Статья на тему "Духовно-нравственное воспитание на уроках физики"
Оценка 4.6
Занимательные материалы
doc
физика
10 кл
30.03.2017
Духовно-нравственное воспитание на уроках физики включает в себя аспекты:
Нравственный – предполагает не только видеть, понимать, чувствовать красоту науки, но и понимать необходимость разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества и охраны окружающей среды.
Гражданственный – формирование творческой личности с активной жизненной позицией, испытывающей уважение к творцам науки и техники, обеспечивающим ведущую роль физики в создании современного мира техники, готовой к морально-этической оценке использования научных достижений.
Политехнический - предполагает политехническую подготовку учащихся, использование полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, рационального природопользования, а также: воспитание культуры труда, уважения к труду, чувства ответственности и долга, способствует профориентации учащихся.
Патриотический – региональный компонент, который предполагает изучение сведений о малой родине, ее богатстве и культурных традициях, что способствует любви к своему городу, селу, поселку, воспитывает гражданина своей Родины.
Здоровьесберегающий – предполагает формирование здорового образа жизни, обеспечение безопасности жизнедеятельности человека и общества.
Формировать у школьников чувства патриотизма можно, ознакомив учащихся с жизнью и творчеством ученых; показав, что у многих российских ученых были замечательные качества: преданность Отчизне, стремление развить науку своей Родины, поднять ее престиж на более высокий уровень.
духовно-нравственное воспитание.doc
Духовнонравственное воспитание на уроках физики
Корнюшкина Л. В., учитель физики,
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 8»,
г. Киров Калужской области
Каждый день, переступая порог школы, мы стремимся воспитать из
наших учеников настоящих патриотов своего Отечества, достойных
граждан России, полезных для государства и семьи. Хочется, чтобы душа
каждого ребенка вобрала в себя лучшие качества человека – созидателя и
творца, носителя нравственной чистоты, красоты, добра, справедливости,
трудолюбия.
Духовнонравственное воспитание на уроках физики включает в себя
аспекты:
Нравственный – предполагает не только видеть, понимать,
чувствовать красоту науки, но и понимать необходимость разумного
использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития
человеческого общества и охраны окружающей среды.
Гражданственный – формирование творческой личности с активной
жизненной позицией, испытывающей уважение к творцам науки и техники,
обеспечивающим ведущую роль физики в создании современного мира
техники, готовой к моральноэтической оценке использования научных
достижений.
Политехнический предполагает политехническую подготовку
учащихся, использование полученных знаний и умений для решения
практических
рационального
природопользования, а также: воспитание культуры труда, уважения к
труду, чувства ответственности и долга, способствует профориентации
учащихся.
повседневной
задач
жизни,
Патриотический – региональный компонент, который предполагает
изучение сведений о малой родине, ее богатстве и культурных традициях,
что способствует любви к своему городу, селу, поселку, воспитывает
гражданина своей Родины.
Здоровьесберегающий – предполагает формирование здорового
образа жизни, обеспечение безопасности жизнедеятельности человека и
общества.
Формировать у школьников чувства патриотизма можно, ознакомив учащихся с жизнью и творчеством ученых; показав, что у многих
российских ученых были замечательные качества: преданность Отчизне,
стремление развить науку своей Родины, поднять ее престиж на более
высокий уровень.
Отмечу некоторые условия, обеспечивающие эффективность
использования биографического материала при обучении физике.
Вопервых, эти сведения должны быть минимальными по объему
содержания и затратам учебного времени. Необходимо выделить
выдающихся ученыхфизиков, жизнь и деятельность которых должна быть
изучена школьниками более или менее основательно. Например:
М.В. Ломоносов – в связи с изучением молекулярнокинетической теории
строения вещества;
П.Н. Лебедев – при изучении давлении сета;
К.Э. Циолковский и С.П. Королев – при изучении вопроса о достижениях
нашей страны в освоении космического пространства;
И.В. Курчатов – при изучении ядерного реактора и применении ядерной
энергии;
А.С. Попов – в связи с изучением принципов радиосвязи.
