Возможно, вы слышали примерно такую байку. Идет сеанс записи в студии. У музыкантов работа не клеится. Не попадают в ноты, не вовремя вступают… В конце концов звукорежиссер восклицает: "Сыграйте хроматическую гамму, а остальное я сам смонтирую". Есть и другой вариант этой же истории: записывается горе-певец, и дело кончается тем, что его просят озвучить в микрофон по отдельности все буквы алфавита…
Еще несколько лет назад это можно было бы считать всего лишь профессиональным анекдотом, в котором воспевалось мастерство работников студий и, конечно, существенно преувеличивались их возможности. Однако прогресс не стоит на месте. Теперь не только специалистам, но и любителям доступны программы, способные и подправить фальшиво взятые ноты, и создать композицию любой сложности из единственного сыгранного, спетого или даже просто произнесенного звука. Сегодня мы хотим познакомить вас с одной из наиболее интересных программ подобного назначения, возможно, даже лучшей из них.
Программа Melodyne разработана немецкой компанией Celemony Software GmbH (celemony.com). По существу Melodyne представляет собой специализированный звуковой редактор. В нем, как и в других редакторах, записанный звук отображается в виде сигналограмм (волновых форм). Сигналограммы (а значит, и соответствующие им звуковые данные) можно разрезать, удалять, копировать, переносить с места на место, монтируя их последовательно на одном треке или параллельно на нескольких треках. А еще можно изменять высоту тона всей партии или отдельных ее фрагментов, а также изменять продолжительность звуковых событий, растягивая или сжимая их во времени.
Ничего необычного в перечисленных возможностях нет. На такое способны и универсальные звуковые редакторы (например, Adobe Audition), и виртуальные студии, особенно если дополнить их высококачественными эффектами (см. книгу "Профессиональные плагины для SONAR и Cubase", издательство "БХВ-Петербург", 2003). В частности, практически в любой программе для работы со звуком пользователю доступны функции pitch shift (сдвиг высоты тона) и time stretch (масштабирование во времени фрагментов фонограммы).
Отличительная особенность Melodyne заключается в том, что программа максимально приспособлена для решения двух основных задач - редактирования мелодии и создания мелодии на основе нескольких заранее записанных произвольных базовых звуков (в пределе - на основе единственного звука). В самом названии программы содержится намек на то, что она является инструментом для работы именно с мелодией.
инструмен
т Way Out
Ware
KikAxxe
Музыкальные программы » Виртуальные
синтезаторы
Виртуальный инструмент KikAxxe
имитирует аналоговый синтезатор ARP
Axxe. Используется та же технология
моделирования, что и в инструменте
TimewARP 2600. Добавлены 16
шаговый секвенсор, ритммашина
(семплы, пять наборов) и ленточный
дилей. Поддерживаются MIDI
управление и синхронизация с
сообщениями MIDI Clock. Прилагаются
пресеты.Программу можно использовать
автономно или как плагин формата
VST, RTAS и Audio Units. Системные
требования: Windows XP(SP2)/Vista32,
процессор 1,5 ГГц, 512 Мб RAM (1 Гб
под Vista); MacOS X 10.3.9 или выше,
процессор 1 ГГц (Intel или PowerPC),
512 Мб RAM. Есть демонстрационные
версии.Музыкальные программы » VST, DXi,
RTAS плагины
В последнее время чрезвычайно
популярными стали аудиоэффекты,
обработки и виртуальные
инструменты, реализованные
программным путем и работающие в
режиме реального времени. Они могут
представлять собой как
самостоятельные приложения, так и
плагины, предназначенные для
использования из других приложений
приложенийхостов.Вообще плагины нечто
несамостоятельное, некий
подключаемый "довесок" к программе
или устройству, благодаря чему эта
программа или устройство получает
новые возможности. Приложениехост
это та программа, которая позволяет
подключать к себе плагины.
Взаимодействие хоста с плагином
регламентируется интерфейсом
прикладных программ (Application
Programming Interface API). В
настоящее время наиболее
популярными "музыкальными" API на
платформе PC можно считать VST и
DX. DX технология, обеспечивающая
взаимодействие приложенийхостов с
виртуальными эффектами и
инструментами (синтезаторами;
сэмплерами; эффектами,
управляемыми по MIDI, и др.)
