Статья: Музыкальное философствование в творчестве А. Скрябина

  • Занимательные материалы
  • docx
  • 04.05.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Одним из интереснейших этапов истории российской культуры был Серебряный век, границы которого опреде-лены глубочайшими переменами в общественной жизни, происходившими на рубеже веков. Это было время, бога-тое выдающимися достижениями, как в художественном творчестве, так и в области мировоззренческого поиска. Серебряный век – время перелома в сфере фундамен-тальных жизненных смыслов, время новых духовных ориентиров, новых форм самореализации творческой личности.
Иконка файла материала 2.docx
Музыкальное философствование  в творчестве А. Скрябина ________________________________________ Одним из интереснейших этапов истории российской культуры   был   Серебряный   век,   границы   которого определены   глубочайшими   переменами   в   общественной жизни, происходившими на рубеже веков. Это было время, богатое   выдающимися   достижениями,   как   вхудожественном   творчестве,   так   и   в   области мировоззренческого поиска. Серебряный   век   –   время   перелома   в   сфере фундаментальных   жизненных   смыслов,   время   новых духовных   ориентиров,   новых   форм   самореализации творческой личности. В   авангарде   данного   процесса   находились представители   художественной   культуры,   которые нередко выходили за рамки собственно художественного творчества   в   область   глобальных   философских обобщений.   2 2Философские   размышления   деятелей   Серебряного века дали интересные результаты, не потерявшие своего значения и в наши дни, как характерные для отечественной культурной   традиции   формы   отклика   на   ценностный   обусловленный   наступлением   жесткой кризис, технизированной социальной реальности. Одним из выдающихся деятелей этой эпохи был А.Н. Скрябин. Уникальность   Скрябина   –   композитора   в   истории музыки,   однако,   парадоксальным   образом   обусловлена яркой характерностью его творческой личности для своей эпохи   –   эпохи   так   называемого   русского   культурного 3   3возрождения   начала   ХХ   века.   Это   не   только   великий   но   и   глубокий   мыслитель. музыкант,   Крупные симфонические замыслы возникли у него одновременно с формированием   философского   стиля   мышления   и понимания   мира   (900­е   годы)   и   воплотили   в   себе философию   преобразования   человека   и   Вселенной,   в   Его котором   главную   роль   играет   искусство. мировоззрение   выросло   из   музыки   и   стало   насыщено   которое глубоким   философским   содержанием, органически вошло в его художественное творчество. Предметом философских размышлений А.Н.Скрябина был творческий процесс, в котором он видел суть Бытия, и 4   4в   котором   перед   ним   раскрывался   Универсум   – всеобщность   мира   и   Первоединый   хаос,   движущий   его творческий   Дух   и   собственное   скрябинское   «Я», Универсум,   где   Всё   проникнуто   музыкой,   обретающей онтологическое   содержание,   где   Всё   есть   Музыкальное бытие.   Воплощенные   в   музыкальных   произведениях,   эти размышления привели к формированию взглядов о Боге и   человеке   и   человечестве, религии,   искусстве   и Всеискусстве, мире и Космосе. Создание гениальных сонат и поэм в его представлении служило ему средством для того,   чтобы   сделать   людей   счастливыми   на   вершинах гармонии   божественного   мира.   Этому   А.Н.Скрябин 5   5посвятил всю свою жизнь и творчество, что даёт основания поставить его рядом не только с великими музыкантами, но и с мыслителями и деятелями культуры. Проблемой   данного   исследования   является философский   смысл   в   музыкальном   творчестве   А.   Н.   как   мистико­символическое   воплощение Скрябина, субъективного миросозерцания автора. Актуальность   научной   работы   заключается   в философском осмыслении и анализе музыкальных образов в   произведениях   А.   Н.   Скрябина,   которые   позволяют эмоционально   и   интеллектуально   созерцать   и   постигать смысловые идеи. Такой подход к музыкальному искусству 6   6и к музыкальному мышлению русского композитора есть более   философско­эстетический,   а   не   стандартно музыковедческий,   что   также   является   актуальным   для исследования. Степень разработанности проблемы. Музыкально­философская концепция Скрябина имеет богатую исследовательскую традицию. Она была объектом пристального внимания современников, принадлежащих к   религиозным   и самым   различным   философским, художественным   направлениям   и   школам.   