Логопедические занятия по лексическим темам
Оценка 4.9

Логопедические занятия по лексическим темам

Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
дефектология
Детсад
20.01.2017
Логопедические занятия по лексическим темам
Данный документ включает в себя несколько логопедических занятий по лексическим темам и знакомству со звуками и буквами. Игровой материал предназначен для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи. В данных занятиях представлены также задания по звукам и буквам, которые дети изучают в ходе изучения программы предназначенной для детей с нарушениями речи.
Фронтальные занятия.doc
Занятия № 1. Тема: «Детский сад. Игрушки». Задачи:  1. Познакомить детей с группой, игровыми уголками; 2.  Формировать   умение   отвечать   на   вопросы   и   учить   составлять   короткий   рассказ   по игрушке; 3. Учить употреблять в речи обобщающее слово – игрушки и прилагательные, обозначающие качества предмета; 4. Развитие артикуляционной и мелкой моторики; 5. Развитие лексико ­  грамматических категорий; 6. Развитие слухового внимания и фонетического восприятия; 7. Развитие внимания. Оборудование:  карточки с артикуляционной гимнастикой, мягкие игрушки (заяц, мишка, лошадь), индивидуальные зеркала. Организационный момент.  ­ Вы любите ходить в детский сад? ­ Что вам нравится в детском саду? ­ Что вам не нравится в детском саду?        Пойдемте, посмотрим, что есть в нашей группе? В нашей группе есть учебная зона, в ней расположены книги, которые мы можем почитать. Лексико – грамматические игры и задания по обучению грамоте. Зона пальчикового театра содержит игрушки, с помощью которых мы   можем   инсценировать   сказку.   В  игровой   зоне  расположены   игрушки,   которыми   мы играем в детском саду. Сейчас послушайте стихотворения и скажите, о каких игрушках в них говорится. 1) Я люблю свою лошадку.  Причешу ей шерстку гладко,  Гребешком приглажу хвостик  И верхом поеду в гости. 2)   Уронили мишку на пол       Оторвали мишке лапу.       Всё равно его не брошу,       Потому что он хороший. 2)  Зайку бросила хозяйка   Под дождём остался зайка  Со скамейки слезть не смог  Весь до ниточки промок.      А сейчас давайте все эти игрушки найдём в игровой зоне нашей группы. К нам сегодня на занятие пришли заяц, мишка, лошадь.       Давайте покажем, нашим гостям как мы умеем, играть с нашим языком. ­ погладим язык губами; ­ покусаем язык зубами; ­ похлопаем язык губами; ­ почешем язык зубами;     А сейчас поиграем с нашими пальчиками. Пальчиковая гимнастика. В нашей группе все друзья. (Дети ритмично стучат кулачками). Самый младший – это я. Это Маша, Это Саша, Это Юра, Это Даша. (Разжимают кулачки, начиная с большого пальца). Игра «Опиши игрушку». Заяц (какой?) – пушистый, белый, быстрый и т.д. Лошадь (какая?) – большая, быстрая, коричневая и т.д. Мишка (какой?) – большой, добрый, неуклюжий, косолапый. Физкультминутка «Идёт бычок качается….» Идёт бычок, качается…… Вздыхает на ходу: Ох, доска кончается, Сейчас я упаду. (Дети двигаются по всей группе, имитируя движения бычка). Игра «Посчитай игрушки». Один заяц, два зайца, три зайца, четыре зайца, пять зайцев. Итог занятия. Чем занимались на занятии? Кто был у нас в гостях? В какой детский сад вы ходите?  Как называется ваша группа? Что вы узнали нового на занятии? Занятие № 1. Тема: «Наша страна. Наш округ ЯНАО.  Наш город. Звуки и буквы «К», «Т». Организационный момент. Ответьте на вопросы:  ­ В каком городе мы живём? (Мы живём в Салехарде). ­ В какой стране мы живём? (Мы живём в России). ­ Как называется наш округ? (Ямало – ненецкий автономный округ). Игра «Продолжи предложения» В нашем городе много улиц (домов, машин, людей). Артикуляционная гимнастика. ­ индюк; ­ барабан; ­ язык тянется к носу. Игра «Назови фонарь».  Как называется фонарь, который стоит на улице – уличный; Как называется фонарь, который стоит в театре – театральный; Как называется фонарь, который стоит на вокзале – вокзальный; Как называется фонарь, который стоит на бульваре – бульварный. Игра «Составь рассказ». План рассказа: 1. Назови адрес, по которому ты живёшь? 2. Почему нужно знать свой адрес? 3. Кому можно говорить свой адрес, а кому нет? Игра «Продолжи предложение» Дома бывают одноэтажные и многоэтажные (кирпичные, блочные, деревянные, большие, старые…..). Физкультминутка «Дом». Наш дом под крышей голубой. Дети выполняют упражнение Домик. Гуляем во дворе с тобой. Выполняют ходьбу на месте. Пальчиковая гимнастика «Строим дом». Молотками мы стучим, Строить новый дом хотим. Дети постукивают кулачками друг о друга, держа сверху то один, то другой кулачок. Кто в доме будет жить? С нами кто будет дружить? Выполняют упражнение Домик. Сжимают и разжимают переплетённые пальцы рук. ­ Девочки и мальчики, Поочерёдно сжимают и разжимают кулачки обеих рук. Маленькие пальчики! Выполняют упражнение Пальчики здороваются. Звук и буква «Т». ­ Вспомним характеристику звука «Т» (согласный, твёрдый, глухой). ­ Вспомним характеристику звука «ТЬ» (согласный, мягкий, глухой). ­ Каким цветом на письме обозначаются твёрдые согласные? ­ Каким цветом на письме обозначаются мягкие согласные? Игра «Прочитай слоги». Лист, на котором нарисованы дороги ребёнку даётся машинка, он проезжает по дороге и сливает буквы в слог. Игра «Звуковой анализ слов». ТАНК. Игра «Раздели слова на слоги». Туфли, вата, утка, батон, пулемёт, конфета, кот. Игра «Определи в каких словах звук твёрдый, а в каких мягкий». Торт, тигр, мост, тёрка, туча, хвост. Итог занятия. Занятие № 1. Тема: «Одежда. Звук и буква «Н». Организационный момент. Послушайте стихотворение: У Джона превосходный плащ, Отличные галоши, А дождик не идёт – хоть плачь! День, как назло, хороший. На небе тучки ни одной! У них, должно быть выходной. ­ О какой одежде я прочитала стихотворение? Сегодня на занятии мы будем говорить об одежде. Упражнение «Из чего – какой?»: Мама сшила разную одежду. Назови, что из каких материалов   сшила   мама.   Закончи   предложения.   (Брюки   сшили   из   шерсти.   