Статья: музыкальные инструменты (клавишные и другие)

  • Занимательные материалы
  • docx
  • 30.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Фортепиано - это собирательное название класса клавишно-струнных музыкальных инструментов - роялей и пианино. Рояль Пианино Устройство фортепиано Фортепианная механика. Звук в фортепиано извлекается ударением молоточка о струны. Струны с помощью колков натянуты на резонансную деку (в пианино дека находится в вертикальном положении, в роялях - в горизонтальном). Для каждого звука существует хор струн: три для среднего и высокого диапазонов, две или одна - для нижнего. Диапазон большинства фортепиано составляет 86 полутонов от ля субконтроктавы до до 5 октавы (более старые инструменты могут ограничиваться нотой ля 4 октавы сверху; можно встретить инструменты даже с более широким диапазоном).
Иконка файла материала 3.docx
Музыкальные инструменты » Клавишные, Статьи о музыке » История музыки Фортепиано ­ это собирательное  название класса клавишно­струнных  музыкальных инструментов ­ роялей и  пианино.    РояльПианино   Устройство фортепиано Фортепианная механика. Звук в  фортепиано извлекается ударением  молоточка о струны. Струны с  помощью колков натянуты на  резонансную деку (в пианино дека  находится в вертикальном положении,  в роялях ­ в горизонтальном).  Для каждого звука существует хор  струн: три для среднего и высокого  диапазонов, две или одна ­ для  нижнего. Диапазон большинства  фортепиано составляет 86 полутоновот ля субконтроктавы до до 5 октавы  (более старые инструменты могут  ограничиваться нотой ля 4 октавы  сверху; можно встретить инструменты  даже с более широким диапазоном).  В нейтральном положении струны,  кроме последних полутора­двух октав, соприкасаются с демпферами. При  нажатии клавиш в действие  приводится устройство из рычагов,  ремешков и молоточков, называемое  фортепианной механикой. После  нажатия от соответствующего хора  струн отделяется демпфер, чтобы  струна могла свободно звучать, и по  нему ударяет молоточек, обитый  фильцем (войлоком).  Педали. В современных фортепиано  присутствует две или три педали. В  более ранних инструментах для тех же целей использовались выдвижные  рычаги, которые пианист должен был  нажимать коленями.  Правая педаль (её называют иногда  просто "педалью", т.к. используется  она наиболее часто) поднимает сразувсе демпферы, так что после  отпускания клавиши соответствующие струны продолжают звучать. Кроме  того, все остальные струны  инструмента также начинают  вибрировать, становясь вторичным  источником звука.  Правая педаль используется в двух  целях: сделать последовательность  извлекаемых звуков неразрывной (игра legato) там, где это невозможно  сделать пальцами в силу технических  сложностей, и обогатить звук новыми  обертонами. Существует два способа  использования педали: прямая педаль ­ нажатие педали перед нажатием  клавиш, которые нужно задержать, и  запаздывающая, когда педаль  нажимается сразу после нажатия  клавиши и до того, как её отпустили. В нотах эта педаль обозначается буквой  P (или сокращением Ped.), а её снятие ­ звёздочкой. В музыке композиторов  эпох романтизма и импрессионизма  часто встречаются эти обозначения,  обычно для придания звуку особого  колорита.Левая педаль используется для  ослабления звучания. В роялях это  достигается сдвигом молоточков  влево, так что вместо трёх струн хора  они ударяют только по двум (в  прошлом иногда только по одной). В  пианино молоточки приближаются к  струнам. Эта педаль используется  значительно реже. В нотах она  обозначается пометкой una corda, её  снятие ­ пометкой tre corde или tutte le  corde.  Средняя (или третья, т.к. исторически она была добавлена последней) педаль, или педаль sostenuto, служит для  избирательного поднятия демпферов.  