Image-Line software FL Studio
Музыкальные программы » Секвенсоры
Image-Line software FL Studio (Интересная информация о музыкальной программе FL Studio (Fruity Loops))
Я не буду лукавить, если скажу, что практически все современные модные электронные музыканты используют Image Line FL Studio либо Propellerhead Reason. Это можно понять сразу после первого знакомства с этими программами, которое обычно начинается с прослушивания демо-композиций. До боли родные звуки, до тонкости "вылащенное" качество…
Совсем немного истории и введение
Между тем у FL Studio, о которой пойдет речь в этом материале, достаточно большое и славное прошлое. Лично я помню ее еще "маленькой" - Frootyloops'иком. Небольшая независимая разработка от Didier Dambrin попала в мои тесты в 1999 году.
В основу программы легла достаточно простая идея семплера/секвенсора с поддержкой MIDI и возможностью экспорта в wav. Стоит отметить, что в то время Frootyloops была не единственной в этой нише, достаточно вспомнить MakingWaves и Tuareg.
Этот пласт программ отличался от обычных программных MIDI-секвенсоров тем, что их графический интерфейс структурно и внешне повторял реальные прототипы ритм-машин Roland TR-808 или TR-909.
Image-Line software FL Studio (Интересная информация о музыкальной программе FL Studio (Fruity Loops))
Эти модели позволяли синхронно воспроизводить восемь отдельных ударных инструментов (бас-бочка, малый барабан и т.п.), для каждого из которых была предусмотрена своя дорожка. Общая партия загружалась фразами (pattern), состоящими из одного (или нескольких) тактов, разбитых по 16-й (или более крупной) сетке.
Image-Line software FL Studio (Интересная информация о музыкальной программе FL Studio (Fruity Loops))
На рисунке я воспроизвел простейшую эмуляцию процесса создания ритмической партии в FL Studio, которая полностью соответствует работе с прототипом TR-909. На самом деле, все современные программные ритм-машины построены по этому же принципу.
Создав, таким образом, несколько различных ритмических фраз и, сохранив их как разные pattern, мы столкнемся с необходимостью установления порядка в их воспроизведении. То есть, нужен секвенсор. В варианте FL Studio он называется плэй-листом (Playlist).
Image-Line software FL Studio (Интересная информация о музыкальной программе FL Studio (Fruity Loops))
Из рисунка видно, что мы просто раскладываем "кирпичики" по сетке времени, каждый из которых соответствует определенной ритмической фразе. В результате получается полноценная партия ударных со сбивками, сменами рисунков и т.п. Как видите, это очень просто и удобно.
Что касается самих ударных инструментов, то они загружаются в виде отдельных семплов, а их редактирование выносится в отдельное окно (на рисунке показаны две его закладки).
Image-Line software FL Studio (Интересная информация о музыкальной программе FL Studio (Fruity Loops))
Количество инструментов не ограничено. Теперь стоит перейти к другому устройству прототипу, которое также оказало влияние на формирование современных программных моделей, а именно, TB-303.
Image-Line software FL Studio (Интересная информация о музыкальной программе FL Studio (Fruity Loops))
Аббревиатура "TB" расшифровывается как "Transistor Bass". То есть, идеей Roland было создание ритма и аккомпанемента, работающих по одной схеме (взамосвязанно (!), на самом деле TB-303 выпускалась как часть модуля, другой половиной которого была ритм-машина TR-606). Заметьте, что в TB-303 уже имеется музыкальная клавиатура, но фраза также разбивается на равные интервалы. Данная машинка уже не раз повторена в программном виде, как говорится, "один в один". В варианте FL Studio мы получаем несколько другую разновидность.
Image-Line software FL Studio (Интересная информация о музыкальной программе FL Studio (Fruity Loops))
Мы можем загрузить виртуальную клавиатуру, с помощью которой создается мелодическая фраза, а также указать для каждой ноты значение таких параметров как Pan, Velocity, Filter Cut, Filter Res, Pitch, Shift, в отдельном, очень удобно сделанном, окне.
И уже на данном этапе мы можем создать стандартную техно-композицию, используя мелодические и ритмические фразы. Но, на этом функциональные особенности программы не заканчиваются, а только начинаются. Переходим к следующему разделу.
Комбинирование фраз и длинных файлов в плэй-листе
В приведенных выше примерах мы оперировали родственной связью между интерфейсом FL Studio и семейством устройств Roland. Но в последнем варианте есть строгое разграничение на отдельные фразы (один или несколько тактов), из которых по кубикам собирается композиция. Поэтому можно сказать, что на этом родство данных систем заканчивается, и начинаются уникальные принципы организации рабочего процесса, свойственные только для интерфейса FL Studio. Наиболее близко к ней стоит Propellerhead Reason, но различия есть и здесь.
