
например, глубокие ниши, которые
можно применить для этой цели.
Технические замечания
Есть математическая формула,
позволяющая вычислить индекс
звукопоглощения (SRI) твердой стены
на основе массы на квадратный метр
материала стены. Обратите внимание,что данная величина зависит от
частоты, проникновение которой мы
хотим уменьшить.
R=20log(f*m)47дБ
где f— частота звука; m — масса
стены, измеряемая в кг/кв.м; R —
коэффициент звукопоглощения.
Несколько простых вычислений могут
показать интересные факты,
касающиеся обычных, часто
применяемых строительных
материалов. Пористые материалы
ведут себя иначе, чем твердые, и
наилучший способ вычисления их
коэффициента звукопоглощения —
непосредственное измерение.
Например, легкая панельная дверь,
часто используемая в современных
домах, имеет коэффициент
звукоизоляции на низких частотах
около 15 дБ. Но на практике вы
получите куда худший результат. С
другой стороны, двойная кирпичнаястена, отделанная плитами из сухой
штукатурки с внутренней стороны,
может дать коэффициент
звукоизоляции более 50 дБ.Наша акустика
Музыкальная Студия » Акустика
студииЗвучание даже самых
распрекрасных фирменных
динамических головок
(динамиков) без корпуса, как и
измеренные технические
характеристики, совершенно не
впечатляет… Но недоумение это
обстоятельство может вызвать
лишь у новичков. Мы то с вами
хорошо понимаем, что динамик
без ящика всёравно, что струны
без гитары. Роль этого ящика
настолько велика, что ему дали
своё серьёзное имя акустическое
оформление. И только
гармоничное сочетание хороших
головок с грамотно построенным
акустическим оформлением в
результате обеспечивает
приличное качество звукаакустической системы (АС). Это
неизбежно наводит на мысль и о
существенном влиянии на звук
свойств самого помещения, в
котором воспроизводится музыка.
Комнатки, комнаты и комнатищи
разного объема наше жилье
оказываются полноправными
участниками исполнения ваших
любимых музыкальных
произведений. В технических
описаниях своих систем
разработчики приводят
характеристики, полученные, как
правило, в условиях заглушённой
камеры, когда помещения как бы
вовсе и нет,
А что же происходит со звуком в
обычной комнате? Иногда можно
услышать мнение, что некоторые
помещения в состоянии так сильно
изменить звучание, что в пору
ставить вопрос о
целесообразности приобретения
дорогостоящей аппаратуры,
поскольку всё равно от “высокой
верности” звука в этих условияхничего не останется… Несмотря
на определенную односторонность
и примитивизм такого
рассуждения, отмечу, что в этих
словах, к сожалению, больше
правды, чем этого хотелось бы. Но
не следует спешить отказываться
от добротных систем, ведь
осмысленное отношение к
акустическому оформлению
комнаты прослушивания может не
только свести на нет вредное
влияние этого своеобразного
“музыкального” инструмента
(замкнутый объем комнаты), но в
чемто даже подправить звучание
ваших колонок.
Объем, играющий сам по себе
Воздух в помещении может быть
свежим, прохладным, теплым или
холодным, но он всегда упругий:
помните, как пружинит эта
незаметная в повседневности
субстанция при использовании
ручного насоса? А раз есть
упругость, то есть и возможность
“раскачивания” давления (понаучному резонанса), когда
колебания с определенным
периодом начинают возрастать
настолько, что становятся
заметными на слух! Эти колебания
воздуха в замкнутом объеме
комнаты “вредят” конечному
звуку, потому что голосок у
типичного жилого помещения,
конечно, не ангельский, а
низенький, басовитый. Обратите
внимание, с каким удовольствием
ваша комната “подпевает”
рычащим и грохочущим
грузовикам, которые проезжают
рядом с домом. Что же
происходит в комнате с
включенными колонками?
Оказывается то же самое
комната часто начинает
резонировать на частотах,
имеющих для слуха заметное
значение, например, в диапазоне
20100 Герц. Для любознательных
откроем секрет: звуковой шторм
возникает от так называемых
стоячих волн. Стоячая волна
никуда не бежит и образуется,
например, у стены, полностьюотражающей звуковые волны.
Длина, ширина и высота вашей
комнаты задают вполне
определенные частоты колебаний.