посредством интерфейса прикладных
программ Microsoft DirectX. После
установки DXплагинов в систему они
становятся доступными из любых
приложений, позволяющих
использовать данную технологию. В
равной степени распространены VST
плагины. VST Virtual StudioTechnology API фирмы Steinberg.
Virtual Studio Technology изначально
разрабатывалась для применения в
программных продуктах Steinberg (в
частности, в Cubase VST). Поэтому
нет ничего удивительного в том, что и
программа Cubase SX ориентирована
на работу с VSTплагинами. Вообще с
поддержкой плагинов различных
стандартов в Cubase SX дела обстоят
следующим образом:
в полной мере поддерживаются VST
плагины (и эффекты, и инструменты
VST1); DXплагины поддерживаются с
ограничениями: Cubase SX не отличает
DXплагины эффектов от плагинов
инструментов DXi, поэтому
применение DXi из Cubase SX нам не
представляется возможным; не
поддерживается автоматизация
параметров DXплагинов. Все плагины
фирмы Steinberg поддерживают
стандарт VST. Hаиболее мощные по
возможностям и качеству звучания
(поэтому и наиболее популярные)
плагины третьих фирм поддерживают
оба стандарта: и DX, и VST. Поэтому
в дальнейшем мы будем говоритьтолько о применении VSTплагинов.
Инсталляция VSTплагинов, входящих
в поставку Cubase SX, осуществляется
во время установки самой программы
Cubase SX, и вам не нужно
прикладывать никаких усилий для
того, чтобы эти плагины в дальнейшем
были доступны. Если же вы
собираетесь инсталлировать
дополнительные плагины, то следует
понимать, что для Cubase SX важно,
чтобы программные модули плагинов
находились в определенной папке. По
умолчанию это C:/PROGRAM
FILES/STEINBERG/CUBASE
SX/VSTPLUGINS. В случае
необходимости можно указать другую
папку, используемую для хранения
плагинов, и дать Cubase SX команду
обновить информацию о плагинах.
Дело в том, что в настройках каждого
приложенияхоста имеется путь к
папке с VSTплагинами. У разных
приложений этот путь по умолчанию
разный. И если вы хотите использовать
одни и те же VSTплагины из разных
приложений, то в настройках каждого
из них должна быть указана одна и та
же папка. VSTинструменты (VSTi) это, по существу, плагины,
управляемые по протоколу MIDI. Для
того чтобы задействовать в Cubase SX
какойлибо виртуальный инструмент,
требуется выполнить минимальное
количество действий: подключить
плагин VSTi к проекту и выбрать на
одном из MIDIтреков в качестве
выходного порта виртуальный MIDI
порт данного инструмента. Различным
аспектам применения VSTплагинов
посвящено несколько разделов данной
книги. В частности, методика
подключения VSTi описана в разд.
4.1.3, автоматизация VSTплагинов
(эффектов и инструментов) описана в
разд. 4.7.8, методика получения
информации о VSTплагинах изложена
в разд. 5.6.1. О применении VST
плагинов в многоканальных проектах
вы прочтете в разд. 5.6.2. Применение
VSTi рассмотрено в главе 10, а
описание VSTплагинов приведено в
главе 13.
У каждого VSTинструмента есть свои
особенности. Большинство из
инструментов уникально: в них
используются различные типы синтезазвука, они отличаются архитектурой и
методами обработки генерируемого
звука. Многие из них обладают
собственным, как правило, ни с чем не
совместимым набором MIDI
контроллеров. Однако перечень этих
контроллеров, банков и патчей может
передаваться в приложениехост. В
этом случае вы обращаетесь к
требуемому контроллеру уже не по
номеру, а по его названию. Выбирать и
корректировать тембры удобнее всего
в окне самого VSTинструмента. Все
настройки VSTинструмента,
сделанные в этом окне, сохраняются
непосредственно в проекте.
