Проблема построения модели образовательного процесса на основе многовековых традиций русского народа, его богатейшего культурного наследия, в частности, народной инструментальной музыки, является в настоящее время особенно актуальной.
Важное место в жизни любого человека занимает музыка и музыкальная деятельность. В дошкольном возрасте именно музыка наиболее непосредственно воздействует на развитие творческих способностей. В этот период жизни ребенок эмоционально открыт, у него преобладает образное восприятие окружающего мира. Музыка познается ребенком как источник положительных эмоций, который расширяет его жизненный опыт, стимулирует к активной деятельности.
Музыкальное воспитание и обучение дошкольников
на традициях народной
Проблема построения модели образовательного процесса на
основе многовековых традиций русского народа, его
богатейшего культурного наследия, в частности, народной
инструментальной музыки, является в настоящее время
особенно актуальной.
Важное место в жизни любого человека занимает музыка и
музыкальная деятельность. В дошкольном возрасте именно
музыка наиболее непосредственно воздействует на развитие
творческих способностей. В этот период жизни ребенок
эмоционально открыт, у него преобладает образное
восприятие окружающего мира. Музыка познается ребенкомкак источник положительных эмоций, который расширяет
его жизненный опыт, стимулирует к активной деятельности.
К сожалению, в последнее время сложилась такая ситуация,
что музыкальное искусство под влиянием активного
вторжения рыночных механизмов встало на путь упрощения.
Ребенок начинает принимать за музыку произведения
новомодных, но не долговечных на сцене исполнителей, чье
«искусство» ограничивается незамысловатыми мелодиями,
банальными, избитыми ритмами и сюжетными штампами.
Ребенка уже в раннем детстве программируют на
стандартизированное
одностороннее,
миросозерцание, легко управляемое средствами массовой
информации.
Между тем доступность музыки не
обусловливает ее высокую художественную ценность.
упрощенное,Затруднения, возникающие у детей дошкольного возраста
при восприятии серьезной музыки, во многом объясняются
отсутствием у них первоначального музыкального опыта,
несформированностью
эмоциональнослуховых
представлений и мотивации к познанию, тем самым
происходит обеднение, а то и атрофия художественного
восприятия, что сказывается на духовном развитии личности
и народа в целом.
Думаю, что можно избежать этой ситуации, если
первоначальное музыкальное воспитание детей осуществлять
с опорой на традиции народной музыки и исполнительства на
народных инструментах. Следует отметить, что народная
культура не застывшая форма, отображающая когдато
происходившие процессы. Это не догма, не стереотипизация
определенных проявлений личности, а живой, подвижный, ноне изменяющий своим этнокультурным и традиционным
корням феномен.
Если рассматривать в эволюции продукты народной
художественной культуры (в том числе исполнительские
традиции, народные музыкальные инструменты), то можно
заметить, что в настоящее время развивается естественный
процесс творческой трансформации народного искусства,
сочетающегося с обращением к его первоистокам.
Уже в глубокой древности музыкальные инструменты играли
немаловажную роль в воспитании детей. Первыми
музыкальными инструментами в жизни ребенка были
звуковые игрушки трещотки, погремушки, жужжалки,
бубенцы и т.д. Они развивали у детей, сначала на уровне
первичной рефлекторной реакции, координацию движений,
чувство ритма, а в дальнейшем интерес к музыкальнойСтоит отметить,
деятельности.
что эти игрушки
инструменты являлись своего рода посредниками в процессе
адаптации ребенка к окружающему миру в условиях
традиционной культуры.
Знакомство с народными традициями, изучение народных
инструментов способствует формированию у маленького
человека национального самосознания.
Входя в мир народной музыки и инструментов, ребенок
подсознательно ощущает в себе «зов предков». Характерные
для русской народной культуры звуки, тембры, орнаменты,
мелодии, формы «пронизывают» его насквозь. Ребенок
осознает, что он является неотъемлемой частью своего
общества, своей культуры. Народная музыка и музыкальные
инструменты придают этому процессу социализации детей
большую естественность.Доступность народных инструментов, привлекательность и
легкость игры на них приносят детям радость, создавая
предпосылки для дальнейших занятий музыкой, формируют
интерес к познанию мира музыки в разных его проявлениях.
