Классный час - одна из наиболее распространенных форм организации фронтальной воспитательной работы, способствующих формированию у учащихся системы отношений к окружающему миру. Независимо от формы проведения классного часа, в ходе мероприятия планируется коллективная жизнь класса или школы, внеурочные занятия, служащие для подготовки того или иного коллективного творческого дела, и само дело (воспитательное мероприятие).
Классный час: форма проведения, анализ
Классный час одна из наиболее распространенных форм организации фронтальной
воспитательной работы, способствующих формированию у учащихся системы отношений к
окружающему миру. Независимо от формы проведения классного часа, в ходе
мероприятия планируется коллективная жизнь класса или школы, внеурочные занятия,
служащие для подготовки того или иного коллективного творческого дела, и само дело
(воспитательное мероприятие).
Подготовка к проведению классного часа
Классный
руководитель
внеурочной
деятельности, подготовки и реализации классного часа следует алгоритму, позволяющему
наиболее рационально и грамотно организовать интеллектуальное и психологическое
воспитание:
планирования
в
ходе
1. Определение целей и задач.
2. Выбор формы воспитательной работы, определение жанра и название
мероприятия.
3. Создание психологического настроя.
4. Предварительная подготовка.
5. Проведение самого мероприятия.
6. Педагогический анализ, совершаемый на двух уровнях:
обсуждение вместе с учащимися успешности (неуспешности) предметного
результата, проектирование более продуктивной деятельности в будущем;
собственно педагогический анализ, осуществляемый взрослыми участниками,
анализ воспитательной работы школы и ее результатов.
Содержание и формы проведения классного часа согласуются с программой
воспитательной работы школы (класса) и соответствует следующим направлениям:
гражданскопатриотическое воспитание;
нравственное воспитание;
правовое воспитание;
физическое и умственное развитие личности.
Основные принципы деятельности при организации и проведении классного
часа:
1. Принцип взаимосвязи сознания и деятельности предполагает выбор таких
форм и методов работы, которые воздействуют одновременно и на сознание,
и на поведение ребенка.
2. Принцип личностноориентированного подхода
предполагает
приоритетное внимание к развитию личностных качеств ребенка.
3. Принцип вариативности предполагает гибкое следование программе
воспитательной работы и корректировку содержания работы с учащимися взависимости от актуальности тех или иных проблем, вопросов, мероприятий,
дел, акций.
4. Принцип продуктивности получение классным руководителем реального
и практического продукта, имеющего ценность для формирования личности
ребенка.
Основные компоненты каждой формы проведения классного часа:
целевой целевые установки должны быть связаны прежде всего с развитием
индивидуальности ребенка, с проектированием и установлением его
уникального образа жизни;
содержательный содержание классного часа является личностно значимым.
Оно включает материал,
необходимый для самореализации и
самоутверждения ребенка;
организационнодеятельный обучающиеся являются полноправными
организаторами классного часа. Предполагается активное участие и
заинтересованность каждого ребенка, актуализация его жизненного опыта,
проявление и развитие индивидуальности;
оценочноаналитический в качестве критериев оценки результативности
классного часа выступают проявление и обогащение жизненного опыта
ребенка, индивидуальноличностное значение усваиваемой информации,
влияющей на развитие индивидуальности и творческих способностей
обучающихся.
Технологические аспекты организации классного часа:
определение педагогом совместно с учащимися тематики классных часов на
новый учебный год;
уточнение темы и цели классного часа, выбор формы;
определение времени и места, формы реализации классного часа;
определение ключевых моментов и разработка плана подготовки и
проведения классного часа;
подбор соответствующего материала, наглядных пособий, музыкального
оформления по теме;
определение участников подготовки и реализации классного часа;
распределение заданий между участниками;
формы проведения классного часа;
анализ и оценка результативности классного часа и деятельности по его
подготовке и осуществлению.
Формы проведения классного часа: дискуссии
ДиспутДиспут публичный спор на научную или общественно важную тему, полемика.
Если к какойто проблеме могут быть принципиально разные подходы или о ней
существуют противоположные мнения, то она может стать темой урокадиспута. Главная
ценность этого урока состоит в том, что в его ходе формируется диалектическое
мышление школьников. Но диспут позволяет решать и многие другие педагогические
задачи:
1) Вопервых, ученики вовлекаются в непринужденный, живой разговор, и это
помогает избежать формализма в знаниях.
