Статья содержит описание деятельности молодого специалиста, начиная с практики в школе и заканчивая выпуском 9 класса. Информация будет актуальна как для начинающих учителей русского языка и литературы, так и для классных руководителей (описываются трудности на пути становления молодого специалиста, в том числе классного руководителя 5-9 класса, а также положительные моменты из практики)
моя статья.docx
Если мечтаешь увидеть радугу, не бойся попасть под
дождь! (на пути к любимой профессии)
Автор:
Яковлева Екатерина Сергеевна, учитель русского языка и
литературы МАОУ Гимназия №14
Как все начиналось
Кем ты хочешь стать, когда вырастешь? Этот вопрос из века в век задают родители
своим детям, учителя просят написать об этом подростков в сочинениях и, конечно,
каждый из нас на определенном этапе жизни задумывается над данной проблемой.
Мне кажется, я всегда знала, что буду учителем. Для всех это казалось
удивительным, ведь в моей семье никто не работает в сфере образования. Но сегодня я
могу с уверенностью назвать две причины моего выбора: первая – внутреннее осознание
того, что ты будешь полезен именно в этой профессии, иными словами – призвание; вторая
причина – мое ближайшее окружение, начиная от воспитателей в детском саду и
заканчивая преподавателями педагогического университета.
Соловьева Галина
Владимировна, Кауфман Наталья Владимировна, Смбатян Мариам Оганесовна,
Никанорова Тамара Маратовна, Соломатова Екатерина Федоровна – это настоящие
мастера своего дела, справедливые, целеустремленные и понимающие люди, которые были
и являются для меня примером высокого профессионализма.
Сложнейшим этапом на пути к моей профессии было поступление в университет и
окончание первого курса. В школе все было иначе: за нами было больше контроля,
доверительных бесед, создавались условия мотивации. Здесь же необходимо было
проявить намного больше самостоятельности и ответственности. После первой сессии
родители предложили мне забрать документы и подумать о другой специальности. Но на
тот момент я уже точно знала, что не отступлю, и решила идти до конца. Мои старания не
прошли даром: от первой педагогической практики я была под большим впечатлением.
Тогда я точно поняла, что не ошиблась в выборе профессии. Конечно, не обходилось без
трудностей, но на то они и трудности, чтобы их преодолевать. К счастью, у меня
сохранились «Впечатления от педагогической практики», которыми хотелось бы
поделиться.
Мои впечатления от педагогической практики Начало педагогической практики – самый важный момент в становлении учителя.
Поэтому хочу поделиться своими впечатлениями.
Я проходила практику в гимназии №11 с 8 февраля по 20 марта 2010 года. Первое
впечатление от обстановки в гимназии было положительным, но всетаки присутствовало
чувство опасения, так как гимназия очень большая и нужно было многое запомнить в
первый же день. Когда я впервые увидела свой 7А класс, у меня сложилось о нем не очень
хорошее впечатление: 20 мальчиков и 6 девочек. Девочки тихонько сидят в уголках, а от
мальчиков разносится гул по всей школе, летают ранцы, самолетики, ктото дерется, кто
то кричит... Я даже хотела попросить поменять класс, но потом подумала: раз именно мне
достался такой класс, я должна с этим справиться. И еще я вспомнила выражение:
«Человеку не даются испытания, которые ему не под силу»
Я вела уроки в 7А классе, посещала уроки других студенток, чтобы получить
больше опыта. Но период практики заканчивался… Последний свой урок я вела, сама не
зная, что он последний. Учитель сказал мне об этом за 10 минут до окончания. Я объявила
детям, что наша с ними работа подошла к концу… Одни кричали: «Не уходите!», а другие
сидели молча, опустив голову. Такой реакции я, если честно, не ожидала. До выхода меня
провожали два мальчика. Я улыбнулась, сказала им, что еще приду к ним на какойнибудь
урок в гости! И вслед мне они закричали: «Ура!» Я вышла из школы со слезами на глазах…
Это были слезы радости, даже слезы счастья, потому что детская любовь – самая
искренняя в мире!
