Статья на тему: "Кинезитерапевтические воздействия в сиситеме логопедической работы с дошкольниками, имеющими речевые нарушения".
Оценка 5

Статья на тему: "Кинезитерапевтические воздействия в сиситеме логопедической работы с дошкольниками, имеющими речевые нарушения".

Оценка 5
Работа с родителями
doc
дефектология
Детсад
13.02.2017
Статья на тему: "Кинезитерапевтические воздействия в сиситеме логопедической работы с дошкольниками, имеющими речевые нарушения".
У детей с общим недоразвитием речи нередко наблюдается отставание в двигательном развитии, что проявляется в виде плохой координации сложных движений, их недостаточной точности и ловкости, в виде выраженных затруднений при выполнении упражнений по словесной инструкции. Характерными являются некоторая скованность, отсутствие легкости и грациозности при выполнении упражнений. Обращают на себя внимание и особенности тонкой моторики пальцев рук. В специальных пробах отчётливо обнаруживаются резко выраженная замедленность, «застревание» на одной позе, пропуск отдельных элементов и другие особенности.
Кинезитерапевтические воздействия в сиситеме логопедической работы с дошкольниками.doc
Кинезитерапевтические воздействия в сиситеме логопедической работы с дошкольниками, имеющими речевые нарушения       В литературе по логопедии отмечается, что у многих детей с речевой патологией имеются   отклонения   в   развитии   общей   и   тонкой   моторики,   а   также   наблюдается своеобразие становления её функций (Г.А. Волкова, Н.С. Жукова, И.Ю. Левченко, О.Г. Приходько, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева, Е.В. Оганесян, Г.Р. Шашкина и др.). У детей с общим недоразвитием речи нередко наблюдается отставание в двигательном развитии,   что   проявляется   в   виде   плохой   координации   сложных   движений,   их недостаточной точности и ловкости, в виде выраженных затруднений при выполнении упражнений   по   словесной   инструкции.   Характерными   являются   некоторая скованность,   отсутствие   легкости   и   грациозности   при   выполнении   упражнений. Обращают   на   себя   внимание   и   особенности   тонкой   моторики   пальцев   рук.   В специальных   пробах   отчётливо   обнаруживаются   резко   выраженная   замедленность, «застревание»  на   одной   позе,  пропуск   отдельных   элементов   и   другие   особенности. Названные  нарушения в двигательной   сфере наиболее   ярко  проявляются  у  детей  с дизартрией.       Среди  современных способов коррекции этих отклонений особое место занимает кинезитерапия, которая, являясь видом арттерапии («лечения искусством»), основана на связи музыки и движения и включает танцетерапию, хореотерапию, коррекционную ритмику, психогимнастику. Включение кинезитерапии в процесс воспитания детей с речевыми   нарушениями   позволяет   снять   у   них   психоэмоциональное   напряжение, создаёт   условия,   обеспечивающие   достижение   релаксации,   содействует   регуляции эмоциональных   состояний   и   коррекции   моторной   сферы,   а   также   способствует развитию воображения и других высших психических функций.       Возможности кинезитерапии в группе дошкольников с проблемами в развитии речи могут   использоваться   как   на   специальных   занятиях,   так   и   в   ходе   логопедических занятий,   а   также   вне   их   –  при   организации   досуга   детей   в   условиях   дошкольного учреждения.          В практике логопедической работы мы применяем коррекционные упражнения, задания   и   игры   с   элементами   кинезитерапии,   которые   специально   подобраны   и разработаны   в   соответствии   с   тематикой   и   лексико  –   грамматическим   материалом занятий по развитию речи (см. таблицу ниже). Коррекционные воздействия в русле кинезитерапии   реализуются   в   образных   и   имитационных   движениях,   позволяющих изобразить  одушевленные и неодушевленные предметы, а также некоторые явления природы, состояния человека и др., обыграть воображаемые ситуации.  