Мультитембральными VST
инструментами можно управлять по
нескольким MIDIканалам с
нескольких MIDIтреков. Для того
чтобы свести к минимуму задержку
между поступлением MIDIкоманды
VSTинструменту и ее реализацией в
звуке, требуется достаточно мощный
процессор и звуковая карта с ASIO
драйверами. Однако если вы не
собираетесь играть на VST
инструменте с клавиатуры, то эта
задержка значения не имеет. Hа MIDIтреке, управляющем VST
инструментом, вы располагаете
партию для данного инструмента,
записав ее нотами или с помощью
отпечатков клавиш. Можно записать
партию с MIDIклавиатуры на другой
трек, озвучиваемый аппаратным
синтезатором, а затем перенести на
трек, управляющий VST
инструментом. При воспроизведении
проекта приложениехост учтет то, что
VSTинструменты откликаются с
запозданием, и будет посылать MIDI
команды для них чуть раньше, чем для
других MIDIинструментов. В
результате VSTинструменты будут
звучать синхронно со всем сонгом. Что
касается субъективного качества
звука, генерируемого виртуальными
синтезаторами (и VSTинструментами,
в частности), то оно зависит
исключительно от разработчиков.
Существует множество виртуальных
синтезаторов с возможностями
игрушки. Hо попадаются и такие,
которые не уступают по качеству
звучания своим аппаратным
прототипам, а по возможностям и
гибкости в управлении оставляют ихдалеко позади.
Если вы работаете с аппаратным
синтезатором, то для "переброски"
MIDIпартии этого инструмента на
аудиотрек или в WAVфайл требуется
делать внутреннее пересведение:
нужно воспроизводить MIDIтреки,
относящиеся к данному синтезатору, и
одновременно записывать звучание
синтезатора на аудиотрек. Качество
записи при этом зависит от самого
синтезатора, соединительных кабелей
и качества АЦП звуковой карты. А
цифровые выходы имеются далеко не
у всех "железных" синтезаторов.
Совсем другое дело виртуальные
инструменты. Вы можете сами
определять формат звуковых данных
проекта Cubase SX. Соответственно
все виртуальные инструменты будут
работать в заданном формате. При
этом ничто не мешает вам
использовать 24 бита для
представления звукового сигнала. И
никакого шума. Итак, вы можете
использовать VSTинструменты и
добиться серьезных результатов,
обладая всего лишь компьютером сдостаточно мощным процессором и
звуковой картой с минимальными
возможностями. Стоимость такой
домашней студии гораздо меньше, чем
студии с несколькими аппаратными
синтезаторами и сэмплерами.
Единственные два требования к
звуковой карте состоят в том, что она
должна обеспечивать качественное
аналогоцифровое преобразование для
записи вокала и живых инструментов и
качественное цифроаналоговое
преобразование для мониторинга (вы
должны слышать результаты своих
действий).Основы
создания
композиций
в FL Studio
Мануалы, Музыкальные
программы » СеквенсорыИтак, как же сочинять музыку при
помощи обычного домашнего
компьютера?
Этим вопросом заинтересованы многие
пользователи ПК. В этом разделе Вы
узнаете, как сочинять музыку при
помощи простой, но в то же время
очень функциональной программыFruityLoops.
Эти уроки были написаны для версии
FruityLoops 3.55. Она довольно старая,
но несмотря на это, уроки остаются
актуальными и до сих пор, ведь основы
создания композиций во FruityLoops не
изменились.
Знакомство с интерфейсом. Создание
партии ударных
Сначала мы должны немного
разобраться с интерфейсом самой
программы. В верхней части экрана Вы
видите примерно такую картину:
Слева расположены два регулятора
(левее
громкость, правее
―
―
Pitch).
Три кнопки, которые чуть правее
регуляторов громкости и Pitch (там
изображены треугольник, квадрат и
―
круг)
это Play, Stop и Recording
(запись).Цифра "140" обозначает темп
(скорость) композиции (чем больше
значение, тем быстрее играет твой
трек). Панель, на которой расположены
цифры от 1 до 9
ними мы разберёмся чуть позже).