С   позиций символизма его творчество глубоко исследовали Бальмонт и Вячеслав Иванов ­ единомышленники А.Н.Скрябина.   7 7Солидарными в неприятии творчества Скрябина стали несхожие по своим убеждениям О. П. Флоренский и О. Г. Флоровский:   первый   не   принимал   его   музыку   за «иллюзорность»   и   идею   Мистерии   считал   «грешной попыткой   вырваться   из   своей   тварной   ограниченности», второй   же   обвинял   его   в   сатанизме.   Глубокие   и разносторонние   характеристики   философские   взгляды А.Н.Скрябина   получили   у его  современников­биографов Б.Ф. Шлёцера и Л.Л. Сабанеева. Эстетика А.Н.Скрябина теоретико­музыковедческих затрагивается исследованиях   Б.   Асафьева,   который   подчеркивал в     значение   философии   музыки   Скрябина:   в   философских 8   8текстах   композитора,   он   считал,   что   каждый   музыкант найдет отзвуки психического процесса, лежащего в основе музыкального творчества. В то же время, каждый человек, изучающий   философию,   впредь   должен   будет   знать   и музыку. К   настоящему   времени   в   российской   науке исследовано   главным   образом   музыкальное   творчество А.Н.Скрябина.   В   значительной   мере   изучены   его философские   взгляды,   что   было   сделано,   прежде   всего, А.Ф.Лосевым,   написавшим   в   1919­1921   гг.   глубокую статью «Мировоззрение Скрябина» [8]. А.Ф.Лосев показал философские   источники   и   содержание   мировоззрения 9   9великого композитора и сформулировал положение о том, что   Скрябин   воплотил   в   своем   творчестве   языческие начала   мира,   где   личность   растворена   в   Бытии,   где необходимо   растворение   в   его   Первобытно­Едином источнике.   Скрябин,   по   Лосеву,   следовал   демонизму   в язычестве, где этот демонизм выступает началом религии и красоты, а верующие вступают в интимный союз с ним. И Скрябин   с   его   демонизмом   видит   в   зле   свою   силу   и красоту,   видит   в   нем   божественную   стихию.   Создавая свою   Мистерию,  ведущую   к   преобразованию   человека   и Вселенной, Скрябин, пишет Лосев, следует апокалиптике истории,   мистической   драме   Мира.   В   его   творчестве 10   10руководящий   Бог   истории   и   руководимая   история сливаются   в   единое   целое,   и   христианский   историзм наделяется «языческим радованием божественной плоти», а   спасение   и   конец   истории   заключается   в   личном   и всепокоряющем демонизме и героизме самого Скрябина­ мессии,   Скрябине­Боге,   в   личности   которого   был достигнут предел западноевропейского индивидуализма. В   современные   исследования   философского   и музыкального   мировоззрения   А.Н.   Скрябина   наиболее значительный   вклад   внес   А.Бандура   [9­13],   который показал   всю   глубину   проникновения   великого композитора   в   запредельные   мистические   тайны   Бытия. 11   11Этот   исследователь   считает,   что   А.Н.   Скрябин   своим гениальным   творческим   мышлением   и   чувством   открыл иную   Реальность,   которые   «тонкие   миры», взаимодействуют   с   нашим   миром,   определяя   в   нем   ход событий на столетия вперед. «...Чудовищная концентрация духовной   энергии...   пробудила,   сделала   реальными   (по крайней   мере,   для   самого   Скрябина)   разнообразные одухотворенные   сущности,   проникшие   сюда   из   других планов бытия». В.А.   Апрелева   [14]   исследовала   одну   из   сторон философско­музыкального   творчества   А.Н.Скрябина   — концепцию   времени,   12   как   составную   часть   его 12символистской   концепции   универсальности   искусства. Она   показывает   неразрывную   связь   времени   в   музыке Скрябина   с   символистским   пониманием   Вечности   и пространства,   раскрывает   многие   черты   эволюции космического бытия в понимании композитора. Ряд ценных характеристик философского содержания музыкального   творчества   А.Н.   Скрябина   дает   его   дочь М.Скрябина [15], которая рассматривает это творчество   хорошо как   свободную   деятельность   человека, понимающего ее значение и строгую логику и берущего на себя ответственность за эту свободу перед человечеством, подчиняющего свой яркий эмоциональный вихреобразный 13   13поток   чувств   музыканта   глубоко   продуманной   идее взаимосвязи   звуков   между   собой   и   с   познанной   им реальностью. В интересной полемической форме написана статья Т.Б.Сидневой [16], которая резко возражает против высказываний   А.Ф.   