Используются танцевальные   движения,   различные   по   характеру,   темпу   и   ритму   исполнения. Некоторые задания выполняются с фитболами. Планирование тематики и содержания коррекционных упражнений с использованием элементов кинезитерапии Темы занятий Лексико – грамматический материал логопедических Коррекционные упражнения, задания, игры «Осень», «Овощи» «Продукты питания», «Фрукты» «Посуда», «Овощи фрукты»   – занятий   Существительные единственного числа в В.п (без предлога), Т.п (без   предлога   в   значении   предложно   – орудийности); падежные формы существительных   (предлоги   в, на); Трехсловные   предложения   с прямым дополнением; Качественные   прилагательные, характеризующие   погоду,   небо, землю; Относительные   прилагательные со   значением   отнесенности   к растениям (кленовые листья); Сложные слова: листопад и т.п.   с приставками Глаголы     выпил   и   др.), (перелил, прилагательные   со   значением отнесенности   к   продуктам питания   (яблочный   пирог, клубничное   варенье,   тыквенная каша); Рассказ – описание с опорой на схему полисенсорного восприятия предметов; Форма   множественного   числа существительных   с   окончанием – ы, ­ и, и глаголов с окончанием – ут, ­ ют;  Предложно   падежные конструкции   (существительные множественного   числа в предложном   падеже:   на   чем?   – на головах, на ногах, на руках и –           для Упражнения   для   коррекции нарушений   общей   моторики, регуляции   мышечных   ощущений, согласования движений с музыкой: «Оживляем   овощи»   ­   сказка   о волшебнике   с   корзиной   овощей   передается («образ»   овоща посредством   жестов,   мимики: помидор надутый, сердитый; лук – веселый,   смешливый;   тыква   – неповоротливая   и   т.п.);   «Вальс осенних листьев»; Упражнения развития воображения: сюжетно – образные, музыкально   –   ритмические импровизации:   «Сильный   ветер», «Сорванный лист», «Сухой лист», «Намокший лист»; Упражнения   для   регуляции мышечных   ощущений   тела, мышечного   тонуса   рук,   ног; музыкально   –   двигательная   игра «Фруктовый сад»; этюд «Отгадай, что я делаю?» и др.; Игра   «Что   мы   делаем, скажем…» Задания   «Яблоки»   («собери» яблоки     в   корзину,   «полюбуйся ими»,   «испеки   пирог»),   «Варим кашу».   не Упражнения,   направленные   на передачу   различных   образов («Калейдоскоп образов»: изображение с помощью движений и поз неодушевленных предметов – т.п.); Относительные   прилагательные с   признаком   отнесенности   к материалу   (стеклянный   стакан, глиняная миска и т.п.); Родственные   слова   (сахар   – сахарница,   соус   –   соусница   и др.); Относительные   прилагательные с   признаком   отнесенности   к материалу   (из   бархата   – бархатный и др.); Образование относительных прилагательных   с   признаком отнесенности   к   материалу (стеклянный   стакан,   глиняная миска); Родственные   слова   (сахар   – сахарница, соус – соусница); Относительные   прилагательные с   признаком   отнесенности   к материалу; Предложно   падежные конструкции   (существительные множественного   числа в предложном падеже); Слова с ласкательным значением (зимушка, матушка и др.); Предложно   падежные конструкции (с горы, на гору; на коньках,   на   «ледянках»,   на лыжах, санках, снегокатах); Родственные   слова   (снег   – снежинки – снеговик и т.п.); – –       Существительные с суффиксами – онок, ­ енок; Глагольная   лексика   (глаголы, образованные от глаголы звукоподражаний; движения; для способов обозначения   передвижения,   употребления пищи); Предложно   падежные глаголы       –         салатник,   сахарница, соусник, ложка, вилка и т.д.); Упражнения, позволяющие передать   физическое   состояние человека   и   предмета   («Горячая кастрюля»;   «Карнавал   фруктов   и овощей»),   с   использованием танцевальных движений со сменой ритма, темпа, характера движений (латиноамериканский танец, танго, рок – н – ролл); Упражнение   «Слушай   и   делай» (используются загадки про одежду, обувь; ребёнок должен совершить предложенное действие: «отругать непослушных   детей»,   «убаюкать шалунов», «успокоить плаксу»); Упражнения,   направленные   на запоминание физических действий и   их   имитацию   («Стирка   белья», «Сборы   на   прогулку»,   «Повесь (положи) одежду (обувь) в шкаф); Упражнение   для   ног   «Танец озорных башмачков»;   способствующие Упражнения, развитию общей моторики («Вальс снежинок»,   «Марш   снеговиков», «Строим   крепость»,   «Увязли   в сугробе»); Упражнения   для   релаксации («Зимняя сказка» и др.); Музыкально   –   двигательная   игра «День   рождения   козлёнка» (передача  образов животных  и  их детёнышей; обыгрывание ситуаций с   помощью   имитационных движений); образных Выполнение танцевальных   движений   («Танец маленьких   котят   на   фитболах»; «Хоровод друзей (с помпонами)»;   «Сезонная одежда», «Обувь» «Зима. Зимние забавы» «Домашние животные и их детёныши», «Птицы» «Мебель», «Дом   и   его части» «Звери лесов и их детёныши»   – конструкции   (с   предлогами   в, на, под); Существительные, обозначающие части целого; Предложно   падежные конструкции   (предлоги   в,   на, под); Прилагательные   с   признаком отнесенности   к   материалу (кирпичный, деревянный); Существительные множественного   числа   (дом   – дома, окно – окна); Существительные, обозначающие части целого;   – Качественные и притяжательные прилагательные;   падежные Предложно конструкции (в самостоятельной речи – употребление  предлогов в,   под;   понимание   различение значений предлогов из – под, из, около, из – за); «Звери лесов и их детёныши» Существительные   ед.   числа   с суффиксами – онок, ­ енок и мн. числа с окончанием – а; Относительные   прилагательные с   признаком   отнесённости   к внешнему   виду   (колючий, Игра   «Измени   сказку»   использованием «фантастических гипотез»); (с приёма             сказки   «Три «Пальчиковый» игротренинг («Дом на горе»); Инсценировка поросёнка»; Серия упражнений, предполагающих создание образов различных неодушевленных предметов   (игра   «Новоселье»   ­ изображение с помощью движений и поз предметов мебели – «стола», «дивана», «кресла»); Упражнение «Любопытная бабочка», позволяющее с помощью жестов   создать   образы   лёгких   и тяжёлых по весу предметов; Упражнение, включающее выполнение действий с реальными и   воображаемыми   предметами («передвигаем   стол»,   «передвинь воображаемый стул»);  Упражнения, предполагающие воплощение «сценического образа» средствами пластической выразительности, развитие умений двигаться условной театрализованной ситуации: («День рождения   медвежонка»,   «Танцы движения друзей» латиноамериканских танцев, русского хоровода); развития   для Упражнения выразительности мимической   (этюды   «Жадный   медвежонок», «Заяц – хваста», «Ленивая  лиса», «Голодный волк»); Инсценирование   фрагментов сказки для развития возможностей передачи   характерных   черт   и особенностей поведения персонажей   сказки   («В   гостях   у Айболита»); в ­ пушистый, косолапый); Слова   –   антонимы   (злой   – добрый, слабый – сильный).     упражнений, Выполнение развивающих возможности изображения   персонажей   во взаимодействии   с   партнером   с помощью движений и мимики»);            Опыт коррекционной работы показывает, что интересной и полезной для детей формой   включения   кинезитерапевтических     воздействий   является   проведение «логопедического   досуга»   по   конкретной   теме.   Введение   элементов   кинезитерапии позволяет   обобщить   и   закрепить   полученные   детьми   знания   и   навыки,   усиливает творческую   активность   дошкольников   и   расширяет   возможности   реализации   их личности   и   индивидуальности.   Нами   разработаны   серии   комплексных   воздействий подобной направленности. В качестве примера приводим план – конспект одного из этих мероприятий, проводимых вне занятий. План – конспект проведения досуга для детей старшего дошкольного возраста с ОНР по теме: «Дикие животные наших лесов»            Задачи:  закрепить в самостоятельной речи детей употребление качественных прилагательных,   характеризующих   внешний   вид,   повадки   животных;   упражнять   в использовании в речи предлогов  в, под;  тренировать в активном применении в речи притяжательных   прилагательных   мужского   и   женского   рода   единственного   числа; развивать связную речь детей; учить