Народная музыка и народные инструменты подготавливают
детей к пониманию традиций и культуры своего народа, а
впоследствии и других народов мира. «Незнакомая» музыка
начинает восприниматься детьми не как комплекс,
состоящий из различных созвучий и ритмов, а как явление
культуры. Чувства и желания ребенка, формирующие
мотивы его деятельности, направляются на постижение
этого явления.
Знакомство с традициями и историей развития русской
культуры, музицирование на народных инструментах,
создание детьми аранжировок и оригинальных произведенийдля игры на инструментах, поиск новых красок и сочетаний в
их звучании во время активного музицирования все эти
виды деятельности определяют творческий, познавательный
и увлекательный характер процесса музыкального развития
детей, обусловливают его результативность.
Исходя из актуальности данного направления в работе с
детьми была определена тема настоящей квалификационной
работы «Музыкальное воспитание и образование
дошкольников на традициях народной инструментальной
культуры».
Целью настоящей квалификационной работы является
изучение
народной
инструментальной культуры как средства развития
музыкальных способностей дошкольников.
использования
проблемырешить
цели
достижения
необходимо
Для
следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать психологопедагогическую
литературу по проблеме использования возможностей
народной инструментальной культуры для развития
музыкальных способностей детей дошкольного возраста.
2. Изучить особенности развития музыкальносенсорных
способностей у детей дошкольного возраста.
3. Определить эффективность системы работы по
использованию народной инструментальной культуры в
развитии музыкальных способностей детей дошкольного
возраста.
Разработать методические рекомендации для
4.
воспитателей, музыкальных руководителей и родителей по
использованию воспитательных возможностей народнойинструментальной культуры для развития музыкальных
способностей детей дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс развития музыкальных
способностей у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: особенности процесса развития
музыкальных способностей у детей дошкольного возраста
средствами народной инструментальной культуры.
Субъект исследования дети дошкольного возраста
ь 200506 учебный год:
o СЕНТЯБРЬ 81 человек;
o МАЙ 72 человека
Ш Кружок «Клюковки» 15 человек
ь 200607 учебный год:
o СЕНТЯБРЬ 57 человек;o ЯНВАРЬ 60 человек
Ш Кружок «Клюковки» 10 человек
Гипотеза исследования есть возможность предположить,
целенаправленной и
что в ходе систематической,
планомерной работы произойдут качественные изменения в
развитии музыкальных способностей
(музыкально
сенсорных) у детей дошкольного возраста посредством
использования возможностей народной инструментальной
культуры, а также при использовании всех средств
педагогического воздействия и при обязательном
построении индивидуальнодифференцированных программ
обучения, предполагающих изучение каждого ребенка.
Методы исследования:q Теоретические основы исследования: изучение, анализ
научнометодической и специальной литературы;
формулирование цели, задач, предмета, объекта, гипотезы
исследования
q Практические: констатирующий и сравнительный анализ
результатов изучения музыкальносенсорного развития
детей, собственно развивающая работа, выводы.
База экспериментального исследования: Муниципальное
дошкольное образовательное учреждение детский сад
комбинированного вида № 16 «Ласточка».
Глава 1. Теоретический аспект исследования
1.1 Традиции народной культуры в музыкальном
воспитании и обучении детейПриобщение к музыке один из важных путей воспитания
ребенка, так как музыка особенно сильно воздействует на
чувства, а через чувства и на его отношение к окружающим
явлениям. Музыка вызывает к жизни еще неосознанные
мысли и чувства, очищает души от всего мелкого и
случайного, укрепляет достоинство человека, его веру в свои
внутренние силы, в свое призвание. Музыкальное искусство,
отражая жизнь, утверждает моральную красоту человека,
ценность дружбы, верности долгу, раскрывает богатство
душевного мира.
В современном понимании, музыкальное воспитание это
процесс передачи детям общественноисторического опыта
музыкальной деятельности с целью их подготовки к
предстоящей жизни.Дети очень остро чувствуют прекрасное и тянутся к нему.
