Статья посвящена Кейс-методу как одной из наиболее эффективных методик преподавания английского языка, это метод анализа и осмысления реальной жизненной ситуации, описание которой одновременно отражает не только проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, которые необходимо усвоить при разрешении данной проблемы.
Кейс-метод позволяет учитывать профессиональную подготовку студентов, интересы, выработанный стиль мышления и поведения, что даёт возможность широко использовать его для обучения иностранному языку профессии.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КЕЙСМЕТОДА НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Васеленюк Л.Г.,
учитель английского языка
«Где это только возможно,
обучение должно стать
переживанием»
А.Эйнштейн
Кейсметод относится к числу наиболее эффективных методик преподавания
английского языка, это метод анализа и осмысления реальной жизненной ситуации,
описание которой одновременно отражает не только проблему, но и актуализирует
определенный комплекс знаний, которые необходимо усвоить при разрешении данной
проблемы. При этом данная проблема не имеет однозначных решений.
Кейс представляет собой описание конкретной реальной ситуации, подготовленное
по определенному формату и предназначенное для обучения учащихся анализу разных
видов информации, её обобщению, навыкам формулирования проблемы и выработки
возможных вариантов её решения в соответствии с установленными критериями.
Кейсметод позволяет учитывать профессиональную подготовку студентов,
интересы, выработанный стиль мышления и поведения, что даёт возможность широко
использовать его для обучения иностранному языку профессии.
Принято считать, что техника кейсметода была разработана в начале 20х годов
прошлого века в Школе бизнеса Гарвардского университета. Однако основы этой методики
лежат в глубокой древности. Много веков тому назад ещё Сократ понял, что знание,
полученное человеком в готовом виде менее ценно для него, поскольку не является
продуктом собственного мышления.
Кейс содержит информацию, которую необходимо проанализировать и на основе
анализа найти решение и доказать правильность своего выбора.
Кейсы классифицируются по структуре (структурированные – highly structured case,
неструктурированные unstructured cases, первооткрывательские кейсы –ground breaking
cases) и по размеру (полные 2025 страниц, сжатые кейсы (35 страниц), миникейсы (12
страницы)
Различают следующие виды кейсов:
1•
практические кейсы. Данные кейсы как можно реальнее должны отражать
вводимую ситуацию или случай;
•
•
обучающие кейсы. Основной задачей их выступает обучение;
научноисследовательские кейсы, которые ориентированы на включение
учащегося в исследовательскую деятельность.
Применение кейсметода имеет некоторые преимущества и риски. Вопервых, кейс
метод дает возможность сочетать теорию и практику, развивать навыки работы с разными
источниками информации. Обучающиеся не получают готовых знаний, а учатся их
добывать самостоятельно, принятые решения в жизненной ситуации быстрее
запоминаются, чем заучивание правил. Вовторых, процесс решения проблемы, изложенной
в кейсе, — это творческий процесс познания, Следовательно, обучающиеся учатся
соблюдать правила общения: работать в группах, слушать собеседников, аргументировать
свою точку зрения, выстраивать логические схемы решения проблемы.
Однако, как и у любого другого метода, у данного метода есть и свои трудности в
использовании. Прежде всего, необходимо много времени для грамотной подготовки кейса
к занятию. Преподаватель должен продумать форму представления кейса и спланировать
деятельность студентов, сочетая индивидуальные и групповые формы работы. Необходимо
оценить работу каждого участника, его активность и оригинальность, в то же время
необходимо объективно оценить его знания. Традиционная пятибалльная система
оценивания результатов не позволяет оценивать активность обучающихся. Стобалльная же
система оценки знаний является более гибкой и позволяет более объективно определить
уровень подготовки обучающихся. Для получения итоговой «5» обучающимся необходимо
набрать 100–85 баллов, для получения «4» — 84–70 баллов, а «3» обучающийся получает,
если набирает менее 70 баллов.
Кейсметод это метод комплексный и содержит все виды речевой деятельности:
чтение, говорение, письмо, аудирование. Успех кейсметода зависит от трех основных
составляющих: качества кейса, подготовленности обучающихся и готовности самого
учителя к организации работы с кейсом и ведению дискуссии.
Приведу пример занятия с использованием кейсметода технологии casestudy, я
планирую представить данное занятие в следующем учебном году.
CONVENTIONAL MEDICINE OR COMPLEMENTARY MEDICINE?
