Статья на тему: " Координирование работы логопеда и воспитателя по формированию связной речи детей с третьим уровнем речевого развития."
Оценка 4.6

Статья на тему: " Координирование работы логопеда и воспитателя по формированию связной речи детей с третьим уровнем речевого развития."

Оценка 4.6
Руководства для учителя
doc
дефектология
Детсад
13.02.2017
Статья на тему: "          Координирование работы логопеда и воспитателя по формированию           связной речи детей с третьим уровнем речевого развития."
К ЧИСЛУ ВАЖНЕЙШИХ ЗАДАЧ логопедической работы с до¬школьниками, имеющими общее недоразвитие речи (ОНР), относится формирование у них связной монологической речи. Наиболее распространен у детей 5 — 6-летнего возраста с ОНР третий уровень речевого развития. Эти дети испытывают трудности программирования содержания развернутых высказываний и их языкового оформления. Для высказываний характерны: нарушение связности и последовательности изложения, смысловые пропуски, выраженная ситуативность и фрагментарность, низкий уровень употребляемой фразовой речи.
К ЧИСЛУ ВАЖНЕЙШИХ ЗАДАЧ логопедической работы с до.doc
Координирование работы логопеда и воспитателя по формированию            связной речи детей с третьим уровнем речевого развития. К  ЧИСЛУ ВАЖНЕЙШИХ ЗАДАЧ  логопедической работы с до­ школьниками,   имеющими   общее   недоразвитие   речи   (ОНР),   относится формирование у них связной  монологической речи. Наиболее распространен у детей 5 — 6­летнего возраста с  ОНР третий уровень речевого развития.  Эти дети   испытывают   трудности   программирования   содержания   развернутых высказываний  и их языкового  оформления. Для высказываний характерны: нарушение связности и последовательности изложения, смысловые пропуски, выраженная   ситуативность   и  фрагментарность,   низкий   уровень   упо­ требляемой фразовой речи.       Методика   работы   по   развитию  связной речи дошкольников с ОНР освещена в ряде научных, научно­методических трудов по логопедии (В.К.Во­ робьева,   Т.А.Ткаченко, Т.Б.Филичева, С.Н.Шаховская и др.).   Л.Н.Ефименковаг   В.П.Глухов,  Н.С.Жукова,      Успешное осуществление коррекционно­воспитательной работы в ус­ ловиях   специального   дошкольного   учреждения   для   детей   с   нарушениями речи предполагает взаимосвязь в работе логопеда и воспитателя. Руковод­ ство   коррекционной   работой   по   формированию  связной  речи всегда осу­ ществляется логопедом. При этом принимаются во внимание методические рекомендации, имеющиеся в специальной литературе.    В нашем детском саду совместная деятельность логопеда и воспитателя осуществляется следующим образом.  Обсуждаются темы ближайших заня­ тий и план их проведения с учетом  уровня речевого развития детей; согла­ совываются содержание работы на занятиях, методы обучения и закрепления речевых   навыков;   при   изучении  каждой   темы   намечается   тот   словарный минимум, который дети должны усвоить и затем использовать в связной речи; уточняется,   какие   типы   предложений   должны   преобладать   в   речи   детей   в соответствующий период обучения.     Подготовку детей к занятиям с логопедом чаще всего проводит воспита­ тель. Работа по закреплению знаний ведется совместно логопедом, воспитате­ лями, родителями детей.           Представлены   некоторые  виды   работы,   используемые   для   фор­ мирования лексико­грамматического базиса речи. Но наличие богатого сло­ варного запаса у ребенка еще не предполагает умения рассказывать. Необ­ ходимо задействовать этот запас, заставить его «работать». Для этого прово­ дятся специальные занятия логопеда и воспитателя по развитию связной речи. В зависимости от характера материала, степени его сложности, вида занятия по обучению рассказыванию  коррекционную работу с детьми начинает то логопед,   то   воспитатель.   На   воспитательских   занятиях   закрепляются навыки, полученные детьми в процессе обучения связной речи (закрепление правильного   употребления   словоформ,   синтаксических   конструкций). работая в группе для детей с ОНР строго соблюдают постепенный переход от формирования у них репродуктивных форм речи (с опорой на речевой образец)   к  самостоятельным,   от   высказывания   с  порой   на   наглядность   к высказываниям по собственному замыслу. При   планировании   занятий   соблюдается  алгоритм   усложнения   речевой деятельности по видам повествования. Пересказ: рассказа, составленного по демонстрируемым действиям;    с использованием фланелеграфа; с опорой на серию сюжетных картинок; с опорой на предметные картинки — (иллюстративное панно»; с   опорой   на   одну   сюжетную   картину; деформированного текста; по предваряющему плану­схеме;  по диафильму;  по блокам; с