При нажатой средней педали  демпферы, поднимаемые при нажатии  клавиш, остаются поднятыми до  снятия педали. Она, как и правая  педаль, может служить для игры  legato, но не будет обогащать звук  вибрацией остальных струн. Сегодня  эта педаль отсутствует у большинства  пианино и присутствует у большинства роялей. Встречаются пианино, в  которых средняя педаль "задвигается"  влево и таким образом фиксируется,при этом между молоточками и  струнами помещается специальная  ткань, из­за которой звук становится  очень тихим, что позволяет музыканту  играть, например, ночью.  Игра на инструменте Фортепиано может использоваться и  как сольный инструмент, и вместе с  оркестром (напр., в концертах для  фортепиано с оркестром). Игра на  фортепиано ­ занятие, требующее  хорошей техники, внимания и отдачи.  Обучение игре на этом инструменте в  детских музыкальных школах России  занимает 5 или 7 лет, в зависимости от  программы, некоторые ученики  остаются дополнительно на один­два  года после окончания перед  поступлением в музыкальное училище. Начинать обучение игре на  фортепиано желательно в детском  возрасте, т.к. взрослым обучаться игре на нём намного сложнее. Продолжить  обучение по специальности можно в  музыкальном вузе. В ДМШ России  общее фортепиано также является  обязательным предметом почти длявсех специальностей.  Фортепиано требует бережного  обращения и, время от времени,  настройки, т.к. некоторые струны  спускаются, и извлекаемый звук  становится другим (электронные  инструменты намного менее  прихотливы в этом отношении и не  нуждаются в настройке).  История Предшественниками фортепиано были  клавесины и изобретённые позднее  клавикорды. Их недостатками были  быстро затухающий звук, что мешало  игре legato, и постоянный уровень  громкости, что исключало один из  важных выразительных средств музыки ­ динамику (изменение громкости).  Механика современного фортепиано  была предложена итальянским  мастером Кристофори ок. 1709 г., в  его конструкции молоточки  находились под струнами.  (Конструкция была названа  gravicembalo col piano e forte, откудасовременное название.) Похожие  системы были разработаны Мариусом  во Франции (1716) и Шрётером в  Германии (1717—21). Система,  основанная на принципе  подбрасывания прикреплённого к  клавише молоточка, была изобретена  Зильберманом и его учеником И.  Штейном в 1731 г. В 1821 г. Эрар  изобрёл механику с двойной  репетицией, которая позволяла  извлекать звук при быстром повторном нажатии клавиши (в предыдущих  инструментах молоточек медленно  отходил от струны, и это было  невозможно).  В России производство фортепиано  было тесно связано с деятельностью  мастеров Тишнера и Вирты в 1818— 1820 гг. Сегодня крупные  производители фортепиано имеют  свои, немного различающиеся, версии  фортепианной механики. Первые  музыкальные произведения для  фортепиано появились в XVIII  столетии (Гайдн, Моцарт). В ходе  развития к инструменту были  добавлены педали. В XX векепоявились принципиально новые  инструменты — электронные пианино  и синтезаторы. О  флейт е Музыкальные инструменты » Духовые инструменты, Статьи о музыке » История музыки Блок­флейтаБлок­флейта, блокфлейта (продольная  флейта) ­ духовой инструмент, как правило,  сделан из дерева или пластика. Имеет очень  мало общего с обычной, т.е. поперечной  флейтой. Блок­флейту держат продольно,  вдувая воздух в отверстие, расположенное на торце трубки. Рядом с этим отверстием,  подобно устройству свистка, расположено  выходное отверстие, с рассекающей воздух  гранью. На самой трубке расположены  отверстия, закрываемые пальцами для  извлечения различных тонов. Блок­флейта в  «серьёзной» музыке распространена мало, в  основном используется в народной музыке, и  для обучения детей.Поперечная флейта Поперечная флейта ­ духовой инструмент,  изготовляемый в настоящее время из  специальных металлических сплавов.  Состоит из цилиндрической трубки,  открытой внизу и имеющей боковое  небольшое отверстие в верхней конечной  части. В это боковое отверстие вдувается  воздух, и на этом же отверстии происходит  рассекание потока воздуха острой кромкой.  Играющий держит флейту горизонтально,  отчего она и называется поперечной, в  отличие от блок­флейты, которую держат во  время игры как кларнет.  