ТЕКУЩИЙ КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПЕРВОНАЧАЛЬНЫХ ХИМИЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ.
Парикянц Н.А.
МБОУ «Лицей №1»
На начальном этапе изучения химии, когда закладываются первые кирпичики в будущее, здание научных химических знаний особенно важен систематический, ежеурочный контроль и детальный мониторинг усвоения изучаемого материала. Критерий оценки должен быть простым и понятным для учащихся и их родителей, материал для проверки знаний и умений необходимо подбирать таким образом, чтобы каждый учащийся имел возможность за 5-10 минут выполнить доступные задания, а затем приступить к более сложным.
Первые три задания полностью соответствуют тексту и уравнениям, предложенным в параграфе учебника :
1) вставить пропущенное слово в определение, найти допущенную ошибку в определении, записать тривиальные названия, формулы, которые необходимо запомнить (исключения из общих правил)
цель данного задания – проверить усвоение главного из текста параграфа домашнего задания;
2) записать важнейшие уравнения из текста параграфа (без изменений)
данное уравнение полностью совпадает с письменным домашним заданием и позволяет проверить самостоятельность и осмыслённость домашнего задания;
3) записать уравнения с одним из элементов изменения;
позволяет проверить умение действовать по аналогии и переносить свойства одного объекта на аналогичный объект, совпадает с домашним заданием;
4) , 5) выполнить действия в измененной ситуации по аналогии
позволяет проверить умения применять умение в аналогичной ситуации задание не совпадает с домашним, но выполняетя по аналогии.
Например, к уроку «Химические уравнения» будут выполнены следующие задания :
Задание №1. Дополните :
Ø Химическим уравнением называют условную запись химической реакции посредством … … и …
Ø Запишите формулы молекул простых газообразных веществ, которые состоят из двух атомов.
Ø Слева и справа в уравнении химической реакции должно быть одинаковое число …
Задание №2. Составьте уравнение (согласно параграфу) :
Ø Mg + O2 ® P + O2 ®
Задание №3. Из упражнения домашнего задания:
Ø Са + O2 ® Al + Cl2 ® Al + S ®
Задание №4. По аналогии с домашним заданием (используются элементы с постоянной валентностью) :
Ø Mg + N2 ® Zn + O2 ® H2 + S ®
Задание № 5. Составьте возможные уравнения реакций взаимодействия меди с кислородом.
Каждое задание оценивается в 1 балл. Задания необходимо выполнять последовательно. Время выполнения – 5 минут. Текст выдается каждому учащемуся, и задание выполняется по готовому тексту на карточке.
К уроку «Свойства и получения кислорода» учащимися будут выполнены следующие задания :
Задание №1. Дополните :
Ø Катализаторы это вещества, которые … химической реакции, но сами при этом … …
Ø Оксиды это … вещества, которые состоят из … элементов , один из которых …
Задание №2. Допишите уравнение реакции :
Ø H2О2 + ®MnO2 KMnO4 ® t
Задание №3. Из упражнения домашнего задания:
Ø Запишите уравнение образования оксида кремния из простых веществ.
Ø Запишите уравнения образования оксида бария реакцией соединения.
Задание №4. Дописать (задание по аналогии) :
Ø Al+ O2 ®
Задание № 5.
Ø Запишите уравнение горения железа.
Ø Укажите какие элементы не соединяются с кислородом.
Отслеживание динамики знаний обязательное условие полноценного процесса обучения, так как оно даёт возможность учителю обратить внимание на :уровень усвоения темы; дополнительную отработку со слабо успевающими; анализ изменения качества знаний; систематичность выполнения домашнего задания и уровень работоспособности.
Такая система ППДЗ способствует формированию ответственного отношения к выполнению домашнего задания на начальных этапах изучения химии, накопляемости оценок. Учитель легко корректирует процесс усвоения материала каждым учащимся на каждом этапе.
При условии сформированного навыка систематического выполнения домашнего задания (как текстовой части параграфа, так и письменных заданий) возможно, использовать другие формы текщего контроля.
Это может быть диктант под копирку с последующей взаимопроверкой в парах или проверкой по образцу. При такой форме проверки учащимся выдаются листочки с прикреплённой копиркой между ними, учитель диктует предложенные задания (составить формулы, записать названия и т.д.), а учащиеся выполняют одинаковые задания «пустой ручкой», затем проводится взаимопроверка в парах с выставлением оценки соседу. Если предлагается задание по вариантам, то первый лист сдается учителю, а на втором листе учащиеся исправляют ошибки при взаимопроверке в парах, обсуждают их и выставляют друг другу оценку.
При достаточном количестве изученного материала для текущей проверки можно использовать мини – тесты небольшого объёма части А и B.
Например, задания части А :
А1.В каком ряду расположены формулы оксидов?
1. NH3,CuO, K2O
2. OF2, CO2, Al2O3
3. CaO, N2O5, CrO3
4. CS2, P2O5, B2O
Задания части В :
Вид химической связи |
Химическое соединение |
А. Ковалентная неполярная связь Б. Ионная связь В. Ковалентная полярная связь Г. Металлическая связь |
1) MgCl2 2) Ca 3) Zn 4) Br2 5) H2 6)HF |
Систематический текущий контроль знаний и отслеживание динамики качества с быстрой последующей корректировкой способствует успешной адаптации учащихся к изучению нового предмета и высокому коэффициенту качества при выполнении итоговой контрольной работы.
Список литературы:
1) Барковский Е.В., Врублевский А.И. Тесты по химии для школьников и абитуриентов – Мн.: ООО «Юнипресс», 2004 -192с.
2) Горбунцова С.В. Тесты по химии: 8-9 классы. М.: «ВАКО», 2006 -208с.
3) Дьячков П.Н. Тесты. Химия. 8-11кл. – Изд. АСТ, 2002. - 224с.
4) Корощенко А.С., Яшукова А.В. Тематические тестовые задания. М.:«Дрофа» (ЕГЭ: шаг за шагом) - 2011-172с.
5) Троегубова Н.П. Контрольно-измерительные материалы. Химия 8 класс. М.:ВАКО 2011-112с.
6) Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Химия 8 класс – М, 2011. -176с
7)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.