Лосева   о   язычестве   творчества Скрябина и раскрывает глубокую связь его философии и музыки одновременно  и с православным, и с языческим мировоззрением.  Основные   идеи   философского   мировоззрения   и некоторые   эстетические   вопросы   раскрывает   в   своих   Левая;   в   русле   музыковедческого работах   Т.Н. исследования   ей   удается   показать   тесную   взаимосвязь 14   14философии   и   эстетики   Скрябина   с   его   музыкальными произведениями. А.И. Мазаев, исследуя проблему синтеза искусств,   проанализировал   особенности   и   глубину понимания   этой   проблемы   в   творчестве   Скрябина. Вопросы   мировоззрения   и   философии   музыки А.Н.Скрябина в русле искусствознания и музыковедения исследовались так же в работах Альшванга А. А., Беляева В.М,, Бараса К., Ванечкиной И.Р., Галеева Б.М., Гаккеля Л.,   Гервера   В.,   Дельсона   В.,   Житомирского   Д., Мыльниковой   И.,   Поспеловой   Н.И.,   Полупан   Е.   В., Рубцовой   В.В.,   Холопова   Ю.,   Шахрая   В.Д.   и   других авторов.   15 15Объектом   исследования   является   музыкальное творчество   А.   Н.   Скрябина   и   его   композиторское мышление.   Предметом   исследования   есть   философско­   Скрябина   и метафизическое   мировоззрение   А.Н. музыкально­образное отображение этого мировоззрения в художественном подтексте музыкальных композиций. Основные цели и задачи исследования:  определение   основополагающих   моментов философской системы Скрябина;  проблема   Мистерии   как   основной мировоззренческой составляющей композитора;   16 16 определение   связи   философских   взглядов Скрябина   с   теориями   современных   ему философов;  выявление   степени   влияния   философии   русского космизма на творчество Скрябина.   17 17Философские воззрения Скрябина Творческий путь Скрябина – редкостный в XX веке   как   развитие   идейно­ наглядный   пример   того, философской   концепции   непосредственно   влияет   на содержание   музыкальных   сочинений.   Для   композитора связь   собственно   музыкального   творчества   с   его мировоззренческими   позициями   была   определяющей. Именно поэтому при изучении скрябинского музыкального наследия нельзя обойти стороной проблему, связанную с   18 18взаимодействием эстетико­философского миросозерцания Скрябина и его музыки.  Идейные устремления Скрябина – это яркий пример модернизма   в   музыкальной   культуре   России, противостояния   традиционному   искусству   русской школы.   Близкий   в   своих   творческих   поисках   искусству Запада,   мыслью   своею   он   был   устремлен   на   Восток,   – явление,   характерное   для   художественной   культуры рубежа веков.  Скрябин стоял на грани двух эпох – уходящего ХIХ века   и   века   нового   ХХ.   Своим   творчеством,   да   и   всей жизнью,     он   выразил   духовное   состояние   этого 19 19переломного   времени,   сам   став   эпохой   в   музыкальной жизни России. «Я не знаю в новейшем искусстве никого, в ком   был   бы   такой   исступленный   творческий   порыв, разрушающий старый мир и созидающий мир новый», – так писал о Скрябине Н. Бердяев [19].  Скрябин   хотел   не   только   пересоздания   мира,   но мечтал о рождении нового мира и нового человека в нем.  Историю   Вселенной   Скрябин   воспринимал   как Мистерию,   конечная   цель   которой   –   преображение человека в Духе и создание нового мира.  Исходным пунктом философской концепции Скрябина является   утверждение   Духа   как   основы,   сущностного 20   20начала мира, Вселенной. У Скрябина оно обретает форму Сознания, которое «ничего не переживает; но есть сама жизнь, оно ничего не мыслит, оно сама мысль, оно ничего не   делает,   оно   сама   деятельность».   Таким   образом, сознание   выступает   в   роли   источника   жизни,   а, следовательно, и движения. Универсальное сознание (Бог) имманентно   миру,   который   есть   его   творение.   Человек,   являясь приравнивается, тем самым, к Богу.  носителем   универсального   сознания, Мир   –   это   единое   сознание,   данное   во   множестве субъектов.    21 21Проявление   индивидуального   начала   Скрябин связывает с познанием мира отдельной личностью, с той гаммой переживаний, которая возникает в душе человека.  С   точки     Скрябин пропагандирует абсолютную свободу личности (имеется в зрения   субъективности, виду творческая, созидающая свобода), как необходимое условие   самореализации   универсального   сознания.   Итог развития   индивидуальности   он   видит   в   росте всеобъемлющего человеческого сознания до         в   преодолении божественного   сознания, индивидуализации, во всеобщем слиянии (экстазе). Иными   т.