изменением времени действий  творческий), затем — от имени другого  без   опоры   на   наглядность; лица, продолжение с добавлением фактов, событий из жизни героев; с трансформацией (краткий, выборочный пересказ}. Составление описательного рассказа:  о предмете по  образцу  педагога, по вопросам; по плану­схеме;    с опорой только на данный образец;  о двух предметах   (сравнительное описание); по заданному плану, подготовленному коллективно; о предметах по выполненному рисунку, затем о предметах по памяти, о пейзажной картине. Составление рассказа по серии сюжетных картин: по   серии   из   3   картин,   затем   из   5   —   7;  с   элементами   творчества, проигрыванием ситуаций общения; с  пропуском  какого­либо звена,   с включением или исключением объектов. Составление рассказов по сюжетнюй картине: по   картинам   (простые   предложения   ;   последующим   составлением коротких рассказов); по одной сюжетной картине по направляющим вопросам;  по подробному плану; по частично закрытой картине; по картине, включая задания творческого характера (придумывание пред­ шествующих и последующих событий); с обсуждением вариантов поведения героев рассказа, их возможной ре­ чевой реакции на различные ситуации. Творческое рассказывание: по теме с опорой на образец педагога; на тему из личного и коллективного опыта с опорой на предваряющий во­ просный план; по наборам игрушек; по опорным словам; по аналогии; с изменением времени или результата действия по аналогии с заданным рассказом; про знакомого героя; при наличии только названия рассказа. Итак, овладение каждым видом повествования идет постепенно, в опре­ деленной последовательности и осуществляется с опорой на предшествую­ щий вид рассказывания. С постепенным, усложнением речевого материала появляется большая свобода варьирования при осуществлении преемствен­ ности в работе воспитателя и логопеда. На примере координированной работы можно проследить четкое разде­ ление функций между логопедом и воспитателем. ПОДГОТОВКА   ДЕТЕЙ   ВОСПИТАТЕЛЕМ  К   ЗАНЯТИЮ   ПО   РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ 1.Наблюдения   и   на прогулках в разную погоду. (Снег лепится — не лепится,  скатывается в снежный ком или нет. Почему? Выводы детей.) снегом опыты   со     2.Лепка   снеговиков   (большого   и   маленького),   игра   с   ними   «Попади   в цель» и др. 3.Наблюдения   за   таянием   маленького   снеговика   в   помещении. Следует поставить     его     под   включенную       настольную   лампу.   (Почему   снег оседает, тает, что остается? Выводы детей.) 4.Чтение       рассказа       К.Калининой «Про снежный колобок». Беседа по содержанию. 5.Упражнение   на   развитие   внимания,   наблюдательности.   (На картинках изображены   4   снеговика,   отличающихся   друг   от   друга   деталями.   Чем отличаются снеговики? Чем они похожи? Ответы детей.) 6. Занятие по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи по теме «Признаки весны». ЗАНЯТИЕ ЛОГОПЕДА ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ Тема:  составление   рассказа   по   серии   картинок   «Воздушный снеговик». Цель:  обучение   детей   составлению  связного   последовательного рассказа  по серии картинок с достаточно подробно представленным развитием   сюжетного   действия.   Формирование   умений   объединять действия, изображенные на картинках, в общую сюжетную  ситуацию путем   установления   причинно­следственной   взаимосвязи   изобра­ женных событий. Развитие   фразовой   грамматически  правильной   речи   в   процессе обучения рассказыванию. Оборудование:  серия картинок, демонстрационная доска, для всех детей — карточки для оценки детских рассказов. Ход занятия: 1.Организационный   Дети стоят в кругу. На полу разложены перевернутые картинки серии. На них предлагается подобрать слову «снег». За каждое правильное слово логопед дает ребенку фишку. «снежинки».     родственные момент. Детям лежат слова к               2.Размещение       картинок     серии     в нужной последовательности на демонстрационной доске. («Эти снежинки не зря опустились на картинки. Они хотят оживить рассказ. А вы хотите услышать его?», — говорит логопед.) 3.Разбор   содержания   каждой   картинки   с   помощью   вопросов логопеда. После дать распространенного предложения. краткого развернутый         ответа ответ   в логопед виде         просит полного       4.Проведение игры­пантомимы («Покажите, как катал комки снега Бобик», «Как он ставил их друг на друга», «Как   оседал   и   таял   снеговик,   когда   припекало   солнышко»,   «Как Мурзилка надувал воздушный шарик»).         5.Составление высказываний по отдельным   картинкам­фрагментам (по цепочке). 6.