А теперь все понастоящему
Самым важным этапом на моем пути к любимой профессии стал прием на работу в
гимназию №14. Я очень рада, что пришла работать именно в такой коллектив:
оптимистичный, находчивый, сильный духом, занимающий лидирующие позиции во многих
направлениях, а главное – коллектив, где молодого педагога всегда смогут поддержать.
Моим первым наставником стала Шуляк Наталья Валерьевна, директор гимназии. Она, не
жалея ни времени, ни сил, ежедневно встречалась с нами, молодыми специалистами, и
расспрашивала все до мельчайших подробностей: как мы готовимся к урокам, как
складываются отношения в коллективе, нашли ли мы общий язык с учениками. Наталья
Валерьевна всегда с пониманием относилась ко мне и моим коллегам и очень тактично
делала замечания, поэтому мы старались ко всему прислушиваться, чтобы не разочаровать
нашего руководителя. Когут Ирина Юрьевна и Нескуба Светлана Борисовна – мои наставники как
учителяпредметника и классного руководителя. Посещая их уроки, мастерклассы,
беседуя на собраниях методических объединений, я научилась многому: начала
использовать новые формы проведения урочных и неурочных занятий, стала уверенней
чувствовать себя на уроках и в коллективе, нашла подход к трудным подросткам, а главное
– поняла, как применить системнодеятельностный подход важнейшую составляющую
новых образовательных стандартов.
Огромную роль в моем профессиональном и личностном становлении сыграл
Финогенко Валерий Степанович. Именно благодаря нему я поняла, что урок неразрывно
должен быть связан с жизнью ученика, иначе он не имеет смысла.
Развиваясь в своей профессии, я, конечно, продолжала читать книги, журналы,
публикации в интернете по педагогике и психологии. Идеи некоторых педагоговноваторов
оказали решающее влияние на мое становление.
Евгений Николаевич Ильин – учитель литературы, автор оригинальной концепции
преподавания литературы на основе педагогического общения. Для меня очень значимы
многие принципы обучения, предложенные данным педагогом, стараюсь опираться на них в
своей практической деятельности: принцип гуманизации (нравственный потенциал книг
порождает особую систему гуманистических знаний), принцип художественности (урок
литературы строится по законам искусства), закон трех О (очаровать книгой, окрылить
героем, обворожить писателем), принцип духовного контакта, принцип личностного
подхода (любить + понимать + принимать + сострадать + помогать), принцип
демократизма.
Иванов Игорь Петрович – доктор педагогических наук, основоположник
педагогики сотрудничества, автор методики коллективной творческой деятельности. Как
продолжатель идей А.С.Макаренко И.П.Иванов видел воспитательный процесс в
организации насыщенной творческой деятельности коллектива и разработал алгоритм
реализации КТД: замысел, коллективное планирование, коллективная подготовка,
проведение дела, обсуждение итогов и создание «памятки» для внедрения полученного
положительного опыта в практику.
Для меня близка технология развития критического мышления через чтение и
письмо. С данной технологией я познакомилась на курсах повышения квалификации и
стала активно применять ее в своей педагогической практике. Технология « Развитие критического мышления» направлена на формирование нового стиля мышления, для
которого характерны открытость, гибкость рефлексивность, осознание внутренней
многозначности позиций и точек зрения, альтернативности принимаемых решений. Базовая
модель «Вызов Осмысление – Рефлексия» задаёт определённую логику построения
урока, последовательность и способы сочетания конкретных методических приёмов,
которые помогают осмыслить содержание текста, преодолеть трудности восприятия
информации, формулирования целей, обнаружить личностный смысл в материале.
Мотивация каждого педагога, на мой взгляд, зависит от трех компонентов:
1
2
3
удовольствие от самой деятельности
значимость для личности непосредственного её результата
«мотивирующая» сила вознаграждения за деятельность
Огромное влияние на мое профессиональное развитие оказала книга В. Железникова
«Чучело», ведь в ней представлены практически все «типы учениковподростков», а также
вечные проблемы школьников, на которые не стоит закрывать глаза. Также задумалась над
проблемами детской жестокости и
равнодушия учителей к своим ученикам,
познакомившись с рассказом Р. Брэдбери «Все лето в один день».