Эти избранные частоты, на
которых рождается прибой из
стоячих волн, называются
резонансными. Их различают по
старшинству: первая, вторая,
третья
Причем первая самая низкая по
частоте в прямоугольном
помещении соответствует
наибольшему размеру. Когда
акустическая система находится в
комнате, где нет поглощения
звука, такая волна будет
самодовольно и неограниченно
разбухать, корежа музыку, в
первую очередь, на басах. Мы
обсудили лишь, так сказать, одно
измерение комнаты; аналогичные
рассуждения можно провести и
для двух остальных. Но даже это
не учитывает всей сложности
реальной картины. Теперь мы с
уверенностью можем сказать, что
в гулком, с хорошим отражениемпомещении не все частоты
звукового спектра получают
неискаженное отображение. Если
спектр звукового сигнала был
гладким в “глухой” комнате, то в
комнате с отражениями он будет
сильно изменён. Какието частоты
получат нежелательное усиление,
а какието, наоборот, будут
завалены. Замечу, что учет
резонансных свойств помещений
актуален для малых объемов,
какие соответствуют типичным
малогабаритным квартирам. Чем
больше комната, тем ниже первые
резонансные частоты. Таким
образом, от размеров помещения
напрямую зависит точность
воспроизведения басовой части
музыкальных произведений.
Для комнаты объёмом 35
кубометров (2,5×3,5×4,5 м)
существенное изменение звучания
будет иметь место в диапазоне
приблизительно 20200 Гц. Первый
полезный вывод, который можно
сделать из сказанного, касается
геометрии помещения. Итак, есливам предоставится возможность
слушать музыку в прямоугольной
комнате, то пусть она будет
побольше и, желательно, чтобы её
длина, ширина и высота заметно
отличались друг от друга, причем
лучше не в целое число раз.
Наиболее неблагоприятные
условия для прослушивания
создаются в кубических объёмах,
здесь спектр собственных частот
сильно разрежен, и искажения
баса будут иметь глубокий и
масштабный характер.
Естественным способом борьбы с
навязчивостью резонансов
является звукопоглощение. Гасить
надо не только огонь
Гасить надо не только огонь
Как было упомянуто, резонансная
стоячая волна образуется в
комнате с полностью
отражающими поверхностями.
Если же стены, пол, потолок хотя
бы частично поглощают звуковую
энергию, то неприятное
“раскачивание” объема(неуместная реверберация)
помещения уже не развивается, по
крайней мере звуковой
катастрофы не будет. Полное
поглощение или “проглатывание”
звука дает, например, открытое
окно, которое просто пропускает
волну без отражений.
Реальная комната даже без мебели
тоже не может до бесконечности
накапливать звуковую энергию,
поскольку обычные строительные
материалы обладают
определенным поглощением.
Бетон, например, на частоте 500
Гц поглощает около 1% звуковой
энергии, оштукатуренные стены
2%, линолеум 3%, а паркетный
пол 7%. Конечно, этого мало, а
вот длинноворсныи ковер на полу
создает не только домашний уют,
но и гасит звук на 2040%. Для
тех, кто ценит неискажённый звук,
можно порекомендовать
использование специальных
эффективных поглотителей звука,
правда, жить тогда придется на
кухне…Тем не менее, не следует пытаться
покрывать ватными одеялами и
коврами все четыре стены и
потолок с полом вместе взятые!
Порой достаточно повысить
поглощение трёх смежных
поверхностей, например:
постелить ковер на пол, повесить
тяжелые портьеры на окно, пару
книжных шкафов без стеклянных
витрин поставить к стене.
Кстати, вся мягкая мебель (диван,
кресла, стулья), скатерть на столе
являются прекрасными
поглотителями звука. Да и гости,
пришедшие послушать Вагнера,
поглощают не только икру и
шампанское … Наиболее
эффективно “работают”
поглотители, размещенные в углах
и на стыках стен комнаты.
Упомянем важный параметр,
которым в архитектурной
акустике характеризуют затухание
звука. Волна отражается "эхом" по
комнате и со временем угасает.
Это время реверберации.Многократное эхо
воспринимается как гулкость.
Реверберация определяется
размерами помещения и
отражающей способностью
поверхностей (стен, пола). Вам
приходилось замечать, как
непривычен звук в пустой
комнате, подготовленной для
ремонта, или в громадном ангаре,
где большая реверберация?
Меньшее время реверберации
улучшает акустику помещения.
Для комнат большинства
современных квартир (объем 30
100 куб.м) можно признать
приемлемым время реверберации
приблизительно 0,1 0,3 секунды.