Восприятие произведений музыкального искусства
представляет тому неограниченные возможности. В процессе
музыкального воспитания дети приобретают умение слушать
музыку, запоминать и узнавать ее, начинают радоваться ей;
они проникаются содержанием произведения, красотой его
формы и образов. У детей развивается интерес к музыке, а в
дальнейшем и любовь к ней. Через музыкальные образы
ребенок познает
окружающей
действительности.
понятное ребенку
Красота художественной формы,
содержание музыкального произведения вызывают
определенное отношение к художественному образу и через
него к жизни.
прекрасное
вСледует сказать, что задачами музыкального воспитания
являются: развитие музыкальных и творческих способностей
детей с учетом возможностей каждого ребенка с помощью
различных видов музыкальной деятельности; формирование
начала как музыкальной, так и общей духовной культуры.
В свою очередь, успешное решение этих задач зависит от
содержания музыкального воспитания, прежде всего от
качества используемого репертуара, методов и приемов
обучения,
форм организации детской музыкальной
деятельности и т.п.
Музыкальную культуру детей можно рассматривать как
специфическую субкультуру определенной социальной
группы. В ней можно выделить два компонента: 1)
индивидуальная музыкальная культура ребенка, включающая
его музыкальноэстетическое сознание, музыкальные умения,навыки,
сложившиеся в результате практической
музыкальной деятельности; 2) музыкальная культура
дошкольников, которая включает в себя произведения
народного и профессионального музыкального искусства,
применяемые в работе с детьми, музыкальноэстетическое
сознание детей и институты, регулирующие музыкальную
деятельность детей и удовлетворяющие потребности их
музыкального воспитания.
Детство период расцвета в жизни человека. Это время,
когда ребенок подобен цветку, который тянется своими
лепестками к солнышку. Дети очень чутко реагируют на
каждое слово, сказанное взрослыми. Поэтому задача
взрослых привить детям любовь к прекрасному, научить их
умениям и навыкам игры в коллективе, развить в малышах
такие качества, как доброту, чувство товарищества итрадициям,
фольклору,
благородство, чувство патриотизма к Родине и родным
истокам.
Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память,
и мы поновому начинаем относиться к старинным
праздникам,
художественным
промыслам, декоративноприкладному искусству, в которых
народ оставил нам самое ценное из своих культурных
достижений, просеянных сквозь сито веков.
Так, сегодня повсеместно возрастает интерес к народному
творчеству. Оно и понятно: в нем нужно искать истоки
наших характеров, взаимоотношений, исторические корни. В
отличие от тех лет, когда ребятишки в детском саду учили
политизированные стишки, сейчас направление иное
обращается внимание детей к народным истокам, корням
нашим, обрядам, традициям, обычаям, которые долгое времябыли в забвении. Пожалуй, ни одни другой народ не имел
таких богатых игровых и певческих традиций, как русский.
На деревенских околицах можно было слышать девичье
пение, а на проезжих дорогах протяжную песнь ямщиков.
Во время страды молодые и старые, сгребая сено на
скошенном лугу, пели, облегчая тем самым себе труд
незамысловатыми мелодиями. Приезжавших в Россию
иностранцев приводили в изумление русские хороводы и
пляски.
ярмарки испокон веков были
излюбленным развлечением молодёжи.
В устном народном творчестве как нигде сохранились
особенные черты русского характера, присущие ему
нравственные ценности, представления о добре, красоте,
правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с
поговорками, загадками, пословицами, сказками, тем
Хороводы,приобщаем их к общечеловеческим нравственно
эстетическим ценностям. В русском фольклоре какимто
особенным образом сочетаются слово, музыкальный ритм,
напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки,
заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу,
нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и
поговорках метко оцениваются различные жизненные
позиции,
восхваляются
положительные качества людей.
Особое место в
произведениях устного народного творчества занимают
уважительное отношение к труду, восхищение мастерством
человеческих рук. Благодаря этому, фольклор является
богатейшим источником познавательного и нравственного
развития детей.
высмеиваются недостатки,растений.