2) Вовторых, школьники учатся высказывать свое мнение и обосновывать его.
3) Втретьих, приучаются к диалогу, т.е. вникают в доводы оппонента,
обнаруживают в доводах слабые места, задают вопросы, помогающие
вскрывать неверные утверждения, ищут и спокойно приводят контрдоводы.
4) Вчетвертых, чтобы участвовать в диспуте, нужно знать фактический
материал темы, и поэтому к урокудиспуту нужно готовиться.
5) Впятых, урокидиспуты активно способствуют превращению знаний в
убеждения.
Диспут нуждается в грамотной методике проведения и хорошей подготовке:
выбранная проблема должна быть обычной и повторяющейся;
проблема не должна касаться одного человека или небольшой группы;
выбранная проблема должна допускать различные способы решения;
проблема должна соответствовать потребностям и интересам учащихся.
Дискуссия как форма проведения классного часа
Дискуссия это форма классного часа, спор, словесное состязание, в котором
каждый отстаивает свое мнение. Важной характеристикой дискуссии, отличающей ее от
других видов спора, является аргументированность. Обсуждая спорную (дискуссионную)
проблему, каждая сторона, оппонируя мнению собеседника, аргументирует свою позицию.
Сама природа этой формы общения определяет ее демократичность.
Основные цели дискуссии:
выяснение разных точек зрения, столкновение которых поможет найти
истину, что способствует не только углублению знаний, но и формированию
мировоззрения школьников;
воспитание у учащихся культуры речевого общения во время спора;
формирование умения дискутировать, просто и понятно излагать свою точку
зрения, убедительно ее доказывать, спокойно выслушивать доводы оппонента
и т.д.
Дискуссия как форма проведения классного часа и демократического общения
имеет преимущества перед другими формами: она позволяет организовать живое общение,
вовлечь всех или большинство участников в обсуждение вопроса, предполагает напряжениемысли, которое возникает в раздумьях, в столкновениях различных точек зрения,
стимулирует речевую активность и самостоятельность суждения.
Настоящую дискуссию нельзя запланировать в деталях, прорепетировать, разыграть
по нотам, иначе она лишится необходимой естественности.
Методика ее реализации включает три этапа:
Первый этап предварительная подготовка.
Задачи первого этапа:
1. Выбрать тему. Она может быть предложена, но не навязана учителем,
подсказана жизненной ситуацией или определена на основе предварительного
опроса (анкетирования) учащихся. Для обсуждения следует выбирать
вопрос, который был бы интересен учащимся, затрагивал и волновал их.
2. Глубоко изучить вопрос, который будет обсуждаться.
3. Создать инициативную группу по подготовке дискуссии.
4. Подготовить объявление о дискуссии (тема, вопросы, литература, время и
место), оформить помещение (афоризмы, правила ведения спора, выставка
книг и т.д.).
При подготовке помещения к проведению дискуссии стулья лучше расставить
таким образом, чтобы участники спора видели друг друга.
Второй этап реализации дискуссии.
Умелая дискуссия как форма проведения внеклассного мероприятия почти
искусство. Успех ее во многом зависит от учителя, от осмысления им роли и функции
ведущего. Несколько советов ведущему дискуссию:
1. Перед началом дискуссии необходимо назвать тему, обосновать ее выбор,
ясно сформулировать цель.
2. В первые же минуты расположить к себе участников дискуссии, настроить их
на полемический лад, создать обстановку, в которой каждый ученик не
только не стеснялся бы высказывать свое мнение, но и стремился его
отстаивать.
3. Не препятствовать желающим выступать, но и не принуждать к выступлению,
стараться, чтобы во время дискуссии царил дух искренности и
откровенности.
4. Стимулировать активность участников. В этом поможет продуманная
система вопросов, которые представляют интерес для учащихся и могут
вызвать их на откровенный разговор. Следует помнить, что вопрос это
визитная карточка дискуссии. Есть приемы, средства, располагающие к
дискуссии. Например, неожиданный вопрос. Или парадокс своеобразное
мнение, резко расходящееся с общепринятым, даже противоречащее на
первый взгляд здравому смыслу; в нем неизменно присутствует вызов.Реплика краткое возражение, замечание с места; она тоже настраивает на
дискуссию, свидетельствует об активности слушателя, его желании уяснить
вопрос, проверить свою точку зрения.
5. Умело сопоставить различные точки зрения, обобщить их для того, чтобы
позиции участников дискуссии были представлены как можно отчетливее.