Составление При этом используются побуждающие вопросы, указания на картинку или ее деталь. рассказа. детьми       7.Анализ   детских   рассказов.   Оценка   их   с   помощью   карточек. Обращается   внимание   на   полноту   и   последовательность   изложения, грамматическую  правильность   речи,   проявление   элементов творчества в рассказах детей. РАБОТА ПО ЗАКРЕПЛЕНИЮ НАВЫКОВ РАССКАЗЫВАНИЯ 1.Отработка рассказа со     детьми на индивидуальном занятии логопеда.   «слабыми» 2.Занятие   воспитателя.   Используется   аппликация   «Снеговик», изготовленная методом обрывания. 3.Изготовление   в   детьми воздушный «глаза», «нос», «рот»).   воздушного шарик,     вечернее   время   приклеить снеговика     к   с (надуть нему   4.Игра­драматизация. используют драматизации Отработка диалога Мурзилки и Бобика.     Дети   наряжают   ребенка   снеговиком, в снеговика. воздушного     5.Домашнее   задание:   изложить   родителям   рассказ,   а   лучше   — придумать новый на подобную тему. Занятия по обучению рассказыванию проводятся воспитателем под руководством логопеда. Им же даются рекомендации по организации занятий,  применению   речевых   заданий   и   упражнений,   а   также   по индивидуальному   подходу   к   детям   с   учетом   специфики   речевых затруднений   в   овладении  навыками   рассказывания.   Как   показывает практика, обучение пересказу  большого по объему текста целесооб­ разно проводить на двух занятиях. Рассмотрим это на примере. Методическая   разработка   к   проведению   занятий   по   пересказу русской народной сказки «Пряничный домик» (составлена на основе рекомендаций В.П.Глухова). Задачи: обучение детей связному последовательному пересказу достаточно большого по объему текста; развитие навыков текущего контроля за построением развернутого высказывания; развитие навыков планирования пересказа текста; закрепление   навыков   грамматически   правильного   оформления высказываний; активизация и обогащение словарного запаса детей. Занятие 1 (проводит воспитатель). Ход: 1. Организационный момент. На занятие  «приходит» игрушечный медведь «С   медведями часто разные историки приключаются, вот одна из них». книжку­сказку: предлагает детям         чтении 2. Двукратное   При повторном предварительной установкой   на   участие   детей   в   процессе   чтения)   применяется   прием дополнения законченных педагогом предложений нужными словами или словосочетаниями. сказки.   чтение   отдельных ими   (с не           3.Разбор   содержания.   Примерные вопросы: Что взяли с собой и куда пошли Ваня Маша? Что сделали дети, когда увидали пряничную избушку? Что закричал медведь? Что предложил ореховый куст? Как помогла Ване и Маше лисичка? Что предложили две уточки? Как просили прощения дети? Чем закончилась сказка? 4. Языковой разбор текста. Обращается внимание на опорные в смысловом отношении место усвоению действия,   детьми составление   побросали, сзязного   последовательного   повествования   (испугались, на побежали, слова, детской речи (пряничная, медовые, вдогонку). 5. Подведение «Понравилась ли вам сказка? Давайте попросим медведя оставить ее у нас. А еще попросим его приносить нам разные сказки о животных». обозначающие их   притаились), употребляемые способствует   прикрыл, редко обеспечивает итогов: что   также слова,   в     и а                                                       но только жужжать, запоминать. мед   Давайте собирать, ей Занятие 2 (проводит логопед). Ход: 1. Организационный момент: На занятие «прилетает» большая игрушечная пчела. «Трудолюбивая любопытная пчела картинки к сказке принесла. Любит и не  (сказки сказку "Пряничный домик» расскажем». 2. Повторное   чтение   сказки   с   установкой   на   пересказ   и   на самостоятельное  составление наглядной схемы. моделирование 3. Самостоятельное детъми сюжетного действия сказки путем составления наглядной схемы­се­ ии   выполняют один­два человека на доске). 4. Физкультминутка.   Игра­пантомима   с   элементами   психогимнастики. «Покажите пчеле, как удивились дети, когда увидели избушку из пряников», «Покажите, как рассвирепел медведь и бежал, топая, за детьми», «Как при­ крыл детей ореховый куст своими ветками», «Как притаились ребята в ли­ сьей норе».   картинок   (задание               5. Пересказ сказки по одному – двум фрагментам, а затем – всего текста с опорой на наглядность и без опоры на наглядность. 6.  Подведение итогов. Пчела благодарит каждого ребёнка за старание и предлагает попробовать её мёд. Таким образом, работа по формированию связной речи у детей с ОНР сложна   и   многогранна.   Речевое   развитие   таких   детей   можно   обеспечить только   при   условии   использования   системы   занятий   и   тесного взаимодействия в работе логопеда и воспитателя.

