Музыковедение — наука о музыке, одна из областей искусствознания. Это верно, но лишь отчасти. В музыковедении действительно есть научное ядро — система объективных знаний о музыке и музыкальной культуре. Есть в нем, однако, и литературно-художественные интерпретации музыки, музыкально-критические эссе, художественно-публицистические очерки. Поэтому музыковедение правильнее понимать как особую сферу общественного сознания и деятельности, промежуточную между искусством и наукой, связывающую художественное и научное познание, содействующее развитию музыкальной культуры общества.
Музыковедение
Справочные данные, Статьи о
музыке » Музыкальные
интересности
Музыковедение — наука о
музыке, одна из областей
искусствознания. Это верно, но
лишь отчасти. В музыковедении
действительно есть научное ядро
— система объективных знаний о
музыке и музыкальной культуре.
Есть в нем, однако, и литературно
художественные интерпретации
музыки, музыкальнокритические
эссе, художественно
публицистические очерки.
Поэтому музыковедениеправильнее понимать как особую
сферу общественного сознания и
деятельности, промежуточную
между искусством и наукой,
связывающую художественное и
научное познание, содействующее
развитию музыкальной культуры
общества.
Отрасли музыковедения — теория
музыки, история музыки,
музыкальная этнография,
музыкальная критика.
Музыкальная акустика, изучающая
акустические предпосылки
музыкального искусства, и
музыкальная психология,
изучающая психологию
музыкального творчества и
восприятия, входят в
музыковедение каксамостоятельные разделы и вместе
с тем являются частью физики
(музыкальная акустика) или
психологии (музыкальная
психология). В 60—70е гг. 20 в.
выделилась как особая дисциплина
музыкальная социология,
изучающая конкретные формы
жизни музыки в обществе.
На комплексное понимание
музыковедения указывает и сам
термин. «Ведение» — знание.
Знания о музыке, оформленные в
систему, образуют музыкальную
науку. Ведение — это и
интуитивное схватывание сути
вещей. Не случайно в
этимологическом родстве с ним
состоит слово «видение». И эта
сторона тоже присутствует в
музыковедении: ведь только путем
полного непосредственного
духовного слияния с музыкой
можно постичь ее внутренний
смысл.
Так рождаются проникновенные
музыковедческие толкованияпроизведений. Связи с
этимологически родственными
словами «совесть», «вежливый»
прочерчивают еще одну —
ценностноэтическую сторону в
музыковедении. Оно и в самом
деле оценивает музыку, стремится
отделить произведения вечные,
способные обогатить человечество,
поднять его на новую ступень
нравственного совершенства, от
произведений ложного искусства
— безликих, вульгарных, слащавых
и фальшивых, лишь внешне
занимательных. Этой задаче
посвящает себя музыкальная
критика.
Есть в этом корне еще один важный
смысловой оттенок —
«заведовать». Музыковедение
несет ответственность перед
обществом за состояние дел в
музыкальной культуре. Оно
пронизывает собой всю систему
музыкального образования и
воспитания, исследует
эффективность бытия музыки в
обществе, с помощью музыкальнойпублицистики стремится
совершенствовать организацию
музыкальной жизни и культуры.
Наука о музыке, средоточие
объективных знаний, представляет
собой разветвленную систему
исторических и теоретических
дисциплин. История музыки
рассматривает процесс развития
музыкальной культуры (в
масштабах истории человечества в
целом, отдельных национальных
культур, различных эпох).
Народная музыка изучается
фольклористикой. Бытие музыки в
обществе изучается музыкальной
социологией, закономерности
музыкальной деятельности —
психологией музыки, физические
предпосылки — музыкальной
акустикой. Комплекс музыкально
теоретических учений направлен на
познание самого устройства
музыки: гармония изучает
высотные связи звуков, полифония
— соединения голосов фактуры,
учение о музыкальных формах —
принципы композиции.Исследования в этих и многих
других частных дисциплинах
опираются на философско
эстетические основоположения
музыкознания. К ним относятся,
например, представления о
музыкальной культуре, о
содержании и форме в музыке, об
интонации как основе
выразительности и др.