6. Направлять дискуссию в русло намеченной цели.
7. Не торопиться исправлять заблуждающихся, предоставлять такую
возможность слушателям.
8. Когда это целесообразно, вопрос, адресованный ведущему, тут же
переадресовать слушателям.
9. Не спешить навязывать готовое решение.
10. Выбрать подходящий момент для окончания дискуссии, не нарушая логику
развития спора.
Ведущий не должен вмешиваться в обсуждение без особой необходимости,
оказывать психологическое давление на участников спора с помощью своего авторитета,
резких оценочных суждений, замечаний в адрес присутствующих. Не вызывает симпатии
ведущий, который прерывает участников спора на полуслове, много говорит сам. Не стоит
также открыто поддерживать одну из спорящих сторон. Свое отношение к различным
точкам зрения лучше высказать при подведении итогов дискуссии.
На третьем этапе подводятся итоги дискуссии как формы проведения
воспитательных мероприятий.
Конференция как форма проведения классного часа
Конференция форма проведения классного часа, собрание, совещание
представителей для обсуждения и решения какихлибо вопросов.
Этапы подготовки конференции:
1. Определение темы.
2. Оповещение о сроках.
3. Программа (план) конференции.
4. Список литературы, вопросов, выносимых на обсуждение.
5. Подготовка к конференции (работа с литературой).
6. Проведение индивидуальных и групповых консультаций для каждого
участника конференции.
7. Конференция.
8. Подведение итогов. Обсуждение.
Круглый стол как форма проведения классного часаКруглый стол форма публичного обсуждения или освещения какихлибо вопросов,
форма проведения классного часа, когда участники высказываются в определенном
порядке; совещание, обсуждение чеголибо с равными правами участников.
Гостиная как форма проведения классного часа
Гостиная одна из форм культурнодосугового общения и форма проведения
внеклассного мероприятия. Гостиные бывают театральные, музыкальные, литературные. В
формате гостиной могут проводиться встречи с интересными людьми, вечера
воспоминания об известных поэтах, музыкантах, художниках, писателях, с просмотром или
прослушиванием фрагментов их произведений в исполнении гостей или участников
гостиной. Возможно в гостиной и чаепитие.
Салон как форма проведения классного часа
Салон как мероприятие это вечер для узкого круга лиц, объединенных общими
интересами и увлечениями, создающий атмосферу ушедших времен. Салоны могут быть
театральные, музыкальные, художественные, литературные. На таких вечерах в уютной
"домашней" обстановке участники обмениваются информацией о спектаклях, концертах,
поэзии и прозе, художественных произведениях. Часто салон строится по форме как вечер
воспоминание о прошедших эпохах, помогает участникам мероприятия окунуться в их
атмосферу. Методы проведения салона весьма разнообразны это может быть
костюмированный вечер или, по образу салонов XVIIIXIX вв., вечер, на котором "хозяйка"
принимает гостей.
Лекторий как форма проведения классного часа
Лекторий это продуманный и распланированный на какойто промежуток времени
цикл лекций по установленной тематике. Организация и методика проведения лекториев
согласовывается с задачами и планами воспитательной работы. Организация работы
лектория включает в себя выбор тем, подбор лекторов, разработку лекций, оповещение
слушателей, подготовку технических и наглядных средств и места, где проводится
мероприятие. Выбор тем лекций и докладов определяется важнейшими событиями жизни
страны, актуальными задачами воспитания учащихся, благодаря чему его часто выбирают в
качесвы формы проведения воспитательных мероприятий.
Тематика лекций составляется обычно на весь планируемый период работы
лектория, а время их осуществления ориентировочно определяется на 36 мес. вперед. Стемой лекции организаторы лектория знакомят каждого выступающего за 12 мес. до
выступления, чтобы они имели достаточное время для подготовки. К каждой лекции
подбираются соответствующие наглядные пособия, с которыми предварительно
знакомится сам лектор.
Формы проведения внеклассных мероприятий: состязательный характер
проведения
Конкурс
Конкурсные программы это соревнования в какомлибо виде человеческой
деятельности, эффективная форма проведения воспитательного мероприятия, классного
часа. Конкурсные программы являются мощным стимулом к развитию человека, к
совершенствованию его навыков. В этом и заключается главный педагогический смысл
конкурсных программ; развиваться можно, только сравнивая себя с окружающими, а
конкурс это и есть момент сравнения.