Кроме вышеупомянутых двух отверстий,  флейта имеет 11 дырочек, которые  закрываются клапанами. Прикладывание  пальцев к клапанам называется  аппликатурой. При всех закрытых дырочках  флейта дает наиболее низкий звук.  Оркестровая флейта имеет диапазон в три  октавы начиная от си малой октавы. Более  высокие ноты получаются с помощью звуков  натуральной гаммы, добываемых от нот в  первой октаве вследствие сжимания губ(пропускающих воздух). Ноты звучат как  пишутся, в ключе соль. Низкий регистр  флейты слаб, но имеет мягкий, бархатистый  звук; средний и особенно верхний регистры  сильнее.  Флейта­пикколо Она же малая флейта, по конструкции  аналогична обычной поперечной флейте, но в два раза меньше и звучит на октаву выше.  История развития флейты Древнейшей формой флейты, по­видимому,  является свисток. Постепенно в свистковых  трубочках стали прорезать пальцевые  отверстия, превращая простой свисток в  свистковую флейту, на которой уже можно  было исполнять музыкальные произведения.  Продольная флейта была известна в Египтеещё пять тысяч лет тому назад и она остаётся основным духовым инструментом на всём  Ближнем Востоке. Продольная флейта,  имеющая 5­6 пальцевых отверстий и  способная к октавному передуванию,  обеспечивает полный музыкальный звукоряд, отдельные интервалы внутри которого могут  меняться, образуя различные лады  посредством перекрещивания пальцев,  закрытия отверстий наполовину, а также  изменения направления и силы дыхания.  Поперечная флейта с 5­6 пальцевыми  отверстиями была известна в Китае по  меньшей мере 3 тысячи лет назад, а в Индии  и Японии ­ более двух тысяч лет назад. В  Европе в период Средневековья были  распространены, в основном, простые  инструменты свисткового типа  (предшественницы блок­флейты и  флажолета), а также поперечная флейта,  которая проникла в Центральную Европу с  Востока через Балканы, где до сих пор  остается самым распространенным народным инструментом.  К концу XVII века поперечная флейта была  усовершенствована французскими  мастерами, которые, в частности, добавили кшести пальцевым отверстиям клапаны для  исполнения полного хроматического  звукоряда. Обладая более экспрессивным  звучанием и высокими техническими  возможностями, поперечная флейта вскоре  вытеснила продольную (блок­флейту) и к  концу XVIII века заняла прочное место в  симфоническом оркестре и  инструментальных ансамблях.  Между 1832 и 1847 Теобальд Бём  усовершенствовал инструмент, который с тех пор уже относительно мало изменился. Он  ввёл следующие наиболее важные  новшества:  1) расположил большие пальцевые отверстия  в соответствии с акустическими принципами, а не удобствами исполнения;  2) снабдил инструмент системой клапанов и  колец, помогающей закрывать все отверстия;  3) использовал цилиндрический канал старых времен, но с параболической головкой, что  улучшило интонацию и выровняло звучание в разных регистрах;  4) перешёл на использование металла для  изготовления инструмента, что по сравнению  с деревянным инструментом усилило блеск  звучания.Флейты обычно делались из серебра, хотя  некоторые исполнители все ещё  предпочитали дерево; в XIX веке были  популярны также инструменты из стекла и  слоновой кости. Про  истори ю  гитарыМузыкальные инструменты » Струнно­ счычковые, Статьи о музыке » История музыки В XVIII столетии процветало гитарное  исполнительство. В Испании гитаре  уделялось большое внимание. Появилось  много школ и методических пособий, из  которых особенной популярностью  пользовался трактат Федерико Моретти.  В практике гитарной композиции и игры  складывались оригинальные технические  приёмы и формы вариационного развития.  В это время уже вошли в репертуар  любителей и профессионалов бесчисленные вариации и импровизации на мелодию хоты, фанданго.Гитара во многом помогла сохранению в  испанском быту народных танцев, которые  давно были вытеснены в аристократических салонах менуэтом (появились, впрочем, и  менуэты в испанском духе). Хота,  сегидилья, фанданго и только что  появившееся болеро широко  распространились по всей Европе это был  своеобразный реванш Испании за вторжение иноземных влияний, нараставших в течение  XVIII столетия.  