Курс — 4
Время занятия — 3 учебных часа
2Вид кейса — практический
Тип кейса — Исследовательский кейс (Case study method)
Задание
Преподаватель определяет проблемное направление занятия “Conventional medicine
or complementary medicine ”, обучающиеся после обсуждения самостоятельно задают
проблему “ Conventional medicine or complementary medicine: which is your choice?”
Задание подгруппам:
1. Провести социологический опрос на тему «Ваш выбор: официальная,
традиционная или народная медицина в нашей жизни», определить отношение студентов и
медработников к официальной медицине и народной нетрадиционной медицине.
2. Составить сравнительную таблицу методов лечения народной и официальной
медицины.
3. Провести мониторинг «чудорецептов» народной медицины, выявить полезные
рецепты и бесполезные рецепты.
4. Исследовать особенности народного и традиционного лечения и оздоровительный
эффект, который они оказывают.
5. Изучить и проанализировать литературу, материалы средств массовой
информации по данной теме.
Возможный вывод в конце занятия, что они должны дополнять друг друга.
Для решения проблемы будет подготовлен кейс, в котором будут предложены
статьи о том, как провести социологический опрос, как составить сравнительную таблицу,
как провести мониторинг, какой лечебный эффект, либо побочные действия оказывают
данные виды лечения, и видеофильмы соответствующего содержания. (советы, отзывы)
За несколько дней до занятия обучающимся озвучивается тема занятия
“Conventional medicine or complementary medicine: which is your choice?” Также
проговаривается, что занятие будет проводиться в режиме кейсметода. (Диалогам и
дискуссиям в рамках кейса предшествует работа над лексикой и грамматикой.) Учитывая
то, что уровень языковой подготовки у всех обучающихся разный, они изучают материалы
кейса индивидуально в качестве домашнего задания.
Порядок работы над кейсом и временные рамки:
№
Первый этап
Второй этап
Третий этап
Наименование этапа
Организационная часть. Выдача кейса
Ознакомление с текстом кейса. Работа
обучающихся в виде диаграмм.
Анализ кейса. Сравнение полученных
Время этапа урока
5
30
10
3Четвертый этап
Пятый этап
Шестой этап
Седьмой этап
результатов исследования в подгруппах.
Просмотр видеосюжетов и дискуссия
(коллективная работа обучающихся)
Выдвижение решения данной проблемы.
Обобщающее выступление преподавателя
(обобщение результатов, подведение итогов)
Оценка обучающихся преподавателем по
системе оценивания, которая предъявляется
в начале занятия.
45
35
5
5
Useful language bank for communication expressing opinion:
My point of view is that…
It seems\appears to me that…
I think\believe…\must…\
In my opinion\view…
To me…\may\might
From my point of view…
To my mind/ way of thinking…
As far as I am concerned…
I am totally against…
I (do not) agree that \with…
I (completely) agree \disagree that \with…
I want to ask a question.
Sorry, could you repeat that?
I think we should leave this point and come back to it later.
So what you’re saying is you will …
Can we just summarise the points we’ve agreed so far?
Критерии оценивания работы обучающихся:
Критерии
Языковые умения и навыки
Использование лексики по теме
Умение аргументировать их, делать выводы
Употребление коммуникативных клише согласно ситуации
Грамотность речи
Критерии
4
№
1.
2.
3.
4.
№
Колво
баллов
40
10
10
10
10
Колво
баллов1.
2.
3.
4.
№
1.
2.
3.
Содержание
Достаточная глубина раскрытия проблемы
Умение принимать решения и аргументировать их. Умение делать
выводы
Умение задавать и отвечать на вопросы оппонентов. Умение
аргументировать свои ответы
Умение работать в коллективе и принимать решения.
Критерии
Организационные умения и навыки
Соблюдение регламента
Активность
Рассуждения, выработка решений ведется только на английском
языке
Общее количество баллов
Несоблюдение правил ведения дискуссии.
Участники должны:
Корректно задавать вопросы и высказываться;
Не перебивать выступающих;
Задавать вопросы и делать комментарии только после
окончания выступления группы.
40
10
10
10
10
Колво
баллов
20
5
5
10
100
10
Применение кейсметода требует от преподавателя больше времени на подготовку
по созданию кейсов, но данный метод позволяет сформировать у обучающихся
самостоятельность мышления, умение аргументировать, доказывать и обосновывать свою
точку зрения. Когда мы видим результаты своего труда, мы получаем большое
удовлетворение от своей работы.
5