Музыкальная наука развивается в
содружестве с науками об
искусстве, культуре, о человеке,
обществе, истории. На знания,
выработанные музыкальной наукой
и проверенные практикой,
опираются музыкальная критика и
публицистика.
Теоретическое музыковедение
исследует: вопрос о способах
отражения действительности в
музыке, основные закономерности
музыки, установившиеся в
процессе её исторического
развития (в этом смысле оно
сближается с эстетикой);
композиционные средства и
приёмы, имеющие как общеезначение для всего музыкального
искусства, так и частное, в
пределах какоголибо одного
исторического периода. Изучению
отдельных элементов музыки
посвящены такие музыкально
теоретические дисциплины, как
мелодика, ритмика, метрика,
гармония, полифония,
инструментовка, учение о
музыкальных формах. Эти
дисциплины имеют не только
теоретическое, научно
познавательное значение, но и
представляют основу для
выработки композиторской
техники и практического
овладения различными средствами
музыкальной выразительности.
Целостное изучение конкретного
музыкального произведения на
основе совокупных данных
отдельных теоретических
дисциплин определяет сущность
метода и предмета особой
дисциплины — анализа
музыкальных произведений,
рассматривающего форму и
содержание произведения в ихединстве. К области
теоретического музыковедения
относятся также научно
методические дисциплины,
разрабатывающие принципы
музыкального исполнения
(сольного и хорового пения,
дирижёрского искусства, игры на
различных инструментах) и
развития музыкального слуха
(сольфеджио).
Историческое музыковедение
имеет целью воссоздание
целостной картины развития
музыкальной культуры в тесной
взаимосвязи различных её сторон и
в зависимости от изменения
условий жизни общества.
В исследовании явлений
музыкального творчества история
музыки опирается на данныемузыкальнотеоретического
анализа. Вместе с тем выводы
теоретического музыковедения не
могут быть достаточно полными и
научно обоснованными без учёта
исторической обусловленности
изучаемых явлений.
Наряду со всеобщей историей
музыки, охватывающей историю
музыкальной культуры всех времён
и народов и выясняющей общие
закономерности музыкально
исторического процесса на
различных ступенях развития
человеческого общества,
историческое музыковедения
включает в себя историю музыки
отдельных народов и стран,
историю жанров и форм музыки
(например, оперы, симфонии,
сонаты), видов исполнительского
искусства (пианизма, скрипичного
искусства и т. п.), отдельных
областей музыковедения
(например, история учения о
гармонии).
Изучение народной музыки(музыкального фольклора) входит
как необходимая и органическая
составная часть во всеобщую
историю музыки, так же как и в
историю музыки каждой отдельной
страны. Вместе с тем изучением
народного музыкального
творчества и его специфических
особенностей занимается также
особая наука — музыкальная
этнография.
Важная роль в музыкальной
культуре принадлежит
музыкальной критике, т. е. анализу
и оценке явлений современной
музыкальной практики.
Музыковедение зародилось во
времена античности. В настоящее
время музыковедение как особая
специальность включено в систему
музыкального образования.
Музыковедческие отделения
музыкальных училищ и вузов
готовят преподавателей
соответствующих дисциплин,
критиков, лекторов, работников
музыкальных издательств, радио ителевидения. Научная работа
ведется в исследовательских
институтах, в консерваториях и
других высших учебных
заведениях. Музыковедческой
деятельностью часто занимаются
также композиторы и исполнители.
Ценнейшее музыкально
критическое и музыкально
теоретическое наследие оставили
Ж. Ф. Рамо, Р. Вагнер, Г. Берлиоз,
Р. Шуман, К. Дебюсси, М. И.
Глинка, А. Н. Серов, Н. А.
РимскийКорсаков, П. И.
Чайковский.
Музыковедческие труды пишутся в
самых различных жанрах. Одни из
них, направленные на
совершенствование музыкальной
науки, адресуются к самим же
музыковедам — таковы
диссертации, статьи и книги,
исследующие сложные и
достаточно специальные проблемы.
Другие — обращаются к
музыкантам, третьи — к самому
широкому читателю, в частности к
детской и молодежной аудитории.Данный словарь представляет
собой один из жанров популярной
музыковедческой литературы.
