Статья на тему: «Гражданско-патриотическое воспитание младших школьников через экологическое образование»
Оценка 4.7

Статья на тему: «Гражданско-патриотическое воспитание младших школьников через экологическое образование»

Оценка 4.7
Работа в классе
docx
экология
4 кл
10.01.2017
Статья на тему: «Гражданско-патриотическое воспитание  младших школьников через экологическое образование»
В данной статье показаны примеры урочных и внеурочных занятий по изучению окружающего мира с использованием регионального компонента. Приоритетной формой считаю экскурсию, организацию наблюдений за изменениями природы по сезонам. А также в статье рассказывается о разнообразных формах внеклассной воспитательной работы. Занимаясь экологическим образованием и гражданско-патриотическим воспитанием, которые являются обязательной составной частью общеобразовательной подготовки школьников, я в первую очередь, забочусь об «экологии души» моих учеников.Тесная связь человека с природой – не случайно самое прекрасное, самое глубокое явление нашей жизни. Однако для того чтобы иметь возможность вступить в этот союз, надо быть таким же правдивым, как и сама природа, чтобы каждый замысел природы, каждое ее движение претворялось в человеческой душе, в душе ребенка, непосредственно в сознательные мысли. Чем была бы природа без нас,- чем были бы мы без природы? И то, и другое немыслимо.
статья Гражданско-патриотическое воспитание.docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  основная общеобразовательная школа № 2 ЗАТО Александровск г. Полярный, Мурманская область «Гражданско­патриотическое воспитание  младших школьников через экологическое Статья на тему: образование» Автор: Солдатова Ирина Валентиновна учитель начальных классов 2017 год     Что значишь ты без трав и птиц, И без любви к пчеле жужжащей,                                                                                                   Без журавлей над хвойной чащей,                                                                                      Без миловидных лисих лиц?                                                                                       Когда поймешь ты, наконец,                                                                                      Врубаясь в мертвые породы,                                                                                О человек, венец природы,                                                                                     Что без природы твой венец? С Кирсанов          Экологические проблемы, ставшие ныне глобальными, затрагивают интересы каждого  человека. Их решение зависит не только от уровня развития науки и техники, но и, в  первую очередь, от уровня ответственности человека за состояние природной среды.            Как отмечают специалисты, современный человек не подготовлен к той мере  ответственности, к тому уровню требований, который предъявляет сегодня состояние  окружающей среды.           В связи с этим приобретает значимость целенаправленная работа начальной школы  по формированию у учащихся экологической культуры, признанной служить   нравственному, гражданско­патриотическому воспитанию младших школьников, целью  которого является воспитание гуманной, творческой, социально активной личности,  бережно относящейся к богатством природы.           Серьезные предпосылки для развития экологического образования и воспитания  представляет региональный компонент. Изучение природы родного края на уроках  русского языка, литературного чтения, окружающего мира, удивительных, неповторимых  особенностей животного и растительного мира Кольского Заполярья воспитывает в детях  любовь к Родине у ее граждан, в потребность разумно использовать, беречь и сохранять  природу родной земли.          Теоретической базой моего опыта явилась «Идея целостности в системе  экологического образования младших школьников», разработанная кандидатами  педагогических наук С.В.Алексеевым, Л.В.Симоновой.          Главное в этой идее то, что начальная школа – важнейший этап интенсивного  накопления знаний об окружающем мире, развития многогранных отношений младшего  школьника к природному и социальному окружению, способствующий становлению  личности, формированию экологической культуры.          Идея целостности в экологическом образовании, как и в любом другом, может быть  реализована при следующих основных подходах:   целостности педагогической системы на уровне целеполагания, задач,  прогнозируемых результатов; целостности содержания на основе системного подхода в образовании;  целостности педагогических технологий, проявляющихся в единстве когнитивных,  эмоционально­образных и деятельностных аспектов познания окружающего мира. Я ознакомилась со статьей А.П.Пахомовой «Методические рекомендации по  формированию у детей мотивации к овладению экологическими знаниями», где поставлена проблема, заключающаяся  том, что с одной стороны, в настоящее время существует  необходимость формирования правильного экологического мышления и поведения в более  раннем возрасте, а с другой – специфика экологических знаний состоит в том, что эти  знания базируются на системе знаний из биологии, химии, физики и многих друг их наук. В  младших классах возникает задача: каким образом преодолеть этот диссонанс между  относительной неподготовленностью учеников к восприятию материала и потенциальной  сложностью самого материала.            Найти ответ мне помогла статья Н.Ф.Виноградовой «Проблемы и перспективы  экологического образования младших школьников», где сказано, что информация,  способная формировать мировоззрение экологически культурного  человека, должна  апеллировать не к разуму, а к чувству. Знания должны относиться к повседневной жизни  детей, увязывая требования экологии с их собственными ценностями, видением мира и  этическими убеждениями. Знания должны формировать Отношения, а Знания и Отношения должны диктовать правильное поведение человека по отношению к природе.            