Вовторых, необходимо учитывать, что сила воспитательного воздействия
на учащихся биографического материала неизменно возрастает, если
фигуры ученых предстают со своими конкретными чертами личности,
увлечениями. Например: М.В. Ломоносов, благодаря природному таланту,
трудолюбию, целеустремленности и силе творческого духа смог подняться
до уровня величайших представителей науки и, вместе с тем,
демонстрировал талант стихосложения, сочиняя оды.
Втретьих, обеспечивая включение воспитательных задач, биографический
материал должен быть одновременно связан с конкретным материалом,
включаться в логику изложения учителем текущего материала.
Вчетвертых, биографический материал стимулирует овладение
учащимися сложного учебного материала. В этом случае обеспечение
нового материала должно начинаться с яркого, эмоционального
насыщенного примера, показывающего изобретательность ученого, его
огромное трудолюбие и упорство в достижении цели и т.д.
Впятых, важно познакомить учащихся со стилем мышления ученого. При
ознакомлении с творчеством ученых учащиеся должны увидеть их
стремление применять полученные результаты для практических нужд
людей. Высокая гражданственность великих людей может быть показана
через высказывания выдающихся представителей науки и техники, через
сочинения самих ребят.
Отражение колоссальных успехов нашей страны в области физики и
техники в школьном курсе физики позволяет формировать у учащихся
чувство гордости за свою Родину. Использование культурного наследия русского народа (пословицы,
поговорки, приметы, сказки и сказания, былины, песни и стихи) позволяет
формировать умение воспринимать, перерабатывать и предъявлять
информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать
и перерабатывать полученную информацию.
Анализ ценностных аспектов современной физики на базе
современного и исторического материала (использование атомной энергии в
военных и мирных целях, загрязнение атмосферы и решение экологических
проблем с помощью физики и т.д.) способствует воспитанию гражданина,
гуманиста и борца за мир.
Практическая направленность уроков физики формирует умение
использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни
(быт, экология, охрана здоровья, охрана окружающей среды, техника
безопасности и др.).
Арсенал средств духовнонравственного воспитания школьников на
уроках физики необычайно богат. Его можно условно классифицировать:
Нагляднодекоративные – оформление кабинета физики, портретные
галереи ученых, выставки и стенды.
Видео акустические – использование литературных, исторических
примеров на уроке, использование звукозаписи высказываний ученых,
видеофильмов.
Структурнологические – значимость физических теорий, законов, формул,
таблицы и схемы.
Один из самых верных путей духовнонравственного воспитания:
установление тесной связи между классными и внеклассными занятиями.
Предлагаю некоторые темы различных форм внеклассной работы, которые
могут быть задействованы и на уроках физики:
Недели:
«Проблемы энергетики и охрана окружающей среды»; «50 лет полетам в
космос»; «Оружие Победы»
Научные викторины:
«Наши соотечественники – лауреаты Нобелевской премии»; «Из истории
открытия»,
«Физики о
патриотизме»
Фольклорные викторины:
«Пословица недаром молвится», «Загадаю – угадай», «Что за прелесть, эти
сказки!»
Заседание ученого совета:
«Электромагнитное поле и жизнь», «Ядерная энергетика: за и против»
Физические вечера:
Вечер,
посвященный жизни и творчеству М.В. Ломоносова.
посвященный научной деятельности А.С.Попова.
«Семейные династии ученыхфизиков»,
Вечер, Кружок (или элективный курс):
Выставки:
«Физика у нас дома» (соблюдение правил безопасного обращения с
бытовыми приборами), «Метеорологический уголок»
Диспуты:
«Возникновение и развитие науки о природе», «Физическая картина мира и
альтернативные взгляды на мир»
Одним из важнейших принципов духовнонравственного воспитания
является принцип непрерывности – взаимосвязанный процесс обучения,
воспитания и развития человека на протяжении всей его жизни. Работа по
духовнонравственному воспитанию подрастающего поколения должна
идти как непрерывный процесс и носить не эпизодический, а
систематический характер.
Статья на тему "Духовно-нравственное воспитание на уроках физики"
Статья на тему "Духовно-нравственное воспитание на уроках физики"
Статья на тему "Духовно-нравственное воспитание на уроках физики"
Статья на тему "Духовно-нравственное воспитание на уроках физики"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.