В народных праздниках фокусируются накопленные веками
тончайшие наблюдения за характерными особенностями
времен года, погодными изменениями, поведением птиц,
насекомых,
Причем эти наблюдения
непосредственно связаны с трудом и различными сторонами
общественной жизни человека во всей их целостности и
многообразии.
Таким образом, систематическое использование в практике
работы всех разновидностей
народного
творчества позволит развивать у детей музыкальную
культуру и музыкальнотворческие способности через:
q знакомство и исполнение произведений фольклора,
способного привить детям любовь к родной природе, к
растительному и животному миру, приучить их видеть и
(жанров)слышать голоса этой природы, чувствовать ее, соприкасаться
с ней;
q попевки и музицирование простых произведений детского
фольклора, а потом более сложных мелодий и произведений;
q интонирование прибауток и скороговорок способно
подготовить детей к исполнению более сложных
произведений песенного репертуара взрослого фольклора:
игровых, шуточных, лирических песен и уже как вершина
творческих достижений участие детей в постановке
театрализованных представлений и фольклорных
праздников, которые в совокупности включают различные
жанры народного песенного и поэтического творчества
именно там, где дети смогут применить всё свое умение,
навыки сольного, ансамблевого и хорового народного пения
и музицирования на музыкальных инструментах (в том числеи народных), исполнения игровых действий, плясок и
хороводных движений.
На протяжении двух лет веду целенаправленную и
систематическую работу в направлении изучения народного
творчества (как одно из направлений в работе с детьми по
музыкальному воспитанию), воспитывая в детях бережное,
любовное отношение к русской культуре и народным
традициям: все это происходит в интересной игровой форме,
разучиваем народные прибаутки, потешки, колыбельные и
народные песни, играем на музыкальных инструментах
народную музыку и т.п.
Ежегодно принимаю участие в организации, подготовке и
проведению:q фольклорных праздников,
следуя национальным
традициям: осенней ярмарки, зимних праздников: Новый
год, Рождество, весеннего праздника Пасхи, Масленица и
т.д.
q детских праздников с социальнозначимой идеей:
Международный женский день 8 Марта, День защитников
отечества 23 февраля, День трудящихся 1 Мая, Праздник
Великой Победы 9 Мая, Всемирный День защиты детей 1
июня, именины, и т.д.
1.2 Игра на музыкальных инструментах как вид
музыкальной деятельности дошкольников
Исполнительство на детских музыкальных инструментах
важный вид деятельности детей в процессе музыкальноэстетического воспитания в ДОУ наряду с пением,
слушанием музыки, музыкальноритмическими движениями.
Игра на музыкальных инструментах открывает перед детьми
новый мир звуковых красок,
помогает развивать
музыкальные способности и стимулирует интерес к
инструментальной музыке.
В процессе игры на музыкальных инструментах
совершенствуются эстетическое восприятие и эстетические
чувства ребенка. Это вид музыкальной деятельности детей
способствует становлению и развитию волевых качеств:
выдержки,
целеустремленности,
усидчивости; совершенствованию психических процессов
памяти, внимания, восприятия, образного и словесно
Знакомство с названиями
логического мышления.
инструментов, их тембрами, специальными музыкальными
настойчивости,терминами (струны, клавиши, медиатор, оркестр и др.)
обогащает активный словарь детей, развивает их речь;
укрепляется и совершенствуется мелкая моторика пальцев
рук.
У детей развиваются музыкальносенсорные
способности, тембровый, регистровый, гармонический слух,
чувство ритма, умения вслушиваться в многоплановую и
многоголосную фактуру произведения.
Музицирование позволяет развивать чувство взаимопомощи
и внимания к действиям товарищей; активизирует всех
детей, способствуя координации музыкального мышления и
двигательных функций организма, развивает фантазию и
творческие способности, музыкальный вкус, учит понимать и
любить музыку. В процессе игры на музыкальных
инструментах идет усвоение нотной грамоты. Играя, дети
лучше понимают устройство музыкальных инструментов,различают их звучание, тембр и входят в новый для них мир
музыкальной азбуки.