И всё же век восемнадцатый не оставил в  памяти потомков блистательных имён,  знаменитых опусов.  Это столетие наиболее сильно сказалось на  облике инструмента, ­ именно тогда  испанская гитара обрела шестую струну. В  тот век её облик претерпевал значительные  изменения, наиболее сильно это проявилось на рубеже со следующим столетием,  появились самые причудливые  инструменты, но большинство их стало  тупиковыми ветвями эволюции гитары. В  1773 году ван Хекке сделал  двенадцатиструнную гитару, которую он  назвал «бисзекс» (дважды шесть).Аббат Морлане в 1788 году в Париже  изобрёл семиструнную гитару. Обер де  Труа в 1789 году сконструировал гитару с  двумя грифами и двумя специальными  аккордами струн. Венский мастер Штауфер создал восьмиструнную гитару. В  лондонском Музее Виктории и Альберта  хранится гитара, на которой натянуто 32  струны (мастер дон Рафаэль Валлехо,  1789).  Однако ни один из этих инструментов не  смог превзойти шестиструнную гитару,  поскольку каждый эксперимент порождал  больше неудобств, чем преимуществ.  Однако подобные эксперименты  продолжились и в следующем столетии.  Гитара в XIX ­ XX вв. Век девятнадцатый  пока несколько обделён вниманием  историков, с точки зрения его оценки. И  если двадцатое столетие охарактеризовало  себя как век прорыва в области технологий  и осуществления выхода человека в космос, то предыдущее столетие знаменует эпоху  более значительных перемен в истории  человечества. Именно тогда, во второй его  половине, произошли существенные  изменения в мировосприятии окружающегомира: благодаря новым средствам  коммуникации человечество стало  способным к быстрому восприятию всего  нового ­ происходила ломка догматики,  умы людей начали будоражить новые  открытия в различных областях знаний.  Начавшееся выдвижение науки на передний план, ­ фактор, без которого трудно  представить дальнейший прогресс (в т.ч. и  появление интернета), ­ сделало именно  XIX век, веком науки. Популяризация  знаний, науки в то столетие набирало  обороты, причём в начале следующего века, романы Жюля Верна так повлияли на юного Исаака Альбениса, что он, будучи ещё  мальчиком, смело отправился в  самостоятельное путешествие, сулившее  различные приключение путешествие через  океан, в Америку. Коснулись существенные новации и различных областей искусства, а  гитаристам славное XIX столетие подарило новых Адептов инструмента, способных  продвинуть славу гитары далеко вперёд. Но искусство некоторых из них, расцвело уже  в следующем столетии.  В числе первых новаторов подъёма  гитарного искусства века девятнадцатого,пожалуй, были испанские гитаристы  блестящие виртуозы ­ Фернандо Сор и  Дионисио Агуадо. Заслуга, вышедших в  1825 г. «Школа для гитары» Агуадо, а в  1830 г. "Школа для гитары" Сора, в том,  что они способствовали существенному  продвижению исполнительской техники,  благодаря широкому внедрению новых  технических приемов. Это принятый сейчас всеми гитаристами приём барре,  обеспечивающий свободное пользование  тональностями, новая постановка руки,  открывающая возможности технического  совершенствования (Ф.Сор) и  использование ногтевого способа  звукоизвлечения (Д.Агуадо).  Кроме того, используемая в современных  инструментах конструкция подставки, на  которой устанавливается нижний порожек  гитары, со способом крепления струн, что  применяется ныне, изобретена в 1824 году  именно Агуадо, такая конструкция  заменила все виды подставок,  существовавших прежде. И, конечно, надо  отдать должное Фернандо Сору за создание  нового гитарного репертуара, ­ по  утверждению Андреса Сеговии он лучший  гитарный композитор XIX века сегодня нет,пожалуй, ни одного гитариста, в репертуаре которого не было бы его сочинений. На  фоне этих испанских гитаристов, которые  порой выступали в совместном дуэте, как­ то блекнут имена Мауро Джулиани и  Луиджи Леньяни. На  сколько  значима музыка ? Статьи о музыке » История музыки, Статьи о музыке » Музыкальные интересностиМузыка – что это такое? Откуда она  взялась, и вообще, зачем она существует?  