Задаче начального вхождения в
музыку служат и многие другие
книги. Представление о них дает
список рекомендованной
литературы в конце этой книги.Музыковедени
е
Справочные данные, Статьи о
музыке » Музыкальные
интересности
Музыковедение — наука о музыке,
одна из областей искусствознания.
Это верно, но лишь отчасти. В
музыковедении действительно есть
научное ядро — система
объективных знаний о музыке и
музыкальной культуре. Есть в нем,
однако, и литературно
художественные интерпретации
музыки, музыкальнокритические
эссе, художественно
публицистические очерки. Поэтому
музыковедение правильнее пониматькак особую сферу общественного
сознания и деятельности,
промежуточную между искусством и
наукой, связывающую
художественное и научное познание,
содействующее развитию
музыкальной культуры общества.
Отрасли музыковедения — теория
музыки, история музыки,
музыкальная этнография,
музыкальная критика. Музыкальная
акустика, изучающая акустические
предпосылки музыкального
искусства, и музыкальная
психология, изучающая психологию
музыкального творчества и
восприятия, входят в музыковедение
как самостоятельные разделы и
вместе с тем являются частью
физики (музыкальная акустика) илипсихологии (музыкальная
психология). В 60—70е гг. 20 в.
выделилась как особая дисциплина
музыкальная социология, изучающая
конкретные формы жизни музыки в
обществе.
На комплексное понимание
музыковедения указывает и сам
термин. «Ведение» — знание. Знания
о музыке, оформленные в систему,
образуют музыкальную науку.
Ведение — это и интуитивное
схватывание сути вещей. Не
случайно в этимологическом
родстве с ним состоит слово
«видение». И эта сторона тоже
присутствует в музыковедении: ведь
только путем полного
непосредственного духовного
слияния с музыкой можно постичь
ее внутренний смысл.
Так рождаются проникновенные
музыковедческие толкования
произведений. Связи с
этимологически родственными
словами «совесть», «вежливый»
прочерчивают еще одну —ценностноэтическую сторону в
музыковедении. Оно и в самом деле
оценивает музыку, стремится
отделить произведения вечные,
способные обогатить человечество,
поднять его на новую ступень
нравственного совершенства, от
произведений ложного искусства —
безликих, вульгарных, слащавых и
фальшивых, лишь внешне
занимательных. Этой задаче
посвящает себя музыкальная
критика.
Есть в этом корне еще один важный
смысловой оттенок — «заведовать».
Музыковедение несет
ответственность перед обществом за
состояние дел в музыкальной
культуре. Оно пронизывает собой
всю систему музыкального
образования и воспитания,
исследует эффективность бытия
музыки в обществе, с помощью
музыкальной публицистики
стремится совершенствовать
организацию музыкальной жизни и
культуры.Наука о музыке, средоточие
объективных знаний, представляет
собой разветвленную систему
исторических и теоретических
дисциплин. История музыки
рассматривает процесс развития
музыкальной культуры (в масштабах
истории человечества в целом,
отдельных национальных культур,
различных эпох). Народная музыка
изучается фольклористикой. Бытие
музыки в обществе изучается
музыкальной социологией,
закономерности музыкальной
деятельности — психологией
музыки, физические предпосылки —
музыкальной акустикой. Комплекс
музыкальнотеоретических учений
направлен на познание самого
устройства музыки: гармония
изучает высотные связи звуков,
полифония — соединения голосов
фактуры, учение о музыкальных
формах — принципы композиции.
Исследования в этих и многих
других частных дисциплинах
опираются на философско
эстетические основоположения
музыкознания. К ним относятся,например, представления о
музыкальной культуре, о
содержании и форме в музыке, об
интонации как основе
выразительности и др. Музыкальная
наука развивается в содружестве с
науками об искусстве, культуре, о
человеке, обществе, истории. На
знания, выработанные музыкальной
наукой и проверенные практикой,
опираются музыкальная критика и
публицистика.
Теоретическое музыковедение
исследует: вопрос о способах
отражения действительности в
музыке, основные закономерности
музыки, установившиеся в процессе
её исторического развития (в этом
смысле оно сближается с
эстетикой); композиционные
средства и приёмы, имеющие как
общее значение для всего
музыкального искусства, так и
частное, в пределах какоголибо
одного исторического периода.