Воплощая идею целостности в системе экологического образования и гражданско­ патриотического воспитания,  работу веду через учебную деятельность учащихся и  внеклассную воспитательную работу.            Основным считаю систему урочных и внеурочных занятий по изучению  окружающего мира с использованием регионального компонента. Занятия провожу в  форме: сезонных экскурсий, ролевых игр,    КВН,   мастерских  (изготовление кормушек, поделок из природного материала,  путешествий (заочных, в прошлое природных объектов), гербариев); выставок (домашних животных, растений); конкурсов.   Приоритетной формой считаю экскурсию, организацию наблюдений за изменениями  природы по сезонам. Формы занятий выбираю соответственно теме, на некоторых из них я  остановлюсь. 1. На экскурсии «Осень. Изменения в природе с приходом осени» рассматриваем,  решаем проблемы: Почему так тонок почвенный слой в наших краях? Почему  его надо особенно беречь? Почему у наших деревьев несколько стволов, а на их  ветках гнездоподобное сплетение веточек? Пытаюсь вызвать сочувствие к жизни  растений в наших условиях и желание не навредить. 2. На занятиях­мастерских отвечаем на вопрос: почему птицы улетают от нас в  теплые края? Почему зимующим пти не страшны холода? Знакомлю с  изготовлением простых кормушек, нацеливаю детей на то, чтобы для птиц был  всегда корм. 3. На экологической игре «Вперед, знаток!» ребята доказывают, что они знают  правила поведения в природе. Пантомимой показывают, как летает птица над  выпавшим из гнезда птенцом; как ведет себя зайчиха, почувствовав, что зайчонка трогали  руки человека; звуками изображают шум листвы, узнают голоса птиц. В  игре с «угольком» чувствуют, как больно земле и всему живому от огня.          Большую роль в экологическом образовании и воспитании школьников играет  практическая, исследовательская работа в природных условиях.Теоретические знания,  полученные учеником на уроке, становятся базой для самостоятельной оценки   происходящих в природе процессов и явлений, для проведения собственных исследований,  наблюдений, умения обобщать результаты своих наблюдений, способствовать экологически грамотному, безопасному для природы и собственного здоровья поведению.            По словам В.А.Сухомлинского, чтобы ребенок научился понимать природу,  чувствовать ее красоту, читать ее язык, беречь ее богатство, нужно прививать ему эти  чувства с детства. Я прививаю их через разнообразные  формы внеклассной воспитательной работы: Формы внеклассной воспитательной работы Школьные и домашние мастерские Экологические викторины и  интеллектуальные марафоны Классные часы Праздники Походы Мероприятия ­ «Вместе с мамою вдвоем мы гербарий  соберем» ­ Вместе ихдаем книжки «Почемучки» ­ Вместе с папою сидим и кормушки  мастерим» ­ Водно­географическая викторина ­ «Ботанический сад» ­ «Иван­травник» ­ «Впред, знаток!» ­ «Цветы в легендах и преданиях» ­ Мы несем ответственность за тех, кого  приручили» ­ «Земля – наш Дом» ­ Заполярье – мой край родной» ­ Изучаем, охраняем бережем и пытаемся  спасти наш дом»          Проводимая работа позволяет мне воплощать идею целостности экологического  образования и гражданско­патриотического воспитания младших школьников.          Занимаясь экологическим образованием и гражданско­патриотическим воспитанием,  которые являются обязательной составной частью общеобразовательной подготовки  школьников, я в первую очередь, забочусь об «экологии души» моих учеников.          Это позволяет организовывать с детьми интересную работу, которая не только  расширяет кругозор моих учеников, но и развивает, воспитывает их. Я вижу, как меняется  отношение детей к живому и неживому вокруг них, как меняется отношение к их  собственным поступкам, к высказываниям и действиям других людей.    Они становятся  эмоционально отзывчивыми не только по отношению к друг другу, но и к природе. У них развиваются такие черты характера, как отзывчивость, доброта, сострадание,  ответственность.          Ребята с удовольствием изготовляют кормушки, сажают деревья, разводят комнатные растения, аквариумных рыбок, заботятся о чистоте территории школы и своих домов,  посещают  с экскурсиями  теплицу, выпускают газеты, памятки поведения в природе. Они с большим удовольствием создают альбом творческих работ под названием «Планета  заболела».           Воспитание по словам В.А.Сухомлинского, это прежде всего постоянное духовное  общение учителя и ребенка, облегчающее формирование нравственной, гражданской  позиции ребенка в его отношениях с окружающим миром.            Тесная связь человека с природой – не случайно самое прекрасное, самое глубокое  явление нашей жизни. Однако  для того чтобы иметь возможность вступить в этот союз,  надо быть таким же правдивым, как и сама природа, чтобы каждый замысел природы,  каждое ее движение претворялось в человеческой душе, в душе ребенка,  непосредственно  в сознательные мысли.            Чем была бы природа без нас,­ чем были бы мы без природы? И то, и другое  немыслимо.

Статья на тему: «Гражданско-патриотическое воспитание младших школьников через экологическое образование»

Статья на тему: «Гражданско-патриотическое воспитание  младших школьников через экологическое образование»

Статья на тему: «Гражданско-патриотическое воспитание младших школьников через экологическое образование»

Статья на тему: «Гражданско-патриотическое воспитание  младших школьников через экологическое образование»

Статья на тему: «Гражданско-патриотическое воспитание младших школьников через экологическое образование»

Статья на тему: «Гражданско-патриотическое воспитание  младших школьников через экологическое образование»

Статья на тему: «Гражданско-патриотическое воспитание младших школьников через экологическое образование»

Статья на тему: «Гражданско-патриотическое воспитание  младших школьников через экологическое образование»

Статья на тему: «Гражданско-патриотическое воспитание младших школьников через экологическое образование»

Статья на тему: «Гражданско-патриотическое воспитание  младших школьников через экологическое образование»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.01.2017