Казалось бы, вопросы достойные ребёнка, и ответы на которых довольно банальны и  известны каждому, но, всё же, кто может  дать точный ответ? Давайте вместе  попробуем разобраться, итак…  20­30 тыс. лет назад возникли первые  более­менее разумные люди, которые уже  начали задумываться, чем бы им на этой  планете ещё, заняться, кроме как ходить на  охоту и войну, помыслами чем бы ещё  набить живот, да игрой в «размножалки» ссамками племени. Многим, наверное,  знакома «Пирамида потребностей» (из  лекций по Экономике, например), судя по  этой пирамиде, человек после  удовлетворения своих естественных  потребностей – начинает задумываться о  других второстепенных, но всё­таки  важных для него лично, потребностях,  желаниях, мечтах. Видимо так же  произошло в историческом контексте –  письменности ещё не было, связанной речи  тоже, зато появились зачатки живописи и  музыки, т.е. живопись и музыка ­ самые  старейшие виды искусства изобретённого  человеком!  Что же было с этими изобретениями  дальше? Зачем они вообще были нужны  людям тогда, в те «тёмные» века? Как  оказалось, уже в то время люди искали  способ контролировать других людей, с  помощью странных изображений, фигурок,  звуков, ритмов, музыки, танцев. С момента  появления речи, появилась песня. Песня,  была чем­то вроде молитвы, т.е. её пели  только в нужные моменты, для совершения  обрядов или ритуалов.  Шло время, и приблизительно 10 тыс. летназад начали зарождаться великие  цивилизации, сначала была Египетская  (точного момента её зарождения никто не  знает, также непонятно, откуда они  взялись, и откуда у них такие сильные  познания в архитектуре, живописи,  письменности, математике и др.), но даже в исторических фактах можно найти  сведения, что в Египте был высокий  уровень архитектуры, живописи и музыки  именно в угоду жречества и правящего  класса.  Ситуация не изменилась и позднее, в других великих цивилизациях лишь крепла связь  искусства с правящим классом и религией,  т.е. уже в те времена был заложен камень  преткновения разделяющий «нужное  искусство» (полезное для правящего класса и религии) с псевдоискусством (то что не  подходит для управления толпы). В это же  время появляется персонифицированная  скульптура, живопись и музыка/песня.  Возвеличивающая не правящий класс, а  любого, кто мог себе позволить заказать у  мастера подобное удовольствие. С этого  момента, люди понимают, что можно  извлекать материальную выгоду из своих  трудов. Искусство, становится продажным,и это не есть плохо, т.к. повсеместно  появляются новые художники, музыканты и др. деятели, между которыми появляется  конкуренция, начинается качественный  рост искусства.  До середины средних веков идёт  разграничение искусства по классам  общества. У низшего сословия и бедноты –  своё примитивное искусство, фольклор и  песни, у среднего класса – ситуация уже  получше, тут вам и хвалебные гимны, оды и рулады, картины, бюсты, и т.п., ну а у  правящей верхушки и церкви – конечно,  самое лучшее.  Такая тенденция, есть и сейчас, но с конца  средних веков, искусство отошло на второй план, его место заняло ­ изобретательство.  Престижней становится иметь автомобиль  (если сравнивать уже с нашим временем),  чем картину, разбираться в сложных  устройствах, чем в написании музыки,  сочинении стихов. Тем временем, правящая верхушка, понимает, что искусство, как  управленческая ниточка ­ теряет свою  полезность, но всё же оно ещё приносит  финансовую выгоду, а значит – ещё может  быть довольно полезным.В основном, правительства многих стран  поддерживают традиционную музыку,  присущую их менталитету, а также  классическую.  Сегодня искусство проникает повсеместно  – сквозь радио и телевизор, эволюция его  идёт экспоненциально, усложняются  приёмы написания, создания шедевров.  Появляются, различные конкурсы и  премии, показывающие что автор –  действительно достоин их.  