Статья на тему "Духовно-нравственное воспитание на уроках физики"
Оценка 4.6

Статья на тему "Духовно-нравственное воспитание на уроках физики"

Оценка 4.6
Занимательные материалы
doc
физика
10 кл
30.03.2017
Статья на тему "Духовно-нравственное воспитание на уроках физики"
Духовно-нравственное воспитание на уроках физики включает в себя аспекты: Нравственный – предполагает не только видеть, понимать, чувствовать красоту науки, но и понимать необходимость разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества и охраны окружающей среды. Гражданственный – формирование творческой личности с активной жизненной позицией, испытывающей уважение к творцам науки и техники, обеспечивающим ведущую роль физики в создании современного мира техники, готовой к морально-этической оценке использования научных достижений. Политехнический - предполагает политехническую подготовку учащихся, использование полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, рационального природопользования, а также: воспитание культуры труда, уважения к труду, чувства ответственности и долга, способствует профориентации учащихся. Патриотический – региональный компонент, который предполагает изучение сведений о малой родине, ее богатстве и культурных традициях, что способствует любви к своему городу, селу, поселку, воспитывает гражданина своей Родины. Здоровьесберегающий – предполагает формирование здорового образа жизни, обеспечение безопасности жизнедеятельности человека и общества. Формировать у школьников чувства патриотизма можно, ознакомив учащихся с жизнью и творчеством ученых; показав, что у многих российских ученых были замечательные качества: преданность Отчизне, стремление развить науку своей Родины, поднять ее престиж на более высокий уровень.
духовно-нравственное воспитание.doc
Духовно­нравственное воспитание на уроках физики Корнюшкина Л. В., учитель физики,  Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение  «Средняя общеобразовательная школа № 8»,  г. Киров Калужской области Каждый день, переступая порог школы, мы стремимся воспитать из наших   учеников   настоящих   патриотов   своего   Отечества,   достойных граждан России, полезных для государства и семьи. Хочется, чтобы душа каждого ребенка вобрала в себя лучшие качества человека – созидателя и творца, носителя нравственной чистоты, красоты, добра, справедливости, трудолюбия.  Духовно­нравственное воспитание на уроках физики включает в себя аспекты:  Нравственный   –   предполагает   не   только   видеть,   понимать, чувствовать   красоту   науки,   но   и   понимать   необходимость   разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества и охраны окружающей среды. Гражданственный – формирование творческой личности с активной жизненной позицией, испытывающей уважение к творцам науки и техники, обеспечивающим   ведущую   роль   физики   в   создании   современного   мира техники,   готовой   к   морально­этической   оценке   использования   научных достижений. Политехнический   ­   предполагает   политехническую   подготовку учащихся,   использование   полученных   знаний   и   умений   для   решения практических рационального природопользования,   а   также:   воспитание   культуры   труда,   уважения   к труду,   чувства   ответственности   и   долга,   способствует   профориентации учащихся.  повседневной задач   жизни,       Патриотический – региональный компонент, который предполагает изучение сведений о малой родине, ее богатстве и культурных традициях, что   способствует   любви   к   своему   городу,   селу,   поселку,   воспитывает гражданина своей Родины. Здоровьесберегающий   –   предполагает   формирование   здорового образа   жизни,   обеспечение   безопасности   жизнедеятельности   человека   и общества.  Формировать у школьников чувства патриотизма можно, ознакомив учащихся   с   жизнью   и   творчеством   ученых;   показав,   что   у   многих российских   ученых   были   замечательные   качества:   преданность   Отчизне, стремление   развить   науку   своей   Родины,   поднять   ее   престиж   на   более высокий уровень.  Отмечу   некоторые   условия,   обеспечивающие   эффективность использования биографического материала при обучении физике.      Во­первых,   эти   сведения   должны   быть   минимальными   по   объему содержания   и   затратам   учебного   времени.   Необходимо   выделить выдающихся ученых­физиков, жизнь и деятельность которых должна быть изучена школьниками более или менее основательно. Например:  ­ М.В. Ломоносов – в связи с изучением молекулярно­кинетической теории строения вещества;  ­ П.Н. Лебедев – при изучении давлении сета;  ­ К.Э. Циолковский и С.П. Королев – при изучении вопроса о достижениях нашей страны в освоении космического пространства;  ­ И.В. Курчатов – при изучении ядерного реактора и применении ядерной энергии;  ­ А.С. Попов – в связи с изучением принципов радиосвязи.    