е. словами, в представлении Скрябина, мир есть результат 22   22творческой воли Духа­сознания, а история этого мира – есть эволюция Бога, распавшегося на множество, каждая часть   которого   стремится   в   своем   совершенстве   стать снова Богом.  Творчество,   по   утверждению   Скрябина,   –   это качественная   сторона   сознания, самореализации.   это   способ   его С  точки   зрения   мира,  творчество   –  это   условие   его существования,   его   Закон,   первостихия.   Саму   жизнь Скрябин   понимал   как   акт   творчества,   как   эстетический   Любой   творческий   порыв   божественно феномен. санкционирован;   все   дело   в   способности   отдельной 23   23личности осознать в себе не только индивидуальное, но и всеобщее.   Вполне   логично,   что   Скрябин   подразумевал наличие круга избранных, или посвященных.    24 24Связь теории Скрябина с концепциями философов­современников Общие черты Мировоззрение   Скрябина   формировалось   не   оно   питалось   философскими   идеями, автономно, наполнявшими   окружающий   его   культурный   мир.   В становлении эстетико­философской системы композитора наблюдается много сходства с новыми тенденциями в этой области современных ему деятелей философской науки.  Объединяющим   моментом   для   всех   представителей русской   культуры   –   философов,   поэтов,   художников,   25 25композиторов   начала   века   –   явилось   предчувствие переломного   момента,   ощущение   надвигающейся   грозы; сознание   общества   было   наполнено   эсхатологическими ожиданиями. И Скрябин был в числе тех, кто чувствовал происходящий перелом: он ощущал реальную близость и уверенно   предвещал   неотвратимость   некой   всемировой катастрофы, однако, в отличие от многих, понимал ее как акт преображения человечества. В   это   же   время   знаменитое   учение   о   Всеединстве, Соборности и Софии – Премудрости Божией, в различной степени   проникало   практически   во   все   работы   целого поколения   религиозных   философов   того   времени.   Оно 26   26положило начало активнейшему философскому движению, в   Русле   которого   за   короткий   срок   возникает   ряд религиозно­философских   систем   Вл.С.   Соловьева,   О.П. Флоренского,   О.С.   Булгакова,   Н.Ф.   Федорова   и   многих других,   в   чьих   трудах,   прежде   всего,   была   разработана теория   Всеединства.   Не   обошел   вниманием   эту   тему   и Скрябин,   в   творчестве   которого   она   выразилась   с особенной глубиной в замысле его Мистерии.    27 27Влияние философии Владимира Соловьева на  мировоззрение Скрябина Между   философской   концепцией,   выдвинутой Соловьевым   в   конце   XIX   века,   и   мировоззренческими позициями Скрябина есть как общие, так и кардинально различающие их моменты.  Как   уже   говорилось,   основной   мыслью,   захватившей Скрябина уже в центральный период его творческого пути и занимающей его до конца жизни, явилась идея некоего вселенского   преображения   всего   человечества, объединения как всех искусств, так и всех живых существ   28 28реального мира в едином действе – Мистерии. Возможно, именно   по   этой   причине   Скрябина   так   увлекла философия;   прежде   всего   им   руководило   желание синтезировать, человеческого духа для создания Мистерии.   собрать   воедино   все   способности Скрябин   часто   утверждал,   что   стремление   к последнему   свершению,   в   котором   случится   это воссоединение,   жило   в   людях   всегда,   и   во   все   времена отдельные личности, и даже целые народы были охвачены этим стремлением. Ему казалось, что эта апокалиптическая идея «носится в   воздухе»   и   живет   в   глубинах   подсознания   многих 29   29миллионов мыслящих существ. Но в то же время Скрябин подспудно ощущал, что отнюдь не у всех современников он мог найти необходимое ему понимание, не1 всегда и отнюдь не все были в состоянии поддержать его замысел   Потому этой   всеобщей   Мистерии   человечества. композитора   часто   пугало   одиночество   и   непонимание другими его творческого порыва. Центральной   категорией   философии   Соловьева,   как известно, являлась идея всеединства. В соответствии с его учением, сущее едино и всеобъемлюще. Низшие и высшие уровни бытия всегда взаимосвязаны по причине того, что низшее обнаруживает свое тяготение к высшему, а каждое 30   30высшее   вбирает   в   себя   низшее.   