детей составлять описательный рассказ с опорой на   схематические   рисунки;   учить   передавать   с   помощью   движений   ритм   и   темп музыки;   развивать   умения   детей   ориентироваться   в   пространстве;   развивать произвольную двигательную активность; содействовать регуляции мышечного тонуса, развивать   эмоциально   –   волевую   сферу   (нейтрализация   агрессивных   поведенческих реакций), развивать возможности адекватной передачи чувств и эмоций посредством выразительных движений и мимики в соответствии с музыкальным сопровождением; развивать воображение; формировать доброжелательное отношение к миру.            Оборудование:  игрушка – гриб – боровик с корзиной (в ней схемы – карты для составления описательного рассказа); предметные карты с изображением животных; сорока; картинки – жилища (нора, куст, берлога, логово, дупло), ёлка, три игрушки: медведь,   заяц,   белка;   фитболы,   коврики;   музыкальные   диски,   аудиокассеты;   два мольберта, магнитные доски.       Ход занятия. До начала занятия педагог обращает внимание детей на спокойный характер музыки, украшенный зал, на необходимость соблюдать правильную осанку, позу. I. Организационный   момент.  Логопед   просит   детей   отгадать   загадки   о животных   (отгадки:   заяц,   белка,   волк,   лисица,   медведь)   и   предлагает: «Давайте сложим в волшебную корзину слова – признаки, по которым можно узнать животное или предмет». Отгадывая загадки, дети с помощью движений изображают животное и «складывают» в большую корзину слова – признаки.   Вводная часть. Ритмическая разминка. II. Основная часть занятия. 1. «Слушаем сказку, танцуем и играем». Педагог сообщает детям: «Ребята, сегодня у нас в гостях гриб – боровик с большой корзиной. Гриб – боровик предлагает   послушать   сказку,   которую   рассказал   заяц.   Вспомните,   как зовут   зайца?   (Беляк,   Хваста,   Трусишка)».   Педагог   продолжает рассказывать:   «Весенним   солнечным   днём   собрались   звери   на   большой поляне. Решили поздравить мишку – топтыжку с днём рождения. Подарки дарят, в жмурки и догонялки играют, хороводы водят». В   это   время   звучит   мелодия   латиноамериканского   танца,   дети   танцуют вместе с логопедом.       Далее педагог говорит: «Вдруг затрещали сучья, заскрипел снег под чьими – то ногами. Испугались звери (мимикой показывают чувство страха, испуга). А сорока, глупая птица, знай себе трещит, крыльями хлопает, на весь лес кричит: «Ой, ей, ей! Бегите,   прячьтесь,   страшный   зверь   по   нашему   лесу   бродит!»   Побежали   звери   в разные стороны».              Педагог предлагает: «Прыгаем, как зайцы. Бежим, как лисицы. Топаем, как медведь. Скачем, как белка». Дети имитируют движения животных. 2. Задание  «Кто куда  спрятался?».  Педагог предлагает:  «Ребята, поищем под ковриками конверты с заданиями. Скажите, кто куда спрятался?». Дети составляют предложения о животных, используя сюжетные картинки из конвертов.      Затем педагог беседует с детьми: «Ребята, куда залез медведь? (в берлогу) Какое маленькое   слово   услышали?  (в)  Ребята,  куда  спрятался  заяц?  (под  куст)  Какое маленькое важное слово услышали? (под) Куда спряталась белка? (в дупло) Какое маленькое   важное   слово   услышали?  (в)  Куда   залезла   лисица?  (в   нору)  Какое маленькое важное слово услышали? (в) Куда залез волк? (в логово) Какое маленькое важное слово услышали? (в)       Посмотрите на свои картинки и скажите, кто куда спрятался».       Затем звучит музыка. Дети поднимаются с ковриков.       Педагог предлагает: «Покажите еще раз, как двигались звери». Дети имитируют движения животных.            После этого педагог продолжает беседовать с детьми: «Что делает белка? – Скачет.   –   Как   двигается   лисица?   –   Бежит.   –   А   медведь?   –   Топает.   –   Заяц?   – Прыгает. – Волк? – Бежит. – Спрятались звери. Дрожат от страха. Только хвосты торчат. – Чей это хвост? – Заячий. – Чей хвост? – Лисий и т.д. – Наступила тишина в   лесу.   А   звери   любопытные,   мордочки   высунули  (педагог   предлагает   детям изобразить   различные   характеры,   настроения   животных).   –  Чья   это   сонная мордочка? (медвежья) Чья веселая мордочка? (беличья) Чья злая морда? (волчья) Чья хитрая мордочка? (лисья) Чья трусливая мордочка? (заячья)».      3.Задание «Звери говорят». Педагог говорит: «Молодцы, ребята! Вы правильно сказали, кто из зверей выглядывал из – за деревьев. Наши звери что – то притихли, онемели от страха. Давайте научим их разговаривать, но сначала жестами, а потом язычком».           Детям предлагается взять фитболы. Педагог знакомит детей с упражнением: «Пропеваем   звуки   громко,   на   выдохе,   плечи   расправляем,   спину   выпрямляем, голову держим высоко, макушку «тянем вверх». Далее он поясняет, какие движения необходимо выполнять при произнесении звуков: «А – руки почти соединены в круг и поднимаются перед грудью. И – движения рук в стороны. У – четыре пальца сжимаются в кулак, а большие пальцы подняты вверх. Движение рук направлено от груди вперед. О – руки в виде овала подняты над головой. Ах, ах, ах – мы поборем страх; ох – ох – ох – что – то стал я плох; ух, ух, ух – что – то много мух (фразы повторяются два раза)».            Затем педагог продолжает в процессе общения с детьми стимулировать их к произнесению отдельных звуков и звукоподражаний, ответам на вопросы: «Звери наши   зашевелились,   закричали.   Тяф,   тяф,   тяф   –   что   делает   лисица?   Тявкает. Давайте тявкать. Р – р – р – что делает медведь? Рычит. Р – р – р (дети произносят хором). У – у – у – что делает волк? Воет. У – у – у (дети произносят вместе с педагогом). Расшумелись наши звери. Надо их успокоить». По просьбе педагога и с его помощью дети изображают в движениях деревья, цветы, ветер.         4. Задание «Холод, огонь и вода». Педагог продолжает рассказ, одновременно вовлекая  детей в процесс выполнения образных движений: «Пошёл снег. Теперь последние снежинки кружатся. Опускаются на землю. Вот появились первые капли дождя.   Кап   –   кап   –   кап  (медленные   движения   рук),  пошёл   сильный   дождь (движения рук и пальцев быстрые, они демонстрируют «танец капель дождя»). Звери очень замерзли и решили погреться возле костра (дети собираются в круг, руками изображают язычки пламени; звучит тихая музыка). Согрелись, нужно потушить   костёр.   Чем   тушим?   Водой.   Что   выливаем?   Воду   (плавными   руками изображают льющуюся воду).          5.  Задание «Придумываем загадки».  Педагог, показывая игрового персонажа гриба – боровика, сообщает детям: «В начале занятия я загадывала вам загадки. Теперь гриб – боровик просит вас разделиться на две команды и загадать загадки друг другу и мне».       Группа детей делится на две команды. Дети советуются, о ком (или о чем) будут загадывать загадки. Педагог («по просьбе гриба – боровика») открывает корзину, достает и располагает на доске карты – схемы, которые помогают детям составить загадки. III. Заключительная часть занятия.           Под   руководством   педагога   дети   вспоминают   и   выполняют   упражнения,   в которых имитируют повадки некоторых животных (лисицы, волка, сороки).   упражнения для развития дыхания и достижения релаксации.          Затем педагог предлагает детям, держась за   руки, встать в круг и говорит, обращаясь к ним: «Давайте прикоснемся руками, почувствуем тепло. Почувствуем и выразим любовь друг к другу только глазами и жестами, без слов признаемся друг другу в любви».       После этого педагог подводит итог занятия и поощряет детей: «Вы замечательно выполнили задания и упражнения, красиво двигались, дружелюбно относились друг к другу и помогали товарищам».         В   заключение   отметим,   что   возможности   применения   кинезитерапии   в   коррекционной   работе   с   детьми,   имеющими   недоразвитие   речи,   ещё   далеко   не полностью   раскрыты   в   научно   –   методической   литературе.   Важно   продолжать специальные исследования в данном направлении и поиск новых форм коррекции и         При   проведении   данной   части   занятия   также   используется   стретчинг, развития   моторной   сферы   и   психоэмоционального   состояния   детей   с   помощью данного раздела арттерапии.