Чем значительней объём комнаты,
тем большее в ней эхо, что,
конечно, не здорово: звуки
начинают мешать друг другу. С
другой стороны, желательно
использовать для прослушивания
помещения большего объёма,
чтобы убежать от резонансов…
Уладить это противоречие
поможет хорошее поглощение! Но
в погоне за поглощением звука спомощью ковров и портьер важно
вовремя остановиться: и найти
золотую середину. Ведь
добившись очень сильного
заглушения, вы получите
неприятный эффект, близкий к
условиям “свободного поля”
(полное отсутствие отражений). А
это уже смерть звука. Можете
представить, как звучит скрипка
Страдивари… в чистом поле?
Эксперимент путь к лучшему
звуку
Эксперимент путь к лучшему
звуку
Комнаты и помещения, где
воспроизводится звук, также как и
корпуса акустических систем,
можно рассматривать как
вторичное акустическое
оформление, которое часто вносит
заметный (не всегда
положительный) вклад в звучание
домашнего аудио.
Аранжировщиком и
интерпретатором музыки,
оказывается, может быть нетолько дирижер и звукорежиссер.
Акустика помещения может что
то неуловимое подчеркнуть в
звуке инструмента или голоса,
чтото лишнее слегка приглушить.
Кстати, создание концертных
залов и по сей день относится к
чрезвычайно сложным задачам.
Несмотря на высокий уровень
науки, опирающейся на громадное
количество объективных
критериев оценки качества
акустического оформления,
никогда нельзя заранее абсолютно
точно знать, как будет звучать тот
или иной проектируемый зал,
студия или помещение для
прослушивания.
Так, например, в Малом зале
Московской консерватории
прекрасная акустика, при том что
формально время реверберации
завышено: 2 секунды вместо
рекомендуемых для таких
объёмов 1,35.
Конечно, нам вряд ли удастся дать
универсальный совет всемлюбителям качественного звука и
на все случаи жизни, тем более что
даже наука здесь ограничивается
лишь общими рекомендациями,
полагаясь на его величество
Эксперимент. Но если влияние
размеров комнаты, наличие или
отсутствие поглощения для вас не
пустой звук, будем считать, что
“лед тронулся”. По крайней мере
теперь у вас есть козырь в борьбе с
упорствующими домашними при
отвоевывании жизненного
пространства для любимой
акустики. Возможно,
предложенные рекомендации
помогут избежать грубых
деформаций в звучании ваших
акустических систем. А если вы
подойдете творчески к созданию
собственной комнаты
прослушивания, то, конечно,
добьетесь и большего.
Сначала проверьте, не слишком ли
“жива” ваша комната (насколько
велика реверберация):
если резкий хлопок в ладошидаёт на слух отчетливые
отражения, то стоит заняться
заглушением
а если возникает ощущение
“ватного”, мертвого звука
готовьтесь к выносу ковров.
Варьируйте положение колонок:
иногда удается улучшить звук
путём размещения стереопары не
вдоль короткой, а вдоль длинной
стены. Поменяйте место для
прослушивания: у стены,
например, будут явственно
выделяться басы. Подвиньте
мягкие кресла в углы, снимите
ковер со стены и положите его
перед парой колонок. Кроме
лёгких тюлевых занавесок, на окна
повесьте плотные шторы. Если по
высоким частотам начнет
ощущаться дефицит, уберите
толстый ковер, замените его на
узкую дорожку, вставьте
стеклянные двер цы в шкаф.
Помните, что чрезмерное
снижение времени реверберации
при заглушении мягкой мебельюприводит к сухому звучанию.
Обращайте основное внимание на
изменения в звучании басов. На
мой взгляд, ваши
экспериментальные исследования
в области домашней акустики
могут дать гораздо больший
эффект для улучшения звука, чем
это кажется на первый взгляд.
Дорогу осилит идущий.
О мифах
звукоизоляции
Музыкальная
Студия » ЗвукоизоляцияПо мере улучшения качества жилья,
когда количество квадратных
метров перестало быть
единственным определяющим
фактором, проблема звукоизоляции
жилых помещений становится всё
более актуальной. Однако изза того,
что данный вопрос является
достаточно специфичным: в теории
акустики существует очень много
неявных особенностей, поэтому, в
данной области возникло и
утвердилось большое количество
мифов и заблуждений.
Это приводит к тому, что у
достаточно большого количества
людей сформировался устойчивыйстереотип о том, какими
материалами, в случае
необходимости, можно решить все
проблемы недостаточной
звукоизоляции. Однако,
практическое применение подобных
материалов в лучшем случае оставит
ситуацию без видимых изменений, в
худшем приведет к увеличению
шума в помещении.