Они шерстяные). Пиджак сшили из шелка. Он ……………………… Футболку сшили из трикотажа. Она ……………. Куртку сшили из кожи. Она ……………………… Шубу сшили из меха. Она ………………………. Пальто для зимы – зимнее. Куртка для осени ­ ………….. Халат для дома ­ …………… Блуза для женщин ­ ………… Сарафан для лета ­ …………. Плащ для весны ­ …………… Майка для детей ­ …………. Брюки для мужчин ­ ……… Артикуляционная гимнастика. ­ маляр; ­ чашечка; ­ вкусное варенье; ­ лошадка; ­ грибок; Погладим язык губами. Упражнение   «Четвёртый   лишний»:  послушай   слова,   выдели   лишнее   слово   и объясни, почему оно лишнее. Одежду стирают, купают, гладят, сушат. Одежду моют, чистят, отжимают, складывают. Игра «Моя одежда». Опиши одежду, которая на тебе надета. На мне надеты …………………………………………………………………………….. Игра «Большой – маленький» (словообразование с помощью уменьшительно – ласкательных суффиксов): шапка – шапочка, сапоги – сапожки, пальто – пальтишко, куртка – курточка, кепка – кепочка. Физкультминутка «Помощники» Дружно помогаем маме, Мы бельё полощем сами. Раз, два, три, четыре. Встают, наклонившись, руками двигают влево, вправо. Потянулись, Тянутся, как бы вытирают правой рукой пот со лба. Наклонились. Снова «полощут». Хорошо мы потрудились. Вытирают руку о руку. Пальчиковая гимнастика «Гномики – прачки» Жили – были в домике Маленькие гномики: Дети сжимают и разжимают кулачки. Токи, Пики, Лики, Чики, Микки. Загибают пальчики, начиная с больших пальцев. Раз, два, три, четыре, пять, Разгибают пальчики, начиная с мизинцев. Стали гномики стирать: Трут кулачки друг о друга. Токи – рубашки, Пики – палочки, Лики – штанишки, Чики – носочки. Мики умница был, Всем водичку носил. Загибают пальчики, начиная с больших пальцев.  Знакомство со звуком и буквой «Н». Характеристика звука. Как   вы   думаете,   звук   «Н»   гласный   или   согласный?   Поднесите   ладонь   ко   рту   и произнесите звук «Н». Как выходит воздух изо рта? (Не выходит). А откуда выходит воздух? (Из носа). Значит, есть преграда для произнесения звука «Н». А что это за преграда как вы думаете? (Язык, зубы). Звук «Н» согласный, так как он встречает преграду на своём пути. Положите руку на горло. Оно дрожит? (Да). Значит, голос есть. Звук «Н» ­ звонкий. Характеристика звука «Н» ­ согласный, звонкий, твёрдый.  Игра «Буква потерялась». ….осорог, ….ос, оси….а, са…ки. Игра «Отхлопай слово».       Детям предлагается разделить слова на слоги: Луна, санки, вагон. Итог занятия. Занятие № 1. Тема: «Ягоды. Звук и буква «И». Организационный момент.  Послушайте и отгадайте мои загадки. Что за бусы на опушке?                                                     Из меня варенье варят, Мы собрали их по кружке.                                                Чтоб зимой не болеть. Стали пробовать на вкус:                                                   Я красавица лесная, Нет кислее этих бус.                                                           Меня любит сам медведь.               (Клюква).                                                                                    (Малина). ­ Как, одним словом можно назвать малину и клюкву? ­ Ягоды. Сегодня на занятии мы будем говорить о ягодах. Игра «Какое варенье мы сварили». Варенье из клубники – клубничное; Варенье из клюквы – клюквенное; Варенье из малины – малиновое; Варенье из брусники – брусничное; Варенье из земляники – земляничное; Варенье из рябины – рябиновое. Артикуляционная гимнастика. ­ маляр; ­ вкусное варенье; ­ чашечка; ­ лошадка; ­ грибок; Погладим язык губами. Игра «Опиши ягоды». Составить описательный рассказ о ягодах по плану: 1) Что это за ягода? 2) Где растёт? 3) Каков внешний вид (цвет, форма, размер)? 4) Какова она на вкус? 5) Что из нее можно приготовить? Игра «Какая ягода лишняя? Почему?». Клубника, смородина, черника, вишня. Черника – растёт в лесу. Клюква, малина, клубника, брусника. Малина – растёт на кусте. Физкультминутка  «По ягоды». Мы шли – шли – шли, Маршируют, руки на поясе. Землянику нашли. Наклонились, правой рукой коснулись носка левой ноги, не сгибая колен. Раз, два, три, четыре, пять, Маршируют. Мы искать опять. Наклонились, левой рукой достали носок правой ноги. Пальчиковая гимнастика «За ягодами». Раз, два, три, четыре, пять Пальчики обеих рук «здороваются», начиная с больших пальцев. В лес идём мы погулять. Обе руки «идут» указательными и средними пальцами по столу. За черникой, За малиной, За брусникой, За калиной. Землянику мы найдём И братишке отнесём. Загибают пальчики, начиная с большого пальца.        Давайте произнесем звук «И» при этом поднесем ладонь ко рту. Как выходит воздух? (Свободно). Губы улыбаются. Положите руку на горло. Оно дрожит? (Да). Значит, голос есть. Мы помним, что все гласные звуки произносятся с голосом. ­ Каким цветом на письме обозначаются гласные звуки? ­ Чем отличается звук от буквы? Игра «Кто самый внимательный» (развитие зрительного внимания).     На листке напечатаны разные буквы дети должны обвести в кружок все буквы И. Игра «Кто больше».      Попросить детей придумать слова со звуком «И».      В начале: ива, игла, индюк, игра, икра.      В середине: Марина, Лиза.      В конце: грабли, очки, санки, краски, ложки. Итог занятия. Занятие № 1. Тема: «Головные уборы. Звуки и буква «Т», «ТЬ». Организационный момент. Будете садиться за стол только в том случае, если назову головной убор (кепка, рубаха, шапка, шляпа, шорты, платок, кепка, косынка, берет). Упражнение «Из чего – какой головной убор?»: Закончи предложения по образцу:     Кепка из кожи (какая?) – кожаная кепка.              Шапка из меха (какая?) ­ ……. Шляпа из соломы (какая?) ­ ……. Артикуляционная гимнастика. ­ индюк – рот приоткрыт, слегка улыбнитесь, выполните широким передним краем языка движения по верхней губе вперед – назад, стараясь не отрывать язык от губы. Кончик языка слегка загните, чтобы было удобнее поглаживать губу. Сначала производите медленные движения, потом увеличивайте темп и добавьте голос, пока не послышатся звуки: «бл – бл – бл». ; ­ барабан – рот открыт, слегка улыбнуться и напряженным кончиком языка постучать по альвеолам (бугоркам за верхними резцами), многократно и отчетливо, на одном дыхании, произнося звуки «д – д – д». Сначала стучать следует медленно, а затем увеличьте темп; гармошка – присосать широкий кончик языка к нёбу, как в упражнении «Грибок», а затем, не   отклеивая   язык,   открывать   и   закрывать   рот.     