Статья на тему: «Гражданско-патриотическое воспитание младших школьников через экологическое образование»
Оценка 4.7
Работа в классе
docx
экология
4 кл
10.01.2017
В данной статье показаны примеры урочных и внеурочных занятий по изучению окружающего мира с использованием регионального компонента. Приоритетной формой считаю экскурсию, организацию наблюдений за изменениями природы по сезонам. А также в статье рассказывается о разнообразных формах внеклассной воспитательной работы.
Занимаясь экологическим образованием и гражданско-патриотическим воспитанием, которые являются обязательной составной частью общеобразовательной подготовки школьников, я в первую очередь, забочусь об «экологии души» моих учеников.Тесная связь человека с природой – не случайно самое прекрасное, самое глубокое явление нашей жизни. Однако для того чтобы иметь возможность вступить в этот союз, надо быть таким же правдивым, как и сама природа, чтобы каждый замысел природы, каждое ее движение претворялось в человеческой душе, в душе ребенка, непосредственно в сознательные мысли.
Чем была бы природа без нас,- чем были бы мы без природы? И то, и другое немыслимо.
статья Гражданско-патриотическое воспитание.docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа № 2
ЗАТО Александровск г. Полярный, Мурманская область
«Гражданскопатриотическое воспитание младших школьников через экологическое
Статья на тему:
образование»
Автор: Солдатова Ирина Валентиновна
учитель начальных классов 2017 год
Что значишь ты без трав и птиц,
И без любви к пчеле жужжащей,
Без журавлей над хвойной
чащей,
Без миловидных лисих лиц?
Когда поймешь ты, наконец,
Врубаясь в мертвые породы,
О человек, венец природы,
Что без природы твой венец?
С Кирсанов
Экологические проблемы, ставшие ныне глобальными, затрагивают интересы каждого
человека. Их решение зависит не только от уровня развития науки и техники, но и, в
первую очередь, от уровня ответственности человека за состояние природной среды.
Как отмечают специалисты, современный человек не подготовлен к той мере
ответственности, к тому уровню требований, который предъявляет сегодня состояние
окружающей среды.
В связи с этим приобретает значимость целенаправленная работа начальной школы
по формированию у учащихся экологической культуры, признанной служить
нравственному, гражданскопатриотическому воспитанию младших школьников, целью
которого является воспитание гуманной, творческой, социально активной личности,
бережно относящейся к богатством природы.
Серьезные предпосылки для развития экологического образования и воспитания
представляет региональный компонент. Изучение природы родного края на уроках
русского языка, литературного чтения, окружающего мира, удивительных, неповторимых
особенностей животного и растительного мира Кольского Заполярья воспитывает в детях
любовь к Родине у ее граждан, в потребность разумно использовать, беречь и сохранять
природу родной земли.
Теоретической базой моего опыта явилась «Идея целостности в системе
экологического образования младших школьников», разработанная кандидатами
педагогических наук С.В.Алексеевым, Л.В.Симоновой.
Главное в этой идее то, что начальная школа – важнейший этап интенсивного
накопления знаний об окружающем мире, развития многогранных отношений младшего
школьника к природному и социальному окружению, способствующий становлению
личности, формированию экологической культуры.
Идея целостности в экологическом образовании, как и в любом другом, может быть
реализована при следующих основных подходах:
целостности педагогической системы на уровне целеполагания, задач,
прогнозируемых результатов;
целостности содержания на основе системного подхода в образовании;
целостности педагогических технологий, проявляющихся в единстве когнитивных,
эмоциональнообразных и деятельностных аспектов познания окружающего мира.
Я ознакомилась со статьей А.П.Пахомовой «Методические рекомендации по
формированию у детей мотивации к овладению экологическими знаниями», где поставлена
проблема, заключающаяся том, что с одной стороны, в настоящее время существует
необходимость формирования правильного экологического мышления и поведения в более
раннем возрасте, а с другой – специфика экологических знаний состоит в том, что эти
знания базируются на системе знаний из биологии, химии, физики и многих друг их наук. В
младших классах возникает задача: каким образом преодолеть этот диссонанс между
относительной неподготовленностью учеников к восприятию материала и потенциальной
сложностью самого материала.
Найти ответ мне помогла статья Н.Ф.Виноградовой «Проблемы и перспективы
экологического образования младших школьников», где сказано, что информация,
способная формировать мировоззрение экологически культурного человека, должна
апеллировать не к разуму, а к чувству. Знания должны относиться к повседневной жизни
детей, увязывая требования экологии с их собственными ценностями, видением мира и
этическими убеждениями. Знания должны формировать Отношения, а Знания и Отношения
должны диктовать правильное поведение человека по отношению к природе.
Воплощая идею целостности в системе экологического образования и гражданско
патриотического воспитания, работу веду через учебную деятельность учащихся и
внеклассную воспитательную работу.
Основным считаю систему урочных и внеурочных занятий по изучению
окружающего мира с использованием регионального компонента. Занятия провожу в
форме:
сезонных экскурсий,
ролевых игр,
КВН,
мастерских (изготовление кормушек, поделок из природного материала,
путешествий (заочных, в прошлое природных объектов),
гербариев);
выставок (домашних животных, растений);
конкурсов.