Конкурсные программы позволяют:
сформировать адекватную самооценку;
развить волевые качества;
воспитать эстетический вкус;
самоопределиться в мире увлечений и профессий.
Этапы подготовки конкурса как формы проведения классного часа:
1. Яркое название, которое может многократно повысить интерес к
предстоящему конкурсу и вызвать желание участвовать в нем.
2. Формулировка конкурсных заданий.
3. Разработка условий и критериев конкурса, зафиксированных в положении о
конкурсе.
Виды конкурсных программ зависят от их содержания:
конкурсы профессионального мастерства. В их структуре театрализованная
защита годовых планов работы, творческие дискуссии о перспективных и
неперспективных формах работы, конкурсы поэтовлюбителей;
экологические конкурсы. Они направлены на расширение познаний о
природе, природопользовании, на привлечение внимания к проблемам
сохранения и развития растительного и животного мира;
развлекательные конкурсы: "А нука, парни!", "А нука, девушки!", "Поле
чудес", "Сто к одному"; шоуконкурсы: "Конкурс красоты", "Мисс класса", "Мисс школы", "Ученик
года";
конкурсывикторины
интеллектуальные): "Что? Где? Когда?", "Умники и умницы";
конкурсы, в которых сочетаются и познавательность, и развлекательность, и
творчество: "Джентльменшоу", "Хозяюшка".
театрализованные,
или
(тематические
Викторина
Викторина вид игры, заключающийся в ответах на устные или письменные вопросы
из различных областей знания.
Этапы подготовки и реализации викторины:
1. Выбирается тема.
2. Подбираются литература, игровые материалы.
3. Учащиеся делятся на команды (не более 10 чел.), выбираются капитаны.
4. Викторина проводится в несколько этапов, в которых задействованы все
члены команд.
5. Каждому ученику задается один вопрос от учеников командысоперницы. В
случае неверного ответа право ответа переходит к игроку противоположной
команды.
6. После проведения заключительного этапа викторины определяется общая
сумма баллов каждой команды с объявлением командыпобедителя.
Клуб веселых и находчивых
Клуб веселых и находчивых (КВН) юмористическая игра, успешная форма
реализации внеклассного мероприятия, в которой команды различных коллективов
соревнуются в юмористических ответах на заданные вопросы, импровизациях на заданные
темы, разыгрывании заранее заготовленных сцен и т. д.
Этапы подготовки КВН:
1. Формирование творческой группы (сценаристрежиссер,
художник
декоратор, музыкальный руководитель, осветитель).
2. Выбор основной темы и подтем для отдельных конкурсов ("визитная
карточка", разминка, конкурс капитанов, музыкальный конкурс, домашнее
задание).
3. Подбор ведущего с учетом специфики мероприятия.
4. Организация репетиционного процесса и предварительного просмотра
выступлений команд, оказание методической и музыкальнооформительской
помощи командам.
5. Реклама (СМИ, афиши, пригласительные билеты).
6. Мероприятие.Смотр
Смотр публичный показ достижений и результатов какойлибо общественно
полезной деятельности коллективов, групп и отдельных людей с последующей оценкой
достигнутого уровня и награждением победителей. Это еще и творческая учеба как для
участников, так и для руководителей творческих коллективов. Смотр это активизация
клубной жизни и самодеятельных коллективов, придание нового импульса отдельным
мастерам и исполнителям. Осуществление смотров почти всегда связано с множеством
концертных выступлений, передвижных и стационарных выставок, широким освещением
достижений коллективов, групп и отдельных исполнителей в печати, на радио и
телевидении. В период смотров проводится запись в кружки, студии, группы, на курсы, в
секции и тому подобные объединения, а значит, оживляется культурнопросветительная
работа в целом.
Виды смотров как формы проведения классного часа:
смотры духовых оркестров;
смотры народных театров;
смотры цирковых коллективов;
смотры вокальноинструментальных ансамблей;
смотры изобразительного искусства,
художественной фотографии;
в сфере научнотехнического творчества устраиваются смотры научно
технического мастерства, смотры самодеятельной техники, смотры судовых
и авиационных моделей.
любительских фильмов,
Презентация
Презентация представление общественности чегото нового с определенными
целями.