Статья на тему: "Кинезитерапевтические воздействия в сиситеме логопедической работы с дошкольниками, имеющими речевые нарушения".

Статья на тему: "Кинезитерапевтические воздействия в сиситеме логопедической работы с дошкольниками, имеющими речевые нарушения".

Статья на тему: "Кинезитерапевтические воздействия в сиситеме логопедической работы с дошкольниками, имеющими речевые нарушения".

Статья на тему: "Кинезитерапевтические воздействия в сиситеме логопедической работы с дошкольниками, имеющими речевые нарушения".

Статья на тему: "Кинезитерапевтические воздействия в сиситеме логопедической работы с дошкольниками, имеющими речевые нарушения".

Статья на тему: "Кинезитерапевтические воздействия в сиситеме логопедической работы с дошкольниками, имеющими речевые нарушения".

Статья на тему: "Кинезитерапевтические воздействия в сиситеме логопедической работы с дошкольниками, имеющими речевые нарушения".

Статья на тему: "Кинезитерапевтические воздействия в сиситеме логопедической работы с дошкольниками, имеющими речевые нарушения".

Статья на тему: "Кинезитерапевтические воздействия в сиситеме логопедической работы с дошкольниками, имеющими речевые нарушения".

Статья на тему: "Кинезитерапевтические воздействия в сиситеме логопедической работы с дошкольниками, имеющими речевые нарушения".

Статья на тему: "Кинезитерапевтические воздействия в сиситеме логопедической работы с дошкольниками, имеющими речевые нарушения".

Статья на тему: "Кинезитерапевтические воздействия в сиситеме логопедической работы с дошкольниками, имеющими речевые нарушения".

Статья на тему: "Кинезитерапевтические воздействия в сиситеме логопедической работы с дошкольниками, имеющими речевые нарушения".

Статья на тему: "Кинезитерапевтические воздействия в сиситеме логопедической работы с дошкольниками, имеющими речевые нарушения".

Статья на тему: "Кинезитерапевтические воздействия в сиситеме логопедической работы с дошкольниками, имеющими речевые нарушения".

Статья на тему: "Кинезитерапевтические воздействия в сиситеме логопедической работы с дошкольниками, имеющими речевые нарушения".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.02.2017