Подъязычная   связка   (уздечка)   будет выполнять роль гармошки, которая то растягивается на всю длину, то потом сжимается; ­ язычок, тянись, тянись и до носа дотянись! – покажите, как языком можно тянуться к носу, для этого надо улыбнуться, открыть рот, поднять широкий кончик языка к носу, а потом опустить его к верхней губе. Предложите ребенку повторить упражнение. Следите за тем, чтобы язык не сужался, а губы и нижняя челюсть оставались неподвижными. Игра «Согласование числительных с существительными в пределах 5». Одна шляпа, две шляпы, три шляпы, четыре шляпы, пять шляп. Игра «Назови ласково». Шляпа – шляпочка. Панама – панамочка. Кепка – кепочка. Косынка – косыночка.    Упражнение «Скажи наоборот»:  Закончи предложения. (У маминой    шляпы поля широкие, а у папиной шляпы – узкие). У девочки шапочка светлая, а у милиционера фуражка……. У Кати берет новый, а у бабушки платок…….. У Вити кепка грязная, а у Коли…….. Мамина шляпа большая, а Танина шляпа…… У повара колпак высокий, а у поварёнка колпак……. Физкультминутка «Подарки» Пошла Маша на базар, Дети выполняют ходьбу на месте. Принесла домой товар: Выполняют   упражнение  Считаем   пальчики   –  поочередно   прикасаться   к   подушечке большого пальца кончиком указательного, среднего, безымянного и мизинца. Родной матушке платок, Выполняют упражнение Квадрат – пальцами в воздухе нарисовать квадрат. По середочке цветок; Выполняют упражнение Цветок. Братьям – соколам – Делают повороты в стороны. Руки на поясе. По соломенной шляпе; Показывают жестом, как одевают шляпу. Сестрицам – лебедицам – Сжимают и разжимают переплетенные пальцы рук.  По белому берету. Показывают жестом, как одевают берет. Пальчиковая гимнастика «Шляпка для Лили». Девочке Лиле Дети хлопают в ладоши. Шляпку подарили. Слегка  согнутые  в  локтях  руки со  сцепленными  в  «замок» пальцами  поднимают  над головой. На шляпке у Лили  Выполняют волнообразные движения сверху вниз, параллельно поставленными ладонями «ленточка». Ленточка с лилией. Выполняют упражнение Цветок. Звук и буква «Т». Игра «Доскажи словечко». Почему – то не до игр, Если рядом бродит ….. тигр. Быть должны всегда в порядке  Твои школьные …. тетрадки. ­ Давайте, определим первый звук в словах тигр, тетрадки. Первый звук «Т».   Поднесите руку ко рту и произнесите звуки «Т», «ТЬ». Как выходит воздух? (Толкается, несвободно).   Что   является   преградой   воздуху?   (Язык).   Какие   это   звуки   гласные   или согласные? (Согласные). Положите руку на горло, произнесите «Т», «ТЬ». (Горло не дрожит). Значит, голоса нет. Звуки «Т», «ТЬ» ­ глухие. Игра «Прочитай слог». Та, то, ты, ту, ти. Игра «Отгадай загадку и в слове – отгадке определить, где спрятался звук «Т» (начало, середина, конец). Сидит на крыше, всех выше, Дымом дышит.                  (Труба). Игра «Звуковой анализ слова». КОТ. Итог занятия. Занятие № 1. Тема: «Грибы. Звук и буква «И». Организационный момент. Послушайте мои загадки: И на горке, и под горкой, Под березой и под ёлкой Хороводами и в ряд В шапках молодцы стоят.                           (Грибы). Сегодня на занятии мы будем говорить о грибах. ­ Какие грибы вы знаете? Игра «Что лишнее и почему?». Поганка, сыроежка, шишка, мухомор. Подосиновик, маслёнок, мухомор, моховик. Обабок, лисички, мухомор, груздь. Артикуляционная гимнастика. ­ улыбочка; ­ хоботок; ­ лопаточка; ­ чистим зубки; ­ катушка. Игра «Узнай по описанию».           Взрослый   раскладывает   картинки   с   изображением   грибов   и   составляет   загадки   – описания,   а   дети   должны   отгадать   про   какой   гриб   загадка.   Потом   предлагается   детям составить загадки – описания о грибах друг другу.      Этот гриб растёт под берёзой у него коричневая шляпа, белая ножка (подберёзовик).      Этот гриб растет в траве. Шляпа круглая, яркая, жёлтая и тоненькая ножка (лисичка).       Этот гриб растет под осиной. У него яркая оранжевая шляпка и толстая белая ножка (подосиновик). Физкультминутка. Мы по лесу ходим, Грибочки находим. Мы наклонимся, сорвём, И в корзинку их кладём.       Дети имитируют движения поиска и сбора грибов. Пальчиковая гимнастика. Вылезли на кочке                         мизинец Мелкие грибочки:                        безымянный Грузди и горькушки,                    средний Рыжики, волнушки.                      указательный Даже маленький пенёк                 большой Правая рука Удивленья скрыть не мог.           большой Выросли опята,                             указательный Скользкие маслята,                       средний Бледные поганки                          безымянный Встали на полянке.                       мизинец Левая рука.       Давайте произнесем звук «и» при этом поднесем ладонь ко рту. Как выходит воздух? (Свободно). Губы улыбаются. Положите руку на горло. Оно дрожит? (Да). Значит, голос есть. Мы помним, что все гласные звуки произносятся с голосом. ­ Каким цветом на письме обозначаются гласные звуки? ­ Чем отличается звук от буквы? Игра «Кто внимательный?». Найдите одинаковый звук в словах: пила, аист, игла, ива. Игра «Узнайте звук». Встаньте, если услышите звук «И» в словах: Лиза, грабли, аист, вилка, Никита, кит, Иван. Итог занятия. Занятие № 1. Тема: «Зимующие птицы. Звуки и буква «П», «ПЬ». Организационный момент. Отгадайте загадки: Непоседа пестрая, Птица длиннохвостая, Птица говорливая, Самая болтливая.                   (Сорока). Маленький мальчишка В сером армячишке По дворам шныряет,  Крохи собирает.                   (Воробей). ­ Как можно, одним словом назвать сороку и воробья? Сегодня мы познакомимся с зимующими птицами. Игра «Сравни птиц с людьми и животными». У человека – дети, а у птицы – птенцы. У человека – нос, а у птицы – клюв. У животных – шерсть, а у птиц – перья. У кошки – лапы, а у птицы – лапки. Артикуляционная гимнастика. ­ маляр – попросите языком ­ «кисточкой» покрасить в «доме» ­ ротике потолок, для этого   надо   открыть   рот   и   широким   кончиком   языка   погладить   нёбо,  делая   движения вперёд – назад (от зубов в глубь ротовой полости и обратно); ­ комарик – покажите ребёнку, как можно спеть песенку комара, для этого надо открыть рот,   поднять   язык   за   верхние   зубы   и   длительно   произносить   звук   «З»,   попросите повторить упражнение, следите за тем, чтобы во время выполнения упражнения ребёнок не закрывал рот, если это происходит, то между зубами в одном из уголков рта надо вставить   ручку   зубной   щетки   или   кончик   указательного   пальца,   посоревнуйтесь,   чей комарик дольше звенит; ­ поймай язычок – предложить поймать зубами язык, для этого во время произнесения звука «А» надо выдвинуть изо рта широкий кончик языка и зажать его – слегка прикусить зубами,   повторите   упражнение   несколько   раз   подряд,   при   ускоренном   темпе   будет слышен звук «Л». Игра «Исправь ошибки». Черный ворона – черная ворона. Белый сова – белая сова. Серое голубь – серый голубь. Снегирь клевала хлеб. – Снегирь клевал хлеб. Сорока сидел на заборе. – Сорока сидела на заборе. Ворона чирикала. – Ворона каркала. Игра «Самый внимательный». Ворона больше синицы. Кто меньше? Кто больше? Чего больше – птиц или крыльев? Игра «Один – много». Одна ворона – много ворон; Один воробей – много воробьёв; Одна галка – много галок; Один снегирь – много снегирей. Физкультминутка «Снегири». Вот на ветках, посмотри, В красных майках снегири. По 4 хлопка руками по бокам и по 4 наклона головы в сторону. Распушили перышки, Греются на солнышке. На первое слово каждой строки – частое потряхивание руками, на второе – один хлопок по бокам. Головой вертят, Улететь хотят. По 2 поворота головы на каждую сторону. ­ Кыш! Кыш! Улетели! За метелью! За метелью! Дети разбегаются по группе, взмахивая руками, как крыльями. Пальчиковая гимнастика «Кормушка». Сколько птиц к кормушке нашей Прилетело? Мы расскажем. Ритмично сжимают и разжимают кулачки. Две синицы, воробей, Шесть щеглов и голубей, На каждое название птицы загибают по одному пальцу. Дятел в пестрых перышках. Всем хватило зернышек. Опять сжимают и разжимают кулачки. Звуки и буква «П», «ПЬ». ­ Как вы думаете, звук «П», «ПЬ» гласные или согласные? Поднесите ладонь ко рту и произнесите звуки «П», «ПЬ». Как выходит воздух изо рта? ( Несвободно, толчком). Что является   преградой   воздуху?   (Губы).   Звуки   «П»,   «ПЬ»   согласные.   Положите   руку   на горло. Оно дрожит? (Нет). Значит, голоса нет. Звуки «П», «ПЬ» глухие. Игра «Поймай слово». Когда услышите слова со звуками «П», «ПЬ» хлопните в ладоши: повар, пастух, врач, пожарник, художник, портниха, продавец, шофер, тракторист, парикмахер. Игра «Раздели слова на слоги, определить твёрдость или мягкость звука «П». Палка, пилот, пила, липа, полка. Итог занятия. Организационный момент. Послушайте стихотворение: Занятие № 1. Тема: «Зима. Звук и буква «К». ЗИМА ПРИШЛА Ночью ветер волком выл И по крыше палкой бил. Утром глянули в окно, Там – волшебное кино: Раскатала белый холст, Набросала светлых звёзд И папахи на дома Нахлобучила зима. ­ О каком времени года я прочитала стихотворение? Сегодня мы будем говорить о зиме. Игра «Продолжи предложения». Зимой люди ходят в ……. (шапках, шубах, варежках, шарфиках, валенках). Зима приносит …………. (снегопады, морозы, холода). Вода замерзла на …… (реках, озерах, водоемах). Я люблю кататься зимой на ……. (санках, лыжах, коньках). Артикуляционная гимнастика. ­  индюк  –  рот   приоткрыт,  слегка   улыбнитесь,  выполните   широким   передним   краем языка движения по верхней губе вперед – назад, стараясь не отрывать язык от губы. Кончик   языка   слегка   загните,   чтобы   было   удобнее   поглаживать   губу.   Сначала производите медленные движения, потом увеличивайте темп и добавьте голос, пока не послышатся звуки: «бл – бл – бл». ; ­ барабан – рот открыт, слегка улыбнуться и напряженным кончиком языка постучать по   альвеолам  (бугоркам   за   верхними   резцами),  многократно   и   отчетливо,  на   одном дыхании, произнося звуки «д – д – д». Сначала  стучать следует медленно, а затем увеличьте темп; гармошка – присосать широкий кончик языка к нёбу, как в упражнении «Грибок», а затем, не отклеивая язык, открывать и закрывать рот.   Подъязычная связка (уздечка) будет выполнять роль гармошки, которая то растягивается на всю длину, то потом сжимается; ­ язычок, тянись, тянись и до носа дотянись! – покажите, как языком можно тянуться к носу, для этого надо улыбнуться, открыть рот, поднять широкий кончик языка к носу, а потом   опустить   его   к   верхней   губе.   Предложите   ребенку   повторить   упражнение. Следите   за   тем,   чтобы   язык   не   сужался,   а   губы   и   нижняя   челюсть   оставались неподвижными. Игра «Назови, что за чем и перед чем?». Декабрь, январь, февраль. Декабрь за ноябрем и перед январем; Январь за декабрем и перед февралем; Февраль за январем и перед мартом. Игра «Скажи наоборот»: Закончи предложения. Летом дни жаркие, а зимой – холодные. Летом небо светлое, а зимой – темное. Летом день длинный, а зимой – короткий. Игра «Подбирай, называй, запоминай»: Закончи предложения (подбери и назови как можно больше слов – определений и слов – действий). Зима (какая?) – холодная, снежная, морозная, долгая. Снег (какой?) – белый, чистый, хрустящий, холодный. Снежинки (какие?) – мелкие, хрупкие, белые, красивые. Давай, дружок, смелей, дружок,      (Дети идут по кругу друг за другом, изображая, что Кати по снегу свой снежок.               катят перед собой снежок). Физкультминутка «Снеговик». Он превратится в толстый ком,        (Останавливаются, «рисуют» двумя руками ком). И станет ком снеговиком.                 («Рисуют» снеговика из трёх кругов разного                                                                 размера). Его улыбка так светла!                       (Показывают руками на лице улыбку). Два глаза, шляпа, нос, метла.             (Показывают глаза, прикрывают голову                                                                  ладошкой, показывает нос, встают прямо,                                                                 держат воображаемую метлу). Но солнце припечёт слегка ­              (Медленно приседают). Увы! – и нет снеговика.                       (Пожимают плечами, разводят руками). Падал снег на порог.                     (Дети два раза медленно опускают ладони на стол). Пальчиковая гимнастика «Пирог». Кот слепил себе пирог.                 (Прижимая ладонь к ладони, показывают, как лепят А пока лепил и пёк,                                                          пирог). Ручейком пирог утёк.                   («Бегут» пальчиками обеих рук по столу). Пирожки себе пеки                        (Опять показывают, как пекут пирог). Не из снега – из муки. Звук и буква «К». ­ С какими согласными звуками мы познакомились на прошлых занятиях? («Н», «М», «Т»). Сегодня на занятии мы познакомимся со звуком «К», как вы думаете, он гласный или согласный? Поднесите   ладонь   ко   рту   и   произнесите   «К»,   «КЬ».   Как   выходит   воздух   изо   рта? (Толчком).  Что является преградой воздуху? (Язык). Положите руку на горло. Оно дрожит? (Нет). Значит, голоса нет. Звуки глухие. Звук «К» (согласный, глухой, твердый). Звук «КЬ» (согласный, глухой, мягкий). Игра «Звуковой анализ слова». МАК. Игра «Отгадай звук «К» твердый или мягкий». Если звук «К» мягкий в слове дети должны хлопнуть в ладоши, а если звук твердый топнуть ногой. Паук, кит, ботинки, конфета. Итог занятия. Занятие № 1. Тема: «Обувь. Звук и буква «М». Организационный момент. Отгадайте загадки: Надевают на ножки Теплые сапожки, Они совсем маленькие, А зовут их ……………            (Валенки) Отгадай загадку: кто мы? В ясный день сидим мы дома, Если дождь – у нас работа: Топать, шлепать по болотам.             (Резиновые сапоги) ­ Как, одним словом можно назвать валенки и резиновые сапоги? Сегодня на занятии мы будем говорить об обуви. Игра «Чьи, чья» (образование притяжательных прилагательных). Сапоги мамы (чьи?) – мамины; Туфли папы (чьи?) – папины; Обувь бабушки (чья?) – бабушкина; Валенки дедушки (чьи?) – дедушкины; Обувь тети (чья?) – тетина; Обувь дяди (чья?) – дядина. Артикуляционная гимнастика. ­ индюк – рот приоткрыт, слегка улыбнитесь, выполните широким передним краем языка движения по верхней губе вперед – назад, стараясь не отрывать язык от губы. Кончик языка слегка загните, чтобы было удобнее поглаживать губу. Сначала производите медленные движения, потом увеличивайте темп и добавьте голос, пока не послышатся звуки: «бл – бл – бл». ; ­ барабан – рот открыт, слегка улыбнуться и напряженным кончиком языка постучать по альвеолам (бугоркам за верхними резцами), многократно и отчетливо, на одном дыхании, произнося звуки «д – д – д». Сначала стучать следует медленно, а затем увеличьте темп; гармошка – присосать широкий кончик языка к нёбу, как в упражнении «Грибок», а затем, не   отклеивая   язык,   открывать   и   закрывать   рот.     Подъязычная   связка   (уздечка)   будет выполнять роль гармошки, которая то растягивается на всю длину, то потом сжимается; ­ язычок, тянись, тянись и до носа дотянись! – покажите, как языком можно тянуться к носу, для этого надо улыбнуться, открыть рот, поднять широкий кончик языка к носу, а потом опустить его к верхней губе. Предложите ребенку повторить упражнение. Следите за тем, чтобы язык не сужался, а губы и нижняя челюсть оставались неподвижными. Игра «Четвёртый лишний». Кроссовки, панама, ботинки, тапки. Сапоги, шорты, босоножки, туфли. Сандалии, шуба, валенки, калоши. Резиновые сапоги, шлепки, шапка, кроссовки. Игра «Назови, какие?» (образование относительных прилагательных). Туфли из кожи (какие?) – кожаные; Тапки из меха (какие?) – меховые; Сапоги из замши (какие?) – замшевые; Калоши из резины (какие?) – резиновые; Босоножки для лета (какие?) – летние; Сапоги для зимы (какие?) – зимние; Ботинки для весны (какие?) – весенние; Ботинки для осени (какие?) – осенние. Игра   «Большой   –   маленький»   (словообразование   с   помощью   уменьшительно   – ласкательных суффиксов):  Большой сапог – маленький сапожек; Большой туфель – маленький туфелек; Большой ботинок – маленький ботиночек; Большой тапок – маленький тапочек; Большой сандаль – маленький сандалик; Физкультминутка «Зайка» Зайка, заинька косой, Дети выполняют упражнение Зайчик. Что ж ты бегаешь босой? Выполняют подскоки поочередно на одной и другой ноге. Подожди меня в лесу – Поднимают руки вверх с широко расставленными пальцами. Я ботинки принесу. Наклоняются, не сгибая коленей, и касаются пальцами рук носков ног. Пальчиковая гимнастика Посчитаем в первый раз, Сколько обуви у нас. Попеременно хлопки ладонями и удары кулачками по столу. Туфли, тапочки, сапожки Для Наташки и Сережки, Да еще ботинки  Для нашей Валентинки, А вот эти валенки  Для малышки Галеньки. На каждое название обуви загибают по одному пальчику, начиная с большого пальца. Звук и буква «М». Давайте вспомним, с каким согласным звуком мы уже познакомились? Вспомним   характеристику   звука   «Н»   (согласный,   твердый,   звонкий);   «НЬ»   (согласный, мягкий, звонкий). Сегодня   мы   познакомимся   со   звуком   «М».   Как   выдумаете   звук   «М»   гласный   или согласный? Поднесите ладонь ко рту и произнесите звук «М». Воздух изо рта выходит или нет? (Не выходит). Откуда выходит воздух? (Из носа). Что является преградой воздуху? (Губы). Положите руку на горло. Оно дрожит? (Да). Значит, голос есть.  Игра «Буква «М» потерялась в словах. ….уха, ко…ары, за…ок. Игра «Определи, где находится звук «М» в словах (начало, середина, конец). Мышка, дом, ком. Игра «Выполнить звуковой анализ слова. Дом (выделить первый, второй, третий звуки в слове). Итог занятия. Задачи:  Занятие № 1. Тема: «Овощи. Звук и буква «У». 