Остальные кнопки нас пока не
интересуют (с ними разберёмся в
следующих уроках).
это паттерны (с
―
Немного разобравшись с интерфейсом
программы FruityLoops, можно
приступать к самым элементарным
вещам.
Обратим внимание на маленькое
окошечко слева (Browser), там много
всяких названий. Это папки с
различными инструментами (начиная от
ударников и заканчивая синтезаторами).
Нажми на слово Packs (здесь в основном
расположены все ударники), там
откроется ещё 4 папки, нажми Vintage,
вот теперь уже ты видишь инструменты.
Понажимай левой кнопкой на все
названия и услышишь различные звуки.
Найди инструмент OHihat 1000. Нажмилевой кнопкой на него и, не отпуская,
перетащи чуть правее (видишь
маленькое окошечко, где есть 4
инструмента). Когда курсор будет над
этим окошком, можно отпустить
кнопку мышки и инструмент появится.
Есть второй способ "перетаскивания"
инструментов: надо нажать правой
кнопкой на инструменте в окошке
Browser (в нашем случае OHihat 1000)
и выбрать из меню пункт Open in new
channel. Итак, мы перенесли
инструмент в основное окно.
Теперь найди инструмент Handclap10
(он находится в этой же папке) и
перетащи его в основное окно, как
делал это в первый раз.
Теперь уже есть всё основное, чтобы
написать партию ударных
инструментов.
Расставь квадратики, так как указано на
рисунке и получишь самую простую
партию ударных. Чтобы поставить
квадратик, надо нажать левой кнопкой
мыши в том месте, где хочешь, чтобызвучал этот звук.
Чтобы услышать то, что ты нарисовал,
надо нажать кнопку Play (кстати, во
FruityLoops в паттерне всё играется
циклически, т.е. не останавливаясь).
Теперь можешь поэкспериментировать
и создать чтонибудь новое.
Примечание:
В программе FruityLoops существует
достаточно много функций, которые
позволяют сделать работу удобней и
быстрее. Сейчас я приведу некоторые
функции, которые пригодятся нам и в
этом и последующих уроках.
Как вы видите, основное окошко
▪
состоит из 16ти пустых квадратиков
для каждого инструмента, т.е. у нас
партия ударных не может быть длиннееэтих 16ти квадратов. Чтобы сделать
основное окно длиннее, надо зайти в
меню опции (Options) и там выбрать
раздел Song Settings. Здесь можно
поменять длину (лично я чаще всего
пользуюсь длинной 32).
―
это
Вторая удобная вещь
▪
расстановка самих квадратиков. Вы
ставили каждый квадратик мышкой
отдельно, но это можно сделать проще.
Надо нажать правой кнопкой на
инструмент в основном окне и выбрать
Fill each 4 steps (это например для
Kick).
Создание баса и мелодии. Эффекты,
фильтры и Piano Roll
Итак, у нас уже есть партия ударных и
теперь нам нужны для неё басы (это во
всех песнях надо, поверьте мне ).
В браузере (Browser) откроем папку
Instruments, а там папку Andrew и
выберем самый простенький бас Saw
Test. Расставь квадратики в этом
инструменте точно так же, как в
инструменте OHihat 1000. Теперь у насуже есть начало песни. Но басы с
ударниками
это не так сложно,
поэтому перейдём к более сложным
вещам.
―
Сейчас мы начнём делать мелодию, но с
начала нам надо найти подходящий
инструмент. Сразу скажу: из готовых
инструментов очень мало тех, которые
хорошо звучат, и именно поэтому мы
будем изменять готовый инструмент
разными фильтрами. Вот об этом и
пойдёт речь в этом уроке.
Для начала откроем новый файл, где
нет Вашей партии ударных. В браузере
найдём папку Channel presets (это в
самом верху), там откроем папку 3x
Osc и выберем инструмент TranceLead.