Так всё же, что такое музыка? Ведь её не  понимает ни одно божье творение, кроме  человека, и в тоже время музыка – это  творение человеческое, а не божественное.  Музыка, каким­то немыслимым образом  «трогает душу», она одна из немногих  способных сделать это, а душа – что это?  Есть ли разумные объяснения, достоверные  физические факты? И всё же, музыка  доказывает – что что­то там, внутри нас  есть, чего нет в других божьих творениях, и это – хорошо!  Музыка может заставить радоваться,  танцевать, или быть грустным и даже –плакать. Для каждых значимых событий в  нашей жизни – есть своя музыка: в церкви – подавляющая, заставляющая почувствовать себя мелким ничтожеством в доме бога,  также у каждого государства есть свой  гимн – тут уже мы должны испытывать  гордость и торжество, превосходство  нашего государства над другими. Есть ещё  множество моментов в жизни, которые не  обходятся без участия музыки, просто с  того момента, как человек понял, что  музыка может влиять на настроение и  поступки не только его самого, но и других  людей, музыка становится заложницей в  руках умелых управленцев и дельцов, вот  это, как раз и прискорбно…  Может быть, уже хватит воспринимать  музыку подсознательно, и стоит  попробовать разобраться, зачем вы это  делаете? Может вам, этим самым кто­то  навязывает поведенческие стереотипы?  Просто знайте, что некоторые могут  слушать музыку и не быть потом  зависимыми, ни от певца, ни от музыканта.  Если композиция действительно хороша –  сделана с душой, то не важно какой у неё  рейтинг продаж, или симпатичная ли  вокалистка её исполняет. Музыка нужналишь для того, чтоб мы чувствовали себя  лучше. Слушайте больше разнообразной  музыки, старайтесь разбираться в стилях и  тенденциях, пусть у вас появится  собственный вкус (а не тот который вам  пытаются навязать управленцы и дельцы),  и, в конце концов, вы поймёте, для чего она нужна…  Она нужна только – для Вас! Музыка древних История музыки   Происхождение слова «музыка»  известно всем: от греческого«искусство муз». А вот вопрос о  том, как возник этот вид  искусства, еще в прошлом веке и  начале нашего столетия вызывал  споры. Одни исследователи  склонялись к тому, что музыка  родилась из слова, возбужденной  человеческой речи; другие  относили ее истоки к пению птиц и голосам животных; третьи видели  ее начало в ритмичной работе  людей, магических заклинаниях и  т. д.  Нам трудно представить себе  музыку первобытных людей. Ведь  тогда еще не существовало  письменности и никто не умел  записывать ни слова песен, ни  звуки их. Самое общее  представление об этой музыке мы  можем получить частью по  сохранившимся следам жизни  людей тех далеких времен  (например, по наскальным и  пещерным рисункам), а частью по  наблюдениям над жизнью  некоторых современных народов,  сохранивших первобытный укладжизни. Так мы узнаем, что еще на  заре человеческого общества  музыка играла важную роль в  жизни людей.  К настоящему времени ученые,  основываясь на новых данных  археологических и  этнографических исследований,  пришли к выводу, что в  первобытном обществе  становление музыки проходило  очень медленно, она не была тем  видом искусства, которое мы  сейчас определяем этим словом.  Музыку древних нельзя отделить  от их повседневной жизни.  Женщины убаюкивали детей,  тихонько напевая; пастухи  сзывали стадо звуками рогов;  ритмичные выкрики помогали  рыбакам вытягивать сети и лодку  на сушу; устрашающие возгласы  воинов повергали в ужас врагов.  Печальный погребальный обряд  сопровождался плачами (еще и  сейчас кое­где сохранились  профессиональные плакальщицы).  Возвращение воинов с победойотмечали торжественным пиром с  плясками, пением, отбивая ритм  ладонями, похлопывая по гулко  звучащим и звенящим предметам.  Эти веселые звуки, шумовая  разноголосица поднимали людям  настроение, подчеркивая  праздничность, значительность  события. Музыка, ее ритм,  метрика, мелодия, равномерное  чередование и повторение  наигрышей, попевок оказывали  сильнейшее эмоциональное  воздействие на человека, могли  заставить его плакать или  веселиться, упорно работать или  храбро сражаться с врагом.  