1. Формировать умение отвечать на вопросы, учить обобщать в одну группу; 2. Учить согласованию существительных с прилагательными; 3. Развитие общей и мелкой моториками пальцев рук; 4. Учить самостоятельному рассказыванию; 5. Развивать умение отвечать на вопросы по прочитанному тексту. Оборудование:  картинки   с   изображением   овощей,   картинки   с   артикуляционной гимнастикой, дом с гласными и дом с согласными звуками. Организационный момент. Я длинный и зелёный, вкусный и солёный, Вкусный и сырой, кто же я такой?                                           (Огурец) Красная девица сидит в темнице, а коса – на улице.                                           (Морковь) ­ Как можно, одним словом назвать огурец и морковь? ­ Овощи. Сегодня мы на занятии будем говорить об овощах? Игра «Сравни пары: капуста и лук, огурец и кабачок. Ребёнок должен ответить, что общего между этими овощами и чем они отличаются. ­ по форме; ­ по цвету; Артикуляционная гимнастика. ­ улыбочка; ­ хоботок; ­ лопаточка; ­ змейка. Игра «Назови цвет, форму» (согласование существительных с прилагательными). Морковь (какая?) – оранжевая, треугольная; Помидор (какой?) – круглый, красный; Картофель (какой?) – круглый, белый; Огурец (какой) – овальный, зелёный.       Давайте вспомним, мы с вами учили неречевые звуки: это шелест листьев, свист ветра, звуки от игры на музыкальных инструментах, шум от езды машин.      Речевые звуки: звуки, которые мы употребляем в своей речи, например: звук «У».           Давайте   посмотрим   дома,   в   которых   живут   звуки.   Звуки   делятся   на   гласные   и согласные. Гласные звуки живут в доме с крышей красного цвета, а согласные в доме с крышей   синего   цвета.   Звук   «У»  живёт   в   доме   с   красной   крышей,  звук   «У»   гласный. Посмотрим,   на   что   похожи   губы,   когда   мы   произносим   звук   «У».   Воздух   выходит свободно. Губы вытянулись в трубочку. Горло дрожит, значит, звук «У» произносится с голосом. Физкультминутка. Мы рыхлили, мы копали, Дети имитируют работу с лопатой. Наши ноженьки устали. Топают ногами. А теперь мы отдохнём. Дети ложатся на коврик. И опять копать пойдем. Маршируют на месте. Пальчиковая гимнастика «Овощи». Собираем мы в лукошко  И морковку, и картошку. Огурцы, фасоль, горох – Урожай у нас не плох.          Поочередно     пригибать   пальчики   к   ладошке,   начиная   с   большого.   Со   слов: «Урожай у нас не плох», охватывать весь кулачок. Расскажи о своём любимом овоще Если ребёнок затрудняется, даём ему план рассказа. Я   люблю   ________________,   он   (она)   _________________   цвета,   _________________ формы, на вкус. Из неё (него) можно приготовить _______________. А я люблю есть его (её) _______________ (сырым, в салате ………). Чтение, ответы на вопросы, пересказ. КТО КАК ОДЕТ.            Дни стали ненастные, ночи холодеют. На огородах стали овощи убирать, чтобы не попортились, не помёрзли. Сначала  убрали огурцы – голыши. Потом лук в бумажных рубашках. Потом бобы в шерстяных чулочках. Убрали репу, брюкву, редьку, морковку, свёклу и разную петрушку. Одна капуста осталась. Её позже всех убирают. У нее, у капусты, семьдесят одежек, она холода не боится! Вопросы: 1. Когда убирают овощи? 2. Какие овощи убрали с огородов? 3. Что осталось в огороде? 4. У капусты семьдесят одежек. Почему так говорят? (Ребёнок должен вспомнить загадку о капусте). Итог занятия. ­ С каким звуком познакомились на занятии? ­ Какие овощи вы запомнили? ­ В какие игры играли? ­ Что нового узнали? Занятие № 1. Тема: «Осень». Организационный момент. Ребята  я  прочитаю  вам  стихотворение,  а вы  внимательно  послушайте  и  скажите, о  каком времени года в нём говорится: Время года отгадай: Собирают урожай, Разноцветный лес, красивый, Мокнут скошенные нивы, Тучи по небу гуляют, Птицы к югу улетают, Грибники в лесу спешат, Листья жёлтые летят, Ёжик листья собирает, Свою норку утепляет. ­ О каком времени года говорится в стихотворении? ­ А какие приметы осени вы запомнили?      Давайте поиграем с нашим языком. Артикуляционная гимнастика: ­ улыбочка; ­ хоботок; ­ лопаточка; ­ змейка.            Осенью опадают листья с деревьев и растут в лесу грибы. Сейчас давайте посчитаем, сколько у нас в корзине грибов и сколько на полянке листочков. Игра «Посчитай до 5» Пальчиковая гимнастика «Осенние листья». Раз, два, три, четыре, пять, (Загибают пальчики, начиная с большого пальца). Будем листья собирать. (Сжимают и разжимают кулачки). Листья берёзы, (Загибают пальчики, начиная с большого пальца). Листья рябины, Листики тополя, Листья осины, Листики дуба мы соберём, Маме осенний букет отнесём. («Шагают» по столу средним и указательным пальчиками). «Что лишнее и почему?»     Я прочитаю слова, а вы внимательно и найдите лишнее слово. Осень, зима, холод, весна. Дуб, рябина, осень, осина. Физкультминутка «Осенняя прогулка». Если мы идём гулять, (Дети выполняют ходьбу на месте) Зонт с собою нужно брать. (Выполняют упражнение «Зонтик» ­ пальцы правой руки сжать в кулачок, затем выставить вверх указательный палец и опустить на него выпрямленную ладонь левой руки. Поменять руки. Осенью от дождика (Выполняют  упражнение «Дождик» ­  поднять   руки  вверх   и  медленно   опускать  их   быстро пошевеливая пальцами). Спрячемся под зонтиком (Выполняют упражнение «Зонтик»). Знакомство с неречевыми и речевыми звуками.          В окружающей нас среде существует множество звуков. Они делятся на неречевые и речевые. Сегодня мы будем слушать, узнавать и произносить разные звуки. Развитие слухового внимания.          Закройте глаза. Раз, два, три, четыре, пять – начинаем мы молчать и спокойно слушать звуки: сминание листа бумаги; игра на музыкальных инструментах; ­ Что вы услышали?     Вокруг нас множество звуков. Предметы звучат по – разному. ­ Какие неречевые звуки вы знаете? ­ Шуршание листьев, шум дождя, свист ветра. Вы   уже   слышали,   как   звучат   разные   предметы.   