Презентации как формы проведения воспитательного мероприятия бывают
следующих видов:
1. Презентация проекта. Цель информирование людей о какомлибо проекте,
определение отношения к нему, поиск лиц, заинтересованных в поддержке
разработки и реализации проекта. Этот вид презентации наиболее
требователен к форме подачи, содержанию и подготовке, т. к. предполагает
убеждение аудитории в необходимости осуществления разработки или
воплощения проекта.
2. Презентация объема и содержания выполненных работ (отчет). Цель
представить определенной узкой группе людей результаты работ. Такая
презентация менее требовательна к выполнению правил подготовки и вполнеможет быль спонтанной, если необходимые данные у вас под рукой и
содержатся в полном порядке.
3. Презентация плана будущих работ. Такая презентация аналогична
предыдущему виду, только объектом выступают будущие работы
организации или личности. Целями ее могут являться: информирование
определенного круга лиц о намеченных работах, описание намеченных работ
с тем, чтобы подвергнуть объект презентации критическому анализу и
изменению.
Деловая презентация разворачивается через серию коммуникационных действий,
которые направлены (или должны быть направлены) на вызов реакции или получение
результата, удовлетворяющих цели презентатора. Требования к презентатору возрастают в
прямой зависимости от числа людей, к которым он обращается. Презентация один на один
требует меньшей подготовки, чем презентация для пяти и более человек. В то же время с
ростом аудитории увеличивается потенциал воздействия деловой презентации.
Турнир
Турнир это состязание и эффективная форма проведения классного часа. В
турнире участвует четное число игроков. В первом туре пары разбиваются на две группы
по рейтингам (группу сильнейших и группу слабейших), после чего пары составляются по
принципу: сильнейший из первой группы против сильнейшего из второй, второй по силе из
первой группы против второго по силе из второй и т.д. При нечетном числе игроков игрок,
имеющий последний номер, получает в первом туре очко без игры. В следующих турах все
игроки разбиваются на группы с одинаковым количеством набранных очков. Так, после
первого тура групп будет три: выигравшие, проигравшие и сыгравшие вничью. Если в
группе оказывается нечетное количество игроков, то один игрок переводится в
следующую, ближайшую, очковую группу.
Пары игроков для следующего тура составляются из одной очковой группы по тому
же, что и в первом туре, рейтинговому принципу (лучший игрок из верхней половины
группы по возможности встречается с лучшим игроком из нижней половины этой группы).
При этом, однако, не допускается, чтобы одна и та же пара проводила в турнире более
одной игры. Места в турнире распределяются по набранному количеству очков.
Игровые формы проведения классных часов
Ролевые игры
Ролевая игра игра развлекательного назначения, оригинальная форма проведения
классного часа, вид драматического представления, участники которого действуют в
рамках выбранных ими ролей, руководствуясь характером своей роли и внутренней
логикой среды действия.Ролевая игра, кроме требований, обязательных для любой игры, предполагает
выполнение еще двух требований:
1. В ролевой игре обязательно наличие ее организатора (общепринятый термин
"мастер").
2. В ролевой игре основным механизмом "запуска" игры является "роль"
комплекс правил и ограничений, которые принимает на себя человек,
желающий принять участие в игре.
Ролевые игры служат для:
предоставления возможности полноценного общения в досуговом коллективе
сверстников;
преодоления барьера информационной и психологической замкнутости и
отчужденности;
формирования социальнопсихологической компетентности в сфере
межличностного общения;
реализации активных и синтетических форм совместной досуговой и
творческой деятельности;
более глубокого и творческого осознания и освоения малознакомых
жизненных сфер;
развития навыков взаимной психологической помощи в различных сложных
ситуациях.
Один из самых важных и эффективных моментов ролевой игры постановка
играющего перед осознанием моральноэтического выбора, от которого зависят не только
его дальнейшие собственные действия, но и, возможно, развитие всего последующего
сюжета игры.
Ролевые игры как формы проведения воспитательного
мероприятия развивают навыки ролевого, делового и дружеского общения.
Игры по степени осознания их цели участниками можно поделить на три
категории:
игры, в которых не происходит осознания игроками целей игры;
игры, в которых при разборе действия игроки и организаторы определяют
цели игры (рефлексивный подход);
игры, цели которых декларируются заранее (в явной или неявной форме).
Этапы подготовки ролевой игры:
определение проблемы, выбор ситуации;
распределение ролей и обсуждение позиции и вариантов поведения;
проигрывание ситуации (допустимо даже несколько раз) с целью найти
эффективное решение;
обсуждение ситуации участниками.Очень важно, чтобы учитель не навязывал свое мнение при спорных вопросах.