Музыка входила в игры  первобытных людей как  непременная составная часть. Она  была неотделима от слов песен, от  движений, от пляски. В играх  первобытных людей были слиты в  одно целое зачатки различных  видов искусства — поэзии,  музыки, танца, театрального  действия, которые впоследствии  обособились и стали развиватьсянезависимо. Такое не расчлененное (синкретическое) искусство,  похожее, скорее, на игру,  сохранилось и в наши дни у  племен, живущих в условиях  первобытно общинного строя. В  древнейшей музыке было много  подражания звукам окружающей  жизни. Постепенно люди  научились отбирать из огромного  количества звуков и шумов звуки  музыкальные, научились  осознавать их соотношение по  высоте и длительности, их связь  между собой.  Ритм раньше других музыкальных  элементов получил развитие в  первобытном музыкальном  искусстве. И тут нет ничего  удивительного, ведь ритмичность  заложена в самой природе  человека. Первобытная музыка  помогала людям найти ритм в  работе. Мелодически  однообразная и простая, эта  музыка была в то же время  удивительно сложной и  разнообразной в ритмическомотношении. Певцы подчеркивали  ритм ударами в ладоши или  притоптыванием: это самая  древняя форма пения с  сопровождением. По сравнению с  музыкой первобытного общества  музыка древнейших цивилизаций  стояла на неизмеримо более  высокой ступени развития.  Барельефы на развалинах  ассирийских храмов, египетские  фрески и другие памятники  далеких времен сохранили для нас изображения музыкантов. Но что  именно играли музыканты, о чем  пели певцы, об этом мы можем  только догадываться.  Мы не можем точно представить,  что это была за музыка: ведь даже  музыкальное искусство древних  греков известно в основном по  описанию. О первобытной музыке  мы судим по находкам археологов  (разнообразные свистки, кости с  дырочками, раковины),  наскальным рисункам. Какое­то  представление о музыке наших  далеких предков дает такназываемое синкретичное (т. е.  неразделенное, тесно связанное с  практическими жизненными  процессами общества) искусство  современных племен, живущих  еще по законам первобытной  общины.  С течением времени музыка стала  обретать более устойчивые  формы, вырабатывались свои  законы, логика построения  мелодии, употребления тех или  иных ритмов. Из огромного  количества звуков и шумов люди  научились отбирать звуки  музыкальные, осознавали их  соотношение по высоте и  длительности, их связь между  собой. Совершенствовались и  примитивные инструменты. У  разнообразных африканских  племен до сих пор бытуют  звучащий лук, огромные барабаны  из пустотелого ствола дерева,  маленькие барабаны из  высушенной тыквы, простейшие  свирели, рога, раковины —  прообразы современных струнных,ударных, духовых инструментов.  Самостоятельность музыка  приобретает значительно позже —  в период разложения первобытно  общинного строя, когда  постепенно художественная  деятельность человека  отделяется­от практической.  История, литература сохранили  разнообразные мифы и легенды о  силе воздействия музыки.  Вспомним пленительное пение  сирен, описанное в «Одиссее»  Гомера, способность музыки  укрощать диких зверей (миф об  Орфее), исцелять от болезней.  Разделение труда и возникновение  классов способствовали также и  разделению некогда единой,  всеобщей культуры и, естественно, музыки на культуру  господствующих и угнетенных  классов. Появляются  профессиональные музыканты;  самостоятельно живет и  развивается народная музыка.Про историю  звукозаписи История музыки   Сегодня, к основным методам  звукозаписи относятся:­ механическая  ­ магнитная  ­ оптическая и магнито­ оптическая звукозапись  ­ запись на твердотельную  полупроводниковую флэш­ память  Попытки создания аппаратов,  которые могли бы  воспроизводить звуки,  предпринимались еще в Древней  Греции. В IV­II веках до н. э. там существовали театры  самодвижущихся фигурок ­  андроидов. Движения некоторых  из них сопровождались  механически извлекаемыми  звуками, складывающимися в  мелодии.  