Мы можем оперировать фразами совершенно различными по времени, при этом в плэй-листе можно одновременно совмещать импортированное или записанное аудио, длинные MIDI-файлы, собственные pattern's программы. Это настолько удобно, что я бы назвал этот секвенсор одним из лучших нынеизобретенных.
Image-Line software FL Studio (Интересная информация о музыкальной программе FL Studio (Fruity Loops))
При хорошо отлаженной рабочей схеме стандартный техно-ремикс можно собрать за два часа. При этом, используя большое количество синтезаторов, встроенных в программу, запись MIDI-треков можно производить в режиме реального времени. На каждый эффект можно сделать автоматизацию - запись изменения его параметров в режиме реального времени. И таких удобных функций не пересчитать.
Рабочий интерфейс программы
Единственный минус, за который часто приходится ругать программы - это громоздкий многооконный интерфейс… FL Studio в данном случае исключение, поскольку интерфейс у программы полностью трансформируемый.
Image-Line software FL Studio (Интересная информация о музыкальной программе FL Studio (Fruity Loops))
Итак, сверху мы имеем в наличии место для "скользящих" панелей, в числе которых:
· Главное меню (Main Panel).
· Транспортная панель (Transport Panel).
· Панель переключения у управления patterns (Pattern Panel).
· Индикаторы выходного сигнала (Output Monitor Panel).
· Индикатор загрузки CPU (CPU Panel).
· Панель "горячих" кнопок (Shortcut Panel).
· Управление воспроизведением/записью (Recording Panel).
· Временной индикатор (Time Panel).
Все они являются "скользящими", то есть интерфейс верхней части экрана можно менять по своему усмотрению. Для переноса достаточно ухватить указателем мыши любую из панелей за "ушко".
Image-Line software FL Studio (Интересная информация о музыкальной программе FL Studio (Fruity Loops))
Традиционно слева находится браузер, в котором можно найти действующие банки семплов, инструментов и эффектов, а также полную информацию по текущему и другим проектам.
Image-Line software FL Studio (Интересная информация о музыкальной программе FL Studio (Fruity Loops))
И, конечно, по центру находится сама рабочая область, в которой мы и производим основные действия.
Первый уровень - Step Sequencer
Базовые функции этого модуля мы рассмотрели чуть раньше, но помимо эмуляции работы ритм-машины и "наборщика" фраз, разработчики возложили на него дополнительную функцию коммутационного блока первого уровня.
Любой инструмент, будь то синтезатор или семплер имеет свой трек или как его называют в программе channel (канал). Таковых может быть много, потому как помимо большого количества собственных инструментов, программа обладает возможностями использования внешних подключаемых инструментов стандартов DXi и VSTi.
Для того, чтобы посмотреть, что вы можете вставить в Step Sequencer в качестве трека достаточно зайти в закладку главного меню Channel > Add One… В результате у вас должен появиться стандартный список, показанный на рисунке:
Image-Line software FL Studio (Интересная информация о музыкальной программе FL Studio (Fruity Loops))
Список включает в себя следующие инструменты: Sampler, TS404 (продвинутая эмуляция TB-303), 3xOSC (subsynth), Plucked! (щипковые струнные), MIDI Out, DX10 (FM синтез), Scratcher (эмулятор проигрывателя виниловых дисков), WaveTraveller, Wasp, SimSynth Live, Sytrus и т.п.
Чтобы добавить в него дополнительные инструменты DXi и VSTi необходимо нажать на слово More… вверху списка, в результате чего появится дополнительная таблица типа такой:
Image-Line software FL Studio (Интересная информация о музыкальной программе FL Studio (Fruity Loops))
С помощью Channel > Add One… в Step Sequencer добавляется любой инструмент. Выделив этот трек можно произвести в режиме реального времени запись партии инструмента. Если вы хотите обойтись без реальной записи, то в программе предусмотрен очень простой модуль Piano Roll, не требующий особых пояснений, поскольку он стандартен и встречается во множестве других программ.
Image-Line software FL Studio (Интересная информация о музыкальной программе FL Studio (Fruity Loops))
Также можно импортировать и редактировать MIDI-файлы, плюс к этому заменять отдельные инструменты в них. При этом реализован переход от Step Sequencer к Piano Roll и обратно. Пример того, как будет выглядеть импортированный потреково MIDI-файл в Step Sequencer показан ниже.
Image-Line software FL Studio (Интересная информация о музыкальной программе FL Studio (Fruity Loops))
Что касается загрузки длинных аудиофайлов, то здесь отдельный случай - длинные аудиофайлы называются AudioClip и также требуют загрузки в качестве одного канала в Step Sequencer, но не функционируют в нем. Для работы с ними предусмотрены специальная ниша в плей-листе, окно свойств и небольшой звуковой редактор - не более.
Второй уровень - окна свойств
В зависимости о того, что вы загрузили в качестве канала, так у вас будет выглядеть и окно свойств. В этих окнах производятся основные настройки канала - положение панорамы, громкость, питч и номер канала FX. Эффекты, обозначаемые как FX (по существу, это обычные плагины), работают только для аудио-данных и на MIDI-треки не распространяются.