Основой   всеединства   у Соловьева выступает Божественная Троица в ее связи со всеми   божественными   творениями,   а   главное   –   с человеком. Основной принцип соловьевского всеединства – «всё  едино в  Боге». Всеединство  в его учении  –  это, прежде всего, единение Творца и божественного творения. Но   Бог   у   Соловьева   –   это   существо   сверхличное,   он характеризует   его   как   космический   разум,   особую организующую силу, действующую в мире.  Соловьев был сторонником диалектического подхода к   действительности.   По   его   мнению,   действительность нельзя рассматривать в застывших формах. Самый общий 31   31признак всего живущего состоит в его последовательном изменении.   Сближение   Бога,   мира   и   человечества раскрывается   в   философском   учении   Соловьева   через концепцию   богочеловечества.   Реальным   и   совершенным воплощением   богочеловечества   у   Соловьева   выступает Иисус Христос, являющийся и полным Богом, и полным человеком.   Целью   и   смыслом   всего   исторического процесса   является   одухотворение   человечества,   воплощение соединение   с   Богом,   человека богочеловечества.   Однако   недостаточно   того,   считает   чтобы   совпадение   божественного   с Соловьев, человеческим   произошло   только   в   лице   Христа. 32   32Необходимо,   чтобы   соединение   состоялось   реально, практически   и   притом   не   в   отдельных   людях,   а   в масштабах   всего   человечества.   Но   если   у   Соловьева воссоединение   человека   с   богом   должно   произойти посредством божественного слова, то есть через Иисуса Христа,   и   природный,   обычный,   не   просветленный божественной истиной человек не может свершить этого, то   Скрябин,   в   противоположность   ему,   видел   себя посредником   между   Богом   и   обычным   мирским человеком. Он утверждал, что вовсе не Христос должен быть тем мессией, способным осуществить слияние людей. Именно   в   себе   он   признавал   того   мессию,   того 33   33богочеловека,   который   был   бы   способен   запустить механизм   сближения   Единого   и   отдельного, выражавшийся   в   идее   его   Мистерии.   Скрябин отождествлял   себя,   таким   образом,   с   богом,   и   духовно соперничал с Богом­отцом и с Иисусом Христом.   34 34Скрябин и философская теория Н.Ф. Федорова Знакомство   Скрябина   с   современным   ему философским   обществом   и   близкое   соприкосновение   с отдельными его представителями определенным образом сказалось   на   некоторых   философских   установках композитора.   причастности сознательного   существа   космическому   бытию,   мысль   о   идеи   космизма,   Так, человеке как микрокосме в философии Н. Ф. Федорова оказали влияние на формирование космизма Скрябина. В своем основном труде «Философия общего дела» Федоров провозглашает   общечеловеческие,   даже   общепланетные 35   35задачи эпохи: «внесение порядка в беспорядок, гармонии в слепой хаос» [20], управление природой (путем «внесения в нее воли и разума»), победа над стихийными силами, над голодом   и   болезнями.   Федоров   также   выдвинул   идею   о необходимости   победы   над   смертью   («учение   об объединении живущих сынов для воскрешения умерших»). Для   него   воскрешение   является   возможностью, вытекающей из духа христианского учения. Подходу,   открывающему   принципиально   новые возможности в науке и философии (которые, по мнению Федорова, шли и идут путем разделения, расчленения и анализа), философ противопоставляет  путь воскрешения 36   36как собирания, сложения, синтеза всего разъединенного и разложенного – от знания до человеческого организма. И это   первая   параллель   между   Федоровым   и   Скрябиным. Более   того,   для   Скрябина   в   его   Мистерии   все   должно было   быть   соединено,   начиная   с   языка;   далее   –   к синтезированию   музыки,   звуков,   света,   танца,   запахов, зверей, людей; и заканчивая синтезом всех искусств. Идея   объединения,   столь   характерная   как   для Соловьева, так и для Федорова, сближает их философские искания с замыслами Мистерии Скрябина. И вновь, как и в случае с Соловьевым, конечные цели Федорова и Скрябина различны.     Если   основной   принцип   соловьевского 37 37всеединства   –   всё   едино   в   Боге   –   был   своеобразным оправданием   исторического   христианства,   то   для Федорова   воссоединение   человечества   в   сложное   целое (предполагающее   приобретение   нового,   преображенного качества)   являло   собой   не   что   иное,   как   преодоление смертности   и   вечную   жизнь   человечества   в   Царствии Божием.   Для   Скрябина   же   единение   человечества   было основным условием осуществления его Мистерии.   38 38