Статья на тему: " Координирование работы логопеда и воспитателя по формированию связной речи детей с третьим уровнем речевого развития."

Статья на тему: "          Координирование работы логопеда и воспитателя по формированию           связной речи детей с третьим уровнем речевого развития."

Статья на тему: " Координирование работы логопеда и воспитателя по формированию связной речи детей с третьим уровнем речевого развития."

Статья на тему: "          Координирование работы логопеда и воспитателя по формированию           связной речи детей с третьим уровнем речевого развития."

Статья на тему: " Координирование работы логопеда и воспитателя по формированию связной речи детей с третьим уровнем речевого развития."

Статья на тему: "          Координирование работы логопеда и воспитателя по формированию           связной речи детей с третьим уровнем речевого развития."

Статья на тему: " Координирование работы логопеда и воспитателя по формированию связной речи детей с третьим уровнем речевого развития."

Статья на тему: "          Координирование работы логопеда и воспитателя по формированию           связной речи детей с третьим уровнем речевого развития."

Статья на тему: " Координирование работы логопеда и воспитателя по формированию связной речи детей с третьим уровнем речевого развития."

Статья на тему: "          Координирование работы логопеда и воспитателя по формированию           связной речи детей с третьим уровнем речевого развития."

Статья на тему: " Координирование работы логопеда и воспитателя по формированию связной речи детей с третьим уровнем речевого развития."

Статья на тему: "          Координирование работы логопеда и воспитателя по формированию           связной речи детей с третьим уровнем речевого развития."

Статья на тему: " Координирование работы логопеда и воспитателя по формированию связной речи детей с третьим уровнем речевого развития."

Статья на тему: "          Координирование работы логопеда и воспитателя по формированию           связной речи детей с третьим уровнем речевого развития."

Статья на тему: " Координирование работы логопеда и воспитателя по формированию связной речи детей с третьим уровнем речевого развития."

Статья на тему: "          Координирование работы логопеда и воспитателя по формированию           связной речи детей с третьим уровнем речевого развития."
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.02.2017