Приоритетной формой считаю экскурсию, организацию наблюдений за изменениями
природы по сезонам. Формы занятий выбираю соответственно теме, на некоторых из них я
остановлюсь.
1. На экскурсии «Осень. Изменения в природе с приходом осени» рассматриваем,
решаем проблемы: Почему так тонок почвенный слой в наших краях? Почему
его надо особенно беречь? Почему у наших деревьев несколько стволов, а на их
ветках гнездоподобное сплетение веточек? Пытаюсь вызвать сочувствие к жизни
растений в наших условиях и желание не навредить.
2. На занятияхмастерских отвечаем на вопрос: почему птицы улетают от нас в
теплые края? Почему зимующим пти не страшны холода? Знакомлю с
изготовлением простых кормушек, нацеливаю детей на то, чтобы для птиц был
всегда корм. 3. На экологической игре «Вперед, знаток!» ребята доказывают, что они знают
правила поведения в природе. Пантомимой показывают, как летает птица над
выпавшим из гнезда птенцом; как ведет себя зайчиха, почувствовав, что зайчонка
трогали руки человека; звуками изображают шум листвы, узнают голоса птиц. В
игре с «угольком» чувствуют, как больно земле и всему живому от огня.
Большую роль в экологическом образовании и воспитании школьников играет
практическая, исследовательская работа в природных условиях.Теоретические знания,
полученные учеником на уроке, становятся базой для самостоятельной оценки
происходящих в природе процессов и явлений, для проведения собственных исследований,
наблюдений, умения обобщать результаты своих наблюдений, способствовать экологически
грамотному, безопасному для природы и собственного здоровья поведению.
По словам В.А.Сухомлинского, чтобы ребенок научился понимать природу,
чувствовать ее красоту, читать ее язык, беречь ее богатство, нужно прививать ему эти
чувства с детства. Я прививаю их через разнообразные формы внеклассной воспитательной
работы:
Формы внеклассной воспитательной
работы
Школьные и домашние мастерские
Экологические викторины и
интеллектуальные марафоны
Классные часы
Праздники
Походы
Мероприятия
«Вместе с мамою вдвоем мы гербарий
соберем»
Вместе ихдаем книжки «Почемучки»
Вместе с папою сидим и кормушки
мастерим»
Водногеографическая викторина
«Ботанический сад»
«Ивантравник»
«Впред, знаток!»
«Цветы в легендах и преданиях»
Мы несем ответственность за тех, кого
приручили»
«Земля – наш Дом»
Заполярье – мой край родной»
Изучаем, охраняем бережем и пытаемся
спасти наш дом»
Проводимая работа позволяет мне воплощать идею целостности экологического
образования и гражданскопатриотического воспитания младших школьников.
Занимаясь экологическим образованием и гражданскопатриотическим воспитанием,
которые являются обязательной составной частью общеобразовательной подготовки
школьников, я в первую очередь, забочусь об «экологии души» моих учеников.
Это позволяет организовывать с детьми интересную работу, которая не только
расширяет кругозор моих учеников, но и развивает, воспитывает их. Я вижу, как меняется
отношение детей к живому и неживому вокруг них, как меняется отношение к их
собственным поступкам, к высказываниям и действиям других людей. Они становятся
эмоционально отзывчивыми не только по отношению к друг другу, но и к природе. У них развиваются такие черты характера, как отзывчивость, доброта, сострадание,
ответственность.
Ребята с удовольствием изготовляют кормушки, сажают деревья, разводят комнатные
растения, аквариумных рыбок, заботятся о чистоте территории школы и своих домов,
посещают с экскурсиями теплицу, выпускают газеты, памятки поведения в природе. Они с
большим удовольствием создают альбом творческих работ под названием «Планета
заболела».
Воспитание по словам В.А.Сухомлинского, это прежде всего постоянное духовное
общение учителя и ребенка, облегчающее формирование нравственной, гражданской
позиции ребенка в его отношениях с окружающим миром.
Тесная связь человека с природой – не случайно самое прекрасное, самое глубокое
явление нашей жизни. Однако для того чтобы иметь возможность вступить в этот союз,
надо быть таким же правдивым, как и сама природа, чтобы каждый замысел природы,
каждое ее движение претворялось в человеческой душе, в душе ребенка, непосредственно
в сознательные мысли.
Чем была бы природа без нас, чем были бы мы без природы? И то, и другое
немыслимо.
Статья на тему: «Гражданско-патриотическое воспитание младших школьников через экологическое образование»
Статья на тему: «Гражданско-патриотическое воспитание младших школьников через экологическое образование»
Статья на тему: «Гражданско-патриотическое воспитание младших школьников через экологическое образование»
Статья на тему: «Гражданско-патриотическое воспитание младших школьников через экологическое образование»
Статья на тему: «Гражданско-патриотическое воспитание младших школьников через экологическое образование»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.