Все   живые   существа   тоже   издают   звуки. Послушайте стихотворение «Разные звуки». Где – то собаки рычали: ­ р – р – р! В стойле коровы мычали: ­ мммуу! В комнате мухи жужжали: ­ жжж! Мимо машины бежали: ­ тррр! Гудели от ветра все провода: ­ зззнь! Капала в кухне из крана вода: ­ динь! Перекликались в ночи поезда: ­ ууу! ууу! Листья на ветру шумели: ­ тсс! Змеи в лесу шипели: ­ ш ш ш! А комары все пели: ­ з з з! Непоседа мячик днем и ночью Успокоиться не хочет: ­ пам! пам! Куклы кашляют в постели – Днем мороженое ели! – кхх! кхх!              Звуки издают животные, а мы с вами – говорим. Человек обладает речью. Звуки речи соединяются,   и   получаются   слоги,   слоги   образуют   слова.   Мы   будем   учиться   слушать   и произносить речевые звуки. Итог занятия. ­ С какими звуками познакомились на занятии? ­ Привести пример неречевых и речевых звуков? ­ Какие приметы осени вы запомнили. Занятие № 1. Тема: «Посуда. Продукты питания. Звук и буква «Ы». Организационный момент. Отгадайте загадки: Он пыхтит как паровоз, Важно держит кверху нос. Пошумит, остепенится – Пригласит чайку напиться.                     (Чайник). Если я пуста бываю, Про тебя не забываю. Но когда несу еду, Мимо рта я не пройду.                     (Ложка). ­ Как, одним словом можно назвать чайник и ложку? Сегодня на занятии мы будем говорить о посуде и продуктах питания. Игра «Для чего они нужны?». Ложка – чтобы есть суп; Нож ­ …………………..; Тарелка ­ ………………; Сковорода ­ ……………; Вилка ­ …………………; Чашка ­ …………………; Чайник ­ ………………..; Артикуляционная гимнастика. ­ маляр; ­ чашечка; ­ вкусное варенье; ­ лошадка; ­ грибок; Погладим язык губами. Игра «Исправь предложение». Суп разлили по стаканам. На чайнике кипит чай. Игра «Вопросы на засыпку!». Чашку разбили вместе с тарелкой. Что разбили раньше? Что – позже? А что вообще не бьётся? Игра «Что лишнее и почему?». Молоко, кефир, пакет, ряженка. Чашка, блюдце, чай, сахарница. Физкультминутка Вот большой стеклянный чайник, Надули животик: одна рука на поясе, другая изогнута, как носик. Очень важный, как начальник. Вот фарфоровые чашки, Присели, одна рука на поясе. Очень хрупкие, бедняжки. Вот фарфоровые блюдца, Кружатся, рисуя руками круг. Только стукни – разобьются. Вот серебряные ложки, Потянулись, руки сомкнули над головой. Голова на тонкой ножке. Вот пластмассовый поднос. Он посуду нам принес. Легли на ковер, вытянулись. Пальчиковая гимнастика Мы тесто месили, мы тесто месили: Нас тщательно все промесить попросили, Но сколько ни месим и сколько, ни мнем, Комочки опять и опять достаём. Дети   выполняют   соответствующие   движения,   имитирующие   работу   рук   при замешивании теста.       Сегодня мы познакомимся со звуком «Ы», давайте поднесем руку ко рту и посмотрим, как выходит воздух (свободно). Какой это звук гласный или согласный? Положите руку на горлышко (дрожит), все гласные произносятся с участием голоса. Каким цветом на письме обозначаются гласные звуки? А какие гласные звуки вы еще знаете? Игра «Поймай звук «Ы». И, А, Ы, Ы, О, Ы, И, Ы, Ы. Игра «Кто внимательный?».      Я прочитаю слова, а вы скажите, какой одинаковый звук есть в этих словах (дым, бык, лыжи, сыр, рыба). Игра «Раздели на слоги».     Учим правило, сколько в слове гласных звуков столько и слогов. Дым, лыжи, сыр, рыба. Итог занятия. Занятие № 1. Тема: «Фрукты. Звук и буква «А». Задачи: 1. Учить детей отгадывать загадки. 2. Упражнять детей в согласовании числительного с существительным. 3. Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики. 4. Учить образовывать имена прилагательные от имён существительных. 5. Развитие фонематического слуха. 6. Развитие связной речи. Оборудование:  предметные картинки с изображением овощей, картинки для выполнения артикуляционной гимнастики, схемы для звукового анализа слов. Организационный момент. Очень любят обезьяны Кушать спелые …….(бананы). Круглое, румяное С ветки достану я. На тарелку положу, Кушай, мамочка, ­ скажу.                                   (Яблоко). ­ Как можно, одним словом назвать бананы и яблоко? ­ Фрукты. Сегодня мы на занятии будем говорить о фруктах? Игра «Один ­ много» (с мячом). Яблоко – яблоки; Лимон – лимоны; Груша – груши; Абрикос – абрикосы; Слива – сливы; Артикуляционная гимнастика. ­ чистим зубки; ­ качели; ­ горка; ­ часики; Игра «Из чего какой сок?». Сок из яблок (какой)? – яблочный; Сок из лимона (какой?) – лимонный;  Сок из апельсина (какой?) – апельсиновый; Сок из персика (какой)? – персиковый; Сок из абрикоса (какой?) – абрикосовый.      Послушайте внимательно слова и назовите первый звук в этих словах: Август, арбуз, акробат, артист.       Давайте длительно на одном выдохе звук «А». Этот звук гласный: он поется. Воздух выходит свободно, рот широко открыт, звук «А» произносится при наличии голоса. Все гласные звуки произносится с помощью голоса.       Вспомним, чем отличается звук от буквы? (звуки мы слышим и говорим, а буквы пишем, читаем и видим). Игра «Найди звук».     Где мы слышим звук «А» в словах: в начале, середине, конце слова? Покажите на схеме. (август, мак, весна, удав, абрикос, арбуз).                  Физкультминутка.   Яблоки Руки поднимаем, яблоки срываем. Руки опускаем, в корзину собираем. Руки поднимаем, и корзину убираем. А теперь, ребята, встать, Руки медленно поднять, Пальцы сжать, потом разжать, Руки вниз и так стоять. Наклонитесь вправо, влево. И беритесь вновь за дело. Игра «Отгадай слово» (пропущен первый гласный «А» или «У»). …хо, …втомат, …тка, …льбом, ….тюг, …литка. Пальчиковая гимнастика «Компот». Будем мы варить компот,                   (Левую ладошку держат «ковшиком»,  Фруктов нужно много. Вот:                указательным пальцем правой руки «мешают»). Будем яблоки крошить,                                       (Загибают пальчики по одному, начиная с большого). Грушу будем мы рубить. Отожмём лимонный сок, Слив положим и песок. Варим, варим мы компот.                (Опять «варят» и «мешают»). Угостим честной народ.      Игра «Расскажи о своём любимом фрукте». 1. Как называется твой любимый фрукт? 2. Где он растёт? 3. Какого он цвета, какой формы? 4. Что из него можно приготовить? Итог занятия. ­ С каким звуком мы познакомились на занятии? Какой гласный звук вы уже знаете? ­ Какие фрукты вы запомнили? ­ В какие игры играли? ­ Что нового узнали?