Сразу скажу, что мелодию удобней
писать в Piano roll (для того, чтобы его
открыть, нажми правой кнопкой на
инструменте в основном окне и выбери
строку Piano roll). Чтобы сделать это
окно на весь экран, нажми два раза на
слове Piano roll (это в самом веху этого
окна). Теперь можно уже рассказывать
об этом редакторе.Редактор Piano Roll состоит из трёх
основных частей:
▪
Клавиши (они находятся слева, если
на них нажимать, то ты услышишь звук)
Основное окно расстановки
▪
квадратиков (именно там мы будем
писать саму мелодию)
Окно фильтров (громкость, cut,
▪
resonance, pitch, баланс)
Расскажу немного об основном окне,
где мы будем расставлять ноты. Ноты
(квадратики) ставятся с помощью левой
кнопкой мыши, а удаляются правой.
Чтобы сделать ноту короче или
длиннее, надо навести курсор к правому
краю квадратика, пока не появится
значок стрелки в правую и левую
стороны, затем надо нажать левую
кнопку мыши и тянуть в какуюнибудь
сторону. Но как Вы видите, ноты нельзя
сделать очень короткими, для этого
существует кнопка Snap, она находится
в верхней части экрана (смотри рисунок
с первой страницы). По умолчанию, тамстоит Auto. Поменяй это значение на
какоенибудь другое и потыкай ноты,
поизменяй их длину. Ну а с остальными
функциями этого окна, Вы должны
разобраться сами.
Теперь обратим внимание на окно
фильтров в редакторе Piano Roll.
По умолчанию здесь стоит редактор
громкости. Нарисую одну ноту, и внизу
появится вертикальная линия, чем она
выше, тем громче играет нота. Линию
эту можно изменять левой кнопкой
мыши. Чуть ниже клавиш есть надпись
Velocity (громкость), если нажать на неё
левой кнопкой, то там появится меню,
где можно выбрать различные
параметры, изменять которые можно
так же, как и громкость. Вы сами
поэкспериментируете с этими
параметрами, а пока мы выберем слово
Filt.cut. Нарисуй всё, что видишь на
рисунке:Теперь послушай, звучит не очень
хорошо, правда? Вот для этого и нужны
разные плагины, фильтры. Окно
редактора Piano Roll можно закрыть.
Во FruityLoops есть 16 каналов, на
каждый из которых можно добавлять
разные эффекты. Я советую
синтезаторы посылать на 16й канал.
Для этого нажми левой кнопкой на
инструменте TranceLead в основном
окне и в маленьком окошке справа
вверху поменяй цифру 1 на 16. Теперь
нажми на кнопку FX (в самом верху,
справа):Здесь тоже выбери 16й FXканал.
Чтобы загрузить эффект, надо нажать
левой кнопкой на стрелочку,
показывающую вниз и из меню выбрать
раздел Select. Теперь ты видишь перед
собой разные эффекты, нажми левой
кнопкой по какомунибудь названию и
увидишь новое окно настроек этого
эффекта. Ты можешь
экспериментировать с разными
эффектами и настроить их так, как тебе
больше нравится.
Примерно так и идёт настройка
звучания синтезатора. Вдобавок хочу
лишь посоветовать Вам книгу Пола
Уайта (Paul White) "Творческая
звукозапись", там подробно написано об
эффектах.
Знакомство с паттернами и Playlist.
Сведение трека
Теперь мы уже многому научились: как
выбирать инструменты, добавлять
эффекты, уже сделали партию
ударников и мелодию. Но как жесделать полноценную композицию. В
этом уроке речь пойдёт о паттернах и
плейлисте.
это ―
Начнем с паттернов. Паттерн
основное окно, где мы рисуем мелодии,
ударники и т.д. Но ты, наверное,
заметил, что в этом окне мало места,
чтобы нарисовать все нужные
квадратики и в одном этом окне никак
не создать полноценную композицию.
Для этого и существуют паттерны, их в
программе целых 999! Переключать
паттерны можно, нажав левую кнопку
мыши на цифре (это вверху).
Теперь мы знаем, что такое паттерны. Я
дам несколько советов, которые сам
использую. Я на каждом отдельном
паттерне делаю разные партии разных
инструментов.
Например, на первом паттерне пишу
мелодию, на втором басы, на третьем
ударники и т.д. Ну а когда, Вы всё
сделали, остается только всё это свести