Миф о звукоизоляционных
свойствах пробки
То, что пробковое покрытие
хороший звукоизолятор, полагают
практически все. И "технология"
применения "разработана" до
мелочей. Если слышно соседа за
стеной требуется обклеить пробкой
общую стену с соседом, если шум
идет с потолка то обклеить
потолок. И полученный
акустический эффект поражает
воображение: своим отсутствием!Но в чем же дело? Ведь продавец
показывал данные акустических
испытаний, где был указан эффект
звукоизоляции, и весьма не малый
эффект около 20 дБ! Неужели
обман?!
Нет. Цифры соответствуют
действительности. Но дело в том,
что подобные цифры получены не
для "звукоизоляции вообще", а
только для так называемой
"изоляции ударного шума".
Указанные значения справедливы
только для случая, когда данное
пробковое покрытие уложено под
бетонной стяжкой или паркетной
доской у "соседа сверху"
. Тогда
вы действительно будете слышать
шаги соседа тише на 20 дБ по
сравнению с тем, как если бы данной
прокладки у соседа под ногами не
было. Но для музыки или звука
голоса соседа, а также для всех
других случаев применения
пробкового покрытия в другихвариантах, данные цифры
"звукоизоляции" не имеют, к
большому сожалению, никакого
отношения. Эффект не просто
уменьшается, он равен нулю!
Безусловно, пробковое покрытие
экологически чистый и теплый
материал, но приписывать ему все
возможные звукоизоляционные
свойства не стоит.
Все вышесказанное также относится
и к пенопласту, пенополиэтилену
(ППЭ), пенополиуретану и другим
подобным материалам, имеющим
разные торговые марки с началом на
"пено" и окончанием на "фол", "
фом" и "лон". Даже при увеличении
толщины данных материалов до 50
мм, их звукоизоляционные свойства
(за исключением изоляции ударного
шума) оставляют желать лучшего.
Миф о возможности
звукоизоляции тонкими
конструкциямиПочвой для возникновения такого
заблуждения является борьба за
улучшение акустического комфорта
помещения вместе с желанием
сохранить исходные квадратные
метры. Вполне понятно стремление
сохранить высоту потолка и площадь
комнаты, к тому же для типовых
квартир с небольшим метражом и
невысоким потолком. По данным
статистических наблюдений
подавляющее большинство людей
готовы пожертвовать "на
звукоизоляцию" увеличение
толщины стены и потолка не более
10 20 мм. К этому еще существует
требование получения жесткой
лицевой поверхности готовой к
покраске или оклейке обоями.
Здесь "на помощь" приходят все те
же материалы: пробка, ППЭ,
пенополиуретан толщиной до 10 мм.
Отдельной строкой к нимдобавляется термозвукоизол. Но в
данном случае, эти материалы
зашиваются слоем гипсокартона,
который выполняет функцию
жесткой стенки, готовой к
окончательной отделке.
Так как акустические свойства
пробки и ППЭ для звукоизоляции
стен и потолка были рассмотрены
выше, остановимся на
термозвукоизоле.
Термозвукоизол (ТЗИ) торговая
марка материала, представляющего
собой рулонный материал, где в
качестве оболочки (как
пододеяльник) применяется
полимерный материал "Лутрасил", а
в качестве набивки (одеяла)
применяются волокна супертонкого
стекловолокна. Толщина такого
материала лежит в диапазоне от 5 до
8 мм. Не берусь обсуждать
теплоизоляционные качества ТЗИ,но что касается звукоизоляции:
Вопервых, ТЗИ это не
звукоизоляционный, а
звукопоглощающий материал. Таким
образом, о его собственной
звукоизоляции речь идти не может, а
только о конструкции, где он
применен в качестве заполнителя.
Вовторых, звукоизоляция такой
конструкции во многом зависит от
толщины звукопоглощающего
материала, расположенного внутри.
Толщина ТЗИ, при которой данный
материал будет эффективным в
звукоизолирующей конструкции,
должна быть не менее 40 50 мм. А
это 5 7 слоев. При толщине слоя 8
мм акустический эффект данного
материала ОЧЕНЬ МАЛ. Как,
впрочем, и у любых других
материалов такой же толщины.
Ничего не поделаешь закон
акустики!В качестве действительно
эффективного материала для
дополнительной звукоизоляции стен
и потолка можно рекомендовать
звукоизолирующие панели (ЗИПС).
Базовая модель ЗИПС74 имеет
толщину 70 мм и увеличивает
звукоизоляцию на 10 дБ. При этом
данная панель является новейшей
разработкой и в два раза
эффективнее ближайших аналогов.
Таким образом, при общей толщине
конструкции дополнительной
звукоизоляции 20 30 мм (включая
слой гипсокартона), не стоит
ожидать скольконибудь заметного
для слуха увеличения
звукоизоляции.
