Статья на тему: "Методика подготовки к итоговому сочинению по литературе в 11 классе (обмен опытом)"
Оценка 4.6

Статья на тему: "Методика подготовки к итоговому сочинению по литературе в 11 классе (обмен опытом)"

Оценка 4.6
Памятки +1
docx
русская литература
9 кл—11 кл
16.12.2018
Статья на тему: "Методика подготовки к итоговому сочинению по литературе в 11 классе (обмен опытом)"
Предлагаемая статья адресована учителям 11-х классов, а также предметникам, работающим в режиме пропедевтической подготовки обучаемых к итоговой аттестации. Она может быть интересна и школьникам в процессе подготовки к выполнению работы, так как систематизирует все необходимые для этого знания выпускников, изложенные в виде памяток и конкретных рекомендаций.
Отправить на знанио.Подгот к итог соч. по лит-ре на шк. сайт район._семинар_25.11.15.docx
Районный семинар учителей русского языка и литературы МКОУ СОШ № 4 г. Беслана Методика подготовки   к   итоговому сочинению по литературе в 11­ м классе. (Обмен опытом). (Выступление учителя русского языка и литературы Гусаловой З.К.) Сочинение на литературном материале – один из способов увести школьников от дискретного, клипового мышления в сферу полноценного, глубокого осмысления богатого мира  «радостей и бедствий человеческих…    К сказанному следует добавить, что, кроме выше названного, выпускное  сочинение способствует формированию не только самосознания учащихся, но и  развитию их речевой и читательской культуры.     Обязательное выпускное сочинение вновь  введено в практику российского  образования с 2014 года. Как известно, итоговое сочинение  по литературе (ИСЛ)  является допуском к государственной итоговой аттестации за курс средней школы, а  также, согласно решению вузов страны, и формой индивидуальных достижений  абитуриентов (в случае представления поступающим  в комиссию своего сочинения,  вуз может добавлять к полученным выпускником результатам ЕГЭ до 10 баллов).   В  2015 году около 70%  всех вузов РФ включили в правила приема на 2015­2016  учебный год информацию об учете баллов за ИСЛ (80% государственных вузов  и 54  негосударственных). Летом 2015 года участники круглого стола на тему: «Итоговое  сочинение: анализируем результаты 2014­2015 года», в работе которого принимали  участие 30 субъектов РФ и около 450 специалистов, провели анкетирование, на  главный вопрос которого, поддерживают ли они итоговое сочинение, 89% дали ответ  «Да», 11% ­ «Нет».  В последние годы  заметно выросло качество выполнения  выпускниками работы.     Известно, что сочинение носит надпредметный характер; темы формулируются  широко, в соответствии с пятью основными направлкениями.. В 2019 году это  такиенаправления: «Мечты и реальность», «Отцы и дети», «Доброта и жестокость»,   «Доброта и жестокость» и «Ремесло и искусство». Для получения выпускником показателя «зачет» требуется наличие положительного результата по 3 критериям ( в обязательном порядке – Критерии  №1 и  №2), а также  дополнительно – показателя «зачет» хотя бы по одному из оставшихся 3­х критериев  (№№3­5) при соблюдении следующих требований: 1). Требование №1 –  «Объем ИС» (если объем работы менее 250  слов, то она  оценивается показателем «незачет» за всю работу в целом и проверка по 5 критериям  не осуществляется); 2). Требование №2 – «Самостоятельность написания ИС» (если работа признана  проверяющим написанной несамостоятельно, то она оценивается показателем  «незачет» за всю работу в целом и проверка по 5 критериям не осуществляется). Критерии оценивания ИС. Кр. №1: «Соответствие теме» (если имеет место несоответствие темы и  содержания, а также коммуникативный замысел не прослеживается, –   «незачет». Кр. №2: «Аргументация. Привлечение литературного материала» (если сочинение  написано без опоры на литературный материл, или искажено содержание  литературного произведения, или оно названо, но не привлечено к рассуждению, –  «незачет»). Кр. №3: « Композиция и логика рассуждения» (если имеют место грубые  логические нарушения, затрудняющие понимание содержания, или отсутствует  тезисно­доказательная часть, – «незачет»). Кр.№4: «Качество письменной речи» (при наличии низкого, примитивного  качества речи, множества речевых ошибок – «незачет»). Кр. №5: «Грамотность» (при наличии количества ошибок, превышающих пределы  норматива –  5 ошибок на 100 слов, –  «незачет»). Наиболее часто встречающиеся недочеты ИС. 1) Отступление от соблюдения требования №1 (объем работы); 2) Отступление от соблюдения  требования №2 (несамостоятельность выполнения  работы);  3) Несоответствие содержания сочинения заявленной теме (Кр.