Логопедические занятия по лексическим темам

Логопедические занятия по лексическим темам

Логопедические занятия по лексическим темам

Логопедические занятия по лексическим темам

Логопедические занятия по лексическим темам

Логопедические занятия по лексическим темам

Логопедические занятия по лексическим темам

Логопедические занятия по лексическим темам

Логопедические занятия по лексическим темам

Логопедические занятия по лексическим темам

Логопедические занятия по лексическим темам

Логопедические занятия по лексическим темам

Логопедические занятия по лексическим темам

Логопедические занятия по лексическим темам

Логопедические занятия по лексическим темам

Логопедические занятия по лексическим темам

Логопедические занятия по лексическим темам

Логопедические занятия по лексическим темам

Логопедические занятия по лексическим темам

Логопедические занятия по лексическим темам

Логопедические занятия по лексическим темам

Логопедические занятия по лексическим темам

Логопедические занятия по лексическим темам

Логопедические занятия по лексическим темам

Логопедические занятия по лексическим темам

Логопедические занятия по лексическим темам

Логопедические занятия по лексическим темам

Логопедические занятия по лексическим темам

Логопедические занятия по лексическим темам

Логопедические занятия по лексическим темам

Логопедические занятия по лексическим темам

Логопедические занятия по лексическим темам

Логопедические занятия по лексическим темам

Логопедические занятия по лексическим темам

Логопедические занятия по лексическим темам

Логопедические занятия по лексическим темам

Логопедические занятия по лексическим темам

Логопедические занятия по лексическим темам

Логопедические занятия по лексическим темам

Логопедические занятия по лексическим темам

Логопедические занятия по лексическим темам

Логопедические занятия по лексическим темам

Логопедические занятия по лексическим темам

Логопедические занятия по лексическим темам

Логопедические занятия по лексическим темам

Логопедические занятия по лексическим темам

Логопедические занятия по лексическим темам

Логопедические занятия по лексическим темам

Логопедические занятия по лексическим темам

Логопедические занятия по лексическим темам

Логопедические занятия по лексическим темам

Логопедические занятия по лексическим темам

Логопедические занятия по лексическим темам

Логопедические занятия по лексическим темам

Логопедические занятия по лексическим темам

Логопедические занятия по лексическим темам
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.01.2017