Статья на тему "МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ОФОРМЛЕНИЯ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ УЧАЩИМИСЯ (ЭКОЛОГО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ)
Оценка 5
Научно-исследовательская работа
docx
классное руководство
4 кл
28.04.2017
Аннотация: в данной статье представлены рекомендации, необходимые при оформлении проектно-исследовательских работ учащихся. Автором также рассмотрены отличия исследовательских работ от рефератов.
Ключевые слова: исследование, экология, проект, краеведение, младший школьный возраст.
Современный мир существенно раздвигает рамки образовательного про-
странства. Традиционный урок перестает быть основным и единственным источ-
ником информации для ребенка. Вместе с тем такое образовательное поле, как изучение родного края, содержит огромный потенциал в реализации государ-
ственного образовательного стандарта. Основной целью обучения в начальной школе является овладение учащимися коммуникативными навыками во всех ви-
дах учебной деятельности и развитие личностных качеств школьников.
Моя статья .docx
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ОФОРМЛЕНИЯ
ПРОЕКТНОИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ УЧАЩИМИСЯ
(ЭКОЛОГОКРАЕВЕДЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ)
Гарифуллина Гульсина Юнусовна,
МБОУ «Бишнинская начальная школадетский сад
Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан».
Современный мир существенно раздвигает рамки образовательного
пространства. Традиционный урок перестает быть основным и единственным
источником информации для ребенка. Вместе с тем такое образовательное поле,
как изучение родного края, содержит огромный потенциал в реализации
государственного образовательного стандарта. Основной целью обучения в
начальной школе является овладение учащимися коммуникативными навыками
во всех видах учебной деятельности и развитие личностных качеств школьников.
Именно в младшем школьном возрасте закладывается привязанность к
культуре своего народа, развитие национальной гордости, чтобы воспитывать у
ребенка не ложное понимание своего превосходства над другими народами, а
неповторимость каждой национальной культуры.
Важным элементом содержания компонента, формируемого участниками
образовательного процесса, является краеведение. В основе реализации работы
по краеведению лежит системно – деятельностный подход. Он осуществляется
через организацию систематической проектноисследовательской деятельности
младших школьников, которая ценна тем, что создаёт условия для успешной
реализации задач ФГОС НОО (Второго поколения) и помогает ребёнку в
освоении различных видов УУД.
Вот уже несколько лет в нашей школе работает кружок краеведческого
направления «Юный исследователь». На этом кружке мы готовим проектные
работы к региональным, республиканским и муниципальным конкурсам. Один,
из которых вот уже четвёртый год, проводится на базе нашей школы и
называется «Край родной, навек любимый, где найдёшь ещё такой!». Работы
многих наших воспитанников включены в сборники материалов разных
конкурсов. Огромную роль играет правильная подготовка и оформление работ.
У наших юных краеведов и педагогов возникает масса вопросов, связанных с
методикой написания, правилами оформления исследовательских работ. Задача
настоящих рекомендаций – помочь найти ответы на эти вопросы.
Исследовательская работа принципиально отличается от реферата.
Реферат – это или краткое изложение содержания книги, статьи, или доклад
(сообщение) по определенной теме. Исследовательская работа значительно
глубже и шире, чем реферативная, так как она предполагает постановку более
серьезных целей, применение широкого спектра методов исследования,
например, работу с источниками, интервьюирование и др. Исследовательская работа – это самостоятельное произведение,
свидетельствующее о знании литературы по избранной теме, ее основной
проблематике. Вместе с тем она должна отражать точку зрения автора на
данную проблему и показывать умения и навыки исследовательской
деятельности учащихся. Использовать все возможности краеведения удается
только при взаимодействии педагога и ребенка. Конечно же, огромную помощь
оказывают и родители. Проведение простейшего краеведческого исследования
требует не только усилий юного исследователя, но и серьезного педагогического
руководства. Необходимо помочь юному краеведу с выбором темы, формы и
методов исследования так, чтобы выбор соответствовал возрасту учащегося,
уровню его знаний. Опасно как занизить, так и завысить уровень сложности
исследования, обусловленный избранной темой. Кроме этого,
тема
краеведческой работы должна быть избрана с учетом возрастной психологии
подростка, соответствовать его интересам. Научный руководитель выполняет
роль ведущего, более опытного участника совместной с учащимся
исследовательской работы. Очень важно научить ребенка работать с
библиографией по теме, быстрому просмотру научной литературы, умению
выделять главное; постоянно контролировать выполнение всех требований к
учебноисследовательской работе, в том числе, к ее оформлению и защите;
четкости формулировок, завершенности в работе, умению правильно
распределять свое время. Свою работу мы начинаем с выбора темы проекта.