Игра на музыкальных инструментах расширяет чувственно
эмоциональный опыт ребенка. Неповторимое звучание
каждого инструмента вызывает у детей определенные
чувства и ощущения. Нередко эти чувства воплощаются в
придуманные образы. Музыкальный инструмент помогает
создавать эмоциональную связь между миром ребенка и
миром музыки.
Наконец, игра на инструментах создает условия для
нормализации психологического состояния ребенка.
Игра на музыкальных инструментах ценна еще и тем, что
может применяться в самых различных условиях как на
занятиях с педагогом, так и в самостоятельной музыкальнойдеятельности,
возникающей по инициативе детей.
Музыкальные игрушкиинструменты входят в жизнь ребенка
его ежедневные игры, занятия, развлечения, отвечают
склонностям детей и объединяют их в исполнительский
коллектив.
Таким образом, игра на музыкальных инструментах
оказывает влияние на всестороннее развитие личности, имеет
большое воспитательное и образовательное значение.
Классификация музыкальных инструментов
Необходимо отметить, что термины «музыкальная игрушка»
и «детский музыкальный инструмент» условны.
К первым обычно относят тот звучащий инструмент,
который используется в сюжетноролевых играх.Ко вторым относят уменьшенные, упрощенные копии
настоящих инструментов, схожие с ними по внешнему виду и
способу звукоизвлечения.
С течением времени установилось два типа музыкальных
игрушекинструментов:
1. Неозвученные (лишь изображающие инструменты)
предназначены для того, чтобы создавать игровую ситуацию,
в которой дети, фантазируя и напевая, представляют себя
играющими на музыкальных инструментах.
2. Озвученные подразделяются на 4 вида в зависимости от
характера их звучания:
q Игрушки инструменты со звуком нефиксированной
(неопределенной) высоты погремушки, бубны, барабаны,
кастаньеты и т. д.;q Игрушкиинструменты, построенные на одном звуке
свирели, дудки, рожки и т. д.;
q Игрушкиинструменты с заданной мелодией (инструменты
автоматы) органчики, музыкальные шкатулки, музыкальные
ящички и т. д.;
5. Игрушкиинструменты с диатоническим и хроматическим
звукорядом металлофоны, пианино, кларнеты, флейты,
саксофоны, баяны, гармоники, цитры, балалайки и т. д.
Музыкальные игрушки и инструменты, кроме того,
классифицируются по следующим группам:
1. Группа струнных цитра, домра, балалайка и т. д.;
2. Группа духовых флейта, саксофон, кларнет, губная
гармошка;
3. Группа ударноклавишных пианино, рояль и т. д.;вышеназванный инструмент
4. Группа клавишноязычковых баян, аккордеон, гармоника
и т. д.;
5. Группа ударных бубен, барабан, тарелки, металлофон и
т. д.
Каждый
отличается
своеобразным тембром, типом вибратора (источником
звукообразования) и способом звукоизвлечения. Например, у
металлофона тембр светлый, звенящий, серебристый; звук
образуется в результате колебания металлических
пластинок, а извлекается ударом молоточка. У цитры
тембр светлый, нежный мягкий; звук образуется в результате
вибрации струн, а извлекается с помощью медиатора.
Применение в работе различных музыкальных игрушек
инструментов дает возможность удовлетворить интерес к
музицированию детей всех возрастов, начиная с самогораннего когда их знакомят с мелодичным звучанием
погремушек, дудочек, и кончая применением уменьшенных
моделей настоящих музыкальных инструментов.
Разнообразие видов инструментов, применяемых в практике,
имеет еще одно преимущество. Игра на них предполагает
овладение детьми навыками различной степени сложности
начиная от непроизвольных помахиваний, постукиваний
погремушками, бубенцами до игры мелодий знакомых песен
с запоминанием расположения звуков на клавишах, струнах.
Для применения в работе музыкальные игрушки и
инструменты должны отвечать определенным требованиям:
q быть хорошо настроенными;
q иметь определенный чистый тембр;
q быть удобными для детей с точки зрения размера и веса;
q обладать простой конструкцией;q быть прочными, пригодными для частого использования в
быту.