Кроме этих, пожалуй, наиболее
распространенных заблуждений есть
и другие, менее известные, но не
менее значимые. Поэтому в вопросах
обеспечения требуемойзвукоизоляции помещений лучше
всего сразу обращаться к
специалистам. Иногда
профессионалуакустику достаточно
одного взгляда, чтобы сразу оценить
неэффективность предполагаемых
мероприятий или применяемых
материалов. Ведь самое неприятное
это потратить время, силы и
средства, и не ощутить результатов
своего труда.
Выбормикрофон
а
Музыкальная Студия, Музыкальное
оборудование, техника » Микрофоны
Какой музыкант не сталкивался с
проблемой выбора микрофона' Часто,
придя в магазин, большинство из них
попросту не знает, каким должен быть
именно его микрофон. Чем
конденсаторный лучше или хуже
динамического, в каких случаях брать
«восьмерку», а в каких обычную
кардиоиду и так далее... Глаза
разбегаются, и в итоге из огромногоассортимента выбор падает на что
угодно, но только не на то, что
действительно необходимо. А на самом
деле выбрать микрофон не так уж и
сложно. Пройдясь по витринам, главным
образом стоит обратить внимание всего
на три пункта тип, направленность и
частотный диапазон в случае, если вы
подбираете микрофон под конкретный
инструмент или голос.
Допустим, с частотным диапазоном вы
определились, благо сегодня существует
масса универсальных микрофонов,
способных хорошо работать с большим
количеством различных тембров. Теперь
давайте выясним, какой тип микрофона
наиболее подходит для ваших рабочих
условий. Различают два типа
микрофонов, используемых на
сегодняшний день динамические и
конденсаторные. Динамический
микрофон будет наиболее правильным
выбором, если его применение не будет
ограничиваться условиями домашнейстудии, тем более если эта домашняя
студия обычная квартира, не имеющая
ни малейшей звукоизоляции. В отличие
от конденсаторных, динамические
микрофоны наименее чувствительны к
акустике помещения и даже в условиях
бетонных стен позволяют получить
весьма достойный результат К тому же
они намного более стойки к перегрузкам
поклонники тяжёлого рёва под визг
гитар по достоинству оценят это
преимущество. Второй плюс, особенно
при ограниченном бюджете
динамические микрофоны не требуют
фантомного питания. Если вы пока не
обзавелись микшером, то это не имеет
никакого значения, поскольку для
записи сигнала динамическим
микрофоном достаточно будет
подключить его ко входу звуковой
карты, и можно работать. Казалось бы, у
динамических микрофонов одни
преимущества и выносливы, и к
помещению не требовательны, и без
«фантома» отлично работают, да ещё и
стоят гораздо дешевле. Так почему желюбая уважающая себя студия
звукозаписи рано или поздно
обзаводится недешёвым
конденсаторным микрофоном? Вся
прелесть конденсаторных микрофонов,
по сравнению с остальными, заключается
в том, ЧТО они дают более живой,
естественный звук, именно поэтому они
являются неотъемлемой частью
профессиональных студий, где особенно
выразительно раскрываются его плюсы
при работе с акустическими
инструментами и вокалом. Но для
работы такого микрофона понадобится
если не микшер, то хотя бы специальный
небольшой усилитель с фантомным
питанием 48 В (он обойдётся вам
примерно в 50 $ и по своим размерам
будет не больше кирпича). Польза от
такого усилителя весьма сомнительна,
поскольку только дорогие
профессиональные предусилители могут
дать микрофону должную окраску
(особенно, если речь идёт о ламповых
усилителях, поскольку транзисторные
заметно «осушают» звук). О дешёвых иговорить не приходится они всего лишь
заставят микрофон работать, но по
причине своей дешевизны убьют все его
возможные плюсы «качеством» своего
тракта. Резюме: если у вас пока
недостаточно средств на покупку
приемлемого конденсаторного
микрофона, ввиду своих
конструктивных особенностей
имеющего цену на порядок выше
динамического, и достойного
предусилителя к нему, то наиболее
разумным будет приобретение
динамического микрофона результат
не разочарует Тем более если ваш
«живой» музыкальный материал состоит
не только из вокальных партий, но и из
живых бас и электрогитар, которые
необходимо «снимать» с комбиков всё
это, возвращаясь к теме оперегрузках,
ещё раз склоняет в сторону выбора
именно динамического микрофона.Если
же вы всётаки сделаете выбор в пользу
конденсаторного микpoфoна не лишним
будет подумать сразу и оприобретении
попфильтра аксессуара, созданного