Выбирать тему следует в соответствии со способностями учащегося. Возможно
соединение несколько видов деятельности в одной работе. Очень важно точно
сформулировать название и выбрать оптимальную структуру конкурсной
работы. Формулировка темы исследования – очень важный этап работы. Тема
должна быть актуальной, значимой, перспективной с точки зрения её
исследования. Поэтому, окончательное название рекомендуется формулировать,
когда работа уже написана.
На начальном этапе формулируется
предварительная тема. Выбирая объект исследования, полезно (если есть такая
возможность) проконсультироваться с местными краеведами, местными
старожилами и т. д. Второй этап нашей работы – поиск литературы по теме.
Необходимо просмотреть в библиотеке картотеки и каталоги по истории и
культуре края, краеведческие сборники, справочные и периодические издания.
Проводить опросы учащихся и местных жителей. Собирать данные по
выбранной теме. Необходимо полистать семейный альбом с фотографиями –
возможно, темой исследования станет история жизни семьи учащегося или
отдельных её представителей. Интереснее и познавательнее будет рассматривать
старинные фото, знакомиться с документами, семейными реликвиями вместе с
людьми старшего поколения. Современная наука не может продвигаться вперед
без применения новейших технологий.
Следует проверить наличие
интересующей информации в Интернете, при необходимости разместить в сети
свою информацию или организовать форум по изучаемой проблеме. После
работы в библиотеке, бесед с людьми, посещения места исследования можно приступать к написанию самой работы. Правильно построенный план работы
служит организующим началом, помогает систематизировать материал,
обеспечивает последовательность его изложения. Все пункты плана должны
быть дословно повторены в тексте работы в качестве заголовков разделов.
Обязательно нужно поставить перед собой цель. Она должна быть только одна.
А вот задачи, которыми вы добиваетесь этой цели, может быть несколько. При
всем многообразии индивидуальных подходов к плану традиционным является
следующий план: Введение; Глава 1 (полное наименование главы); Глава 2
(полное наименование главы); Глава 3 (полное наименование главы); Заключение
Список использованной литературы и источников; Приложения (по усмотрению
автора). Основная часть исследования, как правило, состоит из 2–3 глав,
раскрывающих тему. Следует следить за стилем изложения, писать просто и
понятно, не строить сложных, запутанных предложений, избегать обширных
цитат, если они не из собранных устных источников. В конце каждой главы
обычно делают краткие выводы, а в заключении подводят итоги и показывают
историкокультурную ценность приведенных данных, делают выводы о роли
изучаемого события, памятника для истории края, города, села. Завершает
работу список используемой литературы и источников – обязательный элемент
любой исследовательской работы. Список источников помещается в конце
работы перед приложением. Вся использованная литература, документальные
источники перечисляются в алфавитном порядке и нумеруются.
Обычно исследовательские работы бывают объёмными, более 10 страниц. В
этом случае работы для сборника оформляется в виде тезисов.
Объем тезисов должен составлять не более 2 страниц. Тезисы содержат только
текст (графики, таблицы, формулы не включаются). В тезисах обязательно
должны быть отражены: – Тематика работы. – Название работы. – Фамилия, имя,
отчество автора. – Название образовательной организации, класс. – Фамилия,
имя, отчество руководителя с указанием должности. – Цели и задачи работы. –
Актуальность темы. – Краткое содержание работы. – Выводы. Приложение.
С этими рекомендациями, по оформлению проектных работ наши ученики
знакомятся с первых занятий кружка «Юный исследователь». Огромную помощь
в оформлении нам оказывают родители учащихся. Эти рекомендации они
получают на родительских собраниях.
Известный педагог Януш Корчак говорил своим воспитанникам: «Мы не даем
вам Бога, ибо каждый из вас должен найти его в себе, мы не даем вам
Родины, ибо её должен каждый обрести трудом своего сердца и ума».
Мы очень надеемся, что наши рекомендации помогут учителям и воспитателям
в оформлении проектноисследовательских работ своих воспитанников.
Статья на тему "МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ОФОРМЛЕНИЯ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ УЧАЩИМИСЯ (ЭКОЛОГО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ)
Статья на тему "МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ОФОРМЛЕНИЯ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ УЧАЩИМИСЯ (ЭКОЛОГО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ)
Статья на тему "МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ОФОРМЛЕНИЯ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ УЧАЩИМИСЯ (ЭКОЛОГО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.