Кроме художественной литературы стараюсь знакомиться с педагогическими
трудами новаторов. Книга Ш. Амонашвили «В школу с шести лет» заставила меня
задуматься, насколько сильно личность учителя влияет на эффективность воспитания
учеников, ведь для ребенка знания не существуют без учителя. Для себя я выделила
главные качества личности учителя: он должен одинаково любить всех детей, понимать и
уметь занимать их позицию, верить в преобразующую силу воспитания, а самое главное –
учителю должно быть присуще все лучшее, что людям нравится в человеке: и улыбка, и
строгость, и сдержанность, и скромность, и чуткость, и искренность, и интеллигентность, и
общительность, и любовь к жизни. Работы Е.И.Ильина «Рождение урока» и «Урок
продолжается» открыли для меня интересные приемы, которые очень помогают мне на
уроках литературы: интригующее многоточие конца урока и урок в соавторстве с
учеником.
Я – классный руководитель!
«Ученик – это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь. А
зажечь факел может лишь тот, кто сам горит» эти слова Плутарха я вспоминаю, когда
речь идет о классном руководстве. Сейчас я классный руководитель 9Г класса. Остались
считанные дни до моего первого выпускного. Я так люблю свой класс, что могу говорить о его успехах и достижениях бесконечно. Постараюсь обобщить опыт моей работы. Главный
принцип, который я закладываю в систему воспитательной работы классного коллектива –
«Только вместе мы сила!», подразумевая под ним ключевую роль каждого ребенка в классе
и при этом развивая в каждом чувство ответственности как за личный поступок, так и за
общее дело. В нашем классе есть мэр, его заместитель и различные министерства:
искусства, образования, досуга, спорта. Не сразу, но спустя некоторое время нашей
совместной работы мы составили свод правил класса, где отражены все права и
обязанности каждого министерства. А так как сделали мы это вместе, значит, каждый эти
правила соблюдает.
Результатами нашей работы стали первые места в мероприятиях военно
патриотического характера, спортивных соревнованиях, активное участие в жизни школы и
класса (организация тематических мероприятий для параллели, для младших школьников),
успешная защита социальных проектов, а главное – отношения в нашем коллективе
сложились дружеские и доверительные, основанные на взаимопонимании и взаимовыручке.
Чего я достигла на данном этапе как специалист? Этот вопрос мне задают довольно
часто. Кроме полного морального удовлетворения от своей деятельности, выделяю
следующие достижения:
1.
Открытые уроки и мастерклассы на городском и краевом уровнях по
темам «Формирование читательской грамотности на уроках литературы»,
«Формирование читательской грамотности через чтение и письмо», «Организация
групповой работы на уроках русского языка как средство формирования
коммуникативных УУД»
2.
3.
4.
5.
Участие в городском этапе конкурса «Учитель года2017»
Первая квалификационная категория
Вхождение в состав экспертной комиссии ЕГЭ по русскому языку
«Золотая сотня» победителей международных конкурсов «Пегас» и
«Русский медвежонок», призеры и победители городских этапов конкурса
«Грамотей», предметных олимпиад и конкурсов сочинений
6.
Качество обучения по моим предметам составляет 7080%
Если говорить о ближайшем будущем, то я нацелена на получение высшей
квалификационной категории и планирую развиваться в двух направлениях:
«Исследовательская работа в школе и возможности ее реализации в современных условиях» и «Проектная деятельность как средство достижения метапредметных
результатов обучения».
Говорят, что многое учителя боятся так называемого «эмоционального выгорания».
Я тоже задумывалась об этом, но пока не могу представить такого в своей практике, ведь
работа с детьми и с творческими людьми – это ежедневный заряд энергией, позитивным
настроением. Да, бывают нелегкие периоды в работе: разные точки зрения на один и тот же
вопрос, трудные подростки, непонимание родителей… Но с этим всегда можно справиться,
если тебя любят и ценят твои ученики, уважают и поддерживают коллеги и наставники.
«Если мечтаешь увидеть радугу, не бойся попасть под дождь!» стараюсь следовать этой
формуле и в жизни, и в педагогической деятельности.
Статья "На пути к любимой профессии"
Статья "На пути к любимой профессии"
Статья "На пути к любимой профессии"
Статья "На пути к любимой профессии"
Статья "На пути к любимой профессии"
Статья "На пути к любимой профессии"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.