Варианты проведения ролевых игр могут быть различными: "инсценированный суд",
"прессконференция", инсценировка литературного произведения.
Интеллектуальные игры
Интеллектуальная игра индивидуальное или (чаще) коллективное выполнение
заданий, требующих применения продуктивного мышления в условиях ограниченного
времени и соревнования.
Интеллектуальные игры являются серьезным инструментом воспитания личности
учащегося и умения сотрудничать. Они объединяют в себе черты как игровой, так и
учебной деятельности: развивают теоретическое мышление, требуя формулирования
понятий, выполнения основных мыслительных операций (классификации, анализа, синтеза
и т. п.). При проведении интеллектуальных игр с подростками хорошо использовать
вопросы, затрагивающие нравственную сферу. Грамотно расставив нравственные акценты,
можно задействовать прием формирования Яконцепции в игре.
Все интеллектуальные игры как формы проведения классного часа условно можно
разделить на элементарные, составные (представляющие собой сочетание элементарных) и
творческие. Простейшей интеллектуальной игрой является тестовая игра, которая
представляет собой набор утверждений и заданное количество вариантов ответов к ним
от 2 ("Веришь не веришь", "Блеф клуб") до 45 ("Эрудитлото", "Кто хочет стать
миллионером?"). Популярны подобные игры благодаря телевидению. Такие игры
интересны не столько сами по себе: они применяются в качестве разминки, для игр с залом
или в перерывах между "основными" интеллектуальными играми. Их достоинство
высокая роль везения, что позволяет добиваться успеха даже не слишком подготовленным
участникам, а также возможность варьировать сложность заданий.
"Обстоятельства, признаки, свойства" разновидность игр, в которых об искомом
объекте сообщаются последовательно все более конкретные сведения. Чем раньше
команда разгадает зашифрованное понятие, тем больше очков она получает. Этот вид игр
является серьезным средством развития мышления, если в них содержится неявный, но
четкий алгоритм поиска правильного решения, задание представляет собой парадокс и/или
требует принятия парадоксального решения (один из туров "Умники и умницы", "За семью
печатями").
"Заполнение пропусков" во фразе пропускается или заменяется ключевое слово,
которое необходимо восстановить или вспомнить.
"Вопрос ответ" интеллектуальные игры, в которых участникам предлагается за
определенное время ответить на тот или иной вопрос ("Брейнринг", "Что? Где? Когда?").
Вопросы и задания на внимание правильный ответ скрыт в формулировке вопроса.В любой форме интеллектуальной игры принципиально важны хорошие вопросы.
Умение точно формулировать ответ и отвечать на заданный вопрос базовое не только в
образовании, но и в самообразовании.
Правила
1. Правило "здесь и теперь"
Важно, чтобы разбирались процессы, мысли и чувства, возникающие в группе в
данный момент. Таким образом, участники приучаются сосредотачивать внимание на себе
и на происходящем вокруг них в настоящее время. То, как проявляет себя человек "здесь и
сейчас", показывает, как он ведет себя "по жизни". И на это стоит обращать внимание
участников тренинга.
2. Правило искренности и открытости
Необходимо добиваться, чтобы члены группы не лицемерили и не лгали. Признак
сильной и здоровой личности определенная открытость окружающим своих чувств по
поводу происходящего. Это основа эффективного межличностного взаимодействия.
Естественно, в начале работы группы полной открытости добиться невозможно. При этом
каждый участник группы должен чувствовать себя защищенным и иметь право раскрыться
в той мере, в какой он считает нужным.
3. Правило "Я"
В группе запрещается использовать рассуждения типа: "У всех такое мнение...",
"Мы считаем.. ." и т.п. Эти высказывания перекладывают ответственность за чувства и
мысли конкретного человека на несуществующее "мы". Все высказывания должны
строиться с использованием "я". Тем самым мы учим человека брать ответственность на
себя и принимать себя таким, каков он есть.
4. Правило активности
В группе не должно быть пассивных наблюдателей. Упражнения включают всех
участников в их отработку. Если участники группы отказываются принимать участие в
отработке навыков и форм поведения, стоит уделить внимание обсуждению мотивации их
целей присутствия на тренинге.
5. Правило конфиденциальности
Все, что говорится в группе об участниках, должно оставаться внутри группы. Это
естественное этическое требование, которое является условием создания атмосферы
психологической безопасности и самораскрытия.