Под MIDI-треками понимаются каналы, использующие стандартные синтезаторы типа General MIDI. Если же вы используете программный синтезатор или семплер, то эти данные воспринимаются как аудио.
Image-Line software FL Studio (Интересная информация о музыкальной программе FL Studio (Fruity Loops))
При двойном нажатии указателем мыши на номер FX-канала автоматичеки загружается микшер.
Третий уровень - микшер
Image-Line software FL Studio (Интересная информация о музыкальной программе FL Studio (Fruity Loops))
Микшер представляет из себя многофункциональный блок, где каждый загруженнный в Step Sequencer трек, имеет отдельный канал. На каждый из таких каналов можно подключать в разрыв до восьми FX-эффектов (внутренние плагины, помеченные как Fruity, а также DirectX и VST) и использовать встроенный трехполосный эквалайзер. Помимо этого, к мишеру возможно дополнительное подключение четырех параллельных эффект-процессоров (посыл-возврат), уровень посыла которых устанавливается для каждого канала отдельно. Очень часто в качестве таких эффект-процессоров поключают хорус, дилэй и реверберацию. Для мастер-трека, также можно подключить восемь FX'ов, в качестве которых часто используются процессоры финальной обработки - энхансеры, компрессоры, эквалайзеры, ревербераторы и т.п.
Чудо автоматизации и удаленное управление
Нажав кнопку Record, вы можете записать не только звуковые данные, но и изменения параметров эффектов, смещения ползунков микшера и т.п., которые можно производить вручную и автоматически. Таким образом, работа получается близкой к живому ди-джеингу.
Удаленное управление большинством параметров можно осуществить и с помощью MIDI-контроллера. Помимо этого в FL Studio предусмотрены специальные подключаемые модули управления, на которые вы можете выносить любые параметры - Fruty X-Y Controller.
Image-Line software FL Studio (Интересная информация о музыкальной программе FL Studio (Fruity Loops))
Для вынесения параметров на удаленное управление, достаточно поднести к любой виртуальной ручке или ползунку указатель мыши и нажать правую кнопку. В появившемся меню выбрать опцию Link to controller…, как это показано на рисунке.
Image-Line software FL Studio (Интересная информация о музыкальной программе FL Studio (Fruity Loops))
В открывшемся окне нужно указать, на что вы хотите перенести управление (MIDI-контроллер либо одна из осей X-Y Controller). Примечание: X-Y Controller загружается как отдельный плагин.
Общие характеристики программы
Подытожив вышеизложенное, приведем список основных свойств программы:
· Внутренняя обработка - 32 бита с плавающей точкой, до 96 КГц стерео.
· Поддержка драйверов DirectSound и ASIO для звуковых интерфейсов.
· Возможность функционирования в качестве клиента (плагина) для платформ VSTi, DXi и ReWire.
· Возможность использования других ReWire-клиентов внутри себя.
· Открытая архитектура для использования внешних подключаемых модулей инструментов VSTi и DXi2) и эффектов (VST, VST2 и DirectX).
· Полный комплект собственных процессоров обработки для мастеринга: reverb, compressor, procedural equalizer, distortion, phaser, flanger, bass boost, delay line и так далее.
· Уникальные возможности обработки нотного материала (pitch, cutoff, resonance, panning).
· Микшер: до 68 каналов (до 64 эффектов "в разрыв" и 4 параллельных (send)), эквалайзер, громкость, панорама.
· Встроенные инструменты: Sampler, TS404 (продвинутая эмуляция TB-303), 3xOSC (subsynth), Plucked! (шипковые струнные), MIDI Out, DX10 (FM синтез), Scratcher (эмулятор проигрывателя виниловых дисков), WaveTraveller, Wasp, SimSynth Live, Sytrus и т.п..
· Управление параметрами по MIDI (также хорошо поддерживается со стороны VST-плагинов).
· Вынесение управления параметрами на "виртуальный джойстик" Fruty X-Y Controller.
· Полная автоматизация процессов.
· Предусмотрено исправление артефактов, таких как щелчки, западающие "пики" и т.п.
· Импорт файлов форматов *.WAV, *.SYN (SimSynth 1 & 2), *.DS (DrumSynth), MIDI.
· Экспорт аудио в *.WAV (16, 32 бита), *.MP3.
· Экспорт MIDI в стандартные MIDI-файлы. Импорт и экспорт MIDI производится с учетом настроек всех контроллеров.
Slicex.
Режем
по
новом
у
Музыкальные программы » VST, DXi, RTAS
плагины
В восьмой версии Fruity Loops (FL Studio)
появился новый интересный плагин Slicex
для нарезки
барабанных семплов и/или лупов и создании
на основе них новых.