№1); 4) Рассуждение без опоры на литературное произведение (Кр.№2); 5) Приведение литературного источника без привлечения к рассуждению   аргументов из этого источника (Кр.№2); 6) Нарушение логики мышления,  неумение выстраивать логически связное  высказывание; отсутствие умения строить текст в соответствии с  композиционной схемой: зачин­ вступление+основная часть (рассуждение) +заключение и выводы (Кр.№3);  7) Неразвитость, низкое качество речи (Кр.№4); 8) Ориентация на пересказ произведения без привлечения  элементов анализа;  неразличение  понятий «пересказ» и «анализ»; 9)  Отсутствие умения строить аргумент (пример+микровывод);              10)Типовое несоответствие сочинения.  Памятка для учителя.  Подготовка к итоговому сочинению. Общие рекомендации.             1) Работу по подготовке к ИСЛ начинать с 5 класса и вести  пропедевтически,  перманентно, системно, в единстве с подготовкой к сочинению ЕГЭ по русскому языку; 2) В конце учебного года, знакомя учащихся со списком литературы на лето,  нацеливать их  на запись каждого  прочитанного литературного произведения в тетрадь  подготовки к ИСЛ и ЕГЭ по требуемому образцу);              3)  В начале учебного года   в 11­м  классе знакомить обучающихся с Инструкцией  проведения и  предлагаемыми направлениями ИСЛ, Критериями оценивания работы, делая акцент на недочетах, которые могут привести  к «незачету»;            2) В начале учебного года обеспечить учащихся 11­го класса рекомендательным  списком  литературы по каждому из  направлений;            3)  В урочное время (литература), на индивидуально­групповых  занятиях    целенаправленно работать над комментированным  анализом произведений,  формированием умения  «извлекать» из них наиболее доказательные аргументы и   логически правильно  встраивать их в  текст своего рассуждения;             4) Ориентировать учащихся на предпочтительность выбора 2­3 литературных  произведений (аргументов одного произведения), нацеливать  на понимание оправданности  сравнительно­сопоставительного акцента в  анализе героев, событий, явлений;             5) Работу над концептами ИСЛ вести в контексте блочного анализа близких по  проблематике  произведений; при изучении  какого­либо программного произведения  формировать у обучаемых умение находить и выделять «родственные» примеры  из разных  произведений;             6) Особое внимание на уроках как литературы, так и русского языка уделять  текстологической работе – формированию умения строить сложный план, составлять текст по типу «рассуждение» в единстве всех его композиционных частей, используя  соответствующий данному типу речи языковой материал (вводные слова и выражения,  конструкции вопросительных и побудительных предложений, риторических вопросов,  восклицательных предложений и т.д.), закреплять правила правописания;            7) Работать над развитием  культуры речи учащихся.  При выполнении творческих  работ (сочинений и изложений) на уроках русского языка и литературы как можно чаще   предлагать темы, максимально  приближенные   к возможной   тематике ИСЛ;             8)  Формировать навык построения аргумента  в единстве примера (доказательства)  и сентенции (микровывода);             9)  Развивать  умение учащихся  писать сочинение, следуя  схеме поступательного  (поэтапного)  обучения: вступление – основная часть (рассуждение) – вывод.  Итоговое сочинение по литературе. 11 класс.  Памятка для учащегося. Пошаговый алгоритм работы   над сочинением. 1. Внимательно, вдумчиво  прочти несколько раз  формулировки   предлагаемых тем сочинений. Попытайся понять их. 2. Сопоставь   заявленные   темы   с   литературными   произведениями,   которые   ты знаешь, и в соответствии с этим  выбери  тему сочинения. ! Помни: написанное без опоры на литературный материал сочинение – «незачет». 3.  В формулировке темы выдели ключевое слово (концепт), а также слова, несущие на себе основную смысловую нагрузку, которые помогут вам сконцентрировать внимание на нужном.  Попытайся мысленно  своими словами коротко объяснить себе  выбранную тему, чтобы убедиться в том, что ты понял ее смысл. 4. 5. Подумай над тем, как ты будешь разворачивать   данную тему в соответствии  с тем, что является самым существенным  в ее раскрытии. 6. Приступая к работе   над  созданием  черновика, ! Помни: тип речи твоего сочинения – рассуждение, следовательно, необходимо использовать   такие     языковые   средства,   которые   помогут   тебе   создать   текст   в соответствии   с   его     типовой   принадлежностью:   вводные   слова   и   конструкции, вопросительные   и   побудительные   по   цели   высказывания,     восклицательные   по эмоциональной   окраске   предложения,   риторические   вопросы,   вопросно­ответную форму   выражения мыслей и т. д. 7.  Выстроив четкую  логику своих рассуждений, кратко набросай  их на черновик. Не забудь привести аргумент (ы) из литературного источника (художественного произведения, публицистической и мемуарной литературы, УНТ).      !   Помни:   сочинение   имеет   литературоцентричный   характер   (в   его   основе   обязательно должен быть литературный материал. Отсутствие его – «незачет»).  ! Помни: привлечение малых жанров УНТ недопустимо.      ! Помни: можно привлечь один литературный аргумент,   но лучше привести 2­3 (сравнительно­сопоставительный анализ героев и   событий обогатит вашу работу, сделает ее более объемной и  доказательной).   !   Помни:   композиционно   сочинение   состоит   из   трех   основных   частей   (зачина­ вступления, основной части­рассуждения и заключительной части с выводами).   !   Помни:   вступление   и   выводы   примерно   равны   по   объему   и   должны   быть лаконичны, хотя вступление обычно немного шире. Вывод достаточно оформить 2­3 предложениями.    !   Помни: В заключении работы   целесообразно   отметить, какой нравственный урок   ты   извлек   (ла)   из   прочитанного   (ых)   произведения   (й),   в   чем   его   (их) актуальность в наши дни.  ! Помни: приведение цитат не обязательно, но желательно (выучи по одной  цитате к   каждому   концепту,   если   планируешь   использовать   ее   в   качестве   эпиграфа. Использование цитат вне контекста эпиграфа  может быть вольным).                       ! Помни: работая над   текстом сочинения, постоянно   держи тему в   памяти. Отступать от темы нельзя. 8. 9.   Записав   мысли   на   черновик,   составь   план   своей   работы,   в   соответствии   с которым выполни редактирование: вернись к началу сочинения, еще раз прочитай тему, удали лишнее, несущественное во всей работе, проверь наличие плавных переходов  между  частями  (логических  мостов),  убедись  в  том,  что  отхода  от генеральной темы сочинения нет.  Если позволяет время, проверь, выдержан ли объем работы (посчитай слова). В случае   недостачи   слов   до   уровня   требуемого   норматива   дополни   сочинение однородными членами, эпитетами, сравнительными оборотами, вводными словами и выражениями, иными языковыми средствами). ! Помни: объем сочинения – 350 слов. Минимальное допустимое количество – 250 слов. 10.   Проверь   всю   работу   в   целом   по   абзацам:   сначала   –   орфографию,   затем   – пунктуацию и грамматику. ! Помни:  на 100 слов допустимо 5 ошибок.                        !Помни: в случае затруднения в написании слов можешь   воспользоваться орфографическим   словарем   (в   аудитории);   в   случае   затруднения   в   постановке   знаков препинания измени  конструкцию предложения на более прозрачную  и понятную). 11.   Перепиши сочинение в беловик. 12.  Выполни контрольную проверку (удостоверься в том, что сочинение переписано безошибочно).   ! Помни: писать следует аккуратно, разборчиво.

Статья на тему: "Методика подготовки к итоговому сочинению по литературе в 11 классе (обмен опытом)"

Статья на тему: "Методика подготовки к итоговому сочинению по литературе в 11 классе (обмен опытом)"

Статья на тему: "Методика подготовки к итоговому сочинению по литературе в 11 классе (обмен опытом)"

Статья на тему: "Методика подготовки к итоговому сочинению по литературе в 11 классе (обмен опытом)"

Статья на тему: "Методика подготовки к итоговому сочинению по литературе в 11 классе (обмен опытом)"

Статья на тему: "Методика подготовки к итоговому сочинению по литературе в 11 классе (обмен опытом)"

Статья на тему: "Методика подготовки к итоговому сочинению по литературе в 11 классе (обмен опытом)"

Статья на тему: "Методика подготовки к итоговому сочинению по литературе в 11 классе (обмен опытом)"

Статья на тему: "Методика подготовки к итоговому сочинению по литературе в 11 классе (обмен опытом)"

Статья на тему: "Методика подготовки к итоговому сочинению по литературе в 11 классе (обмен опытом)"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.12.2018