Методы, используемые на тренингах:
1. Групповая дискуссия это совместное обсуждение спорных вопросов,
позиций и стратегий поведения участников. Этот метод дает участникамвозможность увидеть проблему с разных сторон, пережить различные
ситуации общения внутри группы, самостоятельно ответить на поставленные
ими вопросы, прийти к какомулибо решению. Тренер может управлять
дискуссией с помощью поставленных вопросов или тем для обсуждения.
Дискуссия может и не управляться, тогда темы выбирают сами участники.
2. Игровые методы включают в себя ситуационноролевые, дидактические,
творческие, организационнодеятельные, имитационные, деловые игры.
Использование игровых методов в тренингах чрезвычайно продуктивно. На
стадии знакомства с группой они нужны для преодоления скованности и
напряженности, снятия "психологической защиты". Игры применяют для
диагностики трудностей в общении и психологических проблем участников
тренинга. В игре происходит обучение новым навыкам, тренируются
необходимые профессиональные умения. Происходит самораскрытие
участников, повышается их творческий потенциал.
3. Моделирование ситуаций. Часто во время тренинга необходимо понять,
как участник ведет себя в рабочей ситуации, какими шаблонами поведения
пользуется. Тогда предлагается разыграть наиболее привычную ситуацию.
4. Медитативные техники используются для снятия излишнего напряжения у
участников группы, развития у них дополнительных ресурсов. Такие техники
тренер может проводить с участниками группы, одновременно обучая их
различным приемам самостоятельной медитации. Работа с коррекцией своего
эмоционального и физического состояния важная часть тренинга. Она
повышает устойчивость обучающихся к стрессовым ситуациям, делает их
поведение более гибким, уменьшает страх перед неопределенными или
незнакомыми ситуациями.
Другие формы проведения внеклассных мероприятий
Экскурсия
Экскурсия форма проведения классного часа и организации обучения, которая
позволяет проводить наблюдения, а также изучение различных предметов, явлений и
процессов в естественных условиях. Экскурсия в дидактическом плане может быть
использована на любом этапе: и с целью введения в тему, и как способ получения новой
информации, и для закрепления и углубления уже имеющихся знаний. На экскурсии
применяются все методы обучения.
Экскурсии могут проводиться с учащимися всех классов почти по всем предметам.
В младших классах они имеют большое значение для объяснительного чтения и, прежде
всего при изучении природоведения и знакомстве с окружающим миром. В средних и
старших классах при изучении наук о природе и таких предметов, как география и
история. Экскурсии способствуют расширению кругозора и повышению уровня
нравственности учащихся.Этапы проведения экскурсий:
доэкскурсионная подготовка учителя и учеников;
проведение экскурсии;
обработка экскурсионного материала.
Формы закрепления полученной информации:
беседа;
коллекционирование;
создание разнообразных макетов, поделок, рисование и т.д.;
оформление альбомов;
подбор и чтение специальной литературы;
игры и игровые упражнения.
Посещение музея не должно быть одноразовым. Наибольший познавательный
эффект имеют экскурсионные циклы.
Оценка качества проведения классного часа
Качество проведения классного часа оценивается по критериям внешней и
внутренней эффективности.
Внешнюю эффективность оценивает заместитель директора по воспитательной
работе:
Таблица
Цели и задачи
классного часа
Оформление
классного часа
Содержание
Организация
и
Поведение
деятельность
учащихся
Педагогическое
обеспечение
Полученные
результаты
замысла,
ясность, четкость формулировок целевых ориентиров; их
соответствие возрастным особенностям учащихся, логике развития
воспитательного процесса, выбор формы
продуманность, современность, оригинальность оформления, их
необходимость для реализации
обеспечение
благоприятного психологического климата в коллективе
интеллектуальная и духовнонравственная ценность избранного
содержания; соответствие содержания теме, целям и задачам
использование современных технологий
(компьютерных,
здоровьесберегающих, личностно ориентированных); применение
диалоговых приемов общения
участие детей в целеполагании, дисциплинированность и
активность учащихся; устойчивость внимания школьников на всех
его этапах
эрудированность педагога в обсуждаемой проблеме, соблюдение
им педагогического такта и культуры речи, компетентность
классного руководителя в использовании избранных форм и
способов организации совместной деятельности
удовлетворенность классного руководителя и учащихся
ходом подготовки и проведения классного часа, его итогами