В эпоху возрождения был создан  целый ряд различных  механических музыкальных  инструментов, воспроизводящих  в нужный момент ту или иную  мелодию: шарманок,  музыкальных шкатулок, ящиков,  табакерок.Музыкальная шарманка работает следующим образом. Звуки  создаются при помощи стальных  тонких пластинок различной  длины и толщины, размещенных  в акустическом ящике. Для  извлечения звука служит  специальный барабан с  выступающими штифтами,  расположение которых по  поверхности барабана  соответствует задуманной  мелодии. При равномерном  вращении барабана штифты  задевают пластинки в заданной  последовательности. Заранее  переставляя штифты на другие  места, можно менять мелодии.  Приводит в действие шарманку  сам шарманщик, вращая ручку.  В музыкальных шкатулках для  предварительной записи мелодии используется металлический  диск, на который нанесена  глубокая спиральная канавка. В  определенных местах канавки  делаются точечные углубления ­ямки, расположение которых  соответствует мелодии. При  вращении диска, приводимого в  движение часовым пружинным  механизмом, специальная  металлическая игла скользит по  канавке и "считывает"  последовательность нанесенных  точек. Игла скреплена с  мембраной, которая при каждом  попадании иглы в канавку издает звук.  В средние века были созданы  куранты ­ башенные или большие комнатные часы с музыкальным  механизмом, издающие бой в  определенной мелодической  последовательности тонов или  исполняющие небольшие  музыкальные пьесы. Таковы  Кремлевские куранты и Биг Бен  в Лондоне.  Музыкальные механические  инструменты ­ это всего лишь  автоматы, воспроизводящие  искусственно созданные звуки.  Задача же сохранения надлительное время звуков живой  жизни была решена значительно  позже.  За много веков до изобретения  механической звукозаписи  появилось нотное письмо ­  графический способ  изображения на бумаге  музыкальных произведений (рис.  1). В древности мелодии  записывались буквами, а  современное нотное письмо (с  обозначением высоты звуков,  длительности тонов, тональности и нотными линейками) начало  развиваться с ХII века. В конце  XV века было изобретено  нотопечатание, когда ноты  начали печатать с набора,  подобно книгам.Рис. 1. Нотное письмо  Записывать и потом  воспроизводить записанные  звуки удалось только во второй  половине XIX века после  изобретения механической  звукозаписи.  Механическая звукозапись В 1877 году американский  учёный Томас Альва Эдисон  изобрел звукозаписывающий  аппарат ­ фонограф, впервые  позволивший записать звукчеловеческого голоса. Для  механической записи и  воспроизведения звука Эдисон  применил валики, покрытые  оловянной фольгой (рис. 2).  Такие фоновалики представляли  собой полые цилиндры  диаметром около 5 см и длиной  12 см.  Эдисон Томас Альва (1847­ 1931), американский изобретатель и предприниматель.  Автор более 1000 изобретений в области электротехники и средств связи. Изобрел первый в мире аппарат звукозаписи ­ фонограф, усовершенствовал лампу накаливания, телеграф и телефон, построил в 1882 году первую в мире электростанцию общественного пользования, в 1883 году открыл явление термоэлектронной эмиссии, что впоследствии привело к созданию электронных или радиоламп.В первом фонографе  металлический валик вращался с  помощью рукоятки, с каждым  оборотом перемещаясь в осевом  направлении за счет винтовой  резьбы на ведущем вале. На  валик накладывалась оловянная  фольга (станиоль). К ней  прикасалась стальная игла,  связанная с мембраной из  пергамента. К мембране был  прикреплен металлический  конусный рупор. При записи и  воспроизведении звука валик  приходилось вращать вручную со скоростью 1 оборот в минуту.  При вращении валика в  отсутствие звука игла  выдавливала на фольге  спиральную канавку (или  бороздку) постоянной глубины.  Когда же мембрана колебалась,  игла вдавливалась в олово в  соответствии с воспринимаемым  звуком, создавая канавку  переменной глубины. Так был  изобретен способ "глубинной  записи".