Изучению отдельных элементов
музыки посвящены такие
музыкальнотеоретическиедисциплины, как мелодика, ритмика,
метрика, гармония, полифония,
инструментовка, учение о
музыкальных формах. Эти
дисциплины имеют не только
теоретическое, научно
познавательное значение, но и
представляют основу для выработки
композиторской техники и
практического овладения
различными средствами
музыкальной выразительности.
Целостное изучение конкретного
музыкального произведения на
основе совокупных данных
отдельных теоретических дисциплин
определяет сущность метода и
предмета особой дисциплины —
анализа музыкальных произведений,
рассматривающего форму и
содержание произведения в их
единстве. К области теоретического
музыковедения относятся также
научнометодические дисциплины,
разрабатывающие принципы
музыкального исполнения (сольного
и хорового пения, дирижёрского
искусства, игры на различных
инструментах) и развитиямузыкального слуха (сольфеджио).
Историческое музыковедение имеет
целью воссоздание целостной
картины развития музыкальной
культуры в тесной взаимосвязи
различных её сторон и в зависимости
от изменения условий жизни
общества.
В исследовании явлений
музыкального творчества история
музыки опирается на данные
музыкальнотеоретического анализа.
Вместе с тем выводы теоретического
музыковедения не могут быть
достаточно полными и научно
обоснованными без учёта
исторической обусловленности
изучаемых явлений.
Наряду со всеобщей историей
музыки, охватывающей историюмузыкальной культуры всех времён
и народов и выясняющей общие
закономерности музыкально
исторического процесса на
различных ступенях развития
человеческого общества,
историческое музыковедения
включает в себя историю музыки
отдельных народов и стран, историю
жанров и форм музыки (например,
оперы, симфонии, сонаты), видов
исполнительского искусства
(пианизма, скрипичного искусства и
т. п.), отдельных областей
музыковедения (например, история
учения о гармонии).
Изучение народной музыки
(музыкального фольклора) входит
как необходимая и органическая
составная часть во всеобщую
историю музыки, так же как и в
историю музыки каждой отдельной
страны. Вместе с тем изучением
народного музыкального творчества
и его специфических особенностей
занимается также особая наука —
музыкальная этнография.Важная роль в музыкальной
культуре принадлежит музыкальной
критике, т. е. анализу и оценке
явлений современной музыкальной
практики.
Музыковедение зародилось во
времена античности. В настоящее
время музыковедение как особая
специальность включено в систему
музыкального образования.
Музыковедческие отделения
музыкальных училищ и вузов
готовят преподавателей
соответствующих дисциплин,
критиков, лекторов, работников
музыкальных издательств, радио и
телевидения. Научная работа
ведется в исследовательских
институтах, в консерваториях и
других высших учебных заведениях.
Музыковедческой деятельностью
часто занимаются также
композиторы и исполнители.
Ценнейшее музыкальнокритическое
и музыкальнотеоретическое
наследие оставили Ж. Ф. Рамо, Р.
Вагнер, Г. Берлиоз, Р. Шуман, К.
Дебюсси, М. И. Глинка, А. Н. Серов,Н. А. РимскийКорсаков, П. И.
Чайковский.
Музыковедческие труды пишутся в
самых различных жанрах. Одни из
них, направленные на
совершенствование музыкальной
науки, адресуются к самим же
музыковедам — таковы
диссертации, статьи и книги,
исследующие сложные и достаточно
специальные проблемы. Другие —
обращаются к музыкантам, третьи
— к самому широкому читателю, в
частности к детской и молодежной
аудитории. Данный словарь
представляет собой один из жанров
популярной музыковедческой
литературы. Задаче начального
вхождения в музыку служат и
многие другие книги. Представление
о них дает список рекомендованной
литературы в конце этой книги.Ансамбль
Справочные данные, Статьи о
музыке » Музыкальные
интересностиАнсамбль (от
фр. ensemble — вместе, множеств
о) — означает совместное
исполнение музыкального
произведения несколькими
участниками или музыкальное
произведение для небольшого
состава исполнителей;
излюбленный с давних времен тип
музицирования. В соответствии с
количеством исполнителей (от
двух до десяти), ансамбль
называется дуэтом, трио
(терцетом), квартетом, квинтетом,
секстетом, септетом, октетом,
нонетом или дециметом — по
латинским названием цифр. Как
самостоятельные произведенияансамбли принадлежат к области
камерной музыки, но входят также
и в состав опер, ораторий, кантат.