Во­вторых,  необходимо учитывать, что сила воспитательного воздействия на   учащихся   биографического   материала   неизменно   возрастает,   если фигуры   ученых   предстают   со   своими   конкретными   чертами   личности, увлечениями. Например: М.В. Ломоносов, благодаря природному таланту, трудолюбию, целеустремленности и силе творческого духа смог подняться до   уровня   величайших   представителей   науки   и,   вместе   с   тем, демонстрировал талант стихосложения, сочиняя оды.    В­третьих, обеспечивая включение воспитательных задач, биографический материал   должен   быть   одновременно   связан   с   конкретным   материалом, включаться в логику изложения учителем текущего материала.      В­четвертых,   биографический   материал   стимулирует   овладение учащимися   сложного   учебного   материала.   В   этом   случае   обеспечение нового   материала   должно   начинаться   с   яркого,   эмоционального насыщенного   примера,   показывающего   изобретательность   ученого,   его огромное трудолюбие и упорство в достижении цели и т.д.   В­пятых, важно познакомить учащихся со стилем мышления ученого. При ознакомлении   с   творчеством   ученых   учащиеся   должны   увидеть   их стремление   применять   полученные   результаты   для   практических   нужд людей. Высокая  гражданственность  великих  людей может быть показана через   высказывания   выдающихся   представителей   науки   и   техники,  через сочинения самих ребят.  Отражение колоссальных успехов нашей страны в области физики и техники   в   школьном   курсе   физики   позволяет   формировать   у   учащихся чувство гордости за свою Родину. Использование  культурного  наследия  русского   народа  (пословицы, поговорки, приметы, сказки и сказания, былины, песни и стихи) позволяет формировать   умение   воспринимать,   перерабатывать   и   предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию. Анализ   ценностных   аспектов   современной   физики   на   базе современного и исторического материала (использование атомной энергии в военных и мирных целях, загрязнение атмосферы и решение экологических проблем с помощью физики и т.д.) способствует воспитанию гражданина, гуманиста и борца за мир.  Практическая   направленность   уроков   физики   формирует   умение использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни (быт,   экология,   охрана   здоровья,   охрана   окружающей   среды,   техника безопасности и др.). Арсенал средств духовно­нравственного воспитания школьников на уроках физики необычайно богат. Его можно условно классифицировать:  Наглядно­декоративные   –   оформление   кабинета   физики,   портретные галереи ученых, выставки и стенды.  Видео   ­   акустические   –   использование   литературных,   исторических примеров   на   уроке,   использование   звукозаписи   высказываний   ученых, видеофильмов. Структурно­логические – значимость физических теорий, законов, формул, таблицы и схемы.  Один   из   самых   верных   путей   духовно­нравственного   воспитания: установление тесной связи между классными и внеклассными занятиями. Предлагаю некоторые темы различных форм внеклассной работы, которые могут быть задействованы и на уроках физики:  Недели: «Проблемы энергетики и охрана окружающей среды»; «50 лет полетам в космос»; «Оружие Победы»  Научные викторины:  «Наши соотечественники – лауреаты Нобелевской премии»; «Из истории открытия»,   «Физики   о патриотизме»  Фольклорные викторины: «Пословица недаром молвится», «Загадаю – угадай», «Что за прелесть, эти сказки!» Заседание ученого совета:  «Электромагнитное поле и жизнь», «Ядерная энергетика: за и против» Физические вечера:  Вечер, посвященный жизни и творчеству М.В. Ломоносова.   посвященный   научной   деятельности   А.С.Попова.   «Семейные   династии   ученых­физиков»,   Вечер, Кружок (или элективный курс):  Выставки:  «Физика   у   нас   дома»   (соблюдение   правил   безопасного   обращения   с бытовыми приборами), «Метеорологический уголок»  Диспуты: «Возникновение и развитие науки о природе», «Физическая картина мира и альтернативные взгляды на мир» Одним из важнейших принципов духовно­нравственного воспитания является   принцип   непрерывности   –   взаимосвязанный   процесс   обучения, воспитания и развития человека на протяжении всей его жизни. Работа по духовно­нравственному   воспитанию   подрастающего   поколения   должна идти   как   непрерывный   процесс   и   носить   не   эпизодический,   а систематический характер.

Статья на тему "Духовно-нравственное воспитание на уроках физики"

Статья на тему "Духовно-нравственное воспитание на уроках физики"

Статья на тему "Духовно-нравственное воспитание на уроках физики"

Статья на тему "Духовно-нравственное воспитание на уроках физики"

Статья на тему "Духовно-нравственное воспитание на уроках физики"

Статья на тему "Духовно-нравственное воспитание на уроках физики"

Статья на тему "Духовно-нравственное воспитание на уроках физики"

Статья на тему "Духовно-нравственное воспитание на уроках физики"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.03.2017