Slicex использует передовые алгоритмы длянарезки песен / ударных семплов на мелкие
кусочки, для того, чтобы далее составлять из
них в Piano Roll или контроллере новые
комбинации...
Если входной файл содержит характерные
изгибы звуковой волны, то уникальный
алгоритм будет автоматически пытаться
сделать на основе них нарезку.
Slicex предлагает воспроизведение,
перегруппировку нарезанных кусков,
растягивание их по времени (timestretching)
для получения барабанных петель.
Похожие фруктовые
плагины: Slicer и Edison.
Использование Slicex
Далее приводится небольшой мануал для
быстрого старта, который охватывает
наиболее общие вопросы, связанные с
использованием плагина Slicex.
Ответы на три общих вопроса, которые люди
желают знать об использовании Slicex
(слайсекс): Переключатель KB INPUT должен быть
включён для работы клавиатуры Slicex
keyboard. Поумолчанию он выключен.
Для того, чтобы воспроизвести весь
кусок, независимо от того, как долго
удерживается клавиша слайсера
загрузите Vol sustaining.fnv в звуковую
огибающую в связанной панели
артикуляции (articulation panel).
Чтобы играть луп до конца, как в Fruity
Slicer Запустите команду:
Run script Regions Play to end.
Примечание: Проигрывание до конца не
совместимо с медленными темпами
драмлупов (drumloops) и заполнением
пауз.
Манипуляция нарезанными кусками
Загрузка семплов и лупов. (Loading
samples & loops)
В Slicex можно подгрузить и вести нарезку
одновременно двух семплов/лупов в деке A и
B (получить доступ из волновогоредактора Wave Editor). После открытия
программы Slicex имеется несколько
вариантов загрузить семпл:
Перетащить (draganddrop) семплы из
браузера (browser) в один из каналов
плагина.
Кликнуть на серый логотип Slicex,
который отображается в интерфейсе на
левой стороне панели артикуляции
(articulation panel).
Кликнуть в области пустого волнового
редактора (wave editor) для, того, чтобы
открыть модальное диалоговое окно
выбора волнового файла
Кликнуть на иконку файла в волновом
редакторе (wave editor) для открытия
окна выбора волнового файла
После выбора файла в окне выбора файла
Slicex подгрузит и автоматически нарежет
семплы (deck A is used unless the sample is
deliberately dropped on deck B).
Совершенствуем кусочки :) (perfecting
slices)После подгрузки семпла или лупа
(sample/loop) есть два возможных случая, в
зависимости от того что, семпл или луп был
выбран.
Пробелы между нарезанными
кусками предварительно заполнены
Пробелы между нарезанными
кусками или щелчки могут быть
услышаны. В этом случае, имеется
возможность участвовать в процессе
нарезки и вносить коррективы.
Накладываем слои кусочками и
ломтиками :) (layering slices)
Slicex имеет рад мощных средств для
творческой работы со слоями. Кликните
правой кнопкой мыши на regionmarker и
выберите 'Trigger note' , затем выберите
кнопку на клавиатуре (белые и красные
закруглённые прямоугольники). Далее вы
можете назначить другой кусочек на ту же
самую клавишу с определённой выбраннойопцией накладывания слоя, в мастерпанели.
Это даёт уникальные возможности создания
новых звуков
Редактирование семплов
Slicex содержит редактор звуковой волны
(Wave Editor), который основан на мощном
редакторе Edison.
Творим
Программные вариации являются ключом к
выразительности в Slicex. Любое количество
регионов внутри и между деками могут быть
наложены, при использовании настроек
мастерпанели (Master Panel). Выбранный
кусок из общей нарезки может быть связан с
любой клавишей на клавиатуре. Слои и
семплы контролируются секцией
артикуляции articulation panel, включающей
фильтры, LFO и многое другоеVoxeng
o Sound
Delay
Музыкальные программы » VST, DXi, RTAS
плагины
Бесплатный плагин Sound Delay формата
VST и Audio Units (Windows XP/Vista,
MacOS X 10.4.11 или выше), заменяющий
плагины Audio Delay и Sample Delay,является многоканальной линией задержки,
позволяющей устанавливать время задержки
в миллисекундах и семплах (от одного
семпла до трех секунд).
Также есть встроенный MSпроцессор
(возможна независимая задержка каналов),
регулятор и индикатор выходного уровня,
возможность группирования и коммутации
каналов, функцииотмены и повтора
операций.
скачать:
http://www.voxengo.com/product/sounddela
y/Набор
программног
о обеспечения
V Collection
Музыкальные программыНабор программного обеспечения V
Collection (20436,9 руб.) состоит из
шести виртуальных инструментов:
Minimoog V, Moog Modular V, CS80
V, ARP2600 V, Prophet V и Jupiter
8V. Программы используют
технологию TAE (True Analog
Emulation) для имитации раритетных
аналоговых синтезаторов.
Моделируются все функции
оригинальных моделей, также есть
дополнительные возможности
(эффекты, арпеджиаторы,
расширенная модуляция, увеличенная
полифония и др.). Поддерживаются
разрядность до 32 бит и частота
дискретизации до 96 кГц. К каждому
инструменту прилагаются более 400
пэтчей.
Программы можно использовать
автономно или как плагины.
Поддерживаются форматы ASIO,
VST, RTAS, Core Audio, Audio Units.
Системные требования: Windows
2000/XP/Vista или MacOS X 10.3.9 и
выше, процессор 1,5 ГГц, 512 Мб
RAM, порт USB для прилагаемогоключа Syncrosoft. Есть
демонстрационные версии.
Габариты упаковки 255 x 198 x 200
мм, масса 4,5 кг.
Входящие в набор программы были
модернизированы. Для
зарегистрированных пользователей
обновление бесплатно.
Программа Jupiter8V 1.1 отличается
от первой версии возможностью
модуляции параметров MIDI
сообщениями динамики и
послекасания, оптимизацией загрузки
процессора некоторыми модулями,
улучшенной перекрестной
модуляцией, исправленными
ошибками.
Программа Prophet V 1.2.1
отличается от первой версии
поддержкой форматов VST 2.4 и
RTAS 7.3, исправленными ошибками.
Программа ARP2600 V 1.2
отличается от первой версии
поддержкой процессоров Intel подMacOS и формата VST 2.4.
Программы minimoog V 1.6 и CS80V
1.6 отличаются от версий 1.5
поддержкой процессоров Intel под
MacOS и формата VST 2.4,
измененными пресетами,
исправленными ошибками.
Программа Moog Modular V 2.2
отличается от версии 2 поддержкой
процессоров Intel под MacOS и
формата VST 2.4.
FM
синтезато
р Sytrus
Музыкальные программы » Виртуальные
синтезаторы, Справочные данныеБольшинство программистовлюбителей
синтезаторов обычно расценивает FM
синтез, как чёрное волшебство. Yamaha
DX7 первый наиболее популярный FM
синтезатор (как сообщали, при 90 %
возврата на обслуживание имел полные
неповрежденные изначальные установки).
Вы вероятно уже слушали пресеты
Sytrusа и удивляетесь, «как он это
делает?». Далее вы, скорей всего, искали
в Интернете руководства по FM синтезу,
вот только большинство из них
описывает, как программировать на DX7
(или на его аналогах), для того чтобы
создать несколько специфических
звуков, но нет ничего про то, как это
применить к Sytrusу. Данное
руководство поможет осмыслить часть
загадочного о FM синтезе, и помочь вам в
дальнейшем понять, что делают все эти
ручки и ползунки на Sytrusе.Операторы, матрица модуляции и
фильтра
Это руководство полностью о FM
синтезаторе Sytrus, и предназначено для
изучения наиболее важных его
инструментов управления. Здесь мы не
будем описывать каждый контроллер и
переключатель, тем более, как он влияет
на сигнал. Но всё же после прочтения
этого руководства, вы поймете:
Что такое "Оператор"
Как формировать матрицу
модуляции, чтобы она делала
разводку сигналов от осцилляторов
через модуляторы, фильтры ипроцессоры эффектов на выход
Как применить фильтр к оператору
Разницу между FM и субтрактивным
(subtractive) синтезом
Шаг 1. Изучение основ субтрактивного
синтеза
Начнём с простых форм волны, фильтров
и огибающих, чтобы получить различные
"эффекты" на выходе. В субтрактивных
синтезаторах вы можете двигать ручки
произвольно и слышать разницу в звуке
уже на момент изменения. 3xOSC и
TS404 дают хорошую основу для начала.
Как только вы освоились с такими
терминами как "oscillator" (осциллятор),
"LFO" (огибающая), "cutoff" (частота
среза), и "ADSR" (Attack (атака), Decay
(спад), Sustain (задержка) и Release
(окончательное затухание)) можете
приступать.
Шаг 2. Понятие того, что мы увидели
в Sytrus1. Добавьте Sytrus. Щёлкните в
верхнем левом углу окна и выберите
пресет по умолчанию ("Default" с
типовыми настройками). Этот пресет
играет чистую синусоидальную
волну на выход, мимо матрицы 9х9
(справа).
2. Нажать слева вверху на вкладку
"MAIN", чтобы посмотреть, как
выставлены все настройки
синтезатора. Эти параметры
оперируют сигналом, который
выходит из модулей
synth/filter/pan/fx
(синтез/фильтр/панорама/эффект).
Тут можно регулировать огибающие
уровня громкости и фильтра,
подстроить основные полосы
эквалайзера, добавить эффект
унисона, а также управлять
параметрами контроллеров
модуляции X/Y.
3. Нажмите вверху окна на вкладку
"OP 1". Эта панель определяет
первый оператор. Оператор – это
просто форма волны; некий аудио
сигнал. Он показан в виде одногоцикла в прямоугольнике вверху
слева. Слайдеры и ручки,
размещённые справа от него,
позволяют регулировать некоторые
характеристики волны (в том числе и
ряд кнопок "PAN", "VOL", и т.п.). С
"OP 2" по "OP 6" соответственно
настраиваются ещё 5 видов волн.
4. Нажмите сверху на "FILT 1". Эта
панель конфигурирует "Фильтр 1".
Группы и ряды кнопок позволяют
вам настраивать характеристики
фильтра, который будет
обрабатывать выходы операторов.
"FILT 2" и "FILT 3" соответственно
позволяют настроить ещё два
фильтра.
5. Нажмите сверху на вкладке "FX".
Тут можно настроить основную цепь
эффектов, состоящую из установок
панорамирования, хоруса, трёх
видов задержек и ревербератора.
Шаг 3. Sytrus, субтрактивный синтезЧасть 1. Пилообразная волна
Для осуществления первого шага в
изучении программирования Sytrusа, мы
исследуем его способности как
субтрактивного синтезатора. Причем мы
будем основываться на наших
вышеупомянутых знаниях из Шага 0,
поскольку мы только что начали изучать
Sytrus, следовательно – это не должно
показаться слишком сложно.
1. Вернёмся снова к панели "OP 1" и
подвигаем слайдер "SH" (тот, что
справа от формы волны). Когда мы
его будем двигать вверх, то форма
волны будет плавно переходить из
волны синуса в треугольную потом в
пилообразную, затем в квадрат,
заканчивая квадратным импульсом.
Поставьте слайдер в среднее
положение (50%), получив
пилообразную волну. Сыграйте
несколько нот и послушайте
режущий звук пилообразной волны.
2. Теперь мы обратим внимание на
матрицу модуляций. В пресете
"Default" активна только одна ручка
– справа, в конце строки OP1, встолбце "OUT" (эта ручка полностью
накручена на 100%). Она указывает
на то, что выходной сигнал от OP1
должен идти прямо к выходу на
мастеруровень. С помощью верхних
ручек столбца "OUT" можно
настроить громкость каждого из
шести Операторов на выходе.
Нижние три ручки указывают на
тоже самое, только применительно к
выходам с фильтров "FILTER 1",
"FILTER 2", "FILTER 3".
Шаг 4. Sytrus, Субтрактивный синтез
Часть 2. Основы огибающей фильтра
1. Теперь мы применим обычный
фильтр к Оператору 1. Сначала
щелкните правой кнопкой мыши на
ручке выхода (OUT) Оператора 1 в
строке OP1, в матрице модуляции,
для того чтобы заглушить его.
Проиграйте несколько нот. Обратите
внимание, что Sytrus теперь не
выдает никакого звука. Всё верно,
потому что как минимум одна изразличных ручек на выходе OUT
должна быть накручена, для того
чтобы выдавать хоть какойто
выходной сигнал. Итак, теперь
активируем выход фильтра 1 –
установим ручку выхода (OUT) в
строке F1 на 100%. Проиграем
несколько нот – звук всё ещё не
появился. На данный момент мы
посылаем 100% выходного сигнала с
фильтра 1 на основной выход.
Однако на вход фильтра не подан
никакой сигнал, так что,
следовательно, и звук
воспроизводиться не будет.
2. Для посыла хоть какогонибудь
сигнала с OP1 на фильтр 1
переведите ручку F1 в столбце OP1 в
положение 100%. Проиграйте
несколько нот. Теперь пилообразная
волна обрабатывается заданным по
умолчанию фильтром 1, в процессе
получается звук horn (чтото
наподобие рожка).
3. Активировать огибающую частоты
среза (cutoff envelope) для первого
фильтра. Нажимаем на вкладке
"FILT 1" вверху окна. Онаотображает настройки первого
фильтра (Filter 1). Нажимаем по
кнопке "CUT" (в середине ряда
кнопок). Видим параметры
огибающей частоты среза. Щелкаем
кнопку "ENV" (если не активна), для
того чтобы отобразить заданную по
умолчанию огибающую. Прямо её
под графическим отображением
видим четыре ручки для настройки
атаки (Attack), спада (Decay),
задержки (Sustain) и окончательного
затухания (Release). Слева от этих
ручек находиться маленький
переключатель для активации этой
графической огибающей (по
умолчанию находиться в
выключенном положении). Нажмите
на переключатель для включения
огибающей фильтра. Сыграйте
несколько нот. Обратите внимание,
как огибающая фильтра меняет звук
"рожка". Поэкспериментируйте с
ATT, DEC, SUS, и REL, чтобы
услышать и хоть немного понять, как
они изменяют звук волны.
Шаг 5. Вступление к модуляцииМодулирование – это, в основном,
объединение двух волн волшебным
способом, для того чтобы создать более
насыщенный спектр сигнала на выходе.
Является важным обратить внимание на
то, что ОР1 модулирующий ОР2
(ОР1*ОР2) не выводиться на тот же
выход что и ОР2 модулирующий ОР1
(ОР2*ОР1). Не столько важно, сколько
нужно знать, что регулируя параметр
модуляции ОР1/ОР2, мы получаем
сигнал уже на другом выходе, чем
регулируя параметр модуляции
ОР2/ОР1.
Шаг 6. Sytrus, FM синтез, простая
модуляция
1. Сперва, деактивируем фильтр путём
нажатия правой кнопки мыши на
ручке ОР1/F1. Заново активируем
ОР1 выход, также нажимая правую
кнопку мыши уже на ручке
OUT/ОР1. Проиграйте несколько
нот. Звук снова стал чистым, не
фильтрованным, режущим –
пилообразной волной.2. Теперь применим к нему немного
модуляции. Сначала проиграйте
несколько нот, чтобы почувствовать
и запомнить, как звучит не
модулированная пилообразная
волна. Теперь переведите ручку в
столбике ОР2 ряда ОР1 в положение
25%. Проиграйте несколько нот.
Слышите, как слегка изменился
режущий звук? – ОК. Теперь
переведите ручку с положения 25% в
50% и послушайте, как снова
изменился звук. Также попробуйте в
положении 75% и 100%.
Поздравляем! Вы создали FM
синтезированный звук!
Шаг 7. Фильтрация модулированного
сигнала
1. Теперь применим фильтр к
модулированному сигналу, который
мы создали выше. Деактивируем ОР1
выход правым щелчком на ручке
OUT/OP1. Проверьте, чтобы ручка
OUT/F1 была активна. Если это нетак, активируйте её правым
щелчком. Переведите ручку OP2/F1
в положение 100%. Сыграйте
несколько нот. Звук стал чистой
синусоидальной волной. Что же,
собственно, только что произошло?
Что ж – мы фактически пустили OP2
(немодулированную синусоидальную
волну) на вход первого фильтра.
Оператор 2 у нас всё ещё остался со
стандартными настройками и синус
волной, поэтому на выход генерируется
фильтрованный синусоидальный сигнал,
или, другими словами – синус волна. Всё
что нам нужно – это пустить OP1 на
фильтр 1 (это, скорей всего, и является,
непосредственно, самой запутывающей
особенностью матрицы модуляции). Это
как раз то, когда Я упоминал, что
OP1*OP2 не тоже самое, что OP2*OP1
(хоть и звучит одинаково). С тех пор, как
мы сформировали ОР2 для модуляции
ОР1, чтобы впоследствии отправить
модулированный ОР1 на модуль
фильтра, мы, соответственно, для посыла
сигнала, должны использовать в столбцеОР1 ряд F1 (наш так называемый фильтр
1).
2. Для направления ОР1 на вход
фильтра 1, деактивируйте правым
щелчком ручку ОР2/F1 и заново
активируйте ручку ОР1/F1, также
нажимая на ней правым щелчком.
Теперь мы пропустим
модулированный сигнал ОР1 через
фильтр. Проиграйте несколько нот.
Сейчас фильтр, который мы создали
выше, обрабатывает
модулированный сигнал ОР1.
Шаг 8. Однозначная разница между
FM и субтрактивным синтезом
Субтрактивный синтез использует
обогащенные формы волн (треугольные,
квадратные и т.п.), как базовый сигнал
перед применением фильтрации, в
результате получая более насыщенный
гармониками синтезированный сигнал.
FM синтез создает более сложные формы
волн путем модуляции одной волны
другой, в результате получая "ломанную"
сигнала носителя (то есть бывшиймодулированный оператор). Вот так вот.
Оба вида синтеза в процессе могут
использовать фильтры, огибающие и
модуляторы. Как только вы усвоите, как
использовать ручки на матрице
модуляции – сразу же приступайте
"творить". FM синтез может показаться
пугающим, потому что он не настолько
прост, как основной субтрактивный
синтез. "Ломанные", получающиеся при
модуляции операторов не настолько
визуально наглядны (как относительно
простые – волна квадрата или
треугольника) и их особенно сложно
предугадать. Вообще FM синтезаторы в
типичной конфигурации имеют куда
больше сложных огибающих и
автоматизаций (см. пресет "Electrocution"
– пример полной автоматизации
фильтра.), что в свою очередь делает их
слишком сложными и непонятными.
Сделан
о в
СССР
Музыкальные программы » Виртуальныесинтезаторы
В Советском Союзе не приветствовалось
использование зарубежных технологий. У
нас были свои стиральные машины,
автомобили, магнитофоны, и даже
синтезаторы!
Сейчас мы рассмотрим одну из немногих
попыток реализации советских прототипов
в виде виртуальных инструментов VSTi.
Они созданы отечественным разработчиком
SyncerSoft и при этом являются
бесплатными. Найти их можно по этому
адресу: http://y0ufile.narod.ru/
Rhythm 2 VSTi v2.1Ритм2
Одноголосый синтезатор "Ритм2"
выпускался кировским заводом
музыкальных инструментов с 1984 года.
Данный инструмент включает блок
осциллятора, модуляционный генератор,
микшер, фильтр, модуль артикуляции,
функцию глиссандо. Сбоку небольшой 2,5
октавной клавиатуры имеются регуляторы
питча (в рамках устройства именуемого как
"отклонение") и модуляции.
"Ритм2" хорошо подходит для домашнего
музицирования, работы в ВИА и эстрадныхоркестрах, может синтезировать различные
звуки и шумовые эффекты. Подключается к
усилителю, входная чувствительность
которого должна быть не ниже 0,775, а
также может подключаться к усилителям
низкой частоты от домашних устройств
радиоприемников, телевизоров,
магнитофонов.
Rhythm 2 VSTi v2.1
В варианте SyncerSoft мы имеем эмуляцию,
по заверениям разработчика, близкую на
98% к оригиналу. Помимо этого, в версии
2.1 добавлены панорамирование и стереодилэй. Есть 17 пресетов.
Alice 1377 VSTi v1.3.1
Алиса1377
Люберецкий завод музыкальных
инструментов занимался выпуском
аналоговых синтезаторов серии "Алиса".
Эмуляции со стороны SyncerSoft
подверглась 5,5октавная модель "Алиса
1377". Этот синтезатор достаточно
тривиален по конструкции, состоит из
генератора тона, генератора вибрато,
устройства управления, фильтра, блока
контуров (огибающих) и аналогового
выхода.В принципе, данная модель стандартна для
аналоговой эпохи вес самого синтезатора
10 кг, а футляра для него 6 кг. "Алиса
1377" рассчитывалась не только для
применения в музыке, но и в качестве
источника нестандартных электрических
сигналов для научных и учебных целей.
Alice 1377 VSTi v1.3.1
В рамках VSTiэмуляции добавлено
панорамирование, фазер и стереодилэй.
Качество эмуляции, по заверениям
разработчика, составляет 92%.
Estradion 230 VSTi v1.1Эстрадин230
3,5октавный монофонический синтезатор
"Этрадин230" выпускался житомирским
заводом "Электроизмеритель". В качестве
источников сигнала в нем используются три
генератора тона и один генератор шума.
Дополнительно предусмотрен LFO. В этом
синтезаторе есть одна интересная функция
в схематике предусмотрено запоминающее
устройство, которое позволяет сохранять
звучание тона после снятия пальца с
клавиши.
Для настройки предусмотрен специальный
внутренний генератор тона 440 Гц ("ля"
малой октавы). В качестве источника звука
могут применяться и внешние инструменты,
такие как электрогитара, другие
синтезаторы и т.п.Estradion 230 VSTi v1.1
В рамках VSTiэмуляции добавлено
панорамирование и стереодилэй. Качество
эмуляции, по заверениям разработчика,
составляет 98%.
Polyvoks Station VSTi v1.3.1Поливокс
"Поливокс" является чуть ли не самым
популярным советским синтезатором. Он
широко использовался в производстве
эстрадной музыки, музыки для кино, а
также для создания звуковых эффектов. По
аналогии с Moog Minimoog и ARP 2600, у
"Поливокса" реализована идея наклонной
панели, на которой расположены все
структурные элементы рабочей схемы.
Инструмент включает два генератора тона,
один генератор шума, модулятор, микшер,
фильтр и усилитель.Polyvoks Station VSTi v1.3.1
Качество эмуляции, по заверениям
разработчика, составляет 96%. При этом
эта программа включает множество
функций, не имеющихся в реальном
"Поливоксе", а именно: панорамирование,
стереодилэй, панорамирующая модуляция,
8голосная полифония, 6 типов фильтров, 8
типов форм огибающих модуляции, 2 типа
шума, управление динамикой, фазовая
модуляция и так далее.
Общее впечатление
Очевидно, что эти VSTинструменты
собраны в программеконструкторе типа
SyntEdit. То есть, направление выбраноправильное практически все структурные
элементы прототипов повторялись. Однако,
далеко не всегда имеется возможность
повторить все нюансы для 100%ого
соответствия.Музыканту:
виртуальные
гитары
Музыкальные
программы » Виртуальные
синтезаторыВ любой современной аранжировке
независимо от стиля есть место
гитаре, но не всегда под рукой есть
гитарист. Поскольку с заменой
реального гитариста на компьютер в
отношении акустических гитар
никаких проблем нет – достаточно
взять любой семплер и библиотеку
звуков к нему и отличить «подлог»
будет практически невозможно –
сегодня поговорим об эмуляции
электрогитар. В отличие от
акустических, чтобы изобразить
электрогитару, обычного семплера