Музицирование для детей является интересной и
увлекательной деятельностью, но стоит отметить, что
наибольший интерес у детей вызывает игра на народных
музыкальных инструментах.
Их яркое оформление,
колоритный звук всё это привлекает детей в народном
музыкальном инструменте.
В последние годы в дошкольных учреждениях заметно
активизировалась работа по приобщению дошкольников к
Дети знакомятся с
культуре русского народа.
произведениями устного народного
творчества,
музыкальным фольклором, народными играми, принимают
участие в народных праздниках.В свою очередь, исполнительство на народных музыкальных
инструментах следует рассматривать как модель проявления
и становления музыкальных задатков детей, вовлечения их в
активную музыкальную деятельность.
Современные дошкольные учреждения опираются на вековой
опыт применения в воспитании детей озвученных игрушек,
распространенных в народе. Самые древние игрушки
появились еще в III вв. Об этом, в частности,
свидетельствуют экспонаты Музея игрушек в Сергиевом
Посаде. Они представляют собой погремушки и трещотки из
дерева, просверленных костей, позже появились игрушки из
металла. При раскопках в древнерусских городах найдены
глиняные свистульки разнообразных форм (в виде козы,
петуха, собаки, утки и т. д.).С помощью народного инструмента ребенок не только может
проявлять свои эмоции, но и управлять ими. Он
подсознательно чувствует, какие звуки, тембры, созвучия
ему нравятся, и никогда не возьмет в руки тот музыкальный
инструмент, который будет его раздражать.
В быту народа, в различных культовых обрядах музыкальные
инструменты часто применялись как эмоционально
свистки
воздействующие.
использовались для привлечения или отпугивания птиц,
зверей, ими отгоняли («злые силы» и стремились призвать
«добрые»).
Эмоциональное воздействие музыкального инструмента
усиливается, когда ребенок, взяв его в руки, как бы ощущает
дыхание времени, истории развития культуры своего народа.
Играя на народном музыкальном инструменте, он входит в
Например,
трещотки,навеянные звучанием,
особый мир эмоциональных переживаний, в котором
рождаются образы,
историей
бытования данного инструмента. Проводниками в этот мир
образов могут быть сказки, былины, произведения песенного
и поэтического народного творчества, сам музыкальный
инструмент как образец декоративноприкладного
искусства.
Реализация художественных потребностей детей в процессе
музицирования на народных инструментах, развитие их
эмоционального восприятия, музыкального слуха и чувства
ритма, приобретение музыкального опыта все это создает
предпосылки к активной творческой деятельности детей и
сочинительству.
Народные музыкальные инструменты как произведения
народного прикладного искусства помогают создаватьслушая
активизирующий
стимулирующий формирование
необходимый эстетический настрой,
детское восприятие,
обратной связи между педагогом и детьми.
Народные музыкальные инструменты выступают также в
роли источников информации:
звучание
инструментов, дети знакомятся с историей их создания,
визуально их воспринимая, сочиняя музыку, дети постигают
культуру своего народа, находясь в её «поле», ощущают себя
ее звеньями.
Дополнительную информацию дают названия инструментов
шаркунок (от слова «шаркать»), копытца (звучание
инструмент та имитирует перестук лошадиных копыт),
Звонница (от слова «звон»), жалейка (от слова «жалеть» или
«жалить»), рожок (cоставная часть этого инструмента
сделана из рога животного),Играя на инструменте с понятным названием, ребенок
подсознательно вкладывает больше своей энергии, умения и
фантазии в этот процесс.
Одной из форм коллективной музыкальной деятельности
является игра в оркестре (ансамбле). Она стимулирует более
быстрое развитие музыкальных способностей и обогащает
музыкальные впечатления детей; повышает ответственность
каждого ребенка за правильное исполнение своей партии;
помогает преодолеть неуверенность, робость; сплачивает
детский коллектив. В процессе игры на детских
проявляются
музыкальных
индивидуальные особенности каждого ребенка.
История возникновения оркестра восходит к тем далеким
временам, когда на Руси ходили бродячие музыканты:
гусляры, гудошники, ложечники, трещоточники и др. На
инструментах
ярко