ВИА (вокально инструментальные
ансамбли) были распространены в
России в семидесятых годах.
История подсказывает нам один из
возможных путей образования
ансамбля: к поэтическому напеву
рожка пастуха присоединяется
другой инструментальный «голос»,
он робко ищет себе путь и находит
его, оплетая мелодию первого
исполнителя выразительным
орнаментом звуковых кружев, не
мешающих слушать этот напев, но
оттеняющих его красоту, как бы
подчеркивающих изобретательные
находки.
Несколько певцов задорно выводят
русскую народную хороводную
песню. Они поют ее вместе. У
одного просто не вышло бы такое
многообразие эмоциональных
оттенков, многоцветье вокальных
узоров, создаваемых различными
сочетаниями голосов. Это тожеансамбль. Им не назовешь
соревнование певцов, где каждый
из претендентов на победу
стремится показать прежде всего
собственное мастерство. В
ансамбле, напротив, каждый
старается соразмерять свою
художественную
индивидуальность, свой
исполнительский стиль,
технические приемы с
индивидуальностью, стилем,
приемами исполнения партнеров,
что обеспечивает слаженность и
стройность исполнения того или
иного музыкального произведения
в целом. То же самое можно
сказать и об искусстве
танцевальных ансамблей.
Составы инструментальных
ансамблей немногочисленны.
Каждую партию в них исполняет
один музыкант (камерные
ансамбли: дуэт, трио, квартет,
квинтет и др.). Наиболее
распространенные по составу:
фортепьянный дуэт, струнный
квартет, квинтет духовыхинструментов, дуэт скрипки с
фортепьяно, трио (скрипка,
виолончель, фортепьяно) и другие
— можно часто слышать на
отечественной и зарубежной
концертной эстраде.
В XVI—XVIII вв.. существовали
различные формы
полифонического ансамбля. В
эпоху венской классики
образовались характерные
ансамблевые жанры, сохранившие
свое значение до настоящего
времени (дуэт скрипки с
фортепьяно, струнный квартет и т.
д.).
Мы живем в эпоху расцветаансамблевого музицирования,
породившую самые различные
ансамбли: ударных инструментов,
старинной музыки («Мадригал») и
др. Большой известностью
пользуются и «Виртуозы Москвы».
Участников в ансамбле обычно
немного, поэтому во время
совместного музицирования
слышна игра каждого из них, что
предъявляет особые требования к
мастерству исполнителя: он
должен обладать особой
чуткостью, отзывчивостью,
творческой интуицией,
подсказывающей определенный
настрой в сложной и увлекательной
ансамблевой игре с партнерами.
Умение соразмерять свои
возможности и возможности
другого и называется
ансамблевостью исполнения.
Высокие образцы ансамбля
показали трио Л. Н. Оборин, Д. Ф.
Ойстрах, С. Н. Кнушевицкий или
дуэт С. Т. Рихтер и Ойстрах.
Подлинными виртуозами слывут
скрипач В. Т. Спиваков и альтистЮ. А. Башмет, интерпретирующие
дуэты В. А. Моцарта. Игра их
захватывает своим темпераментом,
неожиданным звучанием и в то же
время необычайной степенью
взаимного понимания, без которого
невозможен истинный ансамбль.
В каждом ВИА есть свой лидер
(возможно и не один). Это и
высокопрофессиональный
музыкант, сочиняющий и
аранжирующий для ансамбля, и
художественный руководитель,
заботящийся об общем «классе»
ансамбля, о его стиле, о создании и
постоянном обновлении
репертуара; это и менеджер,
способный сочетать разумную
гастрольную нагрузку ансамбля с
репетиционным периодом,
необходимым для творческого
роста музыкантов; наконец, это
зачастую и режиссер, умеющий из
множества разрозненных
музыкальных произведений
выстроить единую программу с
соблюдением специфических
законов эстрадного зрелища.Именно на лидерах лежит основная
ответственность за творческую
судьбу ансамбля, за отбор приемов,
средств, которые при общих
жанровых признаках придают
конкретному ВИА «лица не общее
выражение».
Музыка и
гипнотическое
состояние
Статьи о музыке » Музыкальные
интересности
Гипноз (греч. hypnos— сон)
Измененное состояние сознания,
характеризующееся сужением егообъема и предположительно резкой
фокусировкой на содержании
внушения. Состояние гипноза
наступает в результате специальных
воздействий гипнотизера или
целенаправленного самовнушения. В
более общем смысле гипноз это
социальномедицинское понятие о
комплексе методик
целенаправленного словесно
звукового воздействия на психику
человека через заторможенное
определённым способом сознание,
приводящее к бессознательному
выполнению различных команд и
реакций.
Гипноз известен человечеству очень
давно, его практиковали еще жрецы
древнего Шумера. В античном мире
на основе гипнотического транса
строилась практически вся система
пророчеств. Использовались
подобные техники не только
посвященными (жрецами и
оракулами). Известно, в частности,
что древнеримского философа
Апулея современники упрекали в
том, что он приводит в состояниегипнотического транса своих рабов с
целью получить предсказание
будущего.
Почему слушая музыку, изменяются
наши чувства, эмоции? Мы
успокаиваемся или возбуждаемся.
Почему музыка управляет нами,
заставляя нас совершать такие
поступки, которые в обычном
состоянии мы бы никогда не
совершили? Ответ на это лежит в
структурах нашего мозга.
О способности музыки
воздействовать на человеческое
сознание было известно еще нашим
предкам. В давние времена шаманы
вводили людей в состояние транса
своими гипнотическими мелодиями.
Но мир не стоит на месте:
изменились люди, изменились и
технологии. И если шаманы древних
времен использовали барабаны и
бубны, то у современных шаманов –
DJ’s другое оборудование:
вертушки, микшерный пульт и
колонки.Научно доказано, что такие звуковые
инструменты, как человеческий
голос, флейта, барабаны и другие
ударные влияют на состояние мозга
человека, точнее, на его
нейрологическую активность.
Для правильного понимания данного
вопроса сначала стоит вернуться к
школьному курсу биологии. Оба
мозговых полушария человека
отвечают за различные функции.
Левое отвечает за сознательное,
вербальное, логическое,
рациональное и аналитическое
содержание. Правое же
(недоминантное у большинства
людей) полушарие наполнено
абстрактным, синтетическим,
визуальным и интуитивным
контентом. Когда же у человека
усиливается тетаактивность1 и он
входит в гипнотическое трансовое
состояние, это обозначает что правое
полушарие активно стимулируется.
Ведь именно недоминантное
полушарие (опять же для
большинства) и позволяет людям
входить в эйфорическое состояниесвоеобразной нирваны.
Главными «стимуляторами» для
такого состоянии являются звуки и
музыка, которые стимулируют
повышение клеточной активности
организма человека. Связь между
недоминантным полушарием с
пространственным и интуитивным
аспектами человеческого сознания
очень и очень тесна, поэтому музыка
может вводить человека в, так
называемое, трансовое состояние
вообще без помощи какихлибо
препаратов.
Часто мы можем увидеть выражение
такого необычного состояние
сознания (при стимулируемом
недоминтном полушарии) в виде
активного восприятие многих
психических мотивов, таких как
глубинные эмоции, фантазии и
архетипичные конфликты и драмы.
А именно в этом состоянии
обостряются чувства, а восприятие
становится более активным и
утонченным. Проще говоря,
чувствительность человекаусиливается, он начинает
воспринимать то, на что ранее не
обращал внимания.
В мозгу завиксированны различные
типы электромагнитных колебаний
от медленного альфа ритма, до
высокочастотного бетаритма.
Ритмы ЭЭГ взрослого
бодрствующего человека:
альфаритм частота 8...13 Герц,
амплитуда до 100 мкв. При
повышении уровня функциональной
активности мозга амплитуда ритма
уменьшается и часто он полностью
исчезает;
бетаритм частота 14...40 Герц,
амплитуда до 15 мкВ. Исчезает при
выполнении или даже умственном
представлении движения;
мюритм частота 8...13 Герц,
амплитуда до 50 мкв.